Рабочая программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»

Скачать 86,46 Kb.


Дата16.02.2018
Размер86,46 Kb.

Скачать 86,46 Kb.

Рабочая программа
элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» для 9-х классов
в рамках предпрофильной подготовки
Составитель программы: учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г Таштагола

Бутылина Валентина Николаевна
Пояснительная записка
Курс «Симметрия вокруг нас» создан для учащихся 9 классов, в рамках предпрофильной подготовки. Главным основанием для создания данного» курса было изменить отношение учащихся к математике.

Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел матема­тики как «Симметрия» представлен односторонне. В базовом курсе представлена лишь математическая составляющая свойств симмет­рии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элек­тивный курс «Симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собствен­ных внутренних закономерностей. Материал данного курса, безус­ловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 9 классах, так и на занятиях кружков.

Ведущий подход, который был использован при разработке курса - показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух вели­ких сфер человеческой культуры - науки и искусства, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формооб­разующими в архитектуре, в музыке, живописи и т. д.
Цели и задачи.
Данный курс представляет следующие цели:


  • показать связь между разными областями знаний;

  • углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;

  • воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира;

  • развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;

  • расширить кругозор учащихся;

  • стимулировать познавательные интересы.


Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архи­тектуры; провести самостоятельный поиск информации, необходи­мой для подтверждения или опровержения фактов; получить до­полнительную информацию из материалов, которые либо входят в учебное пособие к курсу, либо могут рассматриваться как сопро­вождающие курс (художественные альбомы, видеоматериалы, ин­формация Интернет); провести небольшое самостоятельное иссле­дование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществ­ления этой работы являются задания для учащихся, которые предлагаются в дидактических материалах для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся.
Данный курс рассчитан на 8 часов. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объ­яснение, беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный ди­дактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.


Содержание программы

Тема 1. Симметрия (2 часа).
Занятие 1. Симметрия. Виды симметрии: осевая симметрия, центральная симметрия, поворотная симметрия, параллельный пе­ренос, зеркальная симметрия. Композиция симметрии (1 ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тре­нировочных упражнений.



Занятие 2. Симметрия фигур. Распределение по классам сим­метрии. Симметрия тел (1ч).

Методы обучения: лекция, рассказ, объяснение, решение практических задач на построение фигур с заданным типом сим­метрии.



Тема 2. Симметрия в природе (1 час).
Занятие 3. Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Асимметрия. Семинар (1 ч).

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; обсуждение тем сообщений и рефера­тов; выступления.



Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа).
Занятие 4. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке (1 ч).

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения, рефераты.



Занятие 5. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Ро­зетки. (1 ч).

Методы обучения: лекция, выполнение творческих зада­ний.



Тема 4. Симметрия в алгебре (3 часа).
Занятие 6. Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений (1 ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, решение трениро­вочных заданий.


Занятие 7. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

Методы обучения: лекция, объяснение, решение трениро­вочных заданий.


Занятие 8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.


Календарно-тематический план



Дата

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе


Форма контроля












лекция

практика

семинар



1




Симметрия. Ви­ды симметрии

1

0,5

0,5




Проект «Все ли в мире идеально для глаза»

2




Симметрия фи­гур. Распределе­ние по классам

1

0,5

0,5




Практическая работа

3




Симметрия в природе

1







1

Реферат. Проект

4




Симметрия в искусстве

1







1

Реферат. Проект

5




Симметрия в предметах деко­ративно-прикладного искусства

1

1







Проект «Симметрия в орнаментах»

6




Симметрические

многочлены.

Симметрические

системы


1

0,5

1




Проект «Паркеты»

7





Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций

1

0,5



1





Самостоятельная работа.


8




Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций

1














Инструментарий для оценивания результато:

практические, лабораторные, творческие работы, конкурс творческих идей, проектов, зачеты, тесты.



Литература

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986.

  3. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.

  4. Коксетер Г.С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978.

  5. Левитин К. Геометрические рапсодии. – М.: Знание, 1986.

  6. Математика. Учебно-методическая газета. – М.: Издательский дом «Первое сентября».

  7. Мир математики. Том. 17. Зазеркалье. Симметрия в математике

( http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_2945.htm)


  1. Симметрия, орнаменты, паркет... В математике и в повседневной жизни

  2. Симметрия в математике, физике, химии (http://www.openclass.ru/node/276039)

  • Пояснительная записка
  • Цели и задачи.
  • Содержание программы Тема 1. Симметрия (2 часа). Занятие 1.
  • Тема 2. Симметрия в природе (1 час). Занятие 3.
  • Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа). Занятие 4.
  • Тема 4. Симметрия в алгебре (3 часа). Занятие 6.
  • Занятие 7.
  • Календарно-тематический план
  • Инструментарий для оценивания результато