Рекомендована к утверждению в качестве типовой

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рекомендована к утверждению в качестве типовой



Дата31.08.2017
Размер1,39 Mb.






СоставителИ:

А.Л.Стринкевич, начальник кафедры организации медицинского обеспечения войск и экстремальной медицины военно-медицинского факультета в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент полковник медицинской службы;

С.М.Лебедев, начальник кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены военно-медицинского факультета в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», полковник медицинской службы;

Ю.А.Соколов, начальник цикла подготовки и переподготовки военных фельдшеров кафедры организации медицинского обеспечения войск и экстремальной медицины военно-медицинского факультета в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент, подполковник медицинской службы

Рецензенты:

Военная кафедра учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

С.А.Анашкина, начальник военной кафедры учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат биологических наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой организации медицинского обеспечения войск и экстремальной медицины военно-медицинского факультета в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 1 от 02.09.2014);

Кафедрой военной эпидемиологии и военной гигиены военно-медицинского факультета в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 1 от 28.08.2014);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 5 от 21.01.2015);

Научно-методическим советом по медико-профилактическому делу Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 5 от 24.02.2015);

Научно-методическим советом по стоматологии Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 5 от 25.02.2015)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Медицина экстремальных ситуаций» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания по предупреждению возникновения поражений граждан при чрезвычайных ситуациях, организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, а также мероприятия по сохранению и восстановлению здоровья пораженных.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


    • образовательным стандартом высшего образования специальности
      1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88;

    • образовательным стандартом высшего образования специальности
      1-79 01 07 «Стоматология», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88;

    • типовым учебным планом специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-1-004/тип.); утвержденным первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013;

    • типовым учебным планом специальности 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-1-007/тип.); утвержденным первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013.

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Медицина экстремальных ситуаций» состоит в приобретении студентами знаний и умений, необходимых для организации и проведения мероприятий медицинского обеспечения граждан при различных чрезвычайных ситуациях.

Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:



    • основных понятий, характеризующих чрезвычайные ситуации и принципы организации оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

    • принципов и приемов оказания медицинской помощи пораженным при чрезвычайных ситуациях на догоспитальном этапе;

    • важнейших клинических проявлений поражения отравляющими и высокотоксичными веществами;

    • факторов, влияющих на организацию оказания медицинской помощи пораженным при чрезвычайных ситуациях.

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций направленных на:


    • развитие навыков приобретения и использования новых знаний и умений;

    • использование междисциплинарного подхода при решении проблем;

    • приобретение умения действовать самостоятельно;

    • развитие качеств гражданственности (патриотизм, способность прийти на помощь другим в экстремальной ситуации, сохранение врачебной тайны и др.);

    • использование знаний идеологических, моральных, нравственных ценностей общества и государства, а также умение следовать им;

    • приобретение специальных знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Медицина экстремальных ситуаций» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Анатомия человека. Кости, система скелета. Сердечно-сосудистая система. Дыхательная система. Пищеварительная система. Центральная, периферическая и автономная нервная система.

Нормальная физиология. Система крови. Физиология возбудимых тканей. Нервная регуляция физиологических функций. Физиология кровообращения.

Биологическая химия. Биохимические механизмы обеспечения клетки энергией.

Общая гигиена. Окружающая среда и ее гигиеническое значение. Гигиена труда. Гигиена водоснабжения. Гигиена питания.

Изучение учебной дисциплины «Медицина экстремальных ситуаций» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций:



Требования к академическим компетенциям

Студент должен:



  • АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

  • АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

  • АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

  • АК-4. Уметь работать самостоятельно.

  • АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

  • АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

  • АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

  • АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

  • АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям

Студент должен:



  • СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

  • СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

  • СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

  • СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

  • СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

  • СЛК-6. Уметь работать в команде1

Требования к профессиональным компетенциям (для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»)

Студент должен быть способен:



  • ПК-1. Применять полученные знания и умения для сохранения и укрепления здоровья населения.

  • ПК-2. Использовать знания общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также занятия физической культурой и спортом для сохранения собственного здоровья и пропаганды здорового образа и стиля жизни.

  • ПК-3. Проводить диагностику здоровья.

  • ПК-4. Проводить профилактические мероприятия среди населения, в том числе с использованием современных информационных технологий.

  • ПК-5. Осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

  • ПК-6. Оказывать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни пациента состояниях.

  • ПК-7. Применять лечебно-диагностическую аппаратуру.

  • ПК-8. Планировать и проводить лабораторные исследования.

  • ПК-9. Давать оценку и осуществлять прогноз по результатам лабораторных исследований.

  • ПК-10. Владеть современными средствами телекоммуникаций.

Требования к профессиональным компетенциям (для специальности 1-79 01 07 «Стоматология»)

Студент должен быть способен:



  • ПК-1. Реализовывать общие принципы организации неотложной медицинской помощи пострадавшим при травмах, отравлениях, критических состояниях.

  • ПК-2. Оказывать экстренную медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях.

  • ПК-3. Применять в медицинской деятельности знания о строении, топографии и развитии клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, особенностях организменного и популяционного уровней организации жизни.

  • ПК-4. Использовать знания основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей жизнедеятельности организма человека в норме и патологии.

  • ПК-5. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения, пропагандировать здоровый образ жизни.

  • ПК-6. Оказывать консультативную помощь врачам иных специальностей в соответствии с профилем своей медицинской деятельности по специальности.

  • ПК-7. Осуществлять этиотропное, патогенетически обоснованное лечение стоматологических заболеваний.

  • ПК-8. Работать с научной литературой и создавать личную научно-практическую информационную базу данных.

  • ПК-9. Оформлять и представлять результаты научных исследований к опубликованию.

  • ПК-10. Проводить профессиональное обучение средних медицинских работников, учебные занятия со студентами, курсантами, слушателями, планировать и проводить воспитательную работу с обучающимися.

  • ПК-11. Разрабатывать методическое обеспечение образовательного процесса.

  • ПК-12. Осуществлять и пропагандировать мероприятия по предотвращению производственного травматизма.

  • ПК-13. Использовать новые технологии обучения.

  • ПК-14. Использовать в работе нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы.

  • ПК-15. Оформлять медицинскую и организационно-распорядительную документацию.

  • ПК-16. Документировать результаты профилактической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи.

  • ПК-17. Самостоятельно принимать профессиональные решения и организовывать работу исполнителей для достижения поставленных целей.

  • ПК-18. Взаимодействовать со специалистами смежных профильных специальностей.

  • ПК-19. Осуществлять организацию и оказание медицинской помощи населению с использованием современных информационных технологий и ресурсов.

  • ПК-20. Владеть современными средствами телекоммуникаций.

  • ПК-21. Взаимодействовать с коллегами в соответствии с нормативными правовыми актами.

  • ПК-22. Анализировать и оценивать собранные данные, готовить доклады, материалы к презентациям и представлять их.

  • ПК-23. Разрабатывать документы для утверждения, вести переговоры с заинтересованными участниками.


В результате изучения учебной дисциплины «Медицина экстремальных ситуаций» студент должен

знать:

  • медико-тактическую характеристику техногенных и природных чрезвычайных ситуаций;

  • задачи и организационную структуру государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь;

  • основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в чрезвычайных ситуациях;

  • принципы организации и основные приемы оказания медицинской помощи при травмах, отравлениях, критических состояниях в очагах поражения;

  • медицинские средства защиты от радиационных и химических поражений;

  • основы организации радиационной и химической разведки на этапах медицинской эвакуации;

  • основы организации специальной обработки на этапах медицинской эвакуации;

  • патогенетические механизмы и клинические проявления поражений отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами;

уметь:

  • организовать мероприятия по медицинской сортировке и оказанию медицинской помощи пораженным в чрезвычайной ситуации и участвовать в их проведении;

  • использовать коллективные и индивидуальные средства защиты;

  • применять войсковые средства химической и радиационной разведки и дозиметрического контроля;

  • применять средства частичной санитарной обработки;

владеть:

  • методикой организации и проведения медицинской сортировки и оказания медицинской помощи пораженным при чрезвычайных ситуациях;

  • методикой индикации отравляющих веществ с помощью табельных средств химической разведки;

  • методикой радиометрического и дозиметрического контроля;

  • навыками применения современных средств профилактики поражений и лечения при острых отравлениях.

Структура типовой учебной программы по учебной дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» представлена тремя разделами:

«Основы медицины катастроф»;

«Медицинская защита при чрезвычайных ситуациях»;



«Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций».
Всего на изучение учебной дисциплины отводится 156 (142)* академических часов, из них аудиторных – 91 час. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 26 часов лекций, 65 часов практических занятий. Рекомендуемые формы текущей аттестации: зачеты (6, 7 семестры).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела, темы

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

1. Основы медицины катастроф

12

20

1.1. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций

2

2

1.2. Медико-тактическая характеристика аварий на химически опасных и радиационно опасных объектах

2

2

1.3. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

2

2

1.4. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных при чрезвычайных ситуациях

2

4

1.5. Порядок оказания медицинской помощи пораженным при чрезвычайных ситуациях

2

6

1.6. Организация работы организаций здравоохранения и медицинских формирований при чрезвычайных ситуациях

2

4

2. Медицинская защита при чрезвычайных ситуациях

4

20

2.1. Характеристика поражающих факторов при ядерных взрывах

2

-

2.2. Основы организации и проведения радиационной и химической разведки

2

-

2.3. Технические средства индивидуальной и коллективной защиты

-

4

2.4. Медицинские средства защиты от химических и радиационных поражений

-

2

2.5. Средства радиационной разведки, радиометрического и дозиметрического контроля

-

4

2.6. Средства химической разведки и индикации отравляющих веществ

-

4

2.7. Основы оценки химической обстановки

-

2

2.8. Специальная обработка

-

4

3. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций

10

25

3.1. Понятие о военной токсикологии и токсикологии экстремальных ситуаций

2

3

3.2. Современные методы диагностики и лечения острых отравлений

2

5

3.3. Отравляющие и высокотоксичные вещества нейротоксического действия

2

4

3.4. Отравляющие и высокотоксичные вещества цитотоксического действия

-

2

3.5. Отравляющие и высокотоксичные вещества пульмонотоксического и раздражающего действия

-

2

3.6. Отравляющие и высокотоксичные вещества общеядовитого действия

-

2

3.7. Токсикологическая характеристика аварийных химически опасных веществ и технических жидкостей, распространенных в народном хозяйстве

2

4

3.8. Токсикологическая характеристика ядов и токсинов растительного и животного происхождения

2

3

Всего часов

26

65


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Основы медицины катастроф

1.1. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций

Медицина экстремальных ситуаций: определение, содержание, основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций, наиболее типичных для Республики Беларусь.

1.2. Медико-тактическая характеристика аварий на химически опасных и радиационно опасных объектах

Химически опасные объекты. Краткая характеристика и классификация аварийных химически опасных веществ (АХОВ), сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Медико-тактическая характеристика аварий на химически опасных объектах. Радиационно опасные объекты. Основные поражающие факторы при радиационных авариях. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности. Медико-тактическая характеристика аварий на радиационно опасных объектах.



1.3. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Определение, задачи и структура государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь. Определение, задачи и структура отраслевой подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Определение и задачи гражданской обороны.



1.4. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных при чрезвычайных ситуациях

Система этапного лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях. Организация оказания медицинской помощи пораженным при чрезвычайной ситуации. Организация и проведение медицинской сортировки пораженных при чрезвычайной ситуации. Организация медицинской эвакуации.



1.5. Порядок оказания медицинской помощи пораженным при чрезвычайных ситуациях

Алгоритм 1 «Порядок оказания скорой (неотложной) медицинской помощи». Алгоритм 2 «Первичный осмотр пациента (ABCD)». Сердечно-легочная и мозговая реанимации. Основные приемы оказания экстренной и неотложной медицинской помощи. Углубленный осмотр пораженного, повторная оценка ситуации и принятие решения.



1.6. Организация работы организаций здравоохранения и медицинских формирований при чрезвычайных ситуациях

Служба скорой (неотложной) медицинской помощи. Организация работы организации здравоохранения при возникновении чрезвычайной ситуации в данной организации здравоохранения. Организация работы организаций здравоохранения при массовом поступлении пораженных. Организация работы медицинских формирований при чрезвычайных ситуациях. Планирование и организация оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и характеристика основных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Организация работы медицинских формирований и организаций здравоохранения при возникновении очагов массовых инфекционных заболеваний.
2. Медицинская защита при чрезвычайных ситуациях

2.1. Характеристика поражающих факторов при ядерных взрывах

Виды ядерного оружия. Поражающие факторы ядерного взрыва.



2.2. Основы организации и проведения радиационной и химической разведки

Основы организации и проведения радиационной разведки. Основы организации и проведения химической разведки.



2.3. Технические средства индивидуальной и коллективной защиты

Классификация технических средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего и изолирующего типов, их эксплуатационная и физиолого-гигиеническая характеристика. Медицинский контроль за противогазовой тренировкой. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания на этапах медицинской эвакуации. Средства индивидуальной защиты кожи, эксплуатационная и физиолого-гигиеническая характеристика. Коллективные средства защиты, назначение, устройство. Санитарно-гигиенические требования к убежищам медицинского назначения.



2.4. Медицинские средства защиты от химических и радиационных поражений

Медицинские средства защиты от химических поражений (антидоты). Основные группы антидотов, их механизм действия. Медицинские средства защиты от внешнего облучения. Основные группы радиопротекторов. Механизм радиозащитного действия радиопротекторов. Средства длительного поддержания повышенной радиорезистентности организма. Средства профилактики первичной реакции на облучение, ранней преходящей недееспособности. Средства догоспитального лечения острой лучевой болезни.



2.5. Средства радиационной разведки, радиометрического и дозиметрического контроля

Цель, задачи радиационной разведки, радиометрического контроля. Технические средства радиационной разведки и радиометрического контроля (ДП-5, ДП-64, ИМД-1р). Принцип устройства и правила работы с приборами радиационной разведки, контроля радиоактивного заражения и измерения доз облучения (ДКП-50, ИД-1, ИД-11). Организация и проведение контроля доз облучения военнослужащих, раненых и пораженных на этапах медицинской эвакуации.

Организация и проведение экспертизы воды и продовольствия на загрязненность радиоактивными веществами. Допустимые величины радиоактивного загрязнения различных объектов в военное время. Методы измерения и расчета степени радиоактивного загрязнения поверхностей различных объектов (медицинского имущества, продовольствия, воды) по гамма-излучению.

2.6. Средства химической разведки и индикации отравляющих веществ

Цель, задачи химической разведки. Методы индикации отравляющих веществ. Технические средства химической разведки и индикации отравляющих веществ в полевых условиях: пленка индикаторная (АП-1), войсковой прибор химической разведки (ВПХР), газосигнализатор (ГСП-11), их назначение, устройство.

Организация и проведение химической разведки и контроля в подразделениях и частях медицинской службы. Правила отбора проб для анализа на наличие отравляющих веществ. Определение в воде, пищевых продуктах отравляющих веществ. Меры безопасности при проведении индикации отравляющих веществ.

2.7. Основы оценки химической обстановки

Цель и методы оценки химической обстановки. Исходные данные для оценки химической обстановки в интересах организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.



2.8. Специальная обработка

Виды специальной обработки. Способы и методы обеззараживания, применяемые для проведения специальной обработки. Растворы (рецептуры) для дегазации, дезактивации и дезинфекции.

Назначение, состав технических средств специальной обработки. Организация специальной обработки на этапах медицинской эвакуации. Организация работы площадки частичной специальной обработки. Порядок санитарной обработки раненых и пораженных, имеющих загрязнение отравляющими и радиоактивными веществами. Меры безопасности при проведении специальной обработки.

3. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций

3.1. Понятие о военной токсикологии и токсикологии экстремальных ситуаций

Определение и задачи общей токсикологии. Роль и место военной токсикологии и токсикологии экстремальных ситуаций в общей токсикологии. История развития токсикологии. Классификация отравляющих и высокотоксичных веществ (ОВТВ). Токсикокинетика и токсикодинамика ядов. Химическое оружие: определение, классификация. Требования, предъявляемые к боевым отравляющим веществам, диверсионным ядам. Понятие об очаге химического заражения. Особенности проведения медицинской сортировки пораженных.



3.2. Современные методы диагностики и лечения острых отравлений

Острые отравления: определение, классификация. Общие принципы диагностики острых отравлений. Основные синдромы острых отравлений: психоневрологических нарушений, судорожный, токсической гипер- и гипотермии, нарушения функции дыхания, нарушения функции сердечно-сосудистой системы, токсического поражения печени и почек, поражения желудочно-кишечного тракта. Клинические проявления, диагностика, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе. Общие принципы лечения острых отравлений. Мероприятия при пероральных, ингаляционных отравлениях, поражениях кожи.

Учение об антидотах, краткая характеристика и классификация современных антидотов.

Современные методы детоксикационных мероприятий: методы стимуляции естественной детоксикации, форсированный диурез, гипербарическая оксигенация, методы искусственной физико-химической детоксикации, методы детоксикации плазмы крови, энтеросорбция, диализные и фильтрационные методы детоксикации, методы детоксикационной физио- и химиотерапии.



3.3. Отравляющие и высокотоксичные вещества нейротоксического действия

Понятие о нейротоксичности и основных нейромедиаторах. Классификация ОВТВ нервно-паралитического действия. Краткая токсикологическая характеристика ОВТВ судорожного действия: фосфорорганические отравляющие вещества (ФОВ), карбаматы. Основные механизмы токсического действия ФОВ, клинические проявления острой интоксикации, основные направления антидотного лечения.

Краткая характеристика ОВТВ паралитического действия – ботулотоксин, сакситоксин, тетродотоксин.

Классификация ОВТВ психодислептического действия.

Краткая токсикологическая характеристика, механизмы токсического действия, клинические проявления поражения, оказание неотложной помощи при интоксикации диэтиламид лизергиновой кислотой. Краткая токсикологическая характеристика вещества BZ. Медико-тактическая характеристика очага химического заражения веществом BZ. Механизмы токсического действия, клинические проявления поражения, антидотное лечение при интоксикации веществом BZ.

3.4. Отравляющие и высокотоксичные вещества цитотоксического действия

Классификация ОВТВ цитотоксического действия. Токсикологическая характеристика ипритов. Медико-тактическая характеристика очагов химического заражения ипритами. Патогенез ипритной интоксикации. Клиническая характеристика поражений сернистым ипритом кожи, глаз, органов дыхания и пищеварения. Периоды общерезорбтивного действия ипритов. Ранние и поздние осложнения поражения ипритом. Особенности клинического течения поражений азотистым ипритом.

Токсикологическая характеристика люизита. Медико-тактическая характеристика очагов химического заражения люизитом. Патогенез, клиническая картина местного и общерезорбтивного поражения люизитом. Антидотное лечение при отравлении тиоловыми ядами – соединениями мышьяка.

Токсикологическая характеристика диоксинов. Патогенез, клиническая картина местного и общерезорбтивного поражения диоксинов.



3.5. Отравляющие и высокотоксичные вещества пульмонотоксического и раздражающего действия

Классификация ОВТВ пульмонотоксического и раздражающего действия.

ОВТВ удушающего действия (фосген, дифосген): механизм токсического действия, клиническая картина респираторного дистресс-синдрома взрослых химической этиологии, неотложная помощь на догоспитальном этапе. Периоды поражения ОВТВ удушающего действия, диагностика, осложнения.

Токсикологическая характеристика лакриматоров (хлорацетофенон, бромбензилцианид), стернитов (адамсит, дифенилцианарсин), сочетанного (CS) и алгагенного (CR) действия: механизмы токсического действия, клинические проявления и диагностика поражений, неотложная помощь на догоспитальном этапе.

Медико-тактическая характеристика очагов химического заражения, формируемых пульмотоксикантами, лакриматорами, стернитами.

3.6. Отравляющие и высокотоксичные вещества общеядовитого действия

Классификация и общие особенности отравлений ОВТВ общеядовитого действия. Медико-тактическая характеристика очагов химического заражения, формируемых цианидами.

Токсикологическая характеристика синильной кислоты, цианидов и монооксида углерода. Патогенез и клиническая характеристика отдельных форм поражений. Особенности клинических проявлений при поражении хлорцианом. Основные направления антидотного лечения при поражении синильной кислотой, монооксидом углерода.

3.7. Токсикологическая характеристика аварийных химически опасных веществ и технических жидкостей, распространенных в народном хозяйстве

Токсикологическая характеристика, механизмы токсического действия, клинические проявления острой интоксикации, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе при поражении АХОВ, распространенными в народном хозяйстве (аммиак, хлор, трихлорэтилен, сероводород, перекись водорода, сероуглерод, акрилонитрил, серная и соляная кислоты, оксиды серы, оксиды азота).

Токсикологическая характеристика, механизмы токсического действия, клинические проявления острой интоксикации, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе при поражении распространенными техническими жидкостями: метиловый спирт, этиленгликоль, четыреххлористый углерод, дихлорэтан.

Основные направления профилактики отравлений АХОВ и техническими жидкостями.



3.8. Токсикологическая характеристика ядов и токсинов растительного и животного происхождения

Общая характеристика ядов и токсинов растительного и животного происхождения, их классификация по степени токсичности.

Токсикологическая характеристика, патогенез, клиническая картина, диагностика, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе при поражении ядовитыми растениями: белена, дурман, болиголов пятнистый, вех ядовитый, чемерица Лобеля, паслен сладко-горький, волчье лыко, лютик ядовитый.

Токсикологическая характеристика, патогенез, клиническая картина, диагностика, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе при поражении ядовитыми грибами: строчки, мухомор, бледная поганка, волоконница шерстистая, опенок серно-желтый ложный, паутинник особенный.

Яды животного происхождения. Классификация ядовитых животных. Токсикологическая характеристика, патогенез, клиническая картина, диагностика, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе при поражении ядами насекомых, змей, земноводных. Профилактика укусов ядовитых животных.

Патогенез, клиническая картина острых алиментарных отравлений вторично-ядовитыми животными.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

    1. Белоногов, И.А. Токсикология и медицинская защита / И.А. Белоногов, Д.А. Самохин. Минск: Беларусь, 2014. 412 с.

    2. Бова, А.А. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций: учебник / А.А.Бова, С.С.Горохов. – Минск: БГМУ, 2005. – 700 с.

    3. Колб, Л.И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций /Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.И. Леонович. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 447 с.

    4. Куценко, С.А. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита. СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004. – 528 c.

Дополнительная:

    1. Глебов, А.Н. Медицинская защита от радиационных и химических поражений. Методические рекомендации / А.Н. Глебов, Д.А. Самохин, И.А. Белоногов. Минск: БГМУ, 2010. 40 с.

    2. Глебов, А.Н. Медицинская защита от радиационных и химических поражений / А.Н. Глебов. Минск: БГМУ, 2009. 126 с.

    3. Защита от оружия массового поражения. М. Воениздат, 1989 г.

    4. Курс лекций по разделу «Основы медицины катастроф» дисциплины «Медицина экстемальных ситуаций»: учеб.-метод. пособие / А.П.Пантюхов, Боровко И.Р., Соколов Ю.А.. – Мн., БГМУ. – 2012.

    5. Мясников, В.В. Защита от оружия массового поражения / В.В. Мясников. М.: Воениздат, 1989. 400 с.

    6. Самохин, Д.А. Радиационная безопасность и медицинская защита / Д.А. Самохин. Минск: БГМУ, 2007. 62 с.

    7. Самохин, Д.А. Специальная обработка / Д.А. Самохин. Минск: БГМУ, 2009. 102 с.

    8. Сахно, И.Л. Медицина катастроф / И.Л. Сахно, В.И. Сахно. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 560 с.

    9. Этапное лечение пораженных с боевой терапевтической патологией. Методические указания. Военно-медицинское управление МО РБ. - Мн.- 2004.

Нормативные правовые акты:

    1. Закон Республики Беларусь «О гражданской обороне» от 27 ноября 2006 г. № 183-З.

    2. Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 5 мая 1998 г. № 141-З.

    3. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10 янв. 2000 г. № 363-З.

    4. Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» от 5 янв. 1998 г. № 122-З.

    5. О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 10 апр. 2001 г. № 495.

    6. О некоторых вопросах деятельности отраслевой подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь : постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 23 дек. 2009 г. № 138.

    7. О создании в республике службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях: приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 31 мая 1993 г. № 102.

    8. Об утверждении и введении в действие Инструкции 3.4.11-17-11-2003 «Основные принципы организации и проведения противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов»: постановление главного государственного санитарного врача Респ. Беларусь от 29 июл. 2003 г. № 79.

    9. Об утверждении Инструкции о взаимодействии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Положения о мобильном медицинском комплексе государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь; Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25 мая 2007 г. № 47/49.

    10. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь от 19 фев. 2003 г. № 17.

    11. Об утверждении Инструкции о порядке организации деятельности службы скорой (неотложной) медицинской помощи: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 12 октяб. 2009 г. № 110.

    12. Об утверждении клинического протокола оказания скорой (неотложной) медицинской помощи взрослому населению: приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 30 сен. 2010 г. № 1030.

    13. Об утверждении положения о государственном надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 4 июля 2003 г. № 905.

    14. Об утверждении Положения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 19 ноября
      2004 г. № 1466.

    15. Об утверждении предельных уровней мощности дозы для принятия решения на проведение защитных мероприятий при радиационных авариях: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь; Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 31 авг. 2006 г. № 41/67.

    16. Об утверждении Типового положения о санитарных формированиях гражданской обороны: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь от 12 мая 2008 г. № 39.

    17. Приказ начальника ГШ ВС – первого зам. Министра обороны РБ от 03.12.2007 г. № 688 «Об утверждении Руководства по специальной обработке». Минск: Беларусь, 2007. 164 с.

    18. Приказ начальника ГШ ВС – первого зам. Министра обороны РБ от 11.07.2007 г. № 321 «Об утверждении Руководства по эксплуатации средств индивидуальной защиты». Минск: Беларусь, 2007. 170 с.



методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Время, отведенное на самостоятельную работу, может использоваться обучающимися на:



    • подготовку к лекциям и практическим занятиям;

    • подготовку к зачетам по учебной дисциплине;

    • решение ситуационных задач;

    • выполнение исследовательских и творческих заданий;

    • подготовку тематических докладов, рефератов, презентаций;

    • выполнение практических заданий;

    • конспектирование учебной литературы;

    • составление обзора научной литературы по заданной теме;

    • оформление информационных и демонстрационных материалов (стенды, плакаты, графики, таблицы, газеты и пр.);

    • составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;

    • составление тестов студентами для организации взаимоконтроля.

Основные методы организации самостоятельной работы:



    • написание и презентация реферата;

    • выступление с докладом;

    • составление тестов студентами для организации взаимоконтроля;

    • изготовление дидактических материалов;

    • подготовка и участие в активных формах обучения.

Контроль самостоятельной работы может осуществляться в виде:



    • контрольной работы;

    • устного собеседования, письменной работы, тестирования;

    • обсуждения рефератов;

    • защиты учебных заданий;

    • оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада или решения задачи на практических занятиях;

    • проверки рефератов, письменных докладов, отчетов.


Перечень рекомендуемых средств диагностики
Для диагностики компетенций используются следующие формы:

  1. Устная форма:

  • собеседования;

  • контрольные опросы;

  • решение ситуационных задач;

  • доклады на конференциях.




  1. Письменная форма:

  • тесты;

  • контрольные работы;

  • рефераты.




  1. Устно-письменная форма:

  • зачеты.




  1. Техническая форма:

  • электронные тесты;

  • выполнение нормативов.