Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе

Скачать 274,78 Kb.


Дата18.08.2017
Размер274,78 Kb.
ТипПротокол

Скачать 274,78 Kb.


СОГЛАСОВАНО

Завуч по учебной работе

МБОУ Хмелевицкая СОШ городского округа город Шахунья Нижегородской области

______________/ Л.Ю.Копылова/


Утверждаю

Директор МБОУ Хмелевицкая СОШ городского округа город Шахунья Нижегородской области

__________________ Н.А.Дербенев

Протокол педсовета №_______ от 30.08.2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по мировой художественной культуре

в 10 классе

(основное общее образование, базовый уровень)

Составитель программы:

учитель русского языка и литературы



Спиридонова Светлана Павловна

Стаж работы: 21 год

Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного

методического совета МБОУ Хмелевицкой СОШ

Протокол №1 от «29» августа 2014г.

Руководитель ШМО:_________/ Спиридонова С.П./



2014 – 2015 учебный год

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 кл. , составитель Рапацкая Л.А.

  6. Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. ( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

  7. Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

  8. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

  9. Особенности художественно-эстетического образования определяются в документе:

«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р).


Место учебного предмета в учебном плане МБОУ Хмелевицкой СОШ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 34 часа из расчета 1 часа в неделю.

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.



Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.


Цели рабочей программы
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Воспитательные цели

  •  помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

 

Раздел II. Результаты освоения курса

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.



Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора путей своего культурного развития;

    • организации личного и коллективного досуга;

    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

    • попыток самостоятельного художественного творчества.

Формы контроля:

  • викторины на знание живописи и архитектуры;

  • музыкальные викторины;

  • тесты;

  • контрольные работы;

  • творческие работы (презентации, сочинения, эссе, иллюстрации, декламации, инсценирование);

  • рефераты, доклады.

Критерии оценивания обучающихся 10 классов


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Раздел III. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Восточные художественные культуры –

верность заветам предков
Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.
На первом уроке необходимо познакомить учащихся с сохранившимися ценностями художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта – свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей цивилизации. Обожествление власти фараона и художественное мышление египтян, художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых».

На втором уроке происходит знакомство с архитектурой Древнего Египта: пирамиды, древние храмы.

На третьем уроке по данной теме рассматривается статичность и символичность изобразительного и музыкального искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.
Художественная культура Древней и средневековой Индии.

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Древнеиндийский эпос: поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Будда Гаутама и зарождение буддизма. Храмовое зодчество.
Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

Своеобразие художественных традиций китайского народа, философская подоплека искусства: учение Лао-цзы и Конфуция, древние китайские поэзия и музыка, письменность (иероглифы), живопись (шелкография).


Японская художественная культура: долгий путь средневековья.

Художественные традиции Японии: древние храмы, нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана), японский театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований.


Художественный традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Ислам – мировая религия, Коран – основная книга мусульман, пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети; минарет, его предназначение и архитектурный облик. Творчество Омара Хайяма, образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.


Раздел 2. История художественной культуры Европы: становление

и эволюция христианской традиции
Античность – колыбель европейской художественной культуры.

На первом уроке по данной теме следует познакомиться с мифологической картиной мира, где древнегреческое язычество является основой развития античной художественной культуры. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы.

На втором уроке происходит знакомство с древнегреческой архитектурой: ордер и его виды, памятники зодчества, вазопись; древнегреческий театр: драматурги (Эсхил, Софокл, Эврипид), роль музыки и музыкальных инструментов (лира, кифара, флейта Пана, авлос).

На третьем уроке – культура Древнего Рима, архитектурные памятники «вечного города», расцвет скульптурного портрета.


От мудрости Востока к библейским заветам.

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга; Ветхий Завет – духовное откровение иудейского народа; Новый Завет; Евангелия. Образ Иисуса Христа – сына Божия, Спасителя мира.


Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма.

Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающие представления о духовной жизни человека. Романский и готический стили

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения. Гуманизм и развитие светского искусства. Наследие Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Северное Возрождение: поиски правды о человеке. Мастера искусства Германии и Нидерландов (И.Босх, А.Дюрер, П.Брейгель – старший и др.). возрождение во Франции и Испании.


Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.

На первом уроке рассматривается XVII в. как «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения. Творчество Шекспира, его значение в развитии мировой культуры.

На втором уроке происходит знакомство с тилем барокко: пестрое сочетание художественных образов, взятых из античной мифологии. Барокко в архитектуре (Д.Л. Бернини). Титаны музыкального искусства И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.

На третьем уроке – классицизм, его эстетика, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Франция – родина классицизма. Классицизм в архитектуре: дворцово-парковые ансамбли, Версаль.

На четвертом более подробно остановиться на стиле рококо: творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Огюста Фрагонара.
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственного облика человека – главный смысл культуры Просвещения.

На уроке – семинаре рассмотреть и проанализировать особенности творчества Д.Дефо, Дж.Свифта, Г.В.Гете, Ф.Шиллера; Венский музыкальный классицизм: И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен.
Раздел 3. Духовно-нравственные основы русской

художественной культуры
Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей.

На первом уроке учащиеся знакомятся с древнейшими памятниками художественной культуры языческой Руси, с культом природы и матери-Земли, с обрядным фольклором, с народными песнями, с героическим эпосом и былинами.

На втором уроке – литература и музыка Древней Руси: летописание, Нестор – летописец м его «Повесть временных лет», характеристика литературных жанров (жития, поучения, летописи, апокрифы). Знаменное пение – хоровое одноголосие.

На третьем уроке – архитектура Древней Руси: София Киевская, Новгородская София, церковь Бориса и Глеба в с. Кидекше, церковь Покрова на Нерли

На четвертом уроке – иконопись: наследие Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Правление Петра I - феномен «русской европейскости». Творчество М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Д.С.Бортнянского, Ф.С. Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Бортнянского, Ф.И.Шубина.

Идеалы зодчества. Облик Санкт – Петербурга. Творчество В.В.Растрелли, выдающиеся мастера В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.

Раздел IV. Учебно-тематический план


п\п


Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России

Восточные художественные культуры – верность заветам предков.



  1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.

  2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.

  3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

  4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.

  5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

10

2

История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции.

  1. Античность – колыбель европейской художественной культуры.

  2. От мудрости Востока к библейским заветам.

  3. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.

  4. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма.

  5. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.

  6. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

14

3

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры.

  1. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей.

  2. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

9

4

Итоговое повторение

1


Раздел V. Календарно-тематическое планирование



урока

Наименование раздела и тем


Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание




Раздел I. Восточные художественные культуры – верность заветам предков (10 ч)



Введение. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность

1

01.09.2014






Культ загробного мира, его воплощение в традициях архитектуры.

1

08.09.2014






Художественная культура Древней и средневековой Индии.

1

15.09.2014






Храмовое зодчество Индии.

1

22.09.2014






Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Учения Конфуция и Лао-цзы.

1


29.09.2014






Изобразительное искусство и архитектура Китая.

1

06.10.2014






Художественная культура Японии: долгий путь средневековья.

1


13.10.2014






Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.

1

20.10.2014






Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

1

27.10.2014






Архитектурные особенности мечети. Поэзия средневекового Востока.

1

10.11.2014




Раздел II. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции (14 ч)



Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)

1


24.11.2014






Древнегреческая архитектура. Вазопись. Искусство театра.

1

01.12.2014






От мудрости Востока к библейским заветам. Ветхий Завет.

1


08.12.2014






Образ Иисуса Христа. Новый Завет, Евангелия.

1

15.12.2014






Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма.

1


22.12.2014






Разделение церкви на два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве.

1

29.12.2014






Готический стиль в архитектуре европейских соборов.

1

19.01.2015






Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры.

1

26.01.2015






Мастера Высокого Возрождения.

1

02.02.2015






Северное Возрождение. Возрождение во Франции и Испании.

1

09.02.2015






Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей.

1

16.02.2015






Европейские школы живописи XVII века и выдающиеся мастера.

1

02.03.2015






Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

1


09.03.2015






Венский музыкальный классицизм.

1

16.03.2015




Раздел III. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XXVIII вв.) (10 ч)



Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси.

1


06.04.2015






Обрядовый фольклор. Героический эпос.

1

06.04.2015






Православный храм и синтез храмовых искусств. Летописание.

1

13.04.2015






Киевская Русь. Художественный облик древнего Новгорода.

1

20.04.2015






Расцвет художественной культуры в эпоху формирования Московского государства.

1


27.04.2015






Облик Московского Кремля.

1

04.05.2015






Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

1


11.05.2015






Теория классицизма М.В.Ломоносова и А.П.Сумарокова. Классицизм в музыке.

1

18.05.2015






Идеалы зодчества. Облик Санкт-Петербурга.

1


25.05.2015






Итоговый урок


1

25.05.2015






Резервный урок

1










Раздел VI. Материально - техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения

  1. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки.

  2. Проектор.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебники

  1. Данилова Г.И. Искусство. 8-11 классы. М.: Дрофа, 2014

  2. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. 10-11 класс. М.: Владос, 2008.

  3. Солодовников Ю.А. М.: Просвещение, 2010

Методическая литература

  1. Галушкина Ю.Е. Мировая художественная культура, 8 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Наделяева О.Е. Мировая художественная культура, 10-11 классы

  3. Хорошенкова А.В. МХК. Поурочные планы к учебнику 10 класса Л.А.Рапацкой. Волгоград: Корифей

  4. Хорошенкова А.В. МХК. Поурочные планы к учебнику 11 класса Л.А.Рапацкой. Волгоград: Корифей

  5. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура. Структурно-логические схемы. М.: Владос. 2003.

Техническое обеспечение

Презентации и видеоролики в базе ЭОР учителя Спиридоновой С.П.к каждой теме урока.





Рабочая программа по МХК Спиридоновой С.П. Страница

Каталог: public files
public files -> Федеральное государственное бюджетное
public files -> Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для направления 38. 03. 01 «Экономика» профили «Экономика и финансы медиаорганизации»
public files -> Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению подготовки «Издательское дело»
public files -> Программа наименование дисциплины мировые религии
public files -> Федеральное государственное бюджетное
public files -> Федеральное государственное бюджетное
public files -> Федеральное государственное бюджетное
public files -> Природа в лирике А. С. Пушкина
public files -> Федеральное государственное бюджетное