Руководство по курсу «Основы религиоведения»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Руководство по курсу «Основы религиоведения»



страница1/18
Дата27.11.2017
Размер2,96 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Меркенский отдел образования,

физической культуры и спорта


СШ № 44


Методическое руководство

по курсу «Основы религиоведения»

Пособие для учителей 9 классов.

Куренбаева М.Т.

ӘОЖ 86.2(я7)

КБЖ 29+371.302.2(075)

Т 13
Куренбаева М. Т.



Методическое руководство по курсу «Основы религиоведения»:

учебно- методическое пособие. 2014.-


Аннотация

В данном учебном пособии предлагается обучение курса «Основы религиоведения» путем применения интерактивных методов обучения. В методическом пособии даны 34 образцов поурочного плана. Пособие предназначено для учителей истории, религиоведения общеобразовательных школ.

Цель предлагаемой программы факультатива «Основы религиоведения» — формирование у учащегося общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей и повышения уровня сознательного его участия в создании поликонфессионального общества.

Задачи:


-ознакомить учащихся с историей возникновения основных религий и конфессий и нынешним состоянием их развития;

-раскрыть психолого-педагогические и познавательно-мировоззренческие основы религии;

-объяснить основные гуманистические положения и принципы традиционных религий;

-формировать иммунитет против воздействия деструктивных религиозных культов;

-развивать критическое мышление для системного анализа религиозной ситуации с целью профилактики религиозной нетерпимости;

-освятить роль Президента государства в установлении межконфессионального мира и согласия на земле.

1

Пояснительная записка


В духовной жизни общества одним из важнейщих элементов является религия. Принципы религиозного учения легли в основу гуманистической культуры.

Религия играет немаловажную роль и в жизни человека. Она дает верующему человеку смысл жизни, связывая его с Богом. В каждой стране есть основное культурообразующие религии, оказавшее огромное влияние на формирование мировоззрения народа, его становления, на образование государственности, культуру и науку. В Казахстане такой религией является ислам. Изучение основ религии учит веротерпимости и толерантности, уважительному отношению к чужим взглядам. Для взаимного согласия необходимо обладать информацией о том, каков духовный мир собеседника, каких ценностей он придерживается, в чем заключается особенности его вероисповедания.

В настоящее время в обществе, стране имеются, к сожалению, отдельные люди, сила которых высокими убеждениями прикрывают свои неблаговидные дела, противоречащие самой религии. Различные мошенники и шарлатаны обманывают людей прикрываясь религией, а религиозные экстремисты подрывают устои общества.

В наше время осторой становится проблема экстремизма и терроризма, вдохновителями которого зачастую прикрываются религиозными лозунгами. Поэтому так важно информирование молодого поколения о сущности религии, ее истории и современном состоянии. Это поможет им правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, отличать истинные законы религиии от ложных лозунгов.

Религия является по мнению великого Абая, источником нравственных ценностей. Освоение этих ценностей укрепляет принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма и демократии, уважения к религиозной культуре различных народов и общечеловеческим ценностям.

Изучения предмета помогает получать достоверную информацию о существующих в мире религиозных конфессиях, понять их гуманную сущность.

Основой изучения являются общечеловеческие духовно- нравственные ценности, толерантное отношение ко всем вероучениям. Изучение особенностей вероучения обогащает кругозор и эрудицию учащихся, способствует общему взаимопониманию.

На основании Приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан № 353 от 22 июдя 2009 года приказом № 467 от 5 августа 2009 года Управления образования акимата Жамбылской области с целью формирования у учащихся культурных, политических знаний об религии в общеобразовательных школах введен в вариативной части учебных планов 9 классов факультативный курс «Основы религиоведения».

Годовой объем изучения курса составляет 34 часа.

Данный курс входит в образовательную область «Человек и общество». Вводится как факультативный курс в вариативной части учебного плана 9 классов.

В пособии предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с историей, основами обществознания, литературой, географией, искусством и др.
2

Религиоведение является многоплановой дисциплиной, которая входит в систему, объединяющая другие формы духовного сознания: искусство и культуру, уроки самопознания. В посредстве изучения учащиеся знакомятся с знаменитыми памятниками художественной культуры, с шедеврами искусства. Культура изучается на основе знаний полученных на уроках истории, потому что культура любой эпохи напрямую связана с религией, а знания о религии накапливались в течение многих столетий, начиная с наскальных рисунков первобытной эпохи, богов олимпийцев древней Эллады. Взаимосвязь наблюдается и с географией. Явление, закономерности развития природы находят свое объяснение и в религиозных учениях.

Уроки религиоведения дают возможность художественного развития, позволяют пробудить эмоциональные чувства, подсознание учащихся путем постановки проблемы. Уделяется большое внимание развитию к визуальной памяти, когда изучаются символьные обозначения каждой религии. Вызывает восхищение учащихся умение мастеров в свете запрета на изображение живых существ в исламе искусство орнамента.

Обучение основывается на содержание законодательства РК в области религии, поэтому в пособии предусмотрены ссылки на предмет « Человек. Общество. Право», где дается нормативное пояснение религиозного образования.

Интерактивные методы применяемые на разработанных уроках облегчают работу учителя, помогают учащимся самостоятельно пополнять знания о религии, в формировании собственных суждений и мнений о особенностях религии.

Усиление воспитательного потенциала основ религиоведения может быть достигнуто применением необычных уроков и различных форм организации деятельности школьников: дискуссия-урок, «Диалог культур», урок- размышление, научно-практические конференции, защита мини-проектов, уроки типа «ЗОЖ в мире религии», «Фантастика и религия». Но есть специфика, используемая, в преподавании курса - это фронтальное обучение, работа со схемами, составление открытых и закрытых вопросов, сравнительный анализ, работа с материалами СМИ. Эти формы и методы помогут сформировать необходимые умения и навыки, проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях. В результате обучения учащиеся могут самостоятельно анализировать исторические явления, давать им собственную оценку.

Важную роль для достижения полноценного результата обучения основам религиоведения играет и последовательное развитие у учащихся коммуникативных способностей. Изучения основ религиоведения предполагает не навязывание ученикам какой-либо религии, а только доведение до слушателя сведения о религиях, которое занимает определенное место в истории нашей страны и всего мира.

Содержание учебного курса пособия основывается на философских мировоззрениях наших великих мыслителей как , Аль – Фараби, М.Кашгари, Ж. Баласагуни, Х.А.Ясави,

3

подкрепляются высказываниями Абая Кунанбаева и других мировых деятелей. Понимание основ, особенностей религии в современном состоянии опирается на законодательство республики, в содержании которого дается толкование роли и место религии в обществе. Знакомятся учащиеся и с инициативами Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в области сохранения и укрепления межконфессионального согласия в стране.



4

Тема № 1. Предмет « Основы религиоведения »

Цели урока.

- Ознакомить с содержанием и важностью курса « Основы Религиоведения », а также рассказать учащимся об основах гуманистического мировоззрения, духовно- нравственных ценностей, собственной системы убеждений.

- Показать, что основы религии необходимо знать каждому человеку, т.к. в наше время это поможет правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, отличать истинные законы религии от ложных лозунгов.

- Воспитывать чувство патриотизма, активной гражданской позиции.



Тип урока: вводный.

Методы работы: интерактивные.
Ход

I.Организационный момент.

Учитель начинает урок с применения стратегии «Мозговой штурм».

1.В чем, по вашему мнению, заключается необходимость изучения предмета?

2. Что изучает религиоведение?

3.Что является основной целью религиоведения?

(учащиеся высказывают свои мнения)

II.Объяснение нового материала
План урока

1.О предмете «Основы религиоведения».



2.Значение курса «Основы религиоведения».
1. Основная цель этой учебной дисциплины - содействовать формированию у учащихся основ гуманистического мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, собственной системы убеждений. Учитель обращает внимание учащихся на слова «религия», «мировоззрение» и рассказывает, что религия в истории человечества и ее эпохах выражалось в разных формах. В древнюю эпоху она была тесно связана с мифами, в Греции и Риме широко распространились традиции многобожества, которые позднее воспринимались в большинстве как мифологические сюжеты. Нужно с первых же уроков использовать дополнительные материалы и вести работу в тетради. В тетради помимо записи следует записать новые слова, изученные на уроке: «религия», «мировоззрение», «светское общество».
Проблемное задание: определить, что изучает религиоведение?

Назовите основные задачи религиоведения?

Обобщая ответы учащихся, учитель дает правильное определение о религиоведении под запись учеников.

5

Религиоведение изучает основные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее проявления, связь с другими областями общественной жизни и историей народов. В ней представлена история ведущих религий – буддизма, христианства, ислама, их направлений. Уделяется должное внимание истории религиозной ситуации в Казахстане, раскрывается роль и место ислама в быту, традициях, духовной жизни казахского народа.



Задачами изучения религиоведения является получение знаний о происхождении и сущности религии, разных ее проявлениях, священных текстах, их идеологии и мировоззрении, особенностях культов.

Далее выслушиваются выступления учащихся о значении курса «Основы религиоведения» в нашей жизни, учащиеся приводят в пример современную жизнь, связанную с религией.



III. Закрепление урока:

1. Какое мнение сложилось у вас о предмете религиоведение?

2. В чем, по-вашему, заключается необходимость изучения религии?

IV.Подведение итога урока, делается вывод, (применение критерий оценок).

V.Задание на дом: Прочитать и изучить §1 стр.13. Пересказать основное содержание предмета «Основы религиоведения».
Тема № 2. Понятие о религии. Структура и функции.

Цели урока.

- Рассмотреть происхождение слова «религия», структуру и функции религии, религиозное мировоззрение.

- Развивать речь, умение анализировать факты, работать с дополнительной литературой.

- Воспитывать уважение к религиозной культуре различных народов и общечеловеческие ценности.



Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные.
Ход


  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания:

  1. Каково происхождение слова религия?

  2. Какие науки, кроме религиоведения, изучают религию?

III. Объяснение нового материала.

5

План урока



1.Что такое религия.

2.Каково происхождение слова «религия».

3.Какова структура религии.

4.Что такое религиозное мировоззрение.



Учитель в начале урока предлагает учащимся записать ассоциации к понятию «религия». Затем просит учащихся, чтобы они дали простое определение этого термина.

Религия


Религия определяет взаимоотношения между Богом и человеком, признает существование сверхъестественных сил и веру в них.

(запись в тетрадях)


Далее учитель, обобщая ответы учащихся, говорит, что в наши дни термин «религия» очень широко используется в каждом государстве. Существует множество ответов на этот вопрос. Чаще всего говорят о вере, храмах, священнослужителях, молитвах, праздниках, реже - о нравственных заповедях, культуре, правилах поведения.
Типы определения – «Религия»

(учащиеся работают по учебнику)




  1. Теологический 4 . Философско - социологическое

  2. Биологическое 5. Этнологический

  3. Психологический


Теологический – включает понимает религии «изнутри», объясняя ее как связь человека с Богом, Всевышним, Абсолютом, высшими силами, сверхъественными силами и т.д.

Биологическое определение религии подразумевает ее как природный естественный религиозный инстинкт и средство в борьбе за жизнь, предполагается, что существует «ген религиозности».

Психологический аспект религии объясняется, исходя из индивидуальной и групповой психики, когда основой религии считают эмоциональную сферу жизни человека, включающую разнообразные чувства: страх, зависимость, почитание, переживание, возвышенное и т.д.

Философско – социологическое понимание религии рассматривает ее как форму общественного сознания и мировоззрения (религиозное сознание), как социальное функции и представленное как религиозная культура, религиозная идеология, религиозная мораль, религия и политика и т.д.

6

Этнологические теории определения «религии» включают ее понимание как взаимодействие человека и этнической культуры, в которой религия является фактором самоидентификации этносов.


I вариант работы:

Учитель приводит в пример слова мыслителей о религии, и с каким определением они согласны.


Рисунок 1. Э.Тайлор Рисунок 2. А.Кунанбаев Рисунок 3. Цицерон
Э.Тайлор: «Религия - вера в духовные существа».

Абай: «Религия-источник нравственных ценностей».

Цицерон: «Религия-то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам, имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние».
II вариант - Практическая работа. ( Учитель дает письменное задание).

Задание: Что собой представляет структура и функции религии?


Выступления учащихся

Обобщая ответы, учитель говорит, что структуру религии составляет мировоззрение, которое опирается на веру в существование сверхъестественного и духовным фундаментом любой религии служит вера.


Религия



Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные организации

верования, идеи, некультовая и культовая секта, деноминация

вероучение, идеология

(дать общую характеристику)



Мифология - система мифов, включающая общее в мировоззрении человечества.
7

Рисунок № 4. Мифология. Рисунок № 5. Посейдон Рисунок № 6. Мифологический конь


Запись в тетрадях

Таблица № 1 Религиозная вера



Религиозная вера

- вера в сверхъестественное, в высшие силы, в Бога или богов.

- вера в связь человека со сверхъестественным началом.

- вера в бессмертие души.

- вера в жизнь после смерти


Функции религии: 1. Мировоззренческая;

2. Ценностная;

3. Регулятивная;

Учитель дает характеристику:

Мировоззренческая: религия предлагает верующему систему взглядов, объясняющую происхождение и объяснение мира общества и взглядов. Благодаря мировоззрению личность постигает смысл собственного существования, обретает идеалы.

Ценностная: религия в любом обществе выступает как источник нравственных ценностей. Нравственные ценности религий дают индивиду ориентиры во взаимоотношениях с обществом.

Регулятивная: религиозные идеи, ценности и установки регулируют отношения между людьми и в обществе. Вероучение выступает как обоснование общечеловеческих норм и практических правил поведения.

Основные функции религии взаимосвязаны между собой и направлены на достижение общей цели.

Далее выслушиваются выступления учащихся о том, как изучают религию теологи и атеисты.

Религия является основным объектом изучения трех дисциплин: теологии, атеизма и религиоведения. Задачей каждой из них является раскрытие сущности религии, изучение догматов, культа и вероучения, истории и современного состояния. Каждая из этих дисциплин претендует на то, чтобы раскрыть истинный смысл религии.


8

Теология (богословие) решает проблемы изучения религии как бы изнутри. Эта дисциплина зарождается внутри каждой отдельной религии с целью обосновать ее положения с помощью различных аргументов, показать истинность собственного вероучения в сравнении с другими. Соответственно, исходной позицией теолога является убежденность в верности собственной позиции.

При этом критерием истины считается соответствие своему вероучению (исламскому христианскому буддийскому и т.д.)



Атеизм (позитив) отвергает существование сверхъестественных сил, включая Бога (или богов). Исходным постулатом атеистического подхода является твердая уверенность в ограниченности религии и ее земном, (а не сверхъестественном) происхождении.

III.Закрепление : учитель задает вопросы.

1. Как вы понимаете, что такое религия?

2.Опишите структуру религии?

3.Что такое религиозное мировоззрение?



IV.Подведение итога урока, делается вывод, (применение критерий оценок).

V.Задание на дом: § 2 стр. 15. Выучить таблицу «Религиозная вера».

Подумайте и ответьте на вопросы письменно:

1.Какие науки кроме религиоведения, изучают религию?

2. В чем заключается связь религии с культурой?




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

  • Куренбаева М. Т. Методическое руководство по курсу «Основы религиоведения»
  • Тема № 1.
  • Тип урока
  • Задачами изучения религиоведения
  • . Объяснение нового материала.
  • Религия определяет взаимоотношения между Богом и человеком, признает существование сверхъестественных сил и веру в них
  • Типы определения – «Религия»
  • Теологический
  • Философско – социологическое
  • Этнологические
  • Э.Тайлор
  • Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные организации
  • Мифология - система мифов, включающая общее в мировоззрении человечества.
  • Функции религии