Рабочая программа дисциплины Политические институты и политические процессы в современной России

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Политические институты и политические процессы в современной России

Скачать 414,84 Kb.


страница1/3
Дата18.09.2017
Размер414,84 Kb.

Скачать 414,84 Kb.

  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра теории и истории журналистики


Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины



Политические институты и политические процессы в современной России

Направление подготовки 031300.62 – «Журналистика»
Программу разработал:

ст. преп. кафедры теории и истории журналистики



Котляров М.В.

(подпись)


Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа со студентом:

41 час

Аудиторные занятия:

32 часа

лекции

32 часа

Контактные консультации

9 часов

Самостоятельная работа

30 час

Проведение зачета

1 час

Зачетные единицы (кредиты)

2



Новосибирск

2014

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Политические институты и политические процессы в современной России» является обязательной дисциплиной вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1. В.ОД.2) основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика».

Курс читается на 4 курсе, в 8 семестре, освоение программы курса базируется на таких дисциплинах, как Отечественная история, Социология, Политология.
2. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса – формирование у студентов цельного, исторически обусловленного представления о политических институтах и политических процессах современной России. Изложение материала в рамках данного курса предполагает многофакторный анализ исторического процесса, позволяющий раскрыть сложность и многомерность отечественной политической истории; сравнительно-исторический анализ процессов, происходивших в России с аналогичными явлениями в других странах; внимание к личностно-психологическим аспектам истории; направленность содержания программы на формирование гражданской позиции.

В основе построения курса заложен проблемно-хронологический подход, использованы результаты новейших исследований и публикаций источников в отечественных и зарубежных изданиях.



Задачи курса:

- дать общее представление о современных концепциях отечественной истории и постиндустриального общества;

- изложить конкретно-исторический материал, показав динамику и особенности процесса трансформации советского общества в российское;

- показать закономерности политической истории страны на основе изучения устойчивых и преемственных экономических, политических и социокультурных тенденций;

- научить студентов основам объективного и критического анализа изучаемого материала;

- формировать у студентов эмоционально-целостное отношение к историческим событиям и политическим деятелям, нравственную, гражданскую позицию.



3. Требования к уровню освоения дисциплины.

Компетенции, формируемые в рамках дисциплины.


Дисциплина «Политические институты и политические процессы в современной России» способствует формированию следующих компетенций, установленных ФГОС ВПО.

а) общекультурные (ОК)

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

общенаучные:

способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональными:

базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционирования СМИ и политологического знания для журналиста (ПК-13);
Требования к уровню освоения курса.

Студент должен знать:

- характеристики политической системы России, основные политические институты и динамику политических процессов, соотнесение эволюционных и революционных тенденций в развитии страны;

- особенности становления и развития политического режима современной России;

- основные тенденции социального и культурного развития;

- направления внешней политики и роль России в международных отношениях;

Студент должен уметь:

- анализировать фактический материал по курсу;

- строить самостоятельные заключения;

- объяснить содержание основных терминов и понятий;



- использовать знания в области политологии для понимание принципов функционирования современного общества;

- ориентироваться в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране.



  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Дисциплина читается в 8 семестре (4 курс бакалавриата). Общая трудоемкость – 2 зет

(72 часа).



    1. Учебно-тематический план





п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)













Общая трудоем.


Лекции

Контактные конс.

Самост. раб.




11

Российский хартленд. Народонаселение России.

8

1

4

2



2




22

Российский федерализм.

Административно-территориальное устройство страны.



8

2-3

9

4

1

4

2 неделя – контрольная работа 

33

Государственное устройство РФ.

8

4-5

9

4

1

4

3-я неделя - тестирование

44

Политическая система Российской Федерации.

8

6-8

12

6

2

4




55

Российская экономика в 1990 – нач. 2000-х гг.

8

9-10

6

4



2

5-я неделя - контрольная работа

66

Внешняя политика России.

8

11-12

8

4

2

2




77

Современное российское общество: классы. страты, сословия?

8

13-14

10

4

2

4




88

Наука и образование в современной России

8

15

4

2




2




99

Итоговая мини-конференция. Защита студентами исследовательских проектов.

8

16

7

2

1

4
















72

32

9

30

6 семестр – экзамен

4.3. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Тема 1. РОССИЙСКИЙ ХАРТЛЕНД. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Распад СССР и трансформация государственных границ (старые и новые границы). Европейский и азиатский хартленд России. РФ как правопреемник СССР.

Социально-демографический облик России. Современная демографическая ситуация в РФ по материалам Всероссийской переписи населения 2002 г. Фиксация изменений социально-демографического, экономического, политического облика и этнокультурного облика России в межпереписной период (1989-2002). Демографический ландшафт Центра и Периферии. Специфика демографического перехода в России. Социально-демографический портрет россиянина. Национальный состав населения РФ. Динамика урбанизации (города-миллионники). Кризис института семьи. «Русский крест» и государственная политика по преодолению сокращения рождаемости.

Миграционный облик России. Структура внутренних и внешних миграционных потоков. Демографическая мифология. Региональные особенности миграций: акторы миграций, миграционные потоки, их география. Территориальное поведение россиян. Российская государственная миграционная политика. Перспективы миграционной политики РФ в контексте международного опыта. Национальная и культурная идентичность россиян.


Тема 2. РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СТРАНЫ.

Кризис федеративных отношений в СССР. Краткая характеристика административно-территориального устройства СССР и РСФСР в конце 1980-х гг. Этнические и национальные конфликты на советском пространстве (1988-1990 гг.). Военные операции в Тбилиси (1989), Баку (1990), Вильнюсе (1991). Системный кризис и распад СССР (1991). Попытки заключения нового Союзного договора. Беловежское соглашение (дек. 1991) РСФСР, Украины и Республики Беларусь и его историческое значение. Причины распада СССР как единого государства.

Развитие внутрироссийского сепаратизма. Процессы распада государства (децентрализации). Случаи провозглашения государственного суверенитета российскими автономиями и договорной характер взаимоотношений с федеральной властью. Чеченский сепаратизм и факторы, его обусловившие; первая военная операция в Чечне (1992). Новый Федеративный договор с республиками (1992), структура и статус субъектов Российской Федерации. Особый статус Чечни, Татарстана, Башкортостана и Якутии. Суверенизация национальных республик и других субъектов Федерации: краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Поднятие статуса ряда регионов до республиканского уровня. Конституционные и законодательные противоречия Федерации и ее субъектов. Обеспечение территориального единства России ценой уступок региональным и национальным элитам.

Борьба федерального Центра с суверенизацией российских автономий. Чеченские военные кампании (1994–1996, 1999) и их итоги. Распространение терроризма на Северном Кавказе. Террористические атаки на гражданское население страны (1999–2004).

Укрепление федеративных отношений через политические и административно-территориальные реформы (конституциональное и законодательное единство Центра и регионов, создание федеральных округов, укрупнение регионов, изменение порядка избрания глав регионов, усиление властной вертикали и др.). Современное административно-территориальное устройство России. Перспективы развития федеративных отношений в РФ.
Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РФ – 2 ч.

Государственная власть как система. Структура органов государственной власти СССР по Конституции 1977 г. Законодательные и исполнительные органы. Формальные и неформальные центры власти. Усложнение системы формирования органов советской власти на высшем уровне, съезды народных депутатов СССР и РСФСР/РФ и их значение.

Создание институтов Президента союзного государства и России как принципиальные изменения в системе государственной власти. Политические портреты М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина.

Формирование системы органов государственного управления новой России. Государственная символика страны.

Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Выбор модели государственной власти: парламентская или президентская республика. Политический кризис 1992–1993 г. Хроника событий октября 1993 г., их основные итоги.

Трансформация системы государственной власти. Структура органов власти в РФ по Конституции 1993 г., новое качество взаимоотношений исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в России.

Президентские выборы 1996 г. и их значение. Отставка Ельцина (1999). Президентство В.В. Путина. Укрепление властной вертикали. Основные компоненты реорганизации системы государственной власти (реформа Федерального собрания, Госсовет, изменение порядка избрания глав регионов и др.)

Президентство Д.А. Медведева.


Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Классические представления о партийной системе (М. Вебер), природе и функциях политических партий. Гражданское общество и его институты. Краткий обзор становления и эволюции российской и советской партийных систем (1905-1990).

Основные этапы трансформации партийной системы РФ. Первый съезд народных депутатов (1990). Отмена 6-й статьи Конституции СССР, возврат к многопартийности, введение поста Президента СССР.

Эволюция политической системы от августа 1991 к октябрю 1993 г. ГКЧП (август 1991). Указ Президента РСФСР о прекращении деятельности КПСС, поддержавшей переворот. Самороспуск КПСС. Распад советской политической системы. Характеристика российской политической системы начала 1990-х гг. Субъекты политического процесса. Формирование новых партий: ЛДПР (В.В. Жириновский), КПРФ (Г.А. Зюганов), «Демократический выбор России» (Е.Т. Гайдар). Начало формирования модели беспартийной власти.

Трансформация парламентской системы. Специфика российского парламентаризма. Итоги выборов в Государственную думу 1993 и 1996 г. Российский политический спектр на закате «эпохи Ельцина». Выборы 1999 г. и формирование избирательного блока «Единство».

Монополизация избирательного процесса. Законодательство РФ «О политических партиях (2001, 2004): ужесточение требований к субъектам политического процесса; укрупнение партий. Итоги выборов 2003 г.: резкое падение влияния «старых партий» - ЛДПР, «Яблока», КПРФ. Феномен «Единой России». Российский электорат и политическая культура россиян.

Изменение порядка избрания глав региона: отмена прямой выборности губернаторов и утверждение их законодательными собраниями субъектов Федерации по представлению Президента (2004).

Характеристика мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Дрейф к пропорциональной избирательной системе. Состояние политической жизни в стране.

Основные черты современной политической системы в стране. Закрепление в России традиционной политической системы с одной доминирующей партией. Попытки отказаться от беспартийной модели власти.

Перспективы развития политической системы в РФ.


Тема 5. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В 1990 –НАЧАЛЕ 2000-х гг.

Основные экономические итоги «перестройки». Попытки внедрения элементов рынка в плановую экономику. Программы перехода к рынку. Крах экономической системы СССР.

Причины кризисного состояния экономики первой половины 1990-х гг. (кризис финансовой системы, разрушение единого экономического и финансового пространства, сокращение объемов производства в добывающих отраслях и с/х производстве, изменение структуры экспорта, снижение его объемов). Основные количественные характеристики экономического кризиса первой половины 1990-х гг.

Стратегии радикального реформирования российской экономики, ориентированные на западную модель капитализма. Начало экономических реформ в стране. Польский вариант или «шокотерапия» для России. Правительство Е. Гайдара. 1991-1992 гг. – 10 указов о переходе к рынку (либерализация цен, свободная торговля, отмена монополии внешней торговли, введение свободного рыночного курса рубля, снятие ограничение на доходы, ликвидация экономических институтов административно-командной системы, приватизация и др.).

Приватизация (радикальное изменение отношений собственности, экономического базиса в целом): масштабы и содержание процесса денационализации. Государственная программа приватизации. Миф о «народной» приватизации; оценка роли государства. «Ваучерная» (чековая) приватизация. Основные этапы приватизации. Динамика структуры собственности в российской промышленности в 1991–1997–2003 гг. Итоги приватизации: образование крупного негосударственного сектора экономики, преодоление монополии государства, реальное многообразие форм собственности, концентрация капитала, появление «олигархов» и нового социального слоя собственников и предпринимателей (при фактическом отсутствии среднего класса). Сохранение гражданского мира в стране как важнейший итог избранного варианта приватизации. Специфика российской экономики 1991–1997 гг.

Формирование новой финансовой и банковской систем. Денежные реформы 1991, 1993, 1998 г. и их цели. Рублевая зона; доллар как параллельное платежное средство; гиперинфляция, кризис наличности, введение денежных суррогатов, девальвация, бартер и взаимозачеты, динамика конвертации и рыночный курс рубля. Трансформация банковской системы, переход к двум уровням - государственные и коммерческие банки). Банковские кризисы и финансовые пирамиды. Феномен обманутых вкладчиков как специфической социальной группы. Финансовый кризис августа 1998 г.: суверенный дефолт (пирамида ГКО).

Оценки уровня жизни населения России. Модели выживания/самовыживания. Изменение структуры потребления и образа жизни. Экономическое положение населения: задержки выплат заработной платы, массовое обнищание и падение уровня жизни, рост безработицы и снижение занятости. Оценка реальных доходов населения. Экстренная гуманитарная помощь.

Современное состояние российской экономики. Экономическое оживление первой половины 2000-х гг. Укрепление национальной валюты, рост золотовалютных резервов страны и создание стабилизационного фонда; нефтедоллары. Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. и его влияние на Россию. Основные тенденции современного экономического развития.

Заключение: переход от сырьевой к технологической, конкурентоспособной модели развития российской экономики пока не состоялся. Основной сдерживающий фактор инновационного развития российской экономики – сохранение и углубление ее сырьевой структуры.
Тема 6. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.

Изменение роли СССР в международном сообществе к концу 1980-х гг. (вывод войск из Афганистана; прекращение участия в военных конфликтах в Африке и Латинской Америке; вывод войск из Восточной Европы, распад Варшавского договора; переговоры с США по СНВ).

Изменение внешнеполитического ландшафта, связанное с распадом СССР. Проблема советского наследства: РФ как ядерная держава, проблема советских долгов. Оценка роли РФ на международной арене по сравнению с СССР в начале 1990-х гг.: экономическая и военная слабость страны. Попытка разыграть идеологическую карту во взаимоотношениях с Западом, отказ от коммунизма как предпосылка добрососедских отношений.

Основные ориентиры внешней политики на постсоветском пространстве. Феномен «ближнего зарубежья». РФ и СНГ. Претензии России на лидерство в СНГ. Законодательное закрепление связей с новыми независимыми государствами: договоры о коллективной безопасности, о таможенном союзе, об охране границ, совместных вооруженных силах как попытка «мирного развода». Проблема русскоязычного меньшинства в странах ближнего зарубежья.

Сложности во взаимоотношениях с Украиной, Грузией, другими странами. Постепенное падение влияния и значения надгосударственных органов в рамках СНГ на протяжении 1990-х гг. Создание союзного государства России и Белоруссии: предпосылки и перспективы.

Эволюция внешнеполитической линии на протяжении 1990-х гг. Первая концепция внешней политики страны (1993), ее основные характеристики. Россия и страны «семерки»; Россия и ЕЭС. Точки противоречий: 1) расширение НАТО на восток, оценка этого процесса в России и на Западе; 2) взаимоотношения с США, претендующих на роль единственной сверхдержавы; феномен однополярного мира; 3) распад Югославии и роль РФ в разрешении этого конфликта; оценка новой роли НАТО И ООН; 4) распад СНГ де-факто: ЕврАзЭС и ГУАМ;

Складывание новых векторов внешней политики РФ с начала 2000-х гг.: 1) взаимоотношения с Западом: прагматизм на место романтизма; 2) вхождение России в клуб ведущих стран («восьмерка»), рост влияния на положение дел в мире; 3) стремление (вместе с Китаем) к строительству многополярного мира; 4) укрепление экономической мощи РФ как важнейший внешнеполитический фактор; 5) взаимоотношения Россия со странами ближнего зарубежья: Казахстан, Киргизия, Украина, Грузия и др.

Оценка перспектив внешней политики России на ближайшие годы.



Тема 7. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: КЛАССЫ, СТРАТЫ, СОСЛОВИЯ?

Суть классового, стратификационного и сословного подходов при анализе структуры общества. В чем специфика социальной структуры современной России с точки зрения С. Кордонского? Титульные и нетитульные сословия. Цикличность как важнейшее свойство российской истории. Роль сословий в повторении исторических циклов. Основные элементы механизма смены сословной структуры. Сословия и политика; сословия и идеология. Свободные выборы и принцип сословного представительства. Формирование специфического сословия депутатов. Понятие административного рынка. Рыночные и квазирыночные принципы распределения ресурсов. Интеграция сословной и классовой структур в современной России.


Тема 8. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Основные проблемы развития средней школы. деидеологизация образования. Формирование и реализация национального проекта «Образование». Новые тенденции в развитии российского образования: (появление негосударственного и платного образования, массовизация высшего образования; Болонский процесс, специфика включения России в глобальный образовательный рынок). Диверсификация системы высшего образования (национальные, федеральные, инновационные, исследовательские университеты). Новое качество взаимоотношений общества и высшей школы. Образовательный потенциал России, проблема эффективности и качества образования. Наука в контексте глобализации. Проблема «утечки умов». Российская наука в экономике знаний.


Тема 9. Мини-конференция по курсу.

Итоговая мини-конференция. Работа построена вокруг защиты и обсуждения авторских учебно-исследовательских проектов по тематике эссе. Защита студентами исследовательских проектов. Планируется совместная экспертиза реализованных учебно-исследовательских проектов.

  1   2   3

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  • Новосибирск 2014 1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
  • 2. Цели и задачи освоения дисциплины Цель курса
  • Требования к уровню освоения курса. Студент должен знать
  • Структура и содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы.
  • Учебно-тематический план
  • Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  • 4.3. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Тема 1. РОССИЙСКИЙ ХАРТЛЕНД. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
  • РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СТРАНЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РФ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В 1990 –НАЧАЛЕ 2000-х гг.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
  • СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: КЛАССЫ, СТРАТЫ, СОСЛОВИЯ
  • НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  • Мини-конференция по курсу.