Рабочая программа дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины



страница1/3
Дата11.03.2017
Размер484 Kb.


  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра криминалистики и судебных экспертиз




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методами и возможностями исследования


Направление подготовки

030900 Юриспруденция
Наименование магистерской программы

Уголовный процесс, криминалистика и


теория оперативно-розыскной деятельности

Степень выпускника

МАГИСТР

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 10 от 27.04.2011


ИЖЕВСК

2011 г.
1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методами и возможностями исследования является способствовать свободной ориентации будущих магистров в современной системе задач ДВРП, решаемых с помощью средств и методов, разработанных в последнем десятилетии на основе развития теории криминалистики и достижений науки и техники.
Задачи освоения дисциплины:


  • овладение студентами содержанием понятий: «метод решения технико-криминалистических задач»;

  • развитие способностей студентов проведения анализа ситуаций ДВРП, в которых встречаются технико-криминалистические задачи;

  • развитие способностей студентов формулировать содержание и сущность технико-криминалистической задачи, выделенной из конкретной анализируемой ситуации;

  • развить умение студентов обосновывать современные методы и средства, необходимые для решения конкретно технико-криминалистической задачи.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина входит в профессиональный цикл вариативную часть вариативную составляющую ООП магистратуры.


Дисциплина адресована студентам первого года обучения
Изучению дисциплины предшествуют: курс криминалистики, предусмотренный программой подготовки бакалавра или специалиста.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на продвинутом уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий, Экспертизы в правоохранительной деятельности, Теория оперативно-розыскной деятельности, Система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений, Организационно-управленческая деятельность следователя в цикле профессиональный, вариативная часть ООП.
Программа дисциплины построена линейно, Включает в себя 4 темы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

1) осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2) способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3) способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

1) готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

2) способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

3) способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: криминалистические понятия и категории; учения о криминалистической идентификации и диагностике; содержание и сущность системы инструментальных и знаниевых средств выполнения алгоритма решения ТКЗ; классификацию ТКЗ по целям и задачам их решения; тактические приемы и рекомендации собирания, исследования и использования доказательств; тактику осмотра места происшествия, технические средства, используемые для выявления, фиксации и изъятия различных следов; тактику проведения отдельных следственных действий; виды криминалистических исследований, проводимых в экспертно-криминалистических учреждениях различных ведомств Российской Федерации; правила построения и проверки версий, планирование расследования.

  • Уметь: применять при производстве следственных действий криминалистическую технику; использовать современные технические средства и методы для обнаружения, фиксации и изъятия следов, микрообъектов и других вещественных доказательств; формулировать алгоритм действий следователя и эксперта; проводить все следственные действия; выдвигать версии, определять направление расследования, планировать следственные действия; уметь правильно организовать взаимодействие в процессе расследования преступлений с сотрудниками уголовного розыска, экспертно-криминалистическими подразделениями, также иными службами органов внутренних дел и иных правоохранительных органов.

  • Владеть: навыками применения технико-криминалистических средств обнаружения, фиксации и изъятия различных следов; проведения отдельных следственных действий и использования специальных познаний при расследовании преступлений; выдвижения и проверки следственных версий и планирования расследования.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

п/п



Разделы, темы
дисциплины

Неделя

семест ра



Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции (код)



Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.





1

2

3

4

5

6




Семестр 1

1.

Тема 1. Пути и средства решения технико-криминалистических задач (ТКЗ) в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП).

1 / 3

1

4

12

Опрос

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ПК-3

ПК-4

ПК-5

6

2.

Тема 2. Классификация и содержания ТКЗ, решаемых в ходе ДВРП.

1 / 4

1

2

12

Деловая игра, тестирование

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ПК-3

ПК-4

ПК-5

6

3.

Тема 3. Методы и средства решения ТКЗ, выполняемых в ходе следственных действий.

2 / 5

1

6

14

Опрос

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ПК-3

ПК-4

ПК-5

6

4.

Тема 4. Современная система средств и методов решения ТКЗ в судебных экспертизах.

2 / 6

1

6

12

Опрос

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ПК-3

ПК-4

ПК-5

6




ВСЕГО:




4

18

50

























Форма промежуточной аттестации – экзамен



5. Содержание дисциплины

5.1. Темы лекций и их аннотации

Тема 1. Пути и средства решения технико-криминалистических задач (ТКЗ) в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП).

Содержание и сущность понятия «ТКЗ», как способа организации мыслительной деятельности криминалиста. Характерные компоненты ТКЗ: сущее алгоритм должное, т.е. потребное будущее. Содержание, типы и виды сущего в ТКЗ: конечные состояния объектов, вызванных преобразующими действиями индивидов субъекта преступной деятельности. Информационное содержание сущего, т.е. конечных состояний объектов, вызванных действиями преступников. Понятие алгоритма, как совокупности правил выполнения действий в решении ТКЗ. Содержание и сущность системы инструментальных и знаниевых средств выполнения алгоритма решения ТКЗ.


Тема 2. Классификация и содержания ТКЗ, решаемых в ходе ДВРП.

Классификация ТКЗ по целям и задачам их решения. Диагностические задачи, решение которых приводит к ответу на вопрос о том, к какому классу, роду, типу относится данный объект, явление, процесс.

Идентификационные задачи, решение которых позволяет установить оригинал по образу. Ситуационные задачи, как результат анализа следовой картины, позволяющей воссоздать в идеальной информационной модели деятельностный фрагмент ПД. Специфика методов и средств решения ТКЗ, относящихся различным классификационным группам.
Тема 3. Методы и средства решения ТКЗ, выполняемых в ходе следственных действий.

Современные методы и средства, применяемые следователем для решения ТКЗ в ходе проведения следственных осмотров: осмотр в лучах невидимых частей спектра (УФ, ИК); цифровая фотосъемка, цифровая видеозапись; средства и методы обнаружения макро-, микрочастиц, их сбор и хранение.

Современные методы и средства, применяемы следователем в ходе следственного эксперимента: современные способы фиксации хода и результатов следственного эксперимента.

Современные методы и средства, применяемые следователем для решения ТКЗ в ходе обыска: возможности современных поисковых приборов и методы их применения.


Тема 4. Современная система средств и методов решения ТКЗ в судебных экспертизах.

Современные возможности дактилоскопической экспертизы. Содержание средств и методов проведения дактилоскопических исследований на базе современного компьютерного обеспечения.

Содержание средств и методов проведения исследований документов, изготовленных с помощью современной множительной техники, решение идентификационных и диагностических задач.

Содержание современных средств и методов проведения баллистических исследований. Современные возможности баллистической экспертизы.

Содержание средств и методов решения ТКЗ в современной компьютерной экспертизе. Компьютерное (программное) обеспечение решения ТКЗ в современных видах экспертиз.

5.2. Планы практических занятий
Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:

При обсуждении теоретических вопросов курса работа организуется в виде семинара. Назначение занятий заключается в контроле правильности понимания студентами основных концептуальных положений криминалистических теорий, демонстрации путей их использования при решении практических задач, определении возможностей решения проблем рассматриваемых теорий.

При рассмотрении теоретических вопросов должен проводиться анализ различных подходов к рассматриваемой проблеме с обязательным обоснованием студентом той позиции, которой он придерживается и высказыванием контраргументов против оспариваемых точек зрения. По положениям, активно применяющимся при решении практических задач, предлагаются задания по разрешению конкретных ситуаций. При этом при построении ответа студент должен использовать изученные теоретические положения, формируя на их основе обоснование полученных результатов.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), не подготовившиеся к занятию обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Работа студентов, не отчитавшихся по каждой не проработанной ими на занятиях теме, не может быть оценена.

На первом занятия преподаватель знакомится со студентами группы, объясняет студентам порядок работы в течение семестра, характер предъявляемых требований. Целесообразно ознакомить с критериями выставления экзаменационной оценки. В процессе вводной беседы решаются организационные вопросы, обсуждаются часто встречающиеся проблемы.

Наиболее распространенная форма теоретического семинара – познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. При этом могут быть использованы различные способы организации такого семинара: возможно поручение одному или нескольким студентам подготовить небольшое сообщение по тому или иному вопросу и последующее его обсуждение; можно дать задание группе студентов изучить определенные источники, освещающие планируемую к рассмотрению проблему, желательно организовать диспуты.

Готовясь к проведению теоретического семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель теоретических семинаров – повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по возможности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется.
Тема 1. Пути и средства решения технико-криминалистических задач (ТКЗ) в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП).

Вопросы:

1. Компоненты ТКЗ: понятие и содержание.

2. Содержание, типы и виды сущего в ТКЗ, его информационное содержание.

3. Содержание и сущность системы инструментальных и знаниевых средств выполнения алгоритма решения ТКЗ.

4. Классификация ТКЗ по целям и задачам их решения.

5. Специфика методов и средств решения ТКЗ, относящихся различным классификационным группам.


Задания:

  1. Составить алгоритм проведения отдельного следственного действия (по указанию преподавателя).

Литература:



  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в редакции на 19.07.2011)

  3. Федеральный закон «О полиции» от 2.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 01.07.2011)

  4. Федеральный закон “об оружии” от 13 декабря 1996г. № 150-фз (в ред. от 01.07.2011)

  5. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ (в ред. от 28.12.2010)

  6. Драпкин Л. Я. Криминалистика: учебник / Л.Я.Драпкин, В.Н.Карагодин. - 2-е изд.,перераб. и доп. М., 2011.

  7. Ищенко, Е. П. Криминалистика : курс лекций / Е. П. Ищенко. - М. : АСТ : Контракт, 2008.

  8. Криминалистика : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" / И. В. Александров, Т. С. Волчецкая, А. А. Джуманбетова [и др.] ; под ред. Н. П. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

  9. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. – М.: Норма, 2006.

  10. Криминалистика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов и др.; под ред. Р.С. Белкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.

  11. Лапин А.В. Криминалистическая экспертиза. – Минск. Тетра Система, 2006.

  12. Место взрыва как объект криминалистического исследования. /Учебное пособие. ЭКЦ МВД РФ, 2-е изд. - М., 2000.

  13. Образцов, В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений : курс лекций / В.А. Образцов. - М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004.

  14. Поль К.Д. Естественно-научная криминалистика. - М.: Юрид. литература, 2005.

  15. Программы действий специалиста- криминалиста при осмотре мест происшествий. Материалы ЭКЦ МВД РФ. //Информационный бюллетень следственного комитета МВД РФ. 2003. №1 (74). с.7-24.

  16. Шишкин В.М., Степанов Б.В. Система «Сейф» .О создании автоматизированной информационной криминалистической системы (АИ КС) «Сейф». Сборник МВД СССР. №3 (33). М., 1990, с. 78 – 82.


Тема 2. Классификация и содержание ТКЗ, решаемых в ходе ДВРП.

Вопросы:

  1. Понятие диагностики. Прогностические и ретроспективные вопросы, решаемые криминалистической диагностикой.

  2. Диагностика и идентификация, их соотношение.

  3. Современные виды идентификационных исследований.


Задания:

1. Сформулировать диагностические вопросы по предложенным ситуациям.



2. Сформулировать идентификационные вопросы по ситуации.
Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в редакции на 19.07.2011)

  2. Федеральный закон «О полиции» от 2.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 01.07.2011)

  3. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ (в ред. от 28.12.2010)

  4. Федеральный закон “О государственной судебно-экспертной деятельности” от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ (в ред. от 28.06.2009)

  5. Федеральный закон “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации” от 25 июля 1998г. № 128-ФЗ (в ред. от 27.06.2011)

  6. Драпкин Л. Я. Криминалистика: учебник / Л.Я.Драпкин, В.Н.Карагодин. - 2-е изд.,перераб. и доп. М., 2011.

  7. Ищенко, Е. П. Криминалистика : курс лекций / Е. П. Ищенко. - М. : АСТ : Контракт, 2008.

  8. Криминалистика : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" / И. В. Александров, Т. С. Волчецкая, А. А. Джуманбетова [и др.] ; под ред. Н. П. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

  9. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. – М.: Норма, 2006.

  10. Каминский М.К. Теория криминалистической идентификации /М.К. Каминский, В.Д. Грабовский. – Горький: ВЮЗШ МВД СССР, 1986.

  11. Корухов Ю.Г. Проблемы криминалистической диагностики. – М: Академия МВД СССР, 1985.

  12. Криминалистика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов и др.; под ред. Р.С. Белкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.

  13. Лапин А.В. Криминалистическая экспертиза. – Минск. Тетра Система, 2006.

  14. Назначение и производство криминалистических экспертиз. /Пособие для следователей и судей. - М.: ВНИИ Судебн. Экспертиз. 2000.

  15. Образцов, В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений : курс лекций / В.А. Образцов. - М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004.

  16. Поль К.Д. Естественно-научная криминалистика. - М.: Юрид. литература, 2005.

  17. Установление некоторых диагностических признаков человека по запаховым следам.// Метод. рекомендации. ЭКЦ МВД РФ. - М., 1996.

  18. Федосюткин Б.А. Медико-криминалистическое отождествление личности в свете теории криминалистической идентификации // Теория и практика криминалистических экспертиз и исследований. – 2000. - №1. - С. 19 – 30.

  19. Шмаков В.Л. Идентификация отпечатков – дело техники (Использование АДИС). Вестник МВД РФ.№3. М., 2005, с. 98 – 110.


Тема 3. Методы и средства решения ТКЗ, выполняемых в ходе следственных действий.

Вопросы:

  1. Современные средства и методы, используемые в ходе проведения следственных действий.

  2. Использование лучей невидимой части спектра при производстве следственного осмотра.


Задания:

1. Спланировать проведение обозначенного преподавателем следственного действия, обратив особое внимание на возможность применения современных технико-криминалистических средств и методов.



2. Принять участие в организационно-деятельностной игре по проведению спланированного следственного действия.
Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в редакции на 19.07.2011)

  3. Драпкин Л. Я. Криминалистика: учебник / Л.Я.Драпкин, В.Н.Карагодин. - 2-е изд.,перераб. и доп. М., 2011.

  4. Ищенко, Е. П. Криминалистика : курс лекций / Е. П. Ищенко. - М. : АСТ : Контракт, 2008.

  5. Криминалистика : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" / И. В. Александров, Т. С. Волчецкая, А. А. Джуманбетова [и др.] ; под ред. Н. П. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

  6. Бобырев В.Г. Использование полимерных материалов для фиксации и изъятия следов на снегу. //Теория и практика криминалистической экспертизы. - Волгоград. 2001, с. 114 – 117.

  7. Глазырин Д.В., Кругликов А.П. Следственный эксперимент. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1982.

  8. ДолгиновС.Д. Использование обыска в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений. / Учеб. пособие. - М.: ЮИ МВД РФ, пособие. Под ред. В.В. Филиппова. - М.: ЭКЦ МВД РФ , 1995. 288с.

  9. Криминалистика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов и др.; под ред. Р.С. Белкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.

  10. Место взрыва как объект криминалистического исследования. /Учебное пособие. ЭКЦ МВД РФ, 2-е изд. - М., 2000.

  11. Образцов, В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений : курс лекций / В.А. Образцов. - М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004.

  12. Поль К.Д. Естественно-научная криминалистика. - М.: Юрид. литература, 2005.

  13. Программы действий специалиста- криминалиста при осмотре мест происшествий. Материалы ЭКЦ МВД РФ. //Информационный бюллетень следственного комитета МВД РФ. 2003. №1 (74). с.7-24.

  14. Ратинов А.Р. Обыск и выемка. - М., 2001.

  15. Самищенко С.С. Использование эфиров цианакриловой кислоты в дактилоскопии. //Экспертная практика. №29. - М., 1990, с. 59 – 64.

  16. Старовойтов В.Н. Запаховые следы участников происшествия: обнаружение, сбор, организация исследования. //Методические рекомендации. ЭКЦ МВД РФ. - М., 2000.

  17. Шобик Б.И. Проверка и уточнение показаний на месте. /Лекция. - Хабаровск: ВСШ МВД СССР, 1987.


  1   2   3

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  • 1. Цель и задачи освоения дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
  • 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
  • ВСЕГО: 4 18
  • 5. Содержание дисциплины 5.1. Темы лекций и их аннотации Тема 1.
  • 5.2. Планы практических занятий Краткое описание подходов к организации семинарских занятий