Рабочая программа по интенсивной терапии и реаниматологии для специальности

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по интенсивной терапии и реаниматологии для специальности

Скачать 439,95 Kb.


страница1/3
Дата31.08.2017
Размер439,95 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 439,95 Kb.

  1   2   3



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Форма 1


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор В.Б. Мандриков

_________________________

«_____»_____________2008 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ



И РЕАНИМАТОЛОГИИ

для специальности 040100: Лечебное дело

факультет лечебный

кафедра клинической фармакологии



и интенсивной терапии

курс V

семестр X

лекции 2 (4 часа)

экзамен нет

практические занятия 8 (34 часа)



самостоятельная работа 19 часов

ВСЕГО ЧАСОВ 57

Рабочая программа составлена на основании типовой программы всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравмедпрома Российской Федерации по дисциплине «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» для студентов высших медицинских учебных заведений, утверждённой начальником Управлением учебных заведений Минздравмедпрома Российской Федерации Н.Н. Володиным 3 августа 1995г. (г.Москва).

Индекс ___________________________________
Рабочая программа, разработанная ассистентом кафедры, к.м.н. Магницкой О.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии; клинической аллергологии; восстановительной терапии и курортологии ФУВ ВолГМУ 14 января 2008 года (протокол № 10).

Заведующий кафедрой клинической

фармакологии академик РАМН,

доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ

Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией лечебного факультета (протокол № 1)

«______»_________________2008 года
Председатель ЦМК

лечебного факультета,

д.м.н., профессор С.И. Краюшкин


  1. Пояснительная записка (аннотация).

    1. Краткая характеристика дисциплины

Цель курса:

  • обучить студента диагностике критических состояний различной этиологии, применению современных методов реанимации и интенсивной терапии при оказании помощи таким больным.

Задачи лекционного курса:

  • изложить базисные вопросы организации анестезиолого - реанимационной службы и её современные возможности.

Задачи практических занятий:

  • обучить студента диагностике критических состояний различной этиологии;

  • обучить адекватным методам контроля эффективности и безопасности назначенной терапии пациенту в критическом состоянии.

  • сформировать умения и навыки, необходимые в деятельности врача, для оказания комплекса реанимационных мероприятий при внезапной остановке кровообращения и терминальных состояниях;

  • обучить студента современным методам терапии различных критических состояний.

С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса интенсивной терапии и реаниматологии.

Студент должен знать:

  1. организацию и оборудование анестезиолого-реанимационного отделения.

  2. показания к госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии.

  3. методы контроля жизненно-важных функций организма и способы оценки тяжести состояния у больных, находящихся в отделении реанимации и интенсивной терапии.

  4. методы проведения сердечно-лёгочной реанимации.

  5. методы проведения электроимпульсной терапии и электрокардиостимуляции.

  6. методы проведения кислородотерапии и искусственной вентиляции лёгких.

  7. методы проведения инфузионной терапии, энтерального и парентерального питания, коррекции водно-электролитных нарушений и нарушений кислотно-щелочного равновесия.

  8. экстракорпоральные методы детоксикации организма.

  9. критерии постановки диагноза различных неотложных состояний и современные виды интенсивной терапии этих состояний.

  10. методы подготовки больных к плановому и экстренному оперативному вмешательству.

Студент должен уметь:

  1. определять показания для госпитализации пациента в отделение реанимации и интенсивной терапии.

  2. оценивать показатели жизненно-важных функций организма у пациента, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии.

  3. определять состояние внезапной остановки кровообращения и необходимую последовательность лечебных мероприятий в зависимости от её вида.

  4. определять степень поражения ЦНС.

  5. оценивать объём кровопотери.

  6. составлять инфузионную программу.

  7. определять последовательность мероприятий при различных критических состояниях на догоспитальном и госпитальном этапах.

  8. определять показания к кислородотерапии, инвазивной (ИВЛ) и неинвазивной (НВЛ) вентиляции лёгких, трахеостомии.

  9. определять показания к инвазивному мониторингу гемодинамики с помощью катетера Swan-Ganz, оценивать его показатели.

  10. определять показания к электроимпульсной терапии, электрокардиостимуляции.

  11. оценивать предоперационный риск больного перед плановым и экстренным оперативным вмешательством.

  12. использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу.

  13. решать ситуационные задачи, тесты.

Студент должен иметь навыки:

  1. обеспечения свободной проходимости дыхательных пу­тей.

  2. проведения ИВЛ методом вдувания «изо рта в рот», «изо рта в нос», с помощью S-образных трубок, мешком «Амбу».

  3. проведения непрямого (закрытого) массажа сердца.

  4. проведения простейших методов реанимации при остановке дыхания и прекращении кровообращения при наличии одного и двух реаниматологов.

  5. работы простейшим аппаратом для искусственной вен­тиляции легких.

  6. работы с инфузоматом.

  7. интубации трахеи на манекене.

  8. проведения инфузионной терапии.

  9. проведения гемотрансфузии.

  10. проведения обезболивания при болезненных манипуля­циях и травматических повреждениях, коликах, болевом синдроме, обезболивания при транспортировке.

  11. проведения оксигенотерапии через назофарингеальные катетеры.




    1. Требования ГОС к содержанию дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология».

В соответствии с типовой программой всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравмедпрома Российской Федерации по дисциплине «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» для студентов высших медицинских учебных заведений содержание дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология» должно быть составлено таким образом, чтобы в результате подготовки (независимо от специальности) каждый врач:

  1. Имел четкое представление о возможностях современной специализированной анестестезиолого-реанимационной службы, к которой он может при необ­ходимости обратиться.

  2. Владел простейшими методами обезболивания при выполнении болезненных процедур и вме­шательств, особенно у детей, для купирования острых и хро­нических болевых синдромов.

  3. Умел провести комплекс реани­мационных мероприятий при клинической смерти и терми­нальных состояниях.

  4. Умел применять современные ме­тоды реанимации и интенсивной терапии при оказании помо­щи больным и пострадавшим в критических состояниях раз­личной этиологии.

В программе ГОС по интенсивной терапии и реаниматологии выделены два раздела:

1-й раздел: общие вопросы реаниматологии и интенсивной терапии.

В этом разделе изучаются:

  • Организация и оснащение отделений реанимации и интенсивной тера­пии. Показания и противопоказания для госпитализации и перевода больных в отделение. Взаимоотношения врача-реаниматолога с вра­чами других специальностей и с родственниками больных.

  • Классификация терминальных состояний.

  • Остановка кровообращения и методы сердечно-легочной реанимации на догоспитальном и госпитальном этапах.

  • Методы контроля (мониторинг) за состоянием жизненно важных орга­нов и систем организма.

  • Методы реанимации и интенсивной терапии при острой дыхательной недостаточности.

  • Основные формы нарушений КЩС, их клинические про­явления и принципы коррекции.

  • Нарушения водно-электролитного баланса, их клинические про­явления и принципы коррекции.

  • Основные принципы длительной инфузионной терапии.

  • Парентеральное питание.

  • Лечебный наркоз.

2-й раздел: клиническая реаниматология.

В этом разделе изучаются:

  • Реанимация и интенсивная терапия при шоке различной этиологии (травматический, ожоговый, анафилактический, геморрагический, трансфузионный).

  • Особенности реанимационных мероприятий судорожного синдрома.

  • Гипертермический синдром.

  • Методы интенсивной терапии при делириозных состоя­ниях.

  • Реанимация и интенсивная терапия при осложненном ин­фаркте миокарда (кардиогенный шок, отек легких, наруше­ния ритма).

  • Тромбоэмболия в системе легочной артерии.

  • Реанимация и интенсивная терапия при острой дыхатель­ной недостаточности, развившейся вследствие массивной пнев­монии, ателектазов легких, некупирующегося приступа бронхиальной астмы, аспирационного синдрома, бронхо- и ларингоспазма, отека подсвязочного пространства.

  • Респираторный дистресс-синдром.

  • Реанимация и интенсивная терапия при несчастных слу­чаях (утопление в соленой и пресной воде, асфиксия, электро­травма, переохлаждение, тепловой удар, синдром длительного сдавления).

  • Интенсивная терапия при коматозных состояниях.

  • Экзогенные интоксикации. Особенности интенсивной терапии при различных острых отравлениях.

  • Острая почечная недостаточность.

  • Острая печеночная недостаточность.

  • Методики интенсивной терапии при подготовке тяжелых хирургических больных к операции.

  • Интенсивная терапия раннего послеоперационного перио­да.

  • Интенсивная терапия и реанимация у акушерско-гинекологических больных.




    1. Требования к студентам.

Изучение «Интенсивной терапии» должно базироваться на знании студентом следующих разделов:

    1. Нормальная физиология - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;

    2. Патологическая физиология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;

    3. Правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);

    4. Философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;

    5. Латинский язык и медицинская терминология – латинские названия лекарственных препаратов, основные правила выписывания рецептов;

    6. Медицинская биология, генетика;

    7. Микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;

    8. Биохимия – основные метаболические процессы в организме в норме и при патологии;

    9. Внутренние болезни – основные нозологии, их этиология, патогенез, клинические проявления, методы диагностики и дифференциальной диагностики, лечения.

    10. Фармакология – классификации, механизмы действия и основные эффекты лекарственных препаратов; пути разработки новых лекарственных препаратов.

    11. Клиническая фармакология – принципы рациональной фармакотерапии, выбор наиболее эффективного и безопасного лекарственного средства в конкретной ситуации, методы контроля эффективности терапии и нежелательных лекарственных реакций, оценка взаимодействия лекарственных средств, принципы доказательной медицины.




    1. Формы организации обучения студентов

Дисциплина «Интенсивная терапия и реанимация» изучается студентами V курса лечебного факультета в X семестре. Освоение дисциплины осуществляется через лекционный курс, практические занятия и использование различных форм самостоятель­ной работы студентов.

В соответствии с учебным планом на V курсе две лекции (4 часа), восемь 4-часовых практических занятий (34 часа) и 19 часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов.


    1. Виды контроля

Текущий контроль: проверочная контрольная работа (ежедневно, у всех студентов), опрос студентов на занятии (ежедневно, у выборочных студентов).

Промежуточный контроль: тестирование на компьютерах (у всех студентов), проверка заполнения листа ПИТ (у всех студентов), проверка конспектов лекций (у всех студентов).

Итоговый контроль: зачётное занятие (у всех студентов на последнем занятии) - устный ответ по билетам, беседа по результатам проверки листа ПИТ.


    1. Методика формирования результирующей оценки

Результирующая оценка выставляется, исходя из оценок за зачётное занятие, лист ПИТ и результатов ежедневного контроля студента. Основное преимущество имеют оценки за зачётное занятие и лист ПИТ.


  1. Содержание дисциплины

«Интенсивная терапия и реаниматология»

В соответствии с тематическим планом лекций и практических занятий для студентов V курса лечебного факультета (Х семестр) изучаются следующие темы дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

ПО ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ

п/п

Тема лекций

Кол-во

часов

1.

Оценка жизненно-важных функций организма при реанимации: Электоэнцефалография (норма, на фоне наркоза, признаки гипоксии, гиперкапнии, гипокапнии). Оценка дыхательной функции. Оценка гемоди­намики. ЭКГ. Оценка кровопотери и ОЦК. Оценка газового состава крови и КЩС. Оценка водно-электролитного баланса. Оценка выделительной функции. Оценка риска анестезии.

2

2.

Гемостаз. Острые коагулопатии. ДВС-синдром. Особенности интенсивной терапии и реанимации ДВС-синдрома на фоне сепсиса (клинический разбор).

2




Всего часов:

4

Каталог: uploads -> files -> 2011-1
2011-1 -> Рабочая программа по Психофармакотерапии для специальности 022700 клиническая психология квалификация специалиста
2011-1 -> Рабочая программа по специальности: Стоматология 060201 По дисциплине
2011-1 -> Учебно-методическое пособие для студентов, интернов и клинических ординаторов Волгоград 2011г
2011-1 -> Рекомендуемые темы рефератов
2011-1 -> Индивидуальный план подготовки в клинической ординатуре
2011-1 -> Перечень документов для участия в конкурсе в клиническую интернатуру (на бюджетной и компенсационной основе): Заявление на имя ректора Волггму
2011-1 -> Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов
2011-1 -> Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности
  1   2   3

  • «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков _________________________ «_____»_____________2008 г.
  • ВСЕГО ЧАСОВ 57 Рабочая программа составлена на основании
  • Индекс ___________________________________
  • Заведующий кафедрой клинической фармакологии академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ
  • Задачи лекционного курса
  • Задачи практических занятий
  • Студент должен иметь навыки
  • Требования ГОС к содержанию дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология».
  • «Интенсивная терапия и реаниматология»
  • 1-й раздел
  • Формы организации обучения студентов
  • Методика формирования результирующей оценки
  • Содержание дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология»
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ
  • Всего часов: 4