Российская федерация московская область

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Российская федерация московская область

Скачать 172,96 Kb.


Дата06.01.2017
Размер172,96 Kb.

Скачать 172,96 Kb.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Управление образования Администрации Чеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов
142300, М.О. г. Чехов, ул. Лопасненская, стр.1/1

телефон: 8(49672)6-52-74, 8(49672)2-38-70



"Межпредметные связи между курсом информатики и другими школьными предметами"

Подготовила: Авдеева Н.В.

учитель информатики и ИКТ

2012г


«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.»
(И.Г. Песталоцци )

Широкие предметные связи информатики с другими дисциплинами, возможность использования методов и средств информационных технологий в различных областях деятельности человека, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Реализация межпредметных связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволит учащимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, подготовиться к продолжению образования и получению профессии с использованием современных средств, но и окажет положительное влияние на развитие учащихся и в том числе на развитие их познавательной мотивации.

Еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм».  Поэтому, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки.

Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически, во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде, только на информатике. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого учащегося. Принцип межпредметных связей может быть реализован на практических занятиях. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей.

Проблему выделения межпредметных связей информатики с другими школьными дисциплинами можно рассматривать по-разному. Для изучения теоретических основ информатики желательны определенные знания из других учебных предметов. Например, изучение классификации информации по способу восприятия базируется на знании учащимися органов чувств человека. При рассмотрении компьютерных вирусов и способов защиты от них можно провести параллель с биологическими вирусами с целью установления сходства и отличия между ними. Основные информационные процессы, протекающие в технических системах: хранение, обработка, передача информации целесообразно рассматривать по аналогии с информационными процессами в биологических системах, а функциональные устройства компьютера, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком.

Тему «Кодирование звуковой информации» целесообразно рассматривать после того, как учащиеся изучили понятие «волна» на уроках по физике. Кодирование числовой информации, системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления, решение задач на нахождение количества информации в сообщении требуют от учащихся определенных математических знаний, позволяющих выполнять арифметические операции, работать со степенями.

Например, при изучении темы алгоритмизация и программирование важную роль играет совокупность самых разнообразных математических задач. Тем самым учащимся демонстрируется значимость информатики и возможность применения ее методов в данном случае в области математики. Знание основ алгоритмизации позволяет учащимся решать задачи из предметной области математики, тем самым, осуществлять проверку собственных решений, задействовать возможности компьютера и его производительности в случае однотипных, громоздких вычислений.

На уроках  информатики использование компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи) при изучение текстовых, графических редакторов и процессоров. При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать результат.

В качестве примера так же можно остановиться на следующих темах, отражающих межпредметные связи между курсом информатики и математическими курсами:

Целые и рациональные алгебраические выражения – предлагается составить комплекс программ, реализующих в нем операции сложения, вычитания и деление с остатком.

Делимость чисел – решение задачи, связанной с теоремой Лагранжа (математические формулы и теоремы используются для анализа алгоритма).

Решение алгебраических уравнений с рациональными коэффициентами – задача демонстрирует связь представления многочлена как алгебраической структуры и функциональной зависимости, а также практическое применение этой связи.

Комбинаторика. Одним из важнейших применений комбинаторики является программирование, где перестановки и их свойства существенно используются для анализа различных алгоритмов сортировки информации.

Выпуклые фигуры. Рассматриваются методы аналитической геометрии, когда точка задается своими координатами, а линии и поверхности – уравнениями, решениями которых являются соответствующие множества точек. Например, задачи линейного программирования, где появляется необходимость строить выпуклую оболочку множества точек.

Методически продуманный отбор заданий для практики по программированию позволяет наряду с изучением информатики активизировать и углубить знания учащихся по математике. При этом математические понятия и теоремы используются для разработки и доказательства правильности алгоритмов и для их анализа, т.е. приобретают практический навык и носят прикладной характер

На основании вышесказанного можно выделить следующие виды межпредметных связей:

        косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала информатики используются аналогии, примеры из других областей, а также прямая теоретическая связь из-за невозможности изучения темы учащимися без знаний из других школьных предметов;

        практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств информатики, тем самым происходит изучение информатики, но на том учебном материале, который интересен учащимся, демонстрируется роль информатики, ее значение для других областей научного познания.

Умения, приобретаемые на уроках информатики, могут носить четко выраженный прикладной характер, тогда как содержание и решение задач требует также знаний по другим учебным предметам. Основополагающая цель прикладной направленности преподавания информатики – формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию – задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьютерной грамотностью. Поэтому одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация в обучении. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать на протяжении  всего времени обучения информатике при решении различных задач, в том числе и прикладных. Интересно, что с использованием межпредметных связей, можно построить и сами уроки. Знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями.



Результаты использования межпредметных связей:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

  • повышает качество знаний учащихся;

  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;

  • формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;

  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

  • позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Межпредметные связи влияют на  состав  и  структуру  учебных предметов. Каждый  учебный  предмет  является  источником тех или иных видов межпредметных связей.  Поэтому  возможно  выделить  те связи, которые учитываются в содержании информатики,  и, наоборот, - идущие от информатики в другие учебные предметы.

Формирование общей  системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна  из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует  обязательного  учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса математики. В этих условиях укрепляются связи информатики как с  предметами  естественнонаучного, так  и гуманитарного цикла;  улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.



  Таким образом,  межпредметность  -  это  современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного  материала целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации  обучения,  обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.














Межпредметные связи информатики с другими общеобразовательными предметами


Информатика (Разделы)

Математика

Русский язык

Биология, химия

История

обществознание

Физика

Информация. Информационные процессы

Способы представления функции

векторы


Синтаксис

пунктуация



Вещество

Энергия


Биологическая система человека

Элементарные частицы

Атомы

Молекулы


Макротела

Галактики частицы

Биологические системы

Органы восприятия(зрение, слух, осязание, вкус, обоняние)

Рецепторы

Нервные окончания

Клетка

Состояния клетки



Генетическая информация

Молекулы ДНК

Особенности восприятия окружающего мира человеком и животными

Сезонные изменения в растениях, особенности восприятия звуков и запахов животными



Информация История развития выч. техники

Информационные революции

Информационная культура

Национальные информационные ресурсы

Информатизация общества

Информационная культура

Национальные ресурсы

Черты информационного общества

Объект

Субъект


Этические и правовые аспекты информационной деятельности человека

Достаточность информации

Актуальность информации

Достоверность информации

Доступность информации


Изобретение электричества

Полупроводник

Проводник

Аналоговые устройства

Дискретные устройства

Физическая природа сигнала (электромагнитный, световой, тепловой, звуковой, механический , биомеханический)

Канал связи

Носитель

Гравитационный носитель

Электромагнитный носитель

Вещество

Акустические носители

Электрический импульс

Обсерватория

Принципы радиометрии ,


Представление информации

Система счисления

Степень


Теория вероятностей

Комбинаторика

Способы задания функции

График функции

Табличная форма представления функции

Единицы измерения

Логарифм

Бесконечно большие, бесконечно малые величины

Буквенные выражения

Решение уравнений , неравенств

Действия с обыкновенными дробями

Компоненты при вычитании



Алфавит

Язык


Синтаксис

Грамматика




Органы восприятия

ДНК (генетический код)




Римская система счисления


Источник

Приемник


Код

Единицы измерения

Изобретение телеграфа

Азбука Морзе

Электрический импульс

Электрическая схема

Элементная база

Транзисторы

Катод

Анод



моделирование

Построение графиков

Решение уравнений

Исследование графиков

Векторы


Геометрические фигуры и их свойства

Система координат






Биологические процессы

Себестоимость

Товар



Статика

Динамика


Решение задач

Силы


Баллистическое движение


Устройство компьютера

Сектор

цилиндр





Мозг

Сердце


Голова




Электричество

Ток


Блок питания

Магнитная индукция

Лазер

Оптика


Информационные технологии . Программное обеспечение

Все темы

Вычисление значений функции

Решение задач


Все темы

Сочинение стихов



Все темы

Все темы

Династия


Иерархия


Все темы

Работа, мощность, тепловое явление



Алгоритм. Программа.

Алгоритм

Правило


Решение уравнений

Графики


Криволинейная трапеция

Площадь криволинейной трапеции

Решение уравнений методом деления отрезка пополам

Арифметическая и геометрическая прогрессия

Последовательность

Наибольший общий делитель

Наименьшее общее кратное

Простые числа

Система координат

Координата



Словесное описание

Генетика





Решение задач

Свободное падение

Механика

динамика


Компьютерные сети , Интерент

Рефераты

Рефераты

Рефераты

Родословная

Династия


История создания Интерент

Рефераты


Аналоговые устройства

Цифровые устройства

Рефераты


Логика

Теорема (если…то)

Математическая логика

Коммуникативный закон

Сочетательный закон



Составное и простое предложение.

Соединительные союзы и , или .Частица «не»



Человек

Мозг



Законы : отрицания отрицания; тождества , исключенного третьего,

Закон противоречия



Электричество

Электрические цепи



  • "Межпредметные связи между курсом информатики и другими школьными предметами"
  • Результаты использования межпредметных связей
  • Межпредметные связи информатики с другими общеобразовательными предметами
  • Информатика (Разделы) Математика Русский язык Биология, химия
  • Представление информации
  • Информационные технологии . Программное обеспечение
  • Компьютерные сети , Интерент