Рабочая программа дисциплины б. 30 Дифференциальная психология (индекс)

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины б. 30 Дифференциальная психология (индекс)

Скачать 235,56 Kb.


Дата08.04.2018
Размер235,56 Kb.

Скачать 235,56 Kb.



Frame1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.30

Дифференциальная психология




(индекс)

(наименование)



НАПРАВЛЕНИЕ

ПОДГОТОВКИ

030300.62



Психология




(шифр)

(наименование)



ПРОФИЛЬ











(наименование)




АКАДЕМИЯ




Управления




КАФЕДРА




Психология и управление персоналом










(наименование)




ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

72

72

Число аудиторных занятий всего

30

6

Число лекций с разбивкой по семестрам




12 - 4 с

2 - 5 с




Число практических занятий с разбивкой по семестрам




18 - 4 с

4 - 5 с




Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам




10 - 4 с

6 - 5 с




Часов самостоятельной работы

42

66

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам







1




Число курсовых работ с разбивкой по семестрам













Число зачетов с разбивкой по семестрам







1 – 5с.




Число экзаменов с разбивкой по семестрам




1 – 4с.







Число кредитов

2

2

Число модулей

1




Автор рабочей программы Молохина Галина Анатольевна__

(подпись) (Ф.И.О.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «_Психолгия_» от ___21 декабря 2009 г ____

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки __«_Психолгия_»__________________от _1 июля 2013

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

Психологии и управления персоналом Пищик В.И_________

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)


Протокол заседания кафедры №______1________ от _____30.08.2013_____________
УМС:______Академии Управления__________________________________Пивоваров И.В._______

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)


Протокол УМС №_____1_______ от ________31.08.2013___________________________


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель: формирование у студентов целостного представления о дифференциальной психологии как отдельной области психологического знания; овладение студентами системообразующими понятиями и категориями дифференциальной психологии, что обеспечивает возможность правильного понимания многих психологических явлений и процессов; развитие профессиональной компетентности в сфере дифференциальной психологии.

Программа дисциплины «Дифференциальная психология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для системы психологических дисциплин.



Задачи курса:

  • показать сложность внутреннего мира человека с его индивидуальными, типологическими и групповыми различиями;

  • ознакомить с многофакторной системой индивидуальности, различиями в познавательной деятельности, особенностями природы человеческих способностей, стилевыми особенностями личности;

  • развивать коммуникативные умения, владеть навыками профессиональной и личностной рефлексии, саморазвития и раскрытия своего творческого потенциала;

  • формирование профессиональной компетентности в применении психологических знаний в решении проблемных ситуаций;

  • научить работе со справочным материалом, учебной и специальной литературой по психологии.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО

Профессиональные компетенции (ПК):

способностью и готовностью к:



  • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

  • проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12).

Иметь представление: о психологии индивидуальных различий.

Знать:

  • предмет, задачи и область применения дифференциальной психологии;

  • основные понятия дифференциальной психологии и их взаимосвязь;

  • специфику механизмов и закономерностей изучаемых психических явлений;

  • основные методологические подходы к изучению дифференциальной психологии;

  • основные психологические механизмы развития человека в онтогенезе.

Уметь:

  • выполнять задания, предусмотренные программой;

  • владеть методами исследования и диагностики индивидуальных различий личности;

  • уметь использовать на практике результаты теоретических и экспериментальных исследований выдающихся психологов, внесших большой вклад в развитие психологической науки;

  • воспринимать и усваивать новую информацию.

  1. АУДИТОРНАЯ РАБОТА

    1. Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. Часов

О/З

1

Дифференциальная психология как область знания: предмет, история.

Предмет дифференциальной психологии.

История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знания. Этапы развития дисциплины: 1. Допсихологический (хиромантия, астрология, физиогномика; Платон, Аристотель, Гиппократ и др.). 2. Основание дифференциальной психологии, психодиагностики (19-20в.) (Ф. Гальтон, А. Бине, В. Анри, Т. Симон и др.). 3. Дифференциальная психология как самостоятельная научная дисциплина (нач. 20 в. – наст. время) (У. Штерн, Р. Кеттел, А. Анастази). 4. Исследования в дифференциальной психологии отечественными психологами (А.Ф. Лазурский, И.П. Павлов, В.М. Русалов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.). 5. Современные направления исследований дифференциальной психологии.



2

1

2

Методы дифференциальной психологии.

Методы дифференциальной психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, близнецовый метод, архивный метод. Выделение психологических черт на основании их семантического сходства. Ассоциативный эксперимент. Метод классификации («сортировки»). Метод субъективного шкалирования. Метод семантического дифференциала. Метод личностных конструктов Дж. Келли. Факторно-аналитическое выделение психологических черт.

1

-

3

Источники индивидуальных различий. Индивид, личность, индивидуальность.

Взаимодействие среды и наследственности. Учение Л.С. Выготского. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.

Понятие индивидных особенностей человека. Темперамент. Теории темперамента (Гиппократ, Гален; Э. Кречмер, У. Шелдон; И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин; К. Юнг).

Характер в структуре индивидуальности. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.).


2

1

4

Способности в структуре индивидуальности.

Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Т. Келли и др.). Психология черт личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.). Интеллектуальные различия.

Теории индивидуально-психологических различий (Н. Мак-Вильямс, Э. Шпрангера, Я. Стреляу и др.).



1

-

5

Индивидуальная специфика психических процессов.

Индивидуальная специфика психических познавательных процессов: восприятие, мышление и речь, внимание, представления и память, воображение.

Эмоциональные и регулятивные процессы, речь и сознание. Паттерны эмоционального взаимодействия. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции.



1

-

6

Стилевые особенности человека.

Понятие «стиля» в психологии. Теории стиля. Иерархия познавательных стилей. Когнитивные стили. Стилевые характеристики мышления. Эпистемологические стили.

2

-

7

Кросс-культурные исследования индивидуальных особенностей.

Специфика групповых различий. Расовые признаки, пол и социальное положение как факторы индивидуальных различий.

Расовые различия. Расы и этносы. Кросс-культурные исследования. Этническое самосознание. Национальный характер.



1

-

8

Половые и гендерные различия.

Специфика групповых различий. Пол в структуре индивидуальности. Психологические характеристики, различающиеся у женщин и мужчин. Основные теории формирования половых различий.

Различия в социальном положении. Критерии различий между социальными группами.



2

-

ИТОГО:

12

2



    1. Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

История становления дифференциальной психологии

1. Допсихологический (хиромантия, астрология, физиогномика; Платон, Аристотель, Гиппократ и др.).

2. Основание дифференциальной психологии, психодиагностики (19-20в.) (Ф. Гальтон, А. Бине, В. Анри, Т. Симон и др.).

3. Дифференциальная психология как самостоятельная научная дисциплина (нач. 20 в. – наст. время) (У. Штерн, Р. Кеттел, А. Анастази).

4. Исследования в дифференциальной психологии отечественными психологами (А.Ф. Лазурский, И.П. Павлов, В.М. Русалов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.).



5. Современные направления исследований дифференциальной психологии.

2

-

2

Темперамент.

  1. Темперамент как свойство индивидуальности.

  2. Характеристики темперамента по теории И.П. Павлова.

  3. Диагностика эмоциональной устойчивости и экстраверсии/интроверсии: тест Г. Айзенка.

2

-

4

Характер.

  1. Характер. Акцентуации характера.

  2. Соотношение характера и темперамента.

  3. Взаимосвязь среды и наследственности в процессе формирования характера.

  4. Диагностика акцентуаций характера

2

-

5

Способности и интеллект.

  1. IQ и способность к обучению.

  2. Теории интеллекта.

  3. Возрастные особенности интеллектуального развития человека.

  4. Диагностика IQ: общий, социальный и эмоциональный интеллект.

4

-

6

Персональный познавательный стиль.

  1. Стилевые особенности мыслительной деятельности.

  2. Когнитивные стили.

  3. Стили мышления.

  4. Персональный познавательный стиль.

  5. Диагностика индивидуальных различий мыслительной деятельности.

6

2

7

Психология пола и гендерная психология.

  1. Половые и гендерные различия, полоролевое поведение личности (маскулинность, фемининность, андрогиния).

  2. Аспекты половой дифференциации: специфика пола в пренатальный период, половая идентификация у детей, взрослых.

  3. Социальные стереотипы – мужчины и женщины.

  4. Диагностика гендерной идентичности (С. Бем, Лири).

2

2

ИТОГО:

18

4



    1. Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

О/З

1

Диагностика особенностей темперамента и характера.

Использование психологических методик для исследования особенностей темперамента и характера.

2

-

2

Диагностика особенностей интеллекта.

Использование психологических методик для исследования особенностей интеллектуального развития человека.

4

2

3

Диагностика стилевых особенностей мышления

Использование психологических методик для исследования персонального познавательного стиля человека.

2

2

4

Пол и профессиональная карьера, половая дискриминация.

Дискуссия

2

-

ИТОГО:

10

4


  1. Самостоятельная работа


п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов О/З

Форма контр.

1

Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария

6

10

Словарь основных терминов

2

Составление опорных схем к темам дисциплины

2

10

Схемы

4

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах психологии памяти

6

10

Аннотация

5

Подбор диагностического инструментария, направленного на изучение индивидуальных особенностей личности, составление таблицы с названиями и назначением методик

4

6

Таблица

6

Проведение эмпирическое исследование индивидуальных различий с использованием подобранных диагностических методик

2

6

Отчет

7

Составление вопросов для участия в групповой дискуссии по теме

4

8

Перечень вопросов

8

Написание реферата и подготовка доклада по теме реферата с составление схемы-конспекта публичного выступления

12

12

Реферат

9

Подготовка доклада по теме реферата, составление схемы-конспекта публичного выступления, оформление презентации

2

2

Схема-конспект, презентация

ИТОГО:

42

66






  1. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.


  1. Роль наследственности и среды в интеллектуальных различиях.

  2. Понятие толерантности в психологии.

  3. Одаренность, талант, гениальность.

  4. Социально-экономическое положение и интеллект.

  5. Семейные исследования. Близнецовый метод.

  6. «Национальный характер» миф или реальность?

  7. Проблема стиля в психологии.

  8. Когнитивные стили как метакогнитивные способности.

  9. Персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого поведения.

  10. Организм – телесный фактор индивидуальности.

  11. Личность – психологический носитель социальных свойств.

  12. Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

  13. Индивидуальные, типологические и групповые различия.

  14. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили

  15. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах.

  16. Паттерны эмоционального взаимодействия.

  17. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции.

  18. Стили речи: как мы говорим?

  19. Темперамент как физиологический фактор поведения.

  20. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

  21. Стиль человека: способ взаимодействия с миром.

  22. Саморегуляция – настойчивость – воля.

  23. Личность и индивидуальность.

  24. Биологические часы – генетически детерминированные паттерны индивидуального развития.

  25. Социальные часы – этапы освоения действительности.

  26. Половые различия и полоролевое поведение.

  27. Социоэкономический статус индивидуальности.

  28. Социокультурная координата индивидуальности.

  29. Воспитание в контексте культуры.

  30. Семья – друзья – школа: влияние референтной группы.

  31. Профессиональная компетентность и жизненная успешность.

  32. Выбор профессии и тип личности.

  33. Успешные и неуспешные: поведенческий портрет.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


Форма итоговой аттестации:

Экзамен


Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:

1. Подберите методики позволяющие диагностировать особенности индивидуальных различий познавательной сферы личности и проведите диагностическое исследование. Составьте заключение на основе результатов диагностики или самодиагностики индивидуальных особенностей.

2. Подберите методики позволяющие диагностировать особенности групповых различий личностных качеств и проведите диагностическое исследование. Составьте заключение на основе результатов диагностики групповых особенностей.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основная литература


      п/п

      Перечень литературы

      1

      Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург [и др.], 2011.

      2

      Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б. М. Теплов; под ред. М. Г. Ярошевского. Москва, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

      3

      Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Учебное пособие. ПерСэ, 2010.
    2. Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Алексеева Л.В. Психология индивидуальных различий: учебное пособие / Л. В. Алексеева; Российская Федерация, М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования, Ин-т психологии и педагогики. Тюмень, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

2

Основы практической психологии: хрестоматия / Междунар. консорциум "Электронный ун-т", Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т ; авт.-сост. С. Ю. Манухина. Москва, 2011.

Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru



3

V съезд общественной организации "российское психологическое общество"

Материалы участников съезда / Общероссийская общественная организация "Российское психологическое общество". 2012. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru



  1. ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)


п/п

Перечень

1

ЭБС IPRbooks

2

http://azps.ru (А.Я. Психология)

3

http://psycology.ru/ – сайт, посвященный общим вопросам психологии

4

http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий

5

http: www.koob.ru – электронная библиотека психологической литературы

6

http://www.ippd.univers.krasu.ru/ – сайт Института Психологии и Педагогики Развития

7

http://psycology.net.ru/ – сайт «Мир психологии»


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

2-й учебный год (2013/2014) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__



Зав кафедрой »__»________20___
3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___

  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • АУДИТОРНАЯ РАБОТА Лекции
  • ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
  • ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
  • Дополнительная литература
  • ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)