Рабочая программа учебного курса

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа учебного курса

Скачать 393,87 Kb.


Дата06.01.2017
Размер393,87 Kb.

Скачать 393,87 Kb.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____/Серёгина О.А./

Протокол № __ от

«___» августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ № 32

______/Шмат Е.В./

«__» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ № 32

_____/Юрьева А.О./

Приказ № _____ от

«__» августа 2016г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«МУЗЫКА»

Класс

1 - 4


Учебник

«Музыка» В.О. Усачева, Л.В. Школяр изд. Вентана-Граф


Кол-во часов в неделю

1



2016- 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка».

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативногои социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Основные задачи уроков музыки:

1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6. Воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Предмет музыка изучается в начальной школе 135 часов, из расчета 1 часов неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе 33 часа, во 2,3,4 классах по 34 часа в каждом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1 класс. Истоки возникновения музыки (8 ч)

Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».

Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны).

Различать характерные признаки основных жанров музыки.

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слуша-теля.

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музы-кальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням

Содержание и формы бытования музыки (16 ч)

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музы-ки.

Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

Язык музыки (6 ч)

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.

Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.

Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.

Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.

Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

2 класс. Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.

Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?

Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, марше-вость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

Воспринимать и раскрывать музы-кальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попев-ки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент

Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.

Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».

Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного

Размышлять о музыкальной интона-ции как художественном воспроиз-ведении человеческой речи.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.

Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музы-кально-художественных образов произ-ведений разных форм и жанров.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.

Исполнять вокально-хоровые произ-ведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.

«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия

Размышлять о всеобщности разви-тия в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исхо-дя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.

Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.

Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

3 класс. Характерные черты русской музыки (8 ч)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.

Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни

Размышлять об общих интона-ционных корнях профессиональной музыки и народного творчества.

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.

Узнавать по характерным чертам жанры многонационального россий-ского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).

Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.

Исторически сложившиеся фольклорные жанры.

Обрядовость как сущность русского народного творчества.

Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.

Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечест-венного музыкального фольклора.

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры

Истоки русского классического романса (6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.

От крестьянской песни к городскому салонному романсу.

Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпре-тации вокального народного творчества.

Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Размышлять о роли музыки в церкви.

Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре (8 ч)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.

Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкрет-ного чувства, черты характера.

Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.

Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.

Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.

Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов

4 класс. Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.

Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особен-ностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интона-циям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музы-кальной классики.

Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию

и Украину. Русское как характерное — через взаимо-действие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.

Осознать взаимодействие с различ-ными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечест-венной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности

Музыкальное общение без границ (10 ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

Выявлять интонационно-стилисти-ческие черты, свойственные великим представителям зарубежных националь-ных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации

Искусство слышать музыку (9 ч)

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки. Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметныхрезультатов освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование основ национальных ценностей российского общества;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

12) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

13) определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

14)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

15)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «музыка»;

    1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1 КЛАСС

Музыкальный репертуар и опыт

Творческой деятельности

Музыкальные эпиграфы года: «К музыке» Ф. Шуберта, «Музыкант» Б. Окуджавы или «Музыка» Г. Струве.

Вхождение в проблематику года. Фрагменты Концерта для голоса с оркестром Р. Глиера, Прелюдия до мажор из 1-го тома «Хорошо

темперированного клавира» И.-С. Баха; фрагменты Скрипичного концерта Д.Б. Кабалевского

Музыка композиторов России

П.И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома», «Мелодия», сцена и хор мальчиков из оперы «Пиковая дама»; фрагменты из

балета «Спящая красавица» («Интродукция», «Пролог», «Вальс»); финал Четвертой симфонии (фрагмент); «Бой с мышами» из

балета «Щелкунчик»; пьесы из цикла «Времена года» («Охота», «У камелька», «Подснежник»).

С.С. Прокофьев. «Марш», «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»; фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» («Танец

рыцарей», «Джульетта-девочка», финал 2-го действия); из балета «Золушка» («Вальс», «Полночь»); фрагменты из Седьмой симфонии, симфоническая сказка «Петя и Волк»; фрагменты из кантаты «Александр Невский» («Ледовое побоище», «Мертвое

поле»).

М.П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Два еврея», «Баба-Яга».

Д.Д. Шостакович. «Вальс-шутка».

С.В. Рахманинов. «Итальянская полька», Прелюдия соль-минор.

Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка» («Ария Снегурочки» (1 действие), «Проводы Масленицы», «Первая песня Леля», заключительный хор); фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда» и «Полет шмеля»).

Музыка композиторов западных стран

Э. Григ. «Утро»; «Весной»; 1-я часть фортепианного концерта.

К.-В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

В.-А. Моцарт. Фрагменты оперы «Волшебная флейта» («Ария Царицы ночи», «Хор мальчиков», «Ария Папагено», «Дуэт Папагено и Папагены»).

К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (по выбору педагога).

Дж. Беллини. «Casta diva» из оперы «Норма». Дж. Верди. «Марш» из оперы «Аида». О. Лассо. «Эхо».

В течение года дети поют и разучивают песни:

Скворушка прощается» Т.К. Попатенко;

«Совенок», «Мотылек» Р. Шумана; «Киска» В.С. Калинникова; «Полюшко-поле» Л.К. Книппера; «Кукушка» А.С. Аренского;

«Длинные ноги у дождя», «Весенняя песенка» З.А. Левиной; «Подснежник» Д.Б. Кабалевского; песни из сборника «Заигрывай» В.О. Усачевой.

Русские народные песни. «Вдоль по морю», «На зеленом лугу», «Вейся, капустка», «Авсень», «Плетень, заплетися» (хороводная),

«Гадание», «Жаворонки», «Жнеи мои, жнеи». Колыбельные песни (образцы).

Народные игры. «По городу царевна», «Кострома».

Интонирование скороговорок «Три сороки», «Шесть мышат» и др.

2 КЛАСС

Музыкальный репертуар и опыт

Творческой деятельности

Музыкальный эпиграф года: фрагмент из Пятой («Патетической») симфонии Л. Ван Бетховена.

Вхождение в проблематику года: вступление к опере Ж. Бизе «Кармен»; «Мимолетности» 1 и 5 (из одноименного цикла С.С. Прокофьева).

Музыка композиторов России

П.И. Чайковский. «Сладкая греза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет», «Хор», «На тройке» (в исполнении С.В. Рахманинова); финал Четвертой симфонии.

М.П. Мусоргский. Сцена Юродивого с мальчишками из оперы «Борис Годунов»; «На сон грядущий».

С.В. Рахманинов. «Вокализ», «Богородице Дево, радуйся».

С.С. Прокофьев. «Болтунья».

М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила»; музыка из оперы «Иван Сусанин» (вступление к опере, «Песня Вани», трио «Ах ты, сердце», сцена свадьбы с хором девушек и романсом Антониды, сцена с арией Сусанина, заключительный хор «Славься»).

А.С. Даргомыжский. Романсы «Титулярный советник», «Старый капрал» (последний в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Г.В. Свиридов. Кантата «Снег идет» для детского хора на стихи Б. Пастернака.

С. и Т. Никитины. Песня «Снег идет» (на слова Б. Пастернака)

Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Духовный стих калик перехожих, Медвежья потеха, симфонический эпизод «Сеча при Керженце»).

И.О. Дунаевский. Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта», «Веселый ветер»; «Скворцы прилетели».

А.П. Бородин. Романс «Спящая княжна», «В монастыре».

Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба» — фольклор) и из обряда заупокойной службы.

Музыка композиторов западных стран

Ф. Шопен. Полонез A-dur и «Юношеский» Полонез g-moll, Ноктюрн cis-moll, Прелюдии № 7 и 20.

Э. Григ. «Песня Сольвейг», «Я знаю одну маленькую девочку», «Ариетта» и «Ноктюрн» (из «Лирических тетрадей»), пьесы из сюиты «Пер Гюнт».

Л. ван Бетховен. Пятая («Патетическая») симфония.

А. Майкапар. «Сиротка».

Р. Шуман. Фортепианные пьесы «Бедный сиротка», «Порыв», «Отчего?»; романс «Два гренадера» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).

К. Дебюсси. «Ветер на равнине».

И.-С. Бах. Хоральные прелюдии Es-dur и fmoll.

Ф. Шуберт. «Форель» и вариации на тему песни в одной из частей фортепианного квинтета.

В течение года дети поют и разучивают песни

«Зимний вечер» П.И. Чайковского; «Мороз» А.К. Лядова; «Кот Матрос» М.П. Мусоргского; «Поросята» С.С. Прокофьева;

«Зачем нам выстроили дом?», «Разговор с кактусом», «Самое трудное», «Морщины», «Ивы», «Фонарный столб» Д.Б. Кабалевского;

«Добрая сказка» А.Н. Пахмутовой; «Митя», «Эй, дождик!», «Вы, облака, покушайте», «Клены» З.О. Левиной; «Котенок и щенок» Т.К. Попатенко; «Почему медведь зимой спит?»

Л.К. Книппера; детские песни А.С. Аренского (по выбору педагога).

Сцена Кормилицы, Федора и Ксении из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

Русские народные песни: «Ноченька», «Из-за лесу, лесу темного», «Во поле береза стояла»;

Колыбельная про татарский полон;

Новогодние поздравления Овсени и Таусени, крещенские гадания. Духовный стих «О голубиной книге», «Мать Мария» (на

Рождество).

Самостоятельные творческие работы под условным названием «По следам Пер Гюнта»; сочинение музыки после знакомства с

«Волшебной книгой» (фрагментом из сказки «Дикие лебеди» Х.К. Андерсена) (в качестве образца можно взять музыкальные сказки В.О. Усачевой «Верба и воробей» и «Загадки»)

3 КЛАСС

Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности

Музыкальный эпиграф года: знаменные распевы и тема Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова.

Музыка композиторов России

М.И. Глинка. «Патриотическая песня», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; «Камаринская» (целиком); «Вальс-фантазия»,

«Северная звезда», «Я помню чудное мгновенье», «Ноченька».

П.И. Чайковский. Финал Четвертой симфонии; «Средь шумного бала», «Растворил я окно», «Соловей», «Я ли в поле да не травушка была», «Кабы знала я, кабы ведала», «У камелька», «На тройке», Allegretto из Первого квартета.

М.П. Мусоргский. «С няней», «В углу», «Жук» (театрализация песен); сцена с Юродивым, сцена у Кормилицы, Федора и Ксении из оперы «Борис Годунов» (самостоятельная детская постановка);

«Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак» (последний обязательно в исполнении Ф.И. Шаляпина).

С.В. Рахманинов. Фортепианный концерт dmoll (целиком); «Полюбила я на печаль свою» «Вокализ», «Ныне отпущаеши».

Д.Б. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром (2 часть).

Ю.А. Шапорин. Фрагменты из кантаты «На поле Куликовом» («Баллада Витязя», «Хор татар» (дополнительно по выбору учителя).

Н.А. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце», последняя сцена оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки, хор); симфоническая картина «Садко» и фрагменты из оперы «Садко» (1 и 2 картины).

С.С. Прокофьев. Фрагменты кантаты «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»), «На горе-то калина», «Катерина».

А.П. Бородин. Фрагменты оперы «Князь Игорь» («Плач Ярославны», «Ария князя Игоря»); «Богатырская симфония» (1 часть).

А.А. Архангельский. «Помышляю день страшный».

П.Г. Чесноков. «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная».

А.С. Аренский. «Фантазия на темы Рябинина».

А.Н. Серов. Фрагмент оперы «Вражья сила» («Песня Еремки», обязательно в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Р.К. Щедрин. «Озорные частушки».

А.К. Лядов. «Восемь русских народных песен», «Коляда-Маледа», «Протяжная».

Г.В. Свиридов. «Курские песни» (2–3 по выбору учителя).

В.А. Гаврилин. Фрагменты из «Русской тетради» (на усмотрение учителя).

В.О. Усачева. Цикл «Русские песни» («Вокализ», «Небывальщина»).

И.Ф. Стравинский. Фрагменты из «Весны священной» («Игра в городки», «Вешние хороводы»).

Свадебные песни. «Не по погребу бочоночек», «Ой, все кумушки домоя», «Как не по мосту» (Рязанская область). Свадебный обряд

«Рязанская свадьба». «Как Иван-то ходит, бродит» (Рязанскаяобласть).

Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина. Знаменные распевы.

Народный былинный эпос. Былины «Алеша Попович и Тугарин (Сокольник)», «Ой, по морю было, по морюшку», «Садко и морской царь» (Онежская старина).

Рекрутские песни. «Ой, летел, летел», «Ты взойди, ясно солнышко», «Поле чистое, турецкое», «Солдатушки, бравы ребятушки».

Любовная лирика. «Ковой-то нету, а мне больно жаль», песни в исполнении Ф.И. Шаляпина «Не велят Маше», «Ноченька»,

«Прощай, радость, жизнь моя», «Эх ты, Ваня».

Романсы. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу».

Частушки. «Частушки под язык», «Дудик-дудик» и др.

Страдания. Плясовые. «Камаринская», «Калинка», казачья

плясовая песня «Каланка», хоровод «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу», народная полька, кадриль.

Инструментальные плясовые наигрыши на жалейке, скрипке, рожке, гуслях; старинные наигрыши «Долгова», «Горбатова» и др.

«Протяжная», «Свадебная», «Хороводная» из сборника Прокунина (под ред. П.И. Чайковского).

Городская лирика (популярная). «Вниз по матушке по Волге», «Коробейники», «Среди долины ровныя», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Догорай, моя лучина», «Вечерний звон», «Эй, ухнем», «Дубинушка» (последние две — в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Ямщицкие песни. «Степь да степь кругом», «Когда я на почте служил ямщиком», «Вот мчится тройка почтовая».

Старинный романс. «О, если б мог выразить в звуке» Л.Д. Малашкина, «Утро туманное» В. Абаза, «Старинный вальс» Н. Листова и др.; «Красный сарафан», «Соловей», «Колокольчики», «Домик-крошечка», «Матушка-голубушка», «Что мне жить и тужить», «Ах ты, время, времечко» А.Е. Варламова и др. (по выбору учителя). Романсы А.А. Алябьева, А.Л. Гурилев

В течение года дети поют и разучивают песни

Народные песни разных жанров, былинные напевы; участвуют в воссоздании обрядов, бытующих в данном регионе, области; разучивают народную игровую песню «На горе мак»; совершенствуют исполнение ранее разученных и полюбившихся песен.

4 КЛАСС

Музыкальный репертуар и опыт

Творческой деятельности

Музыкальный эпиграф года: гимн России — «Патриотическая песня» М.И. Глинки.

Вхождение в проблематику года: органная музыка И.С. Баха — Токката и фуга ре минор

Музыка композиторов стран Запада

И.-С. Бах. Концерт ре минор (1 часть); ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы h-moll. Органная токката и фуга ре минор. Ф. Шуберт. Вальс h-moll, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь».

В.-А. Моцарт. «Фантазия c-moll», «Фантазия d-moll», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», ария графини и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш».

К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок».

Ф. Шопен. Мазурки B-dur (№ 5) и a-moll (№ 47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Ф. Листа и в исполнении С.В.Рахманинова), полонез As-dur, этюд As-dur («Эолова арфа»), прелюдия Des-dur, «Экспромт-фантазия» и «Ноктюрны» (по выбору учителя).

Итальянские народные песни. «Ты, мое солнце», «Тарантелла», «Санта-Лючия», «Вернись в Сорренто».

Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока- воровка».

Дж. Верди. «Стретта Манрико» из оперы «Трубадур», хор из оперы «Набукко». Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком), «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано), обработки для фортепиано — «Колыбельная Йендины» (из народных песен), «Сон Гибоэнса на

Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев).

Р. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть).

К. Дебюсси. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Ф. Лист. Рапсодии № 2, 6, 12, «Тарантелла», «Ракоци-марш». И. Брамс. «Венгерские танцы».

П. де Сарасате. «Цыганские напевы».

Испанская народная «Малагуэнья», дуэт гитар.

Дж. Гершвин. Прелюдия es-moll, «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Цфасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди».Р. Роджерс. Фрагменты из кинофильма «Звуки музыки».Л. ван Бетховен. Третья («Героическая») симфония (целиком). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь, миллионы»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских народных песен.

Музыка композиторов России

А.И. Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаянэ»).

Н.А. Римский-Корсаков. «Шехерезада», песни Индийского, Варяжского, Веденецкого гостей из оперы «Садко».

М.А. Балакирев. «Исламей».

А.П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

М.И. Глинка. «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья», персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».

С.В. Рахманинов. «Не пой, красавица, при мне».

А.Г. Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).

А.С. Даргомыжский. «Ночной зефир».

П.И. Чайковский. Четвертая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», финал Первого фортепианного концерта.

С.С. Прокофьев. «Тарантелла».

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (целиком), «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».

Д.Б. Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка».

А.Н. Скрябин. Прелюдия ор. 11, «Две поэмы ор. 31», этюды cis-moll (ор. 2) и dis-moll.

А. Александров. «Нас много на шаре земном».

Г. Гусейнли. «Цыплята».

Произведения, ставшие

Классическими образцами («визитными карточками»)

Национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья:

«Веснянка», «Гопак», «Ревет и стонет Днепр широкий» (Украина); «Перепелочка» и «Лявониха» (Беларусь); песня «Сулико» (Грузия); «Лезгинка» (Осетия); песня-танец «Мавриги» (Узбекистан); народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан); «В тучах Алагяз» (Армения); «У каждого свой инструмент» (Эстония); «Вей, ветерок» (Латвия); мугамы (Азербайджан); дойны; «Молдавеняска» (Молдова); другие песни по выбору детей и учителя.