Рабочая программа дисциплины Методы шкалирования Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Методы шкалирования Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий

Скачать 141,98 Kb.


Дата25.02.2018
Размер141,98 Kb.

Скачать 141,98 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.


Рабочая программа дисциплины
Методы шкалирования
Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011



1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Методы шкалирования» является формирование у студентов представления о наиболее распространенных теориях измерения в эмпирической социологии, их обучение применению основных методов измерения.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Методы шкалирования» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в пятом семестре на третьем году обучения. Курс представляет собой дисциплину вариативной части математического и естественно-научного цикла Б.2. Содержание дисциплины тесно связано с курсами «Методы социологического исследования», «Высшая математика», «Прикладная статистика». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:



  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

Изучение этого дисциплины является необходимым для более успешного студентами таких профессиональных дисциплин как «Организация, подготовка и проведение социологического исследования (соцпрактикум)», «Социологическая практика».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы шкалирования».

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:



  • способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные понятия, принципы измерения в эмпирической социологии, принципы построения основных шкал.

  • Уметь: корректно применять основные методы шкалирования на практике

Владеть: навыками построения шкал, анализа корректности измерения в социологическом исследовании.

4. Структура и содержание дисциплины «Методы шкалирования»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 36 аудиторных, зачет.



п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













Лекция

Семинар

СРС




1

Проблемы измерения в эмпирических социологических исследованиях. Стратегии социологического исследования и измерение

5

1

2




2

Дискуссия «Проблемы измерения в социологическом исследовании»

2

Понятия измерения и шкалирования. Понятие шкалы. Типы шкал.

5

2




2

2

Практическая работа «Типы шкал»

3

Индексы при сборе и анализе данных. Логические индексы

5

3

2




4

Практическая работа «Построение логических индексов»

4

Шкала Р. Лайкерта. Возможности шкалы

5

4




2

2

Практическая работа «Шкала Лайкерта и шкала Терстоуна: возможности и ограничение интеграции шкал»

5

Шкала Л. Терстоуна: этапы построения шкалы

5

5-6

2

2

2

6

Шкала социальной дистанции Э. Богардуса

5

7




2

2

Практическая работа: применение шкал Богардуса и Гуттмана

7

Шкалограммный анализ Л. Гуттмана

5

8




2

2

8

Процедура ранжирования: простого ранжирования и метод парных сравнений Л. Терстоуна

5

9-10

2

2

2

Практическая работа: выявление возможностей и ограничений применения методов простого ранжирования и парных сравнений Терстоуна

9

Техники одномерного развертывания Кумбса

5

11

2




2

Практическая работа: применение шкалы Кумбса

10

Проективные методы. Тест «20 Я» и метод неоконченных предложений

5

12




2

4

Практическая работа: применение проективных методов и семантического дифференциала Осгуда

11

Семантический дифференциал Ч. Осгуда: построение, анализ и использование

5

13-14

2

2

4

12

Качество социологического измерения

5

15




2

2

Дискуссия «Проблемы качества измерения»

13

Применение факторного анализа в социологическом исследовании

5

16




2

4

Практическая работа: применение методов факторного анализа и метода латентно-структурного анализа. Основные принципы и возможности

14

Метод латентно-структурного анализа П. Лазарсфельда: основные принципы

5

17-18

2

2

2




Итого







14

22

36

Зачет в 5 семестре

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В этой связи курс предполагает применение помимо традиционных лекционных и семинарских занятий различные техники работы с материалом, способствующие его усвоению: практические занятия, направленные на применение изучаемых подходов, дебаты, эссе, дискуссии, ориентированные на учебные задачи и проблематизацию значимых для дисциплины тем. Предполагаются использование технических средств для подачи визуальной информации, а также средства Интернет для формирования более удобной среды обмена информацией.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:



  1. Контрольные работы.

  2. Практическая работа.

  3. Устный зачет.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Качественная и количественная стратегии социологического исследования: проблемы измерения.

  2. Возможности и ограничения применения различных типов шкал.

  3. Шкалы Лайкерта и Терстоуна: возможности и ограничения применения типов шкал.

  4. Проблема «социологического нуля»

  5. Логические индексы и возможность их применения

  6. Психосемантические приемы измерения: возможности и ограничения

  7. Сравнительный анализ шкалы Э. Богардуса от шкалограммного анализа Л. Гутгмана

  8. Возможности и ограничения методов простого ранжирования и метода парных сравнений Л. Терстоуна.

  9. Анализ текстовых данных: принципы и логика измерения.

Примерные вопросы промежуточной аттестации

  1. Качественная и количественная стратегии исследования в социологии и измерение в социологическом исследовании

  2. Основные принципы применения математики в социологическом исследовании.

  3. Понятие «измерение» в социологическом исследовании и подходы к нему: общие контуры.

  4. Типы шкал. Особенности и основания применения каждого из типов

  5. «Псевдометрические» шкалы.

  6. Надежность данных: понятие, типы, показатели

  7. Валидность данных и основные принципы реализации.

  8. Понятие индексов в социологическом эмпирическом исследовании.

  9. Логические индексы (логический квадрат, логический прямоугольник)

  10. Построение шкалы Л. Терстоуна: основные этапы и их особенности.

  11. Шкала Л. Терстоуна и шкала Р. Лайкерта: достоинства и недостатки

  12. Метод простого ранжирования.

  13. Метод парных сравнений Л. Терстоуна. Достоинства и недостатки данного метода.

  14. Шкала Богардуса: применение и основные принципы.

  15. Шкалограммный анализ Л. Гуттмана. Качество шкалы и возможности использования подхода Л. Гуттмана.

  16. Текстовые данные и принципы их анализа (тест «20 Я» и метод неоконченных предложений)

  17. Психосемантический подход в измерении: основные принципы.

  18. Семантический дифференциал Ч. Осгуда: построение, анализ и использование.

  19. Одномерное развертывание Кумбса.

  20. Факторный анализ и его применение для измерения в социологическом исследовании.

  21. Метод латентно-структурного анализа П. Лазарсфельда: основные принципы.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методы шкалирования»

а) основная литература:



  1. Александрова И.Ю. Психосемантический анализ имплицитной теории рекламы студенческой аудитории // Социология: 4М. 2000. № 12. С. 65-76.

  2. Андреев Э.П., Осипов Г.В. Методы измерения в социологии. - Москва: Наука, 2003.

  3. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. Институт Фонда "Общественное мнение", 2004.

  4. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РАН, 1996.

  5. Ермолаев А. Обзор компьютерных программ по многомерному шкалированию [Электронный документ] // Экономика, социология, менеджмент - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/data/863/509/1219/obzor%20programm%20po%20mnogomernomu%20x5bkalirowanix40.zip (Опубликовано на портале: 05-06-2003)

  6. Крупенкова Н.В. О возможности объединения моделей Л.Л.Терстоуна и Р Лайкерта в единую модель шкалирования // Социология 4М: 2003. - №17 – С. 109-141.

  7. Масленников Е.В. Что такое социологическое измерение? // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 143-146.

  8. Никитина Т.В. Теоретическая и эмпирическая интерпретация и операционализация понятия “валидность” // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. No. 2. P. 113-129.

  9. Татарова Г.Г. Типология и этапы решения задач при использовании математического аппарата // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 106-114.

  10. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.

  11. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: КДУ, 2007

  12. Толстова Ю.Н. Одномерное шкалирование: основные цели; шкала Терстоуна для измерения установки // Социология: 4М – 1997. - № 8. – С. 54-65.

  13. Толстова Ю.Н. Существует ли проблема социологического измерения // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 1995, №5-6. С. 103-117.

б) дополнительная литература:



  1. Алпатова Е.А. Факторные и дискриминантные модели для диагностики экономического состояния предприятий // Экономические науки. 2010. Т. 73. № 12. С. 389-396.

  2. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии// Социологический журнал, 1994, № 2. С. 28—42.

  3. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа "культурный человек" // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1997, № 9. С. 5—31.

  4. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании: Проблемы методологии и методики. Киев: Наукова думка, 1974.

  5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1998.

  6. Девятко И.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991, № 6. С. 49—50.

  7. Ермолаев А. Метод многомерного шкалирования и его применение в социологических исследованиях [Электронный документ] // Экономика, социология, менеджмент - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/text/20804707/

  8. Жукова Н.В. Индикаторы социального развития как инструмент социального программирования // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 1993-94, № 3—4. С. 110—153.

  9. Некрасова И.В. Применение факторного анализа для моделирования изменения доходности акций на российском фондовом рынке // TERRA ECONOMICUS. 2007. Т. 5. № 2. С. 44-50.

  10. Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982.

  11. Родионова Н.В. Семантический дифференциал (обзор литературы) // Социология 4М: Татарова Г.Г. Основание для выбора методов сбора и анализа информации в социологическом исследовании // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 1993-94, № 3—4. С. 23—33.

  12. методология, методы, математические модели. 1996. № 7. С. 175-200.

  13. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993.

  14. Толстова Ю.Н. Кризис социологического измерения в начале нашего века и пути выхода из него // Социология: 4М. 1996. № 7. С. 103-118.

  15. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

  16. Ядов В А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 1991, № 1. С. 14—31.

  17. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросает, 1998.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Журнал исследований социальной политики: http://jsps.ru/

Журнал «60 параллель»: http://www.journal.60parallel.org/ru

Журнальный зал: http://magazines.russ.ru/

Демоскоп Weekly: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r00/pril_1.html

Независимый институт социальной политики: http://atlas.socpol.ru/

Публикации // Институт социологии РАН: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1238

Федеральный образовательный портал «Экономика социология менеджмент»: http://ecsocman.edu.ru/articles/j16075290/index.html

Электронная библиотека социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Методы шкалирования»

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 Социология.
Автор: Мельникова Ольга Олеговна, старший преподаватель кафедры социологии

Рецензент: Кашпур Виталий Викторович, к. соц. наук, зав. кафедрой


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.




  • Рабочая программа дисциплины Методы шкалирования
  • 1. Цели освоения дисциплины
  • 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы шкалирования».
  • 4. Структура и содержание дисциплины «Методы шкалирования»
  • Формы текущего контроля успеваемости
  • Лекция Семинар СРС
  • 5. Образовательные технологии
  • 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  • Примерная тематика рефератов, курсовых работ
  • Примерные вопросы промежуточной аттестации
  • 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методы шкалирования»
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Методы шкалирования»