Рабочая программа по Географии России. Хозяйство. Регионы Количество часов: 68 часов

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по Географии России. Хозяйство. Регионы Количество часов: 68 часов

Скачать 164,11 Kb.


Дата04.11.2017
Размер164,11 Kb.

Скачать 164,11 Kb.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

МБОУ Российская гимназия №59

« Согласовано»:


Руководитель МОМБОУ
Российская гимназия № 59
______________/______/

ФИО


Протокол №____
«____» ___________2014 г.

«Согласовано»:


Зам. директора поУВР МБОУ

Российская гимназия № 59


________________/______/

Дугарова Т.Б.

«____» ___________2014 г.


«Утверждаю»:


Директор МБОУ

Российская гимназия №59


__________________/______/

Миронов Е.М.

«____» _____________2014 г.




Рабочая программа
по Географии России. Хозяйство. Регионы


Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)

Класс: 9 кл.

Учитель: Пакеев Александр Дмитриевич

Рассмотрена на заседании НМС

Протокол № ________

от»____»_______2014 г.


Руководитель НМС

­­­_________________


Улан-Удэ 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для работы по учебнику «География России: хозяйство: регионы» (авторы Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова) в 9 классе (базовый уровень). Рабочая программа в соответствии с базовым уровнем географического образования рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа позволяет решить задачи, обозначенные в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.
Актуальность программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Из рекомендуемого перечня практических работ (Примерная программа основного общего образования по географии. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2007г.) планируется: 9 практических работ, из них 9 оценочных. Также планируется 2 тестовые работы для организации оценивания уровня подготовки обучающихся по географии, на которые отводится 40 минут урока.
Оценивание знаний учащихся осуществляется согласно критериям, прописанным в локальном акте школы.

Данный предмет представляет собой собственно изучение «Экономической географии». На знании этой дисциплины основано понимание тех социально-экономических процессов, которые происходят в нашей стране в последние годы. В ходе глубокой перестройки экономики и развития рыночных методов хозяйствования в России произошли и происходят структурные изменения в производственных и социальных отраслях. Эти процессы влияют на все сферы деятельности.

В связи с этим структурное построение учебного материала таково, что приоритет отдан вопросам изучения научных основ и условий размещения производительных сил. В нем анализируются научные методы территориальной организации, среди которых выделяются отраслевой подход.

При рассмотрении территориальной организации анализируются состояние ведущих отраслевых и межотраслевых комплексов страны, проблемы их функционирования и возможные сценарии развития. В современный период возрастает роль топливно-энергетического, металлургического, химического, военно-промышленного комплексов в экономическом развитии России. При этом рассматривается объективная необходимость развития производства товаров народного потребления, агропромышленного и транспортного комплексов.

Одним из составляющих факторов экономического роста является развитие научного потенциала страны. В современной экономике научно-технический прогресс привел к радикальному изменению в развитии производительных сил. В программе изучаются проблемы, стоящие перед наукой, образованием и которые надо решить в ближайшее время.
Известно, что особенностью территориальной организации хозяйства России является неравномерное размещение по ее территории не только природного и демографического, но и промышленного потенциала. При этом отрасли добывающей промышленности развиваются в небольшом числе ресурсных регионов с недостаточно развитой социальной и транспортной инфраструктурой. Наряду с этим надо учитывать традиционно сложившуюся специализацию экономических районов страны. В связи с этим в учебном

материале рассмотрены основные экономико-географические проблемы районирования страны и хозяйственная специализация экономических районов страны. В настоящее время большое значение приобретает концепция регионального развития России, предусматривающая изменение соотношения между западными и восточными регионами, а также развитие научно-производственных комплексов.

Изменение геополитического положения и рыночные преобразования существенно повысили роль внешнеэкономического сотрудничества в развитии нашей страны. В последнем разделе рассматриваются вопросы, которые надо решить для поддержания и возрастания роли России в мировом пространстве.

Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание личности с широким кругозором, гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие экономического мышления, понимание современного социально-экономического положения;

- овладение умениями экономического анализа, сравнения и видения дальнейшего развития социально-экономического процесса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

-основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

- географические районы, их территориальный состав;

- отрасли местной промышленности.

Описывать:

- природные ресурсы;

- периоды формирования хозяйства России;

- особенности отраслей;

- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

- экономические связи районов;

- состав и структуру отраслевых комплексов;

- основные грузо - и пассажиропотоки.



Объяснять:

- различия в освоении территории;

- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

- размещение главных центров производства;

- сельскохозяйственную специализацию территории;

- структуру ввоза и вывоза;

- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.


Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика хозяйства России (4 часа). Отраслевая структура хозяйства. Особенности формирования хозяйства России. Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства.

География отраслей и межотраслевых комплексов. Топливно-энергетический комплекс

(4 часа). Состав и значение топливно-энергетичского комплекса. Топливная промышленность. Электроэнергетика России.

Металлургический комплекс (4часа). Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий. Черная металлургия. Цветная металлургия.

Химико-лесной комплекс (4 часа). Лесная промышленность. Химическая промышленность. География химико-лесного комплекса.

Машиностроительный комплекс (4 часа).Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий. Оборонно-промышленный комплекс. Агропромышленный комплекс(4 часа).Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство. География растениеводства и животноводства. Пищевая и легкая промышленность.

Инфраструктурный комплекс (4 часа). Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта. Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Отрасли социальной инфраструктуры.

Экологический потенциал России (2 часа). Экологическая ситуация в России.

Районирование территории России (4 часа). Принципы выделения регионов на территории страны. Общая характеристика европейской части России.

Центральная Россия (2 часа). Географическое положение и основные черты природы Центральной России. Население Центральной России. Хозяйство Центральной России.

Европейский Север (2 часа). Географическое положение и природа Европейского Севера. Население Центральной России. Хозяйство Центральной России.

Северо-Запад(4 часа). Географическое положение и природа Северо-Запада. Население Северо-Западного региона. Хозяйство Северо-Запада.

Поволжье (2 часа). Состав, географическое положение и особенности природы Поволжья. Население Поволжья. Хозяйство Поволжского региона.

Юг европейской части России (2 часа). Состав, географическое положение и осбенности природы Европейского Юга. Население Европейского Юга. Хозяйство Европейского Юга.

Урал (4 часа). Состав, географическое положение и особенности природы Урала. Население Урала. Хозяйство Урала.

Азиатская часть России (2 часа). Общая характеристика азиатской части России.

Сибирь (2 часа). Общие черты природы Сибири. Особенности заселения и хозяственного освоения Сибири.

Западная Сибирь (2 часа). Состав, географическое положение и особенности природы Западной Сибири. Население Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири.

Восточная Сибирь (2 часа). Состав, географическое положение и особенности природы Восточной Сибири. Население и хозяйство Восточной Сибири.

Южная Сибирь (2 часа). Состав, географическое положение и особенности природы Южной Сибири. Население Южной Сибири. Хозяйство Южной Сибири.

Дальний Восток (2 часа). Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока. Население Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока.

Место России в мире (6 часов). Важнейшие этапы экономической истории России. Место России в международном географическом разделении труда. Экономико-географическое положение России. Направление развития хозяйства России.


Календарно –тематический план





Тема урока

Количество

часов

Тип урока

Практические работы

Форма контроля

1.

Общая характеристика хозяйства России

4

лекция

Характеристика ЭГП России

опрос

2.

География отраслей и межотраслевых комплексов.Топливно – энергетический комплекс

4


лекция




опрос

3.

Металлургический комплекс

4

лекция

Сообщения

Опрос

4.

Химико –лесной комплекс

4

лекция




опрос

5.

Машиностроительный комплекс

4

лекция

Работа с картами

опрос

6.

Агропромышленный комплекс

4

лекция




тестирование

7.

Инфраструктурный комплекс

4

лекция




опрос

8.

Экологическая ситуация

2

лекция



Контрольная работа

9.

Районирование территории России

4

лекция

Работа с картами




10.

Центральная Россия



2

лекция







11.

Европейский Север



2

лекция

Реферат




12

Северо - Запад



4

лекция




Опрос

13

Поволжье


2

лекция




Опрос

14

Юг европейской части страны



2

лекция

Тестирование




15.

Урал


4

лекция




Опрос

16

Азиатская часть России



2

лекция

Составление систематизирующей таблицы




17.

Сибирь


2

лекция




Эвристическая беседа с испольованием доп. материла

18.

Западная Сибирь



2

лекция

Учебное исследование по картам




19.

Восточная Сибирь



2

лекция







20.

Южная Сибирь



2

лекция




Опрос

21.

Дальний Восток



2

лекция




Тестирование

22.

Место России в мире



6

лекция

Эвристическая беседа с использованием атласа




ЛИТЕРАТУРА


1.Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии/ Н.Н.Баранский. – М.: Просвещение, 1990. – С. 3-8.

2.География России: энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.

3.Дронов, В.П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М.: Дрофа / Дронов, В.П., Баринова, И.И., Ром, В.Я., Лобжанидзе, А.А.

4.Елисеев, А.В. Изучение Центрального района в 1Х классе/ Елисеев, В.А.// География в школе. – 2001.- №8.- С. 47-52.

5.Лысенко,Щ.З. Структурно-логические схемы в обучении социально-экономической географии России/ Лысенко, О.З., Пугавьева, Р.Ф.//География в школе. -2013.-№4.-С.64.

6.Методическое пособие по географии России: 8-9 кл./Дронов,В.П., Ром, В.Я., Баринова. И.И., Понурова,Г.А./Под ред. Дронова,В.П. – М.: Просвещение,1998.

7. Таможняя, Е.А. География России: хозяйство: регионы:9 класс./Таможняя, Е.А., Толкунова С.Г. – М.: Вентана-Граф, 2014.

8.Удинцева,С.П. Воспитание на уроках географии/Удинцев,С.П.//География в школе. 2009. - №4.-С.46-47.

9. Холина, В.Н. География: пособие для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2012.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Раздел V. Хозяйство России

http : // www.rgo.ru



http : // www.gks.ru
Раздел VI Природно –хозяйственные регионы России.
http : // www.rgo.ru
http : // www.sci. aha.ru




  • Рабочая программа по Географии России. Хозяйство. Регионы Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю) Класс: 9 кл.
  • Улан-Удэ 2014 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
  • Критерии оценки устного ответа
  • Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
  • Календарно –тематический план
  • Тема урока Количество часов Тип урока