Сборник тестов и практических заданий для самостоятельной подготовки студентов

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Сборник тестов и практических заданий для самостоятельной подготовки студентов



страница1/3
Дата20.12.2017
Размер1,8 Mb.


  1   2   3



СБОРНИК ТЕСТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Учебная дисциплина: Культура речи

Тольятти, 2015
Пояснительная записка

Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи.

Культура – это не только вежливость, знание этикета, но и в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь.

Культуре речи учат с раннего детства, и возможные ошибки должны изживаться в процессе обучения родному языку. Но, к сожалению, не всегда выпускников образовательного учреждения можно охарактеризовать как людей, умеющих правильно говорить и писать.

Сборник содержит тематические, обобщающие, контрольные письменные тесты, тесты на знание иностранных слов, практические задания по всем разделам дисциплины; поможет в достижении высокой грамотности и в повышении общей языковой культуры.
Структура и содержание учебного пособия соответствуют требованиям программы учебной дисциплины, ориентированной на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам/хореографическое творчество) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 070000 Культура и искусство.

В сборнике содержится 8 практических заданий и 8 тематических тестов, 8 контрольных занятий для самостоятельной работы студентов.



Содержание
1. Тематический тест № 1 «Фонетика. Орфоэпическая норма»………………………………4

2. Тематический тест № 2 «Лексика и фразеология. Лексическая норма»………………...11

3.Тематический тест № 3 «Словообразование. Морфологическая норма (имя существительное, имя прилагательное)»……………………………………………………..22

4.Тематический тест № 4 «Морфологическая норма (местоимение, числительное, глагол, наречие, служебные части речи)»…………………………………………………….29

5. Тематический тест № 5 по теме «Синтаксическая норма»…………………………… 35

6. Обобщающий тест № 6……………………………………………………………………. 46

7.Итоговый контрольный тест № 7……………………………………………………………56

8. Тест на знание иностранных слов………………………………………………………….66

9.Практические задания по теме «Лексические, орфоэпические, орфографические нормы»…………………………………………………………………………………………..69

10. Практические задания по теме «Морфологические нормы»…………………………….80

11. Практические задания по теме «Синтаксические нормы»……………………………..101

12.Обобщающие задания……………………………………………………………………..107

13.Контрольная работа№1……………………………………………………………………114

14. Контрольная работа№2…………………………………………………………………...116

15. Контрольная работа№3…………………………………………………………………...118

16. Контрольная работа №4………………………………………………………………… 122

17.Список использованной литературы…………………………………………………….126

Тематический тест № 1

по теме «Фонетика. Орфоэпическая норма»

Вариант I

Блок А


п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Цена задания

Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа.

1.

В каком слове звуков больше, чем букв:

А) якорь В) уголь

Б) земля Г) пояс




1


2.

В каком слове ударение падает на первый слог:

А) оптовый В) маркетинг

Б) звонит Г) щавель




1


3.

В какой строке все слова произносятся с гласным звуком / О /, обозначаемым на письме буквой Ё:

А) бытие, опека, перст

Б) белесый, издевка, никчемный

В) безнадежный, двоеженец, блеклый

Г) крестный (отец), платежеспособный, недоуменный




1


4.

В какой строке все слова иноязычного происхождения в безударном положении произносятся со звуком / О / на месте буквы О:

А) досье, кредо, отель

В) сонет, ноктюрн, радио

Б) поэт, роман, прогресс

Г) брошюра, рояль, программа




1


5.

Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится твердо:

А) сессия В) пресса

Б) академия Г) компьютер




1


6.

Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится мягко:

А) термин В) модель

Б) кодекс Г) бартер




1


7.

Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится как / ШН /:

А) скучно В) яичный

Б) сливочный Г) порядочный




1


8.

Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится так, как пишется:

А) скворечник В) сердечный

Б) Ильинична Г) горчичник




1


9.

Назовите слово, в котором не допущена ошибка:

А) инциндент В) дерматин

Б) будующий Г) друшлаг




1


10.

Назовите строку, в которой допускаются оба варианта произношения слов:

А) пулОвер и полувЕр

Б) тОннель и тУннель

В) траМвай и траНвай

Г)конкуренТоспособный

и конкурентНоспособный





1


11.

Определите, в каком слове ударение падает на суффикс -ирова-:

А) маркировать В) нормировать

Б) премировать Г) блокировать




1


12.

Определите вариант, где ударение сохраняется в одной и той же морфеме:

А) окно – окон В) трудна – трудно

Б) кухня – кухонный Г) брала – брало




1


Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие.

13.

Установите соответствие:

1. броня а) подвергшийся проклятью

2. броня б) защитная облицовка из стали

3. проклятый в) закрепление чего-либо за кем-либо

4. проклятый г) ненавистный





2


14.

Установите соответствие:

1. нейтральное слово а) кладбище

2. народно-поэтическое б) девица

в) шёлковый

г) кладбище

д) шелковый

е) девица





2

Инструкция по выполнению заданий 15 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа.

15.

В форме родительного падежа множественного числа ударение падает на последний слог у следующих существительных:

А) областей Г) сирот

Б) местностей Д) досок

В) тортов






2


16.

Ударение в словах зависит от их значения в следующих вариантах:

А) языковая – языковая Г) развитый – развитый

Б) характерный – характерный Д) ржаветь – ржаветь

В) творог – творог Е) атлас – атлас






2


17.

Ударный звук выделен верно в словах:

А) ходатайство Г) валовой

Б) мизерный Д) украинский

В) жалюзи Е) некролог






2


18.

В разделе «Фонетика» рассматриваются нормы:

А) морфологическая

Г) синтаксическая

Б) лексическая

Д) орфоэпическая

В) акцентологическая






2



Блок Б

Инструкция по выполнению заданий 19 – 25: в соответствующую строку бланка ответов запишите ответы на поставленные вопросы или окончание предложения.

19.

Дополните предложение:

Богатство и разнообразие речи, чистота речи, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность – это ………



4


20.

Дополните предложение:

Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений – это........




4


21.

Дополните предложение:

Правила постановки ударения в слове изучает ………



4


22.

Дополните предложение:

Слова, совпадающие по написанию, но разные по произношению, называются – это……



4


23.

Как называется наука, изучающая совокупность правил нормативного литературного произношения?



4


24.

Назовите понятие, означающее наличие в некоторых словах вариантов ударения, применяемых в разных ситуациях общения?



4


25.

Назовите формы существования литературного языка.



4


Вариант II
Блок А


п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Цена задания

Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа.

1.

В каком слове есть согласный звук / т / :

А) отдал В) поднял

Б) учится Г) предположил




1


2.

В каком слове ударение падает на первый слог:

А) досуг В) договор

Б) торты Г) столяр




1


3.

В какой строке все слова произносятся с гласным звуком / О /, обозначаемым на письме буквой Ё:

А) желчь, осетр, трехведерный

Б) гололедица, пригрезиться, житие

В) маневры, истекший (год), истекший (кровью)

Г) афера, гололед, гравер




1


4.

В какой строке все слова иноязычного происхождения в безударном положении произносятся со звуком / О / на месте буквы О:

А) оазис, фонема, коммерция

В) Шопен, брошюра, вето

Б) комфорт, концерт, Вольтер

Г) какао, брутто, коммюнике





1


5.

Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится твердо:

А) протест В) коттедж

Б) тенор Г) демагог




1


6.

Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится мягко:

А) модель В) фонетика

Б) декада Г) шедевр




1


7.

Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится как / ШН /:

А) закадычный

В) съемочный

Б) поточный

Г) яичница




1


8.

Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится так, как пишется:

А) нарочно В) конечно

Б) Саввична Г) закадычный





1


9.

Назовите слово, в котором допущена ошибка:

А) интригант В) скрупулёзный

Б) страховой полис Г) компостировать





1


10.

Назовите строку, в которой допускаются оба варианта произношения слов:

А) проЧий и проТчий

Б) мАкулатура и мУкулатура

В) матраЦ и матраС

Г) констаТировать и констаНтировать





1


11.

Определите, в каком слове ударение падает на суффикс -ирова-:

А) делегировать В) копировать

Б) пломбировать Г) блокировать





1


12.

Определите вариант, где ударение сохраняется в одной и той же морфеме:

А) звонишь – звонят В) крепок - крепки

Б) весело – весела Г) дало - дала




1


Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие.

13.

Установите соответствие:

1. переходной а) пункт, возраст

2. переходный б) период, возраст, глагол

3. призывный в) клич

4. призывной г) мост, тоннель, балл



2

14.

Установите соответствие:

1. чистота речи

2. точность речи

3. правильность речи

4. богатство и разнообразие словаря
а) соблюдение действующих норм русского литературного языка;

б) умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русого языка;

в) словарный запас одного человека, смысловая насыщенность слова;

г) отсутствие в речи лишних слов, слов-паразитов.




2


Инструкция по выполнению заданий 15 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа.

15.

В форме родительного падежа множественного числа ударение падает на первый слог у следующих существительных:

А) ведомостей Г) плоскостей

Б) портов Д) шарфов

В) мощностей






2


16.

Ударный звук выделен верно в словах:

А) квартал Г) языковая (колбаса)

Б) свекла Д) газопровод

В) торты Е) эксперт






2


17.

Ударный звук выделен верно в словах:

А) ходатайство Г) валовой

Б) мизерный Д) украинский

В) жалюзи Е) некролог






2


18.

Устная речь характеризуется следующими признаками:

А) это речь звучащая, в ней используется система фонетических средств выражения;

Б) она создается в процессе говорения;

В) это речь графически закрепленная;

Г) для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, повторы, незаконченность выражения мысли…);

Д) она может быть заранее обдумана и исправлена.





2



Блок Б

Инструкция по выполнению заданий 19 – 25: в соответствующую строку бланка ответов запишите ответы на поставленные вопросы или окончание предложения.

19.

Дополните предложение:

Совокупность качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки в соответствии с поставленной задачей – это……




4


20.

Дополните предложение:

Современный русский язык включает в себя русский национальный язык и ………



4


21.

Дополните предложение:

Раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи – это……



4


22.

В каком словаре можно узнать правильную постановку ударения в слове и его произношение?



4


23.

Назовите особенности русского ударения.




4

24.

Дополните предложение:

Высшая форма русского национального языка; язык, обработанный мастерами слова – это…..



4


25.

Дополните предложение:

Выделение слона в слове - это………




4


Тематический тест № 2

по теме «Лексика и фразеология. Лексическая норма»
Вариант I

Блок А

п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Цена задания

Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа.

1.

Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

А) алчный В) завистливый

Б) жадный Г) ненасытный




1


2.

Назовите ряд стилистических синонимов:

А) шествовать, идти, топать

В) возрождать, восстановить

Б) беспокойство, волнение, тревога

Г) бедный, неимущий, нищий




1


3.

Найдите среди групп слов омофоны:

А) белок – белок

В) спица - спится

Б) печь (пироги) – печь (растопить)

Г) острова - острого




1


4.

Определите, какое слово не является антонимом к слову ХОЛОДНО:

А) горячо Г) знойно

Б) студено Д) тепло

В) жарко





1


5.

Найдите среди пар словосочетаний паронимы:

А) запустить спутник – запустить учебу

Б) работать спустя рукава – работать засучив рукава

В) теряться в догадках – пожимать плечами

Г) представить к награде – предоставить отпуск




1


6.

Найдите среди словосочетаний пример плеоназма:

А) народная демократия

В) сгруппироваться в группы

Б) проливной ливень

Г) нарисовать рисунок




1


7.

Укажите случай нарушения сочетаемости слов:

А) товар по низким ценам

В) владеть собственностью

Б) санитарное состояние улиц

Г) основать следующие выводы




1


8.

Найдите архаизм:

А) вотчина В) ланиты

Б) опричнина Г) гусар




1


9.

Укажите предложение, где фразеологизм употреблен верно:

А) Мы замочили червячков.

Б) Они довели его до белого колена.

В) Я преклонил колени в знак почтения.

Г) Кругом темнота - хоть глаз выколи.




1


10.

Назовите предложение, где заимствованное слово употреблено неуместно:

А) После долгих дебатов договорились назначить прогулку на воскресенье.

Б) Интервью журналиста с министром запланировано на среду.

В) Аннотация к книге составлена грамотно.

Г) Мемуары участника Сталинградской битвы заинтересовали многих читателей.




1


11.

Что означает данный фразеологизм : МЕТАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ?

А) пытаться угодить кому-либо

Б) напрасно доказывать что-либо тому, кто не может или не хочет понять это

В) что-то делать бесцельно





1


12.

Найти вариант употребления слова «рука» в прямом значении:

А) золотые руки В) мыть руки

Б) взять себя в руки Г) наложить на себя руки





1


Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие.

13.

Определить, какому фразеологизму какое слово соответствует:

1. воспрянуть духом а) убежать

2. дать знать б) мешать

3. прийтись по вкусу в) ободриться

4. за тридевять земель г) понравиться

5. вставлять палки в колеса д) сообщить

6. навострить лыжи ж) очень далеко




2


14.

Определите, какое явление лежит в основе данных предложений

  1. синонимия

  2. антонимия

а) Затихли ветерки, замолкли птичек хоры.

б) Девственные чащи изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя.

в) На узкую реку не стоит наводить широкий мост.

г) Ветерок веселый робок и застенчив.

д) Мне грустно и легко, печаль моя светла.

е) Вся жизнь моя – как сине море: бушует, пенится, кипит.




2


Инструкция по выполнению заданий 15 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа.

15.

Найдите омоформы:

А) посветить (свечой) – посвятить (роман) Г) выли – в иле

Б) семью (семь) – семью (содержать) Д) плач - плачь

В) вы ли – выли Е) темы – те мы






2


16.

Найдите нейтральные синонимы к слову ПРЕНЕБРЕГАТЬ:

А) игнорировать Г) чихать на что-то

Б) не замечать Д) манкировать

В) не придавать значения

Е) пропускать мимо ушей





2


17.

Найдите паронимы:

А) тактичный – тактический Г) рой (сущ.) – рой (глагол)

Б) одеть – надеть Д) освоить - усвоить

В) бесшумный – тихий Е) явный - явственный






2


18.

Какие иностранные слова можно отнести к теме «политика»?

А) импичмент Г) ксерокс

Б) менеджер Д) саммит

В) инаугурация Е) диск-жокей






2



Блок Б

Инструкция по выполнению заданий 19 – 25: в соответствующую строку бланка ответов запишите ответы на поставленные вопросы или окончание предложения.

19.

Дополните предложение:

Словарный состав языка называется ………..



4


20.

Дополните предложение:

Смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой элемент называется ……….





4


21.

Дополните предложение:

Слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл – это……….




4


22.

Дополните предложение:

Слова, совпадающие по звучанию и написанию в отдельных формах – это …..



4


23.

Как называются слова, устаревшие из-за исчезновения из современной действительности понятий, предметов, явлений, которые они обозначают?




4


24.

Дополните предложение:

Полисемия – это …..



4


25.

Как называется несвободное сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава?




4



Вариант II

Блок А


п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Цена задания

Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа.

1.

Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

А) опрометью В) стремглав

Б) стремительно Г) испуганно




1


2.

Назовите ряд стилистических синонимов:

А) способный, талантливый, гениальный

В) похитить, украсть, стащить

Б) блестеть, сверкать, искриться

Г) близкий, недалекий, соседний





1


3.

Найдите среди групп слов омоформы:

А) изморось – изморозь В) стог - сток

Б) ели (стоят) – ели (с трудом) Г) грипп - гриб




1


4.

Определите, какое слово не является антонимом к слову СУХО:

А) влажно В) сыро

Б) мокро Г) мягко




1


5.

Найдите среди пар словосочетаний паронимы:

А) длинный день – длительный отпуск

Б) лихие времена – лихой наездник

В) вешать лапшу на уши – втирать очки

Г) свежий ветер – прохладный ветер





1


6.

Найдите среди словосочетаний пример тавтологии:

А) передовой авангард В) приснилось во сне

Б) прогноз на будущее Г) в апреле месяце




1


7.

Укажите случай нарушения сочетаемости слов:

А) подвести итоги встречи

Б) особое внимание было отведено проблемам молодежи

В) возросли требования к хранению техники

Г) идет процесс формирования рыночных структур





1


8.

Найдите историзм:

А) десница В) очи

Б) перст Г) барщина





1


9.

Укажите предложение, где фразеологизм употреблен верно:

А) Всего не предусмотришь, будь хоть семи пядей во лбу.

Б) Он льет крокодильи слезы.

В) Мы уже опаздывали и бежали очертя голову.

Г) Он действительно работал положа руку на сердце.




1


10.

Назовите предложение, где заимствованное слово употреблено неуместно:

А) Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя.

Б) Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности перед коллективом.

В) В сочинении ученика много дефектов.

Г) Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.




1


11.

Что означает данный фразеологизм: ИДТИ ВА-БАНК?

А) идти вперед

Б) действовать, рискуя всем

В) поступать глупо, неосмотрительно






1


12.

Найти словосочетание, где прилагательное употреблено в переносном значении:

А) тополиный пух В) яркий луч

Б) порывистый ветер Г) свинцовые слезы





1


Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие.

13.

К данным словам подберите подходящие по смыслу фразеологизмы:

1. не осрамиться а) не покладая рук

2. обосноваться б) диву даваться

3. удивляться в) на скорую руку

4. внезапно г) не ударить в грязь лицом

5. наспех д) как снег на голову

6. усердно е) пустить корни




2


14.

Определите, какое явление лежит в основе данных предложений

  1. синонимия

  2. антонимия

а) Тихи и покойны эти пруды.

б) Ветерок воду морщит - рябит.

в) У жены твоей очи, и не губы – уста.

г) Мне грустно… потому что весело тебе.

д) Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.

е) К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы.




2


Инструкция по выполнению заданий 15 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа.

15.

Найдите омофоны:

А) отворила (дверь) – отварила (овощи)

Г) с ели - съели

Б) воробей – вора бей

Д) стрелки (часов) – стрелки (отважные)

В) тушь - туш

Е) уже (сделать) – уже (темно)




2


16.

Найдите нейтральные синонимы к слову ИЗМОТАТЬСЯ:

А) устать

Г) вымотаться

Б) утомиться

Д) выдохнуться

В) умучиться






2


17.

Найдите паронимы:

А) человечный - человеческий

Г) кран (водопроводный) – кран (подъемный)

Б) теплый - холодный

Д) командированный - командировочный

В) эффектный - эффективный

Е) блаженство - счастье





2

18.

Какие иностранные слова можно отнести к теме «культура и спорт»?

А) пейджер Г) триллер

Б) кикбоксинг Д) роуминг

В) бартер Е) ремейк






2



Блок Б


Инструкция по выполнению заданий 19 – 25: в соответствующую строку бланка ответов запишите ответы на поставленные вопросы или окончание предложения.

19.

Дополните предложение:

Способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке называется …..



4


20.

Дополните предложение:

Избыточность выражения, стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов называется …….



4


21.

Дополните предложение:

Близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории, но с разным лексическим значением – это ……..




4


22.

Дополните предложение:

Слова, одинаково звучащие , но по-разному пишущиеся, называются …..



4


23.

Как называются слова, называющие существующие предметы и явления, но вытесненные из активного употребления современными синонимами?



4


24.

Дополните предложение:

Речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка, называется ……….




4


25.

Дополните предложение:

Иностранные слова, не освоенные русским языком и не вошедшие в его лексический состав, но встречающиеся в текстах как иностранные вкрапления, называются …..




4



  1   2   3