Программа по географии Акуловой Р. Р мбоу «Кадетская школа-интернат п г. т. Куйбышевский Затон»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа по географии Акуловой Р. Р мбоу «Кадетская школа-интернат п г. т. Куйбышевский Затон»



страница1/3
Дата04.11.2017
Размер0,68 Mb.


  1   2   3

Рабочая программа по географии Акуловой Р.Р

МБОУ «Кадетская школа-интернат п.г.т. Куйбышевский Затон»



Утверждаю Согласовано Рассмотрено Приказ №___от_______ «___»_________20__ г. На заседании ШМО

Директор школы Зам. директора по УВР «___»________20__г.

________/Ильин А.Н./ _______/Ларионова О.А./



Рабочая программа

по географии

для 9-х общеобразовательных классов среднего общего образования


ФИО учителя:

Акулова Р.Р.

I квалификационная категория

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.



Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:



  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • программа регионального курса «Краеведение»;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

. Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.



Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

  • изучение природно-ресурсного потенциала России;

  • анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

  • изучение отраслевой структуры экономики России;

  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

  • изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

  • анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

В курсе “География. Россия. Население и хозяйство” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.


Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «Географическое краеведение» отводит 17 часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.


Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  7. Определение по картам географического положения Курганской области.

  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Курганской области.

  9. Оценить экологическую ситуацию в Курганской области и предложить пути решения экологических проблем.

  10. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.

  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).


Учебник: Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.
Используемый УМК:

1. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.

2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2009

3. Поурочные разработки по географии по учебнику Дронов В. П., Ром В, Я. Автор-составитель Воробцова Т.Н, издательство «Учитель» , Волгоград 2008 г.



4. Контурная карта. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:

1. Журналы «География в школе», «География и экология в школе ХХI века», «Вокруг света».

2. СД-диск Библиотека электронных наглядных пособий 6-10 классы.

Интернет-ресурсы

Периодика.

«Путешествие в страну тайн». М, 1993.

Атлас мира.
Методические пособия, используемые учителем:

1. Евдокимов В.И. «Полный курс в географических диктантах». М, 2002

География в цифрах 6-10 класс

Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 класс. М.: АРКТИ, 1998.

Летягин А.А. «Тесты по географии» 8-9 кл. – К.:ГИППВ, 1998.

Глушкова В.Г. «Тесты и задания» 9 класс. М.: ВЛАДОС, 1999.

Нестандартные уроки. Народные промыслы. Издательство «Учитель» Волгоград.


Дополнительная литература (региональный компонент)

1. Гайсин И.Т «34 урока по географии Татарстана» часть 1. Казань, 2006.

2. Атлас РТ.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, доклады, сообщения, презентации, географические диктанты, работы с контурными картами и атласом.
Распределение материала по содержательным линиям.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА

Тема 1. Место России в мире (4 часа).


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.



Тема 2. Население Российской Федерации (6 часов).


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны;

Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.


Тема 3. Географические особенности экономики страны (3 часа).


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.


Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 час).


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности.

Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.


Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;



Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА

Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов. (22 часа).


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования.



Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия (15 часов).


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;



Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;


Тема 7. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 часов).


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;



Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;



Экономическая и социальная география Татарстана (12 часов)


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории Курганской области. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и Курганской области.

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии, важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Определять: географическое положение.

Описывать: географическое положение ( экономико-географическое, геополитическое и др.)

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человенческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал Курганской области.
  1   2   3