Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Од. 3 История религий Направление подготовки 47. 04. 03 «Религиоведение»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Од. 3 История религий Направление подготовки 47. 04. 03 «Религиоведение»

Скачать 411,91 Kb.


страница1/2
Дата08.04.2018
Размер411,91 Kb.

Скачать 411,91 Kb.

  1   2



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВО «ИГУ»

Исторический факультет

Отделение философии и теологии



Кафедра философии и методологии науки






Утверждаю

Декан исторического факультета

___________________Ю.А. Зуляр

«24» февраля 2016 г.




Рабочая программа дисциплины
Наименование дисциплины Б1.В.ОД.3 История религий
Направление подготовки 47.04.03 «Религиоведение»
Направленность «Теоретико-методологическая»
Квалификация выпускника – магистр
Форма обучения заочная



Согласовано с УМК исторического

факультета


Протокол №5 от «29» января 2016г.
Председатель Метёлкина Л.Н.

Рекомендовано кафедрой

Философии и методологии науки:


Протокол №2 от «02» декабря 2015 г.
Зав. кафедрой Куйбарь В.И.




Иркутск 2016
Содержание

стр.


  1. Цели и задачи дисциплины

3

  1. Место дисциплины в структуре ОПОП.

4

  1. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

4

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

5

  1. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

5.3 Разделы и темы дисциплин и виды занятий


6

6
7
7



  1. Перечень семинарских, практических занятий, лабораторных работ, план самостоятельной работы студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов

    1. Перечень практических занятий;

    2. План самостоятельной работы студентов;

    3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.

9

9
10

13


  1. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии)

15

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение;

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы



15

15

15



16
17

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

18

  1. Образовательные технологии

18

  1. Оценочные средства (ОС)




18



1. Цели и задачи дисциплины:

Цель освоения учебной дисциплины «История религий»: изучить происхождение религии, показать процесс формирования национальных и мировых религий, их воздействие на общество, а также современное состояние религий мира.

Задачи: Определить единство, различие и значение религий в их собственном и общеисторическом развитии; изучить текстологическую и содержательную специфику священных текстов; рассмотреть доктринальные и культовые особенности религиозных верований; сформировать навыки самостоятельной работы с религиозными текстами
2. Место дисциплины в структуре ОПОП: История религий является одной из обязательных учебных дисциплин базовой части (Б1) федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС ВО.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины:

Для успешного изучения курса студентам необходимо



Знать основные понятия истории религий; основные этапы ее развития; суть учений основателей религии мира; проблемы и особенности существования религии в современном мире.

Уметь анализировать процессы возникновения и дальнейшего развития той или иной конфессии; самостоятельно анализировать догматические тексты;

Владеть навыками сравнительного анализа религий; навыками поиска религиоведческой информации; навыками религиоведческого анализа течений в современных религиях
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Курс «История отечественного и зарубежного религиоведения» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО нового поколения по направлению подготовки «Религиоведение»:

а) общепрофессиональные (ОПК)

- способность использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира (ОПК-4);

- способность самостоятельно анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать (ОПК-8);

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

- актуальные проблемы историко-философских и религиоведческих исследований;

- онтологические, гносеологические и праксеологические аспекты религиоведческого знания;

- технику и стратегию общения;

- информационные технологии;

- стандарты речевой культуры, принципы делового этикета;

Уметь:

- самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

- самостоятельно осваивать новые методы исследования;

- представлять итоги в виде отчетов;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

- анализировать научную литературу, делать прогнозы, выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации;

- использовать техники общения;

- организовывать исследовательские и проектные работы;

- проявлять инициативу, брать на себя ответственность;

- использовать стандарты речевой культуры, принципы делового этикета;

Владеть:

- навыками анализа, описания феномена религиозного опыта в различных религиозных традициях

- навыками использования методов религиоведческого исследования;

- навыками логического анализа различного рода рассуждений, профессиональной аргументации в области религиоведения;

- навыкам научно-литературной и редакторской работы;

- навыками самостоятельной подготовки учебных и учебно-методических материалов к учебному процессу;

- навыками интерпретации специфических языков различных религий;

- навыками вырабатывания, формулирования и аргументации собственной позиции;

- навыками адаптации в новых ситуациях, решения проблемных ситуаций, принятия нестандартных решений, анализа своих возможностей.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего ча­сов / зачет­ных еди­ниц

Семестры




1













Аудиторные занятия (всего)

40

40










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

20

20










Практические занятия (ПЗ)

20

20










Семинары (С)

-













Лабораторные работы (ЛР)

-













Самостоятельная работа (всего)

32

32










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

27

27










Расчетно-графические работы
















Реферат (при наличии)

5

5










Другие виды самостоятельной работы
















Контроль

36

36










Вид промежуточной аттестации (экзамен)

экзамен

экзамен










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



108

108










3

3











5. Содержание дисциплины

Общий замысел программы состоит в том, чтобы показать религию как одну из специфических форм постижения мира и укреплении солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Программа представляет историю религии от архаических времен до наших дней.

Данная программа составлена с учетом единства философии и религиоведения (истории, социологии и психологии религии) в целях построения концептуального каркаса категорий, имеющих целью определить границы и возможности познания абсолюта как предельной реальности. Структура программы починена изложению основных религиоведческих концепций, в которых отражена квинтэссенция современных представлений об религии. Учитывается также как различие между религиоведением и теологией, так и их определенное междисциплинарное согласование и взаимодействие.

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел I. Архаические и национальные религии.

1. Происхождение религии. Архаические религии.

2. Национальные религии: индуизм, джайнизм, сикхизм.

3. Национальные религии: даосизм и конфуцианство.

4. Национальные религии: парсизм, синто, иудаизм.

Раздел II. Мировые религии.

5. Буддизм.

6. Христианство.

7. Ислам.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

(вписываются разработчиком)

№ темы


1.

Философия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










2.

История

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12











5.3. Разделы и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Наименование темы

Лекц.

Практ.

зан.


СРС

Все-го

1.

Архаические и национальные религии

1. Происхождение религии. Архаические религии.

2. Национальные религии: индуизм, джайнизм, сикхизм.

3. Национальные религии: даосизм и конфуцианство.

4. Национальные религии: парсизм, синто, иудаизм.



2

3
3


3

2

3
3


3

5

5
5


5

9

11
11

11


2.

Мировые религии

5.Буддизм.

6. Христианство.

7. Ислам.


3

3

3



3

3

3



4

4

4



10

10

10




6.2 План самостоятельной работы студентов

нед.


Тема

Вид самостоятельной работы

Задание

Рекомендуемая литература

Количество часов

1

1. Происхождение религии. архаические религии.

Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

Смирнов А. История отечественного и зарубежного религиоведения. Иркутск, 2015.

5






2. Национальные религии: индуизм, джайнизм, сикхизм.



Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

Смирнов А. История отечественного и зарубежного религиоведения. Иркутск, 2015.

5






3.

Национальные религии: даосизм и конфуцианство.




Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

Смирнов А. История отечественного и зарубежного религиоведения. Иркутск, 2015.

5



2

4.

Национальные религии: парсизм, синто, иудаизм.



Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

Смирнов А. История отечественного и зарубежного религиоведения. Иркутск, 2015.

5



3

5.

Буддизм




Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

Смирнов А. История отечественного и зарубежного религиоведения. Иркутск, 2015.

4






6.

Христианство



Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

Смирнов А. История отечественного и зарубежного религиоведения. Иркутск, 2015.

4






7.

Ислам


Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

Смирнов А. История отечественного и зарубежного религиоведения. Иркутск, 2015.

4




6.3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов складывается из:



  1. самостоятельной работы в учебное время,

  2. самостоятельной работы во внеурочное время,

  3. самостоятельной работы в Интернете.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время

1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и

практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.



Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.



Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время

1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенномвиде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций илипо ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным,так как и то, и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции,ни по несколько раз «переслушивать» ее.

Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект необходимо вести не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения(документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезноесодержание (приращение науки, знания).

3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика(выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое,«краткое изложение оглавления»); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.

Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего).



4. Доклад, реферат.

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой

проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:


  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор

темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи

реферата, даётся характеристика используемой литературы).



  1. Основная часть (состоит из глав и подглав, которые

раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически

являются продолжением друг друга).



  1. Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

  2. Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:



  • поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми иинформационно-справочными системами, автоматизированным и библиотечными системами, электронными журналами;

  • организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;

  • создания тематических web-страниц и web-квестов–использование html-редакторов, web-браузеров, графическихредакторов.


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии)

Не предусмотрены учебным планом



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Смирнов А. История религии. Учебное пособие. Иркутск, 2015. Электронное издание неограниченный доступ



б) дополнительная литература
  1.Горелов, Анатолий Алексеевич.  История мировых религий [Текст] : учеб. пособие / А. А. Горелов ; Рос. акад. образования, Московский психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. - 356 с. ; 21 см. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-89349-763-5. - ISBN 5-89502-773-3 : 176.22 р. Экз-ры: 4 

  2. Религиоведение [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Ред. М. М. Шахнович. - СПб. : Питер, 2006. - 430 с. ; 21 см. - (Учебное пособие). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-469-00861-4 : 110.00 р.Экз-ры: 1 

  3. Померанц, Григорий Соломонович. Великие религии мира [Текст] : научное издание / Г. С. Померанц, З. А. Миркина. - М. : Междунар. ун-т, 2006. - 256 с. : [12л.]ил. ; 22 см. - (Humanitas). - Указ. имен: с.246-252 . - ISBN 5-9248-0103-9 : 212.38 р.Экз-ры: 1 

4.Васильев, Леонид Сергеевич.   История религий Востока [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. - 8-е изд. - М. : Университет, 2006. - 703 с. ; 21 см. - ISBN 5-98227-106-3 : 266.64 р., 240.59 р., 266.64 р.



Экз-ры: 23 
  5. История религии : учеб. для студ. вузов / ред. И. Н. Яблоков. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2007 - . - 22 см. - ISBN 978-5-06-005142-1.
   Т. 2 / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдов и др. - 2007. - 676 с. - ISBN 978-5-06-005789-8 : 579.00 р., 637.00 р. Экз-ры: 6 


г) программное обеспечение

1.программа MicrosoftWord

2.программа MicrosoftExcel

3.программа MicrosoftPowerPoint (для создания презен­таций)


д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) // http://fcior.edu.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЕКЦОР) // http://school-collection.edu.ru/

  1   2