Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки : 44. 03. 05 Педагогическое образование

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки : 44. 03. 05 Педагогическое образование



страница1/3
Дата28.10.2017
Размер0,52 Mb.


  1   2   3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Естественно-географический факультет

Кафедра биологии





ПРИНЯТО

Ученым советом


естественно-географического факультета

Протокол № 6

от «30» июня 2014 г.


УТВЕРЖДАЮ
Проректор

______________А.М. Беспалов

«30» августа 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.ОД.8. ЗООЛОГИЯ (ПОЗВОНОЧНЫЕ)


Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

050100 Педагогическое образование

Профили подготовки: Экология и География


Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Заочная

Составитель:

д-р биол. наук, профессор кафедры биологии
_________________ А.М. Псарев
Бийск, 2014

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки : 44.03.05 Педагогическое образование (утвержден 17.01.2011 г. № 46) и учебного плана по направлению подготовки : 44.03.05 Педагогическое образование

(профили Экология и География), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 15.04.2014 г., протокол № 10).

Распределение по семестрам





Номер

семестра


Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

4

108/3

12

4

4

4

96/2,6

-

контрольная, экзамен

Программа обсуждена на заседании кафедры биологии


Протокол № ___ от « __» ___________ 2014 г.
Заведующий кафедрой _____________________ Н.Б. Козликина


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является формирование систематизированных знаний в области зоологии.
Задачи дисциплины:

  • формирование понятия о многофункциональной организации животных, адаптаций их к среде обитания и образу жизни, путях их эволюции, о многообразии животных и основах их систематики, об их роли в природе и хозяйственной деятельности человека.

Основными задачами практикума по зоологии являются овладение зоологическими методами исследования, формирование навыков и умений, необходимых в подготовке школьного учителя экологии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Зоология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3.В.ОД.8).

Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Зоология», является образование.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение;

– воспитание;

– развитие;

– просвещение;

– образовательные системы.

Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Для освоения дисциплины «Зоология» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Общая биология», «Биогеография», «Общая экология», «Учение о биосфере», «Региональная экология», «Охрана природы и рациональное природопользование», а также для последующего прохождения учебной и производственной практик


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

СК-4: способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных исследований

СК-8: готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов

СК-9: владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения животных, их онтогенетических и сезонных изменений, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания;

- научные представления о разнообразии и систематики животного мира, об особенностях их строения, экологии;

- научные представления и методы исследования в современной зоологии.

- научные представления о животных как системных биологических объектах на трех уровнях организации: организменном, популяционно-видовом и биоценотическом;

- основные закономерности индивидуального и исторического развития животных;



уметь:

- определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать животных;

- проводить наблюдения в природе и в лаборатории;

владеть:

- методикой определения животных;

- навыками натуралистической работы и природоохранной деятельности;

- основами научного мировоззрения, диалектического и материалистического мышления.



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

12




12

В том числе:










Лекции (Л)

4




4

Практические занятия (ПЗ)

4




4

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

4




4

Консультации










Самостоятельная работа (всего)

96




96

В том числе:










Контрольная работа

16




16

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

60




60

Конспект

20




20

Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен)

экзамен




экзамен

Общая трудоемкость:

часы


зачетные единицы










108

3





108

3



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины


п/п


Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1


Общая характеристика типа Хордовые. Низшие хордовые животные


Предмет и методы зоологии позвоночных. История, связь с другими науками. Тип хордовых и его принципиальные отличия от беспозвоночных животных. Бесчерепные как наиболее примитивные Хордовые. Развитие ланцетника. Систематика и распространение современных Бесчерепных.

Общая характеристика Личиночнохордовых. Строение асцидии. Развитие асцидии. Характеристика отдельных классов Оболочников. Эволюция, значение низших хордовых для понимания филогенетических отношений современных хордовых животных.



2


Водные анамнии - подтип позвоночные (Vertebrata) или черепные (Craniаta). Позвоночные без зародышевых оболочек


Высшие хордовые – позвоночные животные. Основные черты организации позвоночных животных. Классификация подтипа. Анамнии и амниоты.

Надкласс Бесчелюстные. Краткая характеристика Бесчелюстных.

Класс Круглоротые. Характеристика Круглоротых как наиболее примитивных современных позвоночных. Специализация в связи с паразитическим образом жизни. Развитие миноги. Миноги, миксины, их значение для человека.

Надкласс Рыбы. Характеристика рыб как первичноводных животных. Эволюция. Прогрессивные особенности морфологии.

Класс Хрящевые рыбы. Общая характеристика хрящевых рыб на примере колючей акулы. Систематика современных хрящевых рыб.

Класс Костные рыбы. Общая характеристика класса. Систематика. Подкласс Хрящекостные, особенности организации. Отряд Осетровые, основные виды и их значение.

Подкласс Лучеперые. Особенности внешней и внутренней организации на примере речного окуня. Систематика подкласса.

Надотряд Костные ганоиды. Современные виды, распространение. Надотряд Многоперые. Черты организации, распространение. Надотряд Костистые рыбы. Характеристика основных отрядов. Подкласс Двоякодышащие: отряды Двулегочные, Однолегочные.

Подкласс Кистеперые рыбы, их значение для понимания происхождения наземных позвоночных.

Условия жизни в водной среде. Пути приспособления к образу жизни. Экологические группы рыб. Миграции. Размножение, забота о потомстве. Значение рыб и рыбопродуктов в жизни человека.



3


Наземные анамнии


Характеристика наземных позвоночных. Пути приспособления к жизни на суше. Важнейшие адаптации, связанные с выходом на сушу.

Общая характеристика класса Амфибии в связи с образом жизни. Особенности внешней и внутренней организации на примере лягушки. Систематика.

Происхождение и эволюция амфибий. Экология амфибий. Значение амфибий в естественных биоценозах и для человека.


4

Позвоночные с зародышевыми оболочками (Amniota).


Характеристика рептилий как высших амниот. Особенности внешней и внутренней организации на примере прыткой ящерицы. Приспособления к жизни на суше. Систематика современных рептилий.

Происхождение и эволюция рептилий. Разнообразие древних пресмыкающихся, причины их вымирания.

Экология рептилий. Значение в биоценозах и для человека. Охрана рептилий.

Общая характеристика птиц как прогрессивной ветви высших позвоночных животных. Эволюция. Особенности внешней и внутренней организации, их связь с полетом. Систематика птиц.

Экология птиц. Годовой цикл, размножение, гнездование. Экологические группы птиц. Пути приспособления к среде. Питание. Значение птиц в биоценозах. Птицеводство. Охрана птиц.

Общая характеристика класса млекопитающих как наиболее высокоорганизованных животных. Особенности внешней и внутренней организации на примере крысы. Систематика современных млекопитающих. Происхождение и эволюция млекопитающих.

Экологические группы млекопитающих. Особенности, пути приспособления к среде обитания. Размножение. Годовой жизненный цикл. Практическое значение млекопитающих.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек.

Лаб.


Практ.

СРС

Интерактивные

формы


Всего

1

Общая характеристика типа Хордовые. Низшие хордовые животные

0,5







6

визуализация


6,5

2

Водные анамнии - подтип позвоночные (Vertebrata) или черепные (Craniаta). Позвоночные без зародышевых оболочек

1

1

2

40

визуализация

Тестовый опрос

собеседование

44

3

Наземные анамнии

0,5

1




10

визуализация

Тестовый опрос

11,5

4

Позвоночные с зародышевыми оболочками (Amniota)

2

2

2

40

визуализация

Тестовый опрос

собеседование.

46




Всего

4

4

4

96




108




В том числе в интерактивной форме

4













4


6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1

Общая характеристика типа Хордовые. Низшие хордовые животные







2

Водные анамнии - подтип позвоночные (Vertebrata) или черепные (Craniаta). Позвоночные без зародышевых оболочек

Внешнее строение и системы внутренних органов хрящевых и костистых рыб.


1

3

Наземные анамнии

Внешняя и внутренняя организация земноводных на примере лягушки.

1

4

Позвоночные с зародышевыми оболочками (Amniota)

Внешняя и внутренняя организация рептилий, птиц и

млекопитающих.



2


7. СЕМИНАРСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1

Общая характеристика типа Хордовые. Низшие хордовые животные







2

Водные анамнии - подтип позвоночные (Vertebrata) или черепные (Craniаta). Позвоночные без зародышевых оболочек

Систематика и экология хрящевых и костистых рыб.


1

3

Наземные анамнии

Систематика и экология земноводных

1

4

Позвоночные с зародышевыми оболочками (Amniota)

Систематика и экология рептилий, птиц и

млекопитающих.



2


8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ
Курсовые работы не предусмотрены.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Обязательная литература


  1. Константинов, В.М. Зоология позвоночных : [Текст]: учебное пособие для вузов / В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова - М.:«Академия», 2012. – 428 с.

  2. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: [Текст]: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Константинова.-М.:Академия, 2004. -218 с.

Дополнительная литература


  1. Биология: Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С. Гиляров. -3-е изд.; репринтное. – М.: Большая Российская энциклопедия,1999.-864 с

  2. Гуртовой, Н. Н. Систематика и анатомия хордовых животных: [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. Н. Гуртовой. - М. : Академкнига, 2004. - 142 с.

  3. Жизнь животных [Текст]: в 6-ти т. / под ред. Зенкевича С.С. – М.:Просвещение. Т.Т. 1-6.1988

  4. Карташев, Н.Н. Практикум по зоологии позвоночных : [Текст]: учебное пособие для вузов / – Н.Н. Карташев, В.Е. Соколов, Шилов И.А. - М.: Высшю школа,1981. -236 с.

  5. Константинов, В. М., Сравнительная анатомия позвоночных животных: [Текст]: учебное пособие для вузов / М.: Академия, 2005 – 324 с.

  6. Крапивный, А. П. Краткий зоологический словарь:[Текст] /А.П. Крапивный, В.А. Радкевич, Н.И. Тихонова. -2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Высш. школа, 1990. – 238 с.

  7. Наумов, Н.П. Зоология позвоночных: [Текст]: учебное пособие для вузов. В 2-х томах. / Н.П. Наумов, Н.Н. Карташев - М.: Высшая школа, 1979. – 605 с.

  8. Наумов, С.П. Зоология позвоночных: [Текст]: учебное пособие для вузов / / С.П. Наумов - М., 1983. – 421 с.

  9. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе: [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов /Под ред. В.М. Константинова, А.В. Михеева.-2-е изд., испр.-М.:Академия,2000.-200с.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. http://www.zoomet.narod.ru

  2. http://www.floranimal.ru

  3. http://www.zin.ru

  4. Мультимедиа-курс лекций по зоологии позвоночных.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост. Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014 . – 84 с.
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Видеофильмы

Неукротимые дельфины

Живые драконы

Сверхестественные способности животных

Бездна 1, 2, 3, 4

Жизнь млекопитающих

Жемчужины Карибского моря

Детеныши животных

Дикая Африка

Дикая Австралия

Дикий мир Амазонки

Южная Америка

Джунгли

Ритмы жизни



Забота о потомстве у животных

Этоша – рай для животных

В царстве приливов

Львы и другие кошки

Медведи

Хищники


Крокодилы
Фото-видеоматериал

Природа Алтая (фотографии студентов и сотрудников ЕГФ)

Фотоматериалы полевых практик
ТСО

Мультимедиа проектор

Комплект наглядных пособий

Комплект раздаточных материалов

Фиксированные биопрепараты

Коллекция зоологического музея

Персональные компьютеры
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Схема изучения общая с курсом зоологии беспозвоночных и состоит из лекций, лабораторных, практических занятий и экзамена. По зоологии позвоночных проводится также полевая практика. По общему курсу зоологии студенты пишут курсовую работу. На лекциях, в основном, даются только общий план строения и развития животных и эволюционные направления. Конкретные особенности строения каждого класса рассматриваются на лабораторных занятиях, систематика дается в пределах крупных таксономических категорий (до уровня семейств), более подробное ее изучение оставлено на самостоятельное рассмотрение и полевую практику.

Изучение курса начинается с Модуля № 1 - Общая характеристика типа хордовые. Низшие хордовые животные, где рассматриваются вопросы, посвященные организации, видовому разнообразию и эволюции низших хордовых животных.

Модуль №2 - Водные анамнии - подтип Позвоночные. Позвоночные без зародышевых оболочек - посвящен всестороннему изучению рыб. При рассмотрении вопросов этого блока особое внимание следует обратить на различные приспособления рыб к образу жизни, питанию и др. вопросы, связанные с экологией этой группы позвоночных.

Модуль №3 - Наземные анамнии небольшой по объему, посвящен самой малочисленной в видовом отношении группе позвоночных – земноводным. В этом разделе следует обратить внимание студентов на различия анамний и амниот, развитие адаптаций, связанных с выходом на сушу.

Наибольшее количество часов курса отводится на изучение модуля №4 - Позвоночные с зародышевыми оболочками. В этой части рассматриваются представители основных классов наземных позвоночных животных – пресмыкающиеся птицы и млекопитающие. Помимо особенностей морфологии анатомии и физиологии разных групп амниот особое внимание следует обращать на вопросы эволюционного становления отдельных крупных таксонов и на вопросы, затрагивающие экологию, экосистемное и практическое значение.

Целью курса "Зоология позвоночных" является формирование у студентов необходимого объема теоретических знаний и практических умений по общему плану строения хордовых животных, его филогенетического развития в связи с освоением разных сред обитания, которые позволят осуществлять в будущем профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями.

Это определяет задачи курса: формирование понятия о многофункциональной организации животных, адаптаций их к среде обитания и образу жизни, о закономерностях индивидуального и исторического развития хордовых, путях их эволюции, о многообразии позвоночных и основах их систематики, об их роли в природе и хозяйственной деятельности человека.

Основными задачами практикума по зоологии позвоночных является овладение зоологическими методами исследования в лаборатории, формирования навыков и умений, необходимых в подготовке школьного учителя биологии.

В процессе изучения курса студенты знакомятся с методами зоологии, теоретическими основами и практическим применением зоологических знаний в различных отраслях хозяйства. Для успешного усвоения курса студенты должны опираться на полученные ранее знания по зоологии беспозвоночных, общей биологии. В свою очередь полученные в ходе курса новые знания являются необходимой базой для изучения основ экологии, эволюционного учения, биогеографии.

По общему курсу зоологии студенты пишут курсовую работу.

Курс завершается летней полевой практикой, на которой в соответствии с программой студенты изучают животных в естественной среде их обитания, углубляют знания по экологии и систематике видов, знакомятся с методами зоологических исследований в природе, приобретают навыки проведения экскурсий.

Усвоение содержания учебного материала контролируется на семинарских и лабораторных занятиях. Итоговой формой аттестации является экзамен.

Лекционные занятия проводятся в основном в традиционной форме с применением наглядно-иллюстративного метода (мультимедиа).

На первых лекционных занятиях необходимо познакомить студентов с перечнем основной литературы по данному курсу, ознакомить их с основными целями и задачами курса, а также его разделами. Кроме того, необходимо ознакомить студентов с темами самостоятельной работы и формами ее выполнения.

Семинарские занятия проводятся в традиционной форме. У каждого студента имеется тетрадь, в которой представлена тематика и содержание практических занятий, конспекты по отдельным вопросам курса. Рефераты, доклады оформляются отдельно. Перед каждым занятием студент должен изучить теоретические основы данной темы, используя основную и дополнительную литературу, на это студентов ориентирует предлагаемый перечень основных вопросов.

При выполнении лабораторных работ студент работает с натуральными объектами – коллекциями, чучелами, влажными препаратами, муляжами, таблицами и схемами. Ход занятия описан в методических указаниях и лабораторном практикуме (Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Константинова.-М.:Академия,2004.-272с.). Важным этапом лабораторной работы является ее заключительная часть – анализ материала, изученного в ходе занятии и оформление вывода, которой должен содержать не просто описание рассматриваемого животного, а черты прогрессивные и примитивные черты его организации, приспособления к среде обитания, образу жизни.

В рамках самостоятельной работы студенты изучают научную литературу, дополнительный материал, периодические издания, пользуются Интернет-ресурсами. Все изучаемые студентами вопросы оформляются в виде конспектов в специальной тетради.

Объективная оценка успешности усвоения студентами учебного материала осуществляется, как правило, на экзамене, но возможно итоговое тестирование. Использование тестов для итоговогоконтроля определяется индивидуально.

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных между собой заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы в полной мере отражать их основное содержание или содержание курса в целом. Использование тестовых заданий разной сложности обеспечивает равносложность различных вариантов тестов и измерение качества усвоения материала в широком диапазоне.

Для каждого типа заданий в тесте должно быть указано примерное количество баллов оценки, которые покажут степень усвоения студентом материала данного раздела. Сумма всех баллов может быть использована для выведения окончательной оценки за тест.

Тестируемый студент должен знать, что число верно выполненных им заданий неоднозначно определяет его итоговый балл. Степень сложности верно или неверно выполненных заданий могут повлиять на оценку результатов тестирования.


Методические рекомендации для студентов
Курс "Зоология позвоночных" является второй частью общего курса "Зоология".

Схема изучения общая с курсом зоологии беспозвоночных и состоит из лекций, лабораторных, практических занятий и экзамена. По зоологии позвоночных проводится также полевая практика. По общему курсу зоологии студенты пишут курсовую работу. На лекциях, в основном, даются только общий план строения и развития животных и эволюционные направления. Конкретные особенности строения каждого класса рассматриваются на лабораторных занятиях, систематика дается в пределах крупных таксономических категорий (до уровня семейств), более подробное ее изучение оставлено на самостоятельное рассмотрение и полевую практику.

  По окончанию курса студенты должны знать:

-этапы развития зоологии, фамилии ученых и их вклад в развитие зоологии,

-признаки типа хордовых,

-филогенетические связи между классами и группами позвоночных,

-особенности строения и функционирования систем органов каждого класса,

-систематику типа хордовые, каждого класса, разнообразие представителей, особенности биологии и распространения массовых, хозяйственно ценных и охраняемых видов.

  Студенты должны уметь:

-применять знания общего плана строения и функционирования систем органов типа, подтипа, класса к конкретному отряду, семейству, виду,

-объяснять морфологические и физиологические изменения в строении систем органов в связи с меняющимися условиями окружающей среды, т.е. биологическую целесообразность строения и функционирования систем органов,

-сравнивать морфофизиологические особенности систем органов разных классов и других групп организмов и выделять прогрессивные и примитивные черты строения, а также черты специализации,

-делать вывод о взаимосвязи строения и функций органов и систем органов,

-работать с влажными препаратами, чучелами, коллекциями, схемами строения для иллюстрации и доказательства основных положений,

-работать с определителями всех групп позвоночных животных, определять неизвестные позвоночные по определителю,

-распознавать в коллекциях, на рисунках основные систематические группы позвоночных и массовые виды.

Целью практических занятий является получение и закрепление знаний о видовом разнообразии животного мира и его становлении, многообразии адаптаций в разных группах позвоночных животных к различным условиям среды.

В ходе подготовки к таким занятиям следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой и новыми публикациями в периодических изданиях: журналы, газеты и т.д. При этом необходимо учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.

Конспект - это краткое изложение основного содержания текста, освобожденного от мелочей и повторений, т.е. это систематическая, логически связанная запись, содержащая тезисы, выписки, план прочитанного.

При написании следует соблюдать ряд требований к конспекту:

1) конспект должен быть контекстуален, т.е. содержать текстуальные выписки, связанные логическими переходами;

2) он должен воспроизводить текст прочитанного при любом его сокращении, сохраняя авторскую мысль, смысл конспектируемого текста;

3) он должен быть информационно емким, т.е. кратко излагать основные мысли автора конспектируемой работы.

Конспект, как правило, пишется не по мере чтения работы, а после ее прочтения и обдумывания. Однако отдельные цитаты, формулировки, собственные замечания записываются в ходе первого чтения, а затем переносятся в конспект.

Характер и оформление записи конспекта могут быть различными. Однако есть некоторые рекомендации последовательности записей:

1) вначале выписываются все выходные данные конспектируемого произведения (фамилии и инициалы авторов, наименование работы, место и время издания, издательство, количество страниц);

2) в основном тексте конспекта каждый новый раздел, главу или параграф отмечают буквой;

3) конспект пишется с одной стороны листа, с большими на 1/3 листа полями (иногда поля делают с двух сторон), которые позволяют сделать дополнения, указания на другие источники, рецензии, запись собственных мыслей и тому подобные замечания (например, на полях слева отмечают страницы и кратко формулируют основные вопросы, дают подзаголовки, а справа - записывают свои выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки данного вопроса);

4) отдельные виды записей, подчеркивания целесообразно делать различными цветами;

5) если часть конспектируемого текста не представляет интереса, то ее можно пропустить, но при этом обязательно следует указать в конспекте, о чем говорится в пропущенной части.

После поиска, сбора и фиксирования необходимой информации, приступают непосредственно к подготовке выступления на семинарском занятии. Можно выделить некоторые этапы работы над сообщением или докладом на семинарском занятии:

а) разработка плана выступления по вынесенному на семинарское занятие вопросу, в котором выделяются разделы сообщения или доклада, а также ссылки на фактический материал, который необходим для доказательств;

б) тезисно определить и сгруппировать основные проблемы выделенных вопросов, продумать их логическую соподчиненность и добиться четкости формулировок: о чем сообщение (доклад), что известно, что неизвестно, какие существуют точки зрения, собственное мнение, выводы;

в) в окончательном варианте оформляется краткое изложение всей проблемы с опорой на использованные источники.

Выступление на занятии можно сопроводить презентацией. Презентация не должна содержать большого количества слайдов (обычно не более 12 – 14) и сложных эффектов, которые могут отвлекать внимание или затруднить показ слайдов при использовании устаревшей мультимедиа аппаратуры.

На лабораторных занятиях студенты знакомятся на натуральных объектах с особенностями вешней и внутренней организации разных групп хордовых животных, учатся делать вывод о взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, работать с влажными препаратами, чучелами, коллекциями, схемами строения, получают навыки установления видовой идентификации животных, распознавать в коллекциях, на рисунках основные систематические группы позвоночных и массовые виды. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо изучить лекционный материал, методику проведения лабораторной работы, четко соблюдать последовательность вскрытия лабораторного животного, если это предусмотрено по ходу выполнения задания лабораторной работы.

Для успешного изучения предмета студентам необходимо усвоить теоретический курс в объеме приведенной программы, выполнить лабораторные работы, практические занятия и самостоятельно изучить предложенные вопросы по курсу.
Оценочные средства для текущего контроля
Формы текущего контроля: рейтинговое оценивание, коллоквиумы, тестирование, конспекты, выполнение заданий лабораторных занятий.
ОБРАЗЦЫ ОБУЧАЮЩИХ ТЕСТОВ
Низшие хордовые


  1. Среди перечисленных ниже признаков укажите тот, который на Ваш взгляд, является общими для ланцетника и асцидии:

гермафродитизм;

хорда сохраняется в течение всей жизни;

передвижение с помощью мускулатуры туловища;

в глотке имеется эндостиль


  1. Какая из перечисленных ниже деталей строения низших хордовых отсутствует у личинки асцидии:

глазки Гессе;

хорда;


нервная трубка;

статоцист;




  1. Среди перечисленных ниже признаков укажите тот, который на Ваш взгляд, характерен для взрослой асцидии;

подвижный образ жизни;

нервная система представлена нервным ганглием;

наличие хорды;

большая глотка;


  1. Укажите признак, отличающий бесчерепных от туникат:

наличие околожаберной полости;

нервная система у взрослых особей представлена нервной трубкой;

отсутствие хрящевого скелета;

большое количество жаберных отверстий


  1. Для Бесчерепных характерно наличие эндостиля. Это…

перегородка, отделяющая отдельные мышцы туловища;

орган равновесия;

совокупность щупалец окружающих предротовую воронку;

желобок в глотке, выстланный слизистыми мерцательными клетками;

отверстие, служащее для сообщения околожаберной полости с внешней средой




  1. Какая особенность строения аппендикулярий отличает их от других туникат:

хорда сохраняется в течение всей жизни;

свободноплавающие животные;

морские животные;

имеется туника



  1. Какой из перечисленных ниже органов чувств имеется у ланцетника:

орган равновесия;

светочувствительные глазки;

боковая линия;

внутреннее ухо;


  1. Какая из деталей строения кровеносной системы хордовых животных имеется у взрослой асцидии:

жаберный сосуд;

сонные артерии;

печеночная вена;

брюшная аорта




  1. Укажите, какое из перечисленных ниже животных принадлежит к подтипу Бесчерепные:

речная минога;

сальпа;


ланцетник;

асцидия



  1. Продвижение пищевых частиц в глотке ланцетника обеспечивается за счет:

атрипора;

эндостиля;

сокращений мускулатуры туловища;

разницы давления внутри глотки и во внешней среде.
Круглоротые


  1. Какое образование в пищеварительном тракте круглоротых служит для увеличения всасывающей поверхности стенок кишечника и замедления скорости прохождения пищи:

эндостиль;

спиральный клапан;

пилорические выросты;

питуитарный вырост


  1. Какой из перечисленных ниже кровеносных сосудов миноги впадает в венозный синус:

подкишечная вена;

сонные артерии;

передние кардинальные вены;

задние кардинальные вены;



печеночная вена


  1. Какой из перечисленных ниже признаков личинки речной миноги отличает ее от взрослой особи:

непарная ноздря;

в глотке имеется эндостиль;

отсутствие парных плавников;

глотка делится на два отдела – пищевод и дыхательную трубку;

мускулатура туловища и хвоста представлена отдельными миомерами;




  1. Какой из венозных сосудов собирает кровь от нижней части головы миноги:

передние кардинальные вены

подкишечная вена



яремная вена

кювьеровы протоки




  1. Какие из перечисленных ниже образований входят в состав висцерального скелета речной миноги:

мозговой череп

жаберные дужки;

слуховые капсулы;

обонятельная капсула


  1. Дыхательная трубка миноги сообщается с наружной средой с помощью жаберных отверстий, которых:

пять;

семь;

около двухсот;

около 10 – 20 пар


  1. Какие из перечисленных ниже деталей скелета хордовых животных отсутствуют у речной миноги:

жаберные дуги;

хрящевая околосердечная сумка;



жаберные крышки;

слуховые капсулы;

хорда;


  1. Какой из перечисленных признаков, характерных для Круглоротых является прогрессивным по сравнению с бесчерепными и туникатами:

наличие туловищных почек;

отсутствие парных конечностей;

наличие хорды;

характер питания;

наличие непарных плавников


  1. В какой из отделов сердца миноги впадает венозный синус:

предсердие;

желудочек



  1   2   3

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • : Экология и География Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Зао чная
  • 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью
  • 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
  • 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины
  • 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
  • 6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
  • 7. СЕМИНАРСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
  • 8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ Курсовые работы не предусмотрены. 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Методические рекомендации
  • Оценочные средства для текущего контроля