Рабочая программа дисциплины Промышленные типы месторождений полезных ископаемых

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа дисциплины Промышленные типы месторождений полезных ископаемых

Скачать 331,23 Kb.


Дата17.06.2018
Размер331,23 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 331,23 Kb.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Институт наук о Земле





УТВЕРЖДАЮ

Руководитель специальности

«Прикладная геология»

____________Т.В. Шарова

« » 2016г.




Рабочая программа дисциплины
Промышленные типы месторождений полезных ископаемых

Раздел «Промышленные типы металлических полезных ископаемых»

Специальность

21.05.02 Прикладная геология

Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых

Уровень образования



Высшее .
Форма обучения очная .

Программа разработана



Грановской Н.В., доцентом кафедры месторождений полезных ископаемых, кандидатом геолого-минералогических наук .


Рекомендована к утверждению на заседании кафедры

месторождений полезных ископаемых

протокол заседания

от 2016 г.



Зав. кафедрой, проф. Гамов М. И.

Ростов-на-Дону, 2016



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


«Промышленные типы металлических полезных ископаемых», является разделом дисциплины «Промышленные типы месторождений», включающей также разделы по изучению нерудных и твердых горючих полезных ископаемых.

1.1.Цель освоения дисциплины – ознакомить студентов с основными видами и типами рудного минерального сырья, используемого промышленностью.

1.2. Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит учебная дисциплина.


Проектная деятельность:

  • производить разработку геолого-промышленных моделей месторождений рудных полезных ископаемых

  • Научно-исследовательская деятельность:

  • анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки, передового отечественного и зарубежного опыта в области геологии полезных ископаемых;

  • изучать современные достижение науки в области геологии;

  • составлять разделы обзоров и публикаций по научно-исследовательской работе в составе творческих коллективов и самостоятельно;

  • осуществлять подготовку и проведение семинаров, научно-технических конференций, презентаций, научных публикаций;

Организационно-управленческая деятельность:

  • планировать научно-исследовательские, научно-производственные полевые и камеральные в области геологии месторождений полезных ископаемых.
  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИТЕТА


Дисциплина «Промышленные типы месторождений» относится к базовой части Блока 1 (Дисциплины) специализации «Геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых» при подготовке специалистов по специальности 21.05.02 «Прикладная геология» и изучается в 6, 7 и 8 семестрах на третьем и четвертом курсах очного отделения. Данная дисциплина дополняет знания и умения, полученные при освоении курса «Основы учения о полезных ископаемых». Раздел «Промышленные типы месторождений металлических полезных ископаемых» изучается в 6 семестре.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания по следующим предшествующим дисциплинам: «Физика», «Химия», «Общая геология», «Минералогия», «Структурная геология», «Минераграфия», «Геотектоника и геодинамика», «Петрография», «Основы геохимии», «Геоморфология и четвертичная геология», а также по учебным геологическим практикам 1 и 2 курсов.



Освоение дисциплины «Промышленные типы месторождений» необходимо как предшествующее для дисциплин «Структуры рудных полей и месторождений», Региональная геология», «Прогнозирование и поиски полезных ископаемых», «Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых», «Формационный анализ», «Геодинамический анализ», «Методика минерагенических исследований», «Основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых», «Технологии моделирования месторождений», «Конъюнктуры рынка минерального сырья», «Шлиховой анализ», «Экономика и организация геологоразведочных работ», «Геофизические методы поисков и разведки», «Опробование», «Системы управления минерально-сырьевым комплексом России», «Георесурсы юга России», а также для производственных практик, написания квалификационных работ (курсовых и дипломных работ, проектов), проведения научно-исследовательской работы.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 21.05.02 «Прикладная геология:

а) общекультурных (ОК):

  • способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);




  • готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);




  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

б) общепрофессиональных (ОПК):




  • способностью организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-5);

  • готовностью проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-6);

в) профессиональных (ПК):

  • готовность использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией

(ПК-1);

  • способностью устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями и формулировать научные задачи по их обобщению (ПК- 12)

  • способностью изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований геологического направления (ПК-13)

  • способностью подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-16);

г) профессионально-специализированных (ПСК):

  • способностью прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого, формулировать благоприятные критерии его нахождения и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ (ПСК-1.1.).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • типы месторождений металлических полезных ископаемых, условия формирования, закономерности их геологического строения;

  • требования промышленности к качеству минерального сырья по видам металлических полезных ископаемых и группировки месторождений по промышленным типам;

  • геологическое строение (структурное положение, морфологию и размеры тел полезных ископаемых, вещественный состав руд и околорудных изменений вмещающих пород) наиболее характерных месторождений основных промышленных типов;

  • природные минеральные типы руд и возможности комплексного их использования;

  • экономические сведения о промышленных типах месторождений;

уметь:

  • аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной формах;

  • на основе имеющихся геологических материалов - карт, разрезов, образцов руд и результатов их анализов определить промышленно-генетический тип месторождения полезного ископаемого;

  • с учетом геологических данных по конкретному региону, его географического положения и экономических сведений выявить первоочередные промышленные типы минерального сырья, наиболее приемлемые для постановки геологоразведочных работ и последующей их разработки;

владеть:

  • навыками аргументированного изложения собственной точки зрения;

  • навыками критического восприятия информации;

  • методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях;

  • навыками разрабатывать комплексные геолого-генетические и геолого-промышленные модели месторождений металлических полезных ископаемых различных видов.
  1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Структура дисциплины. Общая трудоёмкость дисциплины составляет __4_зач.ед. (144 часа).

Вид работы

Трудоёмкость, часов

семестра

Всего

Общая трудоёмкость

6

144

Аудиторная работа:

6

52

Лекции (Л)

6

26

Практические занятия (ПЗ), семинары

6

26

Самостоятельная работа (СР)




54

Вид итогового контроля

6

экзамен -36 час

    1. Содержание модулей дисциплины

      модуля

      Наименование модуля

      Содержание модуля

      Форма текущего контроля

      1

      Введение. Промышленные типы месторождений черных металлов

      Лекции:

      Введение. Промышленная классификация металлических полезных ископаемых



      Коллоквиум;

      выполнение проектного задания;

      рубежное тестирование


      Черные металлы. Железо. Общие сведения

      Хром, титан, ванадий, марганец. Общие сведения

      Практические занятия:

      1. Месторождения железа

      2. Месторождения хрома

      3. Месторождения марганца

      2

      Промышленные типы месторождений цветных металлов

      Лекции:

      Никель, кобальт. Общие сведения



      Контрольная, выступление на семинаре;

      рубежное тестирование




      Олово, вольфрам, молибден. Общие сведения

      Алюминий, магний. Общие сведения

      Медь. Общие сведения

      Свинец, цинк. Общие сведения

      Сурьма, ртуть, висмут. Общие сведения

      Практические занятия, семинары:

      1. Месторождения никеля, кобальта

      2. Месторождения олова, вольфрама, молибдена

      3. Месторождения алюминия, магния

      4. Месторождения меди

      5. Месторождения свинца и цинка

      6. Месторождения сурьмы и ртути

      3

      Модуль 3. Промышленные типы месторождений благородных, редких металлов, рассеянных, редкоземельных, радиоактивных элементов

      Лекции:

      Золото. Общие сведения



      Собеседование, презентация, выступление на семинаре;

      рубежное тестирование




      Серебро, платина и металлы платиновой группы. Общие сведения

      Редкие металлы, редкоземельные, рассеянные элементы. Общие сведения

      Радиоактивные элементы. Общие сведения

      Практические занятия, семинары:

      1. Месторождения золота

      2. Месторождения серебра и платины

      3. Месторождения редких, рассеянных элементов

      4. Месторождения радиоактивных элементов
    2. Самостоятельная работа


      № модуля

      Вид работы

      Количество часов

      1

      Составление реферата

      9

      2

      Подготовка к практическим занятиям, семинарам

      18

      3

      Создание презентации

      9

      1, 2, 3

      Проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий

      9

      1, 2, 3

      Подготовка к рубежному тестированию

      9
  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых» будут использоваться следующие технологии:

- модульная технология, позволяющая обучать студентов с целевой программой действий по законченному блоку информаций с рекомендациями преподавателя по самостоятельной работе;

- традиционная лекционно-семинарская система, применение наглядно-иллюстративных методов обучения, индивидуальной работы студента с литературой;

- использование аудио-визуальных средств обучения, индивидуальная работа студента с электронно-образовательными ресурсами;

- технология проблемного обучения на семинарских занятиях;

- технология проектов (краткосрочные мини-проекты) для самостоятельной работы в виде проектных заданий по отдельным модулям дисциплины;

- он-лайн консультации в Цифровом кампусе Южного федерального университета;

- встречи с представителями российских геологических компаний;

- электронное тестирование;

- балльно-рейтинговая оценка знаний по дисциплине



Интерактивные занятия составляют 37 % от объема аудиторных занятий
  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

    1. Контрольные вопросы студентам для подготовки к тестированию, собеседованию по модулям дисциплины


Модуль 1

  1. Перечислить ученых - исследователей рудных месторождений

  2. Какие отличия имеют рудные, нерудные и горючие полезные ископаемые

  3. Что означает термин «месторождение полезных ископаемых»?

  4. Какие бывают кондиции полезных ископаемых, чем определяются запасы полезных ископаемых?

  5. Назовите промышленные минералы железа, примеры руд различных генетических типов.

  6. В каких областях промышленности применяется железо?

  7. Какие запасы имеют уникальные месторождения железа?.

  8. Приведите примеры кондиционных содержаний руд железа.

  9. Перечислите промышленно-генетические типы месторождений железа.

  10. Назовите месторождения железа в России.

  11. С какими магматическими комплексами связаны эндогенные месторождения железа?.

  12. Какой возраст и генезис имеют месторождения железистых кварцитов.

  13. Назовите уникальные месторождения железа.

  14. Приведите пример месторождения железа магматического генезиса.

  15. Приведите пример месторождения железа карбонатитового генезиса.

  16. Приведите пример месторождения железа скарнового генезиса.

  17. Приведите пример осадочного месторождения железа.

  18. Приведите пример метаморфизованного месторождения железа.

  19. Приведите пример месторождения кор выветривания.

  20. Расскажите об особенностях Ковдорского месторождения – генезис, строение, типы руд.

  21. Расскажите об особенностях Курской магнитной аномалии - генезис, строение, типы руд.

  22. Расскажите об особенностях Керченского месторождение - географическое расположение, генезис, строение, типы руд.

  23. Расскажите об особенностях Качканарского месторождения - генезис, строение, типы руд.

  24. Расскажите об особенностях Сарбайского месторождения - генезис, строение, типы руд.

  25. В каких областях промышленности применяется хром, ванадий, титан?

  26. Дать общую характеристику основных промышленных типов месторождений хрома

  27. Какой генезис имеют уникальные месторождения хрома?

  28. Назвать промышленные минералы титана

  29. Описать раннемагматические месторождения хромитов в расслоенных интрузивах – пример, особенности формирования, формы рудных тел, состав руд

  30. Описать позднемагматические месторождения хромитов - пример, особенности формирования, формы рудных тел, состав руд

  31. Дать характеристику Кемпирсайского месторождения – генетический тип и особенности строения рудных тел

  32. Рассказать о Бушвельдском массиве – генезисе, строении, форме хромитовых рудных тел

  33. Назвать особенности строения россыпных титановых месторождений

  34. К каким комплексным магматическим месторождениям приурочены ванадиевые руды?

  35. Какой генез имеют ванадий-урановые месторождения в песчаниках?

  36. Назвать промышленные минералы марганца.

  37. Назвать промышленно-генетические типы марганцевых месторождений.

  38. Какие особенности осадочные месторождения марганца?

  39. Расскажите о Никопольском месторождении –генезисе, строении, типах руд.

  40. Какой генезис имеет Чиатурское месторождение?

  41. Какие запасы марганца имеются на дне современных океанов?

  42. Назовите генетические гипотезы формирования месторождений железо-марганцевых конкреций.

  43. Какими рудами представлены метаморфизованные месторождения марганца?

  44. Приведите пример метаморфизованных месторождений марганца.

  45. Назовите особенности формирования марганцевоносных кор выветривания, примеры месторождений.

Модуль 2

  1. В каких областях промышленности применяются никель и кобальт?

  2. Как распределены по странам запасы и добыча никелевых и кобальтовых руд?

  3. Промышленные минералы и типы руд никеля и кобальта.

  4. Дайте характеристику геологического строения и вещественного состава ликвационных месторождений никеля в массивах основного-ультраосновного состава.

  5. Расскажите об особенностях морфологии, условий залегания и вещественного состава кобальт-никелевых месторождений выветривания. Приведите примеры.

  6. Перечислите области применения вольфрама и молибдена.

  7. В каких странах сосредоточены основные запасы и добыча этих металлов

  8. Какие типы месторождений играют ведущую роль в добыче и запасах вольфрама и молибдена?

  9. Дайте характеристику морфологии, условий залегания и вещественного состава гидротермальных месторождений вольфрама и молибдена.

  10. Расскажите об особенностях вещественного состава скарновых вольфрам-молибденовых месторождений. Приведите примеры.

  11. В каких областях применяется олово?

  12. Дайте характеристику минерально-сырьевой базы по странам.

  13. Назовите промышленные минералы и типы руд олова.

  14. Опишите геологическое строение и вещественный состав гидротермальных месторождений олова.

  15. Какие особенности морфологии и условий залегания свойственны россыпным месторождениям олова? Приведите примеры.

  16. Назовите свойства и области применения алюминия и магния.

  17. В каких странах сосредоточены основные запасы и добыча алюминия

  18. Какие минералы и типы руд имеют промышленное значение для алюминия?

  19. Какие особенности морфологии, условий залегания и вещественного состава характерны для бокситовых месторождений выветривания?

  20. Расскажите об особенностях вещественного состава и геологического строения осадочных месторождений бокситов. Приведите примеры.

  21. Дайте характеристику нетрадиционным источникам алюминия.

  22. Какие минералы имеют промышленное значение для магния?

  23. Приведите пример месторождений магния.

  24. Какие свойства меди определяют её широкое использование в промышленности?

  25. Как распределены по странам мировые запасы и добыча меди?

  26. Назовите основные особенности геохимии и минералогии меди. Какие показатели кондиций установлены для различных типов медных руд?

  27. Какие типы месторождений имеют промышленное значение?

  28. Охарактеризуйте особенности геологического строения и вещественного состава медно-порфировых месторождений. Приведите примеры.

  29. Дайте характеристику геологического строения и вещественного состава стратиформных месторождений меди.

  30. Назовите области применения свинца и цинка.

  31. Приведите данные о запасах и добыче свинца и цинка.

  32. Расскажите о промышленных минералах свинца и цинка. Какие показатели кондиций установлены для различных типов руд?

  33. Какие особенности морфологии, условий залегания и вещественного состава характерны для гидротермальных свинцово-цинковых месторождений? Приведите примеры.

  34. Опишите геологическое строение и вещественный состав колчеданных полиметаллических месторождений. Приведите примеры.

  35. Какие геологические условия отличают стратиформные месторождения свинца и цинка? Приведите примеры.

  36. Назовите области применения сурьмы

  37. Какие отрасли промышленности используют ртуть?

  38. Как распределены мировые запасы и добыча сурьмы и ртути по странам?

  39. Охарактеризуйте особенности геологического строения и вещественного состава месторождений сурьмы и ртути в джаспероидных формациях.

  40. Какие особенности морфологии, условий залегания и вещественного состава характерны для Никитовского месторождения ртути.

  41. Привести пример вулканогенно-гидротермальных месторождений ртути.

  42. Описать особенности строения, генезиса и вещественного состава руд гидротермальных золотосурьмяных месторождений. Привести примеры.

  43. Назовите области применения висмута.

  44. Какие минералы имеют промышленное значение для висмута?

  45. Приведите примеры типов висмутовых руд.

  46. Какие промышленно-генетические типы месторождений висмута являются основными?

  47. Приведите пример месторождения висмута в Средней Азии, его генезис, особенности строения и вещественного состава руд.

Модуль 3

  1. Дайте характеристику минерально-сырьевой базы золота России.

  2. Опишите особенности геохимии и минералогии золота. Какие показатели кондиций установлены для различных типов руд золота?

  3. Назовите наиболее важные промышленно-генетические типы месторождений золота.

  4. Какие особенности геологического строения и вещественного состава характерны для плутоногенно-гидротермальных месторождений золота? Приведите примеры.

  5. Какие особенности морфологии, условий залегания и вещественного состава характерны для вулканогенно-гидротермальных месторождений золота? Приведите примеры.

  6. Какие особенности строения имеют россыпные месторождения золота. Приведите привмеры.

  7. Что представляют собой метаморфизованные месторождения золотоносных конгломератов?

  8. Как формируются месторождения черносланцевые месторождения золота? Приведите примеры.

  9. Охарактеризуйте особенности геологического строения и вещественного состава золотоносных кор выветривания. Приведите примеры.

  10. Приведите данные о мировых запасах и добыче серебра.

  11. Назовите промышленные минералы и типы серебряных руд

  12. Какие типы месторождений имеют промышленное значение.

  13. Охарактеризуйте особенности геологического строения и вещественного состава вулканогенно-гидротермальных месторождений серебра. Приведите пример.

  14. Дать характеристику группы платиновых металлов.

  15. В каких отраслях промышленности применяют металлы платиновой группы.

  16. Приведите данные о геохимии и минералогии платины и платиноидов.

  17. Какие типы руд и месторождений металлов платиновой группы имеют промышленное значение?

  18. Описать особенности геологического строения, генезиса, морфологии рудных тел уникальное месторождение платины – Риф Меренского.

  19. Какие месторождения палладия известны в России?

  20. Привести примеры эксплуатируемых месторождений платины в России.

  21. Назовите элементы, которые относят к редким.

  22. Приведите данные об областях применения лития, о запасах и добыче.

  23. Какие минералы, типы руд и месторождений лития имеют промышленное значение?

  24. Дайте характеристику направлений использования, состояния запасов и добычи бериллия.

  25. Какие минералы, типы руд и месторождений бериллия имеют промышленное значение?

  26. Где применяются ниобий и тантал?

  27. Какие минералы, типы руд и месторождений тантала и ниобия имеют промышленное значение?

  28. Назовите элементы, которые относят к редкоземельным и рассеянным.

  29. Дайте характеристику свойств и областей применения редкоземельных элементов.

  30. Приведите данные о запасах и добыче этих элементов.

  31. Какие минералы и типы месторождений редкоземельных элементов имеют промышленное значение

  32. Назовите элементы, которые относят к радиоактивным.

  33. Приведите данные о запасах и добыче урана.

  34. Какие особенности геохимии и минералогии характерны для урана?

  35. Расскажите об особенностях геологического строения и вещественного состава различных типов месторождений урана.
    1. Задания по самостоятельной работе по модулям дисциплины

Модуль 1. Составить реферат-резюме с обзором промышленно значимых месторождений черных металлов по регионам России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Примерные темы проектных заданий приведены в приложении 2.

Модуль 3. Создать презентацию с характеристикой одного из месторождений металлических полезных ископаемых с использованием данных интернета и периодической научной литературы.

Примерные темы презентаций приведены в приложении 2 (ФОС).

6.3. Примеры тестовых заданий для экспресс-контроля текущих знаний


Тестовое задание 1. Название скарнового месторождения молибдена и вольфрама на Северном Кавказе (ввести текст)

______________________



Тестовое задание 2. На дне расслоенной интрузии габбро-пироксенитового состава бурением обнаружены массивные руды - халькопирит+пентландит+пирротин. Выбрать предполагаемый генетический тип этих руд.

  1. Скарновый

  2. Стратиформный

  3. Ликвационный

  4. Россыпной

Тестовое задание 3. Поставить в соответствие минеральный состав руд и промышленно-генетический тип месторождения

  1. Жильные полиметаллические месторождения

  2. Ликвационные месторождения меди

  3. Меднопорфировые месторождения

А Галенит, сфалерит, пирит, халькопирит

Б Халькопирит, молибденит



В Халькопирит, пирротин, пентландит

Тестовое задание 4. Месторождение золота Мурунтау в Узбекистане относится к россыпному промышленно-генетическому типу

Верно

Неверно

    1. Перечень устных вопросов, выносимых на итоговую аттестацию дисциплины




  1. Промышленный тип месторождений – определение, принципы выделения, классификации

  2. Основные понятия о кондициях и запасах полезных ископаемых

  3. Экономические сведения о черных металлах, применении в промышленности

  4. Экономические сведения о легирующих металлах, применении в промышленности

  5. Экономические сведения об алюминии, магнии, применении их в промышленности

  6. Экономические сведения о меди, олове, применении их в промышленности

  7. Экономические сведения о свинце, цинке, применении их в промышленности

  8. Общие экономические сведения о ртути, сурьме, применении их в промышленности

  9. Экономические сведения о редких металлах, применении в промышленности

  10. Экономические сведения о рассеянных металлах (редких элементах-спутниках), применении в промышленности

  11. Экономические сведения о радиоактивных металлах, применении в промышленности

  12. Экономические сведения о благородных металлах, применении в промышленности

  13. Промышленные типы месторождений железных руд – общая характеристика

  14. Промышленные типы месторождений марганцевых руд – общая характеристика

  15. Промышленные типы алюминиевых и магниевых руд – общая характеристика

  16. Промышленные типы месторождений меди– общая характеристика

  17. Промышленные типы месторождений свинца, цинка – общая характеристика

  18. Промышленные типы месторождений олова, вольфрама, молибдена– общая характеристика

  19. Промышленные типы месторождений сурьмы и ртути – общая характеристика

  20. Промышленные типы месторождений никеля, кобальта – общая характеристика

  21. Промышленные типы месторождений хрома– общая характеристика

  22. Промышленные типы месторождений золота– общая характеристика

  23. Промышленные типы месторождений серебра– общая характеристика

  24. Промышленные типы месторождений платины– общая характеристика

  25. Промышленные типы урановых месторождений– общая характеристика

  26. Общие сведения об уникальных месторождениях рудных полезных ископаемых, примеры

  27. Месторождения железистых кварцитов – особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  28. Магматические титано-магнетитовые месторождения – особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  29. Осадочные месторождения железа– особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  30. Скарновые месторождения железа– особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  31. Осадочные месторождения марганца – особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  32. Магматические месторождения хрома – особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  33. Ликвационные медно-никелевые месторождения – особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  34. Осадочные месторождения алюминия– особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  35. Месторождения бокситов в корах выветривания – особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  36. Месторождения медистых песчаников– особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  37. Меднопорфировые (плутоногенно-гидротермальные) месторождения – особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  38. Колчеданные месторождения меди, свинца и цинка – особенности генезиса, примеры месторождений

  39. Метаморфизованные месторождения свинца и цинка особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  40. Скарновые месторождения вольфрама и молибдена - пример уникального месторождения на Северном Кавказе

  41. Полиметаллические месторождения Садонского рудного района на Северном Кавказе - особенности генезиса и строения

  42. Скарновые полиметаллические месторождения особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  43. Стратиформные месторождения свинца и цинка

  44. Жильные гидротермальные месторождения олова - примеры

  45. Месторождения золотоносных конгломератов - особенности генезиса и строения, пример уникального месторождения

  46. Штокверковые месторождения олова, вольфрама, молибдена - особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  47. Пластообразные ртутно-сурьмяные месторождения - особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  48. Месторождения золота в углеродисто-терригенных формациях - особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  49. Плутоногенно-гидротермальные месторождения золота особенности генезиса и строения, примеры месторождений

  50. Вулканогенно-гидротермальные месторождения золота и серебра особенности генезиса и строения, примеры месторождений
  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература:

  1. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по направлению "Геология" / [В. В. Авдонин и др.] ; под ред. В. В. Авдонина . - Москва : Академия, 2011. - 416 с.

  2. Авдонин В.В., Бойцов В.Е., Григорьев В.М. и др. Месторождения металлических полезных ископаемых. – М.: Академический Проект, Трикста, 2005. 720 с

б) дополнительная литература:

  1. Смирнов В.И., Гинзбург А.И., Григорьев В.М., Яковлев Г.Ф. Курс рудных месторождений (учебник). М., Недра, 1986.

  2. Яковлев П.Д. Промышленные типы рудных месторождений (учебное пособие). М., Недра, 1986.

  3. Белевцев Я.Н. Метаморфогенное рудообразование. М. Недра, 1979

  4. Бойцов В.Е., Пилипенко Г.Н., Солодов Н.А. Месторождения благородных, радиоактивных и редких металлов. М.:НИА – Природа, 1999.

  5. Вахромеев С.Ф. Месторождения полезных ископаемых. М.: Недра, 1979. С.294

  6. Григорьев В.М., Борисенко Л.Ф., Кравченко Г.Г., Рахманов В.П. Справочник по рудам черных металлов. М., Недра, 1985.

  7. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. М.: Изд-во МГГУ, 2002.

  8. Кривцов А. И., Самонов И. 3., Филатов Е.И. и др. Справочник по поискам и разведке месторождений цветных металлов. М., Недра, 1985.

  9. Полезные ископаемые / И.Ф. Романович, Н.А. Филиппова, И.И. Дорофеева и др. М.: Недра, 1992.

  10. Рудные месторождения СССР. Т.1,2,3 / В.И.Смирнов. М.: Недра, 1978.

  11. Сборник руководящих материалов по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых. Т.т. 1-3. М.: ГКЗ, 1985.

  12. Синяков В.И. Геолого-промышленные типы рудных месторождений. СПб.: Недра, 1994.

  13. Смирнов В.И. Геология полезных ископаемых. М.: Недра, 1989.

  14. Справочники по видам минерального сырья. М. Геоинформмарк. 1999-2000 гг.

  15. Старостин В.И., Игнатов П.А. Геология полезных ископаемых. М. Изд. МГУ. 1997.

  16. Старостин В.И., Игнатов П.А. Геология полезных ископаемых: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2004.

  17. Шило Н.А. Учение о россыпях. М.: Издательство Академии горных наук, 2000.

  18. Шнейдерхен Г. Рудные месторождения/ Под ред. В.И.Смирнова. М.: ИЛ, 1958. С.371.

    1. Список авторских методических разработок

  1. Грановская Н.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Промышленные типы месторождений (рудных)» http://incampus.ru

  2. Курс лекций «Геология полезных ископаемых» (автор Н.В.Грановская) http://dbs.sfedu.ru

  3. Презентации к курсу лекций по дисциплине «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых (рудных)» (автор Н.В.Грановская) http://dbs.sfedu.ru

  4. Тестовые задания к учебно-методическому комплексу учебной дисциплины «Промышленные типы металлических месторождений полезных ископаемых» - 200 тестов (автор Н.В.Грановская) http://dbs.sfedu.ru

  5. Грановская Н.В. «Эпигенетические и осадочно-катагенетические месторождения: современные генетические гипотезы. Учебно-методическое пособие. 2002. http://dbs.sfedu.ru

    1. Периодические издания

  1. Вестник Московского университета. Сер. 4 Геология». Журнал. Изд. МГУ

  2. «Геология рудных месторождений». Журнал. Изд. РАН

  3. «Геология нефти и газа». Ежемесячный журнал «Геоинформмарк»

  4. «Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений»

  5. Доклады Академии наук. Сер. Геология». Журнал. Изд. РАН.

  6. «Записки Российского минералогического общества» Журнал. Изд. РАН

  7. «Известия Академии наук». Журнал. Изд. РАН

  8. «Известия высших учебных заведений. Геология и разведка». Журнал. Изд. РГГРУ

  9. «Известия высших учебных заведений. Нефть и газ». Журнал. Изд. РГГРУ

  10. «Известия ВУЗов. Естественные науки. Северо-Кавказский регион. Журнал

  11. «Литология и полезные ископаемые». Журнал. Изд. РАН

  12. «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление». Журнал. Изд. «Геоинформмарк»

  13. «Нефть России». Журнал

  14. «Отечественная геология». Журнал. Изд МПР.

  15. Реферативный журнал «Геология».

  16. «Руды и металлы». Журнал. Изд. ЦНИГРИ

  17. «Региональная геология и металлогения» Журнал. Изд. РАН

    1. Интернет-ресурсы

  1. Зональная Научная Библиотека им. Ю.А. Жданова http://library.sfedu.ru/

  2. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

  3. Библиотека учебно-методических ресурсов ЮФУ http://sfedu.ru/www/umr.umr_show

  4. Цифровой кампус ЮФУ. Материалы Грановской Н.В. http://incampus.sfedu.ru/campus.aspx?id=10421190&tab=3

  5. Административный портал ЮФУ. Учебно-методические ресурсы Грановской Н.В. http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=130

  6. Сайт МГУ «Все о геологии» http://geo.web.ru/

    1. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

Для освоения дисциплины, подготовки проектных заданий и электронного тестирования в компьютерных классах геолого-географического факультета ЮФУ имеются программы: MS Windows, MS Office, CorelDraw, MyTest, для электронного тестирования в ЦДО ЮФУ - Open Source LMS Moodle. Все компьютеры имеют доступ в Интернет.
  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  • специализированный учебный кабинет, оборудованный шкафами с коллекциями образцов полезных ископаемых, настенными плакатами и стендами;

  • рудные микроскопы, бинокуляры для изучения полезных ископаемых;

  • учебные компьютерные классы с доступом в Интернет

  • технические средства для показа презентаций, учебных видеофильмов
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Промышленные типы месторождений полезных ископаемых. Раздел 1. Промышленные типы месторождений металлических полезных ископаемых»

_4_ зач. ед.; академических часов всего 144, в т.ч.: 18 лекций, 36 практических занятий

Преподаватель Грановская Н.В.

Кафедра «Месторождений полезных ископаемых»

Курс 3 Семестр 6_ Специальность 21.05.02 Прикладная геология



Специализация: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»



Виды контрольных

мероприятий

Текущий контроль

Рубежный контроль

Максимальное количество баллов




Модуль 1. Введение. Промышленные типы месторождений черных металлов







1

Коллоквиум

5




2

Реферат

5




3

Тестирование




10




Модуль 2. Эндогенная (постмагматическая) серия полезных ископаемых







4

Участие в семинаре

5




5

Контрольные работы, собеседование на практических занятиях

5




6

Тестирование




10




Модуль 3. Экзогенная и метаморфогенная серии полезных ископаемых







5

Участие в семинаре

5




6

Презентация

5




7

Тестирование




10




Всего

30

30




Бонусные баллы1


До 10

Активные консультации, работа в цифровом кампусе – 2-3 балла

Посещение лекций, практических занятий: отсутствие пропусков по каждому модулю 2 балла (максимум 6 баллов)

Участие в конференциях, творческое выполнение индивидуальных заданий – 2-3 балла





Промежуточная аттестация

в форме экзамена

40 баллов

Экзамен проводится в виде собеседования по билетам

Тема 1 – 20 баллов (полный ответ)

Тема 2 – 20 баллов (полный ответ)

Критерии оценок на экзамене в приложении 1


Преподаватель __________________________________________Грановская Н.В.

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 1

КРИТЕРИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА

Экзаменационная оценка представляет собой итоговый рейтинг студента по дисциплине и выставляется по сумме баллов текущего, рубежного контроля, промежуточной аттестации и выставляется по сумме баллов в соответствии со шкалой перевода баллов (максимум 100 баллов).



К экзамену допускаются студенты, набравшие не менее 38 баллов за все мероприятия текущей учебной работы. Максимальная сумма баллов по результатам текущего и рубежного контроля, которая может быть учтена в индивидуальном рейтинге обучающегося не должна превышать 60 баллов.

На экзамене студенты могут добрать недостающие баллы для получения оценок: «отлично» (85-100 баллов), «хорошо» (71-84 балла), «удовлетворительно» (60-70 баллов).



Минимальная оценка на экзамене – 22 балла. Студент, не сдавший экзамен, но набравший 60 баллов по сумме текущего и рубежного контроля, может получить оценку «удовлетворительно» по его письменному заявлению.

Экзамен проводится в виде собеседования по билетам, составленным из вопросов для экзамена по курсу, утверждаемых ежегодно решением кафедры,  в соответствии с критериями оценки устного ответа студента (табл.).  За собеседование (за 2 темы) студент может получить рейтинговую оценку от  0  до 40 баллов.

Таблица. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА НА ЭКЗАМЕНЕ (по одной теме)

Характеристика ответа 

Рейтинговая оценка

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком с использованием современной геологической терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

18-20

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной геологической терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

14-17

Дан краткий ответ с изложением основных понятий. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя частично приводят к коррекции ответа студента.

7-13

Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

6-2

Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету  с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, геологическая терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента. 

0-1

 

В случае выявления на экзамене шпаргалок, фактов списывания, использования несанкционированных технических средств и т.д. студенту выставляется в качестве итоговой оценки за экзамен «0 баллов». Итоговой рейтинговой оценкой по всему курсу в данном случае будет являться оценка за текущую работу.





1 Бонусные баллы начисляются в последний день занятий и не входят в число минимально необходимых 38 баллов



Каталог: files
files -> Тема конкурсной работы, руководитель (фио, должность)
files -> Рабочая программа по история отечества цикла
files -> Александр Николаевич Островский (1823-1886) Для чтения и изучения. Драма «Гроза». конспект
files -> Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса на 2015-2016 учебный год срок реализации: 1 год
files -> Курс «Риторика и стилистика»
files -> «Аристотель об этике»
files -> Реферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
files -> Методический материал для медсестры процедурного кабинета

  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 1.2. Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит учебная дисциплина.
  • МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИТЕТА
  • ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Контрольные вопросы студентам для подготовки к тестированию, собеседованию по модулям дисциплины
  • Задания по самостоятельной работе по модулям дисциплины
  • Примерные темы проектных заданий приведены в приложении 2.
  • Примерные темы презентаций приведены в приложении 2 (ФОС) .
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ