Программно-целевой подход к инвестированию инновационного развития и импортозамещения в россии

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программно-целевой подход к инвестированию инновационного развития и импортозамещения в россии



страница1/5
Дата01.09.2017
Размер0,92 Mb.


  1   2   3   4   5
П.С. Звягинцев

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ИНВЕСТИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ


Москва


Институт экономики РАН

2016


ISBN 978-5-9940-….. -….


Звягинцев П.С. Программно-целевой подход к инвестированию инновационного развития и импортозамещения в России. Научный доклад. — М: Институт экономики РАН, 2016. С. 44с.
В докладе рассматривается роль программно-целевого метода планирования в развитии национальной экономики (включая отечественный и зарубежный опыт), анализируется сложившаяся практика реализации современных целевых программ, включая инновационного развития и импортозамещения, в экономике России и показаны достижения и недостатки программ.

Доклад подготовлен в секторе инвестиций в инновационное развитие Центра инновационной экономики и промышленной политики РАН.



Звягинцев П.С., 2016

Институт экономики РАН, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

































Ведение ………………………………………………………………………………..

4













ГЛАВА I.
Роль целевого программного подхода в развитии национальной экономики (включая отечественный и зарубежный опыт: примеры программ индустриализации и освоения космоса в СССР и план Маршала) ……………

7








ГЛАВА II.





Реализация современных целевых программ в экономике России: достижения и недостатки ………………………………………………………….

28













Заключение ……………………………………………………………….…................... 43

Введение
В современных условиях неустойчивого экономического развития, из-за продолжающихся санкций, идет активный поиск новых моделей и стратегий перехода к устойчивому и качественному социально-экономическому развитию России в рыночных отношениях.

Автор настоящего доклада предлагает рассмотреть преимущества программно-целевого метода инвестиционного развития экономики с последующим обоснованием новой стратегии программно-целевого планирования на основе формирования институциональной системы национальных целевых программ, в качестве ведущего фактора развития инновационной экономики России.

Предмет исследования - программно-целевой метод как ведущий фактор инвестиционного развития инновационной экономики России.

Объект исследования - макроэкономические, федеральные и другие инновационно-инвестиционные программы социально-экономического развития России.

Методологический подход – устойчивое развитие экономики на основе инвестирования системы целевых программ, обеспечения эффективности и структурного индустриального развития единого народнохозяйственного комплекса России.

Впервые программно-целевой метод был введен в частном секторе. Идея принадлежала американскому предпринимателю, собственнику автомобилестроительной компании «Форд» Линдону Джонсону, который в то время был президентом США. В середине 1960-х годов министр обороны США Роберт Макнамара применил ее в министерстве, которое он возглавлял. Со временем было принято решение об использовании этого метода во всех министерствах США1. Программно-целевой метод использовали США при разработке Плана Маршала.


Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран.

Являясь ключевым экономическим инструментом преобразований, программно-целевой метод полностью соответствует специфике современного периода развития общества и позволяет осуществлять качественные изменения социально-экономической ситуации на государственном и региональном и муниципальном уровнях. Этот метод предполагает разработку плана и ресурсное обеспечение исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению.

Программно-целевой метод планирования является одним из основных инструментов бюджета, ориентированного на результат и наиболее ярко выражает его основные принципы. В основу программно-целевого подхода положена система программ, которые реализуются государственными органами разного уровня, или частными компаниями при государственной поддержке.

Целевые инвестиционные программы и проекты являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных программ и проектов.

В бывшем СССР программно-целевой подход эффективно применялся при обосновании и реализации плана ГОЭЛРО, планов индустриализации и восстановления экономики в послевоенный период, программ освоения космоса и организации полета первого космонавта Гагарина, а также развития энергетики и железнодорожных и водных путей в регионах Сибири и Дальнего Востока.

В России внедрение программно-целевого метода началось с 1995 года, когда было принято Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»»2.

Позже была принята программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года за счет расширения практики внедрения программно-целевых методов в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетным кодексом Российской Федерации закрепляет три основных формы использования программно-целевых методов финансирования в бюджетном процессе: долгосрочная федеральная целевая программа (ФЦП), ведомственная целевая программа ифедеральная адресная инвестиционная программа3.

В Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» федеральные целевые программы ведомственные целевые программы объединены в государственные программы.

В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, (с изменениями на 28 апреля 2016 года) ответственными исполнителями разработаны 43 государственные программы Российской Федерации4 и 38 федеральных целевых программ и федеральных программ5.

Несмотря на внимание, уделяемое государством разработке и эксперти­зе государственных программ, результаты их осуществления пока не да­ют российской экономике значимых позитивных результатов.

Незначительный результат от реализации государственных программ вызван многими недостатками6. Большинство технологий и инноваций, создаваемых в России, являются имитационными, то есть представляют собой результат копирования зарубежных технологий. Это вызвано не только небольшим бюджетным финансированием госпрограмм в части раздела развития высоких технологий, но и тем, что эти программы, как показывает опыт, плохо выполняются.

Экономическая эффективность государственных программ не определяется.

На не выполнение госпрограмм влияют также и такие факторы, как замедление роста российской экономики,  снижение инвестиционной активности, слабое межведомственное взаимодействие и недостаточный контроль ведомств за реализацией госпрограмм.

К недостаткам, перечисленным выше, необходимо добавить, что государственные и федеральные целевые программы должны быть дополнены региональными программами. В этих программах должны участвовать государственные и частные предприятия (организации), которые вкладывают свои финансовые и материальные ресурсы и несут определенный риск, если разработанная новая продукция не будет обладать новыми, востребованными качествами. Результатом этих программ должен быть не единичный продукт, а продукция, изготавливаемая как минимум на пилотном предприятии.

Устранение вышеперечисленных недостатков, увеличение финансирования государственных и федеральных целевых программ значительно ускорят инновационное развитие экономики России и импортозамещения.

Благодарность д.э.н., проф. Новицкому Н.А , к.э.н. Свириной Л.Н. и др. за внесенные ценные предложения, материалы и замечания при написании и оформлении данного доклада.
ГЛАВА I.

Роль целевого программного подхода в развитии национальной экономики (включая отечественный и зарубежный опыт: примеры программ индустриализации и освоения космоса в СССР и план Маршала)
Программно-целевой метод планирования [program-objective methods in planning] — метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Он представляет собой применение системного подхода и основан на формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели, выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации и определения результатов.

Сущность программно-целевого метода планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы – средства - результат». Сначала устанавливаются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, затем – необходимые способы и средства для их реализации и определяется экономический и (или) социальный эффект при их реализации. Особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов7.

Объектом программно-целевого метода являются все основные элементы структуры хозяйства. Перед программно-целевым планированием стоят задачи по разработке программ инновационного развития и импортозамещения экономики России, размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых экологоэкономических ситуация и т.д.).

В рамках предприятия (объединения) программно-целевой метод планирования целесообразно применять для решения таких научно-технических задач, как реконструкция производства, разработка и освоение новой техники и технологии, расширение масштабов производства, повышение качества продукции, переподготовка кадров. 

Программно-целевой метод планирования является одним из основных инструментов бюджета, ориентированного на результат и наиболее ярко выражает его основные принципы. Этот метод заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки. Бюджетное планирование заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Базовая модель программного бюджетирования представляет собой процесс составления

государственного бюджета, ориентированного на достижение результатов от финансирования целевых программ посредством государственных расходов. Программное бюджетирование использует анализ затраты-выгоды для целей принятия решения о распределении финансирования и оценивает соответствие достигнутых результатов программ их целям.

Программная структура является связующим звеном между бюджетом и общим стратегическим планированием. Соответственно, программная структура является способом

классификации расходов, но должна рассматриваться как инструмент анализа стратегических задач. Программное бюджетирование использует подход «сверху-вниз», в отличие от противоположно направленного подхода, используемого при традиционном бюджетировании.

  1   2   3   4   5

  • Звягинцев П.С.
  • Роль целевого программного подхода в развитии национальной экономики (включая отечественный и зарубежный опыт: примеры программ индустриализации и освоения космоса в СССР и план Маршала)
  • Реализация современных целевых программ в экономике России: достижения и недостатки
  • Заключение
  • 1