Рабочая программа составлена на основе

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа составлена на основе



Дата19.01.2017
Размер0,64 Mb.
ТипРабочая программа




Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 3

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 3

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 4

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 4

3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем ……………………………. 5

3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 5

3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 6

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения

дисциплины ………………………………………………………………………………... 6

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине …………………………………. 6

3.4.1. Основная и дополнительная литература ………………………………………... 6

3.4.2. Примерный перечень тем рефератов и докладов …………....……..…………... 7

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 06.01.07 «Защита растений», утвержденной решением Ученого совета лесохозяйственного факультета от 02.12.2010 г. №11;

- паспорта специальности научных работников 06.01.07 «Защита растений»;

- учебного плана УГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 06.01.07 «Защита растений».

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у аспирантов углублённых профессиональных знаний о

специфике взаимодействия насекомых с группой абиотических, гидро-эдафических, антропогенных и биотических факторов, а также существа биоценологии насекомых.



Задачи дисциплины

- дать представление о роли насекомых в биогеоценозах;

- познакомить аспирантов с основными закономерностями популяционной структуры и динамики насекомых;

- сформировать представление о взаимодействии насекомых с абиотическими, антропогенными и биотическими факторами;

- ознакомить аспирантов с закономерностями биологической ритмики насекомых и существом их сезонных адаптаций;


    1. Место дисциплины в учебном процессе

Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

Дисциплины учебных планов бакалавров и магистров:

Анатомия, физиология растений.

Биология


История и философия науки (Современные философские проблемы биологии и экологии. История биологии и экологии)

Защита растений




    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:



иметь представление: об основных чертах онтогенеза и метаморфоза насекомых; о разных типах структуры популяций (возрастная, половая и др.); о влиянии на насекомых абиотических, антропогенных и биотических факторов среды и об адаптациях к ним насекомых; о синхронизации жизненных циклов насекомых с сезонной периодичностью;
знать: основные таксономические группы насекомых и их роль в биосфере; терминологию,

используемую различными направлениями экологии насекомых; основные понятия, характеризующие трофические взаимодействия насекомых; механизмы регуляции жизненных циклов насекомых;



уметь: определять по внешнему виду важнейшие отряды насекомых и отличать последних от других беспозвоночных; проводить наблюдения за образом жизни насекомых в природных условиях с учетом полученных знаний; определять видовую принадлежность важнейших типов повреждений насекомыми растений.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,1

4

Семинары

0,06

2

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,84

30

ИТОГО__0,06__2'>ИТОГО__0,1__4__3.2.2._Семинары,_их_наименование,_содержание_и_объем'>ИТОГО

1

36

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

3.2. Содержание дисциплины


3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий


Порядко вый

номер



Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров

Трудоемкость

Зач.

ед.


Час.

1

Взаимоотношения насекомых и растений.

Сопряженная эволюция растений и насекомых. Понятие о повреждении растений и вредоносности. Типы повреждений. Повреждение листьев и хвои, скелетных частей, корней, генеративных органов и листовых почек. Повреждения с механической и физиологической подготовкой субстрата (галлы: листовые, стеблевые, корневые).



0,055

2

2

Популяционная биология насекомых.

Популяции в пределах ареала, их полиморфизм и генофонд. Границы между популяциями, иерархия популяций. Биологи-ческие расы. Полиморфизм в популяциях.

Учет численности насекомых. Методы учета относитель-ной численности.

Типы динамики численности. Модели динамики численности. Возрастная и половая структура популяции. Динамика численности популяций. Биотический потенциал насекомых. Роль абиотических факторов среды. Фазовый портрет динамики численности. Принцип ультрастабильности.

Управление популяциями.


0,055

2




ИТОГО

0,1

4

3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем


Поряд-

ковый


номер

семинара


Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров, лабораторных работ, практических занятий

Трудоемкость

Зач.

ед.


Час.

1

Естественные враги насекомых и способы защиты

0,03

1

2

Биоритмика насекомых. Суточные и сезонные ритмы

0,03

1




ИТОГО

0,06

2



3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов
Текущая проработка теоретического материала по разделам лекций.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети INTERNET по следующим направлениям:



  • библиография по проблемам энтомологии и истории их изучения в регионе проведения исследований;

  • публикации (в том числе электронные) по вопросам, вынесенным в диссертационную работу в рамках курса;

  • научно-исследовательская литература (отечественная и зарубежная) по всем направлениям энтомологии, ограниченная рамками диссертационного исследования.

Работа выполняется аспирантом самостоятельно в форме конспектирования и реферирования выявленной литературы и иных источников информации.


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.


Час.

Абиотические и гидроэдафические факторы

Текущая проработка теоретического материала.

Конспект.

Реферат





4

Пищевая специализация и пищевые режимы

0,06

2

Взаимоотношения насекомых и растений




4

Естественные враги насекомых и способы защиты




4

Биоритмика насекомых. Суточные и сезонные ритмы




2

Популяционная экология насекомых, пробле-мы микроэволюции




10

Насекомые в экосистемах




4




ИТОГО

0,84

30


Поддержка самостоятельной работы.

1. Список литературы для обязательного прочтения;

2. Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из компьютерной сети УГЛТУ (сайт научной библиотеки):

3. Научная электронная библиотека РФФИ;

4. Университетская библиотека ONLINE;

5. Университетская информационная система Россия;

6. Библиотечный сайт Зоологического института РАН;

7. Электронные каталоги Библиотеки РАН, Российской Государственной библиотеки и др.



8. Библиотека Лаборатории энтомологии УГЛТУ.

3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Текущий и промежуточный контроль учебного процесса заключается в защите рефератов.

Итоговый контроль проводится в форме зачета по вопросам (п. 3.4.2).

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины


Лаборатория лесной энтомологии: микроскоп бинокулярный МБС-1 (8 шт.); микроскоп бинокулярный МБС-10 (4 шт.); определители насекомых, личинок и повреждений - 8 компл.; комплекты для полевых исследований (морилки, пинцеты, лупы и т.д.) – 8 компл.; комплекты для монтажа энтомологических коллекций (эксикаторы, расправилки, булавки энтомол.) – 8 компл.; справочные коллекции по основным отрядам насекомых, семействам жуков и основным видам вредителей –50 шт.; наборы для определения хвое-листогрызущих вредителей по разным фазам развития – 10 шт.; наборы для определения стволовых вредителей по личинкам и повреждениям – 10 шт.; наборы для определения основных симптомов повреждения растений – 10 шт.

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

  1. Бей-Биенко, Г.Я. Общая энтомология: учебник для студентов вузов, обучающихся по агроном. специальностям / Г.Я. Бей-Биенко. – СПб.: Проспект Науки, 2008. – 486 с. (15 экз.).

  2. Бондаренко, Н.В. Практикум по общей энтомологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по агроном. специальностям / Н.В. Бондаренко, А.Ф. Глущенко. – Изд. 3-е. – СПб.: Проспект Науки, 2010. – 344 с. (15 экз.).

  3. Горбачев, И.В. Защита растений от вредителей: учебник для вузов / И.В. Горбачев и др.; под ред. В.В. Исаичев. – М.: Колос, 2002. – 472 с.(7 экз.).

  4. Ижевский, С.С. Словарь-справочник по биологической защите растений от вредителей: Биология, экология, применение полезных насекомых и клещей: учеб. пособие для студентов вузов / С.С. Ижевский. – М.: Академия, 2003. – 208 с. (15 экз.).

  5. Кузьмичев, Е.П. Болезни древесных растений: справочник, Т. 1. Болезни и вредители в лесах России: [Электронный ресурс] / Е.П. Кузьмичев, Э.С. Соколова, Е.Г. Мозолевская. – М.: ВНИИЛМ, 2004. – 120 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1035459/.

  6. Кочергина, М.В. Защита цветочных растений и газонных трав от вредителей и болезней: учеб. пособие [Электронный ресурс] / М.В. Кочергина. – Воронеж, 2007. – 164 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4056/.

  7. Мозолевская, Е.Г Лесная энтомология: учебник для вузов. / Е.Г. Мозолевская и др. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2011. – 416 с. (60 экз.).


Дополнительная литература

 

  1. Голосова, М.А. Биологическая защита леса: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 260400 - "Лесное хоз-во" / М.А. Голосова. – М.: МГУЛ, 2003. – 152 с. (5 экз.).

  2. Дремова, В.П.   Городская энтомология. Вредные членистоногие в городской среде / В.П. Дремова. – Екатеринбург: ИздатНаукаСервис, 2005. – 280 с. (1 экз.).

  3. Лесопатологическая обстановка в лесном фонде Уральского региона / М-во природ. ресурсов Рос. Федерации, Департамент природ. ресурсов по Урал. региону; Научн. ред. А.Я. Зюсько, Ю.Е. Михайлов. – Екатеринбург, 2001. – 144 с. (6 экз.).

  4. Соколов, Г.И. Чешуекрылые вредители березы из летне-осенней экологической группы в Челябинской области / Науч. ред. А.Я. Зюсько, Ю.Е. Михайлов; Департамент природ. ресурсов по Урал. региону, Комитет природ. ресурсов Челяб. обл. – Екатеринбург, 2002. – 76 с. (12 экз.).



3.4.2. Примерный перечень тем рефератов и докладов
1. Факторы и экологические механизмы популяционной динамики лесных насекомых-филлофагов.

2. Влияние погодных условий на возникновение вспышек массового размножения лесных насекомых.

3. Циклические изменения численности лесных насекомых и их причины.

4. Инвазивные (чужеродные) виды насекомых в лесах России.

5. Коэволюция насекомых и цветковых растений.

6. Влияние глобального изменения климата на распространение и динамику популяций лесных насекомых.






  • 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА
  • 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
  • Взаимоотношения насекомых и растений.
  • Популяционная биология насекомых.
  • ИТОГО 0,1 4 3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем
  • ИТОГО 0,06 2
  • ИТОГО 0,84 30 Поддержка самостоятельной работы.
  • 3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
  • 3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине 3.4.1. Основная и дополнительная литература Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 3.4.2. Примерный перечень тем рефератов и докладов