Программа-минимум кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине "основы информационных технологий"

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа-минимум кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине "основы информационных технологий"

Скачать 102,28 Kb.


Дата05.06.2017
Размер102,28 Kb.

Скачать 102,28 Kb.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 21 августа 2012 г. N 8/26296


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

13.08.2012 N 97
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОГРАММА-МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЗАЧЕТА (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА) ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"


Минск 2012
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа-минимум предназначена для студентов, слушателей, осваивающих содержание образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра; для соискателей, осваивающих содержание образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающей получение научной квалификации "Исследователь"; для лиц, зачисленных на обучение на I ступени послевузовского образования в форме соискательства для сдачи кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) и кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам (далее - обучающиеся).

Общеобразовательная дисциплина "Основы информационных технологий", представляющая собой совокупность знаний о способах и средствах достижения целей с помощью компьютерной техники, в настоящее время выдвигается в один ряд с такими фундаментальными дисциплинами, как математика, физика, философия.

В настоящее время информационные технологии - одна из самых динамично развивающихся областей. Совершенствуется элементная база и архитектура компьютеров, развиваются языки и технологии программирования, создаются новые пакеты прикладных программ на основе современных математических методов моделирования и оптимизации. Исходя из этого необходимым элементом подготовки специалистов является как систематизация основных базовых понятий, так и знакомство с современными достижениями в области информационных технологий.

Цель изучения общеобразовательной дисциплины "Основы информационных технологий" - подготовка обучающихся к использованию современных информационных технологий как инструмента для решения на высоком уровне научных и практических задач в своей предметной области.

Обучающиеся должны:

иметь четкое представление об информационных технологиях в своей предметной области;

иметь представление о современных операционных системах и инструментальных пакетах программ;

иметь навыки работы с основными программными продуктами информационных технологий: текстовыми, графическими и табличными процессорами, базами данных, средствами подготовки презентаций и средствами поддержки математических вычислений;

ознакомиться с основами сетевых технологий и сервисов сети Интернет, уметь находить необходимую информацию в глобальной сети Интернет;

иметь представление о проблемах защиты информации в компьютерах и компьютерных сетях;

ознакомиться с основными методами математического моделирования и оптимизации при решении прикладных задач в различных предметных областях.

На основе программы-минимума учреждение высшего образования, иное учреждение образования или организация, реализующая образовательные программы послевузовского образования (далее - учреждение образования) может разработать свою учебную программу, в которой в зависимости от профиля образования, по которому осуществляется подготовка специалистов на II ступени высшего образования, специальностей и отраслей науки, по которым реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), конкретизируется распределение часов и тематика лекций и лабораторных (практических) работ. При этом возможно введение новых тем, отражающих динамику развития информационных технологий. В учебной программе должно быть указано, какие темы программы-минимума предполагают самостоятельное изучение.

Изучение общеобразовательной дисциплины "Основы информационных технологий" рассчитано на 108 часов, в том числе 72 аудиторных часа, 36 часов самостоятельной работы.

Программа-минимум предусматривает проведение лекций, лабораторных (практических) занятий и выполнение индивидуальной выпускной работы в виде реферата. Конкретные темы рефератов подготавливают лица из числа профессорско-преподавательского состава, ведущие общеобразовательную дисциплину "Основы информационных технологий". Обучение завершается защитой реферата и сдачей кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине "Основы информационных технологий".


Примерный тематический план общеобразовательной дисциплины "Основы информационных технологий"

N
п/п



Наименование темы



Количество аудиторных часов

лекции


лабораторные
(практические)
занятия

всего


1

Современные информационные
технологии

4

4

8

2

Основные программные средства
информационных технологий

6

12

18

3

Сетевые технологии и Интернет

6

4

10

4

Системы управления базами
данных

4

4

8

5

Защита информации

4

4

8

6

Математическое моделирование и
численные методы

6

4

10

7

Методы оптимизации и системы
поддержки принятия решений

6

4

10

Итого

36

36

72

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"


Тема 1. Современные информационные технологии
Ключевые слова: операционные системы, языки и технологии программирования
История, современное состояние и перспективы развития вычислительной техники. Элементная база, архитектура, сетевая компоновка, производительность.

Понятие информации. Классификация и виды информационных технологий.

Операционные системы. Назначение, классификация, современное состояние, знакомство с возможностями и работа в современной операционной системе.

Языки и технологии программирования. История развития языков программирования. Сравнительная характеристика, назначение и возможности современных языков (Basic, Delphi, C++, Java, C#...). Технологии программирования. Процедурное, объектно-ориентированное и логическое программирование.


Тема 2. Основные программные средства информационных технологий
Ключевые слова: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, системы математических вычислений
Программное обеспечение. Текстовые редакторы - Word, PageMaker и др., их возможности и назначение.

Графические редакторы. Способы хранения и обработки графической информации. Редакторы PhotoShop, CorelDraw и др. Их возможности.

Электронные таблицы Excel. Назначение, возможности.

Сервисные инструментальные средства: файловые менеджеры, архиваторы, электронные словари и переводчики, программы распознавания текста.

Системы математических вычислений MathCad, MathLab. Назначение, возможности, примеры применения.

Система подготовки презентаций. Назначение, возможности. Работа в MS PowerPoint.


Тема 3. Сетевые технологии и Интернет
Ключевые слова: компьютерные сети, Интернет, сервисы Интернет, сайты
Семиуровневая модель структуры протоколов связи. Компьютерные сети.

Организационная структура Internet. Протоколы Internet (TCP и UDP). Основные сервисы Internet (DNS, FTP, HTTP, SNMP, POP3, SNTP).

Скриптовые языки программирования (Java, Perl, HTML, XML).

Инструментальные средства создания web-серверов и web-сайтов (PHP, ASP NET, Delphi). Основы web-дизайна.


Тема 4. Системы управления базами данных
Ключевые слова: база данных, таблицы, транзакции, запросы, язык SQL
Системы управления базами данных. Структура данных, модели данных, создание базы данных и таблиц. Базы данных Access, Oracle, MySQL, Foxpro, dBase, SQL Server и др. Основы языка SQL и построение SQL-запросов.
Тема 5. Защита информации
Ключевые слова: кодирование, антивирусная защита, электронная подпись
Методы и средства защиты информации. Кодирование и декодирование информации. Защита от несанкционированного доступа к данным. Классы безопасности компьютерных систем. Электронная подпись. Организационно-правовые аспекты защиты информации и авторское право.
Тема 6. Математическое моделирование и численные методы
Ключевые слова: математические модели, численные методы
Математические модели и численные методы решения задач в различных предметных областях.

Модели, приводящие к необходимости численного дифференцирования и интегрирования функций. Основные методы и характеристики погрешности.

Модели, описываемые обыкновенными дифференциальными уравнениями. Классификация, методы решения. Методы Рунге-Кутта и прогноза и коррекции.

Модели, описываемые дифференциальными уравнениями в частных производных. Сеточные методы решения. Проекционные методы. Проекционно-сеточные методы (метод конечных элементов). Стандартные пакеты.

Методы математической статистики.
Тема 7. Методы оптимизации и системы поддержки принятия решений
Ключевые слова: оптимизация, методы одномерного поиска, методы безусловной оптимизации, методы условной оптимизации
Оптимизация как заключительный этап вычислительного эксперимента. Модели и постановки задач оптимизации в различных предметных областях. Методы минимизации функций одной переменной. Классификация методов минимизации функций многих переменных. Методы условной оптимизации.

Методы решения вариационных задач. Сведение вариационной задачи к задаче минимизации функции многих переменных. Системы поддержки принятия решений. Понятие об экспертных системах. Обзор и характеристики имеющихся стандартных пакетов программ.


ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

1. Морозевич, А.Н. Информатика / А.Н.Морозевич, А.М.Зеневич. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 285 с.

2. Акулов, О.А. Информатика: базовый курс: учебник для студентов высших учебных заведений, бакалавров, магистров по направлению "Информатика и вычислительная техника" / О.А.Акулов, Н.В.Медведев. - М.: Омега-Л, 2009. - 574 с.

3. Острейковский, В.А. Информатика / В.А.Острейковский. - М.: Высшая школа, 2009. - 510 с.

4. Гордеев, А. Операционные системы. Учебник для ВУЗов / А.Гордеев. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.

5. Стоцкий, Ю.А. Microsoft Office 2010 / Ю.А.Стоцкий, А.Васильев, И.Телина. - СПб.: Питер, 2011. - 425 с.

6. Олифер, В.Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В.Г.Олифер, Н.А.Олифер. - СПб.: Питер, 2010. - 960 с.

7. Кузнецов, М.В. Практика создания Web-сайтов / М.В.Кузнецов, И.В.Симдянов. - 2-е издание. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 1264 с.

8. Сеннов, А.С. Access 2010. Учебный курс / А.С.Сеннов. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

9. Алан Бьюли. Изучаем SQL / Алан Бьюли. - Изд. Символ-Плюс, 2007. - 312 с.

10. Шаньгин, В. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства // В.Шаньгин. - Изд. МКД Пресс, 2010. - 544 с.

11. Калинкин, Н.Н. Численные методы / Н.Н.Калинкин - М.: Наука, 1978. - 512 с.

12. Банди, Б. Методы оптимизации. Вводный курс / Б.Банди. - М.: Мир, 1989. - 277 с.

13. Черноруцкий, И.Г. Методы принятия решений / И.Г.Черноруцкий. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 416 с.


Дополнительная литература

1. Батин, Н.В. Основы информационных технологий: учеб.-метод. пособие / Н.В.Батин [и др.], под общ. ред. В.В.Шкурко. - Мн.: Институт подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси, 2008. - 253 с.

2. Трофимов, В.В. Информатика / В.В.Трофимов и др. / под ред. В.В.Трофимова. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 910 с.

3. Колосов, С.В. Программирование в среде Delphi / С.В.Колосов. - Мн.: БГУИР, 2005. - 166 с.

4. Дьяконов, В. MathCad 8-12 для всех / В.Дьяконов. - М.: СОЛОН-Пресс, 2005. - 632 с.

5. Потемкин, В.Г. MATLAB 6: Среда проектирования инженерных приложений / В.Г.Потемкин. - М.: Диалог-МИФИ, 2003. - 444 с.

6. Хабрейкен, Дж. Изучи Microsoft PowerPoint 2002 за 10 минут / Дж. Хабрейкен. - Изд. Вильямс, 2002. - 192 с.

7. Соломенчук, В. Интернет: краткий курс / В.Соломенчук. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.

8. Барсуков, В.С. Безопасность: Технологии, средства, услуги / В.С.Барсуков. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. - 496 с.

9. Как противостоять вирусной атаке / под ред. Д.Зегжба, 1995. - 320 с.

10. Ливак, Е.Н. Защита информации: учебное пособие в 4 частях / Е.Н.Ливак. - Гродно: ГрГУ, 1998. - 200 с.

11. Лебедев, А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях / А.Н.Лебедев. - М.: Радио и связь, 1989. - 224 с.

12. Марчук, Г.И. Методы вычислительной математики / Г.И.Марчук. - М.: Наука, 1987. - 534 с.

13. Марчук, Г.И. Введение в проекционно-сеточные методы / Г.И.Марчук, В.И.Агошков. - М.: Наука, 1981. - 414 с.

14. Гилл, Ф. Численные методы условной оптимизации / Ф.Гилл, У.Мюррей. - М.: Мир, 1977. - 297 с.

15. Алексеев, В.М. Оптимальное управление / В.М.Алексеев, В.М.Тихомиров, С.В.Фомин. - М.: Наука, 1980. - 429 с.



16. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации".