Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 11 Урбоэкология

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 11 Урбоэкология

Скачать 195,46 Kb.


Дата23.09.2018
Размер195,46 Kb.

Скачать 195,46 Kb.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО ВГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

экологии и систематики беспозвоночных животных



_____________Негробов О.П.

02.09.2013



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ОД.11 Урбоэкология
1. Шифр и наименование направления подготовки: 020400 Биология

2. Профиль подготовки/специализации: Биоэкология

3. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

4. Форма обучения: очная

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины: экологии и систематики беспозвоночных животных

6. Составители программы: Пантелеева Наталья Юрьевна







кандидат биол. наук

доцент







nupanteleeva@mail.ru

доцент







биолого-почвенный

экологии и систематики беспозвоночных животных










7. Рекомендована: научно методическим советом биолого-почвенного факультета протокол № 1 от 03.09.2013 г.


8. Учебный год: 2013/2014 Семестр(-ы): 6
9. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель учебной дисциплины – формирование у студентов знаний о теоретических основах урбоэкологии и методах оценки воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека.

Задачи учебной дисциплины:


  1. Формирование у студентов системы знаний о научных основах урбоэкологии.

  2. Формирование знаний о методах, применяемых при изучении природного комплекса большого города.

  3. Формирование представлений о системе выбора методик оценки воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека

  4. Формирование у студентов представлений о комплексной оценке состояния окружающей среды.


10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Урбоэкология» относится к профессиональному циклу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (бакалавриат) и входит в математический и естественно-научный цикл.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по зоологии, ботанике, экологии, науках о земле. При этом они должны знать общие характеристики основных таксонов животного и растительного мира, особенности и общий принцип выделения ландшафтов, понятие о рельефах, основные закономерности существования и развития экологических систем. У студентов к началу изучения дисциплины должны быть сформированы компетенции: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук; способность и готовность к пониманию и следованию этическим и правовым нормам в отношении природы (принципы биоэтики), четкой ценностной ориентации на сохранение природы (ОК-1); проявлению экологической грамотности и использования базовых знаний в области биологии в жизненных ситуациях (ОК-8).

Учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Экология популяций и сообществ», «Экологическая паразитология», «Кадастры, их типы и социальная значимость» и «Учение о гидросфере».



11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) Общекультурные (ОК): (ОК-1);(ОК-14); (ОК-16);



б) Профессиональные (ПК): (ПК-1); (ПК-2); (ПК-3); (ПК-9).
12. Структура и содержание учебной дисциплины:

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 3 ЗЕТ.

12.2 Виды учебной работы:

Вид учебной работы

Трудоемкость (часы)

Всего

По семестрам

6 сем.







Аудиторные занятия

48

48







в том числе: лекции

16

16







практические













лабораторные

32

32







Самостоятельная работа

96

96







Итого:

144

144






















12.3. Содержание разделов дисциплины:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1. Лекции

1.1

Урбоэкология как наука


Введение. Предмет урбоэкологии. Научные основы урбоэкологии. Методологические подходы

1.2

Развитие городов и городских систем

Города древнего мира и средневековья. Города абсолютизма и индустриальной эпохи. Города постиндустриальной эпохи Экологические аспекты урбанизации

1.3

Город как экосистема

Город - сложная полиструктурная система. Экосистемные характеристики города. Экологическая эффективность различных видов и форм расселения. Понятие об экополисе

1.4

Взаимодействие городов с абиотическими компонентами окружающей

природной среды



Города и литосфера. Г орода и гидросфера. Г орода и атмосфера

1.5

Взаимодействие городов с биотическими компонентами окружающей

природной среды. Влияние иа городскую среду физических факторов. Загрязнение городской среды и здоровье населения



Города и биота. Влияние физических факторов. Влияние загрязнения городской среды на здоровье населения

1.6

Сохранение экологического равновесия

Понятие динамического экологического равновесия. Экологически сбалансированная структура урбанизированных территорий.

1.7

Локальные методы экологической компенсации

Охрана почвенного покрова и ландшафта. Охрана поверхностных и подземных вод. Охрана воздушного бассейна. Охрана растительности и животного мира. Защита окружающей среды от воздействия физических факторов

1.8

Территориальные методы экологической компенсации

Содержание территориально-планировочных методов. Природный каркас района. Природный каркас города

Лабораторные (практические) занятия

2.1

Урбоэкология как наука

Научные основы урбоэкологии. Методологические подходы Выявление экологических аспектов урбанизации (4 час.).

2.2

Развитие городов и городских систем

Рассмотрение и сравнение городов древнего мира и средневековья, городов абсолютизма и индустриальной эпохи,городов постиндустриальной эпохи. Особенности экологических проблем городов на различных исторических этапах (4 час.) .

2.3

Город как экосистема.

Выявление особенностей сложной полиструктурной системы города. Экосистемные характеристики города. Экологическая эффективность различных видов и форм расселения. Понятие об экополисе: оптимальная урбоэкосистема. (4 час.).

2.4

Взаимодействие городов с абиотическими компонентами окружающей

природной среды



Города и литосфера. Г орода и гидросфера. Города и атмосфера. Климатические условия и их фитоэкологическая оценка. Эколого-микроклиматическое районирование большого города (4 час.)

2.5

Взаимодействие городов с биотическими компонентами окружающей

природной среды. Влияние иа городскую среду физических факторов. Загрязнение городской среды и здоровье населения



Города и биота. Влияние физических факторов. Влияние загрязнения городской среды на здоровье населения: эпидемиологическое состояние, животные – переносчики различных заболеваний (синантропы), работа Санэпиднадзора и представление о Санпинах.Экологическое нормирование воздйствий на окружающую среду:гигиеническое нормирование химических веществ, нормирование питьевой аоды, региональные ПДК, ПДВ (4 час.).

2.6

Сохранение экологического равновесия

Понятие динамического экологического равновесия. Экологически сбалансированная структура урбанизированных территорий. Оценка экологического риска, основные методы оценки экологического риска воздействия химических факторов окружающей среды на здоровье населения (4 час.).

2.7

Локальные методы экологической компенсации

Охрана почвенного покрова и ландшафта. Почвенно-растительный покров как экологическое ядро урбанизированного ландшафта. Охрана поверхностных и подземных вод. Охрана воздушного бассейна. Охрана растительности и животного мира (4 час.)

2.8

Территориальные методы экологической компенсации

Содержание территориально-планировочных методов. Природный каркас района. Природный каркас города. Моносистемная организация природного комплекса в урбанизированной среде (4 час.).

12.4 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами:

№ п/п

Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы

№ № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами

1.

Экология и рациональное природопользование

1.1–1.8; 2.1–2.8

2.

Науки о Земле

1.8; 2.7; 2.8

3.

Экологическая паразитология

1.1; 1.7; 2.1; 2.7

4.

Кадастры, их типы и социальная значимость

1.1–1.4; 2.1–2.3

5.

Учение о гидросфере

1.1–1.3; 1.5–1.8; 2.1–2.3; 2.5–2.8

12.5. Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды занятий (часов)

Лекции

Лабораторные (практические)

занятия


Самостоятельная работа

Всего

1.

Урбоэкология как наука


2

4

4

10

2.

Развитие городов и городских систем

2

4

12

18

3.

Город как экосистема

2

4

16

22

4.

Взаимодействие городов с абиотическими компонентами окружающей

природной среды



2

4

16

22

5.

Взаимодействие городов с биотическими компонентами окружающей

природной среды. Влияние иа городскую среду физических факторов. Загрязнение городской среды и здоровье населения



2

4

12

18

6.

Сохранение экологического равновесия

2

4

12

18

7.

Локальные методы экологической компенсации

2

4

12

18

8.

Территориальные методы экологической компенсации

2

4

12

18




Итого:

16

32

96

144


13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)
а) основная литература:

№ п/п

Источник

1.

Тетиор А.Н. Экология городской среды /А.Н. Тетиор. – М.: изд центр Академия, 2013. – 352 с.

2.

Ревич Б.А. Основы оценки воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека / Б.А. Ревич, С.Л. Авалиани, Г.И. Тихонова. – М., Центр экологической политики России ,2004. – 268 с.

3.

Биологический контроль окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование / [О.П. Мелехова и др.] - 2-е изд. — М. : Academia, 2008 .— 287 c.




б) дополнительная литература:

№ п/п

Источник

1

В.В. Владимиров. Урбоэкология. Конспект лекций. Москва Издательство МНЭПУ, 1999. – 166 с.

2

Клаусницер Б. Экология городской фауны / Б. Клаусницер. – М.: Мир, 1990. – 164 с.

3

Коломыц Э.Г.Природный комплекс большого города. Ландшафтно-экологический анализ / Э.Г. Коломыц, Г.С. Розенберг, О.В. Глебова и др. – М.: Наука, МАИК «Наука»/Интерпериодика», 2000. – 286 с.




Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. – М.: Экспертное бюро-М, 1998. – 224 с.

5





в) информационные электронно-образовательные ресурсы:

№ п/п

Источник

9.

Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/)

10.

Фундаментальная электронная библиотека «Флора и фауна». – (http://ashipunov.info/shipunov/school/sch-ru.htm)


14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Типовое оборудование аудитории.

2. Мультимедийный проектор.
15. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1. Логическое построение дисциплины.

2. Установление межпредметных связей.

3. Обозначение теоретического и практического компонентов в учебном материале.

4. Актуализация личного и учебно-профессионального опыта студентов при изучении учебной информации.

5. При проведении лекций и практических занятий используются информативно-репродуктивный и проблемный методы. Форма проведения занятий индивидуально-групповая.

6. Написание реферата и его защита на практических занятиях.

7. Навыки самостоятельной работы с научной литературой.

8. Умение анализировать интересующие поставленные проблемы.
16. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Урбоэкология» предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по теоретическим вопросам и вопросам лабораторных занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряда заданий, выдаваемых студентам преподавателем на практических занятиях.

Все самостоятельно выполняемые студентами задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Биологическая индикация»




Текст вопроса

1

Урбоэкология как наука

2

Развитие городов и городских систем

3

Город как экосистема

4

Взаимодействие городов с абиотическими компонентами окружающей

природной среды



5

Взаимодействие городов с биотическими компонентами окружающей

природной среды. Влияние иа городскую среду физических факторов. Загрязнение городской среды и здоровье населения



6

Сохранение экологического равновесия

7

Локальные методы экологической компенсации

8

Территориальные методы экологической компенсации

9

Научные основы урбоэкологии. Методологические подходы Выявление экологических аспектов урбанизации.

10

Рассмотрение и сравнение городов древнего мира и средневековья, городов абсолютизма и индустриальной эпохи,городов постиндустриальной эпохи..

11

Особенности экологических проблем городов на различных исторических этапах.

12

Выявление особенностей сложной полиструктурной системы города.

13

Экосистемные характеристики города. Экологическая эффективность различных видов и форм расселения.

14

Понятие об экополисе: оптимальная урбоэкосистема.

15

Города и литосфера.

16

Г орода и гидросфера.

17

Города и атмосфера.

18

Климатические условия и их фитоэкологическая оценка.

19

Эколого-микроклиматическое районирование большого города.

20

Города и биота. Влияние физических факторов.

21

Влияние загрязнения городской среды на здоровье населения: эпидемиологическое состояние, животные – переносчики различных заболеваний (синантропы), работа Санэпиднадзора и представление о Санпинах

22

Экологическое нормирование воздействий на окружающую среду:гигиеническое нормирование химических веществ, нормирование питьевой аоды, региональные ПДК, ПДВ.

23

Понятие динамического экологического равновесия. Экологически сбалансированная структура урбанизированных территорий.

24

Оценка экологического риска, основные методы оценки экологического риска воздействия химических факторов окружающей среды на здоровье населения.

25

Охрана почвенного покрова и ландшафта. Почвенно-растительный покров как экологическое ядро урбанизированного ландшафта.

26

Охрана поверхностных и подземных вод

27

Охрана воздушного бассейна.

28

. Охрана растительности и животного мира.

29

Содержание территориально-планировочных методов. Природный каркас района.

30

Природный каркас города.

31

Моносистемная организация природного комплекса в урбанизированной среде.

Программа рекомендована НМС биолого-почвенного факультета

протокол № 1 от 03.09.2013 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Направление/специальность 020400 Биология

Дисциплина Б3.В.ОД.11 Урбоэкология
Профиль подготовки Биоэкология

Форма обучения очная

Учебный год 2013/2014

Ответственный исполнитель

зав. кафедрой экологии и систематики

беспозвоночных животных Негробов О.П. __.__ 20__


Исполнитель

доцент кафедры экологии и

систематики беспозвоночных

животных Пантелеева Н.Ю. __.__ 20__



согласовано

Куратор ООП ВПО

по направлению/ специальности ________ Хицова Л.Н. __.__ 20__
Зав.отделом обслуживания ЗНБ _______ Белодедова Н.В. __.__ 20__

РЕКОМЕНДОВАНА НМС НМС биолого-почвенного факультета

протокол от 03.09.2013 № 1

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ОД.11 Урбоэкология
  • 2. Профиль подготовки/специализации
  • 6. Составители программы
  • 10. Место учебной дисциплины в структуре ООП
  • 11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 12. Структура и содержание учебной дисциплины: 12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 3
  • 12.3. Содержание разделов дисциплины
  • Лабораторные (практические) занятия
  • 12.4 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами
  • 12.5. Разделы дисциплины и виды занятий
  • 13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • а) основная литература
  • б) дополнительная литература
  • в)
  • 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 16. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  • Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Биологическая индикация»
  • ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ