Программа факультатива по истории «История религии»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа факультатива по истории «История религии»



страница1/3
Дата10.05.2017
Размер0,93 Mb.


  1   2   3
РЕФЕРАТ
Систематизированы формы внеклассной работы, обеспечивающие повышение качества обучения, формирование коммуникативных компетенций и развитие профессиональной ориентации учащихся, разработаны научноинформационные материалы по проведению факультативных занятий и организации тематических выставок в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г. Москвы.
Страниц – 72, библиографических источников -.19

Ключевые слова: внеклассная работа, факультативные занятия, тематические кружки, школьный музей, профессиональная ориентация, тематические выставки.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат……………………..…………………….……………………….

Список исполнителей ….….………………….………………………….

Оглавление…………………….……………….…………………………

Введение…………………….………………….…………………………

1. Анализ и систематизация форм внеклассной работы по развитию интереса и повышению мотивации к успешному обучению учащихся…………………………………………………………………….

1.1. Формы внеклассной работы, обеспечивающие повышение качества обучения, формирование коммуникативных компетенций и развитие профессиональной ориентации учащихся….………………..

1.2. Опыт проведения нетрадиционных уроков, ориентированных на повышение качества обучения и развитие личности…………………..

1.3. Опыт организации музейной работы в школе и роль школьных музеев в повышении качества обучения, формировании коммуникативных компетенций и развитии профессиональной ориентации учащихся…………………………………………………….

1.4. Программа факультатива по истории «История религии»...…………………………………………………………………

2. Разработка научноинформационных материалов по организации тематических выставок, обеспечивающих повышение качества обучения и развитие профессиональной ориентации учащихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г. Москвы…………………………………………………...

2.1. Методические рекомендации по организации тематических выставок, направленных на повышение качества обучения и развитие профессиональной ориентации учащихся………..……………………….

Литература…………………………………………………………………..




2

3

4



5

7

7


21

35
51

55

55

71





ВВЕДЕНИЕ
Поиск новый путей, методик педагогического процесса происходит как на уровне теоретического обобщения и развития, так и на уровне экспериментально-практического действия, организационно- управленческого процесса. Инновация сегодня – это системное прочтения стратегических задач общественного познания: включение дифференцированного знания в единый процесс, инвариантное «содружество», развитие междисциплинарных связей на уровне содержания знания и методик познания.

Современная школа - базовое звено образования, в котором в первую очередь осуществляются процессы реформирования. Современная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации учебного процесса. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.

Решение данных проблем возможно в системе внеклассной учебной деятельности учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.

Многообразие внеклассных форм организации обучения порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика, что обусловливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений. Развитие системы внеклассной учебной деятельности придает процессу образования творческий характер, обусловливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.

Проведенный анализ состояния организации неурочных форм учебной деятельности учащихся выявил неполноту исследования подобной организационной формы учебной деятельности. Это позволяет утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость этого явления в педагогической практике, оно не реализовало своих объективных возможностей в полной мере, по следующим причинам:

- органы образования, образовательные учреждения не используют возможности внеклассных форм для повышения эффективности обучения и воспитания детей;

- большинство педагогов не готово к работе в поисковом режиме, выявлению детей, склонных к такой деятельности;

- программно-методическое обеспечение поисково-исследовательской работы с учащимися разработано недостаточно;

- выявление и развитие «творческого» ребенка проходит путем стихийного отбора, а не на основе современных представлений о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи таким детям.

Актуальность проблемы определяется необходимостью


разрешения указанных противоречий, а также необходимостью целостного теоретического осмысления сущности, структуры и особенностей системы внеклассной формы организации учебной деятельности учащихся, позволяющей расширить диапазон базового образования, создать оптимальные условия для саморазвития личности.



  1. АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА И ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ




    1. Формы внеклассной работы, обеспечивающие повышение качества обучения, формирование коммуникативных компетенций и развитие профессиональной ориентации учащихся

Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения. Под формой обучения в данном случае понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. В методиках преподавания различных предметов на протяжении многих десятилетий исторически установились многообразные формы учебной работы. В дополнение к основной форме преподавания предметов учебного плана – уроку - в практике школ складывались другие формы учебной работы с учащимися, реализуемые в системе внеклассной учебной деятельности. В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.

Внеклассная подсистема школы может включать элементы дополнительного образования и воспитания через вариативные формы, методы и приемы взаимодействия ученик-педагог: факультативы, кружки, студии, клубы, олимпиады, викторины, походы, экскурсии, театрализованные вечера, организация музеев и выставок и т.п.

Создание в современной школе самостоятельной структуры, реализующей все многообразие внеклассной учебной деятельности, обеспечивает сближение основного и внеклассного (неурочного) образования. Сегодня внеклассные формы организации обучения - это важная часть образовательного процесса современной школы. Включение внеклассных видов образовательной деятельности в образовательный процесс современной школы содержательно учитывает преобразования, произошедшие в нем, связанные с изменением парадигмы школьного образования Полнота образования в условиях современного социума не может быть обеспечена лишь одной из форм обучения, поэтому концепция взаимодополняемости как расширение образовательных ресурсов может обеспечить полноценное развитие базовых способностей растущего человека. Возникшие вначале как необязательные внеклассные и внешкольные занятия и экскурсии постепенно стали включаться в качестве непременных компонентов учебно-воспитательного процесса при определенном тяготении их к уроку как центру.

Попытки систематизировать различные формы обучения, реализуемые в образовательном процессе школы, предпринимались многими исследователями в области педагогики. Основные принципы классификации различных форм обучения в советской школе устанавливаются в 60-е годы двадцатого столетия. Наиболее полно они нашли свое отражение в классификации, предложенной Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской в учебнике для студентов «Общая методика преподавания биологии», вышедшем в 1983 году1.

Г.М. Муртазин, характеризуя систему внеклассной работы, перечисляет такие ее формы как внеклассные занятия (индивидуальная работа в кабинете, кружки, вечера, олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии и другие. Вместе с тем, он отмечает, что кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по интересам2.

Подобные же классификации были приняты до настоящего времени и другими исследователями. В.Г. Крысько выделяет три основные вида современных форм обучения:

- учебно-плановые (имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений);

- внеплановые (позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор);

- вспомогательные (обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников)3.

Рассмотренная выше классификация более содержательно учитывает изменения, произошедшие в образовательном процессе современной школы, связанные с индивидуализацией процесса обучения, приоритетами развивающих технологий обучения и другими инновациями.

Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками информации.

Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеклассной работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей. Внеклассная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеклассная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеклассной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Несомненно, внеклассная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Применяемые в современной системе образования разнообразные формы организации учебного процесса тесно связаны между собой, при этом следует отметить, что внеклассная форма организации учебной деятельности находится в тесной взаимосвязи с такими формами как учебная и внеучебная деятельность.

Выделяют следующие виды внеклассной формы организации учебного процесса:

-проекты;

-научно-исследовательская работа;

-система кружков и клубов по интересам;

-факультативы и т.д.

Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя и общешкольные мероприятия: такие как фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ и т.д., так и мероприятия проводимые по параллелям и внутри классов. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива.

Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:

1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации.

Особенностью внеклассной работы по каждому предмету является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.

Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеклассной работы. Профессиональная ориентация учащихся – это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества.

Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.

Важное место в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность.

Эффективной формой профориентации во внеклассной работе следует признать проведение конференций, посвященных различным профессиям; организацию тематического лектория.

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

В зависимости от количества участвующих различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы. По периодичности проведения занятий выделяют систематические и эпизодические формы.

Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели знаний, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.



Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, лекторские группы и т. д. Эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по определенному предмету.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.

Фронтальные формы внеклассной работы – неделя знаний («книжкина неделя»), олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными.

Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции) охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Индивидуальная внеклассная работа отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Формы внеклассной работы в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся, способствовала повышению качества обучения, формированию коммуникативных компетенций. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

Рассмотрим потенциал нескольких форм, которые с нашей точки зрения, могут являться не только методами урочно-классной системы, но и вариатизировать саму форму урока.


  1   2   3

  • АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА И ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ