Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



страница1/17
Дата12.03.2018
Размер4,16 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17









СОДЕРЖАНИЕ




Общие положения

1. Целевой раздел:

3

1.1. Пояснительная записка

5-11

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

11-24

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

24-32

2. Содержательный раздел:

32

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

32-74

2.2. Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приложение)

72

2.3. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

72-80

2.4. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни

80-84

2.5 Программа коррекционной работы

85-92

3. Организационный раздел:

93

3.1. Учебный план начального общего образования

93-102

3.2. План внеурочной деятельности

102-154

3.3 Календарный учебный график МБОУ СОШ № 117 на 2015-2016

154-155

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

155-164



Общие положения

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее – ПООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее— ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. При разработке ПООП НОО учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.

На основе ПООП НОО разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательной организации имеющей государственную аккредитацию, с учётом типа этой организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет организации, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно­-общественный характер управления образовательной организацией.

Содержание основной образовательной программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

–пояснительную записку;

–планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

–систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

–программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

–программы отдельных учебных предметов, курсов;

–программу духовно-­нравственного развития, воспитания обучающихся;

–программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

–программу коррекционной работы.



Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

–учебный план начального общего образования;

–план внеурочной деятельности;

–календарный учебный график;

–систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Образовательная организация, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:

–с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в этой образовательной организации;

–с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 117с углубленным изучением иностранных языков – это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования. Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития обучающегося, означает познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.


Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:

  • обучающихся – в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ СОШ № 117 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании», а именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство культурного и образовательного пространства, развитие региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемой на начальной ступени образования.

Цели основной общеобразовательной программы:

  • подготовка обучающихся к обучению в основной школе;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

  • формирование ключевых компетентностей обучающегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Задачи основной общеобразовательной программы:


  • побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельного выбора;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

Принципы и подходы к формированию Образовательной программы

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­-деятельностный подход, который предполагает:

–воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

–переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

–ориентацию на достижение цели и основного результата образования— развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

–признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

–учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-­воспитательных целей и путей их достижения;

–обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;

–разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика,

динамические паузы, экскурсии на природу.


Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка.
Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать

целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями.


Принцип практической направленности предусматривает формирование

универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умениями работать с разными источниками информации и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве, в разном качестве; способности работать самостоятельно.


Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка.
Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного

(конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи).


Состав участников образовательного процесса

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются:

обучающиеся - дети, достигшие школьного возраста, не младше 6,5 лет;

педагогические работники общеобразовательного учреждения, изучившие требования, предъявляемые к ООП ФГОС, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование;

родители (законные представители) обучающихся, изучившие особенности ООП, нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие её выполнение.

ООП реализует функцию общественного договора с родителями, предоставляет возможность родителям участвовать в работе органов общественного управления.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа— особый этап в жизни ребёнка, связанный:

– с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка— с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

– с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

– с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

– с формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

–с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

–с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11лет):

–центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно-­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

–развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.



Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.

ООП начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели для обучающихся 1 - классов и шестидневной учебной недели для обучающихся 2-4 классов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

  • 2. Содержательный раздел
  • 3. Организационный раздел
  • 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка.
  • Цели основной общеобразовательной программы
  • Задачи основной общеобразовательной программы
  • Принципы и подходы к формированию Образовательной программы В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­-деятельностный подход
  • Состав участников образовательного процесса
  • Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок