Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»



страница1/6
Дата18.10.2017
Размер0,77 Mb.


  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Факультет иностранных языков

Кафедра германских языков





ПРИНЯТО

Ученым советом


факультета иностранных языков

Протокол № 5

от «19» января 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ
Проректор

______________А.М. Беспалов

«21» января 2015 г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ДВ.17 (1) Теоретический курс английского языка. Лексикология

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование


Профиль подготовки Иностранный язык (английский)
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения заочная

Составитель:

к.филол.н., доцент кафедры германских языков

_________________ А.М. Геращенко

Бийск 2015

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (утвержден 17 января 2011 г. № 46) и учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профили «Иностранный язык и Иностранный язык»), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 13 января 2015г., протокол № 6).


Распределение по семестрам




Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

6

72 / 2

12 / 0,3

6

6




60 / 0,7




К.р.

Программа обсуждена на заседании кафедры германских языков


Протокол № 10 от «30» июня 2014 г.
Заведующий кафедрой _____________________ Т.И. Щелок


  1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в формировании у студентов базовых знаний в области лексикологии английского языка, научного представления о словарном составе английского языка на современном этапе его развития и в историческом ракурсе, в социальном и прагматическом аспекте.

Основные задачи курса включают:



  1. Ознакомление студентов с достижениями отечественной и зарубежной науки в области лексикологии как раздела лингвистики, предметом изучения которого является слово и словарный состав языка.

  2. Показ связи лексикологии с другими лингвистическими дисциплинами.

  3. Раскрытие специфики и системного характера английской лексики.

  4. Раскрытие основные пути его пополнения посредством словообразования, заимствования, семантического развития слов.

  5. Развитие умения делать самостоятельные обобщения и выводы из наблюдений над конкретным языковым материалом.

  6. Развитие умения анализировать конкретный языковой материал.



  1. Место дисциплины в структуре ООП впо

Дисциплина «Теоретический курс английского языка. Лексикология» относится к вариативной части профессионального цикла, дисциплины по выбору (Б3.В.ДВ.24.1).

Для освоения дисциплины «Теоретический курс английского языка. Лексикология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Практика устной и письменной речи (английский язык)», «Введение в языкознание».

Освоение дисциплины «Теоретический курс английского языка. Лексикология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической практики.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование обладания следующими компетенциями:



- специальными:

  • владение навыками восприятия и понимания, а также многоаспектного (фонетического, грамматического, семантического, стилистического) анализа иноязычного материала в устной и письменной форме на изучаемом иностранном языке (СК-1);

  • владение навыками самостоятельной работы с разнообразными иноязычными средствами массовой информации (Интернет, иноязычная периодика, телевидение, художественные тексты) с целью получения необходимой для профессиональной деятельности информации (СК-6).


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • теоретические основы лексикологии иностранного языка;

  • единицы лексического уровня языковой системы и механизмы их взаимодействия с позиции современной науки;

  • национально-культурную специфику языковых явлений;

уметь:

  • раскрывать системный характер лексики, источники ее обогащения и эволюции

  • использовать полученные знания о лексическом составе английского языка в профессиональной деятельности;

владеть:

  • базовыми понятиями и терминами;

  • навыками лексикологического анализа текстов;

  • видами речевой деятельности (говорение, чтение, письмо) на иностранном языке с учетом коммуникативной ситуации

  • владеть теоретическими и экспериментальными методами исследования лексических единиц.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

Аудиторные занятия (всего)

12

12

В том числе:







Лекции (Л)

6

6

Практические занятия (ПЗ)

6

6

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

60

60


-Подготовка к практическим занятиям и/или опросам по темам:

  1. Лексикология как раздел языкознания

  2. Этимологическая характеристика словарного состава английского языка

  3. Морфологическая структура английских слов

  4. Семантическая структура английских слов

  5. Омонимия в английском языке

  6. Семантические отношения слов в английском языке

  7. Стилистическая и территориальная дифференциация словарного состава английского языка

  8. Лексикография





Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)





Экзамен

Зачетные единицы

72

2 з.е.


72

2 з.е.



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п


Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Лексикология как раздел языкознания

Лексикология как раздел языкознания, занимающийся словарным составом языка. Понятие словарного состава языка. Слово как основная единица языка. Языковые уровни. Общая и частная лексикология. Дескриптивная и историческая лексикология. Исторический и описательный подходы. Теоретическая и практическая значимость лексикологии. Значение лексикологии для составления словарей, стандартизации терминологии и преподавания иностранных языков. Связь лексикологии с другими разделами языкознания: фонетикой, грамматикой, историей языка, социолингвистикой. Теоретические основы изучения словарного состава языка. Язык как код. Парадигматические и синтагматические отношения. Типы парадигматических и синтагматических отношений. Основные проблемы лексикологии применительно к современному английскому языку. Объем словарного состава английского языка. Основной словарный запас. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Характерные черты словарного состава современного английского языка. Мотивация слова в английском языке. Типы мотивации: фонетическая, морфологическая, семантическая. Классификация слов английского языка.

2

Этимологическая характеристика словарного состава английского языка

Этимология. Исконная и заимствованная лексика в английском языке. Исконная лексика английского языка: слова индоевропейского происхождения, общегерманские слова, собственно английские слова. Роль и место исконной лексики в современном английском языке. Заимствованная лексика в английском языке. Роль и место заимствованной лексики в современном английском языке. Типы заимствований. Источники заимствований. Ассимиляция заимствований. Международная лексика в английском языке.

3

Морфологическая структура английских слов

Понятие морфемы. Типы морфем. Корни и аффиксы. Свободные и связанные морфемы. Алломорфы. Морфологический анализ и его уровни. Структурные типы английских слов. Словообразование в английском языке. Типы словообразования. Аффиксация. Конверсия. Словосложение. Сокращение. Обратное словообразование. Редупликация. Чередование звуков. Звукоподражание.

4

Семантическая структура английских слов

Семасиология. Семантика. Проблема значения слова. Ономасиологический и контекстуальный подходы к значению слова. Семантическая структура слова. Виды значений слова. Структура значения слова. Типы значения слова: грамматическое, лексико-грамматическое, денотативное, коннотативное. Компонентный анализ значения слова. Семантическая структура слова. Полисемия в английском языке. Изменение значения слова. Типы изменения значения слов: расширение, сужение, амелиорация, пейорация, метафорический и метонимический перенос. Причины семантических изменений.

5

Омонимия в английском языке

Понятие омонимии. Источники омонимии в английском языке. Проблема разграничения омонимии и полисемии. Классификация омонимов: собственно омонимы, омофоны, омографы, гетеронимы.

6

Семантические отношения слов в английском языке

Типы семантических отношений. Семантическая классификация слов. Понятие синонимов. Роль синонимов в речи. Типы синонимов. Источники синонимии. Понятие антонимов. Типы антонимов. Гипонимы.

7

Стилистическая и территориальная дифференциация словарного состава английского языка

Стилистическая дифференциация слов английского языка. Литературная лексика. Нейтральная лексика. Разговорная лексика.

Стандартный английский язык. Диалекты английского языка. Территориальные разновидности английского языка.




8

Лексикография

Лексикография как наука о составлении словарей. Типы словарей. Основные проблемы современной лексикографии.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Сем.

СРС

Использов. интеракт. форм (час.)

(дискуссия)



1

Лексикология как раздел языкознания

1

1







10




2

Этимологическая характеристика словарного состава английского языка

1

1







10




3

Семантическая структура английских слов

1

1







10




4

Морфологическая структура английских слов

1

1







10

2 (дискуссия)

5

Омонимия в английском языке

1

1







10




6

Семантические отношения слов в английском языке

1

1







10

2 (дискуссия)


6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторный практикум предусмотрен
7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ

  1. Заимствования из классических языков в английской лексике.

  2. Источники образования словесных товарных знаков в английском языке.

  3. Способы образования кличек животных в английском языке.

  4. Основные источники образования английских фамилий.

  5. Различия лексического состава британского и американского вариантов английского языка.



8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература

  1. Антрушина, Г.Б. Лексикология английского языка [Текст]: учеб. пособие для студентов / Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н.Морозова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.

  2. Гвишиани, Н.Б. Современный английский язык: Лексикология = Modern English Studies: Lexicology [Текст]: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений/ Н.Б. Гвишиани. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.

  3. Зыкова, И.В. Практический курс английской лексикологии = A Practical Course in English Lexicology [Текст]: учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. ин. языков / И. В. Зыкова. – 2-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

б) дополнительная литература

  1. Липустина, О.М. Лексикология английского языка = English Lexicology [Текст]: курс лекций / О.М. Липустина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В.М. Шукшина, 2007. – 87 с.

  2. Катермина В.В. Лексикология английского языка: Практикум [Электронный ресурс] / В.В. Катермина – Электрон. текстовые дан. – М. : Флинта, 2010. -120 с. – Сетевой режим доступа : http://ibooks.ru

  3. Лаврова Н.А. A Coursebook on English Lexicology : Английская лексикология языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.А. Лаврова. – Электрон. текстовые дан. – М. : Флинта, 2012. -168 с. – Сетевой режим доступа : http://ibooks.ru

  4. Прохорова Н.М. Английская лексикология [Электронный ресурс] / Н.М. Прохорова. – Электрон. текстовые дан. – М. : Флинта, 2012. - 240 с. – Сетевой режим доступа : http://ibooks.ru

в) программное обеспечение:

1. Работа в компьютерных классах проводится с использованием лицензионных версий операционной системы MS Windows.

2. Для работы в библиотеке используется общевузовское лицензионное программное обеспечение – «Ирбис-64», в составе которого входят АРМ «Каталогизатор», АРМ «Читатель».

3. Рефераты, презентации выполняются студентами с использованием лицензионного программного обеспечения MS Office.

4. Для мониторинга рейтинга успеваемости студентов используется программа «Электронные ведомости».

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Philology.ru - Русский филологический портал: // http://philology.ru/

Институт лингвистических исследований. Материалы on-line: // http://iling.spb.ru/materials.html

Сетевая лингвистическая библиотека (Филологический факультет СПбГУ): // http://project.phil.pu.ru/lib/



д) учебно-методического обеспечение для самостоятельной работы:

  1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост. Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. – 84 с.



9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В данной таблице представлена информация по материально-техническому

обеспечению дисциплины

п/п


Наименование

Кол-во

Форма

использования






Аудитория № 309







1

Видеопроектор

1

Демонстрация материалов лекций, семинарских занятий, доступ к образовательным ресурсам УМКД MOODLE




Аудитория № 308







2

Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор)

Магнитофон



2
10

Демонстрация материалов лекций, семинарских занятий





Аудитории № 307, № 309







3

Сетевой сервер

1

Организация дистанционной формы обучения, контакт обучающегося с тьютором, доступ к образовательным ресурсам УМКД MOODLE




Аудитории № 307, № 309







4

Персональные компьютеры

20

Доступ к образовательным ресурсам во время самостоятельной работы студентов, работа с мультимедийными материалами на практических занятиях, выполнение электронного теста

  1   2   3   4   5   6

  • ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ДВ.17 (1) Теоретический курс английского языка. Лексикология
  • Иностранный язык (английский) Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения заочная
  • Цель и задачи дисциплины Цель
  • Место дисциплины в структуре ООП впо
  • 3. Требования к результатам освоения дисциплины
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать
  • 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
  • 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины
  • 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
  • 6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Лабораторный практикум предусмотрен 7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ
  • 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература
  • 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В данной таблице представлена информация по материально-техническому обеспечению дисциплины