Рабочая программа разработана заведующим кафедрой географии океана, академиком нан украины, д ф-м н., профессором Ивановым В. А. Курс -4

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа разработана заведующим кафедрой географии океана, академиком нан украины, д ф-м н., профессором Ивановым В. А. Курс -4

Скачать 307,4 Kb.


Дата06.01.2017
Размер307,4 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 307,4 Kb.


Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 021000.62 География и положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификации «бакалавр») утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 4 от 2 марта 2012 г.)

Рабочая программа разработана заведующим кафедрой географии океана, академиком НАН Украины, д.ф-м.н., профессором Ивановым В.А.

Курс –4

Семестр –8



Зачетных единиц – 3

Академических часов – 55 ч.

Лекций – 33 часов

Семинарские занятия – 22 часов

Формы промежуточной аттестации - нет

Форма итоговой аттестации – экзамен




Содержание


Введение 4

1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника 4

2. Структура и содержание дисциплины «Региональная океанография». 5

2.1 Тематический план 6

2.2 Планы лекций 6

2.3 Планы семинарских занятий. 7

3. Рекомендуемые образовательные технологии 8

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 8

4.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9

4.2 Порядок итогового контроля 9

4.3 Примерный перечень вопросов к экзамену 10

5. Рекомендуемая литература 11

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 12




Введение


Цель курса

Целью освоения дисциплины «Региональная океанография» является формирование представлений о природе морей, омывающих берега РФ и Украины, с акцентом на физико-океанологические показатели и процессы.



Задачи курса состоят в том, чтобы рассмотреть:

  • вопросы географии морей (положение, тип моря, берега, рельеф дна и т. п.),

  • главные климатические особенности (региональные и местные черты атмосферных процессов, величины метеорологических элементов и др.),

  • составляющие водного баланса (материковый сток, водообмен с соседними водоемами),

  • гидрологические условия (величины и распределение океанологических характеристик, циркуляция вод, льды),

  • гидрохимические характеристики (газы, биогенные вещества),

  • хозяйственное использование морей.



1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Дисциплина «Региональная океанография» входит в профессиональный цикл базовой части ООП по направлению «География». Она тесно связана с другими учебными курсами − океанологией, гидрохимией, метеорологией и климатологией, геоморфологией. Освоение дисциплины «Региональная океанография» необходимо для подготовки профессиональных специалистов по всем направлениям географической науки.
Требования к уровню освоения содержания курса

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • теоретических знаний в области географии морей, климатических особенностей, гидрологических и гидрохимических условий изучаемых морей;

  • теоретических знаний в области охраны вод суши и Мирового океана;

  • способность понимать, излагать и критически анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах;

  • умение применять теоретические знания при освоении основных гидрометрических методов исследований и интерпретации полученных данных.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: характеристики и особенности различных групп морей: южных (Аральское, Каспийское, Азовское и Черное); северо-западных (Балтийское, Белое); арктических (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское); дальневосточных (Берингово, Охотское, Японское).

Уметь: рассматривать и выделять особенности каждой группы и входящего в нее моря в тесной связи с природой всего соответствующего крупного географического региона страны.
Владеть: знаниями о гидросфере, составе водных объектов, закономерностях их распределения и характерных для них гидрологических процессов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность выпускника эффективно применять на практике базовые и теоретические знания дисциплины «Региональная океанография»; способность применять на практике гидрологические методы исследований и анализа (ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-23).



2. Структура и содержание дисциплины «Региональная океанография».


Зачетных единиц – 3; Академических часов – 55 ч; Лекций – 33 часов; Семинарские занятия – 22 часов; Форма итоговой аттестации – экзамен

2.1 Тематический план








Название темы



Количество часов

Лекции

Семинары

СРС

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3

4

5

6

1

Введение

2

-

10

-

2

Южные моря: Аральское море, Каспийское море. Азовское море, Черное море

8

4

10

-

3

Моря северо-запада: Балтийское море, Белое море

7

6

10

-

4

Моря «советской» Арктики: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море

8

6

13

-

5

Дальневосточные моря: Берингово море, Охотское море, Японское море

8

6

10

-




Итого:

33

22

53

Форма итогового контроля - экзамен

2.2 Планы лекций



Введение. Вода в природе. Понятие о гидросфере. Науки о природных водах. Предмет, задачи, составные части «Региональной океанографии», ее соотношение с другими науками. Использование морей в хозяйственной деятельности. Практические приложения гидрологии. Задачи рационального использования и охраны водных ресурсов.
Южные моря. Общие и отличительные черты. Общая характеристика: физико-географические условия, гидролого-гидрохимические условия. Аральское, Каспийское, Азовское и Черное моря: физико-географические особенности, гидрологическая характеристика, гидрохимические условия, хозяйственное использование.
Моря Северо-запада. Особенности географического положения, общие черты Балтийского и Белого морей.
Моря советской Арктики. Общая характеристика группы арктических морей. Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море: физико-географические особенности, гидрологическая характеристика, гидрохимические условия, хозяйственное использование.

Дальневосточные моря. Берингово море, Охотское море, Японское море: физико-географические особенности, гидрологическая характеристика, гидрохимические условия, хозяйственное использование.

2.3 Планы семинарских занятий.


  1. Характеристика морей. Аральское море. В чем состоит "соленостный парадокс" Аральского моря? Аномальная циркуляция вод моря и ее объяснение. Метаморфизация солевого состава вод моря в период его деградации. Экологические проблемы Аральского моря. Можно ли спасти Аральское море? Каспийское море. В чем заключается своеобразие гидрологии Северного Каспия? Явления апвеллинга в Каспийском море. Происхождение глубинных вод Каспийского моря. Биологические ресурсы и проблемы их использования. Современные экономические, политические и правовые проблемы Каспия.

  2. Характеристика морей. Азовское море. Особенности межгодовых колебаний средней солености моря. Какие условия определяют возникновение заморных явлений в море? Характеристика водообмена через Керченский пролив. Берега Азовского моря: особенности строения и динамики. Черное море. История исследования водообмена через Босфор. Почему в Черном море существует холодный промежуточный слой? Основные черты циркуляции вод. Происхождение и современное состояние сероводородного слоя. Топонимика Черного моря и других южных морей.

  3. Характеристика морей. Балтийское море. Международное сотрудничество в изучении Балтийского моря. Система мониторинга экологического состояния Балтийского моря. Каков механизм вентиляции глубинных вод моря? Наводнения в Санкт-Петербурге: история, причины, прогноз, защита.

  4. Характеристика морей. Белое море. Приливы в Белом море и их влияние на гидрологический режим. Эстуарные процессы в Белом море. Современные исследования структуры вод моря. Насколько обоснована формальная географическая граница моря? Баренцево море. Роль Плавучего морского научного института в изучении моря. Влияние адвекции тепла течениями на гидрологию моря. Фронтальные зоны Баренцева моря. Промысловые ресурсы моря и их использование.

  5. Характеристика морей. Арктические моря. Речные воды в арктических морях. Проникновение и влияние атлантических вод в арктических морях. Ледовитость арктических морей: структура и сезонная динамика. История сквозных плаваний через арктические моря.Берингово море. Водообмен через Берингов пролив. Роль тихоокеанских вод в формировании структуры вод моря. Особенности гидрологии Анадырского залива.

  6. Характеристика морей. Охотское море. Проблема изучения водообмена через Курильские проливы. Эффекты приливного перемешивания в Охотском море. Причины высокой ледовитости моря. Биологические ресурсы моря и перспективы их использования.

  7. Характеристика морей. Японское море. Характер водообмена через проливы Японского моря. Формирование глубинных вод моря. Структура основных течений моря.



3. Рекомендуемые образовательные технологии


В процессе преподавания дисциплины «Региональная океанография» применяются разнообразные виды образовательных технологий: лекции, практические работы, семинарские занятия. Учебный материал подается с использованием современных средств визуализации. На практических занятиях используются технические формы бланков, размещенные в Интернете. В процессе проведения семинаров применяются методы развивающего и проблемного обучения.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Одна из целей высшего образования – научить студента работать и приобретать знания самостоятельно. Для плодотворного изучения курса каждый час занятий студента в аудитории должен дополняться самостоятельной работой. Наиболее ценным способом приобретения знаний является самостоятельная работа с библиотечным фондом.

В самостоятельную работу студента включаются следующие виды:



        1. Проработку теоретических основ лекционного материала.

        2. Подготовка к практическим занятиям.

        3. Систематизирование выученного материала курса перед испытанием.

        4. Выполнение индивидуального задания.

Индивидуальные задания являются одной из форм организации учебного процесса в высших учебных заведениях, которые предполагают создание условий для наиболее полной реализации творческих возможностей студентов. Их цель – углубление, обобщение и закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения, а также использование этих знаний на практике.

К индивидуальным заданиям относятся: написание рефератов, эссе, выполнение расчетных, графических робот, оформление отчетов, анализ практических ситуаций, подготовка реферативных материалов по публикациям тех или иных проблем, собственных исследований к олимпиадам, конференциям и т.п.

Индивидуальные задания выполняются самостоятельно под руководством преподавателя отдельно каждым студентом. В качестве индивидуального задания студентам предлагается составить реферат по выбранной ими теме.

4.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Защита рефератов.
Примерная тематика рефератов:

  1. Аральское море: основные морфометрические и гидрологические характеристики.

  2. Каспийское море: гидробиологические условия

  3. Азовское море: основные черты строения и гидробиологические условия.

  4. Черное море: циркуляция вод.

  5. Балтийское море: основные морфометрические и гидрологические характеристики.

  6. Белое море: гидрологический режим.

  7. Арктические моря: гидрологические характеристики.

  8. Мертвое море: условия формирования, гидробиологические условия.

  9. Карибский бассейн: основные черты строения и гидробиологические условия.

4.2 Порядок итогового контроля


Формы контроля: промежуточная и итоговая аттестация

Текущая аттестация проводится в виде контроля за ходом выполнения практических заданий, опросов на практических занятиях, участия в дискуссиях и обсуждениях проблемных вопросов, защита рефератов. По итогам семестра выводится рейтинговая оценка.



Итоговая аттестация: экзамен. Подготовка к экзамену проходит по следующим вопросам.

4.3 Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Роль воды в природе и обществе. Практическое значение.

  2. Региональная океанография, предмет и задачи. Составные части региональной океанографии, ее связь с другими науками.

  3. Типы берегов

  4. Физико-географические черты Аральского моря

  5. Гидрологическая характеристика Аральского моря

  6. Гидрохимические условия Аральского моря

  7. Хозяйственное использование Аральского моря

  8. Физико-географические черты Каспийского моря

  9. Гидрологическая характеристика Каспийского моря

  10. Гидрохимические условия Каспийского моря

  11. Хозяйственное использование Каспийского моря

  12. Физико-географические черты Азовского моря

  13. Гидрологическая характеристика Азовского моря

  14. Гидрохимические условия Азовского моря

  15. Физико-географические черты Черного моря

  16. Гидрологическая характеристика Черного моря

  17. Гидрохимические условия Черного моря

  18. Природа морей Северо-Запада: Балтийское и Белое моря

  19. Физико-географические черты арктических морей: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

  20. Гидрологическая и гидрохимическая характеристика морей «советской» Арктики

  21. Особенности шидрологического и гидрохимического режима дальневосточных морей: Берингово море, Охотское море, Японское море



5. Рекомендуемая литература


а) основная литература:

  1. Арсеньев В.С. течения и водные массы Берингова моря.ММ., «Наука», 1967.

  2. Добровольский А.Д., залогин Б.С. Моря СССР. М., «Мысль», 1965.

  3. Зенкевич Л.А. Биология морей СССР. М.. Изд-во АН СССР, 1963.

  4. Зубов Н.Н. Избранные труды по океанологии.М., Воениздат, 1995.

  5. Зубов Н. Н. Гидрологические работы морского научного института в юго-западной части Баренцева моря летом 1928 года на э/с «Персей». М., 1929.

  6. Коренистов Д. В. и др. Проблемы Аральского моря. — «Водные ресурсы», 1972, № 1.

  7. Косарев А. Н. Гидрология Каспийского и Аральского морей. М., Изд-во Моск. ун-та, 1975.

  8. Леонов А. К. Региональная океанография, ч. 1. Л., Гидрометеоиздат, 1960.

  9. Современный и перспективный водный баланс южных морей. — «Труды ГОИНа», 1972, вып. 108.

  10. Филиппов Д. М. Циркуляция и структура вод Черного моря. М., «Наука», 1968.


б) дополнительная литература:

  1. Булгаков Н. П. Предельная зимняя граница льдов в Дальневосточных морях. — «Океанологические исследования», 1969, сб. 13.

  2. Владимирцев Ю. А. Зимняя вертикальная циркуляция в Черном море. — В кн.: Вопросы географии, вып. 64. М., Географгиз, 1963.

  3. Водяницкий В. А. Основной водообмен и история формирования солености Черного моря. — «Труды СБС», 1948, № 6.

  4. Микульский З. Водный баланс Балтийского моря. — «Водные ресурсы», 1974, № 5.

  5. Морошкин К. В. Водные массы Охотского моря. М., «Наука», 1966.

  6. Надежин В. М. Характерные особенности гидрологического режима Белого моря. — «Труды ТИНРО», 1966, вып. 17.

  7. Основные черты геологии и гидрологии Японского моря. М., Изд-во АН СССР, 1961.

  8. Панов В. В., Шпайхер А. Д. Роль атлантических вод в формировании гидрометеорологического режима Арктических морей. — «Труды ААНИИ», 1963, т. 264.

  9. Пантюлин А. Н. Некоторые особенности структуры вод Белого моря. — В кн.: Биология Белого моря. М., Изд-во Моск. ун-та, 1975.

  10. Серяков Е. И. Об адвекции тепла течениями в Баренцевом море. — В кн.: Советские рыбохозяйственные исследования в морях Европейского Севера. М., 1960.

  11. Симонов А. Н. К вопросу о причинах антициклональной циркуляции вод Аральского моря. — «Метеорология и гидрология», 1954, № 2.

  12. Симонов А. Н. Происхождение относительно высокосоленых вод западной впадины Аральского моря. — «Труды ГОИНа», 1962, № 8.

  13. Советская Арктика. М., «Наука», 1970.

  14. Соскин И. М. Многолетняя изменчивость гидрологических характеристик Балтийского моря. Л., Гидрометеоиздат, 1963.

  15. Тимонов В. В. Схема общей циркуляции вод бассейна Белого моря и происхождение его глубинных вод. — «Труды ГОИНа», 1947, вып. 1(13).

  16. Тимонов В. В. Главные особенности гидрологического режима Белого моря. — В кн.: Памяти Шокальского, ч. 2. Л., Гидрометеоиздат, 1950.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

К числу важнейших интернет-ресурсов в области региональной океанографии относятся сайты:

1. blacksea-education.ru/ (сайт о результатах исследований Черного моря),

2. azovinfo.in.ua/sealinks – сайт об Азовском море,

3. www.oceanography.ru/ – сайт Государственного океанографического института,

4. www.ocean.ru/ - сайт Института океанологии им. П.П. Ширшова (г. Москва)



5. www.nws.noaa.gov/oh/hic (Центр гидрологической информации национальной службы погоды США).

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины





  1. Учебная аудитория на 30 мест с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий

  2. Учебные аудитории для проведения семинарских занятий.

  3. Методическое пособие с изложением технологии выполнения практических работ.



Каталог: workdoc -> Рабочие%20программы%20бакалавры -> География%20бакалавр -> БАКАЛАВр -> профиль%20география%20океана
профиль%20география%20океана -> Рабочая программа разработана к г. н., старшим преподавателем Миньковской Р. Я
профиль%20география%20океана -> Рабочая программа разработана член-корр. Нан украины, д г. н., профессором Полонским А. Б
БАКАЛАВр -> Программа составлена на основе образовательного стандарта
профиль%20география%20океана -> Рабочая программа разработана к т. н. Кузнецовым А. С

  • 1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
  • 2. Структура и содержание дисциплины «Региональная океанография».
  • 2.3 Планы семинарских занятий.
  • 3. Рекомендуемые образовательные технологии
  • 4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  • 4.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  • 4.2 Порядок итогового контроля
  • 4.3 Примерный перечень вопросов к экзамену
  • 5. Рекомендуемая литература
  • 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины