Семинар «Организация научно-исследовательской деятельности школьников»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Семинар «Организация научно-исследовательской деятельности школьников»

Скачать 219,65 Kb.


Дата20.12.2017
Размер219,65 Kb.

Скачать 219,65 Kb.

«От урока к научному исследованию»

(материалы «круглых столов»)

4-5 ноября 2007 Центр Организационно-массовой работы МОУ «Провинциальный колледж» при поддержке Управления образования мэрии г. Ярославля провел VI семинар «Организация научно-исследовательской деятельности школьников» в рамках Российской научной конференции школьников «Открытие». Он собрал 50 педагогов города Ярославля и 24 представителя учительского сообщества из 15 регионов Российской Федерации. Наши гости представляли города Москву, Екатеринбург, Челябинск, Кемерово, Липецк, Пермь, Киров, Сергиев Посад Московской области, Котлас Архангельской области, Мичуринск Тамбовской области, Белово Кемеровской области, Рыбинск и Тутаев Ярославской области, а также Усть-Вымский район Республики Коми, Прохоровский района Белгородской области, Камешковский район Владимирской области, Кинешемский район Ивановской области.

Центральным событием семинара стали круглые столы «От урока к научному исследованию», которые проходили в двух рабочих группах (в одной принимали участие представители естественнонаучных дисциплин, в другом - гуманитарных). Выбор заявленной на обсуждение темы обуславливался тремя причинами.

Во-первых, внедрение и расширение исследовательской компоненты в учебном процессе актуализируется самим ритмом современной жизни и новыми ценностями. Средневековое аграрное общество жило землей, промышленное – фабриками и заводами, в XXI веке успешность приходит к тому, кто обладает информацией и умеет правильно ей распорядиться. Объем мировой научной информации растет головокружительными темпами: он удваивался каждые 15-20 лет XX века. «Путь, по которому люди создают, строят, хранят, передают информацию – радикально изменился. Исчезают преимущества старого поколения как хранителя некоторого жизненного опыта, знания очень быстро устаревают. По современным оценкам 80% тех, кто сегодня заканчивает институты, должны будут еще дважды за свою жизнь переучиваться и менять профессию. Эти проблемы не только накладывают дополнительные нагрузки на образование, но и требуют его изменения и совершенствования»1. Все больше распространяется мнение о том, что «в современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать»; а цель школы – «даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ». Условием выживания человека в современном мире является исследовательская компетентность, т.е. способность осваивать и применять на практике метод научного познания, умение получать, обрабатывать информацию, владеть современными возможностями коммуникаций.

Во-вторых, на X Российскую научную конференцию школьников «Открытие» было прислано 1300 исследовательских работ. Экспертные комиссии конференции, в состав которых входят ученые ярославских вузов, осуществляющие отбор работ, отметили, что часто руководители присылаемых «исследований» вкладывают в их содержание и логику построения разный смысл.

В-третьих, учитель, выступая в качестве научного руководителя, работает с одним или несколькими учениками. Но он приобретает важный опыт создания особого творческого со-пространства, который должен использоваться и при работе с целым классом.

Таким образом, главная проблема, вокруг которой шли дискуссии на круглых столах, была сформулирована следующим образом: Исследование в школе: может ли урок научить исследованию?

Ф
экскурсии


ормы организации исследовательской деятельности


конференции



олимпиады

турниры

выставки

научные общества учащихся



объединения учащихся по интересам

Урок

?

малые академии наук



загородные образовательные лагеря


Т.С.Акопова (кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-политических теорий ЯрГУ, член экспертной комиссии секции социально-политических наук конференции «Открытие», преподаватель обществознания МОУ «Провинциальный колледж») Чем является урок в организации исследовательской деятельности школьника? Для ответа нужно понимать, с чего она может начинаться. Обычно мы начинаем учить исследованию в 10 классе. В качестве примера я приведу учебник Кравченко по обществознанию для 10 класса. Он начинается с параграфа «Познание окружающего мира», где раскрывается понятие «исследование», определяются его этапы и уровни. Далее школьникам предлагается провести собственное исследование, и я предлагаю выбрать интересную для них тематику. Обычно она совпадает с темой курсовой работы, что делает исследование практически значимым для учеников. Параграф занимает порядка 5 страниц, но мы изучаем его в течение месяца. Я делю параграф на 5 тем. Две темы касаются непосредственно исследования. Мы подробно говорим о том, какие бывают формы и уровни научного познания, что такое научное проблема, гипотеза, теория, потом они выполняют практикум, пишут письменные работы. Мы можем переделывать работы по два-три-четыре раза, но добиваемся удовлетворительного результата. На тех учеников, которые быстро осваивают «технологию» исследования можно обратить особое внимание, готовить их непосредственно к научно-исследовательской деятельности, включать в программу «Открытие». Объяснить каждому школьнику, что такое исследовательская работа не просто, но важно. В рамках такого предмета как «обществознание» я даю школьникам знания о научной деятельности, осуществляя принципы междисциплинарного подхода. Другие преподаватели могут использовать полученные ребятами общие знания и в своем предмете опираться на них.

Был поставлен вопрос, как можно использовать урок. Есть разные формы деятельности, и их можно по-разному использовать. Курсовые работы школьников могут выноситься на конференцию. Нравится студентам и школьникам и, иногда лучше получается, проектная работа, потому что она связана с конкретным результатом. Есть еще рефераты, но в большинстве своем они сейчас не пишутся, а скачиваются, поэтому я отказалась от такой формы организации работы школьников. Как пример конкретного урока-исследования я хочу привести урок, посвященный политическим режимам. Мы разбираем три их типа. Для закрепления материала я даю детям творческую работу – определить тип политического режима современной России. Для меня важно не столько конкретное определение, сколько умение аргументировать свою точку зрения. Но, думаю, не каждый урок дает такую возможность.


О.В.Лощакова (кандидат исторических наук, член экспертной комиссии конференции «Открытие», доцент кафедры всеобщей истории ЯрГУ им П.Г. Демидова) Правильно ли я поняла, что Вы разделяете проектную и исследовательскую деятельность?
Т.С.Акопова Проектная деятельность – это разновидность исследовательской деятельности, но она имеет прикладной характер. Конечный результат проектной деятельности – получение конкретного продукта.

М.А.Петрова (учитель физики ГОУ Лицей №1502 при МЭИ, г.Москва, старший преподаватель кафедры ОфиЯС МЭИ) Я не совсем согласна. В физике исследовательская деятельность плавно перетекает в проектную. Одно без другого невозможно. Дети собирают установки для осуществления исследовательской деятельности своими руками. И потом эти установки они исследуют, производят измерения и пишут свои работы.

О.М.Исаева (руководитель НОУ Дворца пионеров и школьников, г.Челябинск) Проектная деятельность имеет определенный алгоритм, и мы знаем результат, к которому должны прийти. Исследовательская деятельность шире: мы не знаем конкретного результата, к которому придем.

М.А.Петрова А разве этого нет в проекте, связанном с созданием новой установки или прибора?

О.М.Исаева Речь идет о рационализаторском проекте, это уже исследовательская деятельность.

О.Г.Левина (кандидат педагогических наук, главный координатор конференции «Открытие», заместитель директора по организационно-методической работе МОУ «Провинциальный колледж») Необходимо договориться о видах исследовательской деятельности, о доступности этих видов школьникам, их сообразности возрасту, способностям и объективным возможностям. Сейчас в школах активно применяется проектная деятельность. Проект  замысел, план. Проектирование  дальнейшее воплощение этого плана. Учителя буквально всех дисциплин используют реферат, как форму самостоятельной учебной деятельности школьника. Реферат – это уже форма исследования, по сути – этап научного исследования, предполагающий анализ существующих знаний, обобщение полученной информации и формулирование собственных выводов. Многим школьным учителям импонирует проблемное обучение: здесь на первый план выходит учебная исследовательская задача, решая которую ученик ищет решение, применяя элементы исследовательских методов. Научное исследование – высшая форма, результатом его является всегда новое знание. Научное исследование в рамках школы – скорее, единичное, а не массовое явление. А какие формы исследовательской деятельности школьников применяете вы? Какой опыт существует в ваших учебных учреждениях?

Л.И. Колесниченко (зам. директора по углубленному образованию и исследовательской деятельности МОУ СОШ №9, г. Пермь) Хочу сказать о рефератах. Я считаю, что это перспективная, серьезная форма работы. Например, у меня родилась тема – сопоставление Пушкина и Ньютона. В жизни каждого были моменты, когда существование в замкнутом пространстве давало поразительный выход творчеству.
О.Г.Левина Как защищаются, представляются рефераты, выполненные детьми?
Л.И. Колесниченко Мы создаем условия для публичности и успешности. Во-первых, на уроке создается своеобразная «затравка»: ставится маленькая задача и соответственно, получается маленькое исследование. Главное задать установку – найти путь получения «этого». Во-вторых, мы проводим школьную конференцию. В-третьих, обсуждения проходят в рамках школьного научного общества учащихся. В-четвертых, мы соотносим исследование с проектной деятельностью. Мы разрабатываем такое нововведение как международный бакалавриат. И результаты есть. Например, дети активно занялись изучением астрономии, своими руками делают модели приборов, занимаются историей астрономических измерений. Несомненно, для ребенка это польза.

И.В.Фролов (ассистент кафедры всеобщей истории ЯрГУ им. П.Г. Демидова, преподаватель истории МОУ «Провинциальный колледж»). Исследование – это познание мира. Нужно различать проектную, исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность. Проект может быть фундаментом теоретического исследования в физике, химии, экспериментальной археологии. Но проект может так и остаться прикладным проектом и не вылиться в научную работу, в теоретическое обобщение, а может стать основой исследования. Исследование, по сути, не может быть ограничено временными рамками. Научная работа не имеет своего завершения, даже после написания доклада или диссертации, тема не завершена. А проект имеет конечный материальный результат.

О.В.Лощакова Важно определить разницу и между исследовательской и научно-исследовательской деятельностью, о которой заговорил Иван Викторович Фролов. Многие работы школьников, которые, без сомнения, носят исследовательский характер, не принимаются экспертами конференций, которые имеют в своем названии уточняющую характеристику «научно-исследовательская».

М.А.Петрова Я думаю, что отличия кроются в научной новизне той или иной работы. Для школьного процесса обучения чрезвычайно важно, чтобы дети сами пришли к какому-либо результату. Может быть, для науки он не является новым, а для школьников – это открытие.

О.В. Лощакова А не возникает ли тогда противоречие? Для науки важно новое знание, а для школьного учителя – путь, которым ребенок пришел к новому для него знанию. В некоторых статьях, посвященных критериям научно-исследовательских работ школьников, есть такое требование - «новизна для мировой науки». Корректно ли требовать научной новизны?

М.А.Петрова Все-таки важна именно научная новизна. Для разных детей мы предлагаем разные формы организации работы: рефераты - для младших школьников, для многих ребят доступна учебно-исследовательская деятельность, и только единицы становятся на путь научного исследования.

М.Ю. Соловьев (кандидат химических наук, помощник ректора ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, ст.преподаватель кафедры органической химии, руководитель семинара по химии городской программы «Открытие», член экспертной комиссии секции химии конференции «Открытие») Нет необходимости всех детей вовлекать в научно-исследовательскую деятельность, более того, это может принести вред школьнику.

В.А. Кузнецова (доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей математики ЯрГУ им. П.Г. Демидова, член экспертной комиссии секции математики конференции «Открытие»). Но и не надо бояться вставать на путь организации исследовательской деятельности школьников. По поводу научной новизны работы должна сказать, что в математических работах школьников, даже победителей Российской конференции, научная новизна результатов встречается крайне редко в силу специфики математической области знаний. Выбор темы часто осуществляется через переход от задачи школьной программы к исследовательской проблеме. Например, может быть взята классическая задача и предложен оригинальный метод ее решения. Школьник может представить на конференции и самостоятельно составленную им новую задачу.

О.В. Лощакова То есть, важно понимать, что требовать от детей, и где полученные результаты могут быть представлены и по достоинству оценены?

И.В.Фролов На Казанской научной конференции школьников в 2007 году один ученик на секции «астрономия» представил телескоп. Он его собрал сам без помощи научного руководителя или учителя. Он создал свою методику наблюдения за небесными телами. Все сам, но нового для науки он ничего не открыл. Он не ориентировался в научной литературе. Его доклад не стали считать научной работой, но отметили грамотой за практическую научно-проектную деятельность.

Е.А.Астахова (старший преподаватель кафедры русской литературы ЯГПУ им К.Д Ушинского, член экспертной комиссии секции литературоведения конференции «Открытие») Дискуссия ведется вокруг названия, вокруг слова. А важны цели. Кого мы хотим вырастить? Целый класс физиков? Или класс гениальных ученых? Конечно, есть исследование, которое предполагает элемент абсолютной новизны. Но есть то, что мы традиционно называем исследовательским методом, когда от ребенка никакой новизны не требуется, но он ставится в ситуацию необходимости самостоятельно добыть некое знание. В этом смысле наши 30 человек на уроке могут оказаться исследователями, ничего нового не изобретая, но учась добывать, сортировать информацию, работать с информацией, и таким образом, по сути дела обучаться, уходя от всякого рода репродуктивности к добыванию, пониманию, оцениванию информации. Это наша общая цель. Исследование можно назвать научным, можно назвать учебным, вопрос в том, чего мы хотим.
И.В.Фролов Целеполагание – правильно. Но, думаю, что и вопрос о дефинициях должен быть решен. Школьники должны, как и учитель, понимать, чем они занимаются. Иначе ученик может запутаться.

Л.И. Колесниченко Наша школа – физико-математическая, и многие из наших детей действительно одаренные. Но мой опыт показывает, что даже способного ребенка сложно сразу отдавать в руки ученого или специалиста. Его надо постепенно готовить к такому сотрудничеству. Первая ступень подготовки - средняя школа, когда дети выполняют простые работы, проявляя самостоятельность. Здесь закладываются кирпичики для будущего. На второй ступени школьники решают новые для них задачи, к которым уже обращались ученые. После достижения цели они имеют возможность сравнить логику исследования, увидеть свои недостатки и преимущества. Это в основном учебная работа. И только на ступени старшей школы можно передавать ребенка в руки серьезных исследователей. Например, наши ребята участвуют в обработке результатов многих опытов.

З.Т.Футерман (педагог дополнительного образования МОУ Новкинская общеобразовательная школа Камешковского района Владимирской области) Я хочу рассказать о практической исследовательской деятельности, которой мы занимаемся в настоящее время в поселке Новки Камешковского района Владимирской области. Мы ведем поиск владимирских рожечников. Они прославились на всю Европу, выступали в 1883 году в Париже. Это наши русские лапотники, пастухи, которые покорили всю Европу. О них забыли в последние годы, хотя в 1960-е годы писали. Начали с фотографий, когда-то я их собирала. Сначала поехали с одной девочкой, потом собрали экспедицию. Во Владимире есть улица Кондратьева, но никто не знал о нем. Это рожечник. Мы мемориальную доску изготовили, подготовили праздник, нашли пластинку с записью игры Кондратьева. Нашли его правнучку. Нашли других рожечников. Сейчас изучаем сами рожки, выявляем отличие рожков Кондратьева от других, особенности современных рожков. Договорились каждый год проводить ярмарку. Детям интересно. Разве это не исследовательская работа?

О.В. Лощакова Зинаида Тимофеевна, обязательно ли исследователь – это человек с богатым внутренним миром, человек с душой?

З.Т.Футерман Это так. Мы, прежде всего, собираем информацию о людях. И начинаем с людей, которым задаем вопросы. С тех, кто еще помнит, еще не ушел из жизни. Они являются хранителями своего особого знания, которого не найдешь в других местах.

Т.В.Глаголева (учитель истории и обществознания гимназии №1 г. Липецка) Я считаю, что человек может познавать мир как через практику, так и другими путями. Например, через проектную деятельность. Это тоже одна из форм исследования. Я хочу видеть в своем ученике человека познающего, открывающего для себя что-то. А потом уже и для науки. Я считаю, что если ученик открыл что-то для себя, его это заинтересовало, то он пойдет дальше. А значит, будет открывать новое для всех.

М. Н. Ярош (учитель истории и обществознания МОУ СОШ №66, руководитель музея, г. Ярославль) Могут быть и нужны разные формы урока. Научная деятельность на уроках тоже может занимать разное место. Эта деятельность может быть эпизодической или регулярной. Она может проходить через весь год или быть в конце итогом. Я много внимания уделяю краеведению. Дети занимаются составлением родословных. Это тоже исследование, но оно частное, а потом мы выходим на историю края и даже страны. Выводы, сопоставления мы слушаем на уроке. В родословной каждой семьи есть свои находки. Есть находки научные, есть находки для детей.

С.В.Куличкина (психолог МОУ СОШ №49, г. Ярославль) Самое важное – зажечь в детях искорку познания или развить этот вкус к познанию. Задача учителя именно в этом. А как оформить эту работу? Достаточно несколько консультаций, и если ребенок интеллектуально сохранный, то форму оформления он усвоит очень быстро. А вот раскрыть желание ребенка работать в исследовательской или проектной деятельности – это очень важно. Мы начинаем у нас в 49-ой школе с элективных курсов, всего 17 часов. И вот за это время мне нужно у них развить и интерес к психологии, и вкус к познавательной деятельности, и кого-то вывести на уровень исследовательской работы. Они начинают с простых проектов «Мы и родители», «Как жить в мире с родителями». У кого-то этот проект потом выходит в исследовательскую деятельность, например, «Роль семейного воспитания в лидерстве детей». Кто-то останавливается на стадии практического использования и выстраивания отношений с родителями. Это тоже полезно.

Н.В.Клементьева (учитель русского языка и риторики гимназии №3, г.Ярославль) Мой предмет - русский язык. Я считаю, что исследовательская деятельность на уроке нужна, чтобы ребенку было интересно, чтобы он полюбил процесс познания как необходимый для человека. Ученик должен вырасти человеком думающим. У нас в России не привилась поисковая методика, где в основу изучения языка положено исследование. Ученик в 4-6 классах много открывает для себя, получает навык отбора информации, много анализирует и синтезирует. Это система Михаила Викторовича Панова. Ее используют лишь в нескольких местах: Москва, Дальний Восток, Владимир. В ней урок представлен как процесс поиска. Ученик задает вопросы, и сам ищет ответы. А далее уже учитель может увидеть воспитанника, склонного к исследовательской деятельности, может предложить ему писать работу на конференцию. Учебник Панова – это учебник-задачка. Он дает возможность ребенку делать маленькие открытия. Но этот учебник не вошел в Федеральный перечень. Современные учебники построены так, что только учитель может создать исследовательскую систему. Ему необходимо много потрудиться, чтобы сделать урок интересным. Я считаю, что нам на уроках нужен исследовательский подход, потому что каждый человек по натуре исследователь, и он должен таким развиваться.

Т.А.Кокорина (учитель начальных классов, руководить МО физико-математический лицея, г.Киров) Согласна с тем, что исследовательский характер урока может зависеть от подачи материала в учебнике. Например, в учебнике Виленкина по математике заложена целая система творческих заданий. Примерно каждые две недели я даю ребятам подобные задания. Они выполняют их с удовольствием. Уходя на летние каникулы, например, они получили задание рассказать, где им летом потребовалась математика. Они увидели реальный выход для теоретических проблем. Лучшие работы оказались не у самых одаренных детей, с моей точки зрения. Многих я увидела в другом свете. Другой пример, разбирая тему «единица измерения площади», ребята исследовали площадь рекламных объявлений в газетах.
Т.В. Русских, И.В.Прокина (учителя МОУ Гимназия №210 «Корифей», г.Екатеринбург) Изучение отдельных тем мы облекаем в разную форму, что станет понятным на примере Истории русской культуры. Она плохо освоена школьниками. Мы нашли выход: выстроили целую программу с 5 по 10 класс по изучению русской культуры. Мы проводим путешествия, заводим дневник путешественника, потом совершаем поездку в Москву, отмечаем и описываем в дневнике памятники. Так дети лучше запоминают и понимают вопросы русской культуры. Проводим викторины. По окончании курса подразумевается творческое выступление. Это создает условия для научной работы, появляются заинтересованность и знания, формулируются проблемы.

Т.В.Глаголева Урок – это начало всего. У нас элективный курс – социология. Мы предложили проект: составить анкетирование для социологического опроса на любую тему, предпочтительную для наших учащихся. Они составляли по 15-40 вопросов. Я думала, это прекратиться после урока. Но нет. Среди ребят оказались, например, такие, которым не интересна социология, но они увлечены музыкой. Они во внеурочное время провели опрос школы, выяснив музыкальные предпочтения школьников с 6 по 11 классы. Оповестили о результатах всю гимназию, поместив материалы в своей газете. Поэтому я считаю, урок – это начало всей исследовательской деятельности.

М.А.Петрова Урок – это не только начало исследовательской деятельности, это – и логическое завершение конкретного ее этапа. Мои дети своим коллегам на уроке рассказывают о своих выполненных экспериментах. Им задают вопросы. Идет совместное обсуждение результатов – это итог определенного этапа работы.

Ю.П.Поваренков (доктор психологических наук, профессор, зав.кафедрой психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, эксперт секции психология конференции школьников «Открытие») Хочу внести сомнение после всех услышанных рассуждений. Не устарел ли урок как форма обучения? В последнее время вместо слов «обучение» и «воспитание» используется, например, слово «сопровождение». Традиционное обучение как форма взаимодействия с ребенком тоже утрачивает свое значение. Проводилось большое количество исследований преемственности между школой и вузом. Они показали: чем лучше ученик справлялся с «уроковой» системой в школе, тем он хуже включался в вузовскую систему, поскольку там обучающая система несколько иного плана. Может быть, урок мешает проведению и активизации исследовательской работы? Создает ли он условия для исследовательской деятельности? Эти условия, может быть, лучше создает лабораторная работа или реферирование.

И.В. Внуков (зам. директора ГОУ Лицей №1502 при МЭИ, г. Москва, учитель истории) С какого класса Вы предлагаете отказаться от уроков?

Ю.П.Поваренков Одна из важнейших функций урока – организация учебной деятельности школьника. Поскольку в 4 классе заканчивается этап формирования учебной деятельности, то примерно после 4 класса можно и отменить уроки. Хотя мы исследовали преемственность между 4 и 5 классами, и здесь тоже есть свои определенные проблемы.

Е.А.Астахова Я хочу сказать, что лекционно-семинарская система вуза имеет большое количество недостатков. Когда я читаю лекцию перед потоком студентов, я понимаю, что урок продуктивнее. Есть такая теория: заменить все лабораториями, учитель как тьютер будет ходить между собственноручно исследующими все детьми. Но это тоже крайность. Вузовская лекция – не идеальная форма.

И.В.Внуков Меня пугает в последнее время шараханье нашей системы образования из стороны в сторону. В начале 1980-х годов один подмосковный учитель (не буду называть его имени) доказывал, что урок как форма себя изжила, у него не было звонка. Входи когда хочешь, садись, где хочешь, хоть прыгай, хоть скачи, но я все успеваю. За ним бегали журналисты. Это пытались привести в систему. Я не согласен с профессором Ю.П.Поваренковым, что хорошие ученики в школе – плохие студенты. У нас лицей при Московском Энергетическом институте (МЭИ). Школьники прямым ходом идут в этот вуз. Наши звезды в школе - звезды и в вузе. Нужно говорить о разных методах уроков. На уроках истории в какой-то момент нужно красиво рассказать о гражданской войне, а потом уже дать документы для самостоятельной работы. Нельзя подменять одно другим.

Ю.П.Поваренков Дело не в лекции, а в том, чтобы понять каковы сильные и слабые стороны урока в связи с нашей задачей. Речь должна идти о более широкой категории – о способе организации познавательной активности ребенка. Хотелось бы выяснить, какая форма более всего способствует формированию познавательной активности. Урок требует соблюдения многих важных моментов: проверка домашнего задания и т.п.

Е.Р.Семко (кандидат физико-математических наук, заместитель председателя Оргкомитета Российской научной конференции школьников «Открытие», директор МОУ «Провинциальный колледж») А как соотносится познавательная активность и ЕГЭ? Это, по-моему, разные дороги. Если хорошо готовить к ЕГЭ, то исследовательская деятельность просто не нужна. Студенты сейчас не умеют доказывать теоремы, даже на самом низком уровне. Это в ЕГЭ не нужно, и учителя от этого в школе отказались. В советской системе отрабатывались доказательства теорем, использовались разные доказательства одной и той же теоремы. У школьников иначе формировались мозги, это было видно и на студентах. Сейчас иное положение. Формирование исследовательских навыков возможно лишь через систему элективных курсов, если они вводятся школой.

М.А.Петрова Мы с Вами согласны, но мы можем лишь рационально использовать те возможности, которые имеем.

О.В. Лощакова Советская система не ставила особую цель - развить исследовательское мышление, но выросло несколько поколений думающих людей, среди которых множество выдающихся ученых. В настоящее время много об этом говорят и много делают в этом направлении, но у меня ощущение, что современные дети далеко не все хотят заниматься исследованием, а иногда даже и мыслить. В чем причина?

М.А.Петрова Сначала нужно заложить костяк, основу знания, а потом уже исследовать. Это может стать последним завершающим этапом. И это не для всех. Кого-то устроит минимальный уровень. Кто-то должен выполнять и репродуктивную работу. Пусть будут дети кому нужно только ЕГЭ, а кто-то пойдет и дальше. ЕГЭ пока еще эксперимент. Для многих московских вузов пока ЕГЭ еще сдавать не выгодно.

Т.В.Глаголева Во время урока ребенок должен получить основу. Может один из тысячи проявит интерес или из ста. Основная исследовательская инициатива идет от учителя, чаще во время урока. Он должен заинтересовать. Хотя сделать это сложно, особенно в старших классах: ЕГЭ по 5 предметам, репетиторы – времени нет даже на отдых.

О.А.Клещева (зам. директора по УВР физико-математического лицея, г.Киров, учитель начальных классов) Сейчас учитель попадает в ситуацию оценивания: сколько его учеников получили дипломы и победили на конкурсах? Получается, что ребенок должен работать на результат для учителя? Как к этому подходить? Заинтересовался ребенок в младшей школе происхождением Петрушки. Но это не научно. Задал себе вопрос – почему у деревьев листья разные, это тоже науке известно. Сейчас у ребенка есть интерес, а потом его не будет. Часто учитель, чтобы работа получилась качественно, делает за ребенка многое сам. Это не рождает у детей интереса, скорее, наоборот. Всегда остается вопрос, что сделал ребенок, что - взрослый. Мне кажется, что конкурсы не всегда хорошо. Главное заинтересовать детей на уроке. Именно от урока все начинается. Если учитель правильно ведет урок, заинтересовывает детей, возникает нить, которая уходит дальше. На конкурсах нужно оценивать с точки зрения ребенка, тогда у детей не будет пропадать интерес. Для ребенка важно свое открытие.

О.М.Исаева Мы в Челябинске организуем для начальных классов конференцию, но без предварительной экспертизы, результаты которой могут быть настоящей травмой для малышей.

Ю.П.Поваренков Существуют разные типы исследования: повторение, открытие, конкретизация, расширение. Важно, чтобы в детских работах видели что-то из этих типов.

Мне кажется, нельзя навязать ребенку возможность творчески мыслить. В детских работах трудно выявить, что сделал ребенок, а что научный руководитель. Идет тесное взаимодействие. Учитель на определенном этапе подставляет плечо, помогает сформулировать проблему. Глубина участия может быть разной, но учитель не должен делать работу за ученика. Этим он вредит и себе и ученику.



О.В. Лощакова Мы пришли к выводу, что исследование необходимо. Это залог развития и для ученика, и для учителя. Исследование – это не только творческий порыв, но и огромный труд. Важно, чтобы ученики пришли к этой мысли.

О.Г.Левина Подводя итоги наших круглых столов, мы сформулировали основные тезисы звучавших сегодня выступлений:

  1. Следует понимать, что к терминам «наука» и «научное исследование» нужно относиться с определенной осторожностью с точки зрения сути определений.

  2. Исследовательская задача, практикум, творческий проект, учебное исследование – это те формы исследовательской деятельности, которые могут быть широко применены в школе и органично войдут в образовательный процесс.

  3. Школа может и должна обучать ребенка исследовательским навыкам, развивать исследовательский тип мышления, формировать исследовательскую компетентность.

  4. Для формирования элементов исследовательских навыков, воспитания поисковой активности, развития врожденных исследовательских способностей нет ни верхней, ни нижней возрастной границы. В детских садах, в начальной школе есть интересная практика и опыт решения исследовательских задач. Необходимо выстраивание преемственности типов и форм исследовательской деятельности от младшего к среднему и к старшему звену школы.

  5. Научно-исследовательская деятельность не является массовой деятельностью. Но для поддержки одаренных детей, способных ее реализовать, учителям и школе необходимо найти пути и направления развития ребенка, организованные формы научно-методического обеспечения его работы, консультирования ученых и квалифицированных специалистов.

  6. Любые формы организации исследовательской работы школьников на любом уровне оказывают существенное и очень ценное влияние на развитие личности ребенка.

  7. Важнейшую роль в формировании исследовательских навыков играет личность учителя/научного руководителя. Существенную ценность имеет обмен опытом людей, занимающихся организацией НИД.

Ведущие «круглых столов» - О.Г.Левина, О.В.Лощакова, М.Ю. Соловьев. Подготовка работы «круглых столов» была бы невозможна без участия методиста ЦОМР МОУ «Провинциальный колледж» Т.Ю. Маругиной.

Материалы подготовлены к печати О.Г. Левиной, О.В. Лощаковой, старшим преподавателем кафедры отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им. П.Г. Демидова И.А. Федорчук.




1 Сергеева М.Г. Наука и образование в современном мире // Дайджест ФМШ / http://www.kolmogorovschool.ru

  • Исследование в школе: может ли урок научить исследованию