Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к шахматистам высокой квалификации, тематические планы учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования включают в себя темы

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к шахматистам высокой квалификации, тематические планы учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования включают в себя темы



Дата01.07.2018
Размер1,17 Mb.








ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка стр.3
2. Учебно-тематический план стр.7
3. Содержание изучаемого курса стр.19
4. Список литературы стр.31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Данная программа предназначена для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №15» (МОУ ДОД «ДЮСШ №15»).



Новизна и актуальность программы: учебный материал программы последовательно излагается для спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки I, II, III годов обучения, учебно-тренировочных групп I, II, III, IV, V годов обучения и групп спортивного совершенствования I, II, III годов обучения МОУ ДОД «ДЮСШ №15». Такая структура создает единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки высококвалифицированных шахматистов.

Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к шахматистам высокой квалификации, тематические планы учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования включают в себя темы, при изучении которых необходимо учитывать тенденции развития современных шахмат.

В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течении нескольких столетий и продолжается в наши дни. Такой подход характерен для многих областей человеческого знания, и в этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Цели образовательной программы:

- воспитание всесторонне развитой личности путем приобщения детей к шахматной культуре;

- развитие творческих способностей, навыков логического и абстрактного мышления, навыков принятия решений в различных ситуациях;

- подготовка шахматистов высокой квалификации



Задачи образовательной программы:

- сформировать у ребенка устойчивый интерес к шахматам;

- обучить основным приемам и методам во всех стадиях шахматной игры;

- способствовать развитию индивидуальных качеств ребенка;

- отработать помимо специальных шахматных навыков, психологическую устойчивость, развить волевые качества, целеустремленность, настойчивость в преодолении недостатков и трудолюбие;

- предоставить возможность использования современных компьютерных методик для освоения шахмат.



Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: особенностью программы является то, что она разработана с учетом современных направлений развития шахмат. В последнее время очень сильно выросла спортивная составляющая шахмат. Тенденция к ускоренным контролям времени на соревнованиях, а также новейшие компьютерные игровые программы и базы данных – все это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки шахматиста.

В таблице указаны этапы подготовки, наполняемость учебных групп, возраст учащихся и режим учебно-тренировочной работы.

.


Год

обучения


Возраст

уч-ся для

зачисления

в МОУ ДОД

«ДЮСШ №15»


Кол-во

уч-ся в


группе

Кол-во

учебных


часов в

неделю


Требования по

спортивной

подготовке на

конец уч. года



СОГ

6-17 л

15

6

ОФП, уч-е в соревн.

НП-1

6-9 л

15

6

уч-е в соревн.

НП-2

8-11 л

15

9

IV разряд

НП-3

9-12 л

15

9

III-IV разряд

УТ-1

10-13 л

12

12

II-III разряд

УТ-2

11-14 л

10

14

II-III разряд

УТ-3

12-15 л

8

16

I-II разряд

УТ-4

13-16 л

8

18

I-II р., балл кмс

УТ-5

14-17 л

8

20

I р., 2 балла кмс

СС-1

15 и старше

6

24

кмс

СС-2

16 и старше

5

26

1 мс, 2 кмс с рейтингом

СС-3

17 и старше

5

28

2 мс, кмс с рейтингом

Детско-юношеская спортивная школа комплектуется путем широкого отбора наиболее способных к шахматам учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов. Учебные группы комплектуются с учетом возраста и спортивной подготовки занимающихся. В спортивную школу принимаются дети с 6 лет. Поступающие в группы НП-2, НП-3, учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования должны выполнить соответствующие нормативные требования.

Поиски и отбор способных детей и подростков осуществляется при проведении тренерско-преподавательским составом спортшколы различных соревнований новичков, сеансов одновременной игры и других массовых мероприятий. Отбор учащихся осуществляется в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки на протяжении трех этапов.

На первом этапе (этап предварительного отбора длительностью до 3 месяцев) – ознакомление с детьми, имеющими желание заниматься шахматами. Задача этапа – отбор учащихся для последующей учебно-тренировочной работы в группах НП-1, НП-2, НП-3 и т. д.

На втором этапе (этап углубленного отбора длительностью до 6 месяцев) – обращается особое внимание на способность юных шахматистов к обучению, а не на выявление исходного уровня подготовленности. На этом этапе выявляются дети, имеющие способности к занятиям шахматами.

На третьем этапе (этап спортивной ориентации длительностью до года) – ведется углубленное всестороннее наблюдение за каждым учащимся и уделяется большое внимание развитию у детей специальных качеств (шахматная память, быстрота восприятия нового материала, тактическая зоркость и др.). Задача этапа – отобрать учащихся в группы НП-2, НП-3 и в дальнейшем в учебно-тренировочные группы.



Срок реализации программы – 12 лет.

По форме занятия подразделяются на групповые (урок) и индивидуальные. На учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях занятия с шахматистами проводятся как по группам, так и индивидуально. Важнейшей формой совершенствования мастерства юных шахматистов в спортивной школе являются самостоятельные занятия учащихся. Выполнение домашних заданий учащимися групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования должно быть обязательным.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности, формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Основным показателем успеваемости учащихся спортшколы является выполнение ими требований Единой всероссийской спортивной классификации и нормативов программы. Учащиеся спортшколы должны участвовать в официальных, товарищеских, квалификационных соревнованиях в зависимости от календарного плана ДЮСШ. Помимо теоретических и практических занятий, в учебную работу входят занятия ОФП на основе врачебного контроля, особенно в летнее время.

В соответствии с общими задачами определяются основные направления работы каждой учебной группы.

В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки – привитие учащимся интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение навыков участия в соревнованиях, выполнение нормативов IV-III разрядов.

В учебно-тренировочных группах первого года обучения – развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с теорией А.Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматистов, выполнение норматива III разряда.

В учебно-тренировочных группах второго года обучения – формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами, развитие тактического зрения, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами, ознакомление с приемами атаки в шахматной партии, проблемами центра, углубленное изучение легкофигурных окончаний и основных приемов ладейного эндшпиля, изучение понятия инициативы в дебюте, расширение знаний по истории шахмат, изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований, выполнение нормативов III-II разрядов.

В учебно-тренировочных группах третьего года обучения – расширение полученных знаний, изучение теории В.Стейница, углубленное изучение темы «Атака на короля», ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки, подтверждение норматива II разряда.

В учебно-тренировочных группах четвертого года обучения – совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами формирования дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, овладение глубокими знаниями по истории шахмат, получение сведений о психологической и волевой подготовке, выполнение норматива II-I разряда.

В учебно-тренировочных группах пятого года обучения – совершенствование и развитие теоретических знаний, дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе дебютного материала, формирование индивидуального подхода к шахматам, дальнейшее совершенствование знаний по истории шахмат, накопление опыта участия в ответственных соревнованиях, выполнение нормативов I разряда и двух баллов кмс.

В группах спортивного совершенствования – закрепление полученных теоретических знаний, дальнейшее развитие индивидуального подхода к тренировкам, разработка планов самостоятельной работы, отработка индивидуального стиля и соответствующего ему дебютного репертуара, углубленное изучение типовых миттельшпильных позиций в соответствии с индивидуальным планом каждого учащегося, приведение в стройную систему знаний по теоретическим и практическим окончаниям, овладение навыками использования компьютера для работы над шахматами, психологическая и физическая подготовка, регулярное участие в ответственных соревнованиях высокого уровня, выполнение и подтверждение норматива кмс, получение международного рейтинга, всесторонняя подготовка учащихся для выполнения норматива мастера спорта по шахматам.

При планировании подготовки юного шахматиста необходимо учитывать практический опыт, свидетельствующий, что для достижения в юношеском возрасте звания мастера спорта требуется, как правило, от 6 до 9 лет тренировочной работы.

В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки занимающиеся как правило не выступают в официальных соревнованиях, и учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних турниров (тематических, квалификационных), специальными занятиями по закреплению теоретических знаний и различными массовыми мероприятиями. В учебно-тренировочных группах I и II годов обучения соревновательная нагрузка в официальных турнирах обычно еще невелика, поэтому учебный процесс не подразделяется на периоды.

На последующих годах обучения (в учебно-тренировочных группах III,IV,V годов обучения и в группах спортивного совершенствования I, II, III годов обучения) учебный процесс подразделяется на периоды: подготовительный, соревновательный, переходный. В зависимости от календарного плана спортивных мероприятий соответствующим образом планируется учебно-тренировочный процесс подготовки шахматистов с тем, чтобы подвести учащихся спортшколы к основному соревнованию года в наилучшей спортивной форме и в состоянии оптимальной готовности.

В подготовительном периоде на первом этапе решаются общие задачи теоретической и практической подготовки, развития волевых качеств, спортивного трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в устранении недостатков. На втором этапе подготовительного периода ведется непосредственная подготовка к предстоящему соревнованию.

В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы за прошедший этап подготовки, ставятся максимально высокие для данного шахматиста (команды) цели. Значимость соревнования определяется в зависимости от перспективного плана подготовки шахматиста. Вся учебно-тренировочная работа в соревновательном периоде проводится с учетом особенностей данного соревнования.

В переходном периоде осуществляется создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы. Учебный процесс, начиная с учебно-тренировочных групп четвертого года обучения, строится на основании индивидуально-группового плана на 2-4 спортсменов примерно одинакового уровня подготовки. Для перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта могут быть составлены индивидуальные планы подготовки.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Годовой график расчета учебных часов для спортивно-оздоровительных групп.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России


















1



















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований









2




























2

3. Исторический обзор

развития шахмат



1




1




1




1







1







5

4. Дебют










2

2

2

2







2







10

5. Миттельшпиль

6

6

6

4

4

6

4

6

4

4







50

6. Эндшпиль

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

7. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


5

5

9

9

13

9

13

11

11

15

5




105

8. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2













2










4

9. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры


2

2




1

2




2

3




4

4

2

22

10. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1






















1










2

11. Общефизическая подг-ка

5

7

8

8

8

8

8

8

8

13

5

5

91

12. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







22

22

28

28

32

28

32

30

28

41

14

7

312

Годовой график расчета учебных часов для групп начальной подготовки I года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России


















1



















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований









2




























2

3. Исторический обзор

развития шахмат



1




1




1




1







1







5

4. Дебют










2

2

2

2







2







10

5. Миттельшпиль

6

6

6

4

4

6

4

6

4

4







50

6. Эндшпиль

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

7. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


10

10

14

14

18

14

18

16

16

20

6




156

8. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2













2










4

9. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры


2

2




1

2




2

3




4

4

2

22

10. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1






















1










2

11. Общефизическая подг-ка




2

3

3

3

3

3

3

3

8

4

5

40

12. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







22

22

28

28

32

28

32

30

28

41

14

7

312

Годовой график расчета учебных часов для групп начальной подготовки II года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России















1






















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1



















1













2

3. Исторический обзор

развития шахмат



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

4. Дебют

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

5. Миттельшпиль

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8







80

6. Эндшпиль

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

7. Основы методики

тренировки шахматиста






2































2

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста


















1



















1

9. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


18

18

18

18

18

18

18

18

18

24

20

17

223

10. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2







2




2

2

2




10

11. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры
































6




6

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1










1










1










3

13. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







41

41

39

41

41

40

41

40

42

47

33

22

468

Годовой график расчета учебных часов для групп начальной подготовки III года обучения.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России















1






















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1



















1













2

3. Исторический обзор

развития шахмат



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

4. Дебют

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

5. Миттельшпиль

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8







80

6. Эндшпиль

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

7. Основы методики

тренировки шахматиста






2































2

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста


















1



















1

9. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


18

18

18

18

18

18

18

18

18

24

20

17

223

10. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2







2




2

2

2




10

11. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры
































6




6

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1










1










1










3

13. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







41

41

39

41

41

40

41

40

42

47

33

22

468

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп I года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России






1































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1
















1
















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

4. Дебют

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

5. Миттельшпиль

10

10

10

10

10

10

10

10

10

20

10




120

6. Эндшпиль

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2










2













4

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

2

2

264

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Консульт. партии, конкурсы

реш-я задач и комб-ций, упр-я

на расчет вариантов, сеансы

одновременной игры















2
















20




22

13. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2













2







2










6

14. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

15. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







55

54

54

54

54

54

55

54

54

76

49

11

624

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп II года обучения.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России






1































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1
















1
















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

4. Дебют

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

5. Миттельшпиль

10

10

10

10

10

10

10

10

10

20

10




120

6. Эндшпиль

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2










2













4

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

2

2

264

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Консульт. партии, конкурсы

реш-я задач и комб-ций, упр-я

на расчет вариантов, сеансы

одновременной игры















2
















20




22

13. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2













2







2










6

14. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

15. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







55

54

54

54

54

54

55

54

54

76

49

11

624

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп III года обучения.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России



1


































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований















2






















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

4. Дебют

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

5. Миттельшпиль

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14







140

6. Эндшпиль

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2




2




2













6

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


44

44

44

44

44

44

44

44

44

64

50

50

560

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

13. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







80

78

81

79

79

79

81

79

81

101

59

59

936

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп IV года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России



1


































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований















2






















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

4. Дебют

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

5. Миттельшпиль

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14







140

6. Эндшпиль

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2




2




2













6

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


44

44

44

44

44

44

44

44

44

64

50

50

560

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

13. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







80

78

81

79

79

79

81

79

81

101

59

59

936

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп V года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России



1


































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований















2






















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

4. Дебют

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

5. Миттельшпиль

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14







140

6. Эндшпиль

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2




2




2













6

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


44

44

44

44

44

44

44

44

44

64

50

50

560

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

13. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







80

78

81

79

79

79

81

79

81

101

59

59

936

Годовой график расчета учебных часов для групп спортивного совершенствования I года обучения.





Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований















2






















2

2. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

3. Дебют

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10







100

4. Миттельшпиль

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20







200

5. Эндшпиль

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10







100

6. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2










2




6

7. Отечественная и зарубежная

шахматная литература






3




3




3




3




3




3

18

8. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


60

60

60

60

60

60

60

60

60

80

50

50

720

9. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

10. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

11. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

12. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







109

110

111

110

109

110

111

110

111

134

61

62

1248

Годовой график расчета учебных часов для групп спортивного совершенствования II года обучения.





Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



2










2






















4

2. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

3. Дебют

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12







120

4. Миттельшпиль

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25







250

5. Эндшпиль

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12







120

6. Основы методики

тренировки шахматиста









2




2




2










2




8

7. Отечественная и зарубежная

шахматная литература






3




3




3




3




3




3

18

8. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


60

60

60

60

60

60

60

60

60

80

55

55

730

9. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

10. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

11. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

12. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







120

119

120

119

120

119

120

119

120

143

66

67

1352

Годовой график расчета учебных часов для групп спортивного совершенствования III года обучения.





Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



2










2
















2




6

2. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

3. Дебют

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14







140

4. Миттельшпиль

27

27

27

27

27

27

27

27

27

27







270

5. Эндшпиль

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12







120

6. Основы методики

тренировки шахматиста









2




2




2










2

2

10

7. Отечественная и зарубежная

шахматная литература






3




3




3




3




3




3

18

8. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


65

65

65

65

65

65

65

65

65

85

60

60

790

9. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

10. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

11. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

12. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







129

128

129

128

129

128

129

128

129

152

73

74

1456


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для спортивно-оздоровительных групп
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.

Понятие о физической культуре.


ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация. Турнирная дисциплина, правило “тронул – ходи”, требование записи турнирной партии.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Чатуранга и шатрандж. Табия. Мансуба “Мат Диларам” как типичная задача средневекового Востока.


ДЕБЮТ.

Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Основные принципы развития в дебюте. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Стратегические идеи итальянской партии.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Связка, двойной удар, “вилка”, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Определение стратегии. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задачи.

ЭНДШПИЛЬ.

Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность короля в эндшпиле. Матование одинокого короля. Пешечные окончания. Оппозиция. Цугцванг. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Закономерности тренировки шахматиста: совершенствование как многолетний тренировочный процесс, перспективное и годовое планирование, общая подготовка (физическая, морально-волевая и психологическая подготовка, специфическая выносливость), специальная подготовка (отработанный дебютный материал, наличие наигранных миттельшпильных схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый и безошибочный расчет вариантов).


СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Комплексные, постоянные занятия ОФП. Требования к режиму шахматиста. Режим во время соревнований. Врачебный контроль за физической подготовкой шахматиста. Порядок осуществления врачебного контроля в ДЮСШ.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Обзор современной литературы (периодика, специальные издания, тематические серии).



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп начальной подготовки I года обучения
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.

Понятие о физической культуре.


ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация. Турнирная дисциплина, правило “тронул – ходи”, требование записи турнирной партии.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Чатуранга и шатрандж. Табия. Мансуба “Мат Диларам” как типичная задача средневекового Востока.


ДЕБЮТ.

Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Основные принципы развития в дебюте. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Стратегические идеи итальянской партии.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Связка, двойной удар, “вилка”, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Определение стратегии. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задачи.


ЭНДШПИЛЬ.

Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность короля в эндшпиле. Матование одинокого короля. Пешечные окончания. Оппозиция. Цугцванг. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Закономерности тренировки шахматиста: совершенствование как многолетний тренировочный процесс, перспективное и годовое планирование, общая подготовка (физическая, морально-волевая и психологическая подготовка, специфическая выносливость), специальная подготовка (отработанный дебютный материал, наличие наигранных миттельшпильных схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый и безошибочный расчет вариантов).


СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Требования к режиму шахматиста. Режим во время соревнований. Врачебный контроль за физической подготовкой шахматиста. Порядок осуществления врачебного контроля в ДЮСШ.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Обзор современной литературы (периодика, специальные издания, тематические серии).



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп начальной подготовки II года обучения
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.

Задачи физического воспитания в России: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей.


ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Основные положения шахматного кодекса. Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Шахматы и культура стран Арабского Халифата. Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа. Калабриец Греко. Шахматы как придворная игра.


ДЕБЮТ.

Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Гамбиты. Стратегические идеи гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Комбинация с мотивом “спертого мата”, использование слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра, освобождение поля, перекрытие, превращение пешки, уничтожение защиты.

План игры. Оценка позиции. Центр, централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях.
ЭНДШПИЛЬ.

Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдаленная проходная. Защищенная проходная. Пешечный прорыв. Слон против пешек. Король, конь и пешка против короля. Король, слон и пешка против короля.


СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп начальной подготовки III года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные и товарищеские.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Мастера XVIII века. Филипп Стамма. Алгебраическая нотация. Андре Франсуа Филидор и его теория. Моденское трио.


ДЕБЮТ.

План в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, дебюта четырех коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Сложные комбинации на сочетание идей.

Форпост. Вторжение на 7-ую (2-ую) горизонталь.
ЭНДШПИЛЬ.

Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья с пешкой против ладьи.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Дидактические принципы педагогики в процессе обучения и тренировки.


СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Личная гигиена шахматиста.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для учебно-тренировочных групп I года обучения
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.

Единая спортивная классификация и ее значение для развития спорта. Разрядные нормы и требования по шахматам. Основные формы организации занятий физической культурой и спортом среди детей и юношей. Внеклассная и внешкольная спортивная работа.


ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Системы соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская. Контроль времени на обдумывание ходов в партии. Таблицы очередности игры в соревнованиях. Правила очередности игры белыми и черными фигурами.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Французские и английские шахматисты первой половины XIX века. Матч Лабурдонне – Мак-Доннель. Автомат Кемпелена. Кафе “Режанс”. Журнал “Паламед”. Немецкие шахматисты середины XIX века. Адольф Андерсен. Наследие Пола Морфи. Шахматы во второй половине XIX века. Борьба за звание чемпиона мира.


ДЕБЮТ.

Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Стратегические идеи главных систем испанской партии, сицилианской защиты, защиты Каро-Канн, отказанного ферзевого гамбита.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Пешечно-фигурная атака. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.

Проблемы центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин. Подвижный пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Пешечно-фигурный центр. Центр и фланги. Осада центра с флангов в миттельшпиле. Роль центра при фланговых операциях. Борьба с образованием у противника пешечного центра.
ЭНДШПИЛЬ.

Поля соответствия в пешечных окончаниях. Коневые окончания. Слоновые окончания. Слон с пешками против слона с пешками.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для учебно-тренировочных групп II года обучения
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.

Детско-юношеские спортивные школы. Всероссийские юношеские соревнования и спартакиады, их значение для массового развития спорта. Турнир на приз клуба «Белая ладья».


ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Подготовка мест соревнований. Порядок открытия и закрытия соревнований. Праздничность соревнований. Порядок оформления отчета о соревнованиях.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Шахматы в Московском государстве. Изготовление шахмат как вид ремесла. Археологические находки на территории Русского государства. Шахматы на Петровских ассамблеях. Шахматы в культуре русского общества XVIII-XIX веков. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова. Первый русский мастер А.Петров, К.Яниш, братья Урусовы, И.Шумов. «Самоучитель шахматной игры» В.С.Шифферса. Шахматные собрания Петербурга. Журнал «Шахматный листок». Шахматы и деятели русской культуры. Первый чемпион мира В.Стейниц и его учение.


ДЕБЮТ.

Эволюция взглядов на дебют. Характеристика современных дебютов. Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Атака на короля. Атака на нерокировавшегося короля, атака при односторонних рокировках, атака при разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для учебно-тренировочных групп III года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Зачет по судейству и организации соревнований. Инструкторская и судейская практика.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

М.И.Чигорин – основоположник русской шахматной школы. Эммануил Ласкер и его подход к шахматам. Критика догматизма в шахматах. Творчество З.Тарраша, Г.Пильсбери, А.Рубинштейна. Шахматная жизнь в начале XX века. Первый чемпион России. Первые международные шахматные турниры.


ДЕБЮТ.

Методы работы над дебютом. Принципы составления дебютного репертуара. Стратегические идеи защиты Алехина, Уфимцева, защиты Тарраша, славянской защиты, английского начала.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Защита в шахматной партии. Пассивная и активная защита. Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм защитительных мероприятий. Тенденция перехода к контратаке. Подвижность слона в миттельшпиле. Слабые и сильные поля. Пешечные слабости. Теория “островков”. Создание слабостей в лагере соперника. Ограничение подвижности фигур: ограничение “жизненного” пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.


ЭНДШПИЛЬ.

Ладья с пешками против ладьи с пешками. Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях. Сложные ладейные окончания. Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных окончаниях. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. Методы сохранения спортивной формы между соревнованиями. Особенности построения учебно-тренировочного процесса перед соревнованиями. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста. Тренировочная нагрузка и работоспособность. Система восстановительных мероприятий. Основные требования, предъявляемые к организации учебно-тренировочного занятия.


СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Значение питания для спортсмена. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических и умственных нагрузках и восстановление их.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Обзор мировой шахматной литературы: первые рукописи, средневековые трактаты, первые книги и журналы, литература XIX столетия, современная литература.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для учебно-тренировочных групп IV года обучения
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.

Международные связи российских шахматистов. Главные шахматные турниры в России и за рубежом.


ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Зачет по судейству и организации соревнований. Судейская практика. Роль главного судьи, главного секретаря и линейных судей.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Х.-Р. Капабланка и его стиль. Гипермодернизм, как новое течение в шахматной мысли. Творчество А.Нимцовича, Р.Рети, С.Тартаковера. А.Алехин – первый русский чемпион мира. Крупнейшие международные турниры середины XX века. Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира.


ДЕБЮТ.

Понятие дебютной новинки. Концентрический метод изучения дебютных систем. Стратегические идеи защиты Грюнфельда, защиты Нимцовича, дебюта Рети.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Стратегическая и тактическая защиты. Приемы тактической защиты: отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки.

Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге. Пешечные цепи. Блокада. Пешечный прорыв. Размен как средство получения перевеса. Преимущество двух слонов. Атака при разноцветных слонах, по большой диагонали, пешечного меньшинства. Стратегическая защита: размен атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных трудностей противнику, жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие трудности. Компенсация за ферзя, легкую фигуру в середине партии.
ЭНДШПИЛЬ.

Ладья против легких фигур. Ладья и слон (конь) против ладьи. Ферзевые окончания. Слоновые окончания: слоны одноцветные, слоны разноцветные. Ладья и пешка против ладьи. Принцип Тарраша. Позиция Филидора. Построение “мост”.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Формы и методы тренировки шахматиста. Урок, как основная форма организации учебно-тренировочного процесса. План, содержание и построение теоретического занятия. Содержание практического занятия.


СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Закаливание и его сущность. Средства закаливания и методика их применения. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для учебно-тренировочных групп V года обучения
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

М.Ботвинник – первый советский чемпион мира. Советская шахматная школа, ее успехи и роль в мировом движении.

Советские чемпионы мира. Творчество Смыслова, Таля, Петросяна, Спасского.

Выдающиеся советские и зарубежные шахматисты: Керес, Бронштейн, Геллер, Полугаевский, Штейн, Решевский, Файн, Найдорф, Глигорич, Ларсен, Портиш.


ДЕБЮТ.

Повышение роли дебютной подготовки в современных шахматах. Стратегические идеи новоиндийской защиты, каталонского начала.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Типичные комбинации в миттельшпиле.

Стратегическая инициатива. Изолированные и висячие пешки. Позиционная жертва пешки, качества. Игра на двух флангах. Маневренная борьба в закрытых позициях. Типовые позиции. Понятие схемы как плана сторон в типовых позициях, получающихся из определенных дебютных систем.
ЭНДШПИЛЬ.

Сложные окончания. Два коня против пешки. Многопешечные окончания при различных материальных соотношениях. Игровые окончания. Техническая оснащенность шахматиста.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Методы совершенствования шахматиста: усвоение шахматной культуры (наследие прошлого и современного достижения), развитие комбинационного зрения и позиционного чутья, совершенствование счетных и оценочных способностей, изучение принципов экономичного расчета вариантов, анализ современного творчества, постоянная аналитическая работа, создание продуманной системы подготовки к соревнованиям, участия в соревнованиях.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Методика работы с шахматной литературой. Принцип составления учебной дебютной картотеки с применением компьютера.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп спортивного совершенствования I года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Особенности организации, судейства и проведения соревнований по олимпийской системе. Нокаут-система. Правила проведения турниров по шевенингенской системе. Судейская и инструкторская практика.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Шахматы во второй половине XX века. Творчество Роберта Фишера, его вклад в развитие шахмат. Анатолий Карпов – 12-ый чемпион мира. Творчество Карпова. Противостояние Карпова и Каспарова в 80-ые годы XX века.


ДЕБЮТ.

Формирование дебютного репертуара. Индивидуальная работа по расширению и углублению дебютных знаний. Подготовка к партии против конкретного соперника. Связь дебюта с миттельшпилем. Наигрывание дебютных систем. Тематические турниры, матчи и сеансы.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Расчет вариантов и комбинационное зрение. Как тренировать эти компоненты. Конкурсы решения комбинаций, этюдов и типовых счетных позиций.

Принципы мышления шахматиста. Интуитивный и логический подход к шахматам. Рациональное использование времени. Борьба с цейтнотами. Основные принципы реализации преимущества. Трансформация перевеса.
ЭНДШПИЛЬ.

Совершенствование эндшпильной техники. Реализация перевеса в окончаниях. Централизация короля в различных типах окончаний. Проблема размена. Мышление схемами. Принцип “не спешить” при реализации преимущества.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Самостоятельная работа над шахматами. Разработка индивидуальных планов работы. Достоинства и недостатки шахматиста, их влияние на ход борьбы. Постановка правильного диагноза. Методы подготовки к соревнованиям.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Шахматная литература, необходимая для совершенствования шахматистов высокой квалификации. Методы работы с книгой. Шахматная литература и компьютер как взаимодополняющие инструменты в работе шахматиста-профессионала.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп спортивного совершенствования II года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Разъяснение наиболее сложных нюансов шахматного кодекса. Использование электронных часов при проведении соревнований. Контроль Фишера и Бронштейна.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Гарри Каспаров – выдающийся шахматист современности. Творчество Гарри Каспарова, его вклад в развитие шахматной теории, принципиально новый подход к шахматной подготовке.


ДЕБЮТ.

Дебютный репертуар сильнейших современных гроссмейстеров. Широкий и узкий дебютный репертуар. Изучение типичных миттельшпильных позиций, характерных для конкретных дебютных систем. Подготовка к партии с помощью компьютера.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Основные принципы расчета вариантов. Ходы-кандидаты. “Голый ствол”, “кустарник”, далекий многовариантный расчет.

Учет ресурсов противника. Профилактика и профилактическое мышление. Максимальное ограничение контршансов при реализации преимущества. Основные принципы реализации перевеса в миттельшпиле. Типичные ошибки на этапе реализации. Игра на ограничение подвижности фигур противника. Позиционная жертва. Типы позиционных жертв. Игра при нестандартном материальном соотношении. Психологические факторы в шахматной борьбе.
ЭНДШПИЛЬ.

Значение профилактики в окончаниях. Динамика в эндшпиле. Атака малыми силами. Преимущество двух слонов в окончаниях. Цугцванг в различных типах окончаний.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Комментирование партий. Искусство анализа и определение переломных моментов борьбы. Техника работы над своими партиями и партиями сильнейших гроссмейстеров.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Классические шахматные издания. Учебники шахматной игры Ласкера и Капабланки, турнирные сборники Алехина, “Моя система” Нимцовича, “Международный турнир гроссмейстеров” Бронштейна. Серия “Выдающиеся шахматисты мира”.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп спортивного совершенствования III года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Жеребьевка соревнований по швейцарской системе. Приоритеты при жеребьевке. Компьютерная жеребьевка. Практическое использование существующих программ для проведения жеребьевки.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ.

Творчество сильнейших российских и зарубежных гроссмейстеров современности (Крамник, Ананд, Леко, Топалов, Иванчук и др.). Розыгрыш первенства мира в конце XX – начале XXI века. Шахматы и компьютер. Ретроспектива развития компьютерных шахматных программ. Матчи человека против компьютера. Шахматы и Интернет.


ДЕБЮТ.

Соответствие дебютного репертуара и стиля шахматиста. Игра белыми как черными (английское начало, староиндийское начало). Неожиданности в дебюте. Как изобрести новинку и реагировать на новинку противника. Практическое использование компьютерных баз данных для работы над дебютом.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Оценка позиции и выбор плана игры. Соотношение динамических и статических факторов позиции. Чувство гармонии в шахматах. Гармоничное расположение фигур. Маневры и перегруппировки. Лавирование. Размен и переход в эндшпиль. Учет позиционных факторов при размене фигур. Нетождественный размен. Игра пешками и пешечная структура. Защита трудных позиций. Резкое изменение характера борьбы.

Использование компьютера для работы над миттельшпилем, совершенствование позиционного чутья в типовых позициях. Программа Chess Assistant и другие шахматные программы.
ЭНДШПИЛЬ.

Пешечные окончания – полигон для тренировки техники расчета вариантов. Переход из пешечного эндшпиля в ферзевый. Крепость. Цугцванг как основной метод разрушения крепости. Влияние компьютера на теорию эндшпиля. База Томпсона.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.

Шахматная классика. Необходимость ее изучения для повышения мастерства. Использование компьютерных программ (баз данных, игровых, учебных и др.) для различных видов тренировок (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика и т.д.).


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ШАХМАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Специальная шахматная литература по дебюту и эндшпилю. Дебютные монографии, югославские информаторы и энциклопедии. “Шахматные окончания” Авербаха, работы Шерешевского. Серия книг Марка Дворецкого.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Для родителей:
1. Майзелис И.Л. Шахматы. ГИДЛ, М., 1960.

2. Котов А.А. Как стать гроссмейстером. ФиС, М., 1985.

3. Пожарский В.А. Учебник шахматной игры. RCH, М., 2005.

4. Журавлев Н.И. «Шаг за шагом». Москва: Физкультура и спорт, 1986.

5. Юдович М.М. «Занимательные шахматы». Москва: Физкультура и спорт, 1993.
II. Для учащихся:
1. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. ФиС, М., 1991.

2. Бронштейн Д.И. Международный турнир гроссмейстеров. ФиС, М., 1983.

3. Каспаров Г.К. Мои великие предшественники (в 5 т.). Рипол Классик, М., 2003.

4. Горенштейн Р. Я. «Книга юного шахматиста». Москва: АО Фердинанд, 1993.

5. Дамский Я. В. «Последний шанс». Москва: Физкультура и спорт, 1990.

6. Капабланка Х.Р. «Учебник шахматной игры». Москва: Физкультура и спорт, 1993.

7. Ласкер Э. «Учебник шахматной игры». Москва: Физкультура и спорт, 1980.

8. Рети Р. «Современный учебник шахматной игры». Москва: Физкультура и спорт, 1981г.


III. Для тренеров:


  1. Нейштадт Я.И. Шахматный практикум. ФиС, М., 1980

  2. Нимцович А. Моя система. ФиС, М., 1984.

  3. Дворецкий М.И. Школа будущих чемпионов (в 5 т.). Фолио, Харьков, 1997.

  4. Дамский Я. В. «Взаимодействие тяжелых фигур». Москва: Физкультура и спорт, 1988.

  5. Иващенко С.Д. «Сборник шахматных комбинаций». Киев: Радянска школа, 1988.

  6. 6. Мацукевич А.А. «Принцип ограничения». Москва: Физкультура и спорт, 1982.

  7. Нейштадт Я.И. «По следам дебютных катастроф». Москва: Физкультура и спорт, 1980.

  8. Шумилин Н. «Практикум по тактике». Москва: Андреевский флаг, 1993.

  9. Юдович М.М. «План в шахматной партии». Москва: Физкультура и спорт, 1993.

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы
  • Новизна и актуальность программы
  • Задачи образовательной программы
  • Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ
  • Срок реализации программы
  • Ожидаемые результаты и способы определения результативности, формы подведения итогов реализации образовательной программы.
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для спортивно-оздоровительных групп
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп начальной подготовки I года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп начальной подготовки II года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп начальной подготовки III года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных групп I года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных групп II года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных групп III года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных групп IV года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных групп V года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп спортивного совершенствования I года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп спортивного совершенствования II года обучения
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп спортивного совершенствования III года обучения