Рабочая программа учебной дисциплины микробиология полости рта Специальность подготовки «Сто­ма­то­ло­гия»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа учебной дисциплины микробиология полости рта Специальность подготовки «Сто­ма­то­ло­гия»

Скачать 178,63 Kb.


Дата19.08.2017
Размер178,63 Kb.

Скачать 178,63 Kb.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан стоматологического

факультета, профессор

________ Н.М. Хелминская

«…» ____________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Микробиология полости рта

Специальность подготовки «Сто­ма­то­ло­гия»
Квалификация (степень) выпускника - специалист
Форма обучения Очная

Москва – 2011 г



1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «микробиология полости рта» являются:



  1. Ознакомление студентов с особенностями представителей резидентной микрофлоры полости рта и их ролью в развитии патологических процессов.

  2. Формирование умений, необходимых будущему стоматологу для осуществления своей профессиональной деятельности, на основе знаний о:

    • строе­нии и био­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях пред­ста­ви­те­лей резидентной микрофлоры полости рта;

    • осо­бен­но­стях фор­ми­ро­ва­ния про­цес­сов сим­био­за ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка с раз­лич­ны­ми бактериями и ви­ру­са­ми;

    • роли ре­зи­дент­ной мик­ро­фло­ры по­лос­ти рта в раз­ви­тии оп­пор­ту­ни­сти­че­ских про­цес­сов;

    • роли пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра в раз­ви­тии ка­рие­са зу­бов, па­то­ге­не­зе па­ро­дон­ти­та и дру­гих про­цес­сов в че­лю­ст­но-ли­це­вой об­лас­ти.

    • принципах асептики и антисептики, методах стерилизации и дезинфекции, контроле качества стерилизации и дезинфекции.

  3. Воспитание способности к анализу медицинской информации, стремления к приобретению новых знаний в целях совершенствования своей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Изучение особенностей микробиологии полости рта: био­ло­ги­че­ских свойств пред­ста­ви­те­лей резидентной микрофлоры полости рта; их роли в развитии оппортунистических инфекций, патологических процессов челюстно-лицевой области; изучение основных принципов асептики и антисептики, стерилизации и дезинфекции; методов лабораторной диагностики, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики заболеваний.

  • Формирование системного подхода к анализу научной медицинской информации, восприятию инноваций в целях совершенствования профессиональной деятельности


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

В подготовке стоматолога микробиология полости рта относится к группе медико-биологических дисциплин, тесно связанной с химией, биологией, биохимией, дающей наряду с фундаментальными общебиологическими знаниями, элементы прикладного характера.

Эффективное изучение микробиологии основывается на знаниях био­ло­гии, гис­то­ло­гии, био­хи­мии, нор­маль­ной и па­то­ло­ги­че­ской фи­зио­ло­гии, па­то­ло­ги­че­ской ана­то­мии.

Преподавание микробиологии включает три самостоятельные науки – микробиологию, вирусологию и иммунологию.

Знания, полученные при изучении курса, должны обеспечить формирование общебиологического мышления и служить базой для изучения инфекционных болезней, фтизиатрии, эпидемиологии.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знать:


  • строе­ние и био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти пред­ста­ви­те­лей резидентной микрофлоры полости рта;

  • осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния про­цес­сов сим­био­за ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка с раз­лич­ны­ми мик­ро­ба­ми и ви­ру­са­ми;

  • роль ре­зи­дент­ной мик­ро­фло­ры по­лос­ти рта в раз­ви­тии оп­пор­ту­ни­сти­че­ских про­цес­сов;

  • роль пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра в раз­ви­тии ка­рие­са зу­бов, па­то­ге­не­зе па­ро­дон­ти­та и дру­гих про­цес­сов в че­лю­ст­но-ли­це­вой об­лас­ти.

2. Уметь:

  • проводить качественное и количественное выделение чистой культуры аэробных и факультативно-анаэробных бактерий;

  • интерпретировать результаты диагностических методов, применяемых в бактериологии, вирусологии и микологии (биохимической и серологической идентификации микроорганизмов, эпидемиологического маркирования, серологической диагностики инфекционных заболеваний, методов индикации вирусов).

  • интерпретировать результаты антибиотикограммы и разрабатывать оптимальную стратегию и тактику антибактериальной терапии для больных с различной инфекционной патологией;

  • выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать некоторые медицинские инструменты и лабораторную посуду.

  • анализировать результаты методов экспресс-диагностики;

  • ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ные зна­ния для эф­фек­тив­но­го ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных и оп­пор­ту­ни­сти­че­ских бо­лез­ней;

  • формировать системный подход к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности;

  • решать ситуационные задачи.

3. Владеть:


Техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов.

Результаты образования

Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции

номер компетенции

1

2

3

Знать
Уметь

Владеть


ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ




способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности

  • строе­ние и био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти пред­ста­ви­те­лей резидентной микрофлоры полости рта;

  • осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния про­цес­сов сим­био­за ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка с раз­лич­ны­ми мик­ро­ба­ми и ви­ру­са­ми;

  • формировать системный подход к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности.

  • решать ситуационные задачи.

ОК-4

Знать
Уметь

Владеть


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ




способен и готов к постановке диагноза на основании результатов микробиологических и биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом; использовать знания основ клинической анатомии в лечении больных терапевтическими и хирургическими методами

  • роль ре­зи­дент­ной мик­ро­фло­ры по­лос­ти рта в раз­ви­тии оп­пор­ту­ни­сти­че­ских про­цес­сов;

  • роль пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра в раз­ви­тии ка­рие­са зу­бов, па­то­ге­не­зе па­ро­дон­ти­та и дру­гих про­цес­сов в че­лю­ст­но-ли­це­вой об­лас­ти.

  • проводить качественное и количественное выделение чистой культуры аэробных и факультативно-анаэробных бактерий;

  • интерпретировать результаты диагностических методов, применяемых в бактериологии, вирусологии и микологии (биохимической и серологической идентификации микроорганизмов, эпидемиологического маркирования, серологической диагностики инфекционных заболеваний, методов индикации вирусов).

  • интерпретировать результаты антибиотикограммы и разрабатывать оптимальную стратегию и тактику антибактериальной терапии для больных с различной инфекционной патологией;

  • выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать некоторые медицинские инструменты и лабораторную посуду.

  • анализировать результаты методов экспресс-диагностики;

  • ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ные зна­ния для эф­фек­тив­но­го ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных и оп­пор­ту­ни­сти­че­ских бо­лез­ней;

  • техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов.

ПК-4





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет __1,5___ зачетных единиц, ___57____ часов.




п/п




Раздел учебной

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

ПЗ

СРС

1

Нормальная микрофлора полости рта.

5

13-14

4

3

4

Текущий тестовый контроль

2

Кариесогенная микрофлора.

5

15

2

3

2

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач

3

Одонтогенные инфекции.

5

16

4

6

5

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач

4

Внутрибольничные инфекции. Стерилизация и дезинфекция в стоматологии.

5

17

4

3

3

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач

5

Антибактериальная терапия в стоматологии.

5

18

2

3

3

Текущий тестовый контроль

6

Оппортунистические и инфекционные стоматиты.

5

19

2

2

2

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум –19



5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Практическая работа студентов под контролем преподавателя:



  1. Изучение методов микроскопии и приготовления препаратов. Простые и сложные методы окраски.

  2. Выделение чистых культур бактерий, биохимическая и серологическая идентификация.

  3. Определение чувствительности к антибиотикам, обсуждение схем рациональной антибактериальной терапии для разных групп микроорганизмов.

  4. Изучение качественного и количественного состава микрофлоры полости рта.

  5. Постановка и учёт серологических реакций, используемых в диагностике инфекционных заболеваний.

  6. Решение ситуационных задач.

  7. Выполнение самостоятельной многоэтапной практической работы по выделению и идентификации основных представителей микрофлоры полости рта.

Чтение лекций с использованием мультимедийной техники. Чтение лекций специалистами, приглашёнными из научно-исследовательских институтов по актуальным проблемам медицинской микробиологии и вирусологии.


Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, завершающаяся докладом и обсуждением темы в группе или защитой реферата.
Подготовка студентов-кружковцев по овладению навыками практической работы в бактериологической, гнотобиологической и молекулярно-генетической лабораториях. Обучение навыкам подбора и анализа литературы при подготовке докладов и рефератов, ведению публичной речи и научной дискуссии.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для текущего контроля используются тестовые задания, коллоквиумы, решение ситуационных задач.

Для промежуточного контроля – экзамен, включающий тестовый контроль, контроль практических умений (микроскопия препаратов, учет демонстраций, расшифровка биопрепаратов), устное собеседование, решение ситуационных задач.

Примеры ситуационных задач:

Задача №1


К стоматологу обратилась девочка 15 лет по поводу неприятного запаха изо рта, болезненности и кровоточивости десен. При осмотре – шейки зубов оголены, десневой край гиперемирован, отечен и отстает от поверхности зуба, при зондировании – выделение гноя и крови. Часть зубов подвижна.

Задание:

  1. Поставьте предположительный диагноз.

  2. Какие лабораторные исследования необходимо провести для выявления этиологии заболевания?

  3. Опишите этапы основного метода диагностики.

  4. Установите таксономическое положение возможных возбудителей и назовите их биологические свойства.

  5. Какие сведения о возбудителе помогут врачу-хирургу назначить рациональную антибиотикотерапию? Назовите основные группы этиотропных препаратов, применяемых для лечения.

Задача №2.


В клинику челюстно-лицевой хирургии поступил больной с флегмоной дна полости рта, которая развилась после постановки временной пломбы на кариозный зуб. На 4-5 сутки после лечения пациент почувствовал резкое ухудшение состояния: поднялась температура, появились боли при еде, инфильтрат дна ротовой полости. Стоматолог назначил гентамицин.

Задание:


  1. Какую этиологию заболевания можно предположить?

  2. Определите цель исследования.

  3. Какие методы следует применить для постановки диагноза?

  4. Составьте схему лабораторной диагностики по выбранному Вами методу.

  5. Определите таксономическое положение возбудителя и его основные биологические свойства.

  6. Как следует скорректировать антимикробную терапию?


Задача № 3.

У больного, которому два года назад удалили «зуб мудрости», наблюдаются признаки хронического воспалительного процесса в области угла нижней челюсти с переходом на щечную, поднижнечелюстную области и шею. Видны выходы свищевых ходов с незначительным гнойным отделяемым.


Задание:


1. Сделайте предположение об этиологии процесса и предполагаемом диагнозе заболевания

2. Какие микробиологические исследования необходимо предпринять для подтверждения вашего предположения?

3. Укажите таксономическое положение возбудителя, охарактеризуйте его свойства.

4. Обоснуйте тактику лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания.



Примеры тестовых заданий:

1. По данным ВОЗ группа кариесогенных микробов включает:

а) S.mutans;

б) S.sanguis;

в) Actinomyces;

г) Lactobacterium;

д) Propionibacterium.

Правильный ответ: а, в,г


2. Фактором кариесорезистентности считаются:

а) нейссерии;

б) вейлонеллы;

в) лактобактерии;

г) коринебактерии;

д) актиномицеты.

Правильный ответ: б
3. Для обработки «критических инструментов» применяют:

а) стерилизацию;

б) дезинфекцию высокого уровня;

в) дезинфекцию в обычном режиме;

г) дезинфектанты с маркировкой туберкулоцидной активности.

Правильный ответ: а


4. При дисбактериозе в результате антибиотикотерапии преобладающим микробом в полости рта может стать:

а) Staphylococcus aureus;

б) Candida albicans;

в) Leptotrichia buccalis;

г) Chlamidia pneumoniae;

д) Mycoplasma pneumoniae.

Правильный ответ: б
5. При хронических одонтогенных воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области чаще выделяются:

а) стафилококки и стрептококки;

б) актиномицеты и бактероиды;

в) лактобактерии и вейлонеллы;

г) коринебактерии и грибы кандида;

д) бифидобактерии и вейлонеллы.

Правильный ответ: а
Для обеспечения самостоятельной работы студентов на кафедре имеется методический кабинет с полным набором учебно-методических пособий, выпускаемых кафедрой, основными учебниками по микробиологии, микробиологическими атласами, дополнительной литературой на русском и английском языках, наборами таблиц по темам дисциплины, цветными микрофотографиями, наборами биопрепаратов, а также компьютерный класс с электронными версиями практических занятий и лекций и программой для тестирования студентов.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. «Медицинская микробиология, вирусология и иммунология». Учебник под ред. А.А. Воробьева А.А., М., ”МИА”., 691 с., 2008г.

2. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» под ред. Воробьева А.А., Быкова А.С., М., ММА, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Л.Б. Борисов «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология» ООО «Медицинское информационное агентство», Москва 2002

2. Общая медицинская вирусология. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г., С. 208.

3. Частная медицинская вирусолгия. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г.



в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

8.1. Перечень материально-технических средств учебной аудитории для чтения лекций по микробиологии



Наименование

Количество

Технические средства обучения

1.

Мультимедийная установка

2

2.

Экран

2

3

Указка лазерная

2

4.

Звукоусиливающая аппаратура (микрофон, колонки)

2

Специализированная мебель

1.

Стулья аудиторные

100-120



Стол аудиторный

75-80



Стул-кресло

1



Стол лектора

1



Стойка-кафедра

1



Подставка под ТСО

1




    1. Перечень материально-технических средств учебного помещения (из расчета на одну академическую группу) для проведения практических занятий.



Наименование

Количество

Технические средства обучения

1.

Тематические комплект иллюстраций по разделам учебной дисциплины

1

2.

Комплекты слайдов, таблиц.

1

Специализированная мебель

1.

Стулья аудиторные

16

2.

Стул аудиторный

8

3.

Стул преподавателя

1

4.

Стул преподавателя

1

5.

Стол преподавателя

1

6.

Подставка под ТСО

1

7.

Шкаф

1






Наименование

Количество

Лабораторное оборудование

1.

Автоклав

1

2.

Термостат

1

3.

Микроскопы биологические

16

4.

Микроскопы стереоскопические

5

5.

Холодильник

1

6.

Весы техничесике

1

7.

Центрифуга

1

8.

Водяная баня

1

9.

Анаэростат

5

10.

Шкаф сушильный

1

11.

Печь для разогрева и приготовления питательных сред

1

12.

Штативы для пробирок

8

13.

Лотки для окрашивания препаратов

8

14.

Бактериологические петли

16

15.

Наборы для окраски микропрепаратов

8

16.

Пластиковые планшеты для постановки серологических реакций

8

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по специальности подготовки 060108 (040400) – «Сто­ма­то­ло­гия.


Программа одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от 10.12.2009 года, протокол № ___4_____.
Зав. кафедрой микробиологии

и вирусологии, профессор Кафарская Л.И.





  • Примеры ситуационных задач: Задача №1
  • Задача №2.
  • Задание