Рабочая учебная программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая учебная программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Скачать 274,46 Kb.


Дата13.11.2017
Размер274,46 Kb.

Скачать 274,46 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Факультет химической техники и кибернетики

Кафедра машин и аппаратов химических производств

Утверждаю: проректор по УР

_______________ Н.Р.Кокина

« » 2014 г.



Рабочая учебная программа дисциплины
Метрология, стандартизация и сертификация

Направление подготовки 151000 Технологические машины и оборудование

Профиль подготовки Машины и аппараты пищевых производств

Квалификация Бакалавр

Форма обучения очная



Иваново, 2014

1. Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания курса является дать необходимые сведения студентам для решения ими контрольных задач по метрологии, оценки погрешностей, а также самостоятельного выбора ими измерительных средств, дает необходимые сведения о контрольно-измерительных приборах, применяемых в технических измерениях, кроме того, дисциплина знакомит с ГСС в нашей стране, стандартизацией отклонений геометрических параметров деталей, системе и органах сертификации в стране.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к циклу базовых профессиональных дисциплин, разделу и основывается на результатах изучения дисциплин естественно - научного цикла, в том числе математики, физики, а так же дисциплин профиля: « Начертательная геометрия и машиностроительное черчение», «Теоретическая механика». Для успешного усвоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, теории дифференциальных уравнений, теории вероятностей и математической статистики, математических методов решения профессиональных задач;

- типовые численные методы решения математических задач и алгоритмы их реализации, один из языков программирования;

- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории дифференциальных уравнений, математические методы решения профессиональных задач;

-технические и программные средства реализации информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях;

- основные законы механики;

-положения « Единой Системы Конструкторской Документации»;

уметь:

-решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам, применять математические методы при решении типовых профессиональных задач;

- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, работать с программными средствами общего назначения;

-решать типовые задачи, связанные с основными разделами физики, использовать физические законы для решения проблем профессиональной деятельности;

- работать с конструкторской документацией, чертежами;

владеть:

-методами построения математической модели типовых профессиональных задач;

-методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных цепях;

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин:

- Основы взаимозаменяемости;

-Технологические процессы в машино- и аппаратостроении;

-Ремонт и монтаж оборудования;

-Технологические машины и оборудование;

- Управление технологическими системами.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- способен на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК-6);

- способен к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);

-обладает достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональным компьютером (ОК-13);

- готов выполнять работы стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля, качества выпускаемой продукции (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- стандарты, патентную и техническую литературу в избранной области техники для расчета сопряжений и контроля за ними; измерительные средства, способы определения погрешностей при измерениях, структуру метрологической службы, задачи сертификации.



иметь опыт:

- выбора измерительных средств и работы с ними; оценки погрешности измерений; составления необходимой технической документации.



уметь:

- применять полученные знания о стандартах, оформлять техническую документацию.

\

Структура дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

5

6

Аудиторные занятия(всего)

51



51







В том числе:
















Лекции

17



17







Практические занятия (ПЗ)

17



17







Семинары (С)

-

-









Лабораторные работы (ЛР)

17



17







Самостоятельная работа (всего)

57



57







В том числе:
















Курсовой проект (работа)

-

-









Расчетно-графические работы

20



20







Реферат

-












Оформление отчетов по лабораторным работам

16



16







Подготовка к текущим занятиям, коллоквиумам

21



21







Подготовка к экзамену














Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)






З







Общая трудоемкость час.

Зач. ед.


108



108







3



3







5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины


1. Модуль 1

Основные понятия и термины в метрологии. Международная система единиц. Воспроизведение единиц физических величин. Виды и методы измерений. Единство измерений. Эталоны, передача размеров.

Погрешности измерений, классификация. Грубые погрешности и промахи, критерии выявления. Случайные погрешности. Распределения и характеристики случайных величин. Оценки параметров распределения случайных величин. Оценки числовых характеристик. Систематические погрешности, исключение погрешности, критерии.

Методы обработки результатов измерений и оценка погрешностей измерений. Многократные прямые измерения.

Нормирование метрологических характеристик средств измерений. Виды средств измерений. Классы точности средств измерений, выбор средств измерений.

Принципы и основы метрологического обеспечения. Поверочные схемы. Метрологические службы и организации.

2. Модуль 2

Основы государственной системы стандартизации. Работы, выполняемые при стандартизации. Категории и виды стандартов. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. Методы стандартизации. Параметрическая стандартизация, система предпочтительных чисел, унификация, агрегатирование, комплексная стандартизация, опережающая стандартизация. Основные сведения о качестве продукции. Государственный надзор и контроль. Международные организации по стандартизации и качеству продукции.


3. Модуль 3

Сущность и содержание сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Нормативно-методическое обеспечение сертификации. Системы сертификации. Стандарты на объекты сертификации. Органы сертификации и испытательные лаборатории. Система аккредитации в РФ.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин



№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Технологические процессы в машиностроении

+

+

-

2.

Ремонт и монтаж технологического оборудования

+

+

-

3

Технологические машины и оборудование

+

+

+

4

Основы взаимозаменяемости

+

+

+

5

Управление технологическими системами.

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ модуля

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


СРС

Всего

час.


1.

Метрология

9

15

17

43

84

2.

Стандартизация

4

2

-

4

10

3.

Сертификация

4

-

-

10

14


5.4 Лабораторный практикум

Трудоемкость 17 часов.










№ моду ля

№ п\п

Тема

Порядок проведения

Измерительные приборы

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1

1

2

3


4
5
6



Ознакомление с плоскопараллельными мерами длины

Приемы работы с простейшими измерительными инструментами

Приемы работы с микрометрическими инструментами

Приемы работы с рычажно-механическими приборами

Приемы работы с оптико-механические приборы

Обработка результатов измерений



На заданный размер набрать блок концевых мер.

По данному блоку настроить измерительные приборы


Провести измерение образцов кронциркулем , нутромером, штангенрейсмасом, штангенглубомером и штангенциркулем, сравнить результаты.

Провести измерения образцов штангенциркулями с различной величиной отсчета по нониусу, сравнить характеристики приборов и результаты. С помощью набора плоскопараллельных мер определить погрешность штангенциркулей.
Ознакомление с микрометрическими инструментами, проведение измерений образцов микрометрами различного типа, сравнение характеристик приборов и результатов. С помощью набора плоскопараллельных мер определить погрешность микрометров.
Ознакомление с рычажно -механическими приборами, проведение измерений образцов приборами различного типа. Сравнение характеристик приборов и результатов для миниметра и рычажной скобы.

Определение чувствительности приборов


Ознакомление с принципом работы оптиметра, характеристиками. С помощью набора плоскопараллельных мер настраиваем прибор на заданный размер и проводим многократные измерения.
Измерение партии образцов, исключение грубых промахов, определение закона распределения

Оптиметр, миниметр, рычажная скоба, регулируемая скоба, набор плоско-параллельных мер

Кронциркуль, нутромер, штангенрейсмас, штангенглубомер, комплект штангенциркулей,

набор плоско-параллельных мер, образцы валов и втулок.
Микрометры, набор плоско-параллельных мер, образцы валов.

Индикатор часового типа, Индикаторный нутромер, рычажная скоба, миниметр, образцы валов и втулок

Оптиметр, набор плоско-параллельных концевых мер, образцы.

Партия образцов, измерительные средства



2

2

2


2
4


5

5.5 Практические занятия (семинары)

Тематика практических занятий. Трудоемкость 17 час.

модуля

п/п

Тема

Порядок проведения

Кол. часов

1



1

2

3



Законы распределения случайных величин

Методы обработки результатов измерений

-многократные прямые

равноточные измерения

-Однократные измерения


Выбор средств измерений

По заданным массивам чисел определить закон распределения

(нормальный, равномерный, Симпсона)

Исключение систематической погрешности, СКО, исключение промахов, закон распределения случайной величины, коэффициент Стьюдента, доверительный интервал, окончательный результат.

Допустимая погрешность измерения, систематическая погрешность, оценка промахов, суммарная погрешность, окончательный результат
Принципы выбора измерительных средств ( точность размеров, вид производства, метод измерения, метрологические характеристики.



4


6


4

3


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые работы или проекты данной дисциплине не планируются.


Образовательные технологии и методические рекомендации

по организации изучения дисциплины
Чтение лекций по данной дисциплине, в основном, проводится в традиционной форме. Некоторые темы - с использованием мультимедийных презентаций. Презентация позволяет преподавателю четко структурировать материал лекции, экономить время, затрачиваемое на рисование на доске схем, написание формул и других сложных объектов, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Студентам предоставляется возможность копирования презентаций для самоподготовки и подготовки к экзамену.

Поскольку лекции читаются для двух групп студентов (50 чел.) усвоение материала основной массой студентов контролируется путем тестирования по отдельным модулям дисциплины на практических (семинарских) занятиях.

В рамках лекционных занятий можно заслушать и обсудить подготовленные студентами рефераты.

При проведении практических занятий преподавателю рекомендуется не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:


  1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

  2. Беглый опрос.

  3. Решение 1-2 типовых задач у доски.

  4. Самостоятельное решение задач.

  5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

  1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

  2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку за текущую работу.



При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при проведении лабораторного занятия преподавателю рекомендуется:

  1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

  2. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

  3. Проверить и выставить оценку за отчет.

  4. Провести коллоквиум по тематике данной работы.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:

  • выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; подбор и изучение литературных источников; подбор иллюстративного и описательного материала по отдельным разделам курса в сети Интернет.

  • выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

  • выполнение контрольных заданий по различным темам лекционного материала.

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов

При текущем контроле знаний студентов в течение семестра принята следующая система проставления баллов:

- максимум 50 баллов при оценке на зачете;

- максимум 50 баллов при оценке текущей работы в течение семестра.

Максимальное количество баллов за одну работу (5 баллов).

Критерии оценки следующие:

5 баллов – студент глубоко понимает пройденный материал, отвечает четко и всесторонне, обосновывает выводы, работа не содержит логических, грамматических и математических ошибок, выполнена аккуратно и в срок (или досрочно);

4 балла - студент глубоко понимает пройденный материал, отвечает четко и всесторонне, обосновывает выводы, работа не содержит логических и математических ошибок, возможны грамматические ошибки, работа выполнена аккуратно и в срок;

3 балла – студент хорошо понимает пройденный материал, но допускает ошибки и неточности в изложении материала, работа выполнена в срок;

2 балла – студент имеет общее представление о теме, возможны серьезные ошибки при общем верном ходе расчета, возможны погрешности и помарки при выполнении работы; работа выполнена без серьезных ошибок, но сдана после назначенного срока;

1 балл - студент имеет общее представление о теме, возможны серьезные ошибки при общем верном ходе расчета, возможны погрешности и помарки при выполнении работы, работа выполнена после срока;

0 баллов – работы нет.


Студент допускается на зачет автоматически, если набрал по текущей работе не менее 26 баллов.

Для самостоятельной работы используются задания и задачи, приведенные в перечисленных ниже учебных пособиях:

4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины



4.1. Основная, дополнительная и нормативная литература

1. Метрология в пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2-х т.т. Бегунов А.А. - М.: Россельхозакадемия, 2005. - 770с.

2. Кудряшов А.С., Гуринович В.В., Рензява Т.В. Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой промышленности.-М.: ДеЛи принт, 2008.-303 с

3. Гетманов В.Г. Метрология, стандартизация, сертификация для систем пищевой промышленности.-М.: ДеЛи принт, 2006.-181 с.

4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт-Издат, 2006.-330 с.

5. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов.- 3-е изд., перераб. и доп.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-671 с.

6. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".

7. Бегунов А.А. Метрологические основы аналитики, 2004, СПб.



  1. Бегунов А.А. "Метрологические требования к документации". Справочное пособие. СПб,. Изд. СПбГТУРП. 2008. - 132 с.

9. Бегунов А.А., Кондрашкова Г.А. "Установление показателей качества продукции и технологических параметров и норм точности их измерений". Учебное пособие. СПб, 2008. 88 с. Изд. СПбГТУРП.

Дополнительная литература:

10. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Логос, 2000.

11. Шишкин И. Ф. Теоретическая метрология: Учебник для вузов. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 492 с.

12. Кузнецов В. А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998.– 336 с.

13. Рейх Н. Н., Тупиченков А. А., Цейтлин В. Г. Метрологическое обеспечение производства: Учеб. пособие для ВИСМ/ Под ред. к.т.н. Л. К. Исаева – М.: Изд-во стандартов, 1987.–248 с.

14. Данилов, А. А. Метрологическое обеспечение измерительных систем: учеб. пособие / А. А. Данилов. – Пенза: Профессионал, 2008. – 63 с.

15. ГОСТ Р 8.596-2002. ГСИ. Метрологическое обеспечение измеритель-ных систем. Основные положения.

16. Данилов, А. А. Классификация измерительных систем и их измеритель-ных каналов как основа выбора способа метрологического обслуживания / А. А. Данилов // Законодательная и прикладная метрология. – 2007. – №4. – С. 74-78.

17. МИ 2955-2005. ГСИ. Порядок проведения и типовая методика аттеста-ции программного обеспечения средств измерений


4.2. Средства обеспечения усвоения дисциплины

Лекции по дисциплине проводятся в аудитории, оснащенной видеопроектором. Практические занятия проводятся в аудитории, оснащенной видеопроектором.

При проведении лабораторного практикума лаборатория (25 кв.м.), оснащенная стендами, приборами и инструментами для исследования:



  1. Оптиметр

  2. Микрокатор

  3. Микрометр МИС-11

  4. Рычажная скоба

  5. Установка индикаторного типа для измерения биений

  6. Нутромер (в комплекте)

  7. Штангенциркули

  8. Микрометры

  9. Набор концевых мер (5 комплектов)

  10. Набор образцов шероховатости (3 комплекта)

  11. Комплекты образцов для измерения.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» и профилю «Машины и аппараты пищевых производств».

Автор Афонин С.Б.

Заведующий кафедрой Блиничев В.Н.

Рецензент (ы)

(подпись, ФИО)


Программа одобрена на заседании секции «Технологические машины и оборудование» научно-методического совета ИГХТУ от «____» _______ 2014 года, протокол №____.

Председатель секции _______________ проф. В.Н. Блиничев

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания курса является дать необходимые сведения студентам для решения ими контрольных задач по метрологии, оценки погрешностей, а также самостоятельного выбора ими измерительных средств, дает необходимые сведения о контрольно-измерительных приборах, применяемых в технических измерениях, кроме того, дисциплина знакомит с ГСС в нашей стране, стандартизацией отклонений геометрических параметров деталей, системе и органах сертификации в стране.
1.2. Задачи изучения дисциплины

Научить и практически закрепить:



  • Основам техники измерений;

  • Основам оценки погрешностей;

  • основным положениям ГСС в нашей стране;

  • основам стандартизации отклонений геометрических параметров деталей;

  • основным приемам и методам технического контроля;

  • основным положениям системы сертификации в стране.

1.3. Требования к знаниям и умению по дисциплине.

Студент должен.

1.3.1. Иметь представление об основных понятиях:

Особенностях и способах технических измерений, оценки точности измерений измерительных средствах; статическом анализе и оценке погрешностей измерительных средств, принципах метрологического обеспечения; стандартизации и основах взаимозаменяемости наиболее типичных деталей и соединений; системе сертификации, единой системе конструкторской документации.

1.3.2. Знать и уметь использовать:

стандарты, патентную и техническую литературу в избранной области техники для расчета сопряжений и контроля за ними; методики выбора измерительных средств; измерительные средства, способы определения погрешностей при измерениях.

1.3.3. Иметь опыт: оценки погрешности; выбора измерительных средств и работы с ними; обработки результатов измерений составления необходимой технической документации.

1.3.4.Знать и уметь подобрать допуски и посадки наиболее типичных деталей и сопряжений, шероховатость и отклонения формы и расположения, решать размерные цепи.

1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины (ВС и ТИ).

1.4.1. "Технология конструкционных материалов"

- влияние параметров резания на шероховатость поверхности

1.4.2. "Техническое черчение"

- обозначение на чертежах шероховатости, отклонения геометрической формы;

- простановка размеров и посадок;

1.4.3. "Детали машин"

- виды сопряжений в машиностроении;

- связь шероховатости и износостойкости деталей;

- основные понятия о посадках и размерных цепях;

- подшипники скольжения и качения;

- зубчатые зацепления;

1.4.4. "Математика"

- вопросы теории вероятности, мат. статистики и распределения случайных величин

1.4.5. "Гидравлика"

- основы теории жидкостного трения

1.4.6. "Физика"

- вопросы температурного изменения размеров деталей;

1.4.7. "Сопротивление материалов"

- основы теории упругих и пластических деформаций

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах - 30
ТЕМА 1

Основные понятия и термины в метрологии. Воспроизведение единиц физических величин. Единство измерений. Эталоны, передача размеров-1 час

ТЕМА 2

Основы техники измерений параметров технических систем. Виды и методы измерений. Погрешности измерений. Выявление, учет и исключение погрешностей. Методы обработки результатов измерений. Многократные прямые измерения - 4 часа.


ТЕМА 3

Нормирование метрологических характеристик средств измерений. Виды средств измерений. Классы точности средств измерений, выбор средств измерений-2часа.

ТЕМА 4

Принципы и основы метрологического обеспечения. Метрологические службы и организации. - 1час.



ТЕМА5

Основы государственной системы стандартизации. Работы, выполняемые при стандартизации. Методы стандартизации. Категории и виды стандартов. Государственный надзор и контроль -2часа. -


ТЕМА 6

Стандарты Единой системы допусков и посадок-3часа. ТЕМА 7

Стандарты отклонений формы и расположения поверхностей деталей-2часа.

ТЕМА 8


Стандарты волнистости и шероховатости поверхности-2часа.

ТЕМА 9


Стандарты на параметры подшипников качения-2часа.

ТЕМА10


Стандарты на параметры шпоночных и шлицевых соединений-2часа.

ТЕМА 11


Стандарты на параметры резьбовых соединений-2часа.

ТЕМА 12


Стандарты на параметры зубчатых передач-2 часа.

ТЕМА13


Типовые методики решения размерных цепей -2часа.

ТЕМА 14


Нормативно-методическое обеспечение сертификации. Нормативно-методическое обеспечение. Стандарты на объекты сертификации, органы сертификации и испытательные лаборатории. - 3часа
2.3. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ.ИХ НАИМЕНОВАНИЕ И ОБЪЁМ В ЧАСАХ - 15
2.3.1. Измерение размеров штангенциркулями и микрометрическими инструментами - 1 час

2.3.2. Измерение механическими приборами - 2 часа

2.3.3. Подбор измерительных приборов для контроля точности гладких цилиндрических поверхностей, калибров. Сравнительная оценка погрешностей измерения различными приборами.

- 4 часа


2.3.4.Подбор измерительных средств и контроль резьб. - 2 часа

2.3.5.Подбор измерительных средств и контроль шероховатости поверхности - 2 часа

2.3.6. Подбор измерительных средств и контроль отклонений формы и расположения - 4часа

2.4.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ

15

2.4.1 Погрешности измерений, формы представления результатов измерений, внесение поправок в результат, выявление и исключение погрешностей. Методы обработки результатов измерений-4 часа



2.4.2. Подбор допусков и расчет посадок для гладких цилиндрических деталей

и сопряжений, выбор средств контроля-2часа.

2.4.3 Расчет посадок для наиболее типичных соединений-6часов.

2.4.4. Расчет размерных цепей-3часа.

2.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - 50часов.

Предусматривает выполнение заданий, вытекающих из раздела 2.4. (20час), оформление лабораторных работ, подготовка к коллоквиумам по темам лабораторного практикума (30час).

2.6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ.

2.6.1. Расчет задач.



  1. по п.2.4.1–5неделя

  2. по п.2.4.2–11неделя

  3. по п.2.4.3–13неделя

  4. по п.2.4.4–16неделя

2.6.2. Коллоквиумы по темам лабораторного практикума.

Сроки сдачи по неделям: 3,5,7,9,11,13,16.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная

3.1.1.Земельман М.А. Метрологические основы технических измерений. М. Из-во стандартов, 1991.

3.1.2. Крылова Г.Д. Основа стандартизации, стандартизации, метрологии. Учебник для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

3.1.3. Нормирование и использование метрологических характеристик и средств измерений. М.: Из-во стандартов, 1985.

3.1.4.Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология. М.:Логос,2000.

3.1.5.Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация. М.: Логос, 2003.

3.1.6.Анухин В.И. Допуски и посадки.СПб.:Питер,2005.

Дополнительная

3.1.7.Мягков В.Д. Допуски и посадки. Справочник. Л. Машиностроение, 1982 г.,т.1 и 2.

3.1.8. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3т. 7-е изд. М.: Машиностроение, 1992.



3.2. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ИНЫХ ПОСОБИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
3.2.1. При изучении используются как плакаты, так и измерительное оборудование и приборы кафедры.




  • Квалификация Бакалавр
  • 5.1 Содержание разделов дисциплины
  • 4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ