Программа воспитательной работы «Дорога в жизнь» для воспитанников дошкольного, младшего

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа воспитательной работы «Дорога в жизнь» для воспитанников дошкольного, младшего



страница1/6
Дата08.04.2018
Размер0,92 Mb.
ТипПрограмма


  1   2   3   4   5   6
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

ГООУ ЯНАО санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние Севера»

626389, Тюменская обл., Исетский р-н, п. Кировский, тел. 8 922 045 74 33 (приемная) 8 922 045 74 31 (гл. бухг.)



E-mail: dd.ssevera@rambler.ru

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

« Дорога в жизнь»

(для воспитанников дошкольного, младшего,

среднего, старшего школьного возраста

учреждений государственной поддержки детства)


Составители:

Николаева М.А – Зам. директора по УВР

детского дома «Сияние Севера»,

Аникина Т.Н. – заместитель директора по МР

детского дома «Сияние Севера»

Белова Л.С. – педагог-психолог

детского дома «Сияние Севера»,

Научный консультант:

Якушева Л.Н. – кандидат педагогических наук,

доцент.

Тюменская область, Исетский район, п. Кировский
- 2014 год –

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема самоопределения есть, прежде всего,

Проблема определения своего образа жизни

Л.С. Рубинштейн

Во все времена вопросы воспитания молодого поколения неразрывно связаны с трудом. Составной частью трудового воспитания выступает профессиональное самоопределение обучающихся.

В условиях модернизации российского образования проблемы профессионального самоопределения школьников обретают все большее значение. Об этом свидетельствует анализ социологических исследований и документов развития образования Российской Федерации.

Одной из приоритетных задач стратегии модернизации является целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда. Решение этой задачи требует определения в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности: формирование профессионального самоопределения учащихся.



Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

В разное время вопросы профессионального самоопределения были исследованы в работах отечественных педагогов и психологов: М.М. Рубинштейна, А.Г. Асмолова, П.И. Зинченко, Е.А. Климова, А.Д. Сазонова, В.Л. Савиных, С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева, Н.С., Пряжникова, Б.А. Федоришина, И.В. Ду­бровиной, Т.В.Черниковой, В.Ю. Савченко.

Переход к самостоятельной жизни один из самых сложных и критических моментов в жизни детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как воспитанники часто не готовы к лишению первичной опеки и образа жизни. Поэтому проблема профессионального самоопределения для выпускников интернатных учреждений является одной из важнейших.

Проведённые исследования среди воспитанников детских домов позволили выявить определённые стороны отношения подростков к своему будущему, соотношение близких и дальних целей, планов, стремлений. Анализ показывает, что 48,2 % воспитанников отмечают важность получения образования, чтобы в дальнейшем иметь возможность найти интересную хорошо оплачиваемую работу; 3,3 % опрошенных, имеет целью получить высшее образование, 26,6% - среднее профессиональное, 50 % - начальное профессиональное, лишь 46,7% выпускников имеют четкое представление о том, на кого они будут учиться, 20,1% выпускников не определились в выборе профессии.

Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что:

— не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых и т.д.), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий;

— воспитанники полностью или частично исключены из внутрисемейной коммуникации, их возможности включаться в микросреду отношений со сверстниками, воспитывающимися в семье, ограничены;

— многие воспитанники интернатных учреждений в силу ряда социальных причин и психофизических особенностей развития не успевают за отведенное время усвоить на хорошем уровне учебный материал, что ведет к снижению уровня мотивации, а низкий уровень мотивации, в свою очередь, становится фактором, препятствующим успешной учебе;

— из-за преобладания коллективистского воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижается, что может привести к появлению заниженной самооценки, неуверенности в себе.

Несмотря на многолетний опыт работы педагогических коллективов по организации профессионального самоопределения, формирование практической готовности воспитанников к выбору профессии остается проблемой.

Анализ состояния результатов работы педагогических коллективов по профессиональному самоопределению показывает следующие недостатки в работе:

- мало уделяется внимания содержанию и характера трудовой деятельности воспитанников;

- не охватываются все возрастные группы воспитанников, не учитываются индивидуальные особенности возраста;

- имеющаяся система профессионального самоопределения воспитанников не дает желаемых результатов;

- выбор профессии воспитанниками происходит под влиянием набора случайных факторов, что нередко приводит к разочарованиям из-за ошибки в выборе;

Актуальность программы воспитательной работы для воспитанников учреждений государственной поддержки детства « Дорога в жизнь» диктуется и низким уровнем готовности к профессиональной деятельности, что подтверждается ежегодными итогами уровня готовности выпускников к самостоятельной жизни.

Разработанная комплексная программа по профессиональному самоопределению воспитанников с соответствующими диагностическими методиками, рекомендациями по организации и проведению профессионально-ориентированных занятий, может быть использована в практической работе интернатного учреждения.

Цель программы: формирование готовности воспитанников детского дома к профессиональному самоопределению и социально-трудовой адаптации.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:



  1. обеспечить подготовку педагогических кадров по содержанию, формам, методам и технологиям профориентационной работы с воспитанниками детского дома;

  2. оказать эффективное психолого-педагогическое сопровождение воспитанников по профессиональному самоопределению;

  3. приобщать воспитанников к самоанализу, самопознанию, самооценке собственных способностей и ценностных ориентаций;

  4. вооружить воспитанников знаниями о мире профессий;

  5. обеспечить формирование трудовых умений и навыков воспитанников;

  6. приобщать воспитанников к систематическому участию в различных видах деятельности (познавательной, игровой, социально-значимой, трудовой).

Предполагаемый результат:

Положительный:

- повышение уровня профессиональной компетентности педагога; - позитивные изменения в поведении, учебе, трудовой деятельности воспитанников; - осознание воспитанниками своей профессиональной направленности; - выбор воспитанниками профессии, в соответствии со своими способностями и возможностями; - приобретение умений и навыков в трудовой деятельности; - готовность к профессиональному самоопределению воспитанников



Отрицательный:

- недостаточный уровень информационной готовности педагогов; - недостаточность внутренних убеждений воспитанников в полезности и самостоятельности практического применения знаний и умений; - низкая учебная мотивация; - ошибки воспитанников в выборе профессии.



Механизм реализации программы:

Формирование профессионального самоопределения воспитанников осуществляется в ходе специально-организованной педагогами детского дома научно-практической деятельности - профессиональной ориентации.

Система профессиональной ориентации включает в себя профинформацию и просвещение, психодиагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, социально-профессиональную адаптацию. (А.Д. Сазонов)

Содержательные направления программы охватывают следующие этапы профессионального самоопределения воспитанников:



Первый этап - дошкольный возраст - эмоционально-образный. У детей вырабатываются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.

Второй этап — младший школьный возраст— пропедевтический. На этом этапе у младших школьников происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии ближайшего окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Третий этап — подростковый возраст — поисково-зондирующий. Здесь формируется профессиональная направленность подростков, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности;

Четвертый этап — юношеский возраст- период развития профессионального самосознания школьников: сформированности у них личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и собственными реальными возможностями. Для этого учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями по научным основам выбора профессии, которые приобретаются в процессе изучения специальных курсов.

В программе прослеживаются основные функции педагогического сопровождения профессионального самоопределения:



Диагностическая – предполагает сбор данных о планах и намерениях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, готовности в целом к профессиональному самоопределению. Тактическая - выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся проблем, где главная роль отводится воспитателю, его компетентности и возможностям. Практическая - реализация разработанной программы в практике, предполагающая конкретное содержание, формы, методы, комплекс условий. Аналитичесий-анализ результатов выполнения программы, ее коррекция, подготовка дополнительных материалов.

Для реализации программы необходимо выполнение следующих условий:

- подготовка педагогического коллектива по методике профессионального самоопределения воспитанников; - разработка комплексной технологии профориентационной работы, включающей в содержание профинформацию, профпропаганду, профдиагностику, профконсультацию, профотбор, а в формы и методы - игровой практикум и ролевую практику на реальных трудовых местах; - сотрудничество и взаимодействие с предприятиями, организациями города Тюмени, со службой занятости и др. в целях профориентации воспитанников; - подача педагогом материала по своему содержанию должна отвечать возрастным и образовательным особенностям воспитанников, должна быть объективной и всесторонней; - использование всех возможностей социума детского дома для развития у воспитанников коммуникабельности, толерантности, желания трудиться на благо семьи и общества.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит психологическую составляющую - изучение образа «Я» воспитанников и профессиоведческую – изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена выполнением профессиональных проб, осуществляемых в форме практического трудового задания, имитационных игр, творческих заданий. Результаты индивидуальной диагностики заносятся в дневнике профессиональной карьеры. В дневнике предлагается перечень заданий, а также комплект диагностических методик.

В программе учитываются особенности воспитательной деятельности с детьми разного возраста: от дошкольного до старшего школьного возраста. Программа рассчитана на весь период пребывания воспитанника в детском доме и состоит из 4 блоков:



1блок - Мир профессий (для воспитанников дошкольного возраста)

2блок - Мир труда и профессий в детском восприятии (для воспитанников начальных классов)

3 блок - Путешествие в мир профессий (для воспитанников среднего школьного возраста)

4 блок - Готовлюсь к труду и профессиональному обучению ( для воспитанников старшего школьного возраста)

Для каждого блока в программе определены цели и задачи.

В ходе реализации программы используются различные формы и методы работы: игра, беседа, практикум, экскурсия, конкурс, защита проекта, сочинение, выставка, кинолекторий, тренинги, собеседование, педагогическое наблюдение, диспут, консультация и др.

Организует и координирует работу профцентр, куда входят основные исполнители программы: педагог-психолог, врач - педиатр, воспитатель, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, библиотекарь. Возглавляет работу профцентра заместитель директора по УВР. Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора по УВР, результаты контроля заслушиваются педагогическим советом.



Ресурсное обеспечение реализации программы

Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

  3. Конституция РФ

  4. Декларация прав ребенка

  5. Конвенция о правах ребенка

  6. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ ( приложение к Постановлению Минтруда и социального развития РФ от 27.09.1996г.)

  7. Устав ОУ

  8. Трудовой Кодекс РФ


Кадровое обеспечение: заместитель директора, педагог-психолог, врач - педиатр, воспитатель, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, библиотекарь.
Методическое обеспечение:

  • Трудовой Кодекс РФ,

  • учебно-методические пособия по видам профессий,

  • научно-практические журналы «Классный руководитель», «Социальная педагогика», «Справочник классного руководителя», «Дошкольное воспитание», «Педсовет», «Досуг в школе»

  • Батяева Н.О. О подготовке детей к сюжетно-ролевой игре // Дошкольное воспитание. — 1983. — №6. — С.12.

  • Игры, помогающие осознанию своих жизненных и профессиональных перспектив, формирующие способность выстраивать личный профессиональный план // Детский дом- 2004 г. №11- с.49-56

  • Кабина И., Радзик Т. Я в мире профессий: Тренинг для подростков// «Школьный психолог» (прилож. к газете « Первое сентября») 2003-№ 48, декабрь.с.8-10

  • Коваленко Г.Н. и др. Диагностика в системе профориентации. -  М., 1996г.

  • Кондрат Е.Н. профессиональное самоопределение подростков с асоциальным поведением// Педагогика.- 2004-№3-с.45-48

  • Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя/ С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов; Под ред.С.Н. Чистяковой, Т.И.Шалавиной. –М.: просвещение, 1997.-189с.


Дидактическое обеспечение:

  • пакет диагностических методик по профессиональному самоопределению

  • набор профессиональных проб,

  • дидактические игры

  • дневник профессиональной карьеры

  • учебные пособия


Материально-техническое обеспечение: развивающие зоны для детей дошкольного возраста, учебные мастерские, компьютер, множительная техника, аудио и видеотехника, транспорт, хозинвентарь, оборудование учебных мастерских, учебно-опытный участок

Программное содержание
Структурная основа блока «Мир профессий»

( для дошкольного возраста)



.

Человек —живая природа

Человек —

техника


Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек —

худ. образ.



1

2

3

4

5

6

Гностические профессии



МЛАДШАЯ ГРУППА











«Больница» –врач-терапевт, м/сестра

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ» Парикмахер

СРЕДНЯЯ ГРУППА





«Зоопарк»

-

ветеринар, директор, рабочий






«Больница»–терапевт, стоматолог, м/сестра

«АПТЕКА»– фармацевт

«Парикмахерская» Парикмахер




«Театр» –артисты

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА





«Зоопарк» –

ветеринар, директор, экскурсовод



«МОРЯКИ» – ученые, командир экипажа

«КОСМОС» – космонавт, ученые



«Больница» – терапевт, стоматолог, окулист, рентгенолог, м/сестра

«АПТЕКА» –фармацевт

«БИБЛИОТЕКА» – библиотекарь




«Театр» –артисты, певцы




«Зоопарк»

ветеринар, директор, экскурсовод



«ФЕРМА»

зоотехник, контролер



«ТРАНСПОРТ» – милиционер, инструктор в автошколе

«МОРЯКИ» – капитан, ученые, диспетчер порта

«КОСМОС» – космонавт, ученые

«ПОЛИКЛИНИКА» –

терапевт, окулист, стоматолог, хирург, лаборант, рентгенолог, м/сестра



«АПТЕКА» –

фармацевт, лаборант



«Парикмахерская»

парикмахер, косметолог



«БИБЛИОТЕКА»

библиотекарь



«ТИПОГРАФИЯ» –

редактор, печатник, корреспондент




«Театр» –

артисты, певцы, танцоры



  1   2   3   4   5   6

  • МЛАДШАЯ ГРУППА
  • СРЕДНЯЯ ГРУППА
  • СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА