Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям



страница1/12
Дата08.01.2017
Размер2.52 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»

Центр филологического образования российской академии образования

Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики



РУССКАЯ РЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Материалы восьмой международной

научно-практической интернет-конференции

01 декабря 2011 г. - 20 января 2012 г.

г. Орел


Орел 2012


УДК 808.2: 378.1

ББК 81.411.2: 74.58

Р 89
Редакционная коллегия:

Бобылев Б.Г. – научный редактор

Ивентьева Л.П. – отв. за выпуск
Р89 Русская речь в современном вузе: материалы восьмой международной научно-практической интернет-конференции /Под ред. д-ра пед. наук, проф. Б.Г. Бобылева. - Орел: Госуниверситет – УНПК, 2012. – 187 с.

ISBN 978-5-93932-454-0


В материалы восьмой международной научно-практической интернет-конференции вошли работы ученых России, Беларуси, Испании, Казахстана.

Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи

в современном вузе по следующим направлениям:


  • Речевая деятельность: теоретические и практические аспекты.

  • Современная методология и методика обучения речеведческим

дисциплинам

  • Лингвокультурологический аспект обучения речевой коммуникации.

Русская речь как средство межнационального общения

Материалы конференции отражают результаты современых исследований в области теории речевой деятельности, лингводидактики

и лингвркультурологии, предназначены для преподавателей вузов, колледжей, школ, а также работников научно-исследовательских учреждений, аспирантов и докторантов.

УДК 808.2: 378.1

ББК 81.411.2: 74.58



ISBN 978-5-93932-454-0


© Коллектив авторов

© ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК", 2012



РАЗДЕЛ 1. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ГРАММАТИЧЕСКОМ СТРОЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
А.А. Аладьина

М.Е. Минайдарова

Таразский государственный

педагогический институт,

Республика Казахстан, г. Тараз


В статье говорится об изучении «экспрессии» в вузовском курсе синтаксиса.

The study of expression in the institutional courts of syntax is studied in the article.
В связи с описанием новых синтаксических явлений в вузовский курс синтаксиса прочно вошло понятие «экспрессия», которое трактуется в лингвистической литературе неоднозначно. В связи с категорией экспрессивности называют и такие понятия как интенсивность, образность, эмоциональность, оценочность. Вполне обосновано стремление современных лингвистов дифференцировать эти понятия. Категория интенсивности и экспрессивности сближают следующие факторы: использование одного и того же набора фонетических, лексических и грамматических средств, функция усиленного воздействия на адресата и др. Однако интенсивность – это количественная характеристика экспрессивности, т.е. об экспрессивности нельзя говорить без обращения к ее количественным параметрам характеристики-интенсивности.

Близкими, но не тождественными являются и категории эмоциональности и экспрессивности. Эмоции в своем языковом проявлении, безусловно, экспрессивны, т.к. в случае выражения того или иного чувства средствами языка говорящий определенным образом воздействует на адресата. Среди языковых средств выражения эмоциональности в синтаксисе называют главным образом интонацию и лексико-синтаксические средства – определенные группы частиц, междометия.

Наиболее разработанным аспектом содержания предложения стал аспект оценочности, который некоторыми лингвистами отождествляется с экспрессивностью. Оценочные высказывания в отличие от нейтральных всегда можно продолжить словами: «А это хорошо/плохо». Принято выделять собственно оценочные предложения, в которых оценка заложена в самом предикате (Он – медведь, она - лиса), и предложения, в которых оценочность выражается факультативными элементами, среди которых доминирующую роль выполняет специально предназначенная лексика, в первую очередь прилагательные, наречия, частицы. Экспрессивность же в отличие от эмоциональности и оценочности определяется как свойство синтаксических форм увеличивать прагматический потенциал высказываия сверх той степени, которая достигнута лексическими значениями элементов, наполняющих эти синтаксические формы /1;196/.

Сложнейшая лингвистическая проблема экспрессивности языковых единиц, в частности предложения, соотносится современными лингвистами с различными факторами, которые описаны в различной степени подробно и тщательно. Так, А.П. Сковородников, определяя лингвистическую природу экспрессивных конструкций, к которым он относит эллипсис, антиэллипсис, усечение, повтор, парцелляцию, исходит из принципа экономии и избыточности в языке. Указанные конструкции исследуются им по следующей схеме: 1) определение лингвистического статуса; 2) структурно-стилистическая классификация; 3) функционально-стилистическая прикрепленность; 4) выявление роли в актуальном членении предложения; 5) определение типизированных речевых функций в связи с функционально-стилевой отнесенностью. Тем самым А.П. Сковородников представляет экспрессивные синтаксические конструкции как особую подсистему, организованную действием антиномии приципов экономии и избыточности.

Э.М. Береговская связывает экспрессивно-синтаксические конструкции с принципом симметрии (пропорциональности, соразмерности). «Воспринимая симметрию окружающего мира как естественный эталон гармонии, - замечает автор, - человек и сам ощущает потребность создавать симметричные вещи» /2; 5/. Подобный подход имеет глубокие корни в лингвистике. Достаточно назвать работу С. Карцевского «Об ассиметрическом дуализме лингвистического знака», в которой он разработал идею о приложении симметрии к языковым явлениям. Идея Карцевского разрабатывается плодотворно многими лингвистами. По мнению В.Г. Гака, «развитие языкознания за прошедшие столетия не только характеризуются широким использованием пары симметрия/ ассиметрия, но и осознанием этих категорий как отражения фундаментальных черт строения и функционирования языка» / 3;4/. Инвентарь экспрессивных конструкций, который описывается в работе Э.М. Береговской, отличается от инвентаря А.П. Сковородникова: это хиазм, зевгма, которые характеризуются в плане лексического наполнения, интонационно-ритмической организации и др.

В связи с описанием новых синтаксических явлений наметилось понимание синтаксической экспрессии, основанное на прослеживающейся в современном синтаксисе тенденции расчлененности синтаксичской цепочки. Согласно указанной концепции синтаксическая экспрессия квалифицируется как специальный прием письменного художественного текста, который рассчитан на особую воздействующую силу.

Конструкции экспрессивного синтаксиса в указанном понимании связаны с разговорным субстратом, но получили в письменном языке специальную заданность и структурное преобразование. Г.Н. Акимова, автор этой концепции, рассматривает несколько иной набор конструкций экспрессивного синтаксиса / 4/. Это прежде всего парцеллированные и сегментированные конструкции, цепочки номинативов, вопросно-ответное единство в монологической речи, лексическй повтор с синтаксическим распространением, особые случаи словорасположения и др. Вот некоторые примеры: 1. Весна. Победа. Цветы, улыбки, объятия... Дома ждали солдат немалые труды, заботы, неустроенный быт, хлебные карточки, заплаканные глаза матерей, жен, невест. Неребячьи взоры детворы... (Из газ.); 2. Теперь-то ясно: у той самой нивы кончилось детство. Детство... Оно все-таки было у нас, мальчишек военных лет (В. Песков). В первом примере цепочка номинативных предложений, представляющая собой номинализацию событий, его признаков, предоставляет возможность адресату довообразить, дорисовать детали. Экспрессивный эффект усиливается за счет употребления рядом парцеллированной кострукции Неребячьи взоры детворы, которая имеет целью выделить наиболее важный компонент предложения в самостоятельное высказывание и тем самым сделать его более весомым в смысловом отношении. Важно отметить, что при устранении расчлененности в приведенных конструкциях приглушается экспрессивный заряд. Ср., например, с вышеприведенной конструкцией (2): «Детство все-таки было у нас, мальчишек военных лет». Именительный представления (Детство...) также отражает потребность в актуализации части высказывания наиболее значимой в акте коммуникации.Остановимся на системе заданий, которые предлагаются студентам для осмысления конструкций экспрессивного синтаксиса, в частности, сегментрованных конструкций.

Задание 1. Из приведенных предложений выпишите только сегментированные синтаксические конструкции.



  1. В первый раз в жизни Степан Головлев вздохнул свободно. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

  2. Труд! Все вокруг сейчас было полно им. (К. Паустовский)

  3. Петр принялся за духовенство: запретил пострижение прежде 50 лет. (А.С. Пушкин)

  4. Хлеб. Он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье (М. Алексеев).

  5. Мир спорта. Мы привыкли видеть, но только глазами болельщиков, остро переживая драматические моменты спортивной борьбы. (из газет)

Задание 2. Трансформируйте приведенные синтаксические конструкции в сегментированные. Образец выполнения задания. Счастье ... Разве оно возможно без труда, без дела, которое полюбил?

1. Разве счастье возможно без труда, без дела, которое полюбил? (В. Титов)

2. Трудно переоценить значение воды для республик Средней Азии и Казахстана. (Из газет)

3. Положительный современный герой – в самом центре наших театральных мечтаний. (Из газет)

4. Вот жизнь кругом перед нами, - грязная, жалкая и уродливая. Но разве мы раньше не догадывались, что она такова. (В. Вересаев)

5. Барские дома и дворцы не схожи. Они все на особицу, а рабчие дома один в один. (Е. Пермяк)

Задание 3. Определите синтаксическую роль выделенных слов:



  1. главный член номинативного предложения;

  2. обращение;

  3. именительный темы или предложения;

  4. подлежащее двусоставного предложения.

  1. Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности. (К. Паустовский)

  2. Весна! И снова на заречье цветут вишневые сады. Весна! И в сердце человечьем ее горячие следы. (Н. Ковальский)

  3. Ты не пой, соловей, под моим окном, улети в леса моей родины. (А. Кольцов)

  4. «Что это? Слышите?» - «Птица»! (М. Пришвин)

  5. В поле вьюга-завитуха, В трех верстах гремит война. На печи в избе – старуха, дед-хозяин у окна. (А. Твардовский)

Задание 4. Определите функциональное, лексико-семантическое и интонационное различия конструкций именительного представления

и именительного темы.


Именительный представления


Именительный темы



1. О, любовь! И что перед нею годы, версты и разлуки. (Э. Асадов)

2. Доброта. Мы как-то забыли это слово в своем первозданном значении. (В. Тендряков)

3. Война!.. Это слово ворвалось в сознание миллионов людей в воскресный полдень 22 июня. (Лит. газета)

4. Война... Как эта вдова с нею, наверное, повенчан я. И не короче, не длинее - срок давности вся жизнь мая. (К. Симонов)

5. Время... Оно относительно, да? В минуту иную вместятся года. (И. Сельвинский)

1. Кефир, он пришел к нам с Кавказа сто лет назад. (Из газет)

2. Консервы... без них не обойдется ни один любитель туристских походов или загородных прогулок. (Из газет)

3. Домашняя одежда... Как ей порой не везет! (Из газет)

4. Рюкзак... В отличие от наших походных мешков он имеет каркас из алюминиевых трубок. (В. Песков)

5. Мой современник. Каков он? (Из газет)




Задание 5. Примите участие в дискуссии о синтаксической природе именительного темы(ИТ) и представления(ИП). Основные концепции по вопросу о синтаксическом статусе именительного темы и именительного представления можно свести к следующим:

И Т и И П не являются предложением (А.М. Пешковский, авторы академических грамматик, А.С. Попов и др. );

И Т и И П являются разновидностью номинативных предложений (В.В Бабайцева, В.Г. Адмони);

И Т и И П являются предложением особого типа (З.К. Тарланов).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • Центр филологического образования российской академии образования Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики
  • РУССКАЯ РЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Материалы восьмой международной научно-практической интернет-конференции
  • Русская речь в современном вузе
  • РАЗДЕЛ 1. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ГРАММАТИЧЕСКОМ СТРОЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
  • А.А. Аладьина М.Е. Минайдарова