Рабочая программа по дисциплине "Внутренние болезни" для студентов VII курсов

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по дисциплине "Внутренние болезни" для студентов VII курсов



страница1/3
Дата28.02.2018
Размер1,95 Mb.


  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА «ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 3»


УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Внутренние болезни” для студентов VII курсов

медико-педагогического факультетов

ТАШКЕНТ-2016


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА «ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 3»



Зарегистрирован учебно-методическим отделом №______________

«_____» ________________2016 год



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Тешаев О.Р._________________

«_____» _____________2016 год




УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ


Сфера знания:

100000 – Гуманитарная сфера

500000– Здравоохранение и социальное обеспечение















Сфера образования:

110000 - 510000 -

Педагогика

Здравоохранение


Направление образования:


5510100 -


Лечебное дело






5111000 -

Профессиональное образование (5510100- Лечебное дело)

Ташкент - 2016

Рабочая учебная программа предмета разработана на основе типовой программы и учебного плана.

Составители:
1. Ахмедов Х.С. - зав. кафедрой “Внутренних болезней № 3”, к.м.н. доцент

2. Гадаев А.Г. - профессор кафедры «Внутренних болезней № 3» , д.м.н.

3. Салаева М.С. – стар.преподаватель кафедры «Внутренних болезней № 3», к.м.н.

Рецензенты:
1.Каримов М.Ш. – зав. каф. Гематология и пропедевтика внутренных болезхней, ТМА, д.м.н., профессор

2. Хамраев A.А. – зав. каф. подготовки ВОП и эндокринология ТМА, д.м.н., профессор

Рабочая учебная программа предмета обсуждена на заседании кафедры подготовки ВОП 18 июнь 2016 года протокол № 20 и рекомендована для обсуждения на заседании факультетского совета


Зав кафедрой Ахмедов Х.С.

Рабочая учебная программа предмета обсуждена на заседании факультетского совета и рекомендована для использования ( 27 июнь 2016 год Протокол №___)

Председатель факультетского совета Хамраев А.А.

Согласовано:
Начальник учебно-методического

отдела ТМА Рахимов Б.Б.




  1. Введение

Программа предназначена для освоения теоретических и практических навыков по дисциплине «Внутренние болезни» для студентов 7 курса медико-педагогического факультета. Программа четко отражает цели и задачи обучения, обязательные требования к практическим и самостоятельным знаниям, умениям и навыкам с учетом использования современных технологий и литературы, методам контроля оценке знаний.


    1. Цели и задачи дисциплины

Цель обучения:

Научить студентов посиндромальному решению проблемы больных и принципам их ведения в условиях первичного звена здравоохранения для оказания врачебной помощи, включающего профилактику, раннюю диагностику, дифференциальную диагностику и тактику ведения больного с заболеваниями внутренних органов, предусмотренных требованиями "Квалификационной характеристики врача общей практики (ВОП)” врача-выпускника по специальности "Лечебное дело".


Задачи обучения:

  • Обучить студентов своевременной и ранней диагностике заболеваний на основе синдромального подхода.

  • Обучить студентов от дифференцировать болезни, сопровождающиеся с определенным синдромом.

  • Усовершенствовать необходимые знания, умения и практические навыки (сбор информации, выявление проблемы и физикальный осмотр, а также умение обоснованно назначать лабораторно-инструментальные методы исследований, навыки консультирования);

  • Обучить студентов обоснованно выбрать тактику ведения.

  • Обучить студентов целенаправленному осуществлению лечебно-профилактических мер.

  • Обучить студентов принципам диспансерного наблюдения и мониторинга в условиях сельского врачебного пункта (СВП) или семейной поликлиники (СП).




    1. Требования к знаниям, умениям и навыкам

I. Должен знать:

  • Основу, принципы и философию семейной медицины.

  • Принципы консультирования

  • Перечень заболеваний, которые протекают с определенным синдромом.

  • Перечень наиболее опасных заболеваний, которые протекают с определенным синдромом.

  • Перечень состояний, требующие ведения в условиях СВП или СП (согласно квалификационной характеристики ВОП).

  • Перечень состояний, требующие консультации узкого специалиста или госпитализаций (согласно квалификационной характеристики ВОП).

  • Перечень необходимых исследований, требующие проведения в условиях СВП или СП (согласно квалификационной характеристики ВОП).

  • Основные клинические проявления наиболее часто встречаемых заболеваний.

  • Ключевые моменты (критерий) диагностики заболеваний, протекающие с определенным синдромом.

  • Симптомы поражения внутренних органов.

  • Методы и принципы лечения (в том числе, немедикаментозные) заболеваний на основании доказательной медицины.

  • Принципы первичной, вторичной и третичной профилактики в условиях СВП или СП.

  • Принципы ведения (в том числе, после консультации узкого специалиста и выписки из стационара), диспансерного наблюдения и реабилитации в условиях СВП или СП.


II. Должен уметь:

  • Соблюдать медицинскую этику и деонтологию.

  • Выделить основную проблему, которая отразилась на качестве жизни больных.

  • Провести клиническое обследование больного, включающего сбор анамнеза (расспросить больного и его родственников, задавать вспомогательные вопросы рационального анамнеза, выявить факторы риска), осмотр по системам и органам.

  • На основании анамнеза и объективного осмотра установить предварительный диагноз.

  • Назначить целенаправленное обследование.

  • Интерпретировать клинические и биохимические анализы, а также результаты инструментальных исследований (ЭКГ, рентген снимки, пикфлуометрия)

  • Отдифференцировать болезни (клиническая логика принятия решения).

  • Установить окончательный диагноз.

  • Принять решение об отправлении на консультацию, дополнительное медицинское обследование и госпитализацию.

  • Назначить рациональную терапию (немедикаментозные советы и медикаментозная).

  • Оказать догоспитальную помощь при неотложных состояниях.

  • Провести мониторинг и диспансерное наблюдение больных в условиях СВП или СП.

  • Решить вопрос о трудоспособности (временной и стойкой). Оформление медицинской документации.

  • Проводить реабилитацию и направить на санаторно-курортное лечение.

  • Рассматривать пациента в контексте семьи.

  • Проводить профилактические, оздоровительные, санитарно-гигиенические мероприятия в условиях в СВП или СП.

  • Осуществить уход за больными и социально-незащищенными группами населения.


III. Должен владеть навыками:

    • Самостоятельного приема пациентов

    • Консультирования

    • Осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации по системам и органам

    • Выявление ведущего синдрома

    • Выявления фактора риска

    • Составления необходимого плана обследования

    • Техники регистрации ЭКГ

    • Техники пикфлуометрии

    • тонометрии

    • Выбора препаратов с доказанной эффективностью

    • Контроля эффективности проводимого лечения

    • Мониторинга состояний

    • Оказания медико-санитарной помощи беременным женщинам с экстрагенитальной патологией.

    • Пропаганды здорового образа жизни (работы с группой риска и населением).

    • Проведения реабилитации и диспансеризации.

    • Проведения профилактических мероприятий.


1.3. Связь предмета с другими предметами, предусмотренными в учебном плане и его место в системе здравоохранения

Данный предмет тесно связан со следующими предметами, предусмотренными учебной программой: анатомия человека, гистология с эмбриологией и цитологией, биология, нормальная физиология, биохимия, патологическая анатомия, патологическая физиология, топографическая анатомия и оперативная хирургия, пропедевтика внутренних болезней, туберкулез, онкология, рентгенология и медицинская радиология, физиотерапия, эндокринология, факультетская терапия, госпитальная терапия, ортопедия.

В повседневной деятельности врача общей практики основное место занимают лечение и диспансеризация заболевании внутренние болезни.
1.4. Современные информационные и педагогические технологии в изучении предмета

Положения, связанные с процессом преподавания и определяющие качество образования: преподавание на высоком научно-педагогическом уровне, чтение проблемных лекций, организация учебного процесса в виде вопросов и ответов, использование передовых педагогических технологий и мультимедийных средств, перед студентами ставить проблемы, которые будут заставлять их клинически мыслить, требовательность, индивидуальная работа со студентами, приучение студентов к свободному общению, вовлечение научным исследованиям.

При планировании курса «Внутренние болезни» применяются следующие концептуальные подходы:

Обучение, направленное на личность. Предполагает всестороннее развитие каждого участника образовательного процесса. В свою очередь при планировании учебного процесса нужно учитывать не только личность отдельного обучающегося, но и специфику его будущей специальности.

Системный подход. Образовательные технологии должны содержать все признаки системы: логику процесса, связь всех его частей, целостность.

Деятельный подход. Означает учебный процесс направленный на формирование личности, активизация и интенсисификация деятельности обучающегося, в процессе обучения учитывать все способности и возможности студента, разкрытие его инициативности.

Диалогический подход. Этот подход означает нужду создания учебных отношений. В результате этого усиливаются способности личности само активации и самореализации личности.

Организация учебного процесса на основе сотрудничества. Означает необходимость демократичности, равенства, при формировании содержания процесса обучающего и обучаемого и обращения внимания на необходимость внедрения сотрудничества при оценке полученных результатов.

Проблемное обучение. Способ преподнесения содержания образования ввиде проблем помогает активировать деятельность обучающегося. В результате этого обеспечивается самостоятельная деятельность студентов.

Применение современных методов и приемов передачи информации – внедрение новых информационных и компьютерных технологий в учебный процесс.

Методы и техника обучения. Лекции, проблемное обучение, кейс стади, пинборд, парадокс и метод проектирования, практическая работа.

Формы организации учебного процесса: диалог, сотрудничество и фронтальное взаимообучение, коллектив и группа.

Средства обучения: наряду с традиционными формами обучения (учебник, тексты лекций) компьютер и информационные технологии.

Методы коммуникации: непосредственное взаимное общения основанное на оперативной обратной связи с обучающимися.

Методы и средства обратной связи: наблюдение, блиц-опрос, диагностика обучения на основе анализа данных текущего, промежуточного и итогового контроля.

Методы и средства руководства: планирование учебных занятий на основе хронологической карты, совместные действия преподавателя и студента для достижения поставленнйо цели, контроль не только аудиторных но и вне аудиторных работ.

Мониторинг и оценка: плановый контроль результатов обучения в течении каждого занятия и всего. В конце цикла оценить уровень знаний студентов.

В процессе изучения предмета “Внутренние болезни” будут применяться обучающие и проверяющие компьютерные программы, раздаточные материалы по темам занятия.


Распределение занятий по темам и часам по предмету «Внутренние болезни»

5111000 – профессиональное образование (5510100-лечебное дело)

Для направления образования медико-педагогическое дело





Тема практических занятий

Всего часов

Часы Практических занятий

Лекции

Часы лекций

Самостоятельное обучение

1.

Основы семейной медицины. Медицинская документация. Посещение больных на дому. Вовлечение общественности. Права врача и больного. Этика и деонтология в работе ВОП. Старая и новая модель мед.обслуживания

Приложение 10



11

6

Дифференциальная диагностика нарушений ритма. Клиническая и ЭКГ диагностика. Неотложная помощь.

2

3

2

Работа с семьёй. Особенности работы. Психологический климат в семье. Проблемы религии, обрядов. Консультирование семьи

11


6

Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке некороногенного характера.

2

3

3

Искусство общения. Факторы, способствующие общению. Трудности в общении. Межличностные общения. Практические советы

12


6

Дифференциальная диагностика кашля, мокроты и кровохарканья. Тактика ВОП.

2

4

4

Консультирование. Виды консультаций. Принципы консультирования. Ответственность пациента за своё здоровье

12


6

Дифференциальная диагностика болей в животе.

2

4

5

Профилактика в работе ВОП. Проф осмотры, скрининг. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний и их ФР. Никотиновая зависимость Приложение 12

Тревога и депрессия Приложение 14



12


6

Дифференциальный диагноз кишечных дисфункций. Дисбактериоз. Современные принципы лечения и профилактики.

2

4

6

Работа с различными группами населения. Дети, подростки, женщины (женщины фертильного возраста, беременные), мужчины, пожилые. Работники производств и сельского хозяйства. Социальнонезащищенные люди. Больные, трудный больной, умирающий больной. Вопросы реабилитации и диспансери-зации больных с терапевтическими заболеваниями. Экспертиза трудоспособности

12


6

Дифференциальная диагностика при лихорадках. Тактика ВОП.

2

4

7

Расстройства алкоголизма

Приложение 11

Злоупотребление наркотиками

Приложение 13



12


6

Дифференциальная диагностика диффузных заболеваний соединительной ткани.

2

4

8

Медицина для путешественников. Консультации до путешествия. Консультации после путешествия. Иммунизация. Смена климата и часовых поясов. Укачивание и горная болезнь. Дорожный медицинский набор


12


6

Дифференциальная диагностика нефротического синдрома.

2

4

9

Дифф диагностика в практике ВОП. Предполагаемый диагноз. Наиболее опасные заболевания. Диагностические ошибки. Болезни имитаторы. Психические нарушения и симуляция


10


6







4

10

Боль в груди. Дифф диагностика ИБС, миокардита, миокардиодистрофии и остеохондроза грудного отдела позвоночника, межреберной невралгии, травмы грудной клетки, опоясывающего лишая. Тактика ВОП. Амбулаторное лечение и профилактика.

10


6







4

11

Сердцебиение. Дифф диагностика предсердных нарушений ритма: синусовая тахикардия, синусовая брадикардия, дыхательная аритмия, экстрасистолия. Тактика ВОП

10


6







4

12

Сердцебиение. Дифф диагностика сердцебиения при недостаточности кровообращения, анемии, тиреотоксикозе, НЦД.Тактика ВОП

Дифф. диагностика ХСН по стадиям. Тактика ВОП.



10


6







4

13

Головная боль. Дифф. диагностика головной боли. Тактика ВОП.

Дифф диагностика гипертонической болезни и склеротической артериальной гипертензии. Тактика ВОП.



10


6







4

14

Кашель с выделением мокроты.

Дифф диагностика ОРЗ, ОРВИ, острого бронхита и пневмонии. Тактика ВОП

Профилактика и лечение респираторных заболеваний в условиях СВП


10


6







4

15

Одышка, удушье. Дифф диагностика бронхиальной астмы, эмфиземы, пневмо-склероза. Хроническая дыхательная недостаточность. Тактика ВОП. Диагностика ХОБЛ в условиях первичного звена здравоохранения. Принципы профилактики и лечения хронической обструктивной болезни легких в условиях СВП. ТактикаВОП.

Дифф диагностика хронической дыхательной недостаточности по степеням. Тактика ВОП.



10


6







4

16

«Кашель с выделением мокроты. Дифференциальная диагностика хронического бронхита (ХБ) и бронхоэктатической болезни (БЭБ). Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Определение трудоспособности. Принципы преподавания темы». Проблемно-ориентированное обучение в модуле «сельского врачебного пункта» - синдром «Кашель с выделением мокроты»

10


6







4

17

«Одышка, удушье. «Одышка, удушье. Заболевания, которые протекают с одышкой или удушьем. Наиболее опасные заболевания, которые протекают с одышкой или удушьем. Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы, эмфиземы, пневмосклероза. Хроническая дыхательная недостаточность. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы»

10


6







4

18

«Одышка, удушье. Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы, эмфиземы, пневмосклероза. Хроническая дыхательная недостаточность. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы»

10


6







4

19

«Одышка, удушье. Дифференциальная диагностика легочного сердца. Тактика ведения больного с хроническим легочным сердцем. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Определение трудоспособности. Принципы преподавания темы». Проблемно-ориентированное обучение в модуле «сельского врачебного пункта» - синдром «Одышка, удушье».

10


6







4

20

Кашель с выделением мокроты.

Дифф диагностика ОРЗ, ОРВИ, острого бронхита и пневмонии. Тактика ВОП



Профилактика и лечение респираторных заболеваний в условиях СВП

10


6







4

21

Диспепсия (изжога, тошнота, рвота). Дифференциальная диагностика дискинезии желчевыводящих путей и холецистита. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы”

10


6







4

22

"Диспепсия (изжога, тошнота, рвота). Дифференциальная диагностика гастрита, дуоденита и язвенной болезни. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы"

10


6







4

23

"Диспепсия (изжога, тошнота, рвота). Дифференциальная диагностика постхолецистэктомического синдрома и болезни оперированного желудка. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы"


10


6







4




24

"Боль в животе. Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с болями эпи-, мезо-и гипогастральной областях. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы"

10


6







4




25

«Боли в животе. Дифференциальная диагностика хронического холецистита и хронического панкреатита. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы».

10


6







4




26

Диареи. Дифференциальная диагностика диареи инфекционной и неинфекционной этиологии. Гиповитаминозы. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы"

10


6







4




27

Диареи. Дифференциальная диагностика диареи инфекционной и неинфекционной этиологии. Гиповитаминозы. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы"

10


6







4

28

«Запоры. Дифференциальная диагностика синдрома раздраженного кишечника, старческих запоров и опухолей толстой кишки. Тактика ВОП.

10


6







4

29

«Запоры. Дифференциальная диагностика синдрома раздраженного кишечника, старческих запоров и опухолей толстой кишки. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы». Проблемно-ориентированное обучение в модуле «сельского врачебного пункта» - синдром «запоры»

10


6







4

30

«Гепатомегалия. Дифференциальная диагностика острого и хронического гепатита, алкогольной болезни печени. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы». Проблемно-ориентированное обучение в модуле «сельского врачебного пункта» - синдром «запоры», “диспепсии”, “боль в животе”, “гепатомегалия”.

10


6







4

31

«Суставной синдром. Заболевания, которые протекают с суставным синдромом. Наиболее опасные заболевания, которые протекают с суставным синдромом. Дифференциальный диагноз инфекционных артритов. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Определение трудоспособности. Принципы преподавания темы»

10


6







4

32

«Суставной синдром. Дифференциальная диагностика остеоартроза и подагры. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Определение трудоспособности. Принципы преподавания темы»

10


6







4

33

«Лихорадка неясного генеза. Характер, типы лихорадок, план обследования при лихорадке. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы» Проблемно-ориентированное обучение в модуле «сельского врачебного пункта» - проблема «Лихорадка неясного генеза»

10


6







4

34

«Дифференциальная диагностика лихорадки при инфекционных заболеваниях (бактериальные, вирусные). Тактика ВОП в зависимости от заболевания. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы»

10

6







4

35

«Дифференциальная диагностика лихорадки при ревматических болезнях и злокачественных новообразованиях. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы».

10

6







4

36

«Дизурия. Дифференциальная диагностика мочекислого диатеза и цистита. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы»

10


6







4

37

«Дизурия. Дифференциальный диагноз при острых и хронических пиелонефритах. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы»

10


6







4

38

«Изменения мочевого осадка. Дифференциальный диагноз при нефротическом синдроме. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы»

10

6







4

39

«Отечный синдром. Дифференциальная диагностика при отеках разной этиологии (недостаточность кровообращения, почечные, эндокринные). Тактика ВОП.

11

7







4

40

«Отечный синдром. Дифференциальная диагностика при отеках разной этиологии (недостаточность кровообращения, почечные, эндокринные). Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы».

11

7







4




Всего:

416

242




16

158



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Лекционные материалы

1.Внезапная смерть. Тактика ВОП (2 часа)
Под внезапной сердечной смертью (ВСС) понимают смерть, развившуюся моментально или в течение часа с момента манифестации изменений в клиническом статусе пациента.

Сердечный арест (Сardiacarrest) – это состояние, сопровождающееся потерей сознания вследствие асистолии, желудочковой тахикардии или фибрилляции желудочков. Обязательным условием диагноза сердечного ареста является регистрация этих эпизодов электрокардиографическим способом.

По данным ВОЗ - сегодня на один миллион населения в неделю внезапно умирает 30 человек. В 1985 году в США около 400000 смертей были классифицированы как внезапные у лиц старше 25 лет (NIH Publication 83-2035). В структуре общей смертности на долю внезапной сердечной смерти приходится около 10%. Внезапная сердечная смерть составляет 15-20% всех ненасильственных случаев смерти среди жителей промышленно развитых стран. На долю ИБС приходится около 80% всех внезапных смертей (Myerbug RJ etall., Heartdisease: a textbook…; 1992). В 25% случаев ИБС манифестирует развитием ВСС (Kennel WB etall., Circulation 1975). Внезапно умирают 50% больных ИБС (Gillum RF., Circulation 1989). Примерно 400.000 ВСС ежегодно в Европе. Из них: менее 10% попадают в больницу; (< 40.000); половина из этих выживших умирает до выписки (20.000); остаются в живых 20.000 пациентов, которые нуждаются в лечении (ESC, 2001).

В Российской Федерации официальные статистические данные по этому вопросу противоречивы в силу объективных и субъективных причин. Принимая во внимание то, что средняя продолжительность жизни мужского населения в России гораздо ниже, чем в индустриально развитых странах и составляет 57 лет, то можно предположить, что абсолютное число внезапных смертей в общей популяции будет велико.



Существуют различные определения внезапной сердечной смерти. Myerburg и Castellanos (2001) приводят следующее определение:

Около 80% случаев внезапной сердечной смерти обусловлены ишемической болезнью сердца (Н. А. Мазур, 1999). Такая внезапная смерть может быть обозначена, как внезапная коронарная смерть. В классификации ИБС указано, что одной из форм ИБС является внезапная коронарная смерть, которой можно дать следующее определение.

Существуют определенные возрастные и половые особенности внезапной сердечной смерти.

Выделяют два возрастных типа внезапной сердечной смерти: среди новорожденных (в первые 6 месяцев жизни) и у взрослых (в возрасте 45-75 лет) (Burch и соавт., 1965). Среди новорожденных частота внезапной сердечной смерти составляет около 0.1—0.3%. В возрасте 1—13 лет только 1 из 5 случаев внезапной смерти обусловлен заболеваниями сердца, в возрасте 14—21 год этот показатель возрастает до 30%, а в среднем и пожилом возрасте 88% всех случаев внезапной смерти являются внезапной сердечной смертью.

Имеются и половые различия в частоте внезапной сердечной смерти. Внезапная сердечная смерть в молодом и среднем возрасте отмечается у мужчин в 4 раза чаще, чем у женщин, в возрасте 45-64 лет у мужчин внезапная сердечная смерть регистрируется в 7 раз чаще по сравнению с женщинами и только в возрастной группе 65-74 года частота внезапной сердечной смерти у мужчин и женщин выражается соотношением 2:1.

В США регистрируется более 250000 случаев внезапной сердечной смерти в год.

По данным ВОЗ, частота внезапной сердечной смерти составляет 30 случаев в неделю на 1 млн. населения, т.е. в РТ можно ожидать более 4 500 случаев.

Частота внезапной сердечной смерти по данным ВОЗ в разных странах составляет от 19 до 149% на 100000 населения, а относительно всех подвергшихся вскрытию умерших больных составляет:



в возрасте 30 - 39 лет - 5,9%;

в возрасте 40 - 49 лет - 20,2%;

в возрасте 50 - 59 лет - 28,3%;

в возрасте 60 - 69 лет - 44,7%;

У мужчин внезапная сердечная смерть отмечается в 2,5-3 - 4 раза чаще.

Наиболее часто внезапная сердечная смерть наступает в предутренние и ранние утренние часы, а также в первую половину дня. В этот период зарегистрирована почти половина всех случаев катастроф. На этот же период приходится пик эпизодов безболевой ишемии миокарда, коронарного тромбоза, инфаркта миокарда (ИМ), мозговых инсультов.

Существуют некоторые формы внезапной сердечной смерти, наступающей в ночное время суток. Такие формы описаны как «смерть во сне» (Лаос) «внезапная и непредвиденная смерть» (Япония), «вставать и стонать во сне» (Филиппины).

В 69% всех случаев внезапной сердечной смерти наступает дома, в 18% - на улице или транспорте, в 7% -на работе, 6% - в иных местах. Эти статистические данные свидетельствуют о том, что почти во всех случаях внезапной смерти, при правильной организации первой медицинской помощи, больному может быть оказано реанимационное пособие.

Согласно статистике в мире ежегодно регистрируются около 160 эпизодов внезапной смерти во время суточногомониторирования ЭКГ. Небезынтересны и следующие данные. В процессе выполнения кардиологических реабилитационных программ ВСС наступает примерно у 1 из 12000-15000 больных, а при проведении нагрузочных тестов - в 1 случае на 2000 исследований.

Понятие внезапная смерть заключает в себе не столько специфическую причину смерти, сколько ее специфический механизм, распространяющийся на все категории сердечно-сосудистых заболеваний» (MasoodAkhtaretal).

Содержание термина «специфический механизм» раскрывают данные анализа уникальных холтеровских мониторных записей ЭКГ, зарегистрированных в момент внезапной сердечной смерти, прежде всего, это нарушения ритма. Большой интерес представляют данные холтеровскогомониторирования у здоровых лиц: наджелудочковые экстрасистолы - от 14 до 91%, желудочковые экстрасистолы - 46-89%, миграция водителя ритма - 7-54%, «выскальзывающие» комплексы - от 4 до 46%.



Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10
2.Дифференциальная диагностика нарушений ритма. Клиническая и ЭКГ диагностика. Неотложная помощь (2 часа)
Нарушения сердечного ритма и проводимости - многочисленная группа преходящих или постоянных расстройств ритма сердца, в основном возникающих при органических поражениях сердечно-сосудистой системы. Они обусловливаются нарушениями важнейших функций миокарда: автоматизма, возбудимости и проводимости.

Из органических поражений сердечно-сосудистой системы аритмии чаще всего встречаются при ИБС, миокардитах, кардиомиопатиях, пороках сердца, патологии крупных сосудов (тром боэмболиях легочной артерии, аневризмах аорты и ее надрывах, болезни Такаясу), гипертонической болезни, перикардитах, опухолях сердца. Аритмии также наблюдаются при эндокринопатиях (феохромоцитома, тиреотоксикоз), интоксикациях медикаментами (гликозиды, катехоламины), острых инфекционных заболеваниях, анемиях и других патологических состояниях.

Аритмии могут быть связаны с особенностями проводящей системы, как, например, в случаях синдрома Вольффа-Пар кинсона-Уайта.

Нередко аритмии развиваются при нарушениях электролитного баланса, особенно калиевого, кальциевого и магниевого.

Иногда аритмии возникают под влиянием неумеренного употребления кофе, алкоголя, курения, чаще всего при скрытых поражениях миокарда. Некоторые виды аритмий могут развиваться и у здоровых людей'в ответ на физическую нагрузку или нервное напряжение.

Диагноз аритмий сердца основывается на клинико-электрокардиографических данных. Для здорового человека характерен синусовый ритм.



Литература: О: 1,3,6,8 Д: 1,2,7,8,10
3.Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке некороногенного характера(2 часа)

В практике врача общей практики часто приходится сталкиваться с различными ситуациями, сопровождающимися болями в грудной клетке, которые часто требуют от врача быстрой, эффективной помощи больным. Какова должна быть помощь при различных конкретных ситуациях зависит от того какая патология у больного – угрожает ли она жизни больного? С чем связано появление данных болей? В данной лекции мы остановимся на некоторых заболеваниях, которые сопровождаются болями в грудной клетке некоронарогенного характера. В первую очередь исключить наиболее опасные заболевания, угрожающие для жизни больного:

• Инфаркт миокарда

• Спонтанный Пневмоторакс

• ТЭЛА

• Расслаивающаяся аневризма аорты



Только исключив их, следует искать другие причины боли в грудной клетке. Так рассмотрим отдельно некоторые патологии, сопровождающиеся болями в грудной клетке.

Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10
4. Дифференциальная диагностика кашля, мокроты и кровохарканья. Тактика ВОП (2 часа)

Кашель может быть влажным и сухим в зависимости от наличия мокроты, приступообразным (при коклюше), периодическим (при бронхите), непрерывным и коротким (при плеврите), лающим (при поражении гортани и истерии), сиплым (при воспалении голосовых связок).



Классификация:

1. По характеру:

– непродуктивный, или сухой;

– продуктивный, или влажный – с отхождением мокроты.

2. По интенсивности:

– покашливание;

– легкий;

– сильный.

3. По продолжительности:

– эпизодический кратковременный;

– приступообразный;

– постоянный.

4. По течению:

– острый – до 3 недель;

– затяжной – более 3 недель, но менее 3 месяцев;

– хронический – 3 месяца и более.



Происхождение кашля можно предположить, анализируя его характер. Так, сухой громкий, отрывистый (лающий) кашель возникает при воспалении гортани, трахеи; судорожный кашель с быстро следующими друг за другом толчками, прерывающимися шумным выдохом, приводящий к рвоте наблюдается при таком инфекционном заболевании, как коклюш; на фоне свистящего дыхания – при бронхиальной астме. Анализируя характер продуктивного кашля, следует обращать внимание на особенности мокроты. Так, кашель с отделением светлой мокроты, приобретающей желто-зеленый цвет в периоды обострения, возможен при хроническом бронхите, мокрота с примесью крови бывает, например, при туберкулезе легких и т.д.

Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10

5. Дифференциальная диагностика болей в животе (2 часа)
Боль в животе является наиболее частой жалобой больных, с которыми нередко сталкивается в повседневной работе врач общей практики. Своевременная диагностика причин этого синдрома определяет правильность дальнейшей тактики обследования и лечения пациента, от чего нередко зависит его жизнь.

Сложность интерпретации синдрома боли заключается в том, что болевые ощущения в брюшной полости могут возникать не только при патологии ее органов, но и при ряде других заболеваний, анатомически не связанных с этой областью, что обусловлено вегетативным характером болевого синдрома. Механизм болевых ощущений различен: спазм, растяжение, воспаление, некроз, сдавление и т.д.

У постели больного прежде всего необходимо исключить острые хирургические заболевания, сопровождающиеся клиникой «острого живота» и требующие экстренного хирургического вмешательства. Ранняя диагностика острого живота снижает число осложнений и летальность. Патогенез развития клиники «острого живота» обусловлен различными процессами:

  • воспалительными - аппендицит, холецистит, панкреатит и т.д.;

  • деструктивными - язвенная болезнь, новообразования;

  • нарушениями кровоснабжения органа - эмболия, атеросклероз, спазм мезентериальных сосудов, гиповолемия с тромбозом артерий, сдавление сосудов извне;

  • обструкцией - врожденные аномалии, новообразования, паразиты, инородные тела, продукты распада опухоли.

Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10
6. Дифференциальный диагноз кишечных дисфункций. Дисбактериоз. Современные принципы лечения и профилактики (2 часа)
Хронический энтерит. Боль в животе при ХЭ не является ведущим симптомом и чаще локализуются вокруг пупка. При перкуссии живота при метеоризма отмечается распространенный тимпанит, который уменьшается после акта дефекации и отхождения газов. При вовлечении в воспалительный процесс брыжейки тонкого кишечника определяется болезненность в точке Поргеса (слева и выше пупка на уровне XII грудного и I поясничного позвонка. При аускультации определяется громкое урчание в животе.

Лабораторно-инструментальное исследование. В анализах крови: признаки анемии, гипопротеинемия, гипоальбуминемия, гипогликемия, иногда повышение печеночных ферментов, понижение уровня электролитов. Общий анализ мочи часто без изменений, но при тяжелом течении наблюдаются протеинурия и микрогематурия. Для копрологического анализа при ХЭ характерны следующие специфические изменения изменения: полифекалия (до 300 г и более за сутки); цвет кала соломенно-желтый или зеленовато-желтый; наличие кусочков непереваренной пищи; слизь в небольшом количестве; стеаторея (в большом количестве определяются жирные кислоты и мыла); креаторея (в кале определяются непереваренные мышечные волокна); амелорея (непереваренный крахмал); пузырьки газа, пенистый кал при бродильной диспепсии.

При рентгенологическом исследовании тонкого кишечника определяются неравномерное утолщение и деформирование рельефа слизистой оболочки, складки сглажены, усиление моторики тонкой кишки, скопление жидкости и газа.

Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10
7. Дифференциальная диагностика при лихорадках. Тактика ВОП(2часа)
Повышение температуры тела является одним из наиболее час­тых и характерных проявлений многих инфекционных, а также неинфекционных болезней. Нередко практические врачи, выявив у больного повышенную тем­пературу тела, уже предполагают у него инфекционное заболевание. Однако широкая распространенность лихорадки, которая может быть почти при всех инфекционных болезнях, обусловливает трудности дифференциальной диагностики этого синдрома, тем более что по­вышение температуры тела является одним из самых ранних призна­ков, когда еще нет других клинических проявлений болезни, в том числе многих параметров лихорадки, имеющих дифференциально-диагностическое значение (длительность, характер температурной кривой и др.).

Нужно иметь в виду, что не каждое повышение температуры тела является лихорадкой, а для инфекционных болезней характерна имен­но она. Под лихорадкой понимают терморегуляторное повышение температуры тела, которое представляет собой организованный и ко­ординированный ответ организма на болезнь, т.е. организм сам под­нимает температуру тела выше нормы [.

Повышение температуры тела может быть обусловлено не только регуляторными механизмами, но может возникнуть и в результате дисбаланса между теплопродукцией и теплоотдачей, что и ведет к повышению температуры тела вопреки попыткам организма поддер­живать нормальную температуру. Такое повышение температуры тела называется гипертермией (не следует этот термин рассматривать как синоним лихорадки, что иногда встречается в литературе).

Гипертермия наблюдается при так называемых тепловых заболе­ваниях (тепловой удар, гипертиреоз, отравление атропином и др.). Наконец, повышение температуры тела может быть обусловлено нор­мальной активностью или физиологическими процессами. Небольшое повышение температуры тела может быть связано с циркадными рит­мами (суточные колебания). Температура тела у здорового человека обычно достигает максимального уровня к 18 ч и минимальной бы­вает в 3 ч ночи. Небольшое повышение температуры тела может на­ступить после обильной еды и более значительное — после тяжелой и длительной физической нагрузки. Таким образом, мы можем гово­рить о разных механизмах повышения температуры тела.



Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10
8. Дифференциальная диагностика диффузных заболеваний соединительной ткани. (2 часа)
Диффузные заболевания соединительной ткани (ДЗСТ) — группа заболеваний, характеризующихся системным иммуновоспалительным поражением соединительной ткани и ее производных.

При ДЗСТ развиваются аутоиммунные процессы, т.е. появление антител или сенсибилизированных лимфоцитов, направленных против антигенов собственного организма (аутоантигенов).


Общие черты ДЗСТ:

- в патогенезе — нарушение иммунного гомеостаза в виде неконтролируемой выработки аутоантител и образования иммунных комплексов, циркулирующих в крови и фиксирующихся в тканях с развитием воспаления (в микроциркуляторном русле, почках, суставах и пр.);

- сходство морфологических изменений (васкулиты, лимфоидные и плазмоклеточные инфильтраты и пр.);

- хроническое течение;

- обострение под влиянием неспецифических воздействий (инфекция, инсоляция, вакцинация и др.);

- мультисистемность поражения (кожа, суставы, серозные оболочки, почки, сердце, легкие);

- лечебный эффект иммуносупрессорных средств (кортикостероиды, цитостатики).

В настоящее время к ДЗСТ относят:

1. СКВ – идиопатическая; лекарственный волчаночный синдром

2. ССД - идиопатическая; индуцированная (химическая, лекарственная)

3. Диффузный эозинофильный фасциит-

4. Дерматомиозит (полимиозит) – идиопатический, паранеопластиче-ский, ювенильный

5. Синдром Шегрена – первичный (болезнь Шегрена), вторичный

6. Перекрестный синдром

7. Рецидивирующий полихондрит

8. рецидивирующий панникулит (болезнь Вебера—Крисчена).

8. Антифосфолипидный синдром

Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10
9.Дифференциальная диагностика нефротического синдрома. (2 часа)
Нефротический синдром (НС) - симптомокомплекс, включающий ряд клинических признаков, главным из которых являются протеинурия более 3.5 г/сут, отеки, а также ряд характерных метаболических сдвигов - нарушений, прежде всего белкового и липидного обмена (диспротеинемия, гипопротеинемия, гиперлипидемия). Принято считать, что термин "нефротический синдром" ввел в литературу W.Nonnenbruch (1949).

В основе этиологии нефротического синдрома лежат два типа почечных изменений - различные варианты гломерулярных поражений и амилоидоз. В подавляющем большинстве случаев нефротический синдром возникает при заболеваниях собственно почек - остром и хроническом гломерулонефрите. Однако, поражения почек могут быть обусловлены и системными (системная красная волчанка, геморрагический васкулит, узелковый периартериит, склеродермия, ревматизм и др.), инфекционной этиологии (хронические нагноительные процессы легких, костной системы, туберкулез, сифилис и др.), паразитарными (малярия, шистосомоз), заболеваниями патологией печени; болезнями крови, аллергическими заболеваниями и др. Нефротический синдром может быть индуцирован медикаментами (противоэпилептические средства, препараты висмута, золота, ртути, Д-пеницилламин, антибиотики, витамины и др).

При всех перечисленных болезнях нефротический синдром реализуется через два упомянутых выше варианта поражения почек - изменений типа гломерулонефрита и амилоидоза.

Таким образом, этиология она многообразна, однако его клинические проявления носят однотипный неспецифический характер, что, в определенной степени, обусловлено общностью патогенетических механизмов.



Литература: О (основная)-1,3,6,8 Д (дополнительная)-1,2,7,8,10
Календарно -тематический план лекционных материалов по внутренним заболеваниям




Тема лекций

часы

Для VII курса

1

Внезапная смерть. Тактика ВОП

2

2

Дифференциальная диагностика нарушений ритма. Клиническая и ЭКГ диагностика. Неотложная помощь

2

3

Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке некороногенного характера

2

4

Дифференциальная диагностика кашля, мокроты и кровохарканья. Тактика ВОП

2

5

Дифференциальная диагностика болей в животе

2

6

Дифференциальный диагноз кишечных дисфункций. Дисбактериоз. Современные принципы лечения и профилактики

2

7

Дифференциальная диагностика при лихорадках. Тактика ВОП

2

8

Дифференциальная диагностика диффузных заболеваний соединительной ткани.

2

9

Дифференциальная диагностика нефротического синдрома.

2




всего

18



2.2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для студентов VII курса
1. Профилактика в работе ВОП. Виды профилактики. Пропаганда здорового образа жизни. Гигиена питания и быта. Профилактические осмотры, скрининг. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Иммунизация. Программы и мероприятия. Принципы преподавания темы-(6,0 часов)
Деятельность врача общей практики на 80-90% состоит из профилактической работы. Пропаганда здорового образа жизни и ответственное отношение людей к своему здоровью, выявление и устранение факторов риска различных заболеваний, ранняя диагностика и своевременное лечение, предупреждение осложнений, оказание социальной и бытовой помощи инвалидам, все это способствует улучшению здоровья населения. Научить ВОП проведению профилактических мероприятий, иммунизации и пропаганде ЗОЖ среди населения.Ознакомить ВОП с видами профилактики.Научить ВОП пропаганде ЗОЖ среди населения, гигиене питания и быта.Научить ВОП методам проведения профилактических осмотров и скрининга.Обучить проведению мероприятий по иммунизации среди населения.Виды профилактики в работе ВОП.

О принципах ЗОЖ и их применения при обучении населения и больных.

Как проводить беседы в махалле и составлять темы лекций.Как составлять брошюры, лекции и заметки в СМИ.Иммунизацию, принципы скрининга и методы его проведения

Составлять брошюры, лекции и заметки в СМИ на темы: алкоголизм, наркомания, курение, туберкулез, вирусный гепатит, СПИД, контрацепция.Составлять пирамиду здорового питания. Составлять карту и оценивать результаты скрининга.Планировать иммунизацию населения.

Проводить профилактические осмотры по оздоровлению населения.Проводить скрининг населения по наиболее часто встречающимся заболеваниям.Проводить беседы и лекции в местных общинах (школах, махаллях).Проводить мероприятия по иммунизации.

Научить ВОП проведению профилактических мероприятий, иммунизации и пропаганде ЗОЖ среди населения.Ознакомить ВОП с видами профилактики.Научить ВОП пропаганде ЗОЖ среди населения, гигиене питания и быта.Научить ВОП методам проведения профилактических осмотров и скрининга.Обучить проведению мероприятий по иммунизации среди населения.

Технологии обучения применяемые во время занятия: «Мозговой штурм», «Ручка на середине стола», «Работа в малых группах»

Литература: О: 1,3,4,5 Д:1,2,5,6,7,10,11

2.Работа с различными группами населения. Дети, подростки, женщины (женщины фертильного возраста, беременные), мужчины, пожилые. Работники производств и сельского хозяйства. Социально-незащищенные люди. Больные, трудный больной, умирающий больной. Вопросы реабилитации и диспансеризации. Экспертиза трудоспособности. Принципы преподавания темы-(6,0 часов)
Наблюдение и лечение больного на протяжении всей жизни – сущность общей практики. Врач хорошо знает больного и его семью, условия его работы и отдыха. Заботливый, ответственный и знающий врач – надёжная опора больного и его семьи. К сожалению, семьи не всегда воспринимают врача общей практики как советчика, не понимают, что могут обратиться к нему с вопросами не только медицинского характера, поэтому врач сам тактично должен предложить себя в этом качестве. Особенно уместно это во время консультации пары собирающей вступить в брак, при беременности, при наблюдении роста детей и подростков, женщин фертильного возраста, беременных, мужчин, ну и особенно пожилых. Общение в этот период устанавливает новые отношения между врачом и больным, облегчает дальнейшую работу с семьёй.Научить ВОП - Работать с различными группами населения - дети, подростки, женщины (женщины фертильного возраста, беременные), мужчины, пожилые, работниками производств и сельского хозяйства, социально-незащищёнными людьми, трудными больными, умирающими больными; решать вопросы реабилитации и диспансеризации, подготавливать документы к экспертизе трудоспособности. Научить работать с различными группами населения: дети, подростки, женщины (женщины фертильного возраста, беременные), мужчины, пожилые.Научить работать с работниками производств и сельского хозяйства. Научить работать социально-незащищёнными людьми. Научить работать с трудными больными, умирающими больными.Проводить вопросы реабилитации и диспансеризации.Знать, как подготавливать документы к экспертизе трудоспособности. Уметь работать с различными группами населения: дети, подростки, женщины (женщины фертильного возраста, беременные), мужчины, пожилые.. Уметь работать с работниками производств и сельского хозяйства.Уметь работать социально-незащищёнными людьми.Уметь работать с трудными больными, умирающими больными.Проводить вопросы реабилитации и диспансеризации.Подготавливать документы к экспертизе трудоспособности.Уметь работать с различными группами населения: дети, подростки, женщины (женщины фертильного возраста, беременные), мужчины, пожилые.Уметь работать с работниками производств и сельского хозяйства.Уметь работать социально-незащищёнными людьми.Уметь работать с трудными больными, умирающими больными.Проводить вопросы реабилитации и диспансеризации.Подготавливать документы к экспертизе трудоспособности.

Технологии обучения применяемые во время занятия: «Мозговой штурм», «Ручка на середине стола», «Работа в малых группах»



Литература: О: 1,3,4,5 Д:1,2,5,6,7,10,11
3.Воздействие на факторы риска. Санитарное просвещение. Воздействие на основные причины заболеваемости и смертности. Укрепление психического статуса. Экология и профессиональные факторы. Обучение больных, «школы»- (6,0часов)
Научить ВОП - Профилактики ИБС и инсультов, злокачественных новообразований (особенно рака лёгких, молочной железы, шейки матки и кожи), травм и интоксикаций, инфекций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, болезней зубов, бронхиальной астмы, психических нарушений, инвалидности.Уменьшение распространённости курения, алкоголизма, наркомании, неправильного питания, малоподвижного образа жизни.

Уменьшение артериальной гипертонии.Уменьшение гиперлипопротеидемии.Обучения о вреде беспорядочной половой жизни.Уменьшение воздействия профессиональных вредностей и неблагоприятных факторов окружающей среды.Санитарное просвещение. Воздействие на основные причины заболеваемости и смертности.Укрепление психического статуса.Экология и профессиональные факторы. Обучение больных, «школы».Уметь проводить профилактику ИБС и инсультов, злокачественных новообразований (особенно рака лёгких, молочной железы, шейки матки и кожи), травм и интоксикаций, инфекций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, болезней зубов, бронхиальной астмы, психических нарушений, инвалидности.

Обучать больного – что является основными причинами заболеваемости и смертности, (доступное объяснение ему этиологии и патогенеза его болезни, принципов лечения, необходимости соблюдения режима и диеты).Обучать больного - здоровому образу жизни каждого человекаОбучать больного как воздействовать на факторы риска (курение, алкоголизм, наркомания, правильное питание, неблагоприятные факторы окружающей среды, беспорядочная половая жизнь).Обучать больного профилактики психических нарушений.Обучать больного как проводить профилактику против профессиональных болезнейОбучать больного, как уменьшить воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды. Заставить больного почувствовать ответственность за своё здоровье, и направлять к здоровому образу жизни.Уметь убедить больного и направлять к здоровому образу жизни. Проводить профилактику ИБС и инсультов, злокачественных новообразований (особенно рака лёгких, молочной железы, шейки матки и кожи), травм и интоксикаций, инфекций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, болезней зубов, бронхиальной астмы, психических нарушений, инвалидности.

Технологии обучения применяемые во время занятия: «Мозговой штурм», «Ручка на середине стола», «Работа в малых группах»



Литература: О: 1,3,4,5 Д:1,2,5,6,7,10,11
4.Медицина для путешественников. Консультация до путешествия. Консультация после путешествия. Иммунизация. Смена климата и часовых поясов. Укачивание и горная болезнь. Дорожный медицинский набор. Принципы преподавания темы -(6,0часов)
Научить ВОП – проводить консультацию до путешествия, консультацию после путешествия, проводить иммунизацию, при смене климата и часовых поясов, при укачивании и горной болезни. Уметь собирать дорожный медицинский набор.Проводить консультацию до путешествия,Проводить консультацию после путешествия,Проводить иммунизацию,Проводить консультацию при смене климата и часовых поясов,Проводить консультацию при укачивании и горной болезни.Уметь собирать дорожный медицинский набор.При консультации перед путешествием входят кишечные инфекции, диарея путешественников, хроническая диарея и их профилактику, малярия. Профилактику болезней передающих половым путём и наркомании.При консультации после путешествия должен знать о профилактике болезней передающих половым путём, дисфункции ЖКТ, лихорадке, малярии, брюшном тифе, лихорадке денге, менингококковой инфекции и японском энцефалите. Редкие инфекции- сонная болезнь (африканский трипаносомоз), кожный лейшманиоз, шистосомоз, анкилостомоз, стронгилоидоз, лаймская болезнь, мелиоидоз, сигватера.Синдром смены часовых перелётов.Симптомы укачивания, горной болезни.Проводить иммунизацию: обязательную - против холеры, против жёлтой лихорадки, добровольную - против гепатита «А» и «В», брюшного тифа, японского энцефалита, менингококковой, бешенства, сыпного тифа, чумы.Иммунизацию: обязательную - против холеры, против жёлтой лихорадки, добровольную - против гепатита А и В, брюшного тифа, японского энцефалита, менингококковой, бешенства, сыпного тифа, чумыСобирать дорожный медицинский набор. Проводить консультацию до путешествия,.Проводить консультацию после путешествия,Проводить иммунизацию,Проводить консультацию при смене климата и часовых поясов,Проводить консультацию при укачивании и горной болезни..Уметь собирать дорожный медицинский набор.

Технологии обучения применяемые во время занятия: «Мозговой штурм», «Ручка на середине стола», «Работа в малых группах»



Литература: О: 1,3,4,5 Д:1,2,5,6,7,10,11
  1   2   3