Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки состоит из двух обязательных разделов

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки состоит из двух обязательных разделов

Скачать 105,22 Kb.


Дата27.07.2017
Размер105,22 Kb.

Скачать 105,22 Kb.

Введение

Основу данной программы составляют основные достижения, проблемы и перспективы развития философии науки, ее главные этапы, место и роль научного познания в социокультурном измерении, эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их структура, основание науки, прогностические функции философского знания, взаимовлияние философии и науки, научные революции и смена типов научной рациональности, особенности глобальных научных революций, стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки, методологические основы научно-исследовательской работы.

Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки состоит из двух обязательных разделов:

1) «Общие проблемы истории и философии науки»: данный раздел предназначен для аспирантов и соискателей всех научных специальностей. Он представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии; рассматриваются проблемы кризиса современной техногенной цивилизации и глобальные тенденции смены научной картины мира, типов научной рациональности, систем ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

2) «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» или «Философские проблемы технических наук» (в зависимости от специальности аспиранта)

Экзаменационные билеты должны включать два вопроса из раздела «Общие проблемы истории и философии науки» и один  вопрос  из раздела «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» («Философские проблемы технических наук»). Допуск к кандидатскому экзамену осуществляется после защиты реферата.

На кандидатском экзамене по дисциплине «История и философии науки» аспирант (соискатель) должен продемонстрировать:

- владение категориальным аппаратом философии науки;

- системные мировоззренческие и методологические знания  историко-философских основ научно-познавательной деятельности;

- умение использовать теории и методы философских и экономических наук в процессе решения проблем в  избранной научной области исследования.

Указанные знания и умения аспирант приобретает в процессе освоения обязательной дисциплины ОД.А.01 «История и философия науки», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов.
Структура кандидатского экзамена

по истории и философии науки

Кандидатский экзамен по курсу «История и философия науки» состоит из двух этапов: практического (написание реферата по истории науки) и теоретического (сдача кандидатского экзамена).

1) Практический этап: аспирант (соискатель) на базе самостоятельно изученного историко-научного материала представляет реферат по истории экономических наук. Тема реферата согласуется с научным руководителем и утверждается приказом ректора института. Проверку реферата осуществляет преподаватель кафедры философии и социальных наук, который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено-незачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче экзамена по истории и философии науки.

2) Теоретический этап: аспирант (соискатель) на базе прослушанного курса «История и философия науки» сдает кандидатский экзамен.



Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу

«История и философии науки»
Общие проблемы истории и философии науки

  1. Основные подходы и этапы развития философии науки в 20 – 21 вв.

  2. К. Поппер и его работа «Логика научного открытия»

  3. Т. Кун и его работа «Структура научных революций»

  4. Проблемы изучения науки в философии постпозитивизма

  5. Проблемы изучения науки в философии постмодернизма

  6. Сциентизм и антисциентизм.

  7. Социологические подходы к развитию науки

  8. Проблема интернализма и экстернализма в науке

  9. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Их базисные тезисы.

  10. Особенности, основные подходы к изучению пранауки

  11. Донаучная картина мира в первобытной культуре

  12. Античная наука

  13. Специфика и структура средневекового знания

  14. Проблема соотношения веры и разума в средневековой культуре и науке

  15. Западная и Восточная ветви средневековой науки. Знания на Руси

  16. Технические и научные достижения Средневековья

  17. Наука эпохи Возрождения

  18. Классическая наука Нового времени 17 – 19 вв.

  19. Наука эпохи Просвещения (17 – конец 18 вв.).

  20. Промышленная революция (конец 18 – 19 вв.).

  21. Особенности современного этапа развития науки

  22. Научная картина мира, созданная современной наукой XX – XXI вв.

  23. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций

  24. Внутридисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке

  25. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций

  26. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знания

  27. Глобальные революции и смена типов научной рациональности. Сущность классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности

  28. Главные характеристики современной постнеклассической науки

  29. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска

  30. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов

  31. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки

  32. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности

  33. Изменение мировоззренческих ориентаций (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации

  34. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки

  35. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее философские основания

  36. Характеристика современного ученого.

  37. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности

  38. Коммуникация и трансляция как типы научного общения. Историческое развитие способов трансляции научных знаний

2 часть

  1. Сущность эпистемологии и парадигмы

  2. Основные концепции философии науки

  3. Особенности и структура научного знания

  4. Наука и философия

  5. Наука и искусство

  6. Функции науки в жизни общества

  7. Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни.

  8. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

  9. Эмпирическое знание и его структура. Противоположность эмпиризма и схоластического теоретизирования.

  10. Теоретическое знание и его структура

  11. Типы научных теорий, их основные функции

  12. Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики

  13. Основания науки и современные модели

  14. Идеалы и нормы исследования

  15. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции

  16. Понятие метода научного исследования и методологии. Классификация методов

  17. Модели соотношения философии и частных наук. Функции философии в научном познании

  18. Соотношение эмпирических, теоретических и общелогических методов и приемов исследования

  19. Проблема понимания и объяснения в научном познании

  20. Динамика научного знания, модели роста

  21. Теоретические модели, их основные характеристики и роль в познании действительности

  22. Обоснование закона как главная цель теоретического исследования

  23. Характеристика развитой (зрелой, обобщающей, фундаментальной) теории

  24. Проблемные ситуации в науке, их основные признаки.

  25. Соотношение проблемы, гипотезы, теории по Кохановскому

  26. Преемственность в развитии научных знаний, ее сущность и объективная основа

  27. Традиции и новаторство. Редукционизм в научном познании

  28. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки

  29. Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования

  30. Дифференциация и интеграция наук как закономерность их развития. Ускорение развития наук

  31. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации в современной науке

  32. Теоретизация и диалектизация науки. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма

  33. Наука и экономика

  34. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки

  35. Синхронный и диахронный способы передачи научных знаний

  36. Роль философских категорий в освоении новых типов системных объектов

  37. Прогностическая функция философского знания

  38. Наука как социокультурный феномен и как социальный институт


Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Особенности научных революций в развитии социально-гуманитарного познания

2. История социально-гуманитарной познавательной деятельности

3. Особенности социально-гуманитарного познания

4. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (К. Дильтей «Категории жизни».

5. Проблема ценностей и истины в социально-гуманитарном познании

6. Роль исследовательских программ в социально-гуманитарном познании

7. Философско-методологический анализ текста как основа гуманитарных дисциплин

8. Герменевтика (история развития герменевтических идей в познании, современная герменевтика и методология гуманитарных наук, герменевтика и философия) (Гадамер «Истина и метод»).

9. Социальные пространство, время и хронотоп в социально-гуманитарном знании

10. Коммуникативность как условие создания социально-гуманитарного знания

11. Эмпирические и теоретические компоненты в социальном познании.

12. Методы и средства социально-гуманитарного познания.

Философские проблемы технических наук

1. Периодизация глобальных революций в истории естествознания.

2. Научная картина мира классического естествознания (Коперник, Бруно, Кеплер, Галилей, Ньютон).

3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (В.И. Вернадский «Научная мысль как планетарное явление»).

4. Особенности неклассического естествознания.

5. Природа и специфика техники. Этапы и специфика развития технического знания.

6. Техника как объект философского исследования.

7. Проблема сущности техники в древнегреческой философии.

8. Техника в контексте проблем западной цивилизации.

9. Структура, этапы и проблемы НТП.

10. Интеграция науки и производства на современном этапе.

11. Приоритеты государственной политики в сфере науки и техники.



12. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Х.Ортега-и-Гассет «Размышление о технике».

Примерная тематика рефератов по курсу «История и философия науки»

  1. Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.

  2. Основная проблематика экономической мысли Античности.

  3. Основные итоги и направления экономической мысли Средневековья.

  4. Меркантилизм как форма генезиса экономической теории.

  5. Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы политической экономии.

  6. Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.

  7. Д. Риккардо как лидер английской классической школы.

  8. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI–XVIII вв.).

  9. Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в XIX в.

  10. Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.

  11. Предшественники маржинализма в мировой экономической литературе XVIII – первой половины XIX в.

  12. Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономической теории.

  13. Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм: сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.

  14. Австрийская и неоавстрийская школа (конец XIX–XX в.): развитие традиции.

  15. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.

  16. Основные школы кейнсианства во второй половине XX в.

  17. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

  18. Развитие неоклассической теории благосостояния в XX в.

  19. Кризис экономической теории в XX в.

  20. Новейшие дискуссии об экономическом наследии В. И. Ленина.

  21. Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.

  22. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР (1950-1980-е гг.).

  23. Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли (после 1991 г.).


Литература по курсу

«История и философия науки»


  1. Батурин, В.К. Философия науки: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 303 c.

  2. Бельская, Е.Ю. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов; Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моторина. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 416 c.

  3. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: Учебное пособие для магистров / Б.Н. Бессонов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 394 c.

  4. Борзенков, В.Г. История и философия науки. В 4-х т.Т. 1. История и философия науки. В 4-х книгах. Книга I: Общие вопросы: Учебное пособие / В.Г. Борзенков. - М.: МГУ, 2012. - 264 c.

  5. Булдаков, С.К. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / С.К. Булдаков. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 141 c.

  6. Бучило, Н.Ф. История и философия науки: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2012. - 432 c.

  7. Вальяно, М.В. История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 208 c.

  8. Вечканов, В.Э. История и философия науки: Учебное пособие / В.Э. Вечканов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

  9. Лебедев, С.А. Философия науки: общие проблемы: Учебное пособие / С.А. Лебедев. - М.: МГУ, 2012. - 336 c.

  10. Мамзин А.С., Сиверцев Е.Ю. История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 360 с. — Серия : Магистр.

  11. Мареева, Е.В. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 333 c.

  12. Маринко, Г.И. История и философия науки. В 4-х т. Т. 2. История и философия науки. В 4-х книгах. Книга 2: История и философия наук об управлении: Учебное пособие / Г.И. Маринко. - М.: МГУ, 2012. - 240 c.

  13. Островский, Э.В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 328 c.

  14. Степин, В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. - М.: Трикста, Акад. Проект, 2012. - 423 c.

  • Структура кандидатского экзамена по истории и философии науки
  • Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философии науки» Общие проблемы истории и философии науки
  • Философские проблемы социально-гуманитарных наук
  • Философские проблемы технических наук
  • Примерная тематика рефератов по курсу «История и философия науки»
  • Литература по курсу «История и философия науки»