Рабочая программа по литературе для 10 класса Егорова Фаина Николаевна учитель литературы г. Лыткарино 2014г

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по литературе для 10 класса Егорова Фаина Николаевна учитель литературы г. Лыткарино 2014г

Скачать 238,49 Kb.


Дата26.05.2017
Размер238,49 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 238,49 Kb.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лыткаринская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа



СОГЛАСОВАНО
председатель ШМО
В.Р. Крылова
«___»__________2014г.



УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_________Синицына В.П.

«___»____________2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 10 класса

Егорова


Фаина Николаевна

учитель литературы




г. Лыткарино 2014г.

I. Пояснительная записка

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, созданий условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободный и яркой собственной речью.

Изучения литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учащимися текстами, к их раздумью над поставленными перед автором проблемами.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы 10 класса.

Новый состав авторов, произведений и характер аннотации к темам помогут преподавателю организовать творческий процесс изучения искусства слова, сделать живым и действительным фактором эстетические и нравственные ценности, заложенные в каждом произведении.

В программе последовательно осуществляется принцип вариативности, который даёт учителю право выбора авторов и произведений, а также изучения конкретной темы.

Читатель всю жизнь читатель. Но для его формирования необходимо творческое освоение родной культуры потребность в читательской активности, которая даёт учащемуся .

Чувство соучастия в историко-культурном процессе, помогает свободному и яркому владению собственным словом.

Содержание курса на историко-литературной основе составляет, прежде всего, чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствуют осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратится к "вечным темам". Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными покровителями и различными творческими группами писателей. Преподаватель может избрать любой из вариантов изучения монографических и обзорных тем.
Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-жизнь и творчество писателей, поэтов, содержание изученных произведений, их оценки в критике, о связи произведений со временем написания и нашей современностью, о некоторых важнейших периодах и направлениях развития литературы.



Уметь:

-характеризовать главных героев произведений, изучаемых текстуально, выразительно читать наизусть текст;



  • формулировать свое отношение к авторской позиции, составлять план, тезисы, конспект литературно-критической или публицистической статьи,

  • писать рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, рефераты о творчестве писателей, анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;

  • группировать героев относительно главного конфликта и системы образов, давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

  • применять сведения по истории и теории литературы при оценке изученного художественного произведения;

  • объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике, владеть монологическими и диалогическими формами устной речи.


II CОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература первой половины XIX века

(10 час)
Обзор русской литературы первой половины

XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.


Литература второй половины

XIX века (80 час)
Обзор русской литературы второй половины

XIX века (1 час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.



А. Н. Островский (12 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.



Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.


И. А. Гончаров (8 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

Ф. И. Тютчев (5 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.



А. А. Фет (5 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


И. С. Тургенев (14 час)


Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.



Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.



А. К. Толстой (3 час)


Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков (3 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Н. А. Некрасов (14 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.



Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин (11 час)


Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

К. Хетагуров (2 час)


(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Утверждаю

Директор школы

____________В.П.Синицына

«____»_________2014г.
III Календарно-тематическое планирование

90 часов (I полугодие 2 часа в неделю, II –3), 5 зачетов


Номер

урока


Номер урока факт.


Тема урока

Прим.

1.




Обзор русской литературы первой половины

XIX века (1 час).






2




Жизнь и творчество А.С. Пушкина.




3




Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»





4




Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти»




5




Поэма «Медный всадник».




6




Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова




7




Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...»

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»




8




Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.




9




Повесть «Невский проспект»




10




Образ города в повести.










Домашнее сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.





Литература второй половины

XIX века (80час)





11




Обзор русской литературы второй половины XIX века




12




Жизнь и творчество А.Н. Островского




13




Драма «Гроза».




14




Семейный и социальный конфликт в драме.




15-16




Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.




17




Катерина в системе образов.




18




Внутренний конфликт Катерины.




19




Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.




20




Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.




21




Драматургическое мастерство Островского.




22




Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве.”




23-24




Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза».




Зачет № 1




25




Жизнь и творчество И.А. Гончарова.




26-27




Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа.




28




Петербургская “обломовщина”.




29




Глава “Сон Обломова”.




30




Обломов и Штольц.




31




Социальная и нравственная проблематика романа.




32




Авторская позиция и способы ее выражения в романе.










Домашнее сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».




33




Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева.




34




Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)




35




Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»




36




Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева.




37




Жизнь и творчество А.А. Фета




38




Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»




39




Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»




40-41




“Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.




42-43

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.




Зачет № 2




44




Жизнь и творчество И.С. Тургенева.




45




Роман «Отцы и дети». Творческая история романа.




46




Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.




47-48




Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.




49




Смысл названия.




50




Авторская позиция и способы ее выражения.




51-52




Художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.




53




Поэтика романа, своеобразие его жанра.




54-55




Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров»




56-57




Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.




Зачет № 3




58




Жизнь и творчество А.К. Толстого.




59




Стихи:«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»




60




Основные темы, мотивы и образы поэзии.




61




Жизнь и творчество Н.С. Лесква.




62




Повесть «Очарованный странник».




63




Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.




64




Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.




65-66




Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»




67




Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.




68




Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.




69-70




Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.




71




Русская жизнь в изображении Некрасова.




72




Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова.




73




Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”.




74




Сатирические образы помещиков.




75




Особенности стиля Некрасова.




76-77




Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.










Зачет № 4




78




Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.




79-80




«История одного города» (обзор).




81-84




Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.




85-87




Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина




88




Сочинение-миниатюра по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина




89-90

Жизнь и творчество К..Хетагурова




Зачет № 5






IV. Список литературы

  1. Стандарт полного общего образования по литературе 2004 год.

  2. Основной учебник (1 и 2 часть) Ю.И. Лысый, Г.И. Беленький, Л.Б. Воронин «Литература», Москва. Мнемозина 2013г.

  3. Учебник (1 и 2 часть) Лебедев Ю.В. «Русская литература 19 в.». Москва. Просвещение 2011 г.

  4. Хрестоматия по литературе 10 кл. под редакцией В.В. Славкина. «Слово» 2001 г.

  5. «Русская литература» (1 и 2 часть) 10 кл. Марацман В.Г. «Дрофа» 2001 г.

  6. «Зарубежная литература» 10-11 класс Н.П. Михальская «Просвещение» 2002 г.

  7. Журнал «Литература в школе»








Каталог: uploads -> 2000
2000 -> Кастрюлина Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы 2016-2017 учебный год пояснительная записка рабочая программа
2000 -> Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 г класса (социально-гуманитарный профиль ) Учитель Петросян Елена Николаевна
2000 -> Зандукели Людмила Михайловна Люберцы год
2000 -> Рабочая программа учебного предмета (курса) «физическая культура»
2000 -> Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 9»- м. Просвещение 2011 год. Программа
2000 -> Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для обучающихся 7 А, Б, в классов
2000 -> Рабочая программа по технологии 5 8 класс 2014-2015 учебный год
2000 -> Рабочая программа учебного предмета История России. Всеобщая история. (базовый уровень) для 6А, 6 б класса
2000 -> Рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования
2000 -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»

  • I. Пояснительная записка
  • А. Н. Островский (12 час)
  • И. А. Гончаров (8 час)
  • Ф. И. Тютчев (5 час)
  • А. А. Фет (5 час)
  • И. С. Тургенев (14 час)
  • А. К. Толстой (3 час)
  • Н. С. Лесков (3 час)
  • Н. А. Некрасов (14 час)
  • М. Е. Салтыков-Щедрин (11 час)