Программа учебной дисциплины дпп. Ф. 13 Экономическая и социальная география зарубежных стран

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа учебной дисциплины дпп. Ф. 13 Экономическая и социальная география зарубежных стран

Скачать 301,94 Kb.


Дата04.11.2017
Размер301,94 Kb.

Скачать 301,94 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина»
(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Естественно-географический факультет

Кафедра географии и экологии





ПРИНЯТО

Ученым советом


естественно-географического факультета

Протокол № 9

от «27» июня 2013 г.


УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор

______________Т.М. Булгакова

«_____» ______________ 2013 г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.13 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Специальность 050103.65 - География


Специализация Экологическое воспитание учащихся
Степень (квалификация) учитель географии
Форма обучения заочная

Составитель:

к. г. н., доцент _____________А.А.Черемисин

Бийск 2013

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности, 050103.65 География, утвержденного Министерством образования и науки РФ от «31» января 2005 г. (номер государственной регистрации 699 пед/сп (новый)) и учебного плана по специальности 050103.65 География (специализация Экологическое воспитание учащихся), утвержденного Ученым советом ГОУВПО « БПГУ » (от 31.03.2009, протокол № 8).

Распределение по семестрам




Номер семестра


Учебные занятия

КСР

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

общий объем

в том числе

аудиторные

самостоя-тельная работа

всего

из них

лекции

лабор.

практ.

10

161

24

10

8

6

136

1

зачёт

11

209

32

16

10

6

174

3

экзамен

10,11

370

56

26

18

12

310

4

зачёт,

экзамен



Экономическая и социальная география зарубежных стран

Зарубежная Европа. Формирование и распад социалистической системы. Евросоюз. Государственная раздробленность Восточной Европы. География главных стран. Зарубежная Азия. Основной регион земного шара по численности населения. Развитие после второй мировой войны: деколонизация: новые индустриальные страны и пр. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. География главных стран. Африка. Арабский (мусульманский север), Тропическая и Южная Африка. География главных стран субрегионов. Северная Америка. Географическая характеристика США и Канады. Экономическая и социальная интеграция в Северной Америке. Латинская Америка, её историко-географические, этнокультурные и религиозные особенности. География главных стран. Австралия и Океания: экономико-, социально- и политико-географические черты.

Программа обсуждена на заседании кафедры географии и экологии
Протокол № 10 от «25» июня 2013 г.
Заведующий кафедрой _____________________ В.М. Важов

1.1. Цель и задачи дисциплины
Курс "Экономическая и социальная география зарубежных стран" является одним из важных курсов, входящих в учебные планы большинства географических и естественно-географических факультетов педагогических вузов России.

Экономическая и социальная география зарубежных стран - это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, кардинальными изменениями в мировой политике и экономике.

Будущий учитель географии должен знать о повышенном внимании к таким важнейшим категориям науки как экономико-географическое положение, географическое разделение труда, экономическое районирование, к ряду фундаментальных научных понятий, нужных для формирования географической картины зарубежного мира.

Основная цель курса "Экономической и социальной географии зарубежных стран" в формировании у студентов научного мировоззрения о мировых тенденциях, имеющих место в современной политической и хозяйственной жизни.

Настоящая программа преследует несколько важнейших задач: во-первых, необходимо учитывать достижения географической науки, современный уровень которой позволяет усилить типологические подходы и теоретическую постановку вопросов, более полно отразить глобальные проблемы человечества, уделить внимание географическим аспектам взаимодействия общества и природы, усилить социологическую направленность; во-вторых, настоящая программа учитывает особенности программы курса «Экономическая и социальная география зарубежных стран» для 10 класса средней школы. Разумеется число изучаемых стран в вузовском курсе более значительно, и сами страны изучаются более детально.

При изучении экономической и социальной географии зарубежных стран необходимо широко опираться на социально-экономические дисциплины, прежде всего на политическую экономию, географию населения, общую экономическую географию и т.д.

В список литературы внесены наиболее важные современные труды по вопросам мирового хозяйства и отдельных стран.
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

- основные этапы формирования современного политического облика планеты;

- принципы выделения макрорегионов мира;

- особенности природно-ресурсного потенциала и население различных регионов мира;

- географические особенности развития различных отраслей мирового хозяйства;

- особенности отраслевой и территориальной структуры зарубежных стран.



Уметь:

- пользоваться географическими картами, статистическими данными и геоинформационными системами;

- оценивать природно-ресурсный потенциал регионов и стран современного мира;

- сопоставлять между собой основные демографические и социальные показатели;

- выделять специфические черты важнейших межотраслевых комплексов;

- понимать факторы размещения отраслей хозяйства, роль в международном разделении труда ведущих экономически развитых и развивающихся стран мира;

- анализировать и сопоставлять особенности экономической и социальной географии различных стран мира.

Владеть:

- методами научного описания экономико-географических процессов и явлений;

- навыками чтения географических карт и статистических данных;

- навыками выполнения расчетно-графических работ (заполнение таблиц, построение графиков, схем и т.п.);

- навыками построения контурных карт;

- способами презентации экономико-географической информации.


2. Содержание дисциплины
2.1. Лекции (26 час.)

Тема 1 (4 час)

Общая характеристика Зарубежной Европы


Содержание темы:

Особенности экономико-географического положения региона. Деление Зарубежной Европы на субрегионы. Общая характеристика Западной Европы: особенности экономико-географического положения, природные условия и ресурсы Западной Европы, проблема природопользования, особенности демографической ситуации, территориальная структура хозяйства Западной Европы. Роль Евросоюза в экономической и социальной жизни стран Зарубежной Европы. Общая характеристика стран Восточной Европы.



Литература: 2, 12, 18, 19, 20, 72, 91

Тема 2 (4 час)


Общая характеристика зарубежной Азии.

Содержание темы:

Площадь, размеры и состав территории, численность населения. Историко-географические этапы развития. Выделение субрегионов Зарубежной Азии. Группировки государств по формам правления, административно-территориального устройства. Особенности демографической ситуации в субрегионах и странах Зарубежной Азии. Политическое и социально-экономическое развитие стран региона в 20 веке. Общая характеристика группы новых индустриальных стран региона. Роль Азиатско-Тихоокеанского региона в зарубежном мире.



Литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 41, 44, 47, 49, 65, 74, 88

Тема 3 (2 час)

Экономико-географическая характеристика Японии.


Содержание темы:

Экономико-географическое положение. Состав территории, площадь, численность населения. Форма правления, административно-территориальное устройство.Историко-географические особенности развития. Природные условия и ресурсы.Население. Национальный состав, половозрастная структура, темпы и уровень урбанизации, агломерации, мегалополис Токайдо. Размещение населения. Характеристика трудовых ресурсов.Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Внешнеэкономические связи.



Литература: 2, 3, 4, 6, 9, 12, 16, 18, 19, 20, 66, 84

Тема 4 (4 час)


Экономико-географическая характеристика Африки.

Содержание темы:

Площадь территории и численность населения. Деление Африки на регионы: Арабский север, Тропическая и Южная Африка. Границы регионов и формирование современной политической карты. Основные черты демографической ситуации в странах и регионах Африки. Территориально-отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства главных стран. Роль горнодобывающей промышленности африканских стран. Проблемы транспортной сети. Африка в системе международного географического разделения труда. Структура и география внешней торговли стран Африканского континента.



Литература: 2, 3, 9, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 24, 30, 37, 41, 48, 49, 61, 74, 76, 77, 88

Тема 5 (6 час)

Северная Америка. ЭГХ США.


Содержание темы:

Место и роль субрегиона на современной политической карте мира и в мировом хозяйстве. Роль региональных и отраслевых интеграций в регионе. Экономико-географическое положение. Экономическое районирование США. Природные условия и ресурсы. Этапы формирования американской нации. Урбанизация, структура занятости населения. Положение США в мировом хозяйстве и в международном географическом разделении труда. Особенности отраслевой структуры хозяйства. Экономическая и социальная интеграция в Северной Америке.



Литература: 2, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 32, 33, 39, 51, 66, 83, 85, 91

Тема 6 (6 час)


Экономико-географическая характеристика Латинской Америки.

Содержание темы:

Состав региона, площадь, численность населения. Историко-географические особенности развития стран Латинской Америки. Главные черты экономико-географического положения региона. Деление Латинской Америки на субрегионы и общая оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, отдыха и туризма. Проблемы природопользования в регионе. Религиозные и этнокультурные особенности формирования современных латиноамериканских наций. Современное состояние демографической ситуации в странах региона. Особенности размещения населения. Этапы формирования хозяйства Латинской Америки. Общая характеристика и территориальная структура хозяйства. Низкий уровень развития транспорта. Внешнеэкономические связи, их структура и география. Интеграционные группировки стран Латинской Америки.



Литература: 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 21, 25, 37, 40, 41, 49, 54, 62, 86

Тема 7 (2 час)


Экономико-географическая характеристика Австралии и Океании.

Содержание темы:

Оценка ЭГП Австралии и стран Океании, размеры территории, численность населения.Значение природных условий и ресурсов в развитии экономической и социальной жизни Австралии и Океании. Характеристика населения Австралии. Роль иммиграции в пополнении населения, волны иммиграции. Общая характеристика и территориальная структура хозяйства Австралии и Океании. Значение горнодобывающей промышленности в Австралии. Высокий уровень развития сельского хозяйства Австралии. Развитие различных видов транспорта в регионе. Товарная и географическая структура внешней торговли, главные партнёры Австралии.



Литература: 2, 3, 4, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 40, 49, 55, 71, 75

2.2. Лабораторные занятия – 12 час.
Занятие 1 (1 час)

Тема: Политическая карта Европы.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 2 (1 час)

Тема: Экономические районы ФРГ



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 3 (1 час)

Тема: Сельское хозяйство Италии.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 4 (1 час)

Тема: Рекреационная сфера Франции.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 5 (1 час)

Тема: Евросоюз.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 6 (1 час)

Тема: География хозяйства Великобритании



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 7 (1 час)

Тема: Сравнительная характеристика Индии и Китая.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 8 (1 час)

Тема: Экономическое районирование Индии.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 9 (1 час)

Тема: Население Китая



Литература: 1, 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 10 (1 час)

Тема: Хозяйство Китая.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 11 (2 часа)

Тема: Особенности хозяйства НИС.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 12 (1 час)

Тема: Хозяйство Японии.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 13 (1 час)

Тема: Население Восточной Азии.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 14 (1 час)

Тема: Население Южной Азии.



Литература: 2, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 90, 91
Занятие 15 (1 час)

Тема: Сравнительная характеристика стран Северной Африки.



Литература: 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 37, 39, 44, 47, 49, 55
Занятие 16 (1 час)

Тема: Сравнительная характеристика стран Тропической Африки.



Литература: 1, 2, 3, 4, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71.


2.3. Практические занятия (18 час.)

Тема 1 (4 час)

Общая характеристика Зарубежной Европы


Содержание темы:

Общая характеристика Западной Европы: особенности экономико-географического положения, природные условия и ресурсы Западной Европы, проблема природопользования, особенности демографической ситуации, территориальная структура хозяйства Западной Европы. Общая характеристика стран Восточной Европы.



Литература: 2, 12, 18, 19, 20, 72, 91

Тема 2 (2 час)


Общая характеристика зарубежной Азии.

Содержание темы:

Особенности демографической ситуации в субрегионах и странах Зарубежной Азии. Политическое и социально-экономическое развитие стран региона в 20 веке. Общая характеристика группы новых индустриальных стран региона. Роль Азиатско-Тихоокеанского региона в зарубежном мире.



Литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 41, 44, 47, 49, 65, 74, 88

Тема 3 (2 час)

Экономико-географическая характеристика Японии.


Содержание темы:

Природные условия и ресурсы. Население. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Внешнеэкономические связи.



Литература: 2, 3, 4, 6, 9, 12, 16, 18, 19, 20, 66, 84

Тема 4 (2 час)


Экономико-географическая характеристика Африки.

Содержание темы:

Границы регионов и формирование современной политической карты. Основные черты демографической ситуации в странах и регионах Африки. Африка в системе международного географического разделения труда. Структура и география внешней торговли стран Африканского континента.



Литература: 2, 3, 9, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 24, 30, 37, 41, 48, 49, 61, 74, 76, 77, 88

Тема 5 (2 час)

Северная Америка. ЭГХ США.


Содержание темы:

Экономическое районирование США. Природные условия и ресурсы. Этапы формирования американской нации. Урбанизация, структура занятости населения. Экономическая и социальная интеграция в Северной Америке.



Литература: 2, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 32, 33, 39, 51, 66, 83, 85, 91

Тема 6 (2 час)


Экономико-географическая характеристика Латинской Америки.

Содержание темы:

Этапы формирования хозяйства Латинской Америки. Общая характеристика и территориальная структура хозяйства. Низкий уровень развития транспорта. Внешнеэкономические связи, их структура и география. Интеграционные группировки стран Латинской Америки.



Литература: 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 21, 25, 37, 40, 41, 49, 54, 62, 86

Тема 7 (2 час)


Экономико-географическая характеристика Австралии и Океании.

Содержание темы:

Общая характеристика и территориальная структура хозяйства Австралии и Океании. Значение горнодобывающей промышленности в Австралии. Высокий уровень развития сельского хозяйства Австралии. Развитие различных видов транспорта в регионе. Товарная и географическая структура внешней торговли, главные партнёры Австралии.



Литература: 2, 3, 4, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 40, 49, 55, 71, 75
2.4. Самостоятельная работа студентов
1. Предмет и задачи экономической и социальной географии зарубежных стран, типология стран мира.

Изучение основной литературы.

Литература: 2, 3, 12, 15, 18, 19, 20
2. Экономико-географическая характеристика субрегионов и стран Западной Европы.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Написание рефератов. Подготовка к контрольной работе. Составление картосхемы.

Литература: 2, 12, 18, 19, 20, 22, 35, 36, 49, 53, 70, 71, 72, 80, 87, 90, 91
3. Общая характеристика стран Центрально-Восточной Европы.

Изучение литературы, материалов лекции. Подготовка к семинару.

Литература: 2, 3, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 28, 32, 50, 74, 91
4. Районирование Зарубежной Азии.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Работа с контурной картой и атласом.

Литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 41, 44, 47, 49, 59, 64, 65, 74, 82, 88
5. Общая характеристика стран Южной Азии.

Изучение материалов лекции и дополнительной литературы. Составление контурной карты.

Литература: 2, 3, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 20, 31, 68, 88
6. Комплексная характеристика Индии.

Изучение материалов лекции и дополнительной литературы. Работа с контурной картой. Подготовка к контрольному опросу.

Литература: 19, 20, 31, 68, 88
7. Общая характеристика стран Юго-Восточной Азии.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Составление контурной карты. Написание рефератов.

Литература: 2, 3, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 34, 44, 49, 57, 66, 74, 79, 88
8. Комплексная характеристика Индонезии.

Изучение материалов лекции и дополнительной литературы. Составление контурной карты.

Литература: 2, 9, 12, 18, 19, 20
9. Политическая карта Восточной Азии.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Составление контурной карты. Написание рефератов.

Литература: 1, 2, 3, 6, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 29, 32, 44, 49, 52, 60, 71, 73, 78, 81, 84
10. Экономико-географическая характеристика КНР.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Составление контурной карты.

Литература: 1, 2, 3, 6, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 52, 60, 71, 78, 82
11. Общая характеристика стран Юго-Западной Азии.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Работа с контурной картой.

Литература: 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 38, 46, 49, 56, 69, 89
12. Нефтедобывающие монархии Персидского залива. Общая характеристика Турции.

Изучение основной и дополнительной литературы. Работа с контурной картой. Написание рефератов.

Литература: 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 44, 69
13. Особенности экономического и социального развития Японии.

Изучение литературы, материалов лекции. Подготовка к опросу. Составление картосхемы.

Литература: 2, 3, 4, 6, 9, 12, 16, 18, 19, 20, 66, 84
14. Экономико-географическая характеристика регионов Африки.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Составление контурной карты.

Литература: 2, 3, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 30, 37, 41, 48, 49, 61, 74, 76, 77, 82, 88
15. Комплексная характеристика ЮАР.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Работа с контурной картой.

Литература: 3, 12, 14, 15, 18, 19, 20
16. Общая характеристика Египта, Алжира, Нигерии.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Работа с контурной картой. Подготовка к контрольной работе.

Литература: 2, 3, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 24, 30, 37, 41, 48, 49, 61, 74, 76, 77, 82, 88
17. Экономико-географическая характеристика стран Северной Америки. ЭГХ Канады.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Подготовка к контрольной работе. Составление контурных карт.

Литература: 2, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 32, 33, 39, 51, 58, 66, 82, 83, 85, 91
18. Основные черты экономического и социального развития Латинской Америки.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Составление контурной карты. Подготовка к контрольной работе.

Литература: 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 21, 25, 37, 40, 41, 49, 54, 62, 86
19. Комплексная характеристика Мексики и Бразилии.

Изучение материалов лекции и дополнительной литературы. Работа с контурной картой.

Литература: 2, 3, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20
20. Основные черты экономического и социального развития Австралии и Океании.

Изучение материалов лекции, основной и дополнительной литературы. Составление контурной карты. Написание рефератов.



Литература: 2, 3, 4, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 40, 49, 55, 71, 75, 87
Самостоятельная работа предполагает изучение тем: Зарубежная Европа. Формирование и распад социалистической системы. Евросоюз. Государственная раздробленность Восточной Европы. География главных стран. Зарубежная Азия. Основной регион земного шара по численности населения. Развитие после второй мировой войны: деколонизация: новые индустриальные страны и пр. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. География главных стран. Африка. Арабский (мусульманский север), Тропическая и Южная Африка. География главных стран субрегионов. Северная Америка. Географическая характеристика США и Канады. Экономическая и социальная интеграция в Северной Америке. Латинская Америка, её историко-географические, этнокультурные и религиозные особенности. География главных стран. Австралия и Океания: экономико-, социально- и политико-географические черты.

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная литература:


  1. Баженова Е.С., Островский А. В. Население Китая. М: Мысль, 1991.

  2. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М: Гардарики, 2000.

  3. Вольский В.В., БонифатьеваЛ.И., Смирнягина Л.В. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х гг. М: МГУ, 1990.

  4. Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы. – М: Просвещение, 1999.

  5. Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география мира: Тесты и задания: пособие для сред. и ст. кл. общеобразоват. школ; вузов и сред. спец. учеб. заведений. – М: ВЛАДОС, 2000.

  6. Громковская Л.Л. 101 взгляд на Японию. М: Наука, 1991.

  7. Зыль Е.А., Рылюк Г.Я. Материки и страны. М: Оракул, 1993.

  8. Климанов В.В. Земли и страны. М: Московский лицей, 1996.

  9. Колесов В.П., Железова В.Ф. Экономика зарубежных стран. М: Высшая школа, 1990.

  10. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. М: Просвещение, 1985.

  11. Кузнецов А.П. Страны, хозяйство, люди: Книга для чтения. М: Просвещение 1988.

  12. Максаковский В.П. Географическая картина мира Ч 2. Региональная характеристика мира. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996.

  13. Максаковский В.П. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Экономическая география зарубежных стран». М: Высшая школа, 1987.

  14. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М: Просвещение, 1994.

  15. Родионова И.А. Тесты и практические задания по географии. М: Московский Лицей, 1997.

  16. Родионова И.А. Экономическая география отдельных зарубежных стран. М: Московский Лицей, 1997.

  17. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – М: Московский Лицей, 1999.

  18. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Вольского. - М: Крон-пресс, 1998.

  19. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М: Дрофа, 2001.

  20. Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М: Финстатинформ, 1998.


3.2. Дополнительная литература:


  1. Аксенов Л.А., Фетисов А.С. Далекие острова Вест-Индии. М: Мысль, 1984.

  2. Аксенова Л.А. Бельгия. //Серия «У карты мира» М: Мысль, 1982.

  3. Арсеньев В. М. Современная Франция: годы кризиса. М: Знание, 1985.

  4. Асоян Б.Р. Сквозь 300 лет - от Кейпа до Трансвааля. Штрихи к портрету Южной Африки. М: Новости, 1991.

  5. Бакланов М. Г. Меж двух океанов. М: Новости, 1991.

  6. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М: Мысль,1980.

  7. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М: Просвещение, 1990.

  8. Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии. Избранные труды. М: Мысль, 1980.

  9. Большов И.Г. КНДР. // Серия «У карты мира». М: Мысль, 1987.

  10. Большов И.Г. Маврикий. М: Мысль, 1986.

  11. Бонифатьева Л.И. Шри-Ланка. М: Мысль, 1985.

  12. Бонифатьвва Л.И., Вольский В.В. Экономическая география капитали­стических и развивающихся стран. М: МГУ, 1986.

  13. Бородаевский А.Д. Канада в системе международных экономических отношений. М: Международные отношения, 1985.

  14. Бриллиант Л.А. География мирового судоходства. М: Транспорт, 1983.

  15. Бусыгин А.В. Побеждающее море. О Голландии и голландцах. М: Мысль, 1990.

  16. В стране Гефион. Слово о Дании. М: Молодая гвардия, 1990.

  17. Вавилов Н.И. Пять континентов. М: Мысль, 1987.

  18. Васильев А.М. Мост через Босфор. М: Молодая гвардия, 1989.

  19. Васильев Г.В. Америка меняющаяся и неизменная. М: Мысль, 1984.

  20. Весенский В.Р. Огни больших городов. (Очерки о Латинской Америке). М: Мысль, 1990.

  21. Войлошников В.Д., Войлошникова Н.А. Книга о полезных ископаемых. М: Недра, 1991.

  22. Войлошникова Н.А. Практикум по экономической и социальной геогра­фии зарубежных стран. М: Просвещение, 1987.

  23. Войлошникова Н.А. Самостоятельные работы учащихся по экономиче­ской географии зарубежных стран. М: Просвещение, 1981.

  24. Вольф М.Б., Дмитревский Ю.Д. География мирового сельского хозяйст­ва. М: Мысль, 1981.

  25. Газета «География» Приложение к газете «Первое сентября»

  26. Гачечиладзе Р.Г. Турция. М: Мысль, 1985.

  27. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса. – 8-е изд. – М: Просвещение, 2002.

  28. Гладкий Ю.Н., Ягья В.С. Природные ресурсы Африки. М: Знание, 1986.

  29. Горохов В.А. По национальным паркам мира. М: Просвещение, 1992.

  30. Гребенщиков О.С. Жемчужина Югославии. Этюды о городах. М: Мысль, 1978.

  31. Данилов С.Ю., Черкасов А.И. 12 лиц Канады. М: Мысль, 1987.

  32. Дикарёв А.Д., Лукин А.В. Три путешествия по Китаю. М: Молодая гвардия, 1989.

  33. Драгунов Г.Р., Крашенинников В.В. Путешествие по Швейцарии. М: Мысль, 1987.

  34. Дунаев В.Н. Перу. М: Мысль, 1984.

  35. Железнова И.Л. Ещё одно открытие Австралии. М: Мысль, 1989.

  36. Исаев В.А. Иордания. Контуры перемен. М: Мысль, 1987.

  37. Кочетов А.В. Золотой топор Вритры. Путешествия по Тайланду. М: Мысль, 1987.

  38. Кузнецов А.П. Сладок ли кленовый сок. Современная Канада и её люди. М: Мысль, 1988.

  39. Кузнецов А.П., Лисенкова Г.Я. Таблицы по экономической и социальной географии мира. М: Просвещение, 1986.

  40. Куликов В.С. Китайцы о себе. М: Политиздат, 1989.

  41. Лебедева Н.Б. Маврикий - островное государство в Индийском океане. М: Знание, 1991.

  42. Листов В.В. Пока молчат вулканы (Очерки о Панаме). М: Мысль, 1990.

  43. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. средн. школы. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1993.

  44. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. средн. школы. – 7-е изд. – М: Просвещение, 1999.

  45. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. средн. школы. – 8-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2000.

  46. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Развитые капиталистические и развивающиеся страны. М: Просвещение, 1981.

  47. Малышев В.С. Пиния на ветру. Очерки о современной Италии. М: Мысль, 1990.

  48. Митрохин Л.В. Индия: вступая в век 21. М: Политиздат, 1987.

  49. Михин В.Д. Кувейт. М: Мысль, 1984.

  50. Перевощиков К.А. Швейцария: Вчера, сегодня, завтра. М: Мысль, 1984.

  51. Перцик Е.Н. География городов. М: Высшая школа, 1991.

  52. Печников Б.А. Цифрами на карте обозначены.. М: Мысль, 1987.

  53. Потемкина И.И. Монголия // Серия «У карты мира». М: Мысль, 1988.

  54. Родионова И.А. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. М: Московский Лицей, 1997.

  55. Рубцов В.В. Австралия - государство и континент //Серия « Страны и народы» М: Наука, 1988.

  56. Савицкий Ю.В. Гана сегодня. М: Мысль, 1988.

  57. Сагоян Л.Ю. Центрально - Африканская Республика. М: Мысль, 1985.

  58. Самбурова Е.Н., Медведева А.А. Китай. М: Мысль, 1991.

  59. Сергиенко В.В. Малайзия. М: Мысль, 1983.

  60. Серебрянный Л.Р. Нидерланды: традиции и современность. // Серия «Страны и народы» М: Наука, 1990.

  61. Синицын Б.В. Корейская Народно - Демократическая Республика. М: Знание, 1985.

  62. Скаковская В.И., Егорова Н.Н. Экономическая и социальная география мира: Контрольные задания. М: Высшая школа. 1987.

  63. Смирнягин Л.В. Районы США: Портрет современной Америки. М: Мысль, 1989.

  64. Спандарьян В.Б. Деловая Япония. М: Мысль, 1991.

  65. Стивенсон Д. Америка: народ и страна. М, 1993.

  66. Табунов С.Н. Латинская Америка: Справочник. М: Политиздат, 1990.

  67. Трешников А Ф. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М: Советская энциклопедия, 1988.

  68. Фактор Г.Л. В петле голода: трагедия развивающихся стран. М: Политиздат, 1989. .

  69. Федоров А.А. За кронами ливанских кедров. М: Мысль, 1988.

  70. Чернышев В.П. Город вечерней звезды. Очерки о Мадриде. М: Мысль, 1990.

  71. Языкова Е.Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990 гг. М: Высшая школа, 1993.



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей
Особенностью построения программы является модульный принцип. Каждый отдельно взятый модуль направлен на обучение студентов. Тематическое планирование, практических и лабораторных занятий и вопросы к экзамену тесно взаимосвязаны между отдельными блоками данного модуля, дополняя друг друга и позволяя студентам на практике осознавать интегративную модель обучения.

Компетентностные задачи, решаемые модулями дисциплины, предполагают широкое использование современных образовательных технологий, направленных на активизацию познавательной активности студентов, формирование готовности к творческой производственной деятельности, способности выбирать и использовать оптимальные приемы и методы в практической деятельности.

Построение процесса обучения в рамках модулей базируется на характерных особенностях составляющих его учебных дисциплин – деятельности и творческой активности учащихся, что способствует формированию не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и позволяет студентам постепенно овладеть творческим отношением к действительности, научиться избегать стереотипов, приобщиться к самостоятельной деятельности, а также успешно применять полученные знания на практике.

Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе подготовки к практическим, семинарским занятиям и т.д. Виды практической деятельности построены на основе комплексного, интегрального изучения материала, проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Развитие студентов происходит в единстве формирования у них научного мировоззрения и практических умений.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Данный курс предполагает следующие формы работы: лекции, практические и самостоятельные задания. В начале курса студент знакомится с предлагаемой преподавателем технологической картой и разрабатывает план работы. В рамках курса предусмотрены различные формы интерактивных лекционных и практических занятий: лекции проблемного характера, практические работы-исследования. Объём занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20% от всего объёма аудиторных занятий по дисциплине.

Особое значение уделяется подготовке и проведению практических работ, в ходе которых рекомендуется использовать наглядный материал в виде карт, таблиц, видеофильмов и др.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Она запланирована и структурирована таким образом, чтобы студент при подготовке к занятиям наиболее эффективно осваивал теоретический материал и получал системные знания по курсу.

Количество времени, запланированное на самостоятельную работу, рассчитывалось, с одной стороны, исходя из норм, отраженных в Государственном стандарте и учебном плане, а с другой – с опорой на сложившуюся систему подготовки по курсу. Если студент посещает лекционные и практические занятия, то самостоятельная работа не займет много времени. В случае пропусков или неэффективной работы в аудитории самостоятельная работа займет гораздо больше времени.

На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометки на полях конспекта, задавать вопросы лектору и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции следует прочитать собственный конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом практического занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки. Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебные и научные источники. Приветствуется использование Интернет-ресурсов. Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для Интернет-ресурсов – адрес (URL). При подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить туда цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, в первую очередь, необходимо его прочитать минимум 2–3 раза, попытаться осмыслить и понять его содержание.

При выполнении творческих работ с предлагаемым текстом – сначала несколько раз прочитать его, проанализировать, найти своеобразие, определить параметры необходимых исправлений. Редактировать текст следует так, чтобы максимально сохранить авторский стиль, проблематику. При трансформации текста, напротив, следует проявить собственную индивидуальность.

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, где указывается автор, его данные. Выполнены такие работы обычно последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с Интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению различных концепций современного естествознания. В Интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

При подготовке к форме промежуточного контроля рационально используйте время. Сначала ознакомьтесь с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого можно понять его части. Читайте учебники и научную литературу. Чаще обращайтесь к справочной литературе. При подготовке ответа на вопрос сначала составьте план. Помните, что ваш ответ – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному изложению. Не старайтесь всё выучить наизусть – это невозможно. Лучше поймите суть темы, излагайте ее собственными словами. Иллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями и примерами из жизненного опыта.

3.3 Материальное обеспечение дисциплины


  1. Настенные карты.

  2. Атласы для 10 класса «Экономическая и социальная география мира».

  3. Раздаточный материал «Флаги мира»

  4. Наглядный материал «Страны мира».

3.4. Темы курсовых работ

  1. Социально-экономические особенности КНР.

  2. Новые индустриальные страны Азии, особенности развития.

  3. Нефтедобывающие страны Персидского залива: проблемы и перспективы.

  4. Малые страны Западной Европы.

  5. Природно-ресурсный потенциал Восточной Европы.

  6. Социально-экономические особенности развития США в ХХ веке.

  7. Модель экономического развития Японии.

  8. Национальные особенности Индии.

  9. Транспортная система Австралии.

  10. Роль Евросоюза в мировом сообществе.


3.5. Вопросы к зачёту по экономической и социальной географии зарубежных стран
1. Общая характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона.

2. Микрогосударства Западной Европы.

3. Сельское хозяйство Китая.

4. Природные условия и ресурсы Зарубежной Европы.

5. Население Зарубежной Европы.

6. Промышленность Зарубежной Европы.

7. Характеристика хозяйства Зарубежной Европы.

8. ЭГП стран Восточной Европы.

9. Субрегионы Зарубежной Европы.

10. Субрегионы Зарубежной Азии.

11. Политическая карта Восточной Азии.

12. Общая характеристика хозяйства стран Юго-Западной Азии.

13. Особенности демографической ситуации КНР.

14. ЭГП, природные условия и ресурсы КНР.

15. Население Японии.

16. Общая ЭГХ Японии.

17. Факторы экономического роста Японии.

18. Деление Западной Европы на субрегионы.

19. ЭГХ Северной Европы.

20. ЭГХ Средней Европы.

21. ЭГХ Южной Европы.

22. Субрегионы Африки.

23. Характеристика промышленности Китая.

24. Общая характеристика новых индустриальных стран Азии.

25. Евросоюз: структура, география и основные задачи.
3.6. Вопросы к экзамену по экономической и социальной географии зарубежных стран

6 курс, 11 семестр


1. Роль и особенности интеграции в Северной Америке.

2. Зарубежная Европа в современном мире.

3. Региональная политика в странах ЦВЕ.

4. ЭГХ Италии.

5. ЭГХ Франции.

6. ЭГХ Великобритании.

7. Экономическое районирование США.

8. Население США.

9. Сельское хозяйство США.

10. ЭГХ Германии.

11. Общая ЭГХ Японии.

12. Хозяйство Италии.

13. Деление Западной Европы на субрегионы.

14. ЭГХ Северной Европы.

15. ЭГХ Средней Европы.

16. ЭГХ Южной Европы.

17. Микрогосударства Западной Европы.

18. Экономическое районирование Австралии.

19. Общая характеристика хозяйства Австралии и Океании.

20. ЭГХ Австралии.

21. ЭГХ Канады.

22. Евросоюз: география и основные функции.

23. Особенности формирования и распада социалистической системы в Европе.

24. ЭГП, природные условия и ресурсы Латинской Америки.

25. Население Латинской Америки.

26. Хозяйство Латинской Америки.

27. ЭГХ Бразилии.

28. ЭГХ Мексики.

29. Субрегионы Зарубежной Азии.

30. Политическая карта Восточной Азии.

31. ЭГП, природные условия и ресурсы КНР.

32. Особенности демографической ситуации КНР.

33. Характеристика промышленности Китая.

34. Сельское хозяйство Китая.

35. Общая характеристика хозяйства стран Юго-Западной Азии.

36. Субрегионы Африки.

37. Характеристика Северной Африки.

38. Общая характеристика хозяйства стран Африки южнее Сахары.

39. Население Африки.

40. ЭГХ ЮАР.

41. ЭГХ Индии

42. Характеристика НИС Азии.


ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


п/п


Содержание изменения

Куда вносятся изменения

(раздел, стр.)



Основание

Подпись разработчика

(составителя)







































































































Зав. кафедрой_____________________



(подпись, Ф.И.О.)

«______»____________20_________г.

  • Тема 1 (4 час) Общая характеристика Зарубежной Европы
  • Тема 3 (2 час) Экономико-географическая характеристика Японии.
  • Тема 5 (6 час) Северная Америка. ЭГХ США.
  • Тема 5 (2 час) Северная Америка. ЭГХ США.