Рабочая программа по химии для 9 класса на 2015 2016 учебный год составлена по умк н. Е. Кузнецовой

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по химии для 9 класса на 2015 2016 учебный год составлена по умк н. Е. Кузнецовой



страница1/3
Дата16.04.2018
Размер0,53 Mb.


  1   2   3
МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» п.г.т. Тенишево

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

учителей естественно-математического МБОУ «Рудницкая СОШ» «Рудницкая СОШ»

цикла МБОУ «Рудницкая СОШ» п.г.т. Тенишево п.г.т. Тенишево

п.г.т. Тенишево

____________ /Миннигалеева А.Н./ _________ / Хусаинова С.В./ _______ /Хафизова Р.Х./

Протокол №1

от «____» _________ 2015 г. «____» _________2015 г. «____»________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для 9 класса

на 2015 – 2016 учебный год

составлена по УМК Н.Е.Кузнецовой

к учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н. Химия 9 класс.

Разработала:

Миннигалеева Анастасия Николаевна

учитель химии высшей категории



2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа по химии разработана на основе федерального учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 года, регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений республики Татарстан, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 14.04.2008г №1096/08 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений республики Татарстан, реализующих программы общего образования», на основе Государственного стандарта школьного образования 2004 года, Обязательного минимума содержания основных образовательных программ основного (общего) образования и Программы курса химии для 8 – 9 классов базового уровня образования, авторы Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 9 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях. В рабочую программу внесены следующие изменения: предусмотренная автором программы практическая работа по определению факторов влияния на скорость химической реакции заменена на работу по изучению свойств электролитов: кислот, щелочей, солей и проведению качественных реакций на анионы. Знание свойств электролитов, качественных реакций является базовым знанием курса химии элементов. Лабораторные опыты по химической кинетике обосновывают факторы влияния на скорость реакции; в этой теме решаем задачи на термохимические расчеты.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Ведущими задачами предлагаемого курса являются:

- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

- Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

- Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

- Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

- Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

- Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю при использовании учебника «Химия 9» - авторы Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; издательство «Вентана-Граф», 2012 год



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

В программе реализованы следующие направления:



  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;

  • экологизации курса химии;

  • интеграции знаний и умений;

  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,

электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; аллотропия; гидролиз, скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты.

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.

• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов; соединения неметаллов и металлов, органические соединения, изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•'определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников



КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: текущий, рубежный, итоговый

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.



Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.



Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.



Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.



Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.



Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.



Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения

Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;



Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.



Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.



Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.



Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.



Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.



Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.



Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).

Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:


для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка - оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

- соблюдение требований к его оформлению;

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

- способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.


Календарно-тематическое планирование по химии 2014 - 2015 учебный год

Планирование составлено на основе Государственного Стандарта школьного образования 2004г, Обязательного минимума содержания основных образовательных программ основного (общего) образования и Программы курса химии для 8-9 классов базового уровня образования (авторы Н.Е. Кузнецова, Титова И.М., Н.Н. Гара).

Класс _9________

Учебных недель__34_____

Количество часов_68_____

Практические работы 5__

Лабораторные опыты _33_____

Контроль знаний __4_________



Курс химии 9 класса строится на основе учебно-методического комплекта:

Учебники:

«Химия 9» - авторы Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; издательство «Вентана-Граф», 2012 год



Методические пособия:

Гара Н.Н. Химия: уроки 9 класс. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2012 г.

Бейгер Л.М. Химия. 8 -9 класс: Дидактический материал, самостоятельные и итоговые контрольные работы. – Волгоград, издательство «Учитель», 2012 г.

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2004 г.



MULTIMEDIA – поддержка предмета:

Химия 8-9 класс. Базовый уровень. Мультимедиа обучающий курс. – г. Йошкар-Ола, Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003 г.

Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание. – г. Йошкар-Ола, Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2004 г.

ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

www.edios.ru www.km.ru/educftion http://chemistry48.ru www.school.collecsion.ru
Перечень тем и количество часов курса «Химия 9».




Тема

Всего часов

Лабораторная

работа

Практическая работа

Контроль знаний




Повторение: строение атома, ПС элементов, состав и характерные свойства оксидов, оснований и кислот.

2







Входной контроль


I раздел

Теоретические основы химии

17










1.

Химические реакции, закономерности их протекания

4

Опыты 1, 2 Зависимость скорости химической реакции




Рубежный контроль

2.

Растворы. ТЭД

13

Л.о Растворимость

Л.о. Движение ионов

Л.о .РИО

Л.о.Химические свойства кислот

Л.о. Свойства оснований

Л.о. Свойства солей. Гидролиз.



№1Свойства кислот, щелочей в свете ТЭД. Качественные реакции на анионы

Контрольная работа №1 «Теория электролитической диссоциации»

II раздел

Элементы - неметаллы и их важнейшие соединения

31










3

Общая характеристика неметаллов

2







Рубежный контроль

4

Подгруппа кислорода

7

Л.о. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений

Л.о. Качественная реакция на сульфат –ион

Л.О. определение сульфат-иона




Контрольная работа №2 «Неметаллы. Подгруппа кислорода»

5

Подгруппа азота и ее типичные представители

8

Л.о. Получение аммиака и изучение его свойств

Л.о. Качественные реакции на нитрат- ион

Л.о. на ион аммония

Л.о. Образцы удобрений




№2 «Получение аммиака и исследование его свойств»

Контрольная работа №3 «Азот и его соединения»

6

Подгруппа углерода

5

Л.о. Восстановительные свойства углерода.

Л.о. Взаимопревращение гидрокарбонатов в карбонаты

Л.о Качественная реакция на карбонат ион


№3 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»

Рубежный контроль

7

Общие сведения об органических соединениях

9

Домашний эксперимент (Л.О.)

Л.о Получение этилена

Л.о.Качественная реакция на многоатомные спирты

Домашний эксперимент: органические кислоты

Л.о.Качественные реакции на органические соединения


№4 «Моделирование молекул органических соединений»

Защита проектного задания (презентация)

III раздел

Металлы

14










8

Общие свойства металлов

4

Л.о. Знакомство с коллекциями металлов и сплавов




Рубежный контроль

9

Металлы главных и побочных подгрупп

10

Л.о Природные образцы соединений Са и Мg

Л.о.Жесткость воды

Л.о Алюминий

Л.о Амфотерность алюминия

Л.о. Свойства железа (II и III)


№5 «Решение экспериментальных задач по теме Металлы»

Контрольная работа №4 «Металлы»

IV раздел

Химия и жизнь

6

Л.о. Определение удобрения

Л.о. Ознакомление с образцами полимеров

Л.о. Образцы сырья для получения чугуна, стали, серной кислоты





Рубежный контроль

  1   2   3

  • ____________ /Миннигалеева А.Н./ _________ / Хусаинова С.В./ _______ /Хафизова Р.Х./ Протокол №1
  • 2015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач
  • Ведущими задачами предлагаемого курса являются
  • Место предмета в базисном учебном плане
  • Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения химии ученик должен знать/понимать
  • КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: текущий, рубежный, итоговый КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Оценка устного ответа.
  • Отметка «З»
  • Отметка «1»
  • Отметка «5»
  • Отметка «3»
  • Отметка «4»
  • Календарно-тематическое планирование по химии 2014 - 2015 учебный год
  • Курс химии 9 класса строится на основе учебно-методического комплекта
  • Перечень тем и количество часов курса «Химия 9».
  • I раздел Теоретические основы химии 17
  • II раздел Элементы - неметаллы и их важнейшие соединения 31
  • III раздел Металлы 14
  • IV раздел Химия и жизнь 6