Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» (Базовый курс) Направление подготовки

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» (Базовый курс) Направление подготовки



страница1/3
Дата26.05.2018
Размер0,51 Mb.


  1   2   3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК)

Утверждаю:

И.О. ректора МИИГАиК

_________________ Е.Я.Бутко

«____» октября 2015 г.




Номер внутривузовской регистрации __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическая культура»

(Базовый курс)

Направление подготовки



21.03.02 - Землеустройство и кадастры

Профиль подготовки



Кадастр недвижимости

Квалификация

бакалавр

Форма обучения

заочная

Москва 2015г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению подготовки Землеустройство и кадастры, бакалавриат.

Автор(ы): Тихонова Татьяна Кирилловна, к.п.н., профессор, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК).

Программа одобрена на заседании Методической комиссии ФДФО.

от « __» 201_ года, протокол № __.



Оглавление

1. Наименование и общее описание дисциплины…………………………………………………….4

2. Цель и задачи освоения дисциплины………………………..……………………………………...4

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре…4

4. Объём дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов…………………………………………….……………………………………………………….6

5. Содержание дисциплины, структурированное по разделам и видам учебных занятий………...6

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………………………………………………….….10

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы в рамках учебной дисциплины ……………………………….…….10

6.2 Критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования………….….….12

6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы в рамках учебной дисциплины ………..….......................13

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций……….……...22

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………..….…..24

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………………....26

9. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине………………………………………………………………………………27

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………………...27



1. Наименование и общее описание дисциплины

Физическая культура является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культурой современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех направлений, она является фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В основе учебно-воспитательного процесса высшей школы лежит комплексный, системный характер образования и воспитания, в котором органически сливаются формирование общественно-политического мировоззрения, а также трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.



2. Цель и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Физическая культура» является формирование компетенций, определяющих место физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, а также использование разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни.



Задачи дисциплины:

  • понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

  • знание научно- биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

  • приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной подготовки.

3. Место дисциплины в структуре ООП по направлению «Землеустройство и кадастры».

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре

В результате освоения ООП направления Землеустройство и кадастры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения:



ОК-8 – владеет способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

знать/понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • роль физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;

  • научно-практические и теоретические основы физической культуры и здорового образа жизни;

  • правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

уметь:

  • использовать систему практических умений и навыков, в целях сохранения и укрепления здоровья и психического благополучия;

  • выполнять программные упражнения и нормативы по физической культуре;

  • оказывать помощь в судействе массовых спортивных соревнований;

  • проводить самостоятельную физическую тренировку и использовать методы самоконтроля за своим физическим состоянием;

  • использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности;

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

владеть:

  • методикой составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

  • методикой повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • организацией и проведением индивидуального, коллективного и семейного отдыха средствами физической культуры;

  • методикой направленного развития отдельных физических качеств;

  • правилами проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий.

Дисциплина «Физическая культура» представляет собой базовую дисциплину цикла Б.1.Б.27

Дисциплина изучается на 1 курсе.



Междисциплинарные связи

Компетенция


Предшествующие дисциплины


Данная дисциплина


Последующие дисциплины


ОК- 8. Владеет способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

История, Концепция современного естествознания, Безопасность жизнедеятельности

Физическая культура

Прикладная физическая культура

4. Объём дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов

Общая трудоемкость дисциплины – 400 ч.

(Виды учебной работы указываются в соответствии)

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

I курс


Аудиторные занятия (всего)

400


-

В том числе:

-

-

Лекции

10

10

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С) – методико-практические занятия

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа (всего)

386

386

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат (для студентов специальной медицинской группы)

+

+

Другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

4 ч. зачет

4 ч. зачет

Общая трудоемкость (в часах)

400

400


5. Содержание дисциплины, структурированное по разделам и видам учебных занятий

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий



5.1 Разделы дисциплины и виды занятий

для заочной формы обучения

п/п


Наименование раздела дисциплины

Лек.

Практ.

зан


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Всего

1.

Теоретический раздел

10

-

-

-

-

10

2.

Методико-практический раздел

-

-

-

-

-

-

3.

Практический раздел (Элективный курс)

-

-

-

-

328

328

Форма текущего контроля успеваемости - зачет

Кафедра имеет право:

- распределять учебное время между темами и по видам занятий;

- объединять отдельные темы, изменять последовательность их изучения;

- дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы.

Вносимые изменения должны способствовать повышению качества подготовки специалистов.

5.2. Содержание теоретического раздела дисциплины

1.Теоретический раздел

Первый курс

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности. Физическая культура в структуре профессионального образования. Организационно – правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России.

Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

Тема 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

Воздействие социально-экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как единая саморазвивающаяся система. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека. Двигательная активность и её влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и на жизнедеятельность человека.



Тема 3. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирование здорового образа жизни.

Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом под воздействием направленной физической нагрузки или тренировки. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности. Основы биомеханики естественных локомоций (ходьба, бег, прыжки).

Тема 4. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Методические принципы физического воспитания. Основы и этапы обучения движениям. Развитие физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Общая физическая подготовка, её цели и задачи. Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках. Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями. Возможность и условия коррекции общего физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта. Специальная физическая подготовка, её цели и задачи. Спортивная подготовка. Структура подготовленности спортсмена. Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки. Формы занятия физическими упражнениями.

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивные соревнования как средство и метод общей специальной физической подготовки студентов. Спортивная классификация. Система студенческих спортивных соревнований: внутри вузовские, межвузовские, всероссийские и международные. Индивидуальный выбор студентом вида спорта или системы физических упражнений для регуляции –занятий (мотивация и обоснование). Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.



Тема 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ.

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы, структура и содержание. Планирование, организация и управление самостоятельными занятиями различной направленности. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития и телосложения, акцентирование развития отдельных физических качеств.

Виды диагностики при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль. Самоконтроль, его основные методы, показатели. Дневник самоконтроля. Использование отдельных методов контроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Коррекция содержания и методики занятий по результатам показателей контроля.
Тема 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ППФП).

Личная и социально-экономическая необходимость психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства. Место ППФП в системе подготовки будущего специалиста. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения. Контроль за эффективностью ППФП студентов.

Основные и дополнительные факторы, оказывающие на влияние содержания ППФП по избранной профессии. Основное содержание ППФП будущего бакалавра и дипломированного специалиста.

Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей и самостоятельных занятий физической культурой.


2. Методико-практический раздел

К теме 1. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

К теме 2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте. Основы методики самомассажа. Оценка двигательной активности и суточных энергетических затрат.

К теме 3. Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

К теме 4. Методы регулирования психоэмоционального состояния. Методика самооценки уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений или системе физических упражнений. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

К теме 5. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности.

К теме 6 . Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Методики эффективных и экономических способов овладения жизненно важным умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы в рамках учебной дисциплины

Код компетенции


Содержание компетенций


ОК- 8



Владеет способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

  1   2   3

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Физическая культура» (Базовый курс)
  • Кадастр недвижимости Квалификация бакалавр Форма обучения
  • 2. Цель и задачи освоения дисциплины
  • 3. Место дисциплины в структуре ООП по направлению «Землеустройство и кадастры». Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре
  • Дисциплина «Физическая культура»
  • Компетенция Предшествующие
  • ОК- 8.
  • Физическая культура Прикладная физическая культура 4.
  • 5.1 Разделы дисциплины и виды занятий для
  • Форма текущего контроля успеваемости - зачет Кафедра имеет право
  • 5.2. Содержание теоретического раздела дисциплины 1.Теоретический раздел Первый курс Тема 1.
  • 2. Методико-практический раздел К теме 1.
  • К теме 3.
  • К теме 5.
  • 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине