Программа принята Утверждена на педагогическом совете

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа принята Утверждена на педагогическом совете



страница1/7
Дата24.08.2017
Размер9,03 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА 9-ОЙ ЛИНИИ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА




Программа принята




Утверждена

на педагогическом совете




И.о. директора ГБУ ДО ДДТ







«На 9-ой линии»

протокол № _1___




___________ И.В. Петерсон







Приказ № 107

от «31» августа 2016 г.




от «31» августа 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«АВТОМНОГОБОРЬЕ»

Возраст обучающихся: 11 - 17 лет

Срок реализации: 3 год

Автор-составитель:



Ширнин Денис Юрьевич ,

педагог дополнительного образования



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………………… 3

Первый год обучения


  • Учебно-тематический план……………………………………………………..10

  • Содержание программы…………………………………………………………10

Второй год обучения

  • Учебно-тематический план……………………………………………………..14

  • Содержание программы…………………………………………………………15

Третий год обучения

  • Учебно-тематический план……………………………………………………..20

  • Содержание программы…………………………………………………………21

Методическое обеспечение программы………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………………………………40

Пояснительная записка
Программа «Автомногоборье» реализуется в рамках технической направленности.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью создания образовательной среды для развития спортивно-технической деятельности учащихся, инженерно - конструкторского мышления. Кроме того, неизменно высокий интерес детей и подростков к занятиям по вождению автомобиля, низкий уровень культуры поведения на дорогах всех участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров), а также высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма говорит о необходимости создания образовательных программ такой направленности.

В представлении ребенка езда на автомобиле – это драйв, море эмоций, экстрим, испытание себя «на прочность», быстрота передвижения. Вождение автомобиля входит в тройку необходимых умений современного молодого человека, обеспечивающих уверенность в себе и более высокие стартовые возможности. Следовательно, оно составляет определённый залог успешности.

Не менее важной задачей является формирование у детей технического мышления, обеспечивающего решение задач, связанных с технической деятельностью. Это могут быть, как конструкторские и технологические задачи, так и задачи, появляющиеся при обслуживании и ремонте оборудования и приборов автомобиля. При решении конструкторских или технологических задач есть свои особенности: в процессе работы человек должен уметь самостоятельно, ясно и компетентно поставить вопросы, на которые ему следует ответить, решая такую задачу, уметь разобраться в чертежах и схемах, найти необходимую информацию в глобальной сети Интернет, пользоваться программами компьютерного моделирования.



У каждого человека должно быть сформировано представление о целостной системе «Человек - дорога - автомобиль». Для этого необходимо получение знаний и навыков, включающих в себя изучение правовых вопросов, правил дорожного движения, конструктивных особенностей автомобиля, правил первой доврачебной медицинской помощи и, конечно, получение первоначальных навыков вождения на закрытой площадке, а также навыков исследовательской, инженерной и конструкторской деятельности. В процессе обучения по программе происходит не просто получение знаний и умений, но и воспитание культуры поведения, во-первых, будущего водителя культурной столицы России; во вторых, будущего высококлассного инженера, механика, рабочего для столицы автопрома. Представленная программа способствует развитию профессиональной ориентации детей и подростков и развивает их интерес к автомобильной технике.

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. В связи с этим большое значение имеет формирование такого специалиста, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка практических мер в обучении учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека.

Большое внимание в программе уделяется практическому обслуживанию и вождению автомобиля, совершенствованию навыков фигурного и экстремального вождения и приемов безопасного управления автомобилем. Все обучающиеся участвуют в соревнованиях по автомобильному спорту и автомногоборью, проводимых для школьников в нашем городе. Значительное место в программе уделено творческой и исследовательской деятельности.

Результаты многолетней работы по программе позволяют сделать вывод о том, что освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в учебных, так и в реальных жизненных ситуациях способствует формированию изобретательского стиля мышления и компетенций обучающихся, что является гарантом их успешной профессиональной деятельности в будущем.


Цель настоящей программы:

формирование у обучающихся технических знаний и практических навыков в обслуживании и управлении автомобилем, привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:

Образовательные:


  • изучение устройства и технического обслуживания автомобиля;

  • изучение основ управления транспортным средством;

  • изучение особенностей вождения автомобиля;

  • изучение правовых вопросов и правил безопасности дорожного движения;

  • знакомство с историей развития правил дорожного движения, автотранспорта и автоспорта;

  • отработка навыков безопасного поведения на дорогах;

  • знакомство с элементарными правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи;

  • знакомство с инженерно - конструкторской и исследовательской деятельностью, с профессиями конструктора, технолога, инженера и др.


Развивающие

  • развитие творческой и познавательной активности, способности к самообразованию;

  • развитие у обучающихся мотивации к изучению и выполнению правил дорожного движения, норм безопасного поведения на дороге;

  • развитие умения владеть собой;

  • развитие логического мышления, способности к анализу и оценке возможных опасностей на дороге;

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к преобразовательной деятельности и ее социальным последствиям;

  • формирование основ технического мышления учащихся.


Воспитательные

  • воспитание интереса к профессиям, связанным с областью автотранспорта;

  • повышение общего уровня культуры поведения участников дорожного движения и бесконфликтного общения на дороге и в обществе;

  • формирование здорового образа жизни;

  • воспитание гражданственности.

Особенностью данной программы является комплексный подход к знакомству с системой «Человек - дорога - автомобиль» через изучение: - технических основ и практических навыков в обслуживании автомобиля, - управления автомобилем, - навыков безопасного поведения на дорогах, - оказания первой доврачебной помощи. Это позволяет сформировать у обучающихся представление о грамотном и воспитанном участнике дорожного движения (водителе, пешеходе, пассажире).



Немаловажную роль в этом играет научная составляющая, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования к специалисту нового типа в любой области профессиональной деятельности возрастают. С одной стороны, он должен обладать широтой знаний не только в своей предметной области, но и в смежных, уметь ориентироваться в "приращениях" научных знаний и своевременно их ассимилировать в своей профессиональной деятельности. Без этого он не сможет противостоять быстрому моральному старению приобретенных профессиональных знаний. С другой стороны, он должен хорошо владеть профессиональными знаниями в собственном смысле слова, т.е. необходимыми для решения сравнительно узкого круга профессиональных задач.

Программа опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, действующие Правила дорожного движения, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и построена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей.

Образовательная программа разработана на основе примерных учебных планов и программ по подготовке водителей транспортных средств категории «А», «В», «С».

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся с детьми 11 -17лет: 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа или 3 раза в неделю по 2 часа, или 2 раза в неделю по 3 часа, 2-й и 3-й год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза по 2 часа. Тренировки проводятся по подгруппам в соответствии с расписанием. Набор обучающихся проводится в начале учебного года: 1-й год обучения – запись проводится без отбора, 2-й и 3-й годы обучения – по результатам зачета по соответствующим темам программы. При приеме в детское объединение необходимо разрешение родителей, медицинское заключение о возможности заниматься вождением автомобиля и автоспортом. Количество детей первого года обучения – 15 человек, 2-го –12 человек, 3-го – 10 человек.

Программа рассчитана на углубленный уровень освоения и предполагает постепенное расширение и углубление знаний по всем ее разделам. Учебно-тематический план 1-го года обучения рассчитан на 144 ч., для более продвинутой группы на 216 ч., 2-го и 3-го годов обучения – на 216 ч.

Образовательный процесс направлен на:



  1. повышение общего уровня культуры участников дорожного движения, как гарантию безопасности дорожного движения;

  2. вовлечение подростков в занятия техническими видами спорта и пропаганду здорового образа жизни;

  3. профессиональную ориентацию молодежи на профессии, связанные с автотранспортом и автопромом;

  4. воспитание будущих инженерно-технических специалистов, обладающих способностью к опережающему развитию, отвечающих интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя;

  5. формирование у подростков тяги к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности;

  6. подготовку водительских кадров из числа подростков;

  7. обучение навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

  8. организацию досуга детей и подростков, в целях профилактики безнадзорности и правонарушений;

  9. воспитание законопослушного гражданина.

В основу программы положены принципы

  • социосообразности,

  • природосообразности,

  • педагогизации среды.

Их реализация предусматривает личностно-ориентированный подход в воспитании подрастающего поколения.

Педагог является вершиной иерархической структуры управления учебно-воспитательным процессом. Он создает предварительную общую ориентировку образовательного процесса в педагогической системе. Но, в то же время, педагог находится в состоянии постоянного диалога с обучающимися, осуществляет индивидуальную помощь и коррекцию в сложных нестандартных ситуациях, в целях личностного развития и саморазвития каждого обучающегося.

Постоянная обратная связь с педагогом также необходима обучающемуся для понимания учебного материала, а педагогу для коррекции содержания программы. Это позволяет каждому учащемуся продвигаться в обучении с наиболее благоприятной для его познавательных сил скоростью.

Программа предполагает возможность того, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Реализовать личностно-ориентированный подход позволяет разделение содержания программы на отдельные самостоятельные, но взаимосвязанные порции информации и учебные задания.

Основными видами обучения юных автомобилистов являются теоретические и практические занятия. Они способствуют формированию у обучающихся необходимых умений и навыков в управлении транспортными средствами, их технического обслуживания и устранения неисправностей.

Программа предполагает обучение навыкам вождения автотранспортных средств, которое включает 3 этапа:


    1. этап – теоретическое изучение правил дорожного движения, отработка навыков вождения на автотренажере, знакомство с основными узлами автомобиля, знакомство с первичными основами практического вождения автомобиля. Участие в соревнованиях по вождению автомобиля .

    2. этап – обучение навыкам вождения автомобиля, изучение основных узлов автомобиля. Участие воспитанников во внутренних соревнованиях по вождению автомобиля, в городских соревнованиях зимнего и весеннего автомногоборья. Практическое вождение проводится в малой подгруппе по 3 - 4 человека в соответствии с графиком;

    3. этап – изучение и отработка приемов экстремального управления автомобилем, получение знаний по техническому обслуживанию и ремонту легкового автомобиля. Участие воспитанников в соревнованиях по автомногоборью городского уровня; участие в автопробеге; привлечение к судейству соревнований в детских объединениях; обслуживание и подготовка автомобилей к спортивным соревнованиям.

Вождение автомобиля проводится на закрытой площадке. К практическому вождению допускаются обучающиеся, усвоившие теоретический курс вождения и работы на автотренажере.

В каждом разделе программы предполагается исследовательская и творческая деятельность обучающихся. В процессе этой работы ребята получают знания по основам проектной деятельности, опыт творческой деятельности, умение представить и защитить свою точку зрения, умение публичного выступления, аргументировано и логично доказать свои творческие идеи.


Результативность деятельности обучающихся определяется уровнем:

  • выполнения заданий по учебному ремонту узлов автомобиля;

  • выполнения заданий по регулировке двигателя;

  • решения конструкторских и технологических задач;

  • презентаций рефератов, творческих и исследовательских работ;

  • выполнения упражнений по вождению автомобиля;

  • выполнения заданий по правилам дорожного движения;

  • выполнения заданий по оказанию первой доврачебной медицинской помощи.


Формы подведения итогов реализации программы

Итоги подводятся в форме обсуждения участия в соревнованиях, через оценку выполненных заданий, через участие в показательных выступлениях по вождению автомобиля, через защиту и презентацию рефератов, исследовательских работ, творческих проектов.


Формы контроля

- Текущий (беседы по изучаемым темам, опросы, задания по фотокартам «Убери лишний фрагмент», блиц - опросы, выполнение контрольных заданий, решение конструкторских задач).

- Тематический (тестовые задания, задания на знание узлов автомобиля, работа с карточками ПДД, решение ситуационных задач, рефераты и презентации по теме или проблеме; выполнение контрольных заданий, разработка творческого проекта).

- Зачетное занятие (выполнение заданий на знание узлов автомобиля, по вождению автомобиля на автотренажере или площадке, выполнение заданий по Правилам дорожного движения, безопасности дорожного движения, оказанию первой доврачебной помощи).



- Итоговый (обобщающий: соревнование, круглый стол, показательные выступления).
К концу 1 года обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:

  • историю возникновения дорог и транспорта;

  • основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения;

  • обязанности водителей, пешеходов и пассажиров;

  • значения сигналов светофора и регулировщика;

  • назначение дорожных знаков;

  • назначение дорожной разметки;

  • порядок движения транспортных средств;

  • расположение транспортных средств на проезжей части;

  • скоростные режимы движения транспортных средств;

  • понятия: «Обгон», «Встречный разъезд»;

  • места, предназначенные для остановки и стоянки транспортных средств;

  • правила проезда перекрестков;

  • основные узлы автомобиля;

  • алгоритм действия водителя при посадке и троганию с места

  • основные этапы проектной и конструкторской деятельности.


Уметь:

  • ориентироваться, видеть и избегать опасные ситуации на дороге;

  • определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;

  • грамотно и четко объяснять правила безопасного поведения на дорогах, ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;

  • представить реферат по теме.



Иметь навык

  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.

К концу 2 года обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:

  • правила проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов;

  • правила поведения пассажиров на остановках маршрутных транспортных средств;

  • правила пересечения железнодорожных переездов;

  • правила поведения на пешеходных переходах;

  • требования к перевозке людей и грузов;

  • требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, номерные и опознавательные знаки;

  • технику управления транспортным средством;

  • факторы и условия, влияющие на безопасность движения;

  • эксплуатационные свойства автомобилей;

  • технику управления транспортным средством в сложных условиях;

  • причины и последствия дорожно-транспортного происшествия;

  • конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;

  • сложные ситуации на дороге и перекрестке;

  • основные этапы исследовательской деятельности;

  • содержание профессий конструктора, технолога, инженера и др.


Уметь:

  • применять приемы самосохранения при возможном попадании в дорожно - транспортное происшествие и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортных средств;

  • ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;

  • безопасно двигаться по закрытой площадке.

  • выполнить исследовательскую работу.


Иметь навык

Первоначального управления транспортным средством в различных условиях:

  • трогание с места. 3-х ступенчатая работа со сцеплением;

  • остановка автомобиля;

  • использования способов безопасного торможения: торможение двигателем, торможение рабочей тормозной системой, комбинированное торможение, торможение с использованием ручного тормоза (при отказе рабочей тормозной системы), экстренное торможение;

  • змейка передним ходом;

  • змейка задним ходом;

  • поворотный блок;

  • заезд в гараж передним и задним ходом;

  • движение по эстакаде (с использованием ручного тормоза, без использования ручного тормоза): подъем, остановка, спуск.



К концу 3 года обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:

  • виды правовой ответственности, при нарушении правил дорожного движения;

  • конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;

  • правовое воспитание водителей, пассажиров и пешеходов;

  • способы страхования транспортных средств;

  • общие положения по устройству и техническому обслуживанию автомобиля;

  • основы анатомии и физиологии человека;

  • угрожающие жизни состояния человека;

  • правила оказания первой помощи в пути, при дорожно-транспортном происшествии;

  • содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи и назначение средств, в нее входящих;

  • основы изобретательства в автомобильном транспорте.


Уметь:

  • грамотно ориентироваться в правовых вопросах;

  • применять приемы самосохранения при возможном попадании в дорожно- транспортное происшествие и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортных средств;

  • правильно определять агрегаты транспортного средства;

  • психологически адаптироваться в условиях соревнований;

  • представить творческий проект по теме.



Иметь навык:

  • вождения автомобиля с соблюдением техники безопасности и Правил дорожного фигурного вождения и скоростного маневрирования на закрытой площадке;

  • оказания первой доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии.



  1   2   3   4   5   6   7

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА 9-ОЙ ЛИНИИ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «АВТОМНОГОБОРЬЕ» Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
  • Пояснительная записка Программа «Автомногоборье» реализуется в рамках технической направленности
  • Формы подведения итогов реализации программы
  • К концу 1 года обучения по программе обучающиеся должны: Знать
  • К концу 2 года обучения по программе обучающиеся должны: Знать
  • К концу 3 года обучения по программе обучающиеся должны: Знать