Рабочая программа учебной дисциплины техника и технология живописи 2014г

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа учебной дисциплины техника и технология живописи 2014г

Скачать 318,3 Kb.


Дата03.07.2018
Размер318,3 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 318,3 Kb.

Министерство образования и науки самарской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«самарское художественное училище имЕНИ К.С. Петрова-водкина»


рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техника и технология живописи

2014г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Техника и технология живописи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 54.02.05 Живопись (по видам) (Станковая живопись, Театрально-декорационная живопись), 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в культуре и искусстве углубленной подготовки.


Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Самарское художественно училище им. К.С. Петрова-Водкина.

Разработчик:

Кошева Е.В. преподаватель.

Утверждена УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК специальных дисциплин Зам. директора по УР



Протокол № 1 от 04.09.2014г.

__________________ Панов А.А. __________________Емельяненко Т.А.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.




  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4

ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5

ДИСЦИПЛИНЫ


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 15

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 16

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техника и технология живописи


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Техника и технология живописи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 54.02.05 Живопись (по видам) (Станковая живопись, Театрально-декорационная живопись), 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в культуре и искусстве углубленной подготовки.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области культуры и искусства.
1.2. Место учебной дисциплины «Техника и технология живописи» в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Техника и технология живописи», требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Техника и технология живописи» обучающийся должен уметь:

использовать основные изобразительные техники и материалы, изображать объекты предметного мира.


В результате освоения учебной дисциплины «Техника и технология живописи» обучающийся должен знать:

свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества, специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Техника и технология живописи»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 9 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины «Техника и технология живописи» и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:




лабораторные работы

-

практические занятия

12

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

*

Рефераты, внеаудиторная работа, выполнение зарисовок, копий


9

Итоговая аттестация в форме: зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техника и технология живописи».




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Различные техники, применяемые при работе клеевыми водорастворимыми красками

Общая характеристика клеевых водорастворимых красок. Особенности их применения и назначение. Различные виды клеевой живописи







Тема 1.1. Акварель, гуашь, клеевая живопись, пастель, сангина , соус, уголь и другие материалы

Содержание учебного материала

4

1

Акварель. Краткие исторические сведения о распространении техники акварельной живописи. Различные составы акварельных красок. Характеристика оснований, под акварельную живопись (пергамент, бумага, шелк и др.). основные приемы работы акварелью. Прочность произведений, специфика хранения. Примеры произведений.

Гуашь


.Состав красок. Основы для гуаши, грунт. Специфические особенности живописи гуашью. Прочность произведений, особенности хранения. Примеры произведений.

Клеевая живопись. Материалы клеевой живописи: состав красок, виду грунтов, грунты. Свойства различных клеев. Особенности приготовления клеевых растворов. Назначение клеевой живописи, приемы работы. Прочность произведений, особенности хранения.

Пастель, сангина, соус, уголь и другие материалы.

Краткое историческое содержание о живописи пастелью.

Материалы пастели:

А)основания для постели: бумага, картон, холст; покрытие специальными составами (грунт для пастели); специальные виды бумаги для пастели;

Б)пастельные карандаши, их состав и изготовление; характеристика качества пастели;


**

Лабораторные работы

*




Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Раздел 2. Техника станковой живописи

Основы под масляную и темперную живопись. Назначения основы под живопись и требования, предъявляемые к основам. Материалы для основы под темперную и масляную живопись.

2

Тема 2.Основы под масляную и темперную живопись

Содержание учебного материала



4

1

Холст: льняной, пеньковый, джутовый. Способы изготовления волокна и пряжи; требования, предъявляемые к ним; ткацкие дефекты. Требования к холсту как к основе под живопись: прочность, плотность ,стойкость к внешним физико-химическим воздействиям. Характер переплетений нитей, фактура тканей. Способы предохранения холста от преждевременного старения: покрытие оборотной стороны холста защитными слоями (воском, смолам, красками и др.) Достоинства и недостатки холста как основы под живопись. Сохранение живописи на холсте.

Хлопчатобумажние и другие ткани, возможность их применения в живописи. Свойства и характеристика этих тканей.

Ткани из синтетических волокон (капрон, стеклоткань). Свойства, прочность к внешним воздействиям, возможность и опыт применения их в живописи.

Картон и бума Сорта картона: тряпичный и древесный. Положительные и отрицательные картона как основы под живопись. Характеристика сортов картона, их механическая прочность и стойкость к внешним воздействиям. Способы повышения прочности и стойкости картона посредством пропитывания воском, воскосмоляными составами . сохранности живописи, выполнение на картоне.

Примеры произведений.

Бумага, ее свойства, сорта, качество. Сохранность живописи, выполнение на бумаге.

Примеры произведений.

Дерево. Сорта древесины, способы ее заготовки и обработки. Доски, требования к ним как к основе од живопись, их свойства. Коробление и растрескивание как отрицательные свойства, способы их предупреждения: конструктивные, химические.

Воздействие на доски факторов среды: влаги , температурных колебаний, газов и др. примеры произведений. Фанера: ее сорта, свойства и характеристики; способы подготовки фанеры под живопись. Сохранение живописи выполненной на фанере.

Линолеум. Его свойства и сорта. Сохранение живописи, выполненной на линолеуме. Новые виды материалов. Древесноволокнистые плиты, строительный прессованный картон, текстолит, масонит, поропласт, пенопласты и др. их характеристики и свойства. Способы обработки и подготовки под живопись. Сохранение произведений.

Подрамники для тканей и картона. Назначение подрамника, требование к их изготовлению. Конструкции, сечение планок в зависимости от размеров картины. Различные способы крепления тканейи картона к планкам подрамника. Влияние на сохранность живописи конструкции подрамника и метод крепление и натяжение ткани.




**

Лабораторные работы

*




Практические занятия

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3. Грунты для темперной и масляной живописи

Содержание учебного материала

2

1

Назначение грунта в живописи. Структура грунтов. Основные типы грунтов, их классификация: клеевые, эмульсионные, полумасляные, масляные, грунты с применением синтетических материалов. Характеристика особых типов грунтов, применяемых для темперных красок. Сохранение живописи на разных грунтах.

Структура грунтов.

Проклейка и ее назначение. Основной слой или масса грунта. Завершающий слой грунта. Специфическое назначение каждого грунта. Понятие о тянущих или адсорбирующей силе грунта. Основные требования грунтам. Виды разрушения масляной живописи, идущие от грунта.
материалы для грунтов. связующие для грунтов. Водорастворимые связующие. Обратимые и необратимые коллоиды. Прочность, эластичность их пленок.

Клеи животного происхождения. Клей рыбий. Желатина. Клей столярный- кожный, мездровый. Казеин. Их свойства, достоинства и недостатки.

Клеи растительного происхождения: мучной, крахмальный, декстриновый. Их свойства, приготовление растворов. Синтетические смолы в растворах и дисперсиях. Поливиниловый спирт (ПВС). Поливинилацетатная (ПВА). Полибутилметакрилат (ПБМА). Свойства. Применение. Прочность, эластичность, старение пленок . сравнительная прочность связующих материалов. Возможность сочетания синтетических материалов с традиционными связующими материалами.

Масла. Общи понятия (смотри подробнее в теме 4). Виды масел, применяемые в грунтах: льняное, ореховое, подсолнечное, пентаэфиры и др. назначение жирных высыхающих масел в грунтах. Выбор масел для грунтов.

Эмульсии натуральные и искусственные. Понятие о фазах эмульсий. Стабильность эмульсии. Эмульгаторы. Различные выборы эмульгаторов (желток куриного яйца, олеат цинка). Поверхностно-активный препарат ОП-7. Возможность исправления расслоившихся эмульсий. Применение эмульсионных связей в грунтах. Различные добавки в связующих грунта. Консервирующие вещества и их назначения. Основные виды антисептиков фенол, пентахлорфенолят натрия, карболовая кислота, тимол, салициловая кислота и др. норма введений. Сравнительная стойкость. Средства для придания необратимости пленкам животных клеев(задубливание). Алюмокалиевые квасцы, формалин и др. назначение их в клеевых растворах и пленках. Способы и нормы введения их в растворы. Характер изменения свойства клеевых пленок при задубливании.

Пластификаторы. Назначение. Основные виды. Пластификаторы водорастворимых связующих : мед, глицерин, сахар и др. Пластификаторы жирных высыхающих масел и смол: касторовое масло, дибутилфат. Сравнительная эффективность различных пластификаторов. Нормы введения пластификаторов. Положительные и отрицательные свойства в различной степени пластифицированных пленок. Стойкость этих пленок при старении. Наполнители и пигменты в грунтах, их назначения и краткие сведения о них. Особенности и характеристика различных наполнителей и пигментов (мел, гипс, каолин, белила свинцовые, цинковые, титановые смешанные ,бланфикс). Пигменты для цветных грунтов.

Рецептура и технология приготовления грунтов. Причины большого количества и разнообразия рецептуры грунтов.

Проклейка. Предварительная обработка основы. Приготовление клеевых растворов. Недостатки слишком сладких или очень крепких растворов. Недостатки слишком слабых или крепких растворов. Различные способы нанесения проклеек. Рецептура.

Клеевые грунты: гипсовые, меловые, казеиновые, и др. приготовление растворов грунта и их нанесение на основу. Примеры произведений, исполненных на клеевых грунтах. Эмульсионные грунты. Общая характеристика. Отличительные свойства. Изменение маслоемкости эмульсионных грунтов. Светостойкость. Приготовление состава для грунтов. Послойное изменение составов. Сохранение масляной живописи на эмульсионных грунтах. Эмульсионные грунты Художественного фонда СССР.

Применение различных эмульсионных грунтов на примерах творчества отдельных художников. Полумаслянные грунты. Общая характеристика. Свойства. Рецептура. Приготовление. Влияние масел различной обработки и смол на свойства полумасляных грунтов. Адгезия красочного слоя масляной живописи, выполненной на полумасляных грунтах. Применение полумасляных грунтов на примерах творчества отдельных художников.

Масляные грунты. Общая характеристика. Состав и приготовление грунтов. Положительные и отрицательные свойства. Возможности и удобство работ на масляных грунтах. Предварительная обработка обработка поверхностей масляных грунтов (перед началом работы на них) Прочность сцепления красочного слоя с масляным грунтами. Фабричные масляные грунты. Применение масляных грунтов и сохранение живописного слоя на примерах произведение различных школ и отдельных художников.

Грунты с использованием синтетических связующих материалов. Отличительные особенности связующих материалов в грунтах. Возможность комбинирования синтетических связующих с традиционными связующими, то есть со связующими животного и растительного происхождения. Возможности получения грунтов различных свойств. Составы и приготовление грунтов. Прочность, эластичность, стойкость грунтов. Адгезия масляных красок на синтетических грунтах. Применение подобного рода грунтов в масляной живописи. Цветные грунты. Завершающий слой (имприматура, мастика). Роль и назначение завершающего слоя в грунтах. Значение тонированных цветных грунтов и имприматур как объединяющего начала в построении колорита живописи. Материалы и способ нанесения. Опасность ярковыроженных цветных грунтов и имприматур для сохранности колорита живописи. Применение цветных грунтов и имприматур на примере различных школ и отдельных мастеров живописи. Особенности состава и нанесение грунтов на доске и других видах основ. Особенности нанесения грунтов на доску. Левкас. Масляный и полумасляный грунт для доски. Особенности нанесения грунта на картон, фанеру, бумагу, масонит и другие материалы в зависимости от техники живописи (масло, темпера, клеевая живопись и др.).

Практические занятия. Изучение процессов подготовки основ и приготовление грунтов различных составов. Индивидуальное приготовление основных видов грунтов каждым учащимся. Различные дефекты в проклейках и грунтах и возможности их устранение их в процессе грунтовки. Ознакомление с производством грунтованных холстов и картона на предприятиях художественного фонда СССР. Знакомство с методами испытания качества грунтованных холстов.

Основы цветоведения. Физическая сущность света и цвета. Спектр и цвет отраженных лучей. Основные и дополнительные цвета. Явление одновременного и последовательного контрастов. Светлота, яркость, насыщенность цветов, цветовой фон. Черный цвет, светлота, чистота цвета в живописи. Оптические основы различных способов смешения красок (механическое, лессировки, пространственное смешение).

Примеры построения цвета в живописи на примерах произведений различных школ и отдельных мастеров живописи.





Лабораторные работы







Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся




Тема 4. Художественные масляные краски и лаки

Содержание учебного материала

4

1

Структура масляных красок. Их состав. Особенности состава и изготовление масляных красок мастерами ХУПХУШ вв. фабричное изготовление масляных красок. Изменение состава связующих материалов масляных красок при фабричном изготовлении их.

Красящие вещества и пигменты. Общие понятия о красителях и пигментах. Пигменты, применяемые в живописи. Требование к пигментам для живописи. Пигменты минерального, растительного и животного происхождения. Искусственные и синтетическое пигменты. Светостойкость пигментов. Влияние пигментов на связующие вещества. Дисперсность. Маслоемкость. Интенсивность цвета. Характеристики отдельных пигментов. Химический состав. Получение.

Характеристика отдельных пигментов по группам. Белые пигменты: белила свинцовые, цинковые, титановые, баритовые и др. желтые и оранжевые: кадмий лимонный, желтый светлый, желтый средний, желтый темный, оранжевый, стронциановая желтая, сиена натуральная, охра светлая, охра золотистая, охра желтая, охра темная , марс желтый, золотисто-желтая «ЖХ»

Красные: кадмий красный светлый, красный темный, пурпурный, красно-оранжевый, охра красная, английская красная, краплаки, «циоиндиго розовый»

Зеленая :изумрудная зелень, окись хрома, кобальт зеленый светлый и темный, земля зеленая.

Синие и фиолетовые: ультромарин, кобальт синий, церулиум, берлинская лазурь, марганцевая голубая, кобальт фиолетовый светлый и темный, краплак фиолетовый, тиоиндиго фиолетовый.

Коричневые: марс коричневый, сиена жженая, умбра натуральная и жженая, капут-мортуум, коричневая земля, вандик коричневый и др.

Черные: кость жженая, персиковая черная, сажа газовая, земля черная звенигородская.

Пигменты, редко применяемые или недостаточно светопрочные: кармин, сурик свинцовый, киноварь, поль веронез, желтый крон, асфальт и др.

Наполнители. Назначение наолнителей в составе масляных красок. Виды наполнителей: бланфикс, каолин, тис и др. связующие вещества художественных масляных красок. Общие понятия о связующих. Роль и назначения связующих в красках для живописи. Влияние связующих на физико-химические свойства масляных красок, а также на возможности и удобство работы ими.

Масла. Их классификации. Различные виды масел, применяемых в живописи. Жирные высыхающие масла: льняное, ореховое, маковое, подсолнечное и др. основные константы масел. Качество сырья. Различные виды обработки масел (очистка, отбеливание, оксидация и полимеризация масел). Процесс высыхания и отвердевания масляных пленок. Изменение веса и объема в процессе пленкообразования и отвердения пленки. Влияние способа обработки масел на характер образования пленки, таблицы светостойкости.

Лаки. Основные виды лаков: масляные скипидарные, спиртовые. Составы и способы приготовления. Скорость и характер высыхания лаков. Влияние лаков на физико-химическую и оптическую прочность красочного слоя. Значение лаков в расширении возможностей масляной живописи. Роль различных лаков в технологии построения красочного слоя. Лаки-разжижители в красках, ратушные лаки, лаки покрывные. Использование различных лаков на примерах творчества различных художников.

Практические занятия. Ознакомление с производством пигментов, связующих и лаков, а также готовых масляных красок. Знакомство с методами испытания качества красок. Ручной перетир красок курантом. Приготовление лаков для живописи.





Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 5. Техника масляной живописи

Содержание учебного материала

4

1

Краткие сведения об истории развития техники масляной живописи. Первое упоминание о применении масляных красок. Покрывной масляный лак для темперы. Средневековая живопись на масле. Братья Ван Эйк. Усовершенствование масляных красок. Популярность нового материала и широкое распространение его. Неограниченные возможности новой техники. Эпоха возрождения- расцвет масляной живописи. Противопоставление ремесла искусству. Фабричные малярные краски. Начало упадка техники масляной живописи. Современное состояние масляной живописи.

Основные принципы оптического построения объема в масляной живописи в зависимости от тона грунта или имприматуры.

Отличительные особенности и преимущества того или иного метода построения объема в живописи. Примеры произведения из творчества художников различных школ живописи.

Основные элементы в технологии построения многослойной масляной живописи.

Классическое понимание термина «многослойная масляная живопись» и современное содержание его. Многослойность как метод логического расчленения всего объема живописной работы на отдельное последовательно выполнимые этапы ( примеры из произведений разных мастеров). Многослойность как следствие длительного и практически непрерывного ведения работы в современной живописи. Рисунок на холсте. Значение рисунка на холсте как этапа работы над этюдом и картиной. Наиболее распространенные приемы выполнения рисунка в зависимости от технического расчета дальнейшего построения живописи. Материалы, применяемые для выполнения рисунка. Фиксирование рисунка. Подмалевок, его роль и назначение в общем объеме работы над картиной. Основные задачи, разрешаемые в подмалевке. Различные материалы и методы выполнения подмалевка. Монохромные и полихромные подмалевки. Подмалевки в обратных дополнительных тонах. Выбор палитры красок для подмалевка. Сроки подсыхания подмалевка. Различные способы обработки подмалевка перед дальнейшей работой. Характер и значение подмалевка в картине. Примеры использования подмалевка в произведениях отдельных мастеров различных живописных школ. Основной живописный слой. Ведение живописной работы в полную силу зрительного восприятия натуры или задуманной тональности. Различные методы ведения ее в зависимости от характера подмалевка и поставленной живописной задачи. Учет различных оптических изменений в поведении подмалевка в живописном слое. Возможности непосредственного включения подмалевка в основной живописный слой.

Лессировки. Прозрачные и так называемые «полупрозрачные» лессировки –«мутные среды». Оптические возможности и эстетическое значение лессировок. Влияние лессировок на сохранность колорита живописи. Исправление. Отличительная особенность поведения частичных записей и поправок. Специальная обработка мест, подлежащих исправлению. Лаки типа «ретушь». Учет степени просыхания и сохранения слоя. Подлежащего исправлению. Лаки типа «ретушь» учет степени просыхания и состояния слоя , подлежащего исправлению. Возможные оптические изменения и выпады частичных записей и исправлений.

Наиболее распространенные современные методы ведения живописи. 1. Живопись ведется сразу в полную силу зрительного восприятия, без подмалевка. Такой метод живописи, часто называемый «алла прима» (т.е.« в один прием», редусматривает полное завершение работы «посырому», т.е. до момента, когда масляная краска покрывается пленкой или подсыхает.

Две разновидности данного приема:

А) холст раскрывается и обрабатывается на всем пространстве одновременно основными цветовыми маслами с постепенным углублением формы и цвета «посырому» завершение, частичные поправки и ретушь выполняются лишь после полного просыхания красочного слоя, такой метод работы более всего отвечает задачам этюда с натуры или эскиза и не может быть целесообразным в работе над картиной; материалы и особенности выполнения рисунка при данном методе работы; примеры данного метода в произведениях отдельных художников;

Б) живопись ведется подобно фреске, по частям, с максимальным завершением каждого участка или куска до момента подсыхания красочного слоя, размер обрабатываемого участка или куска соответствует возможности его завершения «по-сырому» частичные изменения и поправки выполняются также после полного просыхания красочного слоя; особенности, характер и материал рисунка ри данном методе работы; примеры, иллюстрирующий этот метод ведения живописи на произведениях отдельных художников (М.Нестеров, П.Корин, П.Кончаловский и др.). Как в первом так и во втором случае, живопись, в основном, является однослойной. Высокая физико-химическая и оптическая сохранность и свежесть живописи при данных методах работы. Ограничение возможностей масляной живописи при работе «по-сырому» и «в один прием».

2.живопись не может быть завершена «по-сырому»и продолжается в отдельных участках или по всей поверхности холста и после момента подсыхания красочного слоя и образования на нем пленки. Технические сложности при данном методе ведения работы. Возможные оптические и физико-химические изменения и разрушения в красочном слое как результат противречия между методом работы и технологическими особенностями красочного материала ( прожухание и потемнение отдельных участков картин поверхностные, различные красочного слоя, отслоение прописок и т.д.).

Некоторые приемы возможного увеличения сроков работы «по-сырому».

Подбор палитры медленно сохнущих красок. Хранение картины при низкой температуре в темном помещении. .Применение масел, замедляющих высыхание красок (лавандовое, розмариновое, гвоздичное).

Некоторые приемы и способы частичного устранения или ослабление нежелательных последствий при длительной непрерывной работе масляными красками. Периодическое просушивание красочного слоя с последующей обработкой поверхности лаками типа «ретушь». Применение сиккативов в нижних слоях, введение смол или лаков в масляные краски. Механическое удаление поверхностей пленки подсыхающего слоя или полное удаление красочного слоя до грунта в местах, подлежащих переписыванию.

Обработка масляной живописи покрывными лаками. Назначение покрывного лака как защитной оболочки красочного слоя от различных физико-химических воздействий окружающей среды. Технологическая и эстетическая роль покрывных лаков на различных этапах развития техники масляной живописи. Сроки и методы нанесения покрывных лаков. Возможное изменение колорита живописи в результате различных изменений и разрушений покрывных лаков. Регенерация и удаление покрывных лаков. Условия, исключающие необходимость применения покрывного лака в масляной живописи.

Палитра художника. Роль и место палитры в работе художника на различных этапах развития техники масляной живописи. Организация палитры как первый этап работы работы художника над картиной. Примеры и значение палитры у различных мастеров.






Лабораторные работы




Практические занятия

1

Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся







Тема 6. Сохранность масляной живописи.

Содержание учебного материала




1

Основные виды изменений и разрушений в масляной живописи и меры предупреждений их в процессе работы.

Прожухание масляных красок. Различные причины, вызывающие прожухание, последствия данного явления. Средства, предотвращения или ослабляющие явления прожухания:

А) введение уплотненных масел и смол в состав красочной пасты;

Б) применение сиккативов и других средств, ускоряющих просыхание масляных красок;

В) применение лаков типа «ретушь» для обработки поверхности нижнего слоя, выбор и предворительная обработка грунта.

Использование прожухания масляных красок как явления, в известных пределах допустимого, а также эстетически и технологически оправданного. Культура матовой масляной живописи. Различные способы устранения жухлости . изменения тона при восстановлении прожухлых мест. Примеры произведений различных мастеров живописи, демонстрирующие положительные и отрицательные последствия прожухания масляных красок.

Трещины в слоях масляной живописи. Различные виды и характер трещин и разрывов красочного слоя в масляной живописи:

А) сквозные волосяные трещины и изломы красочного слоя (общая жесткость красочного слоя и грунта при старении , подвижность и деформация основы, условия хранения);

Б) сквозные трещины красочного слоя с приподнятыми краями, жесткий и переклеенный грунт;

В) поверхностный разрыв одного из слоев или всего слоя до грунта, непросохший масляный грунт илми непросохший нижележаший слой масляной живописи, присутствие битумных красок в нижних слоях живописи.

Средства и меры предупреждения. Различные изменения тона и цвета масляной живописи. Физико-механические причины изменения тона и цвета в масляной живописи. Изменения тонов и цвета красок живописи, связанные с недостаточной светостойкости пигментов (выцветание). Химические нестойкие смеси. Изменение тона и цвета, связанные с потемнением и пожелтением связующих материалов масляных красок в процессе высыхания, отвердение и старение красочных пленок. Изменение тона или потемнение живописи ( в процессе работы), связанное с прожуханием у увеличением или уменьшением первоначального количественного соотношение связующего и пигмента в масляных красках (сближение частиц пигмента, колебание коэффициента преломления света).

Изменение цвета и тона живописи, связанные с потерей кроющей силы масляных красок. Влияние цветных грунтов на характер подобного рода изменений. Записи и исправления. Изменение цветового фона и тона живописи, связанные с потерей кроющей силы масляных красок. Влияние цветных грунтов на характер подобного рода изменений. Записи и исправления. Изменение цветового тона живописи по физико-химическим процессам , происходящим при старении пленок покрывных лаков. Исправимые и неисправимые изменения цвета и тона масляной живописи.

Нарушение сцепления адгезии между отдельными слоями масляной живописи. Расслоение масляной живописи. Основные виды адгезии. Отличительные особенности адгезии между красочным слоем и грунтом. Различные методы обработки грунта и красочного слоя в целях усиления адгезия:

А) удаление или разрыхление пленки (соскабливание, обработка пемзой и абразивной шкуркой, нашатырным спиртом и другими составами);

Б) обработка поверхности лаками типа ретушь;

В) обработка поверхностей маслами и лаками. Практические занятия.






Лабораторные работы




Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся




Тема 7. Техника темперной живописи.


Содержание учебного материала

4

1

Краткие сведения об истории развития техники темперной живописи. Техника античных мастеров Греции м Рима. Темперная живопись мастеров средневековья и эпох Возрождения. Темпера древнерусских мастеров 10-12вв. современная техника темперы.

Материалы. Основания и грунты, применяемые в темперной живописи, их специфические особенности. Связующие темперы. Строение эмульсии. Фазы эмульсии, ее стойкость, приготовление эмульсии. Эмульгаторы . темперные краски. Различные виды темперы: яичная, яично-масляная, казеиновая и др. современные виды темперы фабричного изготовления. Выбор красочных пигментов для различных видов темперы. Применение листовых и твореных материалов в темперной живописи прошлого и настоящего. Изготовление и хранение темперных красок.

Техника. Особенности техники темперной живописи античных, западноевропейских и древнерусских мастеров. Особенности современной техники темперной живописи.

Применение темперных лаков в живописи.







Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 8. Смешанная техника живописи

Содержание учебного материала

2

1

Техника живописи темперой и маслом:

А) темперная казеиново-масляная, завершение маслом;

Б) темпера синтетическая , завершение маслом.


**

Лабораторные работы

*




Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Раздел 3. Техника монументальной живописи

Общи черты, задачи и особенности произведений монументальной живописи. Основания и материалы.




Тема 9. Техника восковой и восково-смоляной живописи. Энкаустика.

Содержание учебного материала

4

1

Краткие сведения о истории развития техники восковой и восково-смоляной живописи в Древней Греции и в древнем Риме. Восковая живопись древней Грузии и древней Руси. Возрождение техники восковой живописи в СССР и зарубежных странах.

Материалы. Связующее вещество красок –воск. Свойства, обработка. Пунический воск и его характеристика. Введение жирных высыхающих масел в связующие восковых красок. Восково-смоляные связующие, характеристика, свойства, приготовление.

Основания и грунты для восковой живописи.

Техника. Техника живописи восковыми и восково-смоляными красками. Метод живописи холодными красками с подогревом восковых красок. Техника энкаустики. Инструменты и приемы исполнения. Сохранность восковой живописи.






Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся




Тема 10. Фреска, граффито, мозаика, витраж.

Содержание учебного материала

4

1

Краткие исторические сведения. Византийская, итальянская, русская фреска. Подготовка стен. Нанесение штукатурки. Обработка стены. Приготовление и нанесение растворов. Палитра красок для фресковой росписи. Живопись по свежей штукатурке. Прочность и сохранность фрески. Современные возможности фресковой живописи.

Сграффито. Краткие исторические сведения. Подготовка стен. Приготовление и нанесение растворов. Примеры использования.



Мозаика и витраж. Краткие исторические сведения. Особый вид техники, основанный на применении разноцветных твердых веществ: смальт, цветного стекла, цветных естественных камней, обожженной глины, цветного цемента и др. различные приемы наборов. Особенности набора витража. Прочность и сохранность мозаики и витража. Практические занятия. Ознакомление с произведениями, выполненными в различных видах техники монументальной живописи.




Лабораторные работы




Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся




Раздел 4. Инструменты и оборудование.







Тема 11. Инструменты и оборудование для клеевой, темперной и масляной живописи.

Содержание учебного материала

2

1

Кисти и флейцы. Их классификация. Качество кистей для темперной, клеевой и темперной живописи и требования, предъявляемые к ним. Очистка и хранение кистей. Мастихины, шпателя, масленки, муштабели. Доска и курант. Палитры. Мольберты, их виды и конструкции. Этюдники. Зонты и другие приспособления.




Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся




Примерная тематика курсовой работы (проекта)

*

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

*

Всего:

45

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «Техника и технология живописи» требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин; мастерских спец.дисциплин.




Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, наглядные пособия.

Технические средства обучения: ПК, проектор.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: мольберты, предметные столы, предметы быта, муляжи, гипсы.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов. – Л., 2004

Бергер Э. История развития техники масляной живописи. – М., 1961

Бибер Ж. Живопись и ее средства – М., 2001

Виннер. А. В. Лаки и их применение в живописи. – М, 2002

Гринберг Ю. Технология станковой живописи. – М., 2004

Издательская группа «Паррамон Эдисионес». Все о технике: живопись акварелью. – М., 2003

Киплик Д.И. Техника живописи. – М., 2001

Клике Р. Витрина и интерьер. – М., 2006

Никодеми Г.Б. Техника живописи. – М., 2000

Одноралов Н. Материалы в изобразительном искусстве. – М, 2001

Поплавский С. Материалы и техника монументально-декоративного искусства. Из опыта экспериментальных работ московских художников-монументалистов. – М., 2002

Сланский Б. Техника живописи. – М, 2005

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – О., 2004

Столяров И.М., Акварель. Материалы и способы письма. – Минск, 2003
Дополнительные источники: Фейнберг Л.Е. Лессировка и техника классической живописи. – М.-Л., 2001

Филатов В. Реставрация станковой живописи. – М.,2004

Хвостенко В. Энкаустика. – М., 2003

Чернышев Н. Техника стенных росписей. – М., 2004

Яблонский В.А. Оборудование кабинета рисования и основ композиции. – М., 2001

Яшухин А.П. Живопись. – М., 2003



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Техника и технология живописи» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

- Ознакомление с различными материалами (акварель, темпера, масло);
- Свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;

- Использование основных техник и материалов;


-Изучение специфики выразительных средств различных видов изобразительного искусства.

Просмотр, контрольные, зачет.



Разработчики:

ГБОУ СПО «Самарское преподаватель Е.В. Кошева

художественное училище

им. К.С. Петрова-Водкина»




Рецензенты:
____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине срсп
2016 -> Порядок выполнения работ по оформлению разрешительной документации, добыче, учету, хранению и отпуску общераспространенных полезных ископаемых при проведении строительно-монтажных работ
2016 -> Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
2016 -> Маслова Екатерина Александровна, учитель обж старохмелевского филиала
2016 -> Доклад «Безопасность в школе №50»
2016 -> Форма подготовки
2016 -> Происхождение магии (черная, любовная, знахарство)
2016 -> 2016 год в Беларуси – Год культуры
2016 -> Пояснительная записка Статус документа
2016 -> «Основы организации научно-исследовательской работы младших школьников»

  • 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техника и технология живописи».
  • 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
  • 3.2. Информационное обеспечение обучения
  • 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
  • - Использование основных техник и материалов;