Пропедевтика терапевтической стоматологии

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пропедевтика терапевтической стоматологии

Скачать 83.21 Kb.


Дата20.02.2017
Размер83.21 Kb.
ТипЗанятие

Скачать 83.21 Kb.

ПРОПЕДЕВТИКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МОДУЛЬ №2: «Пломбировочные материалы и эндодонтия»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ №3: «Пломбировочные материалы»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 24: «Механизм адгезии различных пломбировочных материалов к тканям зуба. Адгезивные системы: состав, принцип взаимодействия с тканями зуба, техника применения. Кислотное протравливание, кондиционирование, цель, техника, ошибки и осложнения»


Продолжительность занятия – 2 часа.

Место проведения – фантомный зал кафедры терапевтической стоматологии.

Обеспечение: методическая разработка, таблицы, слайды, фантомы верхней и нижней челюстей, набор инструментов, пломбировочные материалы.
Цель практического занятия:

Общая: выучить механизм адгезии разных пломбировочных материалов к тканям зуба, состав и технику применения адгезивных систем, принцип взаимодействия их с тканями зуба.

Конкретная:


  • уметь объяснять механизм адгезии разных пломбировочных материалов к тканям зуба;

  • знать состав и технику применения адгезивных систем, принцип взаимодействия их с тканями зуба;

  • знать теоретические предпосылки создания эмалевых и дентинных адгезивов;

  • знать требования к адгезивным системам;

  • анализировать поколения адгезивних систем: их преимущества и недостатки.


Задания на формирование исходного уровня знаний:

  1. Гистологическое и биохимическое строение эмали и дентина.

  2. Понятие адгезии, ее виды.

  3. Классификация пломбировочных материалов.

  4. Требования к пломбировочным материалам.


Литература к исходному уровню знаний:

  1. Лекции заведующей кафедрой терапевтической стоматологии д.м.н., профессора Кулыгиной В.Н.

  2. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М., Сидельникова Л.Ф., Несин А.Ф. Терапевтическая стоматология. Фантомный курс. – К.: Здоровье, 2001. – Т. 1. - 392 с.

  3. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений ІV уровня аккредитации в двух томах / Под ред. профессора А.К. Николишина. – Т.І. – Полтава: «Дивосвит», 2005. – 392 с.

  4. Данилевский Н.Ф. Практикум по терапевтической стоматологии. Фантомный курс. – Львов: Мир, 1993. – 183 с.


Задания для контроля исходного уровня знаний:

Задача

Уровень

Эталоны ответов

Адгезивные системы используются с целью:


І

а) изоляции пульпы от токсического действия пломбировочного материала

б) снижение полимеризационной усадки материала

в) увеличение прочности пломбировочного материала

+г) улучшение краевого прилегания пломбы

д) удлинение рабочего времени материала


С какими пломбировочными материалами не используются адгезивные системы?


І

а) стеклоиономерные цементы

б) сульфатные цементы

в) компомеры

г) ормокеры



д) амальгамы



Вопросы, подлежащие изучению на практическом занятии:

  1. Механизм адгезии разных пломбировочных материалов к тканям зуба.

  2. Эмалевые адгезивы: состав, механизм связывания, методика применения.

  3. Дентинные адгезивы: состав, механизм связывания, методика применения.

  4. Теоретические предпосылки создания эмалевых и дентинных адгезивов.

  5. Требования к адгезивным системам.

  6. Поколения адгезивних систем: их положительные качества и недостатки.


Литература:

Основная:

  1. Лекции заведующей кафедрой терапевтической стоматологии д.м.н., профессора Кулыгиной В.Н.

  2. Данилевський М.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М., Сидельникова Л.Ф., Несин О.Ф. Терапевтическая стоматология. Фантомный курс. – К.: Здоровъя, 2001. – Т. 1. - 392 с.

  3. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений ІV уровня аккредитации в двух томах / Под ред. профессора А.К. Николишина. - Т.І. – Полтава: «Дивосвіт», 2005. - 392 с.


Дополнительная:

    1. Борисенко А.В. Композиционные пломбировочные материалы / А.В. Борисенко. – К.: Книга плюс, 1998. – 160 с.

    2. Донский Г.И. Современные пломбировочные материалы / Г.И. Донский, Ю.Н. Паламарчук. – Донецк, 1998. – 126 с.

    3. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология: учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 8-е узд., доп. и перераб. – М.: МЕДпрессинформ, 2008. – 960 с.

    4. Николишин А.К. Восстановление (реставрація) и пломбирование зубов современными материалами и технологиями / А.К. Николишин. – Полтава, 2001. – 176 с.

    5. Терапевтическая стоматология: ученик для студентов медицинских вузов / Под ред.. Е.В. Боровского. – М., Мед.инф.Агентство. 2004. – 798 с.


Организационная структура занятия:

Организационная часть

2 мин.

Контроль исходного уровня знаний

5 мин.

Теоретический опрос и обсуждение вопросов по теме практического занятия

15 мин.

Демонстрация наглядного материала за темой

10 мин.

Самостоятельная работа по усвоению темы

35 мин.

Контроль окончательного уровня знаний студента и оценка успешности

20 мин.

Задания для самостоятельной работы

3 мин.


Студент должен знать:

  1. Протравливание (кондиционирование): цель, средства и методика проведения. Возможные ошибки и осложнения.

  2. Адгезия. Определение. Виды адгезивных систем.

  3. Механизм адгезии разных пломбировочных материалов.

  4. Адгезивные системы: состав, принцип взаимодействия с тканями зуба, техника применения.

  5. Характеристика адгезивных систем разных поколений. Особенности применения.

  6. Понятие смазанного шара, гибридной зоны, коллапса колагеновых волокон.


Студент должен уметь:

  1. Провести кондиционирование эмали.

  2. Провести протравливание эмали.

Подготовить и нанести адгезивную систему 4, 5, 6 и 7 поколений.

Задания для самоконтроля знаний-умений:

1 уровень сложности (α=І)

1. Образование хеллатных связей пломбировочного материала с кальцием твердых тканей зуба носит название:

а) протравливание

б) химическая адгезия

в) микромеханическая адгезия

г) кондиционирование

д) наноретенция

2. Свойствами адгезивных систем являются все признаки, кроме:

а) одонтотропного действия

б) биосовместимости

в) снижения краевой проницаемости пломбы

г) продолжительного срока пригодности

д) предотвращения развития вторичного кариеса
2 уровень сложности (α=ІІ)

3. Какие свойства характеризуют адгезивные системы 4 поколения?

а) проводится техника «тотального протравливания»

б) праймер и бонд отдельно

в) праймер и бонд в одном флаконе

г) формируют гибридную зону

д) модифицируют смазанный слой

4. Какие пломбировочные материалы используются с адгезивными системами?

а) композиционные материалы

б) лечебные прокладки

в) стеклоиономерные цементы

г) поликарбоксилатные цементы

д) силикатные цементы
3 уровень сложности (α=ІІІ)
Задача № 1.

Какие основные свойства адгезивных систем 4-го поколения?


Задача № 2.

Чему после протравливания дентина его нельзя пересушивать?



Эталоны ответов:

1 уровень сложности (α =І)

1. Правильный ответ: б).

2. Правильный ответ: а).
2 уровень сложности (α =ІІ)

3. Правильные ответы: а), б), г).

4. Правильные ответы: а), в).
3 уровень сложности (α =ІІІ)
Задача №1.

Адгезивные системы 4-го поколения являются многоцелевыми, т.е. обеспечивают соединение композита с эмалью, дентином, металлом, фарфором, компомером и т.п.; обеспечивают микро- и наноретенцию за счет образования гибридной зоны (при этом достигается значительная прочность соединения композита с дентином, которую можно сравнить с прочностью эмалево-дентинного соединения). Благодаря этому достигается высокое качество герметизации дентинных канальцев (за счет более глубокого проникновения праймера в дентин).


Задача № 2.

При нанесении кислоты на поверхность дентина происходит растворение неорганической части в поверхностном (смазанном) слое дентина и оголение коллагеновых волокон. При чрезмерном высушивании дентина колагеновые волокна спадаются, что мешает проникновению праймера. Это состояние носит название «коллапса дентина» или «колаптоидного состояния дентина». Кроме того, в ответ на чрезмерное высушивание одонтобласты усиленно продуцируют жидкость для смачивания дентина.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить обзор литературы по теме: «Современные адгезивные системы для эмали и дентина».

  2. Реферат на тему: «Механизм связывания адгезивных систем ІІІ, ІV и V поколений с твердыми тканями зуба».

Каталог: downloads -> terstomat
terstomat -> Модуль №1: «Обследование стоматологического больного и заболевания твердых тканей зуба»
terstomat -> Пропедевтика терапевтической стоматологии
terstomat -> Модуль №1: «Обследование стоматологического больного и заболевания твердых тканей зуба»
terstomat -> Занятие №2 3 : «Цветущий кариес: причины развития, патоморфология, клиника, диагностика»
terstomat -> Занятие №5: Обследование места заболевания (Locus morbі): осмотр пораженного зуба, зондирование, перкуссия, пальпация
terstomat -> Модуль №1: «Обследование стоматологического больного и заболевания твердых тканей зуба»
terstomat -> Пропедевтика терапевтической стоматологии
terstomat -> Терапевтическая стоматология
terstomat -> Литература для начального уровня знаний: Лекции заведующей кафедрой терапевтической стоматологии д м. н., профессора Кулыгиной В. Н

  • Цель практического занятия
  • Задания на формирование исходного уровня знаний
  • Литература к исходному уровню знаний
  • Задания для контроля исходного уровня знаний
  • Вопросы, подлежащие изучению на практическом занятии
  • Литература: Основная
  • Организационная структура занятия
  • Задания для самоконтроля знаний-умений
  • Задания для самостоятельной работы