Программа по дисциплине опд. Ф 13 «Психология семьи и семейного воспитания»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа по дисциплине опд. Ф 13 «Психология семьи и семейного воспитания»

Скачать 309,39 Kb.


Дата18.11.2017
Размер309,39 Kb.

Скачать 309,39 Kb.




министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

________________/Е.Ю. Булыгина/

«___» _________________ 2012 г.


Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» _________ 2012 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/

ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД.Ф.3.13 «Психология семьи и семейного воспитания»

Специальность:050716.65 Специальная психология

Специализация: Практическая психология и консультирование

Квалификация: Специальный психолог


Составитель:

О.А. Кожемякина, доцент кафедры специальной психологии



Новосибирск 2012
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОПД.Ф.13

Психология семьи и семейного воспитания


Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.


Цели и задачи дисциплины

Цель курса: Формирование базы знаний о психолого-педагогических основах семьи и семейного воспитания.

Задачи:

  1. Познакомить студентов с особенностями развития и функционирования семьи, ее структурой.

  2. Представить характеристики супружеских и детско-родительских отношений.

  3. Сформировать представления о принципах работы с семейными проблемами (деструкцией, конфликтами, кризисами и т. д.).

  4. Развивать проектировочные, рефлексивные, коммуникативные умения осуществлять взаимодействие с субъектами современной семьи.

  5. Дать студентам способы самостоятельного поиска знаний и их реализации в специально созданных психолого-педагогических ситуациях


Требования к уровню освоения

По окончании изучения курса студенты должны:

- овладеть основными понятиями курса;

умениями осуществлять взаимодействие с семьей и ее субъектами;

инструментом для самостоятельного поиска знаний и их применения в своей практической деятельности.

- знать основные направления работы с семьей;

- понимать основные проблемы динамики семьи, расстройства супружеских отношений, причины неправильного выстроенных детско-родительских отношений и их последствий;

- уметь планировать консультационно-диагностическую работу с семьей;

- уметь профессионально общаться с родителями.


Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

152

7

Аудиторные занятия

72




Лекции

36



Практические занятия

36




Самостоятельная работа

80




Вид итогового контроля

экзамен

7



Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Всего часов

Виды занятий

Лекции

ПЗ

СРС

I.Основы психологии семьи

Т.1 Семейная психология как наука

Т.2 Семья как социальная единица

Т.3 Образование и развитие семейной системы



38

9

9

20

II.Супружество и семья

Т.4 Психология супружеских отношений

Т.5 Нравственно-психологические отношения в семье


38

9

9

20

III.Психологические основы воспитания детей в семье

Т.6 Семья и формирование личности ребенка

Т.7 Характеристика детско-родительских отношений в семье

Т.8Психологические основы воспитания ребенка в семье



38

9

9

20

IV. Психологическое сопровождение родительства

Т.9 Проблемы семейного воспитания и современные формы сотрудничества ОУ с семьей

Тема 10. Воспитание родителей

Тема 11. Методические основы семейного консультирования



38

9

9

20

ИТОГО:

152

36

36

80


Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Основы семейной психологии.

Тема 1. Семейная психология в системе других наук

Связь семейной психологии с другими науками. Цели и задачи семейной психологии. Семейное и общественное воспитание. Методы изучения семьи и семейных отношений со стороны ребенка и со стороны родителя.



Тема 2. Семья как социальная единица

Семья как социо-культурный феномен и объект исследования. Социогенетическое развитие семьи (промискуитет, групповой брак, полиандрия, полигамия, моногамия). Современные классификации и виды семьи, их особенности. Демографическая ситуация в России и её следствие для семьи (увеличение продолжительности жизни женщин и уменьшение продолжительности жизни мужчин; возрастание удельного веса пожилых людей по сравнению с молодёжью; снижение рождаемости; уменьшение числа детей в семье; более тесный порядок рождения детей; рост количества неполных семей, разводов, несовершеннолетних родителей, вдов, больных алкоголизмом, наркоманией; участившееся насилие в семье и т.д.). Роль семьи в развитии и социализации личности.



Тема 3. Образование и развитие семейной системы

Определение и специфические особенности семьи (нормативная заданность, гетерогенность и гомогенность её состава, закрытость, полифункциональность, «историчность», тотальность включённости личности в семью). Основные функции современной семьи (хозяйственно-бытовая, репродуктивная, воспитательная, социализации, «психотерапевтическая», сексуально-эротическая, досуговая, первичного социального контроля). Виды семьи по структуре (нуклеарная, расширенная, полная, неполная), по национальному составу, по соотношению поколений, по характеру распределения ролей, в том числе и по происхождению, по гармоничности и др. Разновидности дисгармоничных семей (собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся, распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья и др. (А.Е. Личко). Семья по происхождению (рождению) и семья как брачный союз. Семья как система. Основные понятия, используемые для описания семейной системы. Системы открытые. Системы закрытые. Структура семьи. Семья традиционная и семья современная, отличия. Описание жизненного цикла семьи (добрачный период, образование новой семьи, семья с маленькими детьми, семья с детьми-подростками, период "выхода" из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости, неполная семья из-за смерти одного из супругов). Специфика задач на каждой из этих стадий.



Раздел II. Супружество и семья

Тема 4. Психология супружеских отношений

Брак: определение; основания (К. Роджерс, В. Ковалев). Гендерные различия. Факторы супружеской совместимости (ролевая организованность, иерархическая, психофизиологическая совместимость). Мотивы вступления в брак (В.Б. Голофаст). Теория «фильтров» (Удри). Особенности добрачных отношений и их роль в развитии семьи. Понятие «качества» брака: социологический (стабильность) и психологические (удовлетворённость и сплочённость) показатели качества брака. «Факторы риска» устойчивости брака и семьи (А.Н. Волкова, Н.Н. Обозов, С.В. Пелевин, Н.Я. Соловьёв, Н.Ф. Федотова, Л.В. Чуйко). Нормативные кризисы развития семьи. Основные характеристики супружеских отношений (характер эмоциональных связей, мотивация брака, ролевая структура семьи, особенности общения, навыки разрешения проблем, субъективная удовлетворённость браком).

Понятие «власть» в семье, проявления власти, её параметры; концепции власти (Барр, М. Роджерс, Розман). Типы главенства в семье: авторитарный, демократический и эгалитарный. Власть и насилие в семье.

Ролевое поведение в браке: ролевые ожидания и ролевые притязания супругов. Основные понятия, сферы, значение, подходы и способы исследования ролевого поведения в браке. Виды распределения ролей в семье. Классификация ролевого поведения К. Киркпатрик и Л. Рейнвотера. Ролевая структура семьи. Конвенциальные и межличностные роли в семье. Виды семейных ролей, их особенности. Супружеские роли и распределение власти в семье



Тема 5. Нравственно-психологические отношения в семье

Любовь как основа современной семьи. Теоретические подходы к исследованию социально-психологического феномена любви (Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Стернберг, Л.Я. Гозман, В.В. Столин, И.С. Кон). «Оптимистические» и «пессимистические» концепции любви. Виды любви, её генезис и развитие. Супружеская ревность как социально-психологическое и психопатологическое явление: специфические особенности, проявления (вербальные и невербальные, допустимые и недопустимые), виды, функции и значение.

Дисфункциональная семья. Виды деструкции семьи. Типы дисфункциональных семейных структур. Супружеские конфликты: виды, особенности, функции, причины, динамика и значение. Объективные и субъективные детерминанты супружеских конфликтов. Субъективная картина супружеских конфликтов. Особенности конфликтов в стабильных и нестабильных супружеских парах. Правила конструктивного разрешения конфликтов.

Раздел III. Психологические основы воспитания ребенка в семье.

Тема 6. Семья и формирование личности ребенка

Различия в социализации детей в семье в связи полом. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками (Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович). Проблемы воспитания детей в неполной семье. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санкции).

Роль семьи в развитии ребёнка на разных этапах онтогенеза. Социогенез отношений ребенка в семье. Родительство в аспекте перинатальной психологии. Влияние отца и матери на развитие ребенка. Роли отца и матери. Типы матерей (С. Броди). Любовь матери и любовь отца (Э. Фромм). Родительские установки, ценности и взаимоотношения в семье (А. Адлер). Родительское программирование. Родительский сценарий. Родительские позиции в отношениях с детьми (Э. Берн). Родительское программирование как источник эмоциональных проблем человека на разных этапах онтогенеза (Р. Гоулдинг, М. Гоулдинг).

Тема 7. Характеристика детско-родительских отношений в семье

Л. Демоз «психогенная теория истории» эволюция взаимоотношений между родителями и детьми. Реальные модели семьи (В.Н. Дружинин). Наиболее ранние классификации родительских установок (позиций) (В. В. Столин). Авторитет родителей, типы. (А.С. Макаренко). Структура родительского отношения (А.Я. Варга). Типы родительского стиля: авторитарный, снисходительный, авторитетный (К. Бремс). Параметры родительского поведения: контроль, требования, общение и эмоциональная поддержка (Баумринд). Благоприятные и неблагоприятные типы отношений родителей с детьми (Н. Ю. Сипягина). Стили родительского отношения: стиль идентификации, проекции, индиференции( Н. Пезешкян).

Основные характеристики детско-родительских отношений (эмоциональное принятие ребёнка, степень удовлетворения потребностей ребёнка, стиль общения и взаимодействия с ребёнком, система контроля, мотивы воспитания детей в семье, воспитательные ценности, стиль воспитания и его устойчивость).

Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Эмоциональное принятие и любовь родителем ребёнка как условия полноценного личностного развития (Э. Эриксон, Я. Корчак, Т. Дрейкус, Р. Кемпбелл) Причины эмоционального отвержения ребёнка и отказа (физического и психологического) от ребёнка. Основные задачи и способы коррекции эмоционального отвержения и индифферентности родителей. Виды родительских установок: отвержение, безразличие, сверхтребовательность, гиперопёка, выученная беспомощность, устойчивость, активная любовь (Роэ, М. Селигман). Родительская позиция, её характеристики: адекватность, динамичность, прогностичность (А.С. Спиваковская). Условия преодоления негативных следствий развития ребёнка в условиях депривации общения с отцом (матерью). Психологические особенности воспитания детей в нетрадиционных семьях («двухкарьерные» семьи, семьи с «гражданским» браком и др.). Стиль общения и взаимодействия (авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий и др.) и его влияние на развитие ребёнка (А. Болдуин, Д. Баумринд, Р. Элдер).

Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания: гиперпротекция (потворствующая и доминирующая), гипопротекция, гиперсоциализирующее воспитание (повышенная моральная ответственность), эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание, жестокое обращение. Их влияние на развитие ребёнка. Причины возникновения нарушений семейного воспитания (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко, А.Я. Варга). Основные направления коррекции нарушений семейного воспитания.

Тема 8. Психологические основы воспитания ребенка в семье

Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности. Влияние семьи на формирование «Я-Концепции» личности. Поощрения и наказания как стратегии регуляции поведения ребёнка; психологические условия их эффективности с точки зрения психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии. Наказание. Виды. Творческое наказание «Новая модель дисциплины»Хоффмана и её значение для морального развития ребёнка. Принципы построения эффективной коммуникации в детско-родительских отношениях (Т. Гордон, Х. Джайнотт, Т. Дрейкурс). Искусство хвалить. Что делать, если ребенок ленится, плохо ест и упрямится, лжет.



Раздел IV Психологическое сопровождение родительства

Тема 9 Проблемы семейного воспитания и современные формы сотрудничества ОУ с семьей

Теоретические основы формирования родительства. Формы сотрудничества и взаимодействия ОУ с семьей. Формы работы с отдельными типами семей.



Тема10. Воспитание родителей

Основные концепции воспитания родителей. Модели психологического сопровождения родительства. Диагностика семьи и семейного воспитания.



Тема 11. Методические основы семейного консультирования

Теоретические модели семейного консультирования (бихевиоральный подход, гуманистический клиент-центрированный подход, модель, основанная на опыте, структурная модель, стратегическая модель). Техника семейного консультирования. Родительские группы (методика занятий, методы групповой работы с родителями). Примерная программа занятий «Оптимизация детско-родительских отношений» с целью психокоррекции ЦПСЛ как родителей, так и детей.


Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Гаранина Е.Ю.    Семьеведение : учебное пособие : рек. РАО / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова ; Моск. психолого-социальный ин-т РАО.  - Москва : Флинта : МПСИ, 2009. - 384 с. - (Библиотека психолога). 

  2. Кафенгауз Б.Ю.    Ребёнок с наследственным синдромом : опыт воспитания, или Вера, Надежда, Любовь и Софья / Б. Ю. Кафенгауз.  - Москва : Практическая медицина, 2008. - 208 с. : ил., фот. - ISBN 978-5-98811-100-9.


Б) Дополнительная литература


  1. Ткачева В.В.    Технологии психологической помощи семьям с отклонениями в развитии : учебное пособие для пед. вузов / В. В. Ткачева.  - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 318 с. - (Высшая школа). - ISBN 978-5-17-045822-6 (АСТ). - ISBN 978-5-271-17138-3 (Астрель).

  2. Дружинин В.Н.    Психология семьи / В. Н. Дружинин.  - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 176 с. : ил., табл., 4 л. цв. ил. - ISBN 978-5-469-00131-7.


Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

  1. Шапошникова Т.Е.    Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебно-методический комплекс : в 2 ч.. Ч. 2 / Т. Е. Шапошникова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 184 с.

  2. Райкус Д.  Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска [Электронный ресурс] : практическое пособие. Т. 2 : Планирование и семейно-ориентированная социальная работа / Д. Райкус, Р. Хьюз.  - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 256 с. 

  3. Специальная семейная педагогика : семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для вузов по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / Н. А. Борисова [и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной .  - Москва : Владос, 2009. - 358 с. 




http://www.biblioclub.ru/book/83393/

http://www.biblioclub.ru/book/45341/

http://www.biblioclub.ru/book/59264/


Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ФГБОУ ВПО «НГПУ», в том числе и словарями, имеющимися в читальном зале № 3.
Формы текущей аттестации

Во время изучения дисциплины студенты должны активно участвовать в практических занятиях, а так же подготовить сообщения по выбранным темам. Оценивается выполнений контрольных работ.



Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Назовите этапы развития психологии семейных отношений.

  2. Раскройте динамику отношения к детям.

  3. В чем специфика семейных отношений в России?

  4. Охарактеризуйте семью как социальный институт.

  5. Роль семьи в социализации личности?

  6. Охарактеризуйте развитие отношений в предбрачной паре.

  7. Обоснуйте различия между такими состояниями как любовь, влюбленность.

  8. Охарактеризуйте основные отличия понятий ревность и любовь.

  9. Исследование мотивов вступления в брак.

  10. Феномен супружеской совместимости.

  11. Назовите основные причины супружеских конфликтов.

  12. Определите способы выхода из конфликта.

  13. Чем различаются юридическая и психологическая форма развода?

  14. Мотивы и причины разводов супругов.

  15. Какие особенности поведения родителей влияют на личностное развитие ребенка (З. Фрейд).

  16. Какие позитивные личностные качества формируются в детстве в условиях разумной родительской позиции (Э. Эриксон).

  17. В чем различие отцовской и материнской любви?

  18. Сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористком и гуманистическом подходах.

  19. Изучите книгу Е.П. Арнатутовой «Общение с родителями. Зачем? Как?», 1993г. Составьте памятку.

  20. Как улучшить психолого-педагогическое просвещение родителей и обеспечить их участие в педагогическом процессе. Изучите книгу Ю. Хямяляйнен «Воспитание родителей: Концепции, направление, перспективы».

  21. Охарактеризуйте гуманистический подход в семейном воспитании по Т. Гордону.

  22. Как строится процесс семейной диагностики?

  23. Какие методы можно использовать в работе с родителями?

  24. Какие методы можно использовать в работе с детьми?

  25. Изучите книгу В.П. Дубровой «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи», 1997г. Сформулируйте причины, препятствующие гармонизации взаимоотношений между педагогами и родителями. Сформулируйте типичные трудности педагога в общении с родителями.

  26. Проведите психодиагностику семьи и семейного воспитания.

  27. Составьте психологический портрет семьи как объекта психологического сопровождения.

  28. Составьте программу психологической поддержки семьи на основе диагностики и запроса родителей.

  29. Подумайте, как личностные качества родителя-субъекта взаимодействия конкретно могут влиять на характер, содержание, эмоциональную окраску детско-родительских отношений.

  30. Какие качества присущи оптимальной родительской позиции?

  31. Что представляет собой метод семейной генограммы?

  32. В каких случаях используется метод семейной скульптуры?

  33. Подготовьте и апробируйте упражнения для развития навыка сотрудничества в отношениях родителей и детей.

  34. Составьте вопросы для дискуссии с родителями на темы: «Каков он, идеальный ребенок?» и «Каков он, идеальный родитель?».


Примерная тематика рефератов

  1. Проблема отчуждения в детско-родительских взаимоотношениях.

  2. Агрессия как поведение детей раннего возраста.

  3. Социально-психологическая характеристика детского коллектива.

  4. Страхи у детей с отклонениями в развитии..

  5. Анализ мотивов воспитания в детоцентрической семье.

  6. Проблема адаптации детей к образовательному учреждению.

  7. Психологическая культура отношений.

  8. Психология супружества и любви.

  9. Значение эмоциональной сферы в системе психологического развития.

  10. Характеристика чувств ребенка дошкольного возраста.

  11. Характеристика чувств ребенка младшего школьного возраста.

  12. Характеристика чувств подросткового возраста.

  13. Характеристика чувств ребенка юношеского возраста.

  14. Разновозрастная группа как форма организации детского коллектива.

  15. Психологическая характеристика семейного климата.

  16. Мотивы семейного воспитания и родительские позиции.


Практические занятия

Тема 1. Эволюция семьи в истории человеческого общества. Современная семья

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     дать определение семьи: функции, структура, вид, динамика;

–     перечислить основные положения эволюционного подхода по Сорокину П.А.;

–     охарактеризовать современные модели организации семейных отношений;

–     выделить фазы жизненного цикла семьи;

–     выделить стадии супружеских отношений;

–     охарактеризовать роль семьи в развитии общества и конкретного человека.



Тема 2. Основные подходы в психологии семьи. Школы и основные модели работы с семьей

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     охарактеризовать основные концептуальные подходы в изучении семьи и семейных отношений;

–     определить модели семьи;

–     дать сравнительную характеристику разным направлениям работы с семьей;

–     определить основные нарушения жизнедеятельности семьи;

–     охарактеризовать основные виды границ между субсистемами семьи: ригидные, диффузные, четкие;

–     выделить черты хорошо дифференцированной личности.



Тема 3. Психология эмоциональных отношений (эволюция, развитие, динамика). Феномен любви и ее типы

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     охарактеризовать этапы развития эмоциональных отношений (эволюция, развитие, динамика);

–     объяснить принцип брачного выбора с точки зрения теории комплиментарности, фильтров (А. Кьергоффа, К. Дэвиса);

–     описать феномен любви и ее типы;

–     объяснить природу двойственности чувства любви;

–     описать условия сохранения эмоциональных отношений

Тема 4. Особенности супружеских взаимоотношений. Кризисные периоды в жизни семьи

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     определить типы супружеских отношений и их детерминанты;

–     обосновать построения профилей брака;

–     объяснить особенности социально-психологической совместимости и адаптации супругов в семье;

–     выделить причины нарушений межличностной коммуникации в семье;

–     обосновать периодичность кризисов в жизни семьи;

–     объяснить специфику супружеского конфликта;

–     объяснить закономерности распада эмоциональных отношений.

Тема 5. Семейные мифы. Структура ролевых семейных манипуляций. Конфликтные семьи

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     охарактеризовать структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи;

–     объяснить причины перехода семьи к системе патологизирующих ролей;

–     описать защитные механизмы, лежащие в основе дисфункциональной семьи;

–     объяснить закономерность перехода неадекватного образа «мы» в форму семейного мифа;

–     объяснить взаимосвязь семейного мифа со структурой семейных ролей.

Тема 6. Детско-родительские отношения. Модели родительской семьи

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     дать определение детско-родительским отношениям;

–     описать материнство как психологический феномен;

–     охарактеризовать стили семейного воспитания;

–     охарактеризовать роль и функции родителей в социализации детей;

–     объяснить значение позиции ребенка в семье;

–     объяснить закономерности влияния модели родительской семьи на супружеские отношения: возникновения привязанности, любви, брачного выбора.



Тема 7. Нарушение процесса воспитания в семье. Типы негативного семейного воспитания

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     охарактеризовать проблемы детско-родительских отношений;

–     объяснить психологические причины нарушений воспитания в семье;

–     охарактеризовать виды неправильного воспитания;

–     описать личностные проблемы родителя, решаемые за счет ребенка;

–     обозначить параметры изменения родительского поведения, ответственные за паттерны детских черт.

Тема 8. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Постразводная ситуация

В данной теме практического занятия студент должен уметь:

–     охарактеризовать концепции и формы распада семейных отношений;

–     определить факторы, разрушающие брачно-семейные отношения;

–     обозначить фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений;

–     обозначить стадии развода;

–     охарактеризовать постразводную ситуацию;

–     объяснить особенности создания бинуклиарной семьи.



Методические рекомендации по самостоятельному выполнению практических заданий

Практические занятия обеспечивают закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студента с литературой.

Тематика практических заданий тесно связана с логикой структуры курса. Студент может, опираясь на литературные источники по данному курсу закрепить и расширить свои знания, связанные с теоретическим программным материалом:

1. Отработка навыков оперирования основными терминами и понятиями в области психологии семейных отношений.

2. Отработка навыков выявления и анализа проблем, связанных с жизнедеятельностью семьи.

3. Отработка навыков наблюдения особенностей протекания семейного конфликта.

4. Отработка навыков разрешения семейного конфликта.

5. Отработка навыков наблюдения за тенденциями развития семьи.

6. Отработка навыков адаптации в сфере брачно-семейных отношений.

7. Отработка навыков рефлексии дифференцированного «Я» в семейных взаимоотношениях.

8. Отработка навыков наблюдения на различных этапах развития эмоциональных отношений.

9. Отработка навыков создания условий необходимых для сохранения эмоциональных отношений.

10. Отработка навыков процесса прощения и принятия прощения.

11. Отработка навыков осознания стиля семейного воспитания.



12. Отработка навыков создания условий необходимых для формирования и воспитания здоровой личности.

Формы промежуточной аттестации

Оценочные средства для итогового контроля

  1. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом учебников, лекционных и семинарских занятий.

  2. Экзамен по курсу проводится в виде ответов на поставленные вопросы.

  3. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос, если студент отсутствовал на занятиях в семестре.


Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Функции семьи.

  2. Динамические аспекты развития семейных отношений.

  3. Характеристика методов исследования межличностных отношений в семье.

  4. Характеристика семейного законодательства.

  5. Характеристика прав ребенка в семье на разных уровнях законодательных документов.

  6. Типы семей (по количеству детей, по составу, в педагогике, в социологии).

  7. История возникновения брачных отношений.

  8. Назовите теории выбора брачного партнера

  9. Определение конфликта в семье.

  10. Основные причины конфликтов в семье.

  11. Условия разрешения конфликтных ситуаций в семье.

  12. Теория «фильтров» А. Керкгофф и К. Дэвис.

  13. «Круговая теория любви» А. Рейс.

  14. Назовите основные причины развода супругов.

  15. Назовите основные мотивы развода супругов.

  16. Этапы ситуации «развод». Основные отличия этапов.

  17. Родительский дом. Значение микроклимата, традиций для развития личности ребенка.

  18. Характеристика ролей «матери», «отца». Феномен «отцовства».

  19. Модели родительского поведения (типы мам и пап).

  20. Тактические линии воспитания по А.В. Петровскому. Сотрудничество и конфронтация.

  21. Тактические линии воспитания. Гиперопека и диктат.

  22. Причины детской лжи. Факторы воспитания честности.

  23. Сравните два понятия: ответственность и дисциплинированность.

  24. Факторы, усиливающие недисциплинированность.

  25. Авторитет родителей. Понятие. Виды.

  26. Сформулируйте специальные умения, которые помогают хорошо ладить с людьми.

  27. Формы взаимодействия ОУ с семьей.

  28. В эволюции семьи в России выделяют этапы. Назовите их.

  29. Какие типы семей выделяют по социально-ролевым признакам.

  30. Каждой исторической формации соответствует определенный тип брачно-семейных отношений. Назовите их.

  31. Из каких компонентов складывается структура семьи.

  32. В эволюции семьи в России выделяют три этапа. Назовите ценности, являющиеся определяющим моментом каждого этапа.

  33. От других малых групп семью отличают некоторые признаки. Что это за признаки.

  34. Кризис семьи. Назовите его проявления.

  35. Назовите основную задачу для благополучной семьи.

  36. Какие виды семейных систем выделяют

  37. Объясните, какие принципы лежат в основе жизненного цикла семьи, и определены те или иные задачи.

  38. Какие подсистемы выделяют в семейной системе

  39. Какой термин используют для описания взаимоотношений внутри и вне семьи.

  40. Определите понятия, используемые для характеристики семейной системы.

  41. Три типа границ существуют в рамках семьи. Назовите их.

  42. Какое понятие отражает систему взаимодействия личности и семьи, семьи и общества и служит для удовлетворения определенных потребностей членов семьи.

  43. Назовите функции, которые входят в группу супружеских функций.

  44. Какие две группы функций выделяют в семейной психологии.

  45. Удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Назовите функцию.

  46. Выделите в репродуктивной функции общественное и индивидуальное.

  47. Какие типы неблагополучных семей выделяет В.В. Юстицкий.

  48. Какие типы неблагополучных семей выделяет А. Спиваковская

  49. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи. Как называется данная функция.

  50. Дайте определение семьи, состоящей только из самых необходимых для ее образования членов.

  51. Чем отличаются семья нуклеарная от семьи расширенной.

  52. Чем отличаются семья инфертильная от семьи многодетной.

  53. Чем отличаются семья авторитарная от семьи демократической.

  54. Какие семьи можно отнести к нетипичным.

  55. Выделяют ряд факторов, влияющих на выбор родителями стиля семейного воспитания. Назовите эти факторы

  56. А.И Захаров определяет факторы невротизации детей. Назовите их по мере убывания влияния на формирования личности ребенка и его эмоциональное состояние.

  57. Минияров В. выделяет стили семейного воспитания. Назовите их.

  58. Какие реакции переживают родители ребенка с особенностями в развитии в отношении ребенка, семьи, других членов семьи.

  59. Это такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, требовательности или в равнодушном попустительстве. Назовите тип неправильного воспитания.

  60. Назовите основную цель диагностической методики «Динамический рисунок семьи»

  61. Если ребенок в рисунке семья рисует себя одного то, что это может означать.

  62. Назовите формы жестокого обращения с ребенком.

  63. Какие игровые задания можно предложить ребенку для получения информации.

  64. Социальная готовность к браку? Что означает данное понятие.

  65. Назовите основания брака. Автор К. Роджерс

  66. Назовите те недостатки в личности родителя, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

  67. Групповая (супружеская совместимость). Объясните понятие.

  68. В чем особенность личностного воздействия мужчины в отношении ребенка

  69. В чем особенность личностного воздействия женщины в отношении ребенка.

  70. В чем заключается совместимость индивидуально-психологических характеристик супругов.

  71. С какой целью специалист может использовать методику «Рисунок семьи».

  72. Какую закономерность в совместимых супружеских парах относительно темперамента выделяют психологи.

  73. Назовите стили взаимодействия родителей с детьми.

  74. В чем состоят негативные эффекты непоследовательного/ противоречивого воспитания?

  75. Дайте определение понятию «родительская позиция».

  76. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы механизмы такого влияния?

  77. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то, как именно? Если нет, то почему?

  78. Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных типов воспитания?

  79. Каковы возрастные и гендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и отцом?

  80. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.

  81. Что понимается под ненормативными кризисами в развитии семьи?

  82. Назовите причины супружеской измены.

  83. Каковы причины и факторы риска развода семьи?

  84. Что понимается под инцестом? Психологическая помощь при инцесте.

  85. Тяжелая болезнь члена семьи: феноменология кризиса, психологическая помощь.

  86. Психологическая помощь в случае смерти члена семьи.

  87. В чем преимущества и «подводные камни» повторного брака?

  88. Дайте краткую характеристику основным моделям психологической работы с семьей.

  89. В чем состоят задачи психологического семейного консультирования?

  90. Какова последовательность основных этапов семейного консультирования?


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
Методические рекомендации для студентов

Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является 100% освоение программы дисциплины:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса;

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является:

- в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий;

- чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является:

- недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий;

- нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий.



- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена.

Экзаменатор вправе учитывать наличие перечисленного в п.3 материала для коррекции оценочного экзаменационного балла.

  • Психология семьи и семейного воспитания
  • Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
  • Б) Дополнительная литература