Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины б. 2 История религий Направление подготовки 48. 03. 01

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины б. 2 История религий Направление подготовки 48. 03. 01



Дата08.04.2018
Размер0,49 Mb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВПО «ИГУ»

Исторический факультет

Отделение философии и теологии



Кафедра философии и методологии науки






Утверждаю

Декан исторического факультета

___________________Ю.А. Зуляр

«26» марта 2014 г.



Рабочая программа дисциплины
Наименование дисциплины Б1.Б.2 История религий
Направление подготовки 48.03.01 «Теология»
Профиль «Систематическая теология»
Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения заочная



Согласовано с УМК исторического

факультета


Протокол №4 от «28» февраля 2014г.
Председатель Метёлкина Л.Н.

Рекомендовано кафедрой

философии и методологии науки:


Протокол №4 от «26» фераля 2014г.
Зав. кафедрой Куйбарь В.И.



Иркутск 2014 г.

Содержание

стр.


  1. Цели и задачи дисциплины

3

  1. Место дисциплины в структуре ОПОП.

3

  1. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

3

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4

  1. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

5.3 Разделы и темы дисциплин и виды занятий


5

5

5



6

  1. Перечень семинарских, практических занятий, лабораторных работ, план самостоятельной работы студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов

    1. Перечень практических занятий;

    2. План самостоятельной работы студентов;

    3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.

7

7
7


8

  1. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии)

10

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение;

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы



10

10

11



16

11
12



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

12

  1. Образовательные технологии

12

  1. Оценочные средства (ОС)




12



1. Цели и задачи дисциплины:

Цель освоения учебной дисциплины «История религий»: изучить происхождение религии, показать процесс формирования национальных и мировых религий, их воздействие на общество, а также современное состояние религий мира.

Задачи: Определить единство, различие и значение религий в их собственном и общеисторическом развитии; изучить текстологическую и содержательную специфику священных текстов; рассмотреть доктринальные и культовые особенности религиозных верований; сформировать навыки самостоятельной работы с религиозными текстами

2. Место дисциплины в структуре ОПОП: История религий является одной из обязательных учебных дисциплин базовой части (Б1) федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС ВО от 17.02.2014г № 124.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины:

Для успешного изучения курса студентам необходимо



Знать основные понятия истории религий; основные этапы ее развития; суть учений основателей религии мира; проблемы и особенности существования религии в современном мире.

Уметь анализировать процессы возникновения и дальнейшего развития той или иной конфессии; самостоятельно анализировать догматические тексты;

Владеть навыками сравнительного анализа религий; навыками поиска религиоведческой информации; навыками религиоведческого анализа течений в современных религиях
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Курс «История религий» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО нового поколения по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»:

общекультурными (ОК):

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);



профессиональными (ПК):

- готовность выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3).



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- актуальные проблемы историко-философских и религиоведческих исследований;

- онтологические, гносеологические и праксеологические аспекты религиоведческого знания;

- технику и стратегию общения;

- информационные технологии;

- стандарты речевой культуры, принципы делового этикета;

Уметь:

- самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

- самостоятельно осваивать новые методы исследования;

- представлять итоги в виде отчетов;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

- анализировать научную литературу, делать прогнозы, выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации;

- использовать техники общения;

- организовывать исследовательские и проектные работы;

- проявлять инициативу, брать на себя ответственность;

- использовать стандарты речевой культуры, принципы делового этикета;

Владеть:

- навыками анализа, описания феномена религиозного опыта в различных религиозных традициях

- навыками использования методов религиоведческого исследования;

- навыками логического анализа различного рода рассуждений, профессиональной аргументации в области религиоведения;

- навыкам научно-литературной и редакторской работы;

- навыками самостоятельной подготовки учебных и учебно-методических материалов к учебному процессу;

- навыками интерпретации специфических языков различных религий;

- навыками вырабатывания, формулирования и аргументации собственной позиции;

- навыками адаптации в новых ситуациях, решения проблемных ситуаций, принятия нестандартных решений, анализа своих возможностей.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего ча­сов / зачет­ных еди­ниц

Семестры



















Аудиторные занятия (всего)

26













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

6

6










Практические занятия (ПЗ)

10

10










Семинары (С)

-













Лабораторные работы (ЛР)

-













Контроль самостоятельной работы (КСР)

10

10










Самостоятельная работа (всего)

73

73










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

10

10










Расчетно-графические работы
















Реферат (при наличии)
















Другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

9

9










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



108













3














5. Содержание дисциплины

Общий замысел программы состоит в том, чтобы показать религию как одну из специфических форм постижения мира и укреплении солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Программа представляет историю религии от архаических времен до наших дней.

Данная программа составлена с учетом единства философии и религиоведения (истории, социологии и психологии религии) в целях построения концептуального каркаса категорий, имеющих целью определить границы и возможности познания абсолюта как предельной реальности. Структура программы починена изложению основных религиоведческих концепций, в которых отражена квинтэссенция современных представлений об религии. Учитывается также как различие между религиоведением и теологией, так и их определенное междисциплинарное согласование и взаимодействие.
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел I. Архаические и национальные религии.

1. Происхождение религии. Архаические религии.

2. Национальные религии: индуизм, джайнизм, сикхизм.

3. Национальные религии: даосизм и конфуцианство.

4. Национальные религии: парсизм, синто, иудаизм.

Раздел II. Мировые религии.

5. Буддизм.

6. Христианство.

7. Ислам.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

(вписываются разработчиком)

№ темы


1.

Религиозная философия

1

2

3

4

5

6

7

8






















2.

История Вселенского православия в Новое время
















6





























5.3. Разделы и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Наименование темы

Лекц.

Практ.

зан.


СРС

Все-го

1.

Архаические и национальные религии

1. Происхождение религии. Архаические религии.

2. Национальные религии: индуизм, джайнизм, сикхизм.

3. Национальные религии: даосизм и конфуцианство.

4. Национальные религии: парсизм, синто, иудаизм.

.


2
2
2



4


7
7
7
9

9
9
9
13

2.

Мировые религии

5.Буддизм.

6. Христианство.

7. Ислам.





2

2

2



7

7

7



9

9

9




6.2 План самостоятельной работы студентов

нед.


Тема

Вид самостоятельной работы

Задание

Рекомендуемая литература

Количество часов

1

1. Происхождение религии. архаические религии.

Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

1.ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студ. вузов-М.: 2010.-319 с.

2..АникинД.А. История религии:конспект лекций-М.:2010.-182с

3.СмирновА.Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение:учеб.пособие-Иркутск:2013. - 105 с. 

4.ГороховС.А. Религии народов мира:учеб. пособие для студ.-М.: 2014



7






2. Национальные религии: индуизм, джайнизм, сикхизм.



Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

1.ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студ. вузов-М.: 2010.-319 с.

2..АникинД.А. История религии:конспект лекций-М.:2010.-182с

3.СмирновА.Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение:учеб.пособие-Иркутск:2013. - 105 с. 

4.ГороховС.А. Религии народов мира:учеб. пособие для студ.-М.: 2014



7






3.

Национальные религии: даосизм и конфуцианство.



Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

1.ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студ. вузов-М.: 2010.-319 с.

2..АникинД.А. История религии:конспект лекций-М.:2010.-182с

3.СмирновА.Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение:учеб.пособие-Иркутск:2013. - 105 с. 

4.ГороховС.А. Религии народов мира:учеб. пособие для студ.-М.: 2014



7



2

4.

Национальные религии: парсизм, синто, иудаизм.



Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

1.ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студ. вузов-М.: 2010.-319 с.

2..АникинД.А. История религии:конспект лекций-М.:2010.-182с

3.СмирновА.Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение:учеб.пособие-Иркутск:2013. - 105 с. 

4.ГороховС.А. Религии народов мира:учеб. пособие для студ.-М.: 2014



9



3

5.

Буддизм




Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

1.ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студ. вузов-М.: 2010.-319 с.

2..АникинД.А. История религии:конспект лекций-М.:2010.-182с

3.СмирновА.Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение:учеб.пособие-Иркутск:2013. - 105 с. 

4.ГороховС.А. Религии народов мира:учеб. пособие для студ.-М.: 2014



7






6.

Христианство



Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

1.ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студ. вузов-М.: 2010.-319 с.

2..АникинД.А. История религии:конспект лекций-М.:2010.-182с

3.СмирновА.Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение:учеб.пособие-Иркутск:2013. - 105 с. 

4.ГороховС.А. Религии народов мира:учеб. пособие для студ.-М.: 2014



7






7.

Ислам


Конспект лекций, изучение основной и дополнитель-ной литературы

Конспектирование материалов раздела, не вошедших в лекционные занятия из учебников, доступных в читальном зале или электронном ресурсе

1.ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студ. вузов-М.: 2010.-319 с.

2..АникинД.А. История религии:конспект лекций-М.:2010.-182с

3.СмирновА.Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение:учеб.пособие-Иркутск:2013. - 105 с. 

4.ГороховС.А. Религии народов мира:учеб. пособие для студ.-М.: 2014



7




6.3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов складывается из:



  1. самостоятельной работы в учебное время,

  2. самостоятельной работы во внеурочное время,

  3. самостоятельной работы в Интернете.

.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время

1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и

практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.



Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.



Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время

1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как и то, и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз «переслушивать» ее.

Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект необходимо вести не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения(документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания).

3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика(выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое,«краткое изложение оглавления»); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.

Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего).



4. Доклад, реферат.

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой

проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:


  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор

темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи

реферата, даётся характеристика используемой литературы).



  1. Основная часть (состоит из глав и подглав, которые

раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически

являются продолжением друг друга).



  1. Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

  2. Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:



  • поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми иинформационно-справочными системами, автоматизированным и библиотечными системами, электронными журналами;

  • организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;

  • создания тематических web-страниц и web-квестов–использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

1. Культы и ритуалы в автохтонных религиях.

2. Фетишизм как система верований.

3. Тотемизм как система верований. Тотем и Табу.

4. Анимизм как система верований.

5. Ритуальное облачение, ритуальные предметы и виды практик в шаманизме.

6. Источники изучения религии Древней Месопотамии.

7. Культовые практики, сооружения и пантеон богов шумеров и аккадцев.

8. Мифология и культ Мардука в Вавилоне.

9. Верования этруссков.

10. Религия древних германцев.

11. Верования кельтов.

12. Языческие верования славян.

13. Жречество в Древнем Египте.

14. Культ мертвых в Древнем Египте. "Книга мертвых".

15. "Авеста" - священная книга зороастризма.

16. Вероучение и культ зороастризма.

17. Религия Древней Греции.

18. Боги олимпийского пантеона. Культовые практики древних эллинов.

19. Религия Древнего Рима.

20. Генезис и специфика национальных религий.

21. Роль национальных религий в жизни современного общества.

22. Возникновение и эволюция конфуцианства.

23. Социально-политические условия возникновения и развития конфуцианства в Китае.

24. Социально-политические условия возникновения и развития синтизима.

25. Синто в современной Японии.

26. Традиции, обряды и праздники иудеев.

27. Направления иудаизма.

28. Индуизм, его возникновение и развитие.

29. Вишнуизм и шиваизм.

30. Бахманизм: истоки и эволюция.

31. Структура и содержание вед.

32. Варны и обряды жизненного цикла в индуизме

33. Джайнизм, особенности вероучения и культа.

34. Сикхизм, особенности вероучения и культа.

35. Реформация индуизма.

36. Священные тексты буддизма.

37. Тибетский буддизм.

38. Буддизм махаяны и хинаяны.

39. Национальные особенности дзен- и / или чань-буддизма.

40. Христианская церковь в период распада Римской империи.

41. Протестантизм: особенности вероучения культа.

42. Направления протестантизма.

43. Раннее христианство.

44. Ж. Кальвин и его учение.

45. У. Цвингли и его учение.

46. Основные христианские конфессии.

47. Иерархия, структура, порядок богослужения и таинства православной церкви.

48. История православия на Руси.

49. Иерархия, структура, порядок богослужения и таинства римско-католической церкви.

50. Истоки и историко-культурные предпосылки ислама.

51. Коран и коранистика.

52. Основные направления ислама.

53. Единство духовной и политической власти в исламе.

54. Нетрадиционные религии.

55. Новые религиозные движения.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.  Яблоков, Игорь Николаевич. Религиоведение [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / И. Н. Яблоков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гардарики, 2010. - 319 с. ; 22 см. - Библиогр.: с. 302-316. - ISBN 978-5-8297-0326-4 : Экз-ры: 20



2.    Аникин, Даниил Александрович. История религии [Текст] : конспект лекций / Д. А. Аникин. - М. : Юрайт : Высш. образование, 2010. - 182 с. ; 20 см. - - Библиогр.: с. 181-182. - ISBN 978-5-9916-0489-5. - ISBN 978-5-9692-0808-7 : Экз-ры:  6 

3.  Смирнов, Алексей Евгеньевич. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение [Текст] : учеб. пособие / А. Е. Смирнов ; рец.: Д. В. Козлов, С. И. Кузнецов ; Иркутский гос. ун-т, Ист. фак., Межрегион. ин-т обществ. наук. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - 105 с. ; 20 см. - Библиогр.: с. 102-105. -ISBN 978-5-9624-0987 : Экз-ры: 11 

4.   Горохов, Станислав Анатольевич. Религии народов мира [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ., / С. А. Горохов. - 3-е изд., перераб. и доп. - ЭВК. - М. : КноРус, 2014. - - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". - Неогранич. доступ. - ISBN 978-5-406-03231-2


б) дополнительная литература

  1.Горелов, Анатолий Алексеевич.  История мировых религий [Текст] : учеб. пособие / А. А. Горелов ; Рос. акад. образования, Московский психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. - 356 с. ; 21 см. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-89349-763-5. - ISBN 5-89502-773-3 : Экз-ры 4 экз

  2. Религиоведение [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Ред. М. М. Шахнович. - СПб. : Питер, 2006. - 430 с. ; 21 см. - (Учебное пособие). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-469-00861-4 : Экз-ры:  1 

  3. Померанц, Григорий Соломонович. Великие религии мира [Текст] : научное издание / Г. С. Померанц, З. А. Миркина. - М. : Междунар. ун-т, 2006. - 256 с. : [12л.]ил. ; 22 см. - (Humanitas). - Указ. имен: с.246-252 . - ISBN 5-9248-0103-9: Экз-ры1 

4.Васильев, Леонид Сергеевич.   История религий Востока [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. - 8-е изд. - М. : Университет, 2006. – 703 с. ; 21 см. -  ISBN 5-98227-106-3:Экз-ры:23 


  5. История религии : учеб. для студ. вузов / ред. И. Н. Яблоков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Высш.шк.,2007-.-22см.-ISBN978-5-06-005142-1.   Т. 2 / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдов и др. - 2007. - 676 с. - ISBN 9785-06-005789-8 : Экз-ры:  5 экз.
в) программное обеспечение

1.программа MicrosoftWord

2.программа MicrosoftExcel

3.программа MicrosoftPowerPoint (для создания презен­таций)


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) // http://fcior.edu.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЕКЦОР) // http://school-collection.edu.ru/

3. Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru

4. Российский портал открытого образования // http://www.openet.edu.ru/

5. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» // http://www.ict.edu.ru/

6. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» // http://window.edu.ru


7. База данных и поисковая система Научной библиотеки ИГУ (http://library.isu.ru/ru/ )

8.Электронно-библиотечная система Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетаhttps://elib.pstgu.ru/

9. Материалы электронной исторической библиотеки философского факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm )

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Система мультимедиа, компьютер, проектор. Электронный ридер по курсу, содержащий программу курса, рекомендуемые доклады по соответствующим темам семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, интернет-источники, вопросы к зачету и экзамену. Учебные, учебно-методические и научные материалы;

2. На кафедре и в библиотеке университета необходимые учебни­ки и учебные пособия.
10. Образовательные технологии

1.Классические формы обучения: лекции, практические и семинарские занятия, рефераты

2.Активные формы обучения: вариативные и обучающие игры, работа в творческих группах, подготовка презентаций.
11. Оценочные средства (ОС)

11.1. Оценочные средства для входного контроля (могут быть в виде тестов с закрытыми или открытыми вопросами). Тесты находятся в фонде тестовых заданий.



    1. Оценочные средства текущего контроля

11.3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся (при необходимости).

11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена или зачета).



Контрольные вопросы к экзамену по всем разделам дисциплины:

1. Основные этапы формирования религии Древней Индии. Ведийская религия. Сборники Вед.

2. Индуизм. Основные положения. Идея Тримурти.

3. Направления в индуизме. Культ Кришны. Бхагават-гита. Культ и праздники индуизма.

4. Исторические условия зарождения буддизма. Сиддхартха Гаутама. Личность и учение.

5. Состав и содержание сакральных книг буддизма.

6. Направления буддизма и их специфика.

7. Дзэн-буддизм и его особенности.

8. Ламаизм как одно из направлений буддизма.

9. Иудаизм и христианство (сравнительный анализ). Проблема иудео-христианского диалога.

10. Талмудическая литература. Мишна и Гемара. Галаха и Агада. Формиро-вание Талмуда. Основные талмудические школы.

11. Особенности мистики иудаизма. «Зогар». Каббала.

12. Эволюция иудаизма в Новое время. Саббатианство. Хасидизм. Антисемитизм, его истоки и эволюция.

13. Состояние иудаизма в России: история и современность.

14. Особенности христианства как религии. Религиоведческие исследования христианства.

15. Источники христианства. Формирование канона. Ветхий и Новый Завет – состав и преемственность.

15. Социальные, политические и духовные условия возникновения христианства.

16. Образ Иисуса Христа в различных религиоведческих системах. Ученики Христа. Основание Церкви. Жизнь первых христиан. Учреждение таинств и богослужения.

17. История догматического движения до Великого раскола. Основные ереси и борьба Церкви с ними.

18. Причины и история Великого раскола.

19. Особенности православия. Отношение к традициям. Учение, обрядность и Церковная жизнь. Отношения автокефальных поместных Церквей.

20. Особенности духовной жизни в православии. Православная мистика. Мо-нашество.

21. Православие в России. Крещение Руси. Митрополитский период Русской православной Церкви.

22. Учреждение патриаршества в России. Отношения Церкви и власти. Реформы патриарха Никона. Российский раскол.

23. Старообрядчество и его история.

24. Синодальный период Русской православной Церкви.

25. Образ русской святости. Преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Са-ровский, св. Иоанн Кронштадтский.

26. Восстановление патриаршества в России. Русская православная Церковь во время советской власти. Современное состояние православия в России.

27. Современное состояние православия в мире. Поместные Церкви.

28. Аравия накануне принятия ислама: социально-экономические, политические отношения в Аравии.

29. Аравия накануне принятия ислама: пантеон, культ, вероучение. Мекка. Кааба.

30. Пророческое движение и ханафизм.

31. Племя курайш.

32. Биография Мухаммада: легенды и исторические реконструкции.

33. Начало религиозной проповеди в Мекке (610–622 гг.). Содержание первоначальных проповедей Мухаммада

34. Мединский период проповеди Мухаммада.

35. Формирование мусульманской догматики.

36. Борьбы между Меккой и Мединой.

37. Сподвижники пророка (на выбор).
38. Распространение ислама в Аравии при жизни пророка.

39. Роль ислама в сплочении племен Аравии.

40. Модели исламизации.

41. Рождение халифата.

42. Коран как исторический источник и как литературный памятник.

43. Толкование, верификация, критика хадисов.

44. Шесть общепризнанных в суннитской среде сборников хадисов

45. Пять столпов веры.

46. Догматы ислама: таухид, ‘адль, нубувва, вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.

47. Догматы ислама: учение об имамате-халифате (имама-хиляфа). Проблема передачи власти в исламе.

48. Джихад: мусульманская и немусульманская трактовка.

в Юго-Восточной Азии.

49. Ислам в России.

50. Ислам в Средней Азии.



Материалы для проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов:

п\п


Вид контроля

Контролируемые темы (разделы)

Компетенции, компоненты которых контролируются

1

Конспект

Раздел 1,2

ОК-2, ПК-3

2

Курсовая работа




ОК-2, ПК-3

3

Зачет

Раздел 1,2

ОК-2, ПК-3

4

Тест

Раздел 1,2

ОК-2, ПК-3


Разработчик:

профессор кафедры философии и методологии науки,

д-р филос. наук А. Е. Смирнов
Эксперт:

начальник кафедры философии, психологии

и социально-гуманитарных дисциплин,

д-р истор. наук, профессор В.В. Синиченко


Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и методологии науки

«26» февраля 2014г.



Протокол № 4

Зав. кафедрой философии и методологии наук,

д-р филос. наук В.И. Куйбарь