Разработка структуры и функционального наполнения школьного сайта

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Разработка структуры и функционального наполнения школьного сайта



страница1/7
Дата28.02.2018
Размер1,06 Mb.
ТипДиссертация


  1   2   3   4   5   6   7



ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

ВАЛИЕВ Мирзахан Валиевич



РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО САЙТА
540.200 – Информационные технологии

в физико-математическом образовании

540.604.- высшее образование

Диссертация

на соискание академической степени магистра

по направлению информационные технологии

в физико-математическом образовании

Научный руководитель

д.п.н., профессор

Везиров Т.Г.


Махачкала – 2009
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………….………….…….3

ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В САЙТОСТРОЕНИИ…7


  1. Возможности средств информационных технологий в создании сайтов…7

  2. Цели создания и назначение школьного сайта………………….………….19

Выводы по главе 1……………………………………………………………….26

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ШКОЛЬНОГО САЙТА И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ.…………………………...………..27

2.1. Анализ содержательного наполнения школьных сайтов…………………27

2.2. Разработка структуры и функционального наполнения школьного сайта………………………………………………………………………………45

Выводы по главе 2……………………………………………………………….73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..74



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………….77

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..81

ВВЕДЕНИЕ
Вопросы развития образования находятся сегодня в центре общественного внимания, они интенсивно обсуждаются в профессиональных кругах, в прессе, на официальном уровне. Большое внимание уделяется возможностям новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые выводят образование на новый уровень, обеспечивают свободный доступ к образовательным ресурсам широким слоям населения независимо от места проживания. Сетевые технологии Интернет являются решающим фактором в развитии дистанционных методов обучения и реализации идеи непрерывного образования.



Интернет оказывает все возрастающее влияние на изменение содержания образования, способствует реализации идеи открытого образования. Владение информационными технологиями становится базовым требованием для выпускника школы. На нынешнем этапе развития актуальным становиться новый лозунг: "Интернет - вторая грамотность". Молодой человек, не владеющий компьютером, не познакомившийся с технологиями Интернет в школе, будет неизбежно отброшен на периферию современного информационного общества.

Актуальность выбранной темой объясняется противоречием между потребностями образовательной практики в информативных качественных сайтах и реальностью. В условиях жесткой конкуренции между образовательными учреждениями важным является своевременное информирование потребителей образовательных услуг в возможностях реального образовательного учреждения. Сегодня Интернет-информация является для большинства пользователей доступной, удобной и потребной. В связи с этим, разработка значимого содержания сайта для любой школы становится актуальной. Поэтому тема нашей магистерской диссертации была определена как «Разработка структуры и функционального наполнения школьного сайта».

Цель исследования: разработать структуру сайта школы.

Объект исследования: использование современных информационных технологий в разработке школьных сайтов.

Предмет исследования: структура и функциональное наполнение школьного сайта.

Гипотеза исследования: Если использовать в учебном процессе информационные ресурсы школьных сайтов, то повысится эффективность обучения в школе.

Задачи исследования:

1) исследовать сферы применения Интернет-технологий в сайтостроении и выделить ключевые направления внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в области образования;

2) проанализировать существующие школьные сайты, их структуру и содержание;

3) разработать модель школьного сайта.



Методологическую основу исследования составили: принцип системности(Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, И.Б. Котова и др.); принцип активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский и др.); дидактические основы использования инфокоммуникационных технологий в профессиональном образовании (Е.С. Полат, Е.И. Машбиц, Ю.С. Брановский, П.И. Образцов, Т.Н. Вишнякова, А.П. Ершов, Я.А. Ваграменко и др.); теория интегративного подхода (Н.С. Антонов, М.Н. Берулава, В.Н. Максимова, М.И. Махмутов, А.Д. Урсул и др.).

Методы исследования. Теоретические методы включали в себя анализ теоретического материала, выбор определенной информационной технологии для создания школьного сайта, анализ целей создания сайта, исследование существующих средств информационных технологий в создании сайтов. Практические - разработка структуры школьного сайта с помощью системы создания и управления сайтом Macromedia Dreamweaver.

Научная новизна исследования заключается в том, что изучены сферы применения Интернет-технологий в сайтостроении и выделены ключевые направления внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в области образования, проанализированы существующие школьные сайты и разработана модель школьного сайта.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной рефлексии администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт может также рассматриваться в качестве коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников, но и «внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов — родителей, работников образования и культуры. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения, создает такие контактные возможности, которые в оффлайне зачастую затруднены.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана структура и функциональное наполнение школьного сайта, источники информации, механизмы и инструменты разработки, что позволит использовать эти материалы для разработки школьного сайта, могут быть использованы учителями информатики при разработке элективных курсов.


Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-методическом семинаре мегистров кафедры методики преподавания математики и информатики Дагестанского Государственного педагогического университета; IX Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы в системе повышения квалификации кадров)»

(Москва – Челябинск, 2008г.); IV Международной научно-практической конференции «Образование и наука без границ - 2008» - Publishing House «Education and Science» s.r.o., (Прага, Чехия, 2008г.); Международный молодежный научной конференции «Современная наука и молодежь» (Махачкала, ДГПУ, 2008г.)

Структура магистерской диссертации представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Во введении формулируется цель данной работы, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе рассматривается использование информационных технологий в сайтостроении, а также цели создания школьного сайта.

Она состоит из следующих параграфов:

-возможности средств информационных технологий в создании сайтов;

-цели создания и назначение школьного сайта.

Во второй главе проведен анализ содержательного наполнения школьного сайта и разработана модель школьного сайта.

Данная глава состоит из следующих параграфов:

-анализ содержательного наполнения школьных сайтов;

-разработка структуры и функционального наполнения школьного сайта.



В заключении рассматриваются результаты настоящей работы в соответствии с поставленными целью и задачами исследования.

ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В САЙТОСТРОЕНИИ

1.1 Возможности средств информационных технологий в создании сайтов

Информационные технологии в наше время развиваются быстро и стремительно и вслед за собой открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс в школе. Рассмотрим дидактические возможности использования средств информационных технологий.

Информационные технологии в наше время могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе. Создание баз данных библиотек, документов и творческих работ учащихся позволят систематизировать учебный процесс, организовать творческую, исследовательскую работу учащихся. Электронные средства поиска, систематизации и обработки информации обладают рядом преимуществ по времени, стоимости и трудоемкости процесса работы. Умение использовать информационные технологии становится неотъемлемой частью любого научного труда, и в этом состоит связующая роль предмета информационных технологий, открываются возможности для практических применений творческих и проектных ученических работ, размещения их в сети Интернет.



Однако огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийный обучающих программ и презентаций на уроках. С помощью таких средств можно «занять» большое количество времени, возлагая ответственность за его проведение на создателей этих программ. Однако конспектирование информации с экрана вредно для глаз, а «просто прочтение» не запоминается учащимися. Нужно помнить, что живое общение ученика с учителем и одноклассниками не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем информации был и остается учебник или методическое пособие. Современные средства информационных технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках. Ученики учатся создавать тестирующие презентации с включением небольших программ, создают тесты с помощью таблиц Excel, готовят альбомы выпускных классов, персональные страницы учителям, создают межпредметные проекты, представляют свои работы в сети Интернет, участвуют в сетевых конкурсах, регистрируют свои авторские права в Отраслевом Фонде Алгоритмов и Программ. Все это позволяет повышать уровень прикладных знаний и умений в области информационных технологий, развивать интерес к проектно — исследовательской деятельности на уроках.

Хорошим подспорьем в приобщении учащихся к созданию Web - ресурсов может стать сеть Интранет. Хочется подчеркнуть особенно важную роль создания собственных ресурсов, ведь успехи товарищей более, чем что то другое стимулирует учеников к собственной деятельности. Сеть Интранет позволяет учащимся в оптимальном скоростном режиме познакомиться с наработками школы, разместить свои ресурсы. Обновление ресурсов в Интрасети не требует дополнительных затрат, позволяет экономить учебное время и деньги на выход в Интернет. При желании на местный сервер можно поместить достаточно большое количество информации, что позволит проводить обучающие и контролирующие работы по разным темам. С помощью такой сети контрольные задания могут быть высланы и получены по местной электронной почте. Такой вид работы на уроке позволяет моделировать сетевые формы дистанционного обучения.



Средства информационных технологий дают возможность находить новые формы и приемы в методе проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Это позволяет сформировать опыт научно-исследовательской деятельности учащихся. Особенность таких проектов заключается в задаче представления информации, подборе средств и методов в соответствии с темой проекта. Ученик должен не только собрать информацию по теме проекта, но и структурировать ее для размещения в ресурсе, продумать оформление в соответствии с требованиями к мультимедийному проекту. Часто, размещая информацию для Интернет, ученик сам видит и исправляет ее недостатки, таким образом, проходя все этапы исследовательской деятельности.

Роль ресурсов Интернет в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дистанционное образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди сетевых образовательных проектов можно выделить конкурсные, обучающие и смешанные. К последним, например, можно отнести проект дистанционных обучающих олимпиад по различным предметам: информатике, математике, географии и других. Задачами таких олимпиад является повышение интереса учащихся к предмету, формирование навыков сетевого общения, обмен опытом между педагогами. Участие в сетевых проектах требует от учителя компетентности в своем предмете, ведь руководя работой учеников, решая поставленные задачи и имея достойных соперников, учитель получает оценку вместе с детьми. Участие в хорошо организованных проектах может повысить уровень знаний и интереса к предмету, сформировать адекватную оценку у ученика.

Очень интересными может быть работа по созданию совместного проекта с учащимися из другого города. Такая работа формирует навыки сетевого взаимодействия, позволяет почувствовать учащемуся возможности телекоммуникационной проектной деятельности, позволит познакомиться и поработать со сверстниками из других городов.

Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.



Поскольку творчество есть деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, то представление разработанной учащимся темы посредством информационных технологий всегда носит характер творческой деятельности. Это проявляется в поиске новых дизайнерских и технических решений. Современные средства информационных технологий позволяют ученику самому воплотить свои фантазии в «электронном виде» и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей. Для того чтобы создать по-настоящему интересный и оригинальный ресурс, ученик должен прежде всего пропустить через себя всю информацию, почувствовать особенности психологии ее потребителя, определить новизну и осознать практическую значимость ресурса. Все это относится к формированию ключевых компетенций ученика, его умению ориентироваться в практической жизни.

Средствами информационных технологий могут быть собраны информационные базы данных о разработках учащихся, что будет стимулировать детей к новым творческим наработкам. Для этой цели может служить как информационная база данных, доступная школьникам, так и школьный Web-ресурс, позволяющий обмениваться опытом как между учащимися из одной школы, так и между учащимися из других школ. Виртуальный клуб творческих разработок позволяет объединить талантливых учеников.

Использование средств информационных технологий в обучении должно развивать эстетическое, гуманное, целостное восприятие мира. В настоящее время Интернет насыщен огромным количеством ресурсов, в том числе и сомнительного качества. Учитель должен представлять себе опасности, которые несет Сеть, информировать о них учеников, формировать у них иммунитет против ресурсов, противоречащих идеалам добра, мира, уважения человеческого достоинства и прав человека. Принципы прозрачности, открытости, непредвзятости и уважения к участникам должны стать основополагающими в сетевых проектах. Виртуальные методические кабинеты и сетевые конкурсы должны помочь начинающему учителю разобраться в тонкостях использования информационных ресурсов на уроках. Учитель должен соотносить их использование с психологическими особенностями восприятия информации учениками и санитарно-гигиеническими нормами ко времени, проведенному за компьютером. Создание персональных страниц и полноценных школьных сайтов, участие в сетевых объединениях и конференциях, курсах и конкурсах, в жизни целого «государства учителей» с банком обмена опытом, педсоветом, чатом - все это должно войти в реальную жизнь педагога.

Активное развитие интернет-технологий и, соответственно, дополнительных сервисов, позволяет включить множество интерактивных компонент в структуру сайта, но делать это нужно осторожно, хорошо взвешивая их необходимость.

Сайт учебного заведения в сети Интернет — сравнительно новое образовательное средство, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Прежде чем создавать сайт, необходимо выбрать средства, с помощью которых можно разработать и представить в сети Интернет сайт учебного заведения.

Рассмотрим средства информационных технологий и их возможности в сайтостроении.



В первую очередь, следует рассмотреть популярный язык разметки гипертекста - HTML. Этот язык имеет несколько версий. Самая распространенная на данный момент - версия 4. На данную версию опираются большинство современных учебников.

Язык разметки гипертекста - HTML(Hypertext Markup Language) – возник на стыке нескольких направлений исследований и разработок. Во-первых, HTML предназначен в основном для создания гипертекстовых документов, и поэтому понимание того, что такое гипертекст, абсолютно необходимо для изучения языка HTML. Термин «гипертекст» предложил Тед Нельсон в 1965 г. Вот как звучит пределение гипертекста, которое дал Нельсон в 1987 г.: «...форма письма, которое ветвится или осуществляется по запросу». Иначе говоря, HTML-это «нелинейное письмо». которое «больше, чем текст» (hypertext).

Во-вторых, HTML - это язык разметки, построенный на принципах SGML. В 1986 г. Международная организация по стандартизации (ISO) приняла стандарт ISO-8879, озаглавленный Standart Generalized Markup Language (SGML) -стандартный обощенный язык разметки. Названный стандарт вводит SGML -обобщенный метаязык, позволяющий строить системы логической, структурной разметки текстов любых разновидностей. При этом управляющие коды, вносимые в текст при такой разметке, не несут никакой информации о внешнем виде документа, а лишь указывают границы и соподчинение его составных частей, т. е. задают его логическую структуру. Вот до некоторой степени такой системой и является HTML.

Третьим фактором, определившим специфику HTML, было его использование в Интернете. В 1989 г., после экспериментов с собственными новыми сетевыми технологиями, Европейская лаборатория физики элементарных частиц подсоединилась к Интернет. Этот исследовательский центр, расположенный в Женеве(Швейцария), сыграл существенную роль в разработке и принятии стандартов связи и распределенных вычислений, в частности, двух фундаментальных протоколов, которые являются базовыми для Интернет: Transmission Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP). Язык HTML постоянно развивался с момента его создания. Самое важное свойство HTML - возможность создавать гиперссылки. Гиперссылка может указывать не только на HTML-документ, но и на любой ресурс и, например, на адрес электронной почты. Также в HTML существует множество тегов и их атрибутов, позволяющих самым разнообразным способом оформлять внешний вид текста.



Существует также множество программ и онлайновых сервисов (так называемые валидаторы), которые могут проверить сайт на наличие ошибок в коде HTML.

Еще одна из доступных технологий — это CSS или каскадные таблицы стилей. Cascading Style Sheets (Каскадные таблицы стилей) - это язык, содержащий набор средств для описания внешнего вида отображения любых HTML-документов. С его помощью можно полностью управлять стилем и расположением каждого элемента Web-страницы, что проще и гораздо функциональнее использования обычного набора HTML-тегов. Эта технология разработана, как встраиваемая в HTML, поэтому использовать ее на сайтах очень просто и удобно. К тому же CSS, как и HTML, будет работать на любом web-сервере и на данный момент будет понятна практически любому браузеру. Она позволяет применять ко всем страницам на сайте одинаковый стиль (шрифты, цвета, позиционирование элементов и т.д.), не повторяя код этого оформления на каждой странице.

Далее рассмотрим технологию SSI или «страницы, включаемые на стороне сервера». Практически всегда на сайте есть участки кода, которые повторяются на каждой странице (оформление, главное меню, информация о контактах и т.д.) Технология SSI позволяет вынести эти участки кода в отдельные файлы, а в самих страницах давать просто ссылку на эти файлы. При запросе страницы пользователем, сервер сам подставит в нужное место код из нужного файла. Таким образом пользователь получит нормальную страницу. Применение этой технологии позволяет упростить код страниц, а также облегчить изменение некоторых участков кода - отпадет необходимость исправлять что-то на каждой странице. Но при этом сервер провайдера должен поддерживать данную технологию (практически все коммерческие хостеры предоставляют такую услугу).

Клиентские скрипты - это программный код, встраиваемый в HTML-документы и выполняющийся на стороне клиента. Самые популярные языки этого класса -JavaScript и VBScript. Необходимо до минимума сократить на сайте наличие таких скриптов. Их использование допускается для улучшения функционирования сайта и повышения удобства для пользователя. Практически весь код различных счетчиков, систем статистики, баннерообменных сетей содержит клиентские скрипты. Нужно помнить, что множество пользователей во всем мире отключает выполнение скриптов в своих браузерах, так как клиентскими скриптами часто пользуются хакеры и распространители вирусов. Поэтому нужно проверять, чтобы сайт не терял функциональности на браузерах с отключенным выполнением клиентских скриптов.

Серверные скрипты — программный код, который также встраивается в HTML-страницы, но выполняется на стороне сервера. То есть, после того как клиент запросил ту или иную страницу, сервер выполняет все скрипты, формирует готовую HTML-страницу и отправляет ее клиенту. На стороне клиента невозможно просмотреть код программы. По своему функционалу серверные скрипты приближаются к мощным языкам программирования. В этом классе лидируют такие технологии, как РНР для системы UNIX и ASP для системы Windows. Нужно помнить, что возможность использования серверных скриптов редко встречается среди бесплатных хостеров. Многие провайдеры ограничивают возможности использования таких программ на своем коммерческом хостинге. Технология ASP проще в освоении и использовании, но требует от провайдера поддерживать web-серверы на основе ОС Windows. На территории СНГ - это редкость.

Рассмотрим еще одну технологию сайтостроения — Macromedia Flash. Эта технология позволяет отображать на сайтах векторную графику, с анимацией и звуком. К тому же эта технология поддерживает скриптовый язык — ActionScript. Для выполнения Flash на машине пользователя должен быть установлен специальный Flash-проигрыватель, который является надстройкой над web-браузером. Технология сочетает в себе относительно небольшой размер, качественное изображение, довольно мощный язык программирования. В последнее время программа Flash стала распространенной. Многие полагают, что Flash — это новый продукт, однако это не так. Еще в 1995 году появилась небольшая программа Future Splash Animator для векторной анимации Web-графики, а два года спустя, в 1997 году, компания Macromedia приобрела ее и начала развивать продукт под новым названием Flash.

Сегодня Flash — это универсальное интегрированное приложение, которое объединяет редактор для графики и звука, средство для анимации и позволяет создавать уникальные интерактивные мультимедиапродукты. С помощью Flash можно делать экономичную яркую анимацию для Web, интерактивные формы, игры, интерактивные презентации и многое другое. Владение Flash полезно не только Web-дизайнерам, но и учителям, художникам и многим другим, кто хочет выразить свои идеи языком анимации.

Так же стоит упомянуть о баз данных, так как практически все серьезные проекты в сети управляют контентом с помощью баз данных. Современные базы данных могут содержать в себе любую информацию.

Для применения баз данных на web-сайтах требуется возможность использования серверных скриптов и доступа к самим базам данных. На данный момент наиболее популярными базами данных для web являются довольно простые MySQL и MS Access, а также более мощные Oracle и MS SQL Server. Использование базы данных позволяет просто и быстро изменять, добавлять и управлять информацией на сайте. Но при этом сложность программ возрастает в несколько раз. Их, скорее всего, придется либо писать «с нуля», либо очень кропотливо и тонко настраивать готовые решения.

Microsoft Frontpage призван облегчить задачу достойно представить свой сайт в WWW. Frontpage, органично вписывающийся в пакет приложений Microsoft Office, стал первым продуктом широкого использования для Internet, сочетающим в себе клиентскую и серверную части и обеспечивающим возможность разработки сайта в целом и установки его на большинство популярных серверов. Frontpage способен взять на себя всю необходимую работу по программированию. Однако Frontpage станет достаточно серьезным помощником и для профессиональных разработчиков, предпочитающих держать в руках полный контроль над творческим процессом.

Frontpage поставляется с четырьмя дополнительными утилитами, вместе составляющими так называемый Frontpage Bonus Pack. Эти утилиты включают в себя:

1) Microsoft Image Composer, графический редактор, предназначенный для создания картинок для Web-сайта и манипулирования с ними; он предоставляет также в распоряжение различные эффекты для обработки изображений;

2) Microsoft Personal Web Server (Персональный Web-сервер Microsoft), версия Internet Information Server (IIS, Информационный сервер Internet), работающая под Windows 95 и Windows NT Workstation. От Frontpage Personal Web Server (Персонального Web-сервера Frontpage), входящего в состав собственно Frontpage, Microsoft Personal Web Server отличает более высокая производительность и наличие ряда дополнительных возможностей;

3) Web Publishing Wizard (Мастер публикации в WWW), который позволяет


размещать Web-сайты у провайдера, к которому вы подключены, или в онлайновых службах типа America Online или CompuServe. Обычно этот мастер используется для серверов, не поддерживающих Серверные расширения Frontpage (Frontpage Server Extensions);

4) Microsoft Internet Explorer, Web-браузер Microsoft.

В области сайтостроеиия популярен также пакет Publisher 2003 - это специализированный пакет для создания маркетинговых материалов, содержащих графические и мультимедийные компоненты. Встроенные в программу мастера позволяют без проблем и потерь времени подготовить веб-страницу, красочно оформленное рекламное письмо, наклейку на компакт-диск, рекламный проспект, обложку для брошюры, календарь, бланк или открытку. Огромное количество шаблонов открывает возможность создать требуемый сайт за считанные секунды.

Другими словами, Microsoft Publisher - это дизайнерско-издательский пакет, рассчитанный на выполнение широчайшего круга задач и ориентированный в первую очередь на корпоративных пользователей, не являющихся профессионалами в области дизайна или полиграфии. Однако пакет неплохо подходит и для работы в домашних условиях, тем более что интерфейсы и поведение программ разработки Microsoft столь хорошо известны этому сегменту пользователей.

Благодаря принадлежности фирмы Microsoft, программа проста в использовании и настройке, она обладает интуитивно понятным интерфейсом, в целом схожим с интерфейсом прочих приложений Office.

Система создания и управления сайтом Macromedia Dreamweaver (далее Dreamweaver) создана как для профессионалов, так и для неподготовленных пользователей, желающих на профессиональном уровне создавать сайты и эффективно управлять ими впоследствии. Использование Dreamweaver поможет пользователю освоить навыки дизайнера, программиста, редактора без длительного обучения и финансовых затрат.

Возможности Dreamweaver позволяют сделать сайт профессиональным с точки зрения содержания, оформления и технического исполнения.

Сайт, созданный с помощью Dreamweaver, отвечает отраслевым стандартам, принятым для современных Интернет-сайтов.

Клиентская часть программы позволяет создать и поддерживать сайт, даже такой сложности как Интернет-магазин, с компьютера Пользователя, при этом подключение к Интернет необходимо лишь для выгрузки проекта, измененных данных или дизайна (оформления) сайта.

На основании рассмотренных выше информационных технологий сайтостроения, можно сделать следующий вывод: существует большое количество информационных средств, которые используются в области сайтостроения. На наш взгляд, наиболее приемлемым для разработки школьного сайта является система создания и управления сайтом Macromedia Dreamweaver. Выбранная система создания и управления сайтом не случайна, так как уже было сказано выше, во-первых, сайт, созданный с помощью этой системы, отвечает отраслевым стандартам, принятым для современных Интернет-сайтов; во-вторых, этой системе вовсе не обязательно иметь постоянное подключение к сети Интернет. Сайт выполняется на компьютере пользователя и при готовности сайта Интернет нужен лишь для выгрузки проекта.

После рассмотрения информационных технологий в области сайтостроения и выбор среди них наиболее приемлемого средства для разработки школьного сайта, перейдем к собственно школьному сайту, а именно: для чего он нужен, его цели и назначение в педагогической концепции учебного заведения.

1.2 Цели создания и назначение школьного сайта.



Что такое школьный сайт: как он должен создаваться, какие цели преследует его создание, что означает «работающий сайт школы»? Какие компоненты оптимальны и необходимы для школьного сайта, а какие представляются избыточными, факультативными? Как ведется работа (не какая информация представлена, а именно как ведется постоянная диалоговая работа!) с различным контингентом посетителей школьного сайта — управленцами, родителями, учениками? Попробуем ответить хотя бы на часть этих вопросов.

Для этого, рассмотрим наиболее значимые цели, которые может преследовать создание школьного сайта, а именно:

1. «Сайт как координационная точка внутри школьного взаимодействия». Естественно, рассматривать школьный сайт как сетевую альтернативу «Хронобуса» или его аналогов не нужно. Для тех, кто не знаком с этой технологией поясним, что эта сетевая альтернатива основана на таком пакете как ХроноГраф 3.0 Мастер. Это оригинальная компьютерная технология, оптимально сочетающая многофункциональный механизм составления расписания учебных занятий и оперативного управления учебным процессом с широкими дополнительными возможностями создания и ведения базы данных учебной деятельности, полноценного обмена данными с другими программными разработками, а также создания, редактирования и экспорта выводных форм.



Пакет адресован руководителям средних общеобразовательных учреждений, отвечающим за организацию и контроль качества учебно-воспитательного процесса; руководящим работникам и специалистам органов управления образования и учебно-методических центров. Универсальный механизм составления расписания, включающий:

1. Учет специфики конкретного общеобразовательного учреждения и эффективную подготовку следующих исходных данных:



а. Общие сведения и структура учебного заведения в соответствии со стандартами ЕГЭ с указанием адресной и контактной информации; учебного года и периода; режима работы и расписания звонков; изучаемых иностранных языков; списка классов с их индексами, численностью и графиками занятий.

b. Список учеников с данными по ЕГЭ с указанием ФИО, пола, предмета, которые они планируют сдавать на ЕГЭ, а также типа, серии номерадокумента, идентифицирующего личность.

c. Недельная сетка часов на основе формирования списка предметов и недельной аудиторной нагрузки классов с указанием деления их на группы (до 10 по любому предмету), а также отранжировать в баллах трудность для каждого предмета.

d. Данные о преподавателях, с указанием специализации, классногоруководства, совместительства, принадлежности к методическому объединению (ПМК). Для преподавателей иностранного языка указать конкретный иностранный язык. Ввести табельный и педагогический разряд.

e. Аудиторный фонд (список кабинетов), с указанием их наименования и/или нумерации; вместимости и этажа расположения (при необходимости); предметной специализации или закрепления за
преподавателями либо классами, а также графиков предварительной занятости кабинетов.

f. Распределение учебной нагрузки в выбранном режиме: по предметам, по классам, по преподавателям, с учетом деления классов на группы и введением численности групп. Реализация любой специфики организации учебного процесса: проведение спаренных и поточных


занятий, задание идентичности и дополнительности групп.

2. Создание методически выдержанного расписания школы на основе:

a. Формирования и оптимизации графиков работы преподавателей с учетом нагрузки, режима занятий классов и совместной работы в группах.

b. Работы со всеми срезами расписания - недельной и дневной сеткой, по классам и преподавателям - на одном экране, с использовании усовершенствованных интерактивных поисковых алгоритмов в режиме ручного редактирования.

c. Применения расширенных возможностей интерактивного автоматического алгоритма составления расписания с использованием:


  • функций предварительного расчета;

  • настроек расчета занятий по школе/параллелям/ классам/учебным группам;

  • настроек расчета по одному/группе/методическому объединению преподавателей;

  • расчета по одному/нескольким предметам;

  • функций наложения /снятия ограничений в организации учебного процесса.

d. Визуального контроля за графиками загруженности учащихся по неделе, а также количеством "окон" и подготовок учителей.

e. Динамического контроля за распределением аудиторного фонда и автоматической расстановки кабинетов, с возможностями ручного редактирования и учетом предметной специализации и закрепления за преподавателями или классами.

3. Оперативное ведение расписания занятий в течение всего учебного периода с возможностями:

a. Реализации ежедневных замен преподавателей с возможностью многофункционального поиска «свободных» преподавателей.

b. Привлечения к проведению замен сотрудников школы, непосредственно не ведущих учебные занятия.

c. Оперативной подготовки выводных форм.

d. Сохранения информации и ведение базы данных о произведенных заменах в течение всего учебного периода.

4. Подготовку и возможность настройки параметров печати выводных форм, включая:

a. Печать любой необходимой информации: отчетов, списков, графиков и др. с возможностью настройки/отключения значащих параметров.

b. Печать отчетов в виде сводных таблиц или по отдельности.



c. Печать сетки составленного расписания в самых различных вариантах с возможностью настройки размеров выводной формы финального расписания.

На первый взгляд, вообще никакая система для внутришкольного взаимодействия не требуется, ибо и в прошлом, и сейчас существует значительное количество успешных учебных заведений, у которых нет своего сайта. Также нет смысла говорить, что существуют коммуникативные формы, адекватные потребностям современной школы, решить которые можно лишь Интернет-путем. Другое дело, что сайт способен придать межпользовательским взаимосвязям несколько иной характер. Например, когда школьный сайт использовался для «анонимного» общения, создавая для учеников возможность задавать вопросы в кризисных, критических ситуациях. Безусловно, для этого в педагогической команде должен был быть специалист, готовый вести подобные сложные диалоги, отвечать на вопросы. И все-таки эта возможность — возможность диалога с детьми в сложных психологических ситуациях - у сайта есть, а потому возможность такого общения нужно организовать в школе. Тем более, что потребность в нем у детей есть. Может быть использован сайт и для организации дистантного обучения (в нашем разговоре под «дистантным обучением» то есть не тьюторскую форму обучения, а заочную образовательную связь между педагогом и учеником, в силу различных причин (болезнь и др.) неспособного присутствовать лично в школе). Это серьезный вопрос, требующий глубокой проработки, но актуальность его сегодня неоспорима, особенно в ситуации, когда профилизация школы поставила перед образовательными учреждениями достаточно серьезные задачи, решить которые в одиночку школа не сможет. Это лишь два примера новых возможностей взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые потенциально может создать сайт.

Помимо этого, грамотно организованный и регулярно обновляемый школьный сайт может стать своеобразным пространством профессиональной рефлексии для школы. Так, новостная лента становится летописью жизни взрослого и детского коллективов, а если ввести в практику оценку происходивших событий через сайт, то можно получать достаточно интересный срез мнений. Сайт как выход во внешнее пространство заставляет педагогов, представляя свое образовательное учреждение, давать ответы на вопросы, которые в привычной, повседневной деятельности не всегда осмысляются: -в каком направлении осуществляется развитие школы;

-какова ценностная основа, педагогическая, методическая концепция (идея, кредо) школы;

-в чем заключается характерное отличие нашего учебного заведения от другого (и есть ли оно вообще) и другие вопросы.

Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной рефлексии администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт может также рассматриваться в качестве коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников , но и «внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов — родителей, работников образования и культуры. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения, создает такие контактные возможности, которые в off-line зачастую затруднены.
2. «Визитка школы».

Школьный сайт также может выполнять функцию визитной карточки школы - со своим уникальным стилем и характерной для данной школы формой подачи материала. Актуальность этой ипостаси школьного сайта сегодня особенно высока. Нельзя забывать о многолетнем «биче» всех школ в последние два десятилетия - из года в год ухудшающейся демографической ситуации — при которой так называемая «борьба за ученика» перестает быть метафорой. Однако умный и профессиональный педагогический коллектив понимает, что выигрывают не борьбу за абстрактного ученика, а борьбу за своего ученика, ученика, который 'по особенностям своей личности, по культурным традициям и образовательным запросам семьи будет этой педагогической системой удовлетворен и максимально успешен в ней. Вот поэтому так важно в этом плане точно и корректно сформулировать для сайта, в чем своеобразие данной педагогической системы, чем она отличается от других.

Еще одно назначение сайта-визитки связано с профилизацией старшей школы. В ситуации перехода системы образования к профильному обучению, когда одно общеобразовательное учреждение не будет в состоянии предоставить весь комплекс образовательных услуг, полная, конкретная и выгодная подача информации о специфике реализуемых в школе программ сможет привлечь к ней внимание родителей, учителей других учебных заведений, что поможет
образовательному учреждению не потеряться в кругу подобных.
Кроме того, в ситуации ограниченного государственного финансирования образования сайт-визитка школы может быть также инструментом установления контактов с образовательными и деловыми кругами, поиска форм сотрудничества, грантов и субсидий. В этих условиях игнорировать возможности сетевого самопозиционирования учебного заведения нерационально.

3. «Школьный сайт как элемент более глобальной образовательной Интернет-системы».



Школьный сайт может выступать элементом образовательной Интернет-системы (естественно, при условии существования последней). Это, безусловно, не является конкретной целью школьного сайта, скорее, в этом качестве сайт может работать одним из информационных субъектов, комплекс которых в состоянии отражать динамически меняющуюся образовательную картину в рамках района, города, региона. В настоящее время неизвестно о существовании полнофункциональных региональных образовательных Интернет-систем, пока это задача постановочного характера.

Таким образом, кратко описанные три цели могут быть условно названы: «сайт внутри школы», «сайт вне школы», «сайт как элемент системы образования»., но прежде чем перейти к этой проблеме, мы рассмотрим некоторые Ориентируясь на эти цели, мы подошли к проблеме создания школьных сайтов школьные сайты, которые существуют в сети, и проанализируем их с точки зрения содержательного наполнения и изучим их структуру.

Выводы по главе 1.

В первой главе предоставлена информация об информационных технологиях в сайтостроении, о возможностях средств информационных технологий в создании сайтов, о целях создания и назначения школьного сайта.



Подробно рассмотрен популярный язык разметки гипертекста HTML, так же были рассмотрены программные средства используемые в сайтостроении.

Средства информационных технологий дают возможность находить новые формы и приемы в методе проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.

Сайт учебного заведения в сети Интернет — сравнительно новое образовательное средство, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает.



Рассмотрены наиболее значимые цели, которые может преследовать создание школьного сайта, а именно:

  1. «Сайт как координационная точка внутри школьного взаимодействия»;

  2. «Визитка школы»;

  3. «Школьный сайт как элемент более глобальной образовательной Интернет-системы».

Ориентируясь на эти цели, мы подошли к проблеме создания школьных сайтов.

  1   2   3   4   5   6   7

  • «Разработка структуры и функционального наполнения школьного сайта» . Цель
  • Объект исследования
  • Методологическую основу исследования
  • Научная новизна исследования
  • Теоретическая значимость исследования
  • Практическая значимость работы
  • Апробация и внедрение результатов исследования.
  • Структура магистерской диссертации