Районный семинар «Система работы классного руководителя» Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы «Берёза символ России!»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Районный семинар «Система работы классного руководителя» Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы «Берёза символ России!»

Скачать 173,88 Kb.


Дата18.10.2017
Размер173,88 Kb.

Скачать 173,88 Kb.

МОУ Видновская средняя общеобразовательная школа №2

Ленинского муниципального района Московской области


Районный семинар «Система работы классного руководителя»

Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы

«Берёза – символ России!»

Учитель начальных классов

Дронникова Елена Ивановна

2009 -2010 учебный год.



(Берёза в разные времена года. Фото на экране)

( Читает учитель).

Гимн березе

Если мне воспеть березу

Свыше дан наказ,

Я ее святые слезы

Воспою для Вас.

Я ее печальный облик

В рифму облеку,

Шепот листьев, птичий оклик.

Раны на веку…

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит…

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую…

Вей же, ветер, вей!

Ни сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною… Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!



- Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.


Дети читают стихи о берёзе.

  1. Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез!
2. Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.


Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина».
Выходит Березка. (Девочка русском народном костюме украшенном ветками берёзы)

Берёзка. - Здравствуйте, дети! Как я рада

Быть с вами в этот день рядом!

Спасибо, что березку не забыли,

Ей этот светлый праздник посвятили

.

( Дети встречают «Берёзку» и читают стихи. (2 человека )

1. Березке русский праздник посвящаем,

О ней теперь мы очень много знаем

И знанием готовы поделиться.

Нам всем пришлось немало потрудиться.


2. Мы много книг перечитали

И материалы отбирали,

Мы рисовали, сочиняли,

Стихи березке посвящали.

Писали мы ученые конспекты,

И вот пред вами все наши проекты!



I. Проект «Вдохновение».

Учитель.

- Какое русское, какое очаровательное дерево - берёзка! Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза- это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка - ряба и даже молоко, которое пьют по всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, быстро делающие любую тяжёлую работу.

(Фонограмма русской песни)

- А молодые берёзки, тоненькие. Пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. Смотришь на берёзу и слышишь хороводные песни, звуки гармошки и балалайки, обязательно вспоминаешь всё близкое и родное, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое.

Красота берёзки вдохновила и наших ребят и сейчас они прочитают свои сочинения о берёзе.

(Дети читают свои сочинения о берёзе)



II. Проект «Рисуем Русскую берёзку»



Учитель

- Для защиты проекта «Рисуем русскую берёзку» ребята приготовили свои рисунки и выпустили журнал «Берёза в творчестве русских художников»



Художник (Мальчик в берете с мольбертом и красками в руке)

Для этой выставки картин

Трудился вовсе не один –

Весь 3А проект готовил:

Одни писали реферат,

Трудились много дней подряд,

Другие рисовали лес,

В нем мир березовых чудес…

Плечом к плечу трудились рядом,

Помочь друг другу были рады.



( Ребята представляют свои работы)



III. Проект «Березка в творчестве русских поэтов и писателей».

(Учащиеся подготовили выставку книг, стенгазету, сценарий литературного вечера.)

Учитель

- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег.



(Выходит девочка – берёзовая веточка)

Веточка. – Здравствуйте, люди добрые! Я берёзовая веточка, дочка русской берёзы и пришла к вам хоровод водить.

Девочка из хоровода.

Берёзонька желанная

Подруга долгожданная

Войди скорей в наш круг

Войди зарёю ясною

С косою зеленовласою

Здесь каждый тебе друг.

(Берёт «Берёзовую веточку и ведёт в хороврд)

Хоровод «Во поле берёза стояла».
Учитель

- А пословицы и поговорки о берёзе вы знаете ?



(Дети встают и с места чётко произносят пословицы).
1 ученик. – А я, когда произношу слова «русская берёзка», мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России – Сергей Есенин.
Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан

И её золотистые косы

И холщёвый её сарафан.



2 ученик.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

3 ученик.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

4 ученик.

- А другой поэт скажет о моей берёзке:


Белолицая, белоствольная,

Как невеста горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.


5 ученик.

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.
6 ученик.

-А третий поэт произнесёт клятву:


И, вставая грозной силой,

Помнили друзья,

Что берёзку, как Россию,

Отдавать нельзя.


Учитель.

- В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.



(Под фонограмму военной песни «На безымянной высоте» выходят дети, одетые в военную одежду)

1 ученик.

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.


  1. ученик.

За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.


3 ученик.

С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

- Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез…

4 ученик.

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Все: «Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»
Учитель.

- В годы войны берёза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М.Бубеннов.

«…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…



А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

- Стоит! – изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие.

И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».
5 ученик.

Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя,

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных российских берез.

Учитель:

- Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии ВОВ. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России. (Фото на экране)
- Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли солдаты, выстояли и победили. Мы попросим всех встать и почтить память погибших. (Звучит песня «Растет в Волгограде березка». На экране фото Мамаева кургана).

Учитель:

- В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ. (На экране фото - Трептов парк в Германии)


6 ученик.

В Трептов – парке белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы, а не росы

На могилы братские солдат.

Березы! Вы печаль России…

Вдовья неизбывная тоска.

7 ученик.

Сквозь ненастья, горем залитые,

Привела вас сюда издалека.

Привела, поставила навеки

У ступеней скорбной тишины.

С той поры вы, не смежая веки,

Навеваете солдатам сны.

О березы! Белые березы!

Часть России, часть моей души!

Слезы ваши, солнце не иссушит,

Ветерок в листве не прошуршит…



Учитель.

- Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки.





  1. Проект «Березовое царство – хорошее лекарство».

Учитель.

- А почему говорят, что берёзы плачут?



(Ответы детей).

(Звучит фонограмма песни «Берёзовый сок»)

Учитель.

- Берёзовый сок придаёт силу и бодрость. Он не только вкусный напиток, но еще и лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах берёзового сока.



Сценарий рекламы №1.

(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?



Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щелкают, скрипят.



Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает).

Врач: (подает бутылочку):

Принять лекарство «Сок березы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьет… Выпрямляется).

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?



Больная: (с легкостью встает)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

Убегает, забыв про костыли.
Сценарий рекламы № 2.
Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!



Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.



(Больная приходит в ужас, плачет).

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из березы сок.

(Достает бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.



(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?



Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашляю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!



(Убегает).

Врач:

У кого удушье, астма,

В горле боль или отек,

Пейте чудное лекарство –

Из березы русской сок!
(Звучит русская народная песня).

Сценка («Дед, баба и русская баня»)

Дед:

Домик на горе стоит

Из трубы дымок валит

Веник дед сломал большой,

Будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда!

Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!



(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)

Ведущий:

Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка-перед ней

Королевич Елисей!

(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)

Старуха: (с волнением)

Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед:

Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват! (Показывает на веник.)



(Старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)

Дед:

Покупайте веники!



(На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют:)

Вы не пожалеете!

Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете!


Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников:

Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.

Дед: Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы.

Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.

Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке

Баба: А хранить в прохладном месте.

Дед: А париться вот так!

Баба: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит.

Дед: В народной медицине используются почки, кора, сережки, листья березы, а сок березовый – полезный и вкусный. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны.
V. Экологический проект «Мы посадим березы кругом».
Учитель.

(Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берез нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.)

- Ребята серьёзно изучали виды берёз, думали как сохранить русскую красавицу и сейчас представляют экологический проект «Мы посадим берёзы кругом».

1ученик.

Проекта интереснейший вопрос

Заставил нас задуматься всерьез.

Мы план составили и начертили схему,

Писали реферат на тему

О том, что видов 60 берез бывает.

Одни кустарники собою представляют,

Другие – дерево ветвистое такое,

А третьи по земле ползут змеею.
2 ученик

- Кто из нас не любит березовый сок или настоянный на нем квас? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.

А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.

3 ученик.

Проект не прост. Все мы вначале

В библиотеках материал искали.

Смотрели в словари, энциклопедии читали,

Свих знакомых, бабушек пытали.

Собрав необходимый материал,

Отбор его мы провели старательно.

Затем о том, что каждый разузнал,

Энциклопедию писали обстоятельно.

(Представление выставки).



4 ученик.

- Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут

по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры.

5 ученик

- В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.



6 ученик.

- Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные – сережки. А когда появится на березе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе.

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.

7 ученик.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

8 ученик.

Ты до того, березонька красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.
Учитель.

- Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.

- И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.

9 ученик.

На поляне на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорая березка –

Символ Родины моей.
VI. Творческий проект «Береза – символ Родины моей». (Презентация)

1 кадр.- У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура.

2 кадр. - Символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.

3 кадр. - Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.

4 кадр. - Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»

5 кадр. - Любят в России белую березку. Издревле в ней видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали ее в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.

6 кадр. - Под сенью берез создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы: Глинка и Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников: Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина и многих других. Береза всегда вдохновляла русских писателей и поэтов.

Ведущий.

(Песня «Отчего так в России берёзы шумят?»)

- Веками складывался образ жизни русского народа. Во время весенних праздников крестьянские девушки «завивали» березки. Водили под ними хоровод, пели песни, закликая весну, по случаю рождения ребёнка сажали молодую березу у дома, обряд должен был сделать дитя счастливым. А семью оградить от напастей.

Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине. Воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку.

Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!


Ученик.

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,

«Россия» - шепчут мне березы,

«Россия» - шепчут камыши,

«Россия» - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: «Русь».

Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь!

(Песню «Для меня Россия…» исполняют все дети).

(После всех выступлений и обсуждений слово предоставляется Березке)

Берёзка.

- Смотрела я ваши конспекты,

В них, дети, все ваши проекты.

Все, что знать обо мне люд ям надо,

Как любить меня и беречь –

Обо всем вы вели нынче речь.

А сейчас сообщить я вам рада:

Отличившимся будет награда!


(Подведение итогов, вручение дипломов и грамот.)