Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности

Скачать 361,23 Kb.


Дата04.07.2017
Размер361,23 Kb.

Скачать 361,23 Kb.



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа, составленная на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008год), программы основного общего образования по музыке МБОУ «Ростиловская школа», Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
В связи с отсутствием учебников в данной авторской программе на уроках будут частично использоваться учебно-методические комплекты других авторов (.Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс), разработанные в соответствии с концепцией музыкального развития Д.Б.Кабалевского, также будет привлекаться вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования в 6 классе федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приёмы, фактуры, тембры, динамика представляют не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и узнавание обучающимися музыкальных произведений происходят в первую очередь на основе личностно окрашенного, эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрываются возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

- В какой музыке господствует мелодия?

- В чём смысл музыкальной гармонии?

- Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?

- Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?

Все эти и другие вопросы, отражённые в образовательной программе по музыке и методическом комплекте для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения к музыке как виду искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.



Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Целевые ориентиры на уроках музыки:

1.Определение понятия «преобразующая сила музыки» и в чём оно заключается.

Определение силы воздействия музыки через два её важнейших качества: красоту и правду. Понимание связи музыки с жизнью, жизненного содержания музыкального образа и влияния музыки через человека на всю его жизнь.

2.Развитие чувства стиля композиторов и понимания многогранности ими восприятия жизни, умения слушать и размышлять о музыке, развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, эмоционального отклика и сопереживания, музыкальной грамоты и культуры учащихся, накопление слухового опыта.

3.Эмоционально-нравственное, духовное, интернациональное воспитание, формирование мировоззрения на примере жизни и творчества композиторов, и времени, в котором они жили.

4.Создания благоприятного, дружеского климата в классе для активной, творческой деятельности учащихся, увлечения музыкой и понимания её ценности и роли в жизни.


Задачи музыкального образования:

1.Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

2.Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

4.Способствовать развитию интереса к музыке;

5.формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

6.Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Содержание образовательной программы «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении обучающимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Реализация данной программы опирается на методы музыкального образования, разработанные Д.Б.Кабалевским, , Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение обучающихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект обучающихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Межпредметные и межкурсовые связи:
При работе широко используются:

- литературные произведения «Повесть о настоящем человеке»,Б.Полевой, «Золотой петушок», «Метель»,А.С Пушкин, «Иван Сусанин» А.Рылеев, Стихи С Есенина, «Весенние воды» Ф.Тютчев.


- произведения древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»;
Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.


2. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
В результате изучения предмета «Музыка» обучающийся 6 класса должен

знать:

особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные музыкальные инструменты;

богатство музыкальных образов и способов их развития;

возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;



уметь

эмоционально-образно воспринимать содержание музыкальных произведений;

узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;

определять основные средства музыкальной выразительности;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов; виды хора и оркестра;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений



использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;

петь и распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

выражать свои впечатления от прослушанных произведений в пении;

участвовать в художественной жизни школы, стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.

определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.



3.Учебно- тематический план

Раздел и темы программы

Количество часов

Виды контроля

  1. Преобразующая сила музыки

9

Музыкальная викторина

  1. Преобразующая сила музыки

7

Музыкальный кроссворд

  1. В чём сила музыки?

10

Урок-концерт

  1. В чём сила музыки?

8

Урок-музыкальная дорожка
Защита исследовательских проектов.


Итого

34




4.Содержание тем учебного предмета «Музыка» в 6 классе

Тема первого полугодия: «Преобразующая сила музыки». Обучающиеся 6 класса в 1 полугодии рассматривают связи музыки с жизнью: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через сердце, душу и мысли человека. Учитель музыки обогащает представление ребят о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли, таким образом, расширяет представление обучающихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.

Тема второго полугодия: «В чем сила музыки» Во 2 полугодии учитель помогает обучающимся ответить на вопрос: в чем заключается способность музыки оказывать влияние на человека? Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед обучающимися ставятся различные творческие задания. Выполнение таких заданий предполагает глубокий анализ обучающимися музыки при внимательном прослушивании произведений и наблюдением за изменением звучания и развитием музыкального образа, проговаривание своих впечатлений и соответствующих выводов.
5.Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе
1 четверть «Преобразующая сила музыки» - 9 часов




Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1


3.09

Вводный урок

«Как многогранна музыка! …


1

«Школьные годы» Д.Кабалевский

«Мелодия» из оперы «Орфей» К .Глюк

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Матушка, что во поле пыльно?» рус.нар.п.

«Вальс» Жак Брель


Роль музыки в жизни человека, её влияние на мысли, чувства, настроения людей. Определение жизни как источника музыки. Знакомство с мифами и былинами: Орфей, Садко, Баян, Сирены. Создание ситуаций для развития сопереживания. Анализ произведений, сравнение по характеру, принадлежности, типу исполнения.

Певучесть, песня, вальс, шансон, шарманка, народный и эстрадный оркестр, певец, солист, хор, средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, тембр.



2


10.09

Преобразующая сила музыки П.И.Чайковского



1

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Симфония №6(вторая тема 1ч.) П.Чайковский


Определение влияния музыки в контрастных произведениях. Творчество П.Чайковского – тонкого психолога души человеческой, музыка которого приносит утешение и опору. «Лебединая песня», симфония, форма, особенности русских народных песен.

3


17.09

Задушевность лирической музыки



1

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

«Вальс»фа минор П.Чайковский

«Вальс» ми минор Ф.Шопен




Определение музыки как искусства звуков, способного отразить человеческие чувства и настроения. Показ способности музыки затрагивать человеческую душу на примере лирической музыки П.Чайковского и Ф.Шопена. История вальса. Анализ и сопоставление, нахождение общего и отличного , определение образа, формы, характера, принадлежности музыки.

4


24.09

Вторая жизнь песни


«Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!»

Д Фурманав



1

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Сцена картины №5 из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьев


Роль песни в жизни человека на примере творчества С.С.Прокофьева –

композитора-новатора русской музыки 20 века. Знакомство с книгой Б.Полевого о подвиге А.Маресьева. Обращение к народной музыке, определение знакомой мелодии, характера, формы, воздействия музыки.

Опера, особенности русских народных песен, образ птицы в искусстве и жизни.


5


1.10

Музыка в борьбе

за мир и свободу
«Песня и стих – это бомба и знамя!»

В.Маяковский



1

«На побережье тайном» М.Теодоракис

«Я – Фронт!» М.Теодоракис

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский



Роль музыки в борьбе за свободу на примере творчества М.Теодоракиса – композитора, борца-антифашиста.

Способность музыки укреплять или ослаблять силу воли, возбуждать смелость, уверенность, мужество. Определение черт греческой народной музыки, интонаций марша и решительности, призыва к свободе.

Сиртаки, бузуки, танцевальность.


6



8.10

Преобразующая сила музыки И.С.Баха


«Человек –

это звучит гордо

М.Горький


1

«Органная фуга» ре минор И.Бах

«Весенняя песня» И.Бах

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский



Воздействие на человека музыки, созданной не только в наши дни, но и в отдаленном времени. Жизнь и творчество И.С.Баха, повернувшего музыку к человеку. Основатель немецкой классической музыки. Определение стиля: человечная, чувственная, духовная, возвышенная музыка, которая помогает людям, дает силу и веру, облагораживает человека. Орган, фуга, токката, полифония,

7

15.10

Полифония и гомофония в музыке.


«Прелюдия» ми минор И.С.Бах

«Менуэт» соль мажор Л.Бетховен

«Весенняя песня» И.Бах

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский


Творчество И.С.Баха и Л.В.Бетховена. Определение свойств, сближающих и отличающих их музыку. Склад музыки: полифония и гомофония. Определение принадлежности музыки, характера. Прелюдия, менуэт, гомофония.

8


22.10

Преобразующая сила героической музыки Л. Бетховена


«Через борьбу к победе!»

Л.Бетховен




1

Симфония №5

1 часть Л.В.Бетховен

«Я – Фронт!» М.Теодоракис




Восприятие музыки Л.Бетховена, ее могучей силы на человека и побуждения к преодолению трудностей жизни. Рассказ о творчестве Л.Бетховене и Ю Фучике – чешском писателе, борце против фашизма, Помощь музыки в борьбе с врагами. Интонации героя, судьбы, борьбы, победы в симфонии. Отзыв о музыке.


9


29.10

Обобщающий урок-музыкальная викторина

«Помощь музыки в трудную минуту»


1

Материал четверти.

Музыкальная викторина


Осознать, что музыка не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние, сказывающееся на всей деятельности человека, его поступках, отношении к миру и людям, на всём его поведении.

Вспомнить примеры музыки, отражающие это. Определить черты стиля композиторов четверти. Назвать наиболее полюбившиеся произведения.




2 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 7 часов.



Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1-2/10-11

12.11

19.11

Воплощение в музыке атмосферы времени

2

«Вокализ» С.В.Рахманинов

Концерт №3 (1ч.) С.В.Рахманинов

Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов

«Чапай остался жив» Е.Жарковский

«Россия» Д.Тухманов



Отражение в музыке напряжения и волнения, царившего в России начала 20 века. Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, особенности стиля: любовь к родной песне, природе, переживание за судьбу Родины. Определение интонаций, образа, принадлежности музыки, сходных черт произведений урока. Тема набата.

Вокализ, концерт, песня, певучесть.



3/12

26.11

Сатира в музыке



1

«Песня единого фронта» Г.Эйслер

«Шествие» из опера «Золотой петушок»

Н.А.Римский-Корсаков

Фрагменты-характеристики Додона, Полкана, Петушка, Звездочета

«Солдатушки, бравы ребятушки» рус.нар.п.


Сила сатиры в музыке. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакого – русского композитора-сказочника. Идея создания оперы. Определение по музыкальным интонациям героев оперы, сравнение. Соотнесение музыкального склада и колорита с историческим временем. Обращение композитора к народной музыке, частушкам и восточным мелодиям. Анализ Шествия.

Сатира, юмор, опера, интонация, песня, частушки, восточный марш, богатство звучания симфонического оркестра.



4/13

3.12

Сила музыки А.Н.Скрябина


«Силен и могуч тот, кто испытал отчаянье и победил его!»

А.Н.Скрябин



1

«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин

«Во кузнице» рус.нар.песня




Жизнь и творчество А.Н.Скрябина, черты стиля: драматизм, тревожность, «мятежный дух» в музыке. Влияние на музыку личности композитора и его времени. Определение сближающих качеств музыки четверти, соответствие с работами художника А.Рылова и писателя М.Горького.

Определение двойственного характера песни «Во кузнице»: шуточная плясовая и удалая энергичная, боевая песня. Разбор элементов музыкальной речи.

Этюд, симфония, концерт.


5/14

10.12

Песня – острое оружие в борьбе за свободу


1

Опера «В бурю» Т.Хренников

(Сцена из2-го действия)

«Во кузнице» рус.нар.песня


Творчество Т.Хренникова. Идея создания оперы, обращение к народной музыке. Роль песни как оружия в борьбе за свободу. Определение знакомой мелодии и смены её характера. Анализ.

Вокально-хоровая работа.



6/15

7/16


17.12

24.12



Музыка – море гармонии, в это море погружается человек, чтобы вновь предстать освящённым и преображённым.»

Р.Вагнер

Обобщение- музыкальный кроссворд

«Преобразующая сила музыки»




1

1



Материад 1 полугодия

Кроссворд «Великаны музыки»

«Мелодия» из оперы «Орфей» К .Глюк

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Симфония № (вторая тема 1ч.П.Чайковский

«Вальс»фа минор П.Чайковский

«Вальс» ми минор Ф.Шопен

«Органная фуга» соль минор И.Бах

«Я – Фронт!» М.Теодоракис

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский

Симфония №5 «Героическая»

«Вокализ» С.В.Рахманинов

Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов

«Чапай остался жив» Е.Жарковский

«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин

«Россия» Д.Тухманов


Вспомнить и разъяснить примеры воздействия музыки на человека и всю жизнь. Обращение внимания на преобладание маршевости в характере произведений, так как основной темой музыки была борьба, народные движения, революция. Подчеркнуть возможность музыки успокоить человека, придать силы, возвысить его и украсить всю его жизнь. Определение и соотнесение композиторов, жанра, названий произведений в таблице. Повторное слушание и исполнение любимых произведений. Закрепление значений музыкальных терминов.




3 четверть: «В чём сила музыки?» - 10 часов.

№ /

Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1/17

14.01

Красота в искусстве и в жизни



1

Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»

Ария Сусанина

Хор «Славься!»


«Баллада о солдате» В.Соловьев-Седой


Закрепление знаний о преобразующей силе музыки, умений применять их в жизни. Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как и красота искусства неотделима от жизненной красоты. Определение качеств силы музыки: красоты и правды.

Определение и сравнение характеров эпизодов из первой оперы М.И.Глинки. Особенности творчества М.И.Глинки – основоположника русской классической музыки. Анализ фрагментов в таблице. Тема героев Родины. Особенности русской народной музыки в профессиональной музыке: певучесть, широта мелодий, неторопливость. Опера, ария, хор, баллада,


2/18


21.01

Красота и правда музыки И.С.Баха


« Не ручей, а море должно быть тебе имя!»

Л.В.Бетховен


1

«Токката фуга»

«Шутка» из сюиты №2

«Прелюдия» И.С.Бах

«Весенняя песня» И.С.Бах

«Вокализ №1» на тему И.С.Баха

Д.Б.Кабалевский



Развитие умений применять знания о стиле и творчестве И.С.Баха при определении принадлежности музыки композитору. Определение характера и средств выразительности его музыки, её силы: стремление сделать человека свободным, гордым, благородным, счастливым. Богатство красок, чувств и эмоций в его музыке.

Сюита, скерцо, легкость, танцевальность полифония, прелюдия, токката, фуга.



3/19

28.01

Музыкальные обработки


1

«Органная фуга» соль минор И.Бах

Вокальное исполнение «Шутки» И.С.Баха

Современная обработка «Шутки»

«Чудо-музыка» Д.Б.Кабалевский




Определение понятий: обработка, переложение, аранжировка, вариация, ремикс. Показать видоизменение песенных тем в симфоническую музыку на примере народных мелодий в творчестве П.Чайковского, М.Глинки, Л.Бетховена, И.Баха.

Развитие умений отличать хорошие обработки, украшающие музыку, от плохих, портящих её. Анализ и определение изменения в исполнении, характере музыки..Восприятие отличий инструментальных пьес от вокального исполнения. Значение обработок.



4/20

4.02

Музыкальные шутки


1

«Сюита№2» И.Стравинский

«Шутка» из сюиты №2 И.Бах

Скороговорка «Улица хмурится»



Показать приемы композитора для создания эффекта весёлой шутки. Жизнь и творчество И.Ф.Стравинского. Определение формы, образов, характера и средств выразительности частей сюиты; сравнение с «Шуткой» И.Баха. Отличие и общее произведений. Смысл музыкальных шуток: изящество, остроумность, легкость, улыбка.


5/21

6/22



11.02

18.02

Красота природы и правда отображения её в музыке

Красота природы и правда отображения её в музыке




2

Опера «Снегурочка» Н.А.Римский-Корсаков

Ария Снегурочки

Песня Леля

Сцена таяния Снегурочки


«Ты слышишь, море?» А.Зацепин


Показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыке; определить силу музыки Н.А.Римского-Корсакова через единство жизненной красоты и мастерство композитора. История и идея создания оперы. Обращение к народному сюжету и народной музыке, изображение звуков природы, выражение красоты человеческих чувств и бережного отношения ко всему живому. Опера, ария, песня, наигрыши, вариация.

7/23

25.02

В чём сила музыки В.Моцарта

«Вечный свет в музыке –

имя тебе Моцарт!»

А.Рубинштейн

1

Рондо из «Маленькой ночной серенады»

Лакримоза из «Реквиема»

Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»


Жизнь, творчество и стиль В.А.Моцарта. Определение черт музыки: солнечность, ясность, чистота, прозрачность, легкость

Умение ощущать в музыке радость и печаль. История создания реквиема.

Серенада, сюита, рондо, рефрен, эпизод, ария, реквием, лакримоза, опера, финал.


8/24

4.03

Сила музыки Г.В.Свиридова

Дух эпохи
«Нам нужна музыка…

под стать времени…»


1

«Романс» Г.Свиридова

«Время, вперёд!» Г.Свиридов

«Ты – человек!» Е.Крылатов


Жизнь и творчество Г.В.Свиридова – русского художника в музыке. Определение красоты музыки, созвучной нашему времени. Анализ увертюры: характер, построение, образ, сила воздействия. Идея композитора - выразить дух и пульс нашей эпохи; музыка – эмблема современности.

Романс, увертюра, гимн, иллюстрация.



9/25

11.03

Сила музыки Д.Б.Кабалевского


1


«Наш край» Д.Б,Кабалевский

Финал концерта№3

«Прекрасное далеко» Е.Крылатов


Определение красоты музыки о современной молодежи. Передача радости и красоты юности, её неутомимой энергии, пульса жизни детей, подрастающего поколения – борцов за мир. Анализ финала концерта, определение мелодии песни в форме вариации. Определение основных жанров музыки: песня, танец, марш.

Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского



10/26

18.03

Обобщающий урок-концерт «О музыка! Вздох ангела в нашей душе!


1

Произведения и песни 3 четверти по желанию обучающихся


Развитие умений определять жизненное содержание музыки и её силу через её красоту и правдивость. Осознание мысли, что музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; лживая музыка приносит человеку вред, травмирует его психику и здоровье.

4 четверть: «В чём сила музыки?» - 8часов.



Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1/27

1.04

Образы детства в музыке С.С.Прокофьева



1

«Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»

С.С.Прокофьев

«Ты слышишь, море?» А.Зацепин

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц



Жизнь и творчество С.С.Прокофьева. По характеру звучания музыки определить настроение и образ детей. Выделение музыкальных средств выразительнисти: ритм, тембр, темп, динамика. Разбор жизненного содержания, воплощённого в музыке. Убедиться, что воздействие музыки зависит от ее правдивости и точности передачи образа (движения). Изобразительность в музыке.

Сюита, форма, симфонический оркестр, симфония, лад, синкопа.



2/28

3/29



8.04

15.04


Образы природы


Единство народного и композиторского склада

Гимн радости и обновлённой жизни



2

Концерт «Лебедушка» В. Салманов

4 часть «Увели нашу подружку»

«Песня о России» Г.Струве

С.В.Рахманинов:

1.«Итальянская полька»

2.Концерт №3 - 1часть

3.«Вокализ»

4.Концерт №2 – 1часть

«Весенние воды»


Обращение композиторов к народным истокам. Тема красоты природы, бережного отношения ко всему живому в творчестве В.Салманова. Анализ музыки, разбор музыкальных средств выразительности и изобразительности. Помочь оценить правдивости и высокую художественность, воплощенную композитором в единстве русского песенного склада народных стихов и композиторской музыке.

Хоровой концерт, полифония, речевая декламация, распевность, смешанный хор, солист, а капелла, контраст.

Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, тема природы в музыке. Осознание взаимосвязи содержания и формы для выражения радости жизни. Романс, кульминация, хор, гимн.


4/30

22.04

В чем сила музыки Востока



1

«Мараканда» Ф.Бахор

«Песня про жирафа» Ю.Чичков


Повтор особенностей славянской и среднеазиатской музыки. Контраст: певучесть – танцевальность, широкие распевы – распевы змейкой. История развития среднеазиатской народной музыки. Творчество Ф.Бахора. Картина праздничного шествия и фейерверка, яркий характер музыки, роль ударных инструментов, острота ритма, необычное звучание оркестра. Пьеса, симфоническая картина.

5/31

29.04

Восторженная радость музыки И.Штрауса


«Жизнь – прекрасна!»

1

Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус

«Песня про жирафа» Ю.Чичков

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц


Жизнь и творчество «Короля вальсов» И.Штрауса. Особенности стиля: яркость и красота мелодий, богатство ритма, блеск оркестрового звучания. История возникновения вальса. Предназначение «серьёзной» и «лёгкой» музыки. Анализ музыки и определение средств музыкальной выразительности.

Сравнение танцевальности Ф.Бахора и И.Штрауса: ритмичная/песенная.

Вальс, оперетта, концерт, ритм, тембр.


6/32

6.05

Жизненная сила музыки П.И.Чайковского

«Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц,

русские обычаи».



1

Концерт №1 П.И.Чайковский

«Веснянка» украинская народная песня

«Песня о России» Г.Струве

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц




Определение силы музыки П.И.Чайковского, воспевающего силу, красоту, богатство человека и всей жизни. Обращение к народным напевам, темам природы, размышлениям о жизни. Определение характера тем концерта, их контраста: напевность плавная и величавая, яркий русский колорит.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении хором, группами, а капелла.



7/33

8/34


13.05

20.05



Обобщающий урок-музыкальная дорожка «Музыка-душа моя»
Итоговый урок- Защита исследовательских проектов.


2

Произведения и песни по желанию обучающихся



Отражение понимания художественного воздействия музыки в размышлениях о ней. Обобщение тем года. Воспитание культуры слушателей и исполнителей.


6.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся на уроках музыки
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения обучающимися программного материала, теоретические знания по предмету, активность работы на уроке.

Учебная программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и оценен учителем:

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты ,творческие работы, исследовательские проекты по специально заданным темам или по выбору обучающегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Музыкуальная дорожка» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий предварительно проводится индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в ответах по домашнему заданию; в высказываниях об услышанной музыке на уроке; в знании текста песен.
Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5»-устный ответ обнаруживает знание и понимание учебного материала; дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; выразительное исполнение песни, знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение.

Оценка «4»-устный ответ в целом грамотный, но неполный: терминология и понятия используются правильно, дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя; в основном чистое интонирование, знание мелодической линии и текста песни, но пение недостаточно выразительное.

Оценка «3»-ответ неполный, ограничивается заученными примерами; значение терминов используется не всегда верно; поставленные задачи выполнены частично, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, пение невыразительное, неуверенное и не вполне точное.

Оценка «2»- Не ставится

7. Ресурсное обеспечение

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.



Интернет-ресурсы

1. Сайт для учителей музыки http://mp3sort.biz/



2. Meta- Music.ru: методический сайт для учителей музыки http://www.meta-music.ru/
3. Открытый класс. Страничка учителя музыки http://www.openclass.ru/
4. Созвездие Ориона http://www.sozvezdieoriona.ru/
5. Учительский портал. Увлеченные музыкой http://www.uchportal.ru/
6. Учительский портал. Созвучие http://sozvuchie.ucoz.ru/
7. Академия занимательных искусств. Музыка http://radostmoya.ru/

  • Пояснительная записка
  • Место предмета в базисном учебном плане
  • Целью уроков музыки в 6 классе
  • Целевые ориентиры на уроках музыки
  • Задачи музыкального образования
  • 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса В результате изучения предмета «Музыка» обучающийся 6 класса должен знать
  • 3.Учебно- тематический план
  • 4.Содержание тем учебного предмета «Музыка» в 6 классе
  • 5.Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе 1 четверть «Преобразующая сила музыки» - 9 часов
  • 2 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 7 часов.
  • 3 четверть: «В чём сила музыки» - 10 часов.
  • 4 четверть: «В чём сила музыки» - 8часов.
  • 6.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся на уроках музыки
  • Критерии оценивания знаний и умений Оценка «5
  • Оценка «2»- Не ставится 7. Ресурсное обеспечение Перечень учебно-методического обеспечения.