Рабочая программа по географии составлена в соответствии с

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по географии составлена в соответствии с



страница1/2
Дата28.09.2018
Размер0,55 Mb.


  1   2
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению

на заседании

Педагогического совета
Протокол № 1 от

«31» августа 2017 г.




Утверждено

Директор ГБОУ СОШ № 553


_____________Судаков А.А.
Приказ №

от «1» сентября 2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

География

11 класс

учитель ХорошевД.В.


2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с:



  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  2. Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»,

  3. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (для VIII-XI классов),

  4. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VIII-XI классов),

  5. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015,

  6. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017 - 2018 учебный год»,

  7. Распоряжением Комитета по образованию от 19.06.2017 № 2063 «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р»

  8. Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 24.03.2017 № 03-28-1493/17-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017 - 2018 учебный год»,

  9. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017 - 2018 учебном году»,

  10. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

  11. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

  12. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,

  13. Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»,

  14. Программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений по географии 10-11 классы. Автор _А.И.Алексеев: изд. Просвещение, 2010г. Редактор: Василенко М. Н. Аннотация к книге "География. 10-11 класс. Рабочие программы. ФГОС" Издательство: Дрофа 2014 г. Серия: География Программа основного общего образования по географии к линии учебно-методических комплексов "Полярная Звезда" по географии для 6-10 классов. Издательство "Просвещение".Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина.

  15. Учебным планом ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт - Петербурга на 2017-2018 учебный год.

  16. Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности

-приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории

- курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

- курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

-данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

-этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

- главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

-Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

-сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

-развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

-формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

-вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

-курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

-таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.  -содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов,  которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

-по содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

-содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

-в процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, сравнение, эксперимент, моделирование и др.)

- определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого

- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи

- сравнение, классификация объектов природы по одному или нескольким критериям

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу

- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике

- использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства этих предположений, описание результатов работы

- творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности

- использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных

- самостоятельная организация учебной деятельности

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни



- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, решения географических задач;
В результате изучения предмета в 11 классе учащиеся должны:

Знать/понимать

  • географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы)  и др.;


Умения познавательной компетентности учащихся 11 классов.


  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

2) прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

3)выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

4)нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; 5)понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения 



  • анализировать содержание рисунков, таблиц, схем, картосхем.

Умения информационной компетентности учащихся 11 классов.

  • отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, географических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий;

  • извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, схем, таблиц и наблюдений объектов природы;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

  • готовить рефераты, мини-лекции с презентацией (по выбору) по следующим темам (по выбору).

Примерная тематика рефератов.

  1. Экономические проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения (по выбору).

  2. Экономическая интеграция в Европе. История, проблемы ЕС.

  3. Микро-государства Зарубежной Европы.

  4. Микро-государства Зарубежной Азии.

  5. НИС, факторы развития и международной специализации.

  6. Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы.

  7. Сравнительная характеристика стран Зарубежной Азии.

  8. Страны – центры международного туризма.

  9. Страны Содружества.

  10. История Союзного государства.

  11. Россия и страны АТР.

  12. Последние события в мире, изменение геополитической ситуации.

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

  •        знать / понимать:  секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики; номенклатуру, указанную в учебнике;

  •       уметь: анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения; определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира; характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства; определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран; уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества; устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; составлять развернутый план доклада, сообщения; составлять картосхемы связей географических процессов и явлений; строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять и презентовать реферат; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, на популярный, учебный, газетный)

  • оценивать: обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами; рекреационные ресурсы мира; современное геополитическое положение стран и регионов; положение России в современном мире; влияние человеческой деятельности на окружающую среду; экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира.

Используемый  учебно-методический комплект

1.Гладкий  Ю.Н. Николина В.В.География. Современный мир. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень- М. Просвещение  2011г.

2.Географический атлас: 10класс. – Картография, 2013/2014

3.Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. – М.: Экзамен, 2014


Типы уроков

Название



Структура



Формы учебной

деятельности и контроля



деятельности занятий

Урок изучения

и первичного за-

крепления новых

знаний


Подготовка учащихся к усвоению.

Изучение нового материала.

Первичная проверка усвоения знаний.

Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании



Лекция, экскурсия, исследовательская практическая, работа, учебный практикум, мини-лекции учащихся, дифференцированный опрос.

Урок закрепления

знаний


Логика закрепления знаний:

• актуализация опорных знаний;

• определение границ (возможностей) применения этих знаний;

• пробное применение знаний;

• упражнения по образцу и в сходных усло­виях с целью выработки умений безоши­бочного применения знаний;

• упражнения с переносом знаний в новые условия




Практикум, экскурсия,

практическая работа, собеседование, консульта­ция, дифференцированный опрос.

Урок комплексного применения

ЗУН учащимися



Логика процесса комплексного применения ЗУН:

актуализация ЗУН, необходимых для


творческого применения знаний;

обобщение и систематизация знаний


и способов деятельности;

усвоение образца комплексного примене­ния ЗУН;

применение обобщенных ЗУН в новых условиях;

контроль и самоконтроль знаний, умений


и навыков

Практикум (составление вопросов, схем, таблиц) практическая

работа (выполнение заданий в контурных картах), семинар, дифференцированный опрос.



Урок обобщения

и систематизации

знаний


Логика процесса обобщения и систематизации знаний:

• подготовка учащихся: сообщение заранее

темы (проблемы), вопросов, литературы;

вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходи­мым материалом: таблицами, справочника­


ми, наглядными пособиями, обобщающими
схемами, фрагментами фильмов;

обобщение единичных знаний в систему


(самими учащимися);

подведение итогов, обобщение единич­ных знаний учителем



Семинар, конференция,

круглый стол, конкурс сообщений, презентаций.



Урок контроля,

оценки и коррекции знаний учащихся

Уровни контроля и коррекции знаний:

• уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания;

уровень готовности применять знания


по образцу и в сходных условиях;

уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит, что ученик ов­ладел знаниями на 2-м уровне и научился


переносить их в новые условия

Проверочная работа, зачет, зачёт по физической, политической карте карте, коллоквиум, общественный смотр знаний, дифференцированный опрос.

Комбинированный урок

• Организационный этап.

Этап проверки домашнего задания.

Этап всесторонней проверки знаний.

Этап подготовки учащихся к активному


сознательному усвоению нового материала.

• Этап усвоения новых знаний.

• Этап закрепления знаний.

Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению







Учебный предмет «География» изучается в 11 классе, рассчитан на 33 +1 часов (1 час в неделю). Практические работы – проводятся в формате «Рабочей тетради», И.И. Бариновой, В.Г.Суслова, 2013/2014гг. издания.
Введение. (1 ч.)

Тема1.1 Источники географической информации. Регионы мира.

Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Политическая карта мира.

  1. Практическая работа: Составление схемы: Регионы и страны мира.(1)


Раздел 1 (7ч.) Зарубежная Европа.

Тема1.1 . Зарубежная Европа. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

Практическая работа: Анализ экономического потенциала региона.

Тема1.2 . .Население Зарубежной Европы

. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Традиции культуры. Проблемы иммиграции населения.
Демонстрация


  • Презентация по теме.

Практическая работа: Выявление особенностей структуры населения страны и социально-экономического потенциала региона, страны.

Тема1 .3 Характеристика хозяйства Европы (1 час)

Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

  • Статистический материал по теме.

Практическая работа: Обоснование развития 2-3 отраслей хозяйства в одной из стран одного из регионов.
Тема 1.4 Внутренние различия в Зарубежной Европе: Англия, Франция, Германия. (1 час)

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.

Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

  • Статистический материал по теме.

Практическая работа: Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору, по вариантам).

Тема 1.5 Восточной Европы - Практикум. (1 час)

Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

  • Статистический материал по теме.

Тема 1.6 Карликовые государства ЗЕ. (1 час)

Знакомство с историй, ресурсами, экономикой, культурными традициями карликовых государств. ЗЕ.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Конкурс презентаций учащихся по данной теме (страна – по выбору).

Тема 1.7 Итоговый урок по теме: Зарубежная Европа.(1 час)

Роль региона в экономике мира. Европейский Союз. Достижения и проблемы в экономике и политике.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

Практическая работа: Сравнительная характеристика двух стран « Большой семерки» (по выбору).(3)

Раздел 2.(6ч.) Зарубежная Азия.

Тема 2.1 Географическая картина Зарубежной Азии. (1 час)

Зарубежная Азия (без Центрально-азиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

Практическая работа: Составление картосхемы главных промышленных и с/х районов Зарубежной Азии.

Тема 2.2 Китай - достижения и проблемы.(1 час)

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия. Модель китайской экономики.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

Тема 2.3 Япония: территория , границы, население, хозяйство, экономические связи (1 час)

Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высоко-урбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия. Модель японской экономики.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

Практическая работа: Составление картосхемы внешних экономических связей Японии.

Тема 2.4 . Индия - крупнейшая РС: территория , границы, население, хозяйство, экономические связи. (1 час)

Южная Азия. Индия — наиболее развитая страна региона. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  1. Практическая работа: Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с/х Индии.

Тема 2.5 . Новые индустриальные страны Азии. (1 час)

Новые индустриальные страны. Особенности и факторы развития экономики.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Раздел 3. ( 1 ч.) Австралия и Океания.

Тема 3.1 Австралия и Океания

Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.



  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Практическая работа: Составление картосхемы внешних экономических связей Австралии

Раздел 4. (2 ч.) Африка – регионы и страны.

Тема 4.1.Общая характеристика Африки. (1 час)

Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности.


Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Практическая работа: Составление сравнительной ЭГХ регионов Северной и Тропической Африки.

Тема 4.2 Субрегионы Африки. ЮАР (1 час)

. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки. История. Ресурсы. Население. Особенности экономики.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Раздел 5. (5 ч.) Северная Америка

Тема 5.1 . Географическое положение, население и природно – ресурсный потенциал США . (1 час)

Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Тема 5.2 Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. (1 час)

Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Тема 5. 3 Макрорегионы США. (1 час)

Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Лабораторная работа: Составление классификационной таблицы «Характеристика субрегионов США».(4)

Тема 5.4 Канада. (1 час)

Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа.

Лабораторная работа: Рабочая тетрадь ПР № 4, описание горных пород.

Тема 5.5 Итоговый урок. Черты сходства и различия США, Канады и России. (1 час)

Выявление черт сходства и различия ресурсного, демографического потенциала, экономики (ведущие отрасли), политики, роли в мире трёх стран. Пути сотрудничества и причины разногласий.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Раздел 6. (3 ч.) Латинская Америка.

Тема 6.1 Общая характеристика Латинской Америки. (1 час)

Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Лабораторная работа: Рабочая тетрадь ПР № 4

Тема 6.3 Бразилия – тропический гигант. (1 час)

. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Тема 6.3 Итоговый урок: Роль ведущих стран ЛА в мировой экономике. (1 час)

.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Лабораторная работа: Рабочая тетрадь ПР № 4
Раздел7.(2ч.) Глобальные проблемы человечества.
Тема 7.1 .Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (1 час)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголет



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Лабораторная работа: На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. (6) 

.Тема7.2 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (1 час)

Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Демонстрация


  • Презентация по теме.

  • Тематические карты атласа

Лабораторная работа: На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. (6) 

Раздел 8. (4 ч.) Россия в современном мире

Тема 8.1 Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. (1 час)



Россия по географическому, геополитическому положению – евразийская страна.Изменение географического положения России после распада СССР: - появление «новых» соседей в лице бывших республик СССР, необходимость обустройства новых государственных границ.

Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • География. 9класс. Петрова Н.Н. Максимова Н.А. М. Мнемозина. 2013.

Тема 8.2. Россия в мировом хозяйстве и МГРТ; отрасли специализации. (1 час)



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • География. 9класс. Петрова Н.Н. Максимова Н.А. М. Мнемозина. 2013

Тема 8.3 Россия и страны СНГ. (1час)

Увеличение геополитического веса России обусловленного: богатой ресурсной базой, значительным объёмом экономики, - мощным военным и научно-техническим потенциалом. Формирование новых и структурирование старых экономических связей.



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • География. 9класс. Петрова Н.Н. Максимова Н.А. М. Мнемозина. 2013

Тема 8.4 Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. (1час)

Позиции России на мировых рынках: преимущества: минерально-сырьевой потенциал; промышленные и НТ мощности,

трудовые ресурсы с высоким уровнем образования и проф. подготовкой; уникальные рекреационные ресурсы.

Участие и роль России в международных



Демонстрация

  • Презентация по теме.

  • География. 9класс. Петрова Н.Н. Максимова Н.А. М. Мнемозина. 2013


Раздел 9. (3ч) Обобщение и контроль знаний.
Практическая работы.

В 11 классе 15 практических работ, оценочных -6:   (Основой для выполнения ПР является: . Рабочая тетрадь по географии. Баринова И.И., Суслов В.Г. 10/11 кл. – М.: Экзамен, 2014 )

1. Составление схемы: Регионы и страны мира.

2. «Анализ экономики страны» (по выбору или по вариантам)  

 3.  Обоснование развития 2-3 отраслей хозяйства в одной из стран одного из регионов.

4. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека.

 5. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору).

6. Сравнительная характеристика двух стран « Большой семерки» (по выбору).

7. Составление классификационной таблицы «Характеристика субрегионов США».

8. Составление картосхемы главных промышленных и с/х районов Зарубежной Азии.

9. Характеристика специализации стран Латинской Америки.

10. Составление картосхемы внешних экономических связей Японии.

11. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с\х Индии.

12. Составление картосхемы внешних экономических связей Австралии

13. Составление сравнительной ЭГХ регионов Северной и Тропической Африки»

14. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения 

15.На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

Система оценивания

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

^ Устный ответ.

Оценка
"5" ставится, если ученик: 

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

^ Оценка "4" ставится, если ученик: 

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; 
Наличие неточностей в изложении географического материала; 
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 

^ Оценка "3" ставится, если ученик: 

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

^ Оценка "2" ставится, если ученик: 

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 
Не делает выводов и обобщений. 
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 
Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 




Оценка и практических работ


Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.


Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

^ Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

^ Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

^ Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 


1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»). 
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). 
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 
6. ^ Не забудьте подписать работу внизу карты! 
Используемые виды и формы контроля:

виды контроля - вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный

формы контроля - беседа, фронтальный, дифференцированный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
Список литературы

Литература для учителя 

1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. 2-е изд. М. Просвещение.2011

3.Гладкий Ю.Н., .Николина  В.В.География. Мой тренажер. 10-11 кл. М. Просвещение  2011г.

3.Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. – М.: Экзамен, 2010

4.Толмачева Е.Н. География 10-11 кл. В 2-х ч.: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002

5.Экономическая и социальная география мира. 10-11 кл. В 2-х ч.: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2006

6..Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10-11 кл. – М.: ВАКО, 2011

7. .География. Подготовка к ЕЭГ. Вступительные испытания/В.В.Баранов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В.Чичерина, Е.М.Курашева. – М.: Издательство «Экзамен»,2010.-383,(1) с.

8. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011
Литература для ученика

  1   2

  • Система оценивания
  • Оценка и практических работ