Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «я россиянин»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «я россиянин»



страница1/2
Дата13.10.2017
Размер0,63 Mb.


  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
«Я - Россиянин»

Нефтеюганск, 2011




I. Общие положения

В соответствии с конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2008 г определены духовные и нравственные ценности российского общества:



Справедливость понимаемая как политическое равноправие, как социальные гарантии.

Свобода – личная свобода, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора рода занятий.

Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур.

Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

Патриотизм - глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы. Условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечиваются на основе взаимодействия школы с семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.



Социальный заказ современной общеобразовательной школе сформулирован в концепции духовно-нравственного развития как «система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач». Социальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации.

Национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

Национальное самосознание – разделяемое всеми гражданами представление ос своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые ценности и общая историческая судьба.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся общественные группы, организации, формы прямого волеизъявления. Гражданское общество предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков. Культурное многообразие и свобода культурного выбора является условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан, независимо от национальности, политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общественных отношений.

Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

Воспитание – педагогически-организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически-организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
II. Цели и задачи:
Цель:

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач.

Задачи:

1.Формировать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;


2.Формировать чувство патриотизма и гражданской солидарности;
3.Формировать способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
4.Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
5.Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
6.Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
7.Способствовать осознанию младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
8.Формировать основы культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России, через активное включение в социум;
9.Формировать у младшего школьника уважительного отношения к культурно-историческим и этническим традициям российской семьи, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Методологической базой для написания программы послужили принципы нравственного воспитания личности растущего человека:

  1. Принцип природосообразности, который предполагает обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;

  2. Принцип культуросообразности, который предполагает опору в нравственном воспитании на национальные традиции народа;

  3. Принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества учителя, родителей и ребенка на основе уважения и доверия к нему.


Основой духовно-нравственного воспитания младших школьников становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:
– культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),
– нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),
– этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Основополагающими принципами, на которых строится процесс воспитания в нашей школе, являются:

1.Гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса.

2.Разумная дисциплина и порядок.

3.Возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых.

4.Демократические принципы управления учреждением.

5.Принцип выбора;

6.Принцип здоровьесбережения.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа (модель) человека, имеющего приоритетное значение для общества в современных социокультурных условиях.


III.Модель выпускника начальной школы:


  • любознательный, проявляющий исследовательский интерес;

  • активно познающий мир;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

  • уважительно относящийся к окружающим, к иной точке зрения;

  • умеющий учиться, способный к самоорганизации;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой;

  • имеющий навыки самоорганизации и ведения здорового образа жизни;

  • познающий себя, утверждающий себя в роли взрослого человека;

  • готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми;

  • умеющий работать в группе и индивидуально;

  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни;

  • готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.


IV.Концепция программы.
Духовно – нравственное воспитание в школе –

это целенаправленный, обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

   усилить гуманистическую направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

   использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.



Департамент образования


 

Центры дополнительного образования детей,

 

Учреждения культуры:

-«Волшебная флейта»

- Кинотеатр «Юган»

- СК «Сибиряк»

- Музеи и т.д.


 

 

 

 

 

ЦГБ

 

МБОУ

«СОШ №9»


 

Комитет опеки и попечительства,

КДН, ОДН, УВД




 

 

 

 

 

Центр молодежных инициатив,

Молодежная биржа труда



 

Городской гражданский клуб

 

СМИ:

-«Юганская ярморка», «Здравствуйте, Нефтеюганцы!»

и т.д.


 

 

 



V.Основные принципы организации

духовно-нравственного развития и воспитания
Организация социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России осуществляется на основе:

-нравственного примера педагога (Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, к коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

-социально- педагогического партнерства (Выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);

-индивидуально-личностного развития (Педагогическая поддержка самоопределения личности, ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации. Воспитание ценности жизни, труда, семьи, других людей, общества, Отечества, всего того, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

-интегративности программы духовно-нравственного воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную;

-социальной востребованности воспитания (Духовно-нравственное воспитание эффективно, когда оно становится актуальным для самого обучающегося, когда оно открывает пред ним возможности для нравственного поступка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).


VI.Приоритетные направления программы.


  1. Гражданско-патриотическое воспитание (через Детскую общественную организацию «Дети XXI века», систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, часы общения, месячник гражданского - патриотического образования «Права человека»), способствующее осознанию школьниками причастности к судьбе России, ответственности за себя и окружающую действительность, готовность и способность строить жизнь, достойную человека;

  2. Эстетическое воспитание (через систему КТД, концертную деятельность, взаимодействие с городским театром кукол «Волшебная флейта», кинотеатром «Юган», творческие коллективы школы), способствующее созданию условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности, развитие творчества, инициативы.

  3. Спортивно – оздоровительное воспитание (через дополнительное образование детей, спортивные соревнования, участие в Спартакиаде школьников), способствующее сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;

  4. Работа с органами ученического самоуправления (совет лидеров), способствующую созданию условий для формирования личности обучающегося – человека обладающего духовным богатством, готового к самоопределению в жизни, способного к творчеству и самостоятельности в различных сферах;

  5. Приобщение семей к процессу воспитания обучающихся (подпрограмма «Семья») способствующее привлечению родителей и педагогов к организационной работе с детьми; организация работы в режиме субъектных отношений; педагогическое просвещение родителей

  6. Сохранение и укрепление традиций школы, способствующих воспитанию у школьников чувство гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности.

  7. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  8. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);


VII. Содержание программы:
Подпрограмма «Семья».
Цели и задачи:
■ Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

■ Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

■ Коммуникационная: обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

■ Воспитательная: формирование ценностного отношения к семье, социальные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких, как «забота моего Я».


Центральная идея:
Идея личностно - организационного подхода на основе координации воспитательной деятельности школы и семьи воспитанника, забота о развитии ребенка.
Основные подходы:
1.Формирующий подход: формирование нравственно-ценностных качеств личности;

2.Развивающий подход: создание условий востребованности творческих задатков личности, способствующих личностному развитию.


Основные принципы:


  • Отказ от репрессивного характера общения педагога и родителя, родителя и ребенка;

  • Диагностичность процесса воспитания, которая позволяет своевременно выявить и корректировать воспитательный процесс в школе и в семье;

  • Личностное ориентирование, которое основывается на дифференцированном подборе основных средств воспитания, на создании ситуации успеха;

  • Конструктивный характер общения с родителями на основе анализа результатов наблюдения, педагогических рекомендаций;

  • Уважение родителей;

  • Уважение учителей.


Основные методы взаимодействия с родителями детей:
® Педагогическое просвещение;

® Родительский педагогический анализ;

® Родительское осмысление воспитания детей;

® Родительское соучастие в работе педагога;

® Родительское сотворчество;

® Родительское научение, тренинг.


Основные формы взаимодействия с родителями:
КОЛЛЕКТИВНЫЕ:

* Родительское собрание (классное, общешкольное);

* Родительский комитет;

* Педагогический лекторий;

* День открытых дверей;

* Родители – организаторы и участники школьных мероприятий;

* Тематические педагогические консультации;

* Праздничные концерты и вечера как сотворчество с детьми;


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

* Индивидуальные беседы;

* Индивидуальные консультации;

* Письменные обращения;

* Педагогические поручения;

* Посещение семьи ученика (в исключительных случаях);

* Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми;

* Беседа детей с родителями в роли гостей класса;



* Анкетирование.
Ключевые слова программы:
Семейное воспитание - непрерывный процесс всестороннего воздействия на поведение и эмоциональную сферу ребенка. Важно чтобы оно было положительно ориентировано, чтобы ребенок чувствовал значимость своего существования.

Забота о развитии воспитанника - забота о его самочувствии, состоянии души физического и психологического здоровья, успешности деятельности, положении в группе групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге о счастье подрастающее личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Родители - главные люди в жизни ребенка, формирующие своим примером нравственный облик ребенка. Непосредственно занимаются воспитанием своего ребенка, при необходимости обращаются за педагогической помощью в школу.

Воспитанник - объект воспитания, личность, которую нужно развивать, формируя ценностные ориентиры будущего семьянина, помогать преодолевать негативные поступки и проявления в поведении.

Семья - первооснова нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, основанная на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

Родительское собрание, Родительский комитет органы школьного и родительского самоуправления.

Диагностика процесса воспитания — анализ воспитанности детей в семье, анкетирование родителей, ознакомление родителей с результатами изучения проявления, формирующегося деятельностно - волевого характера ребенка.

Воспитание - деятельность по развитию духовного мира личности, оказании педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа, как процесс; самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих внешней инициативы. Это обучение правилам жизни, совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие способности порождать, придавать смысл.
Единство и взаимосвязь школы и семьи:
Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение. Уважение к родителям безусловно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условии низкого поведения родителей. Уважение к педагогу - это другая сторона фундаментального основания. Уважение к себе педагог строит самостоятельно, опираясь на психологические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших проявлениях. Для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах используется дневники, письменные обращения к родителям, приглашение родителей для беседы или для посещения урока, родительские собрания и т.д. Координатором помощи родителей школе, их участия в школьной жизни является родительский комитет.

Современная модель сотрудничества педагога с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Правовой основой взаимодействия образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Содержание деятельности:


п/п


Этап

Цели и задачи

Формы и методы работы

Ожидаемые результаты

1

Подготовительный период - работа с пед. коллективом

Ознакомление кл. руководителей с их обязанностями, утверждение плана родительских собраний, родительского лектория

Пед. Совет, МО кл. рук-лей

Понимание целей и задач воспитания ценности семейных отношений

2

Начальная школа (см. пункт 2)

- диагностика семьи и составление характеристик семей воспитанников;

- активное включение в работу с семьей педагога-психолога, воспитателей;

- оказание помощи родителям в умении видеть и понимать изменения происходящие с детьми;

- оказание помощи в формировании у детей нравственных устоев семейной жизни;

- создание системы единых подходов в воспитании ребенка в семье и в школе;

- создание системы организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей;

- внедрение в семейное воспитание таких традиционных нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.


Беседы

Праздники Выставки

Ремонт

Субботники



Лекторий для родителей

Конкурсы

КВН

Ролевые игры




Сформированность у обучающихся ценностного отношения к семье, понимание социальных ролей отца, матери, сына, дочери, внука, внучки, заботливого отношения к младшим и к старшим.

3

Среднее и старшее звенья

создание условий для формирования культуры взаимоотношений в семье. Модели поведения мальчик-девочка, парень-девушка, мужчина-женщина

Выставки

Ремонт


Субботники

Лекторий для родителей

Ролевые игры

Диспуты


Сформированность уважительного отношения к

личности, способности к эмпатии во взаимоотношениях в семье.



4

Итоговый период:

отслеживание самореализации воспитанников после окончания школы

Анкетирование Собеседование


Анализ эффективности помощи школы семье в воспитании детей


Ожидаемые результаты:
I. Сформированность у родителей умения видеть и понимать изменения происходящие с детьми, их сильные и слабые стороны, умение воздействовать на них положительно, уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии;

II. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры

взаимодействия ребенка и родителей;

III. Воспитание будущего семьянина, способного строить семейные взаимоотношения на основе любви, взаимоуважения.


Организационно-методическое и кадровое обеспечение программы:
В школе проблемами взаимодействия с семьей занимаются:

  • Зам. директора по ВР;

  • Учитель;

  • Классный руководитель;

  • Педагог-психолог;

  • Инспектор по охране прав детства, опеке и попечительству.



Подпрограмма «Нравственность»

Гуманность – необходимое условие нравственной устойчивости личности. Компонентами гуманности являются уважение, чуткость, чувство справедливости, сочувствие, доверие, самокритичность, мужество, а также терпимость, уступчивость, требовательность, скромность.

Нравственным началом в человеке является духовность, которая выражает его духовный мир. Духовность – это выражение ценностного сознания. Поэтому формирование нравственности у детей следует осуществлять через различные виды деятельности на основе духовных достижений человечества: Истина, Добро, Красота во всех их частных проявлениях.

Современные нравственные качества: уважение к государству, государственной символике, законам, Конституции, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, социальная активность, милосердие.


Цели и задачи:
Начальная ступень

  • Формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений.

  • Формирование навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

  • Воспитание уважительного отношения к своему роду, семье.

  • Формирование стремления к миру, миролюбию

Основная ступень

  • Изучение и воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям.

  • Понимания смысла человеческого существования.

  • Понимание и соблюдение общепринятых норм поведения.

  • Формирование внутренней этической нормативности

Старшая ступень

  • Создавать благоприятный, эмоционально-психологический и нравственный климат для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании, в уважении, в самоутверждении.

  • Формировать самостоятельность, инициативность и ответственность учащегося


Содержание деятельности:



п/п


Этап

Цели и задачи

Формы и методы работы

Ожидаемые результаты

1

Начальное образование

Формирование нравственных качеств у учащихся, устойчивого нравственного поведения; воспитание добродетелей, повышение уровня воспитанности учащихся.


-игры-инсценировки,

-выставки, беседы,

-акции,

-практические занятия и тренинги,

-день милосердия

-рефлексия своих поступков



Умение показывать положительный пример поведения, проявление нравственных качеств – доброты, дружелюбия, заботы, внимания к близким, младшим, больным, уважительное отношение к окружающим людям.







Формирование гражданских патриотических чувств у учащихся, ответственности, терпимости, любви к своей Родине; воспитание уважения к народным традициям, расширение представлений учащихся об их правах и правах другого человека.

-классные часы «Наши права и обязанности», «С чего начинается Родина?», «Друг в беде не бросит» и т.п.

-посещение музеев и выставок,

-встречи с ветеранами ВОв, локальных войн,

-экскурсии по району и краю,

-военно-спортивные праздники,

-концерты к Дню Победы.



Знание учащимися своей родословной, традиций своей семьи, школы, страны; знание учащимися своих прав и уважение прав другого человека; соблюдение Кодекса Чести.

Формирование интереса к трудовой деятельности; навыков учебного труда, самоорганизации как основы перехода в среднее звено

-дежурство в классе и в школе,

-классные часы,

-субботники,

-конкурсы лучших учащихся по предметам,

- практикум «Мои любимые дела», «Умей себе помочь», «Правила успешной учебы»


Навыки учебного и полезного труда, позитивное отношение к общественно-полезному труду, развитие трудолюбия.

Формирование представлений о речевом этикете, научение вежливости; воспитание культуры взаимоотношений, формирование представлений о красоте поступка, усвоение учащимися правил культуры поведения в общественных местах.

-день вежливости,

-игры,


-беседы,

-Тесты-упражнения,

-тренинги,

-занятия,

-праздники.


Знание речевого этикета учащимися; владение азами невербального этикета, развитие внимательности, заботливости, женственности и мужественности у учащихся, знание и соблюдение учащимися правил поведение в общественных местах.

2

Основная ступень

Формирование нравственных качеств личности ребенка: гуманизм, патриотизм, честность, справедливость, ответственность, уважение к окружающим людям, чувство собственного достоинства

-классные часы знакомства с нормами поведения, Кодексом Чести,

-беседы о бережном отношении к имуществу школы,

-беседы, тренинги, практические занятия по составлению эталонов поведения для мальчиков и девочек,

- «Азбука нравственности»,

-неделя этикета,

-этическая грамматика,

-уроки мужества,

-уроки памяти,

-выполнение заданий Совета музея по сбору материалов,

-музейные гостиные,

- дни воинской славы,

- Фестивали солдатской песни;

-Вахты и дни памяти;

- Военно-спортивные игры;

-профилактические беседы о предупреждении правонарушений;

-Классные часы «Человек и Закон»;

-встречи с работниками милиции;

-турниры и олимпиады по правоведению,

-уголок правовых знаний,

-социальные проекты.



Сформированность системы нравственно-этических ценностей личности.

Устойчивое нравственное поведение






Старшая ступень

Создавать благоприятный эмоционально-психологический и нравственный климат ля удовлетворения базовых потребностей личности ребенка в защищенности, в признании, в уважении, в самоутверждении; формировать самостоятельность, инициативность и ответственность учащегося.

-организованная совместная полезная деятельность в различных сферах: учебная, трудовая, исследовательская, досуговая; участие в работе органов школьного самоуправления.

Сформированность идеала жизни, идеала человека, жизненной позиции. Умение быть субъектом своей жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный человека выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я»
  1   2