Рабочая программа дисциплины «Теория и методология истории» Направление подготовки кадров высшей квалификации

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины «Теория и методология истории» Направление подготовки кадров высшей квалификации

Скачать 320,32 Kb.


Дата13.01.2017
Размер320,32 Kb.

Скачать 320,32 Kb.

УТВЕРЖДАЮ

Директор


Федерального государственного бюджетного

учреждения науки Института российской истории Российской академии наук

________________Ю.А. ПЕТРОВ

« » _________ 2014 г.


Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России)

Федеральное государственное бюджетное

учреждение науки

ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

(ИРИ РАН)


Рабочая программа дисциплины

«Теория и методология истории»
Направление подготовки кадров высшей квалификации

46.06.01 Исторические науки и археология

Специальности:

07.00.02 – Отечественная история

07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Форма обучения:

очная, заочная


М., 2014

Рабочая программа дисциплины «Теория и методология истории» предназначена для аспирантов, обучающихся по специальностям 07.00.02. – Отечественная история и 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования по направлению подготовки кадров высшей квалификации 46.06.01 «Исторические науки и археология».

Рабочая программа разработана научным сотрудником центра «Историческая наука России», кандидатом исторических наук В.В. Тихоновым.

Рабочая программа принята ученым советом ИРИ РАН, протокол № 9 от 18.12.2014 г.



1. Цели и задачи дисциплины:

Теория и методология истории является важным компонентом подготовки специалистов по направлению «История». Задачей курса является ознакомление аспирантов с основными теоретическими проблемами истории как научной дисциплины и новыми направлениями в научно-исторических исследованиях.

В последние десятилетия все очевиднее становится усложнение процесса производства научных знаний в области истории, внедрение новых исследовательских практик и технологий, трансформация предмета исторической науки. В этой связи актуальным становится осмысление методологических аспектов научно-исторического исследования.

Основной целью данного курса является ознакомление аспирантов с основными онтологическими и гносеологическими проблемами исторического познания, а также обучение применять данные знания в процессе научно-исследовательской работы.

Сформулированный целевой ориентир предполагает решение комплекса следующих задач обучения аспирантов:

- ознакомить аспирантов с основными теоретико-методологическими проблемами исторической науки;

- проанализировать социальные функции исторического познания;

- осветить и проанализировать важнейшие концепции исторического процесса;

- выработать комплексное видение теоретико-методологических проблем в конкретно-историческом исследовании;

- дать представление и привить навыки применения принципов и методов исторического исследования;

- сформировать системное представление об основных теоретико-методологических направлениях и течениях в современной исторической науке;

- выработать навык соотнесения эмпирического и теоретического уровней исторического знания.



Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обретение навыков использования основных положений и методов исторической науки при решении профессиональных задач.

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранных языках (УК-4);

- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личного развития (УК-5).



Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

- готовностью организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки (ОПК-2);
- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-3).

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью использовать в исследованиях базовые знания в области отечественной истории историографии, источниковедения и методов исторического исследования;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место и роль в историческом процессе человека;

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по российской истории;

- способностью к критическому восприятию различных исторических концепций;

- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории;

- способностью к работе в архивах, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;

-способностью к составлению рефератов, обзоров, аннотаций, библиографии по тематике проводимых исследований;

в педагогической деятельности:

-умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса отечественной истории в общеобразовательном учреждении;

в культурно-просветительской деятельности:

- способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры;

в экспертно-аналитической деятельности:

- способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория и методология истории» является обязательной составляющей и относится к обязательным дисциплинам программы обучения аспирантов по специальности 07.00.02 «Отечественная история» и 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования».

В результате освоения дисциплины аспирант должен

знать:

основные теоретико-методологические течения, направления и модели;

содержание концепций исторического процесса;

основные принципы и методы конкретно-исторического исследования;



уметь:

выявить и осмыслить теоретическую проблему в историческом исследовании;

соотносить эмпирический и теоретический уровень научно-исторического знания;

адаптировать современные теоретико-методологические концепции к решению конкретной научно-исторической проблемы;

применять широкий спектр принципов и методов научного исследования;

владеть:

знаниями о новейших теоретико-методологических направлениях и течениях;

методологией научно-исторического исследования;

методикой научно-исторического исследования.




3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.



Вид учебной работы


Всего часов

Год обучения

1

2

3





Аудиторные занятия (всего)

18

10

8







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

9

5

4







Практические занятия (ПЗ)

9













Семинары (С)

-

5

4

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

90













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Контрольные работы
















Реферат

90

45

45







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость, час

Зачетные единицы



108













3














4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела (блока) дисциплины

Лекции

Семинары.

Всего

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

1.

Теория и методология истории в системе исторических дисциплин

1

2

0

0

1

3

2.

Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе

1

1

0

2

1

3

3.

История в системе научных дисциплин. История как наука

1

0

2

0

3

0

4.

Социальные функции истории

1

0

2

0

3

0

5

Динамика исторического развития

1

0

0

0

1

0

6

Детерминизм в истории

1

0

0

0

1

0

7

Принципы исторического познания

1

0

2

0

3

0

8

Методы исторического исследования

1

0

2

2

3

0

9

Современные направления в исторической науке

1

2

1

0

2

4




Итого

9

5

9

4

18

10



4.2. Содержание разделов (блоков) дисциплины

№ п/п

Наименование раздела (блока) дисциплины

Содержание раздела (блока) по темам

Вид текущей аттестации по разделу (блоку)

1.

Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.

1.1. Методология и методика истории: проблема соотношения. Взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования.

1.2. Структурные компоненты методологии истории. Историческая гносеология и онтология. Теоретические вопросы истории.



Доклады, рефераты.

2.

Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.

2.1. Проблемы теории и методологии истории в исторической науке XIX в.

2.2. Проблемы теории и методологии истории в исторической науке XX в.

2.3. Современное состояние изучения теоретико-методологических проблем истории


Доклады, рефераты.

3.

История в системе научных дисциплин. История как наука.

3.1. Предмет исторической науки. Понятия предмет и объект, их соотношение. Представление о парадигме истории.

3.2. Место истории в системе наук об обществе. История и естественные науки.

3.3. Проблема объективности исторического познания.


Доклады, рефераты.

4.

Социальные функции истории.

4.1. Значение человеческого опыта в обществе. История и современность. Историческая память.

4.2. Социальные функции исторической науки.



Доклады, рефераты.

5

Динамика исторического развития.

5.1. Линейное представление о развитии истории.

5.2. Циклическое представление о развитии общества.



Доклады, рефераты.

6

Детерминизм в истории.

6.1. Проблема детерминизма в исторической науке.

6.2. Типы детерминизма






7

Принципы исторического познания.

7.1. Принципы исторического познания.

7.2. Реализация принципов исторического познания в конкретно-историческом исследовании






8

Методы исторического исследования.

8.1. Место и роль методов в историческом познании.

8.2. Обще-логические методы познания.

8.3. Использование общенаучных методов

8.4. Специальные исторические методы.






9

Современные направления в исторической науке.

9.1. Основные тенденции развития современной мировой историографии.

9.2. Антропологический поворот в исторических исследованиях.

9.3. «Новая культурная история»

9.4. Синергетика и развитие современной исторической науки.



Доклады, рефераты.


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

– наличие доступного для аспирантов выхода в Интернет;



– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий
6. Примерная тематика докладов и рефератов:
1.Понятие «история»: многозначность и смысловое разнообразие трактовок.

  1. История как наука о человеке и ее методологические основания.

  2. История и литература. История и искусство. История и психология. Проблемы методологического взаимодействия.

  3. Границы и возможности исторического познания: Дискуссии и точки зрения.

  4. Предмет исследования историка. Особенности исторического способа исследования.

  5. Выбор темы исследования и способы ее обоснования.

  6. Процесс работы историка и его стадии.

  7. Историк, источник и исторический факт.

  8. Обоснование новизны исследования и критерии ее оценки.

  9. Обоснование значимости научных результатов и критерии ее оценки.

  10. Проблемы интерпретации и герменевтики и их влияние на методологию истории.

  11. Проблема терминологии исторического произведения.

  12. Представление о парадигме истории. Процесс смены парадигм.

  13. История как инструмент политики.

  14. Научное сообщество и проблема знания о человеке.

  15. Научное сообщество и историк-профессионал.

  16. Критерии профессионализма историка.

  17. Соотношение понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории.

  18. Теория исторического знания и теория исторического процесса: соотношение понятий.

  19. Историческая теория: Понятие и содержание.

  20. Представление о социологических и исторических законах. Философы и историки в поиске особых «законов истории».

  21. Существование исторической закономерности и исторической случайности: мнения «за» и «против».

  22. Понятие метода исторического исследования.

  23. Роль философско-гносеологических обобщений в работе историка.

  24. История и источниковедение: характер междисциплинарных связей.

  25. Термин «философия истории»: истоки появления и суть толкования в XVIII, XIX и XX веках.

  26. Способы различения точного знания. Гипотезы и предположения.

  27. Принципы построения теории исторического процесса в номотетике и идиографии.

  28. Сущностные дискуссии по философии истории на протяжении XVIII – XX вв.

  29. Поиски смысла истории как главная проблема научной мысли Нового и Новейшего времени.

  30. Процесс зарождения методологии истории в трудах греко-римских историков.

  31. Попытка сформулировать философию истории в богословском духе в эпоху Средневековья.

  32. Вклад в теорию и методологию истории представителей европейского рационализма.

  33. Философско-историческая парадигма эпохи Просвещения. Европейские просветители.

  34. Своеобразие русской историософской мысли XVIII века. Идеи Просвещения и идеология абсолютизма.

  35. Иммануил Кант и его интерпретация истории.

  36. «Философия истории» Гегеля: методология и теория истории.

  37. Исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

  38. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса.

  39. Судьба марксистской исторической теории в XX веке.

  40. Социологи Р.Арон и К.Поппер как критики марксистской теории и методологии истории.

  41. Теория истории в позитивизме.

  42. Огюст Конт и его историософские взгляды.

  43. Английский позитивизм Г.Спенсера.

  44. Позитивизм и появление науки источниковедение.

  45. Вильгельм Дильтей как создатель исторической герменевтики.

  46. Вклад А.С.Лаппо-Данилевского в теорию исторического знания.

  47. А.С.Лаппо-Данилевский и его «Методология истории».

  48. Немецкий философ Ф.Шеллинг об интуиции как главном методе исторического познания.

  49. Пессимистическая философия истории Артура Шопенгауэра.

  50. Смысл истории в интерпретации немецкого философа Ф.Ницше.

  51. П.Я.Чаадаев и его «Философические письма».

  52. Полемика славянофилов и западников. Оригинальность философии истории А.С.Хомякова, И.В.Киреевского и А.И.Герцена.

  53. Теория культурно-исторических типов в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа».

  54. Историософские искания видных историков России С.М.Соловьева и В.О.Ключевского.

  55. Русская философия всеединства и теория исторического процесса В.С.Соловьева.

  56. Евразийская концепция российской истории и ее философско-историческое значение.

  57. Смысл истории и судьба России в сочинениях Н.А.Бердяева.

  58. Фрейдистский подход к теории исторического процесса. Культурологическая концепция З.Фрейда.

  59. Идеи французской исторической школы «Анналов» и их влияние на развитие методологии истории.

  60. О.Шпенглер об истории как самопознании культуры.

  61. Культурологическая концепция А.Тойнби.

  62. «Смысл и назначение истории». К.Ясперс и его понимание сущности истории.


7. Список вопросов к зачету:

  1. Значение методологии истории для исторической науки

  2. Соотношение методологии истории и методики исторического исследования

  3. Основные вопросы методологии истории

  4. История и философское знание

  5. Методологические труды немецких историков XIX в.

  6. Методология в трудах русских дореволюционных историков

  7. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.

  8. Советские историки о теоретических проблемах истории

  9. История в системе наук

  10. Проблема научного статуса истории

  11. Междисциплинарная сущность истории

  12. Историческая память

  13. Социальные функции истории

  14. Объект и предмет исторической науки

  15. Структура исторической науки

  16. Специфика научно-исторического знания

  17. Философия истории в XVI-XVIII вв.

  18. Философия истории Гегеля

  19. Представление об исторической эволюции в марксизме

  20. Цивилизационные концепции исторического развития

  21. Теория прогресса

  22. Противоречия прогресса

  23. Нелинейные концепции истории

  24. Альтернативность в истории

  25. Проблема детерминизма в истории

  26. Экономический детерминизм

  27. Географический детерминизм

  28. Психологический детерминизм

  29. Многофакторный подход

  30. Проблема соотношения факторов исторического развития

  31. Представления об истинности исторического знания

  32. Критерии истинности в исторической науке

  33. Постмодернистский вызов и историческая наука

  34. Исторический факт

  35. Язык историка

  36. Концепция «идеальных типов» М. Вебера

  37. Принцип историзма

  38. Принцип объективности

  39. Принцип системности

  40. Принцип партийности

  41. Ценностный подход в исторической науке

  42. Общефилософские методы и их применение в исторической науке

  43. Специально-исторические методы

  44. Количественные методы в историческом исследовании

  45. Основные тенденции развития современной исторической науки

  46. «Новая социальная история»

  47. Антропологический поворот в науке

  48. Гендерная история

  49. Устная история

  50. Интеллектуальная история


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Теория и методология истории» предполагает проведение 18 часов аудиторных занятий, в том числе для аспирантов, обучающихся по очной форме 9 часов приходится на лекции и 9 часов – на семинарские занятия (всего 108 часов или 3 зач. единицы).

Лекционные занятия ориентированы прежде всего на формирование у аспирантов представлений о теоретико-методологических проблемах современной исторической науки. Обучающиеся знакомятся с местом теории и методологии среди исторических дисциплин, получают представление о развитии теоретико-методологического знания на протяжении XIX – XXI вв. Особый акцент делается на выявление, анализ и практическую апробацию принципов и методов исторического исследования. Слушатели курса знакомятся с основными направлениями современной исторической науки и учатся применять их идеи в конкретно-историческом исследовании.

В качестве форм текущего контроля, наряду с индивидуальным консультированием, рекомендуется предоставление аспирантам заданий в формате реферата.

Курс завершается зачетом. На зачете аспиранты должны давать развёрнутые ответы на проблемные вопросы, демонстрируя способность к выявлению и осмыслению теоретико-методологических проблем современной исторической науки.



Тематический план лекционного курса

  1. Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.

  2. Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.

  3. История в системе научных дисциплин. История как наука.

  4. Социальное значение истории

  5. Динамика исторического развития

  6. Детерминизм в истории.

  7. Принципы исторического познания.

  8. Методы исторического исследования.

  9. Современные направления в исторической науке.


Содержание разделов дисциплины.

Теория и методология истории в системе исторических дисциплин. Методология и методика истории: проблема соотношения. Взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования. Структурные компоненты методологии истории. Историческая гносеология и онтология. Теоретические вопросы истории. Соотношение теоретического и конкретно-исторического познания. Значение методологии в историческом знании. Задачи методологии. Соотношение и смысл понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории. Историческая теория: понятие и содержание. Сотрудничество историков и философов в решении философско-методологических проблем исторического знания. История и философское знание. Философия истории. Метаистория.

Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе. Исторические предпосылки появления исследований проблем онтологии и гносеологии истории. Труды по методологии И.Г. Дройзена. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Методологические исследования Н.И. Кареева. А.С. Лаппо-Данилевский и его «Методология истории». Лекционные курсы по методологии истории М.М. Хвостова. Методологические искания советских историков. Книга И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования». «Апология истории» М. Блока. Современное состояние изучения теоретико-методологических проблем истории

История в системе научных дисциплин. История как наука. Предмет исторической науки. Понятия предмет и объект, их соотношение. Представление о парадигме истории. Наука как парадигма, принятая научным сообществом. Смена парадигм. Достижение согласия парадигм, целей и средств научной деятельности. Возникающий по разным причинам поворот в сторону объективизации научных знаний и его последствия. «Общее согласие» как критерий научности существующих теорий. Нормы и ценности, составляющие этику науки. Ответственность историков за оценку достижений науки. Дифференциация исторического знания. Место истории в системе наук об обществе. История и естественные науки. Неокантианское понимание места истории среди гуманитарных наук. Особенности исторической науки. Качественная незавершенность исторического процесса. Динамизм истории. Специфика получения научно-исторического знания. Постмодернистский вызов историческому познанию. Лингвистический поворот. Современные историки о лингвистическом повороте. Критерии научности и история.

Проблема объективности исторического познания. Представления об истинности исторического познания в историографии. Позитивисты об объективном познании. Постмодернистский вызов и историческая наука. Объект и субъект в изучении истории. Гуманитарное и естественнонаучное познание: проблема соотношения. Критерии истинности в науке. Проблема критерия истинности в историческом познании. Историографическая традиция и инвариантность истории. Объективность познания и личностные особенности исследователя. Исторический факт и историческая интерпретация. Трактовки категории «исторический факт» в научной литературе. Факт как основа исторического исследования. Проверка достоверности исторического факта. Научно-исторический факт и его отличие от исторического факта. Исторический источник и его интерпретации. Экспериментальные методики в историческом познании. Проблема исторического релятивизма и его преодоления. Реконструкция истории и ее конструирование.



Социальное значение истории. Значение человеческого опыта в обществе. История и современность. Историческая память. Проблемы функционирования исторической памяти в обществе. Пресечение исторической памяти и ее последствия для социума. Социальные функции исторической науки. Представление о значении истории в разные эпохи. Научно-познавательная функция истории. Воспитательная функция. Политико-идеологическая функция. Функция эскейпизма. История как основа самопознания общества и индивида. Историческая наука и ее влияние на общественное развитие. Проблема независимости исторической науки от общества. Предвидение будущего.

Динамика исторического развития. Линейное представление о развитии истории. Его слабые стороны. Циклическое представление о развитии общества. Проблема факторов исторического развития. Альтернативность и безальтернативность в истории. Свобода воли человека в истории. Теория прогресса. Противоречивость прогресса. Особенности прогресса в различных областях человеческой деятельности. Современный мир и идея прогресса. Теория регресса. Проблема цели и смысла истории. Концепции, отвергающие смысл в истории. Проблема «конца истории» и современная мировая система.

Детерминизм в истории. Проблема детерминизма в исторической науке. Концепция идеальных движущих сил. Представления Блаженного Августина. Дж. Вико о развитии общества. Представления об историческом детерминизме в немецкой классической философии. Гегель о мировой истории. Неогегельянство (Дж. Коллингвуд и Б. Кроче). Материальные факторы в истории. Историки о материальном факторе. Детерминизм в понимании К. Маркса. Экономический детерминизм. Экономический детерминизм и свобода личности. Географический детерминизм. Философы-просветители о географическом детерминизме. А. Тоинби о влиянии природы на развитие цивилизации. Концепции русских космистов. Л.Н. Гумилев. Психологический детерминизм. Психологический детерминизм в историографии. Плюсы и минусы психологического детерминизма в объяснении развития общества. Демографический детерминизм. Демография и развитие общества. Монокаузальность и ее недостаточность для объяснения истории. Многофакторный подход и его преимущества. Соотношение различных факторов.

Принципы исторического познания. Понятие принципа в науковедении. Принцип историзма. Развитие представлений о принципе историзма в исторической мысли. Немецкий историзм. Марксистский историзм. Значение принципа историзма для исторической науки. Принцип системности. Системность как основа исторического исследования. Принцип объективности. Л. Ранке о принципе объективности. Проблема объективности в исторической науке. Факторы успешного применения принципа объективности: источниковая база, заинтересованность общества в получении объективного знания, контроль со стороны коллег. Принцип партийности. Применение принципа партийности в исторической науке. Недостатки и достоинства принципа партийности. Использование принципа в современных историографических условиях. Ценностный подход в истории. Проблема ценности в развитии общества. Неокантианская трактовка ценности. Функционирование категории «ценность» в историографической практике. Ценностный подход и сохранение культурно-исторического наследия.

Методы исторического исследования. Место и роль методов в историческом познании. Изучение методов исторического познания в специальной литературе. Философские методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Значение философских методов для исторической науки. Логические методы: аналогия, сравнение, обобщение и моделирование. Применение логических методов в работе историка. Использование общенаучных методов: классификация и типологизация, идеализация, метод моделирования в науке. Специфика применения общенаучных методов в исторической науке.

Специальные исторические методы. Критерии выделения специально-исторических методов. Метод компаративистики. Историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический. Метод диахронического анализа. Ретроспективный метод. Метод перспективного анализа. Историко-генетический метод. Количественные методы в историческом исследования. История развития количественных методов в отечественной историографии. Метод кластерного анализа. Клиометрия в истории. Метод терминологического анализа. Использование в исторической науке методов других дисциплин. Современное развитие методов исторического исследования.



Современные направления в исторической науке. Основные тенденции развития современной мировой историографии. Соотношение микро- и макроисторического исследования. Антропологический поворот в исторических исследованиях. Историческая антропология. «Новая социальная история» и перспективы ее развития. «Культурная история». История повседневности. Генезис истории повседневности. Развитие истории повседневности в отечественной историографии. Гендерная история. Категория «гендер» и его значение для исторической науки. Эволюция гендерной истории за рубежом. Отечественные исследования в рамках гендерной истории. Демографическая и экологическая история как отражение современных потребностей общества. Концепция «серийной истории». Интеллектуальная история. Изучение «истории идей». Перспективы развития интеллектуальной истории. Синергетика и развитие современной исторической науки. Новые тенденции в эволюции мировой исторической науки. Устная история.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература:

  1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А.История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов. М., 2008.

  2. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

  2. Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.

  3. Блок М. Апология истории или ремесло историка. 2-е изд. М., 1986.

  4. Вебер М. Избранные произведения. 2-е изд. М., 2006.

  5. Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980.

  6. Гуревич А.Я. История – нескончаемый спор. М., 2005.

  7. Кареев Н.И. Историология (теория исторического процесса). М., 2010.

  8. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. М., 2003.

  9. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1997.

  10. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004.

  11. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М., 2010.

  12. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008.

  13. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. Учебное пособие. Минск, 2006.

  14. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию науки. М., 1989.

  15. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998; 2-е изд: 2009.

  16. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX – XXI в. М., 2011.

  17. Румянцева М.Ф. Теория истории: Учебное пособие. М., 2002.

  18. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: В поисках утраченного. М., 1997.

  19. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие. М., 2003.

  20. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие. М., 2007.

  21. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.


10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины
а) материально-техническое обеспечение

– наличие доступного для студента выхода в Интернет;



– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий
б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Gbooks: книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, филологии, философии, изданные преимущественно до 1917 года. Режим доступа: http://gbooks.archeologia.ru/, свободный.

  2. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный.

  3. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/, свободный.

  4. Информационно-справочный портал Library.ru. Режим доступа: http://www.library.ru/, свободный.

  5. Научная электронная библиотека eLibrary.ru. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный.

  6. Содержания журналов и сборников. Режим доступа: http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/index.htm, свободный.

  7. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru /, свободный

  8. Хронос: всемирная история в интернете. Режим доступа: http://www.hrono.ru/, свободный.

  9. Электронная библиотека Руниверс. Режим доступа: http://www.runivers.ru, свободный.



  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
  • «Теория и методология истории» Направление подготовки кадров высшей квалификации 46.06.01 Исторические науки и археология
  • 1. Цели и задачи дисциплины
  • Требования к результатам освоения дисциплины
  • Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями
  • Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы (блоки) дисциплин и виды занятий
  • 4.2. Содержание разделов (блоков) дисциплины
  • 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 6. Примерная тематика докладов и рефератов
  • 7. Список вопросов к зачету
  • 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • Тематический план лекционного курса
  • Содержание разделов дисциплины. Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.
  • Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.
  • История в системе научных дисциплин. История как наука.
  • Социальное значение истории.
  • Динамика исторического развития
  • Принципы исторического познания.
  • Методы исторического исследования
  • Современные направления в исторической науке.
  • 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 10. Материально-техническое и программное обеспечение