Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях» Направление подготовки

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях» Направление подготовки



страница1/4
Дата19.08.2017
Размер0,81 Mb.


  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра истории Удмуртии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Математические методы в исторических исследованиях»
Направление подготовки

030600.62 ИСТОРИЯ


Профиль подготовки

_____________________________________


Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ


Ижевск 2012



1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью курса является ознакомление студентов исторического факультета с логикой познавательной деятельности историка. Общеисторические и специальные курсы, как правило, излагают результаты исторического исследования и не имеют своей целью изучение механизмов получения нового знания. Это приводит к тому, что начинающие исследователи интуитивно овладевают методологическим арсеналом историка, методом проб и ошибок находят свой путь в решении научных проблем. Поэтому целью настоящего курса является содействие формированию методологической культуры историка, его интеллектуальной культуры в целом через освоение математической методологии исторического исследования.

Задачи освоения дисциплины:

    • формирование у студентов общих представлений об особенностях истории как науки, ее места в системе социально-гуманитарного знания, взаимосвязи с математическими науками в контексте идеи междисциплинарности;

    • ознакомление студентов с общими проблемами методологии исторического исследования;

    • освоение познавательных возможностей общенаучных, специально-научных, частно - научных методов исторического исследования;

    • освоение познавательных возможностей математических методов в историческом исследовании;

    • овладение методиками математических методов в исторических исследованиях.

    • формирование представлений о первичных навыках академической работы и научной деятельности;

    • ознакомление бакалавров с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;

    • овладение навыками практического использования информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач;

    • формирование навыков конспектирования лекций и научной литературы;

    • формирование навыков работы с сайтом Удмуртского университета и образовательными сайтами в системе Интернет;

    • ознакомление студентов с принципами создания визуальных презентаций;

    • формирование навыков библиографического описания; правилами цитирования;

    • формирование навыков технологии работы с научной литературой;

    • формирование навыков оформления научной работы.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Принципы построения курса:

Курс входит в базовую часть математического и информационно-технологического цикла ООП

Курс адресован студентам 2 курса направления подготовки 030600 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Математические методы в исторических исследованиях»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Введение в профессию», «Информатика», Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции

ОК1 – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (повышенный уровень);

ОК2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (повышенный уровень);

ОК14 – осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами средствами получения, хранения, переработки информации; (пороговый уровень)

ОК15 – имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (пороговый уровень);

ОК16 – способность работать с информацией в глобальных сетях (пороговый уровень)

ПК6 – способность понимать. Критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (пороговый уровень)

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин общепрофессиональных дисциплин и подготовке курсовой и выпускной квалификационной работы

Программа курса построена на блочно-модульном принципе

В курсе выделено 2 раздела

Характеристика методов исторического исследования

Понятие научного метода

Уровни исторического исследования

Типы методов исторического исследования

Место метода в историческом исследовании


Характеристика количественных и математических методов исторического исследования

Познавательные возможности математических методов

Формализация и измерение исторических явлений и процессов

Математические методы сбора исторической информации

Математические методы систематизации исторических данных

Математико-статистические методы анализа в историческом исследовании

Компьютерные модели исторических данных


Курс имеет практическую часть в виде контрольной работы «Структура исторического исследования» по теме выпускной квалификационной работы;

аннотация статьи, основанной на применении математических методов в политических исследованиях;

создание библиографии по теме «Математические методы в политических исследованиях»,

построения сводки политических данных в виде статистической таблицы, схемы, карты, диаграммы,

создание исторических задач с применением математических методов.

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

ОК1 – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; (пороговый уровень)

ОК3 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе(пороговый уровень)

ОК12 – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (пороговый уровень);

ОК13 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания(пороговый уровень);

ОК14 – осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами средствами получения, хранения, переработки информации; (пороговый уровень)

ОК15 – имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (пороговый уровень);

ОК16 – способность работать с информацией в глобальных сетях (пороговый уровень)

ПК9 – способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (пороговый уровень);

ПК10 – способность к составлению обзоров, аннотацией, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований(пороговый уровень);



ПК13 – способность к работе с базами данных и информационными системами (пороговый уровень);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  • понятийный аппарат конкретной методологии исторического исследования;

  • познавательные возможности конкретных математических методов для решения конкретных исследовательских задач;

  • разделы математической статистики и методов математического моделирования в объеме, необходимом для практического использования в исторических исследованиях

  • Уметь

  • -Выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения научно-педагогических, исследовательских, информационно-аналитических задач профессиональной деятельности;

  • Формулировать цели и задачи исследования в области исторической проблематики;

  • Использовать междисциплинарный инструментарий и математические методы в целях анализа профильной проблематики;

  • Критически осмысливать статистические информационные материалы

  • Анализировать научную литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях,

  • Реферировать и аннотировать литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях;

  • Обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в выпускной квалификационной работе;

  • Применять адекватные методы статистического анализа данных изучаемых исторических источников

  • Использовать математические, статистические методы, компьютерные модели на этапе сбора, систематизации и анализа исторических данных

  • Владеть:

  • Навыками практического использования математического аппарата для решения исследовательских задач в области исторического знания

  • способами оформления итоговых статистических материалов в виде презентации, статистической таблицы, графика.

  • -навыками использования необходимых для историка сетевых ресурсов


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

п/п


Разделы, темы


дисциплины

Неделя


семестра

Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции (код)











Л.

Пр.

Сам.

раб.





0к1

ок3

ок12

ок13

ок15…

ок14

0к16

пк9

пк10

ПК 13

Семестр II.

1.

Раздел 1
















+






















1.1.

Тема 1. История как реальность, история как наука (





2










+

























Тема 2. Структура исторического исследования




2

4







+

+

+










+







Тема 3. Методология и методы научного исследования




4










+

























Тема 4. Методы сбора исторической информации




2










+




+













++




Тема 5. Характеристика основных методов исторического исследования




2










+




+



















Раздел 2











































Тема 6. Математизация научных исследований в исторической науке




2

4







+

+

+










+

+




Тема 7. Формализация и измерение исторических явлений




4

6







+

+

+

+

+




+

++

2.

Тема 7. Методы сбора исторической информации




2










+




+

+

+




+

++

2.1.

Тема 8. Социологический инструментарий в исторических исследованиях




6

4







+

+

+

+

+




+

++




Тема 9. Методы систематизации исторических данных




4

6







+

+

+

+

+













Тема 10. Компьютерные модели исторических данных




4

10







+

+

+

+

+




+

+




Тема 11. Математические методы анализа исторических источников




4

4







+

+

+

+







+







Тема 12. Моделирование исторических явлений и процессов




2










+







+







+







всего:




40

40































Форма промежуточной аттестации – экзамен

5. Содержание дисциплины
Тема 1. История как реальность, история как наука (2 часа.)
История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука.

Возникновение исторического интереса. Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания.

История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки.
Литература
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1983.



Смирнов, В. П.

Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

Кареев Н. Сущность исторического процесса. СПб., 1912.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987., 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1902; 2006

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. №2. 1993.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Могильницкий В.Г. О природе исторического познания. Томск, 1978.

О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. - 2010. - № 3. - С. 179-186. -

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Репина Л.В., Зверева Г.И.. Парамонова М.Ю. История исторического знания. М, 2004.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Тош. Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Философия и методология науки. В 2-х т. М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Тема 2. Структура исторического исследования (2 часа)
Объект и предмет исторического исследования. Понятие научной проблемы. Типы научных проблем. Структура научной проблемы. Принципы ее постановки, построения, обоснования, оценки. Актуальность проблемы. Решение научной проблемы.

Понятие проблемной ситуации в науке. Виды проблемных ситуаций в исторической науке.

Понятие научной гипотезы. Принципы построения научной гипотезы. Обоснование идеи. Следствия гипотезы. Проверка гипотезы. Виды исторических гипотез.

Разработка исследовательской программы: объект и предмет исследования, постановка проблемы, формулировка цели и задач, историографическое обоснование исследования, источниковедческое обоснование исследования, методологическое обоснование исследования.


Литература
Берков В.Ф. Научная проблема. Минск, 1979.

Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.

Гавриляк А.И. Гипотеза и историческая реальность // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. С.109-116.

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976.

Грушин Б.А. Логика исторического исследования. М., 1961.

Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910; 2006.



Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Richard M. A short guide to writing about history. New-York, 1995.
Тема 3. Методология и методы научного исследования (4 часа)
Понятие научного метода. Понятие методологии исторической науки. Содержание методологии исторического исследования. Место метода в научно-познавательном процессе истории. Структура и компоненты научного метода. Типология научных методов исторической науки: общенаучные методы, специально-научные, частно-научные. Методы сбора исторической информации. Методы систематизации исторической информации. Методы анализа в исторических исследованиях.
Литература
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Быков В.В. Методы науки. М., 1974.

Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, 1989.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910.

Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

Лубенкова Н.М. Интегрирующая роль методологии истории // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. С.116-125.



Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Репина Л.В., Зверева Г.И. История исторического знания. М, 2004.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования М., 1974.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2008.

Щепкин Е.Н. Вопросы методологии истории. Одесса, 1905.


Тема 4. Методы сбора исторической информации (2 час.)

Методы поиска документальной информации. Методы аналитико-синтетической переработки научной информации.


Литература
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Силин Н.Н. Поиск в Интернете/ Л.И. Бородкин, В.Н.Владимиров, Н.Н. Силин // Новая и новейшая история. – М.,1999. – N 2. – С.183-192.

Владимиров В.Н. Internet для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма / В.Н.Владимиров // Исторический факультет АлтГУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hist.asu.ru/faculty/kaii/ public/internbul.php. – Дата доступа: 15.10.2007.

Информационное обеспечение баз данных по истории России. XX века. Словарь-справочник. Тверь, 1998.

Историк, источник и Интернет. Материалы круглого стола / Новая и новейшая история. – 2001. – № 2. // VIVOS VOCO [Электронный ресурс]. – 2003. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/BONTONE/ HISTORY.HTM. – Дата доступа: 20.10.2007.

Липницкая, О.Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О.Л. Липницкая, Е. Э. Попова. – Минск: БГУ, 2002. – 149 с.

Лукиных, Т.Н. Историография клиометрики (Учебное пособие) / Т.Н. Лукиных. – Томск: ТГУ // Интернет для историков [Электронный ресурс]. – 2003. Режим доступа: http://edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/ istgf_kleo/main.htm. – Дата доступа: 20.10.2007.



Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании: сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. / Ассоциация «История и компьютер»; под ред. В.Н. Владимирова. – М., 2000. // Ассоциация «История и компьютер» 1996-2007 [Электронный ресурс]. – 2003. Режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/bullet/26/bullet26.html. – Дата доступа: 15.10.2007.

Можаева, Г.В., Фещенко, А.В. Электронные ресурсы в историческом образовании / Г.В. Можаева, А.В.  Фещенко. –  Томск: ТГУ, 2003 // Интернет для историков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/his_educ/index.htm#top.

Трапш Н.А. архивный поиск в системе теоертического источниковедения // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург. Вып. 8. 2008. С.102-105.

Государственная публичная историческая библиотека (http://www.shpl.ru):

Российская национальная библиотека (СПб)(http:www.nlr.ru):



Тема 5. Характеристика основных методов исторического исследования (2часа)
Общеисторические методы в исторических исследованиях. Историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический метод (методы классифицирования). Историко-системный метод. Подходы, принципы, методики исследования. Оценка познавательных возможностей. Частнонаучные методы в исторических исследованиях.
Литература
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Бартон В.И. Сравнение как средство познания. Новосибирск, 1986.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2003.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003Колпаков Е.М. Теория археологической классификации СПб, 1991.

Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1976.

Марков Д.Ф. Сравнительно-исторические и комплексные исследования в общественных науках: из опыта изучения истории и культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1984.

Мелконян Э.Л. Проблемы сравнительного метода в историческом знании. Ереван, 1981.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М., 1956. С.4-7.

Репина Л.В., Зверева Г.И. История исторического знания. М, 2004.

Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2008.

Санцевич А.В. Методика исторического исследования. Киев, 1990.

Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982.


Тема 6. Математизация научных исследований в исторической науке (2 часа)
Понятие количественных и математических методов. Клиометрика и историческая информатика. Условия математизации исторических исследований. Типы исследовательских задач, решаемых количественными и математическими методами. Познавательные возможности компьютерных технологий в исторических исследованиях. Условия корректного применения количественных методов в исторических исследованиях.
Литература
Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Д.С., Лазарев В.В. Историческая информатика. М., 1996.

Бессмерный Ю.Л. Некоторые вопросы применения математических методов в исследованиях советских историков // Математические методы в исторических исследованиях. М., 1972.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Бородкин Л.И. Методологические проблемы применения математических методов в историко-гуманитарных исследованиях // Математизация современной науки: предпосылки, проблемы, перспективы. М., 1986.

Кахк Ю.Ю., Ковальченко И.Д. Методологические проблемы применения количественных методов в исторических исследованиях // История СССР. № 5. 1974.

Кахк Ю.Ю. Некоторые аспекты применения математических методов в исторических исследованиях // Источниковедение отечественной истории. М., 1977.

Кахк Ю.Ю. Математические методы в исторических исследованиях (опыт советских и американских ученых) // Вопросы истории. № 2. 1989.

Ковальченко И.Д. Место количественных методов в исторических исследованиях // Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2003.

Количественные методы в советской и американской историографии. М., 1983.

Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.

Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Репина Л.В., Зверева Г.И. История исторического знания. М, 2004.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Славко Т.И. Применение математики при изучении исторических источников // Вопросы истории. №6. 1978.

Хвостова К.В. Роль количественных методов в исторических исследованиях // История и историки. М., 1990.

Ярауш К. Роль количественных методов в исторических исследованиях: упадок или возрождение? // История и историки. М., 1990.
Тема 7. Формализация и измерение исторических явлений (4 часа)
Понятие формализации и измерения исторических явлений. Понятие количественных и качественных признаков исторических явлений. Шкалы измерения: номинальная, порядка, интервалов, пропорциональностей. Показатели измерения. Единицы измерения. Измерение количественных и качественных признаков. Вариационный и динамический ряд. Графы. Ошибки и погрешности измерений.

Проблемы комплексного измерения исторических явлений.


Литература
Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.

Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 1986.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2003.

Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986.



Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1986.

Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.

Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.

Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006.

Миронов Б.Н. Историк и математик. М., 1988.

Нежнова Н.В., Смирнов Ю.П. Применение математических методов в исторических исследованиях. Чебоксары, 1989.

Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 1989.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Славко Т.И. Математические методы в изучении истории советского рабочего класса. Свердловск, 1989.

Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М., 1987.

Формализованно-статистические методы в археологии. Киев, 1990.

Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1989.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.

Тема 7. Методы сбора исторической информации ( 2 часа)

Методы сплошного наблюдения. Методы несплошного наблюдения. Монографический метод. Метод основного массива. Выборочное исследование в практике историка. Объем выборки. Репрезентативность выборки. Типы выборки: случайная повторная. Случайная бесповторная. Механическая выборка. Ошибки выборки.


Литература
Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Общая теория статистики. Любое издание.

Федорова Н.А. Математические методы в исторических исследованиях. Казань. 1998.

Тема 8. Социологический инструментарий в исторических исследованиях (6 час.)

Устная история как метод сбора исторической информации. Исследовательская программа устной истории. Математический аппарат устно-исторического исследования. Опыт применения методов социологии в исторических исследованиях.


Литература
Бердинских В.А. Проблемы устной истории в СССР // Материалы 2-й научной конференции в г. Кирове. Киров, 1991.

Вансина Я. Устная традиция как история // Хрестоматия по устной истории. СПб., 2003. С.66-1-7.

Гуревич А.я. Апории современной исторической науки: мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. 1997. М., 1998.

Доел Р. "Устная история" в историографии современной науки: опыт и проблемы // Вопросы истории естествознания и техники. - 2000. - № 4. - С. 60-88

Историки в поиске новых смыслов. - Казань, 2003.

Кондрашин В.В. Конференция молодых историков по проблемам устной истории // История СССР. №5. 1990.

Кинофотофонодокументы – ценный исторический источник // Вопросы архивоведения. 1962. № 2. С. 54–64;

Кривошеина Л.Н., Фесуненко И.С. Об использовании кинофотофонодокументов // Вопросы архивоведения. 1963. № 1. С. 25–35.

Кринко Е.Ф, Устная история и проблема междисциплинарности в гуманитарных и социальных исследованиях // V конгресс этнографов и антропологов России. Омск, М.. 2003.

Крылов П.В. "Устная   история" и проблема доверия между источником и историком. http://www.igh.ru/intellect/vestnik/vol10/r05/Krylov.doc

Курносов Н.Д. Некоторые вопросы текстологии фонодокументов // Советские архивы. 1987. № 4. С. 65–71.
Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб, 2000. Т.I. Гл. «Менталитет сельского и городского населения». С.327 и далее.

Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. N 1. С. 2 - 4.



Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Мокрова М.В. Архив устной истории науки: пополнение личными коллекциями в 2000 г. // Вопросы истории естествознания и техники. - 2001. - № 1. - С. 198-202.
8. Мокрова М.В. Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению : автореф. дис. ... канд. ист. наук : спец. 07.00.09 / Мокрова Мария Владимировна ; [Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН]. - М., 2004. - 30 с.

Никитина Д.А. Проблемы устной истории на 7 международной конференции историков // история СССР. №6. 1990.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.



Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития // Отечественная история. 2006. №2. С.136-148.

Розанова Л.Н. К понятию авторства фонодокумента // Советские архивы. 1983. № 5. С. 17–21;



Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., 2003.

Томсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003. 368 с.

Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С.3-33.

(+)Устная история (Oral History): теория и практика : материалы всерос. науч. семинара (Барнаул, 25-26 сент. 2006 г.) / [сост. и науч. ред. Т.К. Щеглова]. - Барнаул : Барнаул. гос. пед. ун-т, 2007. - 371 с.


Хубова Д.Н. Устная история. «Verba volant...?». М.,1997.

Шмидт С.О. Устная история в системе источниковедения исторических знаний // Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997.



Тема 9. Методы систематизации исторических данных (4 час.)

Методы группировки исторических данных. Текст как способ упорядочения исторических данных. Сводка данных. Табличный метод группировки данных. Числовые модели систематизации статистических данных. Схемы как способ систематизации исторических данных. Графические способы систематизации исторических данных: статистические графики, диаграммы, картограммы, картодиаграммы.


Литература
Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 2002.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999.

Общая теория статистики. Любое издание.

Смоленский Н.И. Теория и методология историю М., 2007.

Салищев К.А. картоведение. М., 1990.


Тема 10. Компьютерные модели исторических данных ( 6 час.)

Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки числовых данных. Технологии баз данных. Технологии обработки изображений. Геоинформационные технологии. Мультимедийные технологии. Экспертные системы.


Литература
Баранов В.А., Вотинцев А.А.Гнутиков Р.М. Специализированный текстовый редактор «Ианускрипт» системы обработки древних рукописей //Историк и компьютер. 2—3. №31. С.159-165.

Владимиров В.Н. историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях. Барнаул, 2005.

Гарскова И.М. Геоинформационные базы и исторических исследованиях. М., 1994.

Историческая информатика. М., 1998.

Круг идей: элекронные ресурсы исторической информатики. М. 2003.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Малков С.Ю. история и синергетика: математическое моделирование социальной самоорганизации // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. М.-Барнаул, 2005. С..41-73.

Морозов В.П., Тихомиров В.П., Хрусталев Е.Ю. Гипертексты в экономике: информационная технология моделирования. М., 1997.

Основы геоинформатики. М., 2004.
Тема 11. Математические методы анализа исторических источников (4 час.)

Статистика и историческая наука. Статистические показатели и их виды. Абсолютные и относительные величины. Средние величины. Показатели вариации. Анализ динамики исторических процессов. Метод корреляционного анализа. Многмерная статистика.


Литература
Абрамов В.К. Корреляционный анализ в исторических исследованиях. Саранск, 1990.Логинов М.И. Очерк истории статистики. Екатеринбург, 1997.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Общая теория статистики. Любое издание.

Тема 12. Моделирование исторических явлений и процессов (2 часа)
Понятие модели. Цели моделирования. Формы моделирования: материальные и знаковые модели. Типы моделей в исторических исследованиях: структурно-измерительные, имитационные, многомерная типология. Познавательные возможности метода моделирования.
Литература
Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 1986.

Бибиков С.Н. Некоторые аспекты палеоэкономического моделирования палеолита // Советская археология. №4. 1964.

Бунятян Е.П. Методика социальных реконструкций в археологии. Киев, 1985.

Возможны ли математические модели истории? // Общественные науки и современность. - 2004. - № 3. - 111-122.

Гусейнова А.С. Опыт имитационного моделирования исторического процесса. М., 1984.

Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках. М., 1986.

Ковальченко И.Д. О моделировании исторических явлений и процессов // Вопросы истории. № 8. 1978.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2003.

Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

Луков В.Б., Кузищин В.И. Опыт имитационного моделирования историко-социального процесса // Вопросы истории. №1. 1976.

Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006.

Массон В.М. Метод палеоэкономического анализа в археологии // Краткие сообщения Института археологии. Вып.127. М., 1971.

Математические модели исторических процессов. М. 1996.

Проблемные ситуации в археологии. Киев, 1988.

Юсупов Р.М., Иванов В.П. Математическое моделирование в военном деле // Военно-исторический журнал. №9. 1986.



Возможны ли математические модели истории?, круглый стол


  1. Программа семинарских и практических занятий



  1   2   3   4