Рабочая программа дисциплины крепостнический этап модернизации россии

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины крепостнический этап модернизации россии

Скачать 345,78 Kb.


Дата15.09.2017
Размер345,78 Kb.

Скачать 345,78 Kb.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Исторический факультет
Утверждаю

Декан исторического факультета

_________________ В.П. Зиновьев

«______» _______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КРЕПОСТНИЧЕСКИЙ ЭТАП МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ


Направление подготовки 46.03.01 – История


Профиль подготовки:

обычный
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная
Статус дисциплины: базовая часть

Томск


2016

Одобрено кафедрой отечественной истории


Протокол №_______ от ______ » ____________ 2016 г.

Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев


Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета


Председатель методической комиссии,

доцент _________________ В.Ю. Соколов

«______» __________________ 2016 г.

Рабочая программа дисциплины «Крепостнический этап модернизации России» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО № 33800, утвержденного 25.08.2014 по направлению подготовки 46.03.01 – История (уровень бакалавриата).

Общий объем курса 72 часа. Из них: лекции – 18 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа студента – 36 часов.

Общая трудоемкость курса – 2 зачетных единицы.


АВТОР:

Шевцов Вячеслав Вениаминович – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры отечественной истории
РЕЦЕНЗЕНТ:

старший преподаватель кафедры отечественной истории А.Н. Попов



1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Крепостнический этап модернизации России» – сформировать у студентов историков представление о теории модернизации как одной из форм понимания исторического процесса, ее исследовательских возможностях в изучении внутренних закономерностей и этапов развития России в общемировом контексте. Под модернизацией понимается переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Этот переход проходит различные стадии и неравномерен для различных стран, что позволяет выделять так называемые «эшелоны» модернизации. Организатором модернизационных процессов в истории России выступало государство, преобразующее социальные и экономические отношения, политическую систему, изменяющее международный статус страны и весь облик российской цивилизации. Крепостное право как система насильственного принуждения основного производителя к труду, приближающая его правовой статус к положению раба, или, в широком смысле, как личная внеэкономическая зависимость от господина, корпорации, государства, в массовом историческом сознании воспринимается в категориях «технико-экономической отсталости», «тормоза развития страны», «бесправного угнетенного положения крестьян». Однако в условиях «догоняющего» развития России по отношению к Западу только усиленные и юридически оформленные меры государственной эксплуатации могли способствовать мобилизации материальных средств страны и проведения ее активной внешней политики. В этом отношении, если прибегнуть к образному мышлению, крепостничество выступало скорее не «тормозом», а «газом» для преодоления военно-технологического разрыва между Россией и европейскими державами. Свои преобразования Петр I осуществлял, применяя ресурсы и методы управления «военно-мужицкой державой» своего отца – Алексея Михайловича, ужесточив их и используя в целях европеизации. Альтернативой территориального роста, модернизации экономического и военного потенциала России могло стать только прозябание в северо-восточном углу Евразии. Тем важнее понять роль крепостного права как докапиталистического фундамента развития страны, выявить этапы его формирования (крепостное право не было одномоментным юридическим актом и в известном по классической литературе виде первой половины XIX века существенно отличалось от середины XVII века), и осознать ту цену, которые народы России вынуждены были заплатить за реализацию имперского проекта и одно из ведущих мест российского государства в мировом историческом процессе.

Задачи учебного курса.

– усвоение основных концептуальных положений теории модернизации, понимание причин обусловивших ее появление и возможностей применения для выявления закономерностей исторического процесса

– выделение основных причин и этапов формирования крепостного права, обоснование его роли в качестве ресурса имперской государственной модернизации России

– владение понятийно-терминологическими аспектам истории крепостного права

– изучение форм и тенденций социально-экономического развития страны в докапиталистический период.

– формирование представлений об основных задачах и направлениях внешней политики Московского государства – Российской империи в конкретном историко-географическом пространстве

– выработка целостного и системного видения процесса исторического развития России и закономерностей проводимых в ней реформ, в контексте истории мировой цивилизации

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА Данная дисциплина входит в раздел «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы. Дисциплина «Крепостнический этап модернизации России» находится в непосредственной взаимосвязи с дисциплиной «История России (середина XVI – I половина XIX века)». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе, а также в первом семестре первого года обучения в университете. Данная дисциплина является предшествующей к освоению дисциплины базовой части программы – «История России второй половины XIX века» и дисциплины вариативной части программы – «Капиталистический этап модернизации России».

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ СЕРЕДИНЫ XVI – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА».

Студент должен знать:

– конкретные факты из социально-экономической истории России второй половины XVI – первой половины XVIII вв., в контексте формирования, развития и кризиса системы крепостного права

– суть и следствия преобразований в аграрной, промышленной, финансовой и военно-технической сферах

– основные направления и содержание внешней политики России в изучаемый период

Студент должен уметь:

– использовать теорию модернизации при анализе исторических процессов и явлений, формулировать основные социальные противоречия модернизирующихся обществ

– осмысливать причинно-следственные связи между фактами и событиями, выявлять закономерности и особенностей развития российского общества в общемировом историческом контексте

– оценивать характер и движущие силы модернизационных процессов в историческом прошлом и современности России

– читать исторические карты; рассказывать с их помощью об экономической и политической истории страны, о военных столкновениях и территориальном росте российского государства

– применять метод картографирования – графического нанесения и пространственного соотношения исторического процесса с географической картой.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных предусмотренных ФГОС ВО № 33800, утвержденного 25.08.2014 по направлению подготовки 46.03.01 – История (уровень бакалавриата).

общекультурные компетенции (ОК):

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

профессиональные компетенции (ПК):

способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа (лекции – 20 часов, практические занятия – 16 часов, самостоятельная работа студента – 36 часов).



№№

п/п

Раздел дисциплины



Всего часов


Виды учебной работы

Самостоятельная работа


в том числе

лекции

семинары

лабораторные занятия



Теория модернизации как одно из измерений исторического процесса

8

3







4



Экономическое развитие Московского государства и формирование крепостного права



16

3







4



Основные задачи и направления внешней политики Московского государства во второй половине XVI–XVII вв.


4

2







2



Внешнеполитические задачи и социально-экономические реформы Петровской России

4

2







2

6.

Социально-экономическое развитие России в XVIII веке


4

2







2

7.

Основные задачи и направления внешней политики Российской империи в XVIII веке

4

2







2

8.

Социально-экономическое развитие России в I половине XIX века

4

2







2

9.

Внешняя политика России в первой половине XIX в. Место Российской империи и в системе международных отношений.


4

2







2



Московское государство во второй половине XVI–начале XVII века.


4




2




2

12.

Московское государство XVII века.


2




2




1

13.

Внешняя политика Петра I.


4




2




2

14.

Российская империя в первой четверти XVIII в.


4




2




2

15.

Российская империя во второй половине XVIII века.


4




2




2

16.

Территориальный рост Российской империи в XVII–XVIII вв.


4




2




2

17.

Отечественная война 1812 года.


2




2




1

18.

Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг.


2




1




1

19.

Российская империя в первой половине XIX века.


4




2




2

20.

Крымская война 1853–1856 гг.


2




1




1




ИТОГО:


72

18

18




36


Тема 1. Теория модернизации как одно из измерений исторического процесса.

Понятия «модернизация», «вестернизация», «европеизация», «индустриализация».

Теоретическое наследие эволюционизма для модернизационной теории: универсализм и линейность общественного развития. Классические модернизационные исследования в 1960–1970-х гг. (С. Хантингтон, А. Турен, Т. Парсонс, Э. Шизл). Неомодернизационные теории 1980–1990-х гг.

Модернизация как общемировой процесс. Центр и периферия. Типы социо-культурных образований: социо-культурная система и ее признаки, социо-культурная среда, регион смешанного социо-культурного освоения, внешние буферные зоны, естественно зависимый вассал, анклав, цивилизация.

«Эшелоны» модернизации: принципы выделения и основные черты. Природно-климатические условия («вмещающий ландшафт» цивилизации) как отправной фактор общественного развития. Исторические типы, источники и механизмы модернизации. Рационализация. Структурная дифференциация. Конвергенция. Адаптация. Приспособление традиционных институтов к выполнению модернистских функций. Диффузия и подражание.

Особенности России как страны второго «догоняющего» эшелона модернизации (природно-географическая среда, своеобразие экономической, политической и социальной эволюции, геополитические факторы). Роль самодержавного государства в процессе модернизации России.



Тема 2. Экономическое развитие Московского государства и формирование крепостного права

Понятийно-терминологические аспекты изучения истории российского крепостного права. Причины зарождения и формы крепостного права в Европе и России.

Юридическое оформление крепостного права. Статья «о крестьянском отказе» в Судебниках 1497 и 1550 годов, ее значение. Социально-экономический кризис 70–80-х гг. XVI в., его влияние на крестьянский переход. Писцовые книги. Заповедные годы. Законодательная отмена права крестьянского выхода. Урочные года. Поземельная и личная зависимость: холопское и крестьянское право. Правовое положение крестьян по «Соборному уложению». Посадское строение.

Основные формы промышленного производства и их развитие (домашняя промышленность, ремесло, мелкотоварное производство, простая капиталистическая кооперация, мануфактура, фабрика).

Выход России из экономического кризиса, порожденного Смутой. Пути преодоления хозяйственного упадка и финансовая политика государства. Эволюция форм феодального землевладения и хозяйства. Усиление податного бремени. Переход от посошной системе налогообложения к подворной.

Развитие общественного разделения труда и товарного производства. Первые мануфактуры, их характер. Города в XVII в. Внутренняя и внешняя торговля. Покупательная способность населения как фактор развития внутренней торговли. Состав русского импорта и экспорта. Особенности торговли со странами Запада и Востока. Роль северных и южных морей во внешней торговле. Ярмарки. Торговый и Новоторговый устав. Начало формирования всероссийского рынка.



Тема 3. Основные задачи и направления внешней политики Московского государства во второй половине XVIXVII вв.

Московская Русь как «наследница» царств Золотой Орды. Расширение границ на востоке. Присоединение Казанского (1552) и Астраханского (1554) ханств. Покорение Сибирского ханства (1582–98) и дальнейшее освоение Сибири (XVII в.).

«Дикое после» и проблема обороны южных границ. Ливонская война и ее последствия.

Борьба за восстановление государственного единства русских земель. Русско-польские и русско-шведские отношения. Смоленский поход. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение.

Вхождение Украины в состав России. Положение украинского народа в Речи Посполитой. Украинское общество на путях выбора союзников. Разработка Иннокентием Гизелем условий вхождения Украины в состав России. Освободительная борьба украинского народа против польско-шляхетского гнета. Переговоры Б.Хмельницкого с русским правительством. Земский собор 1653 г. Московское посольство на Украину. Переяславская Рада. «Мартовские статьи» Б. Хмельницкого. Русско-польская война 1654–1667 г. Андрусовское перемирие, его условия. Историческое значение вхождения Украины в состав России.

Русско-шведская война 1656–1661 г. Кардисский мир. Война России с Турцией в 1677–1681 гг. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир. Строительство Изюмской черты.

Коренное и русское население Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Развитие земледелия и промыслов. Русские землепроходцы в Сибири. Семен Дежнев. Ерофей Хабаров. Выход на побережье Тихого океана. Роль русского народа и русского государства в жизни народов Сибири.

Тема 4. Внешнеполитические задачи и социально-экономические реформы Петровской России

Экономическое, внутриполитическое и международное положение России в конце XVII в. Предпосылки и попытки преобразований. Азовские походы и «Великое посольство». Дипломатическая и военная подготовка Северной войны. Начало борьбы за выход в Балтийское море и его связь с преобразованиями внутри страны. Основные этапы и итоги войны. Провозглашение России империей.



Развитие мануфактурного производства и обеспечение его рабочими руками. Новые отрасли промышленности и промышленные районы. Расширение внутреннего рынка и развитие внешней торговли. Казенные монополии. Политика протекционизма и меркантилизма.

Проблема социокультурного раскола русского общества.



Тема 5. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

Усиление крепостного права при Петре I. Введение подушной подати. Паспортная система. Категория государственных крестьян Уравнивание крестьян и холопов. Приписные и посессионные крестьяне. Указы о расширении прав помещиков над крестьянами второй половины XVIII в.



Территория страны. Численность, размещение, социальный и национальный состав населения России. Земледельческое и промышленное освоение новых районов. Сельское хозяйство. Тенденции развития крепостного помещичьего хозяйства. Барщина и оброк. Отходничество. Крестьянская промышленность. Вотчинные мануфактуры. Дальнейшее расширение дворянских привилегий. Финансово-экономические проекты П.И.Шувалова и их реализация. Указ о винокурении. Организация дворянского банка. Положение крестьянства.

Рост товарного хозяйства. Развитие промышленности, промыслов, торговли. Капиталистическая и крепостническая мануфактура. Кадры мануфактурных рабочих. Рост крестьянского промыслового отхода в города. Внутренняя и внешняя торговля. Отмена внутренних таможен. Экономическое и сословное положение купечества. Развитие городов.

Постановка крестьянского вопроса и зарождение антикрепостнической идеологии в России в XVIII веке.

Тема 6. Основные задачи и направления внешней политики Российской империи в XVIII веке. Международное положение России после Ништадтского мира. Русско-персидская война 1722–1723 гг. Война за польское наследство 1733–1734 гг. Русское-турецкая война 1735–1739 гг. Русско-шведская война 1741–1743 гг.

Вхождение в состав России Младшего (1731) и Среднего (1740) казахских жузов.

Семилетняя война 1756–1763 гг. «Чудо Бранденбургского дома». Итоги внешней политики 30–50-х гг. XVIII в.

Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Кучюк-кайнарджийский мир. Утверждение России на Черном море. Строительство городов и портов. Черноморский военно-морской флот. Рост международного авторитета России. Польский вопрос. Барская конфедерация. Участие в первом разделе Речи Посполитой в 1772 г. Война за независимость США и декларация о вооруженном нейтралитете.

«Греческий проект». Присоединение Крыма и Прикубанья в 1783 г. Георгиевский трактат 1783 г. Строительство военно-грузинской дороги. Русско-турецкая война 1787–1791 гг. Ясский мир. Значение итогов русско-турецких войн XVIII в. для экономического развития России. Русско-шведская война 1788–1790 гг. Развитие русского военного искусства. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Объединение сил европейских монархий для борьбы с Французской революцией 1789 г. Внутреннее положение Речи Посполитой. Второй раздел Польши в 1793 г. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Участие России в третьем разделе Речи Посполитой в 1795 г. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Прибалтики к России. Политика царского правительства на присоединенных территориях.



Тема 7. Социально-экономическое развитие России в I половине XIX в.

Крестьянский вопрос в конце XVIII–первой половине XIX века. Указ о трехдневной барщине. Вольные хлебопашцы. Отмена крепостного права в Прибалтике. Деятельность секретных крестьянских комитетов. Указ об обязанных крестьянах. Инвентарная реформа. Реформа государственных крестьян. Основные тенденции развития помещичьего и крестьянского хозяйства. Категории помещичьего хозяйства. Концепция кризиса феодально-крепостнического хозяйства.

Освоение новых территорий, природные ресурсы, технические заимствования у стран Западной Европы. Промышленный переворот, его технические и социальные стороны. Факторы, стимулирующие и тормозящие развитие промышленности.

Численность и плотность населения Российской империи. Национальный состав. Продолжительность жизни. Уровень урбанизации.

Пути сообщения и транспорт. Естественные и искусственные пути сообщения. Грунтовые, шоссейные и железные дороги. Начало железнодорожного строительства. Паровой торговый и военный флот.

Рынок. Зависимость развития рынка от уровня капиталистического производства. Ее обусловленность. Формы рыночных отношений и стадии развития рынка. Товарный рынок, его отличительные особенности. Капиталистический рынок, его определяющие черты. Завершающая стадия становления капиталистического рынка.



Тема 8. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Место России в системе международных отношений. Цели и задачи внешнеполитической деятельности, ее имперский характер. Участие России в III (1805 г.) и IV (1806–1807 г.) антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и разграничение сфер влияния России и Франции. Русско-шведская война 1808–1809 гг. и присоединение Финляндии. Континентальная блокада и польский вопрос – основные пункты новых русско-французских противоречий.

Война 1812 года. Борьба за руководящую роль на Европейском континенте. Планы, дипломатическая и военная подготовка сторон. Ход и исход войны. Бородино – победа или поражение? Контрнаступление и заграничные походы русской армии. Причины и обстоятельства поражения «Великой армии» Наполеона. Падение Парижа (1814 г.) Парижский мирный договор.

Место России в послевоенной Европе. Венский конгресс (1814–1815 гг.). Территориальные изменения в Европе. Венская система договоров как переломный момент в формировании институтов европейской дипломатии. Ее нацеленность на установление цивилизационных отношений. «Эпоха конгрессов». «Священный союз» (1815 г.) Его деятельность. Охранительная роль России как «жандарма Европы», причины ее обусловившие.

Восточный вопрос. Вхождение в состав России Восточной (1801) и Западной (1804) Грузии, Северной Осетии (1806) и Абхазии (1810). Русско-турецкая война 1806–1812 гг. Бухарестский мир. Присоединение Бессарабии.

Русско-иранская война 1804–1813 гг. Гюлистанский мир. Присоединение азербайджанских ханств к России. Деятельность русской дипломатии на Ближнем Востоке. Русско-иранская (1826–1827 гг.) и Русско-турецкая (1828–1829 гг.) войны. Туркманчайский и Адрианопольский мирные договоры. Вхождение в состав России Восточной Армении.

Кавказская война 1817–1864 гг. Присоединение к России Северного Кавказа.

Освоение Аляски. Деятельность Российской Американской компании. Причины отказа российского самодержавия от заокеанских владений.

Проблема Черноморских проливов. Ункяр-Исеклесийский русско-турецкий договор 1833 г. Первая (1840 г.) и вторая (1841 г.) Лондонские конвенции. Крымская война (1853–1856 гг.) Причины, повод и условия начала и дальнейшего хода войны. Основные театры военных действий. Локализация действий в Севастополе. Исход войны. Парижский мирный договор. Причины поражения и влияния его на внутри- и внешнеполитическую жизнь России.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Лекции (вводные, тематические, обзорные, заключительные, консультативные), выполняющие информационную, мотивационную, организационно-ориентационную, методологическую, оценочную и развивающую функции.

2. Демонстрация иллюстративных презентаций по темам лекционных занятий (выполненных в программе подготовки презентаций Microsoft Office PowerPoint).

3. Практические занятия, посредством которых организуется творческое активное изучение теоретических и практических вопросов дисциплины, устанавливается непосредственное общение и обратная связь преподавателя и обучаемых, формируется самоконтроль студентов за пониманием изучаемого материала, закрепляются и детализируются их знания, формирует профессиональные качества историка (аргументированность суждений, установление причинно-следственных связей, самокритичность).

4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая реализуется в процессе работы с историческими источниками и исследовательской литературой при подготовке и в ходе практических занятий.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

(работа с историческими атласами и контурными картами)


  1. Московское государство во второй половине XVI–начале XVII века.

Граница Московского государства к середине XVI века.

Граница Московского государства к началу XVII века.

Территории Казанского и Астраханского ханств, вошедших в состав России.

Государства: Речь Посполитая, Крымское ханство, Османская империя, Швеция.

Народы. Тюркская группа алтайской языковой семьи: казанские татары, астраханские татары, башкиры, большие ногаи, малые ногаи. Финно-угорская группа уральской языковой семьи: карелы, коми-зыряне, коми-пермяки, остяки (манси), вогулы (манси), вотяки (удмурты). Славянская группа индоевропейской языковой семьи: украинцы, запорожские казаки, белорусы, донские казаки, яицкие казаки.

Города: Архангельск, Ревель, Нарва, Ивангород, Копорье, Новгород, Псков, Киев, Чернигов, Минск, Полоцк, Смоленск, Казань, Астрахань, Нижний Новгород, Тула, Калуга, Тобольск, Тюмень, Самара, Саратов, Царицын, Азов.

Поход Второго народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского.

Территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.

Территории, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г.


  1. Московское государство XVII века.

Граница Московского государства к 1618 году.

Граница Московского государства к 1682 году.

Государства: Речь Посполитая, Крымское ханство, Османская империя, Швеция.

Запорожская Сечь, Донское казачество, Яицкое казачество, Терское казачество.

Города: Архангельск, Новгород, Псков, Киев, Чернигов, Новгород-Северский, Черкассы, Смоленск, Нижний Новгород, Азов, Черкасск, Перекоп, Очаков, Бахчисарай, Балаклава, Керчь.

Монастыри: Соловецкий монастырь, Крестный монастырь, Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Калязин монастырь, Троице-Сергиев монастырь, Макарьев монастырь.

Территория, охваченная восстанием Степана Разина в 1670–1671 гг.

Территория, вошедшая в состав России по Андрусовскому перемирию 1667 г.




  1. Внешняя политика Петра I.

Граница Московского государства к 1682 г.

Государства: Швеция, Дания, Пруссия, Священная Римская империя Германской нации, Речь Посполитая (владения австрийских Габсбургов), Османская империя, Крымское ханство.

Города: Стокгольм, Копенгаген, Берлин, Варшава, Вена, Киев, Рига, Ревель, Выборг, Ништадт, Кронштадт, Нотебург, Нарва, Азов, Таганрог, Очаков, Яссы.

Территория, вошедшая в состав России после Азовских походов Петра I 1694 и 1695 гг. по Константинопольскому миру с Османской империей 1700 г. (до 1711 г.)

Северная война 1700–1721 гг.: основные направления действий русских войск в 1707–1709 гг., поход Карла XII на Россию в 1708–1709 гг., битва у деревни Лесной, Полтавская битва, морское сражение у мыса Гангут; территория, вошедшая в состав России по Ништадтскому миру 1721 г.

Русско-турецкая война 1711– 1713 гг.: Прутский поход Петра I, река Прут, территория, отошедшая к Османской империи по договорам 1711–1713 гг.

Граница Российской империи к 1725 г.


  1. Российская империя в первой четверти XVIII в.

Граница Российской империи к 1725 г.

Территории Дагестана, Азербайджана и Северного Ирана, вошедшие в состав Российской империи после персидского похода Петра I 1722–23 гг. (в составе России до 1735 г.).

Районы металлургической и оружейной промышленности: центральный, северный, уральский.

Район Астраханского восстания (1705–1706).

Район восстания под руководством Кондратия Булавина (1707–1708)


  1. Российская империя во второй половине XVIII века.

Граница Российской империи к 1763 г.

Города: Стокгольм, Кенигсберг, Варшава, Бухарест, Тбилиси, Дербент, Кизляр, Сухум, Кутаис, Владикавказ, Москва, Архангельск, Астрахань, Нижний Новгород, Киев, Ревель, Рига, Полоцк, Митава, Вильно, Брест-Литовск, Львов, Яссы, Измаил, Кючук-Кайнарджа, Очаков, Кинбурн, Севастополь, Азов, Таганрог.

Территория Восточной Пруссии, занятая Россией в 1758–1762 г. в ходе Семилетней войны 1757–1763 гг.

Территория Курляндии, Литвы, Белоруссии, Правобережной Украины, вошедших в состав Российской империи после разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годов.

Территории Северного Причерноморья (Новороссия) и Крыма (Таврида), вошедшие в состав Российской империи по Кючук-Канарджийскому миру с Османской империей (1774), акту о присоединении Крымского ханства (1783), Ясскому миру с Османской империей (1791).

Территория Восточной Грузии, перешедшая под покровительство Российской империи по Георгиевскому трактату 1783 г.

Район крестьянского восстания под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775).

Границы Российской империи к 1800 г.




  1. Территориальный рост Российской империи в XVIIXVIII вв.

Государства и территории: Швеция, Пруссия, Австрия, Османская империя, Персия (Иран), Хивинское ханство, Китай, Япония; Чукотка; Камчатка, о. Сахалин; Аляска (с 1799 по 1867 гг. под управлением Российской Американской компании).

Города: Киев, Рига, Оренбург, Нарым, Томск, Барнаул, Семипалатинск, Нижнеудинск, Верхнеудинск, Кяхта, Чита.

Граница Московского государства в 1689 году.

Граница Российской империи к 1725 году.

Граница Российской империи к 1763 году.

Граница Российской империи к 1800 году.




  1. Отечественная война 1812 года.

Карта 1.

Государства: Королевство Пруссия, Герцогство Варшавское.

Основное направление наступления Великой армии Наполеона.

Направления отступления 1-й русской армии, под командованием М.Б. Барклая-де-Толли и 2-й русской армии под командованием П.И. Багратиона.

Битва за Смоленск 4–6 августа 1812 г.

Бородинское сражение 26 августа 1812 г.

Совет в Филях 1 сентября 1812 г.

Тарутинский марш маневр.


Карта 2.

Основное направление отступления войск Наполеона из Москвы.

Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г.

Переправа наполеоновской армии через реку Березина 14–17 ноября 1812 г.

Бегство Наполеона в Париж 24 ноября из Сморгони.


  1. Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг.

Направление действий русской армии в Европе в декабре 1812–апреле 1813 гг.

Направления действий войск антифранцузской коалиции в августе 1813–марте 1814 гг.

Битва народов при Лейпциге 4–7 октября 1813 года.

Победа Веллингтона над Наполеоном при Ватерлоо 18 июня 1815 г. (окончание наполеоновских войн).




  1. Российская империя в первой половине XIX века.

Государства: Швеция, Норвегия, Пруссия, Австрия, Османская империя, Персия (Иран).

Города: Стокгольм, Кенигсберг, Будапешт, Белград, Бухарест, Львов, Яссы, Кишинев, Эрзурум, Карс, Эривань (Ереван), Кутаис, Сухум, Анапа, Екатеринодар, Владикавказ, Пятигорск, Тифлис (Тбилиси), Баку, Дербент, Ставрополь, Херсон, Одесса, Харьков, Смоленск, Астрахань, Архангельск, Выборг.

Граница Российской империи к 1800 году.

Территория Финляндии, вошедшая в состав России по Фридрисгамскому договору со Швецией 1809 года.

Территория Королевства Польского, вошедшего в состав Российской империи по заключительному акту Венского конгресса 1815 года.

Территория Бессарабии, вошедшая в состав Российской империи по Бухарестскому мирному договору с Османской империей 1812 года.

Территория Восточной Армении, вошедшая в состав Российской империи по Туркманчайскому договору с Персией (Ираном) 1828 года

Граница Российской империи к 1850 году.




  1. Крымская война 1853–1856 гг.

Государства и территории: Османская империя, Молдавия, Валахия.

Ввод русских войск в дунайские княжества, их действия в 1853 г. и уход в Россию.

Путь Черноморской эскадры под командованием адмирала П.С. Нахимова и разгром турецкого флота в Синопском сражении (последнее сражение парусного флота).

Путь англо-французского экспедиционного корпуса из Варны в Евпаторию и движение его к Севастополю.

Осада и взятие русскими войсками турецкой крепости Карс.

Территория, отошедшая от России к Молдавии и Османской империи по Парижскому мирному договору 1856 г.


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Понятие модернизации, суть и критерии концепции модернизации.

  2. Особенности развития России как страны «второго» эшелона модернизации.

  3. Основные факторы хозяйственного развития Московского государства XVII века.

  4. Понятие крепостное право. Основные причине его формирования в конце XVI-первой половине XVII века.

  5. Этапы закрепощения крестьян в конце XVI – середине XVII века.

  6. Политика посадского строения (конец XVI – середина XVII века).

  7. Московское государство XVII века: территория, население, этнический состав (с использованием исторических карт).

  8. Развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли в Московском государстве XVII века.

  9. Основные задачи и направления внешней политики России в конце XVI–XVII веке (с использованием исторических карт)

  10. Основные формы промышленного производства и их развитие в России XVII – I половины XIX века.

  11. Модернизация российской экономики в первой четверти XVIII века.

  12. Внешняя политика России в конце XVII – первой чевтерти XVIII века (с ипользованием исторических карт).

  13. Экономическое развитие России в послепетровский период (30–90-е гг. XVIII века).

  14. Внешняя политика России в 30-е – 90-е гг XVIII века (с ипользованием исторических карт).

  15. Территория, население, этнический состав Российской империи в первой половине XIX века (с ипользованием исторических карт).

  16. Концепция кризиса крепостнического сельского хозяйства.

  17. Начало промышленного переворота в 30-50-е гг. XIX века

  18. Участие России в антинаполоновских коалициях в 1805–1807 гг. Тильзитский мир (с ипользованием исторических карт).

  19. Восточной вопрос во внешней политике России последней трети XVIII – первой половине XIX века (с ипользованием исторических карт).

  20. Отечественная война 1812 года: причины, ход военных действий, итоги и причины победы России (с ипользованием исторических карт).

  21. Заграничный поход русской армии 1813–1814 гг. и Венский конгрес 1815 года (с ипользованием исторических карт).

  22. Присоединение Закавказья (1800–1813 гг.) и Кавказская война (1817-1864 гг.) (с ипользованием исторических карт).

  23. Внешняя политика России во второй четверти XIX века (с ипользованием исторических карт).

  24. Крымская война 1853–1856 гг.: причины, ход военных действий, итоги и влияние на развитие русского государства и общества (с ипользованием исторических карт).


Перечень примерных тем для курсовых работ





  1. Концепция модернизации в современном научном и образовательном процессе.

  2. Законодательное оформление крепостного права в Московском государстве конца XVI–XVII: историография и исследовательские проблемы.

  3. Крепостное право как экономический ресурс Российского государства.

  4. Влияние крепостного права на духовную культуру русского народа.

  5. Феномен пространственно-державного мышления в русской истории и общественном сознании.

  6. Рост численности населения и территории страны как факторы ее экстенсивного развития.

  7. Проблема полного и корректного отражения закономерностей исторического процессов в модернизационном дискурсе.

  8. Возникновение империи и ее территориальная экспансия: причины, конкретно-исторические примеры, значение, итоги, исторические уроки, возможные перспективы.

  9. Концепция «центральной зоны культуры» С.В. Лурье.


ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Оценка работы студентов на практических занятиях.



Итоговый зачет, первый курс, второй семестр.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

  1. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996.

  2. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII–начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003, Т. 1. – 591 с.; Т.2. – 588 с.

  3. Семенникова Л.С. Россия в мировом сообществе цивилизаций : учебник для вузов. Изд. 6-е. М., 2003.

  4. Ахиезер А.С. Клямкин И.М, Яковенко И.Г. История Россия: конец или новое начало. М., 2005.

б) дополнительная литература

  1. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса / под ред. В.В. Ильина. М., 1996.

  2. Опыт российских модернизаций XVIII–XX вв. / отв. ред. В.В. Алексеев. М., 2000.

  3. Каспэ С. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика М., 2001.

  4. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: Цивилизационная динамика и процессы модернизации. М., 2004.

  5. Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. М., 2006.

  6. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России. М., 2001.

  7. Виноградов В. А. (отв. ред.). Экономическая история России XIX–XX вв.: Современный взгляд. М., 2001.

  8. Максаковский В.П. Историческая география мира. М., 1997.


в) интернет-ресурсы

http://www.lib.tsu.ru/ru – Электронная библиотека НБ ТГУ

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Электронная библиотека Исторического факультета МГУ

http://www.hrono.info – Всемирная история в интернете

http://imperiya.net История государства Российского в документах и фактах

http://www.historyru.com История России с древнейших времен до 1917 года: электронное учебное пособие

http://www.bibliotekar.ru/rus/ Российская Империя: исторический проект

http://www.rusempire.ru Правители России и Советского Союза

http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.htmlДинастия Романовых Проект «День в истории»

http://www.1-day.ru Проект «День в истории»

http://simvolika.rsl.ruГосударственные символы России. История и реальность

http://www.hist.ru Лабиринт времен: исторический веб-альманах

http://www.istrodina.com Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»

http://www.borodino.ruГосударственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

http://www.shm.ruГосударственный Исторический музей

http://dorogiistorii.ru/ – Дороги истории
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Учебная аудитория для занятий лекционного типа вместимостью не менее 70 человек.

  2. Учебная аудитория для проведения практических занятий вместимостью не менее 25 человек.

  3. Персональный компьютер с базовым лицензионным программным обеспечением и подключенным к сети Интернет.

  4. Комплект демонстрационного оборудования (плазменная панель или экран с проектором).

  5. Авторский комплект презентаций, выполненных в программе подготовки презентаций Microsoft Office PowerPoint.



  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  • Одобрено кафедрой отечественной истории
  • Раздел дисциплины
  • Перечень примерных тем для курсовых работ